Научная статья на тему 'Психолого-акмеологическая коррекция отношений конкурентов в предпринимательстве'

Психолого-акмеологическая коррекция отношений конкурентов в предпринимательстве Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
65
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ОТНОШЕНИЯ КОНКУРЕНТОВ / КОРРЕКЦИЯ ОТНОШЕНИЙ / COMPETITION / ENTREPRENEUR / RELATIONSHIPS OF COMPETITORS / CORRECTION OF RELATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никольская А. А.

В статье излагаются актуальные вопросы конкурентных отношений в бизнесе и методов психолого-акмеологической коррекции деструктивных и неэффективных форм взаимоотношений конкурентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-akmeologic correction the competitors in business relations

In the article sets out current issues of competitive relations in business and methods of psychological and akmeological correction of destructive and inefficient forms of relationship rivals.

Текст научной работы на тему «Психолого-акмеологическая коррекция отношений конкурентов в предпринимательстве»

Вместе с тем 18% опрошенных отмечают отдельные признаки психоэмоционального истощения по таким показателям, как работа с большим напряжением, чувство усталости, проявления раздражительности, приступают к работе недостаточно отдохнувшими. Показатели так называемого личностного отдаления относительно благоприятны, однако показатели профессиональной мотивации менее благоприятны. Так, около 40% опрошенных высказали готовность сменить работу в случае возможности получить менее напряженную работу. Около 50% считают, что могут дать работе больше сил, чем дают. 14% склонны считать, что работают в основном потому, что надо где-то работать. На вопрос «Я люблю свою работу» 21% отвечает по пункту «редко». 15% выражают недовольство своим положением на работе и в обществе, 10% не испытывают энтузиазма в отношении работы, 9% на вопрос о компетентности возникающих на работе проблем ответили по пункту «редко».

Разработанная и реализуемая программа коррекции основных видов профессиональной деформации учитывает результаты данного типа исследований в отношении сотрудников МВД и обобщения практики работы психологов и работников кадровых служб и включает: - информирование сотрудников полиции о типичных видах профессиональных деформаций и ведущих видах динамики таких процессов в зависимости от стажа; организацию коллективных обсуждений, дискуссий в целях обмена опытом и повышения уровня аутопсихологической компетентности; методы формирования позитивных ценностных ори-ентаций в целях обогащения содержательно-смыслового потенциала в отношении к результативным и процессуальным компонентам профессиональной деятельности; обучение методам релаксации, снятия стрессовых состояний в ходе работы и в основные периоды завершения рабочих циклов; проведение занятий тренингового типа для коррекции ряда ведущих видов профессиональных деформаций.

Литература:

[1]. Акмеологические технологии личностно-профессионального развития государственных служащих. М.: РАГС, 2003.

[2]. Бабаева Н.А. Продуктивность методов саморегуляции в акмеологической практике. Автореферат кандидатской дисс. М.,РАГС , 2004.

[3]. Байсагуров Ю.Д. Мотивационные характеристики нормативного и сверхнормативного режимов профессиональной деятельности. Автореферат канд. дисс. М., 2005.

[4]. Бакштанский В.А., Жданов О.И. Менеджмент жизни. М.: «Беловодье», 2006 - 464 с.

[5]. Батов М.А. Психологическое воздействие в оздоровительном процессе ветеранов боевых действий. Автореферат канд. диссертации. М., 2009.

[6]. Горобец Т.Н. Аутодеструктивное поведение кризисной личности. М.: РАГС - 170 с.

[7]. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Психологические факторы эффективности профессиональной деятельности кадров госслужбы / Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. М., РАГС, 1997, с. 20-38.

Никольская А.А.

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТНОШЕНИЙ КОНКУРЕНТОВ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Необходимость психолого-акмеологической коррекции отношений конкурентов в предпринимательстве обусловлена становлением в России цивилизованных рыночных отношений, появлением социального слоя предпринимателей, сложным психологическим фоном, сопровождающим экономические реформы в стране. Конкуренция обусловливается суверенным правом каждого из субъектов деловых отношений на реализацию своего экономического потенциала. А это зачастую приводит к конфликтному столкновению между ними, к достижению поставленных предпринимателями целей за счет ущемления интересов других деловых людей. Существует настоятельная необходимость в принятии управленческих решений, регулирующих поведение предпринимателей, коммерческих структур, организаций и фирм. А, по сути, требуется цивилизованное регулирование отношений конкурирующих предпринимателей, фирм и компаний.

Проведенный контент-анализ научной литературы показал, что публикаций, непосредственно и глубоко рассматривающих отношения конкурентов в предпринимательстве, и особенно коррекцию этих отношений, крайне мало. Это труды С.А.Анисимова, В.Г.Зазыкина, Е.И.Кузнецовой, Л.Г.Лаптева, Б.С.Павлова и других. Более того, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Для выявления оптимальных условий и факторов коррекции отношений конкурентов в предпринимательстве была разработана программа психолого-акмеологического исследования, которое было осуществлено в 2011 году. Исследование проводилось на базе крупных страховых компаний города Москвы, в котором принимали участие 50 человек - 10 руководителей и 40 сотрудников страховых компаний. Особенностью эмпирической части исследования является то, что для ее проведения не было достаточно отработанной диагностической базы. Поэтому для изучения феномена отношений конкурентов в предпринимательской деятельности пришлось составить экспериментальную батарею методик, а также опираться на косвенные показатели, отражающие наиболее значимые факторы и личностные характеристики предпринимателей в конкурентных отношениях.

Обратимся непосредственно к психологическим проблемам отношений конкурентов в предпринимательстве. Конкуренция по праву считается одной из наиболее ярких отличительных особенностей предпринимательства и бизнеса в целом. Нельзя сказать, чтобы это явление вызывало однозначное к себе отношение. С одной стороны, существует позиция ученых-экономистов, которые практически единодушно превозносят конкуренцию как двигатель экономического прогресса, как механизм саморегуляции рыночной экономики. С другой стороны, существует общественное мнение, которое скорее склонно видеть в конкуренции нечто отрицательное.

Отношения конкурентов - важный компонент психологии групп межличностных отношений, характеризующий их, и оказывающий многогранное влияние на их деятельность и на входящих в них людей. На основе рассмотренных выше точек зрения дадим обобщенное определение понятию отношений конкурентов. Отношения конкурентов - развивающиеся взаимоотношения людей и организаций по поводу процесса и результатов деятельности. В процессе конкуренции проявляется или сотрудничество, здоровое соперничество или конфронтация людей и организаций друг с другом, сопровождающиеся позитивными или негативными переживаниями или эмоциями.

Исходя из акмеологического понимания содержания и структуры отношений конкурентов в предпринимательстве и опираясь на результаты эмпирического исследования, определены три уровня оценки отношений конкурентов: оптимальный, средний и низкий.

Но на практике состязательное поведение предпринимателей далеко не всегда направлено на достижение среднего или оптимального уровня отношений. Конкурентная психология, тактика и стратегия деятельности предпринимателей разнообразны в своих проявлениях. Психологическая установка на определенный тип конкурентного поведения компании на рынке и осуществление действий, адекватных этой установке, зависят от характера задач, которые ставит перед собой компания, функционирующая в конкурентной среде.

Иначе говоря, проблемы компании, цели и задачи, обусловленные необходимостью решения этих проблем, определяют конкурентную психологию поведения компании, ее отношений с конкурентами, способы ведения борьбы. При этом в любой из возможных ситуаций на выработку и принятие решений о конкурентной стратегии компании определяющее влияние имеет исходная психологическая установка на добросовестную либо недобросовестную конкуренцию или на их сочетание.

Так, в методике диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса выделяется пять типичных форм поведения: соревнование (конкуренция), приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество. К. Томас называет их также способами регулирования конфликтных ситуаций.

Оценка конфликтности (в баллах) составляет: минимальная - 12,00, средняя - 31,40, максимальная - 60,00.

Таблица 1

Оценка распространенности стратегий поведения в конфликтной ситуации

Уровни кон( )ликтности (в баллах)

Тип стратегии Средний Максимальный

1. Соревнование (конкуренция) 5,6 12,0

2. Приспособление 2,6 5,0

3. Компромисс 9,0 11,0

4. Избегание 6,2 9,0

5. Сотрудничество 6,6 11,0

Наиболее часто в выборке доминирует компромисс, затем 5-я «позиция» - сотрудничество и 4-я - избегание, стратегия поведения в конфликте. Однако есть лица, не имеющие доминирующей стратегии поведения в конфликте, точнее, предпочитающие одновременно несколько стратегий. Интересно, что 2-я стратегия (приспособление) обычно не бывает доминирующей. В случае избегания конфликта ни одна из конкурирующих сторон не достигнет успеха; в случаях соперничества, приспособления и компромисса кто-то выигрывает,

кто-то проигрывает, или обе стороны проигрывают, потому что идут на компромисс; только в ситуации сотрудничества обе стороны, как правило, оказываются в выигрыше.

В результате исследования установлено наличие связи между стратегиями поведения и конфликтностью личности испытуемых. Анализ тестов показывает, что конфликтные личности могут выбирать соперничество в качестве стратегии поведения в конфликтной ситуации. Это подтверждают результаты тестов между стратегией избегания (по К. Томасу) и степенью конфликтности личности - неконфликтные люди в группе испытуемых предпочитают уход от конфликта. А личности, у которых наименьшие значения по шкале рангов (конфликтности), выбирают в качестве способа взаимодействия сотрудничество. Обнаружена также связь между стратегией сотрудничества и самооценкой уровня конфликтности, т.е. люди, считающие себя неконфликтными, склонны к сотрудничеству в конфликтной ситуации.

По данным исследования, более конфликтные личности отдают предпочтение стратегии соперничества. Однако в данной выборке более конфликтные представители страховых компаний оценили свой уровень соперничества как средний или ниже среднего. Можно предположить, что данные респонденты не до конца осознают собственную потребность в соперничестве, могут бороться за собственные интересы на уровне скрытых мотивов, т. е. демонстрировать одно поведение, а на скрытом уровне соперничать и ущемлять интересы других.

Таким образом, из результатов исследования представителей страховых компаний, от которых в той или иной степени зависит, как будут складываться отношения с конкурентами, можно сделать следующие выводы.

Свое отношение к конкурентам 46% опрошенных респондентов характеризовали как добросовестное, а 54% страховщиков говорят, что их стратегия практически полностью определена текущими обстоятельствами. Следовательно, почти половина предпринимателей взаимодействуют с конкурентами не всегда добросовестно и даже не видят необходимости скрывать это.

Инициаторами конфликтов в конкурентных отношениях чаще всего выступают предприниматели, претендующие на лидерство, а основной причиной - высокий уровень конфликтности и низкий уровень коммуникации. По данным опроса, каждый четвертый руководитель является источником эмоциональных напряжений, каждый третий сам считает, что ему не удается должным образом контролировать и регулировать свое поведение. Личностные качества почти одной трети предпринимателей могут быть источником разрушительных конфликтов. Для улучшения социально-психологического климата в отношениях конкурентов необходима их профессионально-психологическая диагностика и психоло-го-акмеологическая коррекция этих отношений.

Очень многое зависит от знания психологии конкурентов и способности предвидеть их действия, от умения рассчитать ситуацию на много ходов вперед, оперативно оценить уровень выигрышности позиций и потенциал каждой из задействованных в них субъектов, от сочетания взвешенности и нестандартности решений. Достижение всего перечисленного может потребовать осуществление коррекции отношений конкурентов.

Более того, функции психолого-акмеологической коррекции многообразны и могут быть разделены или сгруппированы по различным признакам. Перечислим только основные функции психолого-акмеологической коррекции отношений конкурентов в предпринимательской деятельности: собственно познавательную, адаптивную, воспитательную, ценностную, ориентационную, регулятивную, нормативную, организационную, экономическую и гуманистическую, Благодаря применению комплексного психолого-акмеологического подхода, использованию акмеологических методов диагностики и акмео-логических технологий коррекции личностно-профессиональных качеств предпринимателей их отношения могут выйти на более высокий уровень, что неизбежно ведет к повышению эффективности профессиональной предпринимательской деятельности.

Литература:

[1]. Анисимов С.А., Деркач А.А., Конюхов Н.И. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности кадров госслужбы. М., 1997.

[2]. ЗазыкинВ.Г., ЧернышевА.П. Менеджер: психологические секреты профессии. - М., 1992.

[3]. Кузнецова Е.И. Развитие конкурентных отношений и экономическая стратегия государства. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник», 2008.

[4]. ШепельВ.М. Настольная книга бизнесмена. М., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.