Научная статья на тему 'Психология в Московском университете:традиции и современность'

Психология в Московском университете:традиции и современность Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
325
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психология в Московском университете:традиции и современность»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2005. № 1

К 250-ЛЕТИЮ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА А. Н. Ждан

ПСИХОЛОГИЯ В МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

250-летний юбилей Московского университета — важнейшее событие в жизни нашей национальной культуры и науки. Психологические воззрения в нашей стране имеют многовековую историю, их истоки восходят к XI в. Однако именно XVIII в. занимает особое место в истории отечественной психологии, так как именно тогда деятельностью выдающихся русских ученых М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, профессоров Московского университета были заложены основания научной психологической мысли. "Не с Московского университета начинается психология в России... Но с основанием университета развитие психологии пошло по подлинно научному пути", — так писал известный историк русской психологии Михаил Васильевич Соколов (1894—1962)1. Причина, в силу которой университет выделяется по своей роли в развитии отечественной науки, кроется в отличительных особенностях университета как научного и образовательного учреждения особого типа. Важнейшая из них — его универсальность. В структурах университета (на факультетах, кафедрах, в лабораториях и институтах) представлены все отрасли науки. Структура университета, включавшая на момент его открытия три факультета, десять кафедр и десять штатных профессоров, в дальнейшем, по мере дифференциации научного знания, расширялась, обогащалась новыми подразделениями. Продолжительное время среди этих структур психология не была представлена. Лишь в 1895 г. на медицинском факультете при Психиатрической клинике была открыта Психологическая лаборатория (заведующий — приват-доцент А.А. Токарский). В 1907 г. профессор кафедры философии историко-филологического факультета Г.И. Челпанов организовал Психологический семинарий. В этом Семинарии он вел занятия по

1 Соколов М.В. Передовая психологическая мысль в Московском университете в первом столетии его существования (К 200-летию Московского университета) // Вопр. психол. 1955. № 2. С. 3. С 1950 г. М.В. Соколов преподавал в университете, где вместе с Б.М. Тепловым (1896—1965, работал в МГУ с 1942 г., в 1950—1951 гг. заведовал кафедрой психологии философского факультета) создал курс истории русской психологии и читал его.

теоретической и экспериментальной психологии. В связи с расширением круга его участников возникла объективная необходимость в специальном институте. На средства московского купца и мецената С.И. Щукина по проекту Г.И. Челпанова при кафедре философии историко-филологического факультета в 1912 г. был создан Психологический институт (официально открыт в 1914 г.). В 1920 г. при филологическом факультете был учрежден Кабинет этнической и социальной психологии (заведующий — профессор Г.Г. Шпет). В 1942 г. на философском факультете была организована кафедра психологии (заведующий — профессор С.Л. Рубинштейн), на базе которой уже в 1943 г. было создано отделение психологии. В 1966 г. был открыт факультет психологии (организатор и первый декан — профессор АН. Леонтьев). В этих структурах создавались необходимые условия для развития университетской психологии. Но психологическая мысль развивалась в университете практически с первых лет его существования.

Первой формой психологического знания в университете были лекции профессоров, а также их Актовые речи, которые произносились в день открытия университета и ежегодно в день коронации императрицы Екатерины Второй (25 апреля). Так, в речи профессора А.А. Барсова на дне открытия университета отмечалось особое место философии в ряду наук. Среди других вопросов, говорил А.А. Барсов, она "рассматривает силы и свойства наших душ". Профессор Шаден (приглашен из Германии) рассматривал как высшие в философии вопросы о связи души с телом, о важности воспитания чувств и некоторые другие. Таким образом, первые педагоги университета в своих выступлениях эпизодически обращались к темам о душе.

В 70-е г. XVIII в. в круг предметов, преподаваемых в Московском университете, входит психология. Ее преподавал профессор философии и математики Д. С. Аничков. Он же неоднократно выступал с Актовыми речами, в основном посвященными различным вопросам о душе. Это "Слово о невещественности души человеческой и из оной происходящем ее бессмертии" (1777); "Слово о разных способах, теснейший союз души с телом изъясняющих" (1783); "О превратных понятиях человеческих, происходящих от упования, возлагаемого на чувства" (1779). Аничков подробно рассматривает психофизическую проблему и варианты ее решения (анализирует взгляды Декарта, Лейбница, Мальбранша, в том числе и по вопросу о врожденных идеях, дает их критику). Ссылаясь на свидетельства опыта, а также на книги Священного Писания с точными указаниями на соответствующие главы, он заключает: "Между понятиями душевными и движениями телесными находится такая связь, какая между производящею причи-

ной и между произведением примечается... по учинении перемены в каком-нибудь чувственном органе должно быть понятие в душе и особливо такое, чтоб оно соответствовало впечатлению..."

В 1877—1878 гг. М.И. Скиадан, профессор физиологии, патологии и общей гигиены, доктор философии и медицины, кроме ряда медицинских курсов читал курс лекций "Наука о самопознании или основательное самого себя познание, к верховному человеческому благу руководствующее". Он же в своих Актовых речах "Связь между душой и телом в болезнях, поражающих человека" (1783), "Необходимость умерять душевные страсти для спокойной и благополучной жизни" (1794) изложил, ссылаясь на врачей, учение о человеке как состоящем из души и тела и утверждал, что органом связи между душой и телом является нервная система. После этого подробно описал способности души (уделив особое внимание чувствам), рассмотрел телесные основы страстей и действия страстей (от сильных потрясений может наступить смерть), указал на два способа управления страстями, одному из которых учит врачебное искусство, а другому — нравственное любомудрие (философия). В настоящее время, с сожалением отмечает Скиадан, медицина в силу своей материалистической направленности имеет дело только с телом. Но причина болезни часто исходит от зависти, ненависти, мщения и т.п., поэтому лечить должен не только медик: нужно научиться умерять или даже искоренять страсти, если они порочны.

Таковы первые шаги психологической мысли в Московском университете. Уже при самом беглом знакомстве с соответствующими материалами становится ясно, что ее источником была не только философия, но и медицина. Впрочем, тогда они были тесно связаны, и сам Скиадан был доктором философии и медицины.

В XIX в. университет вступает в период структурных изменений и перестройки системы преподавания. Этот процесс направляется правительственными Уставами 1804, 1835 и 1850 гг. По Уставу 1804 г. вводились четыре факультета: 1) нравственных и политических наук; 2) физических и математических наук; 3) врачебных и медицинских наук; 4) словесных наук. На кафедре философии факультета нравственных и политических наук профессор И.Ф. Буле (приглашен из Германии), а после его ухода из университета профессор логики и метафизики А.М. Брянцев читали курс "Эмпирическая психология", построенный на эмпирических идеях Локка, Кондильяка и их последователей. Будучи профессором естественного права, Буле читал также курс "Органология Галля в отношении к уголовной психологии".

В 1826 г. кафедра философии была закрыта, преподавание философии прекращено, и в 30-х гг. XIX в. она развивалась

только в университетских кружках — Обществе любомудров (председатель — князь В.Ф. Одоевский), кружке Герцена, кружке Станкевича. Участники этих кружков усваивали философию Гегеля, Шеллинга, обсуждали вопросы глубокого своеобразия русского исторического пути. Закрытие кафедры привело к кадровым потерям. Так, в 1845—1850 гг. психологию, которая сохранилась как учебныш предмет, преподавал публицист М.Н. Катков. В 1850 г. чтение логики и психологии бышо возложено на профессоров богословия, а надзор за их преподаванием — на главного наблюдателя за преподаванием Закона Божия. Поэтому, когда в 1863 г. кафедра философии была восстановлена, заведовать ею пригласили профессора Киевской духовной академии П.Д. Юркевича, "единственного в России, — писал Г.Г. Шпет, — кто оказался достаточно философски подготовленным, чтобы занять без предварительной заграничной командировки университетскую кафедру".

В 1840-х гг. на юридическом факультете (согласно Уставу 1835 г., в университете было три факультета: медицинский, юридический и философский, который включал два отделения — словесное и физико-математическое) несколько лет преподавал КД. Кавелин. В лекциях по истории русского законодательства при рассмотрении проблем взаимоотношений личности и общества он обратил внимание на значение личностного начала, а позже разработал оригинальный проект научной психологии, ориентированной на историю и культуру, исходя из положения, что "в психологии лежит ключ ко всей области знания".

В 1840 г. на кафедре зоологии физико-математического отделения начал преподавать К.Ф. Рулье — биолог, известный выразитель эволюционных взглядов додарвиновского периода. Созданный им курс зоологии включал изучение не только строения животных, но и их поведения во взаимодействии с окружающей средой. Это быша зообиология, а в ней особенно любимыш Рулье раздел — зоопсихология. Рулье исследовал характерные особенности психики животных, проводил мысль о качественном своеобразии сознания человека. Человек, замечал он, не является предметом зоологии и относится к ней как точка сравнения. Человек составляет особое органическое царство, которое называется царством духовным в отличие от царства животного — чувственного. Человек — предмет антропологии — особенной науки, к которой медицина, история, философия относятся, как части к целому. Между этими науками и зоологией только одно общее — путь исследования, опытно-индуктивный, следящий за постепенным органическим развитием целого, метод естественный, который ныне из естественных наук перенесен в науки антропологические.

Рулье был не только выдающимся ученым, но и замечательным преподавателем, подлинным носителем идеи университетско-

го преподавания как преподавания особого типа. Он говорил так: если в других высших учебных заведениях преподавание направлено на утилитарные цели и сводится к передаче научной техники, что дает узких специалистов, то обучение в университете должно состоять не в передаче научной техники и рутинного знания, а в воспитании ума, обогащении его идеалом знания, в развитии способности изучать предмет цельно и осмысленно.

Во второй половине XIX в. разделение областей науки становится более выраженным, так что можно говорить о трех основных областях, в русле которых происходит развитие психологии: это философия, естествознание и медицина. Они были разделены как организационно (представлены на разных факультетах), так и по содержанию. Философия, естествознание и медицина стали теми источниками, из которых формировалась психологическая мысль до ее оформления в самостоятельную науку.

В XIX в. университетская психология получила наибольшее развитие благодаря философии. Такие выдающиеся философы, как П.Д. Юркевич, М.М. Троицкий, Н.Я. Грот, Л.М. Лопатин, внесли значительный вклад в разработку психологических проблем и в преподавание психологии. Так, П.Д. Юркевич указал на ограниченность естественно-научного подхода к пониманию психических явлений, часто сводящего психическое к физиологическому и тем самым уничтожающего все специфическое, особенное в нем. Само объяснение психического Юркевич назвал "мифологией на почве естествознания". В блестящей полемике с Н.Г. Чернышевским и М.А. Антоновичем по проблеме соотношения психических явлений с физиологическими процессами, в статье, носящей характерное название "Язык физиологов и психологов", он четко обозначил свою позицию: "Психологи и физиологи, понимающие значение науки, прежде всего заботятся не о слитии этих явлений в одной общей теории, но о правильном разделении их и об изучении тех отношений, в которых они даны для непосредственного наблюдения. Задача эта только для поверхностного ученого может казаться легкою". По его мнению, особенность психических явлений состоит в том, что они "суть формы и состояния сознания и не существуют на манер вещей и процессов". Их изучение составляет задачу психологии как науки о внутреннем опыте.

Сменивший Юркевича М.М. Троицкий, сторонник эмпиризма, реально использовал особенность университета как сообщества, корпорации всех отраслей науки и выступил с идеей объединения всех действующих в нем специалистов, обращавшихся к психологическим вопросам, для их всесторонней разработки. Возможность реализации этой идеи он видел в организации научного

психологического общества по образцу ранее созданных при университете научных обществ (Общество истории и древностей российских, 1804; Общество испытателей природы, 1804; Общество любителей российской словесности, 1811). К созданию такого общества Троицкий привлек антрополога и географа Д.Н. Анучина, зоолога АП. Богданова, математика Н.В. Бугаева, юриста H.A. Зверева, историка и социолога М.М. Ковалевского, психиатра АЯ. Кожевникова, экономиста А.И. Чупрова, физиолога Ф.П. Шереметьевского и других профессоров университета. Они выступили учредителями Московского психологического общества, образованного при Московском университете в 1885 г. (первый председатель до 1887 г. — М.М. Троицкий). Целями этого общества были разработка психологии, ее приложение и распространение психологических знаний в России. Психологическое общество стало центром философской и психологической мысли. Его создание по праву относится к важнейшим событиям в развитии психологии в университете. Членами общества были философы и психологи Н.Я. Грот (председатель в 1887—1899), Вл. Соловьев, Л.М. Лопатин (председатель в 1899—1920), Сергей и Евгений Трубецкие, И.А. Ильин (последний — председатель в 1920—1922), Г.И. Челпанов и др.; историки В.И. Герье, В.О. Ключевский, П.Н. Милюков и др.; врачи-психиатры С.С. Корсаков, А.А. Токарский, В.П. Сербский, Г.И. Россолимо, С.А. Суханов и др.; физиолог И.М. Сеченов. Членами общества были писатели Лев Толстой, А.А. Фет и др. Таким образом, наше профессиональное психологическое сообщество впервые сложилось в Московском университете.

Заседания Психологического общества не ограничивались рамками узкоспециальной тематики. Обсуждались и злободневные вопросы жизни, привлекавшие внимание самых разных слоев московского общества и часто получавшие освещение в газетах и журналах. Вопросы свободы воли, духа и материи вызывали общественный интерес, становились предметом живого внимания и обсуждения среди студентов, учителей, священников, военных. Некоторые заседания приобретали характер общественных событий. Таким было, например, заседание 14 марта 1887 г., на котором выступил Л.Н. Толстой с докладом "О понятии жизни". Он начал с критики научного познания жизни, сказав, что наука рассматривает, как из неорганической материи рождается органическая, как затем осуществляется переход к чувству, мысли, воле, но все эти знания только сопутствуют пониманию того, что такое жизнь. Они не приближают человека к пониманию главного, неотделимого от понятия жизни вопроса — вопроса о смысле жизни. Это единственно важное познание недоступно науке. Толстой развивал иную — этическую — постановку проблемы жизни.

Как надо жить? Что такое жизнь? Что такое действительная истинная жизнь и что такое жизнь, которая даже и не жизнь, а животное существование? Жизнь как стремление к благу, жизнь по разумному сознанию — вот важнейшие вопросы, неотделимые от понятия жизни. В человеке, рассуждал Толстой, происходит столкновение двух начал — "пределов": одного "Я" — эгоистического, направленного на удовлетворение только своих потребностей, и другого "Я" — стремящегося к полному отречению от своей личности во имя вечного абсолютного блага. Движение от одного предела к другому и есть жизнь. Мысли Толстого затрагивали коренные проблемы, волновавшие русскую интеллигенцию. Его выступление вызвало огромный интерес, а для самого писателя послужило интенсивным толчком к дальнейшим размышлениям, которые завершились книгой "О жизни" (1888). Сенсацию вызвало выступление Вл. Соловьева на заседании Психологического общества 19 октября 1891 г. Посвященное, казалось бы, исторической теме (его доклад назывался "О причинах упадка средневекового созерцания"), оно поднимало злободневные вопросы о значении и сущности христианства, деятельности церкви, затрагивало важнейшие жизненные проблемы. В деятельности Психологического общества воплотилась господствующая черта, составившая, по характеристике историка A.A. Кизеветтера, вековую традицию Московского университета, — "слияние запросов науки с требованиями жизни, органическое совмещение служения научной истине со служением общественному благу".

С 1889 г. Психологическое общество издавало свой журнал "Вопросы философии и психологии" — первый психологический и философский журнал в России (основатель и первый редактор — Н.Я. Грот). Его авторами были замечательные ученые университета: философы Н.Я. Грот, Л.М. Лопатин, Вл. Соловьев, философ и психолог Г.И. Челпанов, врачи С.С. Корсаков, А.Н. Бернштейн, биолог В.А. Вагнер, физик Н.А. Умов, зоолог М.А. Мензбир, ботаник А.Н. Бекетов, литературный критик, философ и публицист Н.Н. Страхов и др. Например, в книге № 65 (1902) опубликованы такие разные материалы: Булгаков С.Н. Душевная драма Герцена; Челпанов Г.И. Неогеометрия и ее значение для теории познания; Вернадский В.И. О научном мировоззрении; Лосский Н.О. Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма; Франк С.Л. Новые данные к характеристике культурно-исторических, социологических и философских взглядов Лассаля. Особое значение журнала заключается также в том, что он способствовал объединению не только университетских, но, по существу, всех научных сил России. Важно, что у истоков этого важного движения стоял университет.

С именем Н.Я. Грота, который был не только руководителем Психологического общества и редактором журнала, но и профессором кафедры философии, читавшим среди других курс психологии и много сделавшим для развития психологии, связаны новые моменты в преподавании психологии. Грот впервые ввел семинары. До этого единственной формой передачи знаний были лекции. На семинарах Грот предлагал для обсуждения вопросы, которые его особенно волновали, некоторые семинары он посвящал темам, волновавшим студентов. Иногда предметом обсуждения было какое-либо литературное произведение. Таким образом, в выборе тематики была полная свобода. Грот обсуждал со студентами очень серьезные темы: "О задачах психологии", "О положении психологии среди других научных дисциплин", "О достоинствах и недостатках самонаблюдения", "О роли эксперимента в психологии", "О сознании", "О характерах", "О критериях нравственной жизни и деятельности" и др. Студенческая аудитория представляла для Грота своего рода лабораторию, в которой он разрабатывал свои научные идеи.

Другим кроме философии источником психологических знаний была медицина. На медицинском факультете действовали крупные ученые: профессор анатомии и физиологии Е.О. Мухин (1766—1850), профессор патологии, терапии и клиники И.Е. Дядь-ковский (1784—1841), профессор физиологии А.М. Филомафит-ский (1807—1849), профессор физиологии и сравнительной анатомии И.Т. Глебов (1806—1884). В своих лекциях и учебных руководствах для студентов они давали естественно-научное объяснение душевных явлений, знакомили студентов с достижениями мировой науки, используя в преподавании руководства И.Мюллера, Я. Прохазки, И. Галля. Они вводили новые формы преподавания и исследования, прежде всего экспериментальные. На медицинском факультете в 1889—1901 гг. работал его выпускник И.М. Сеченов, основатель русской научной психологии. Сеченов, по воспоминаниям его учеников, воплощал в себе лучшие качества профессора университета — высочайший профессионализм, четкую гражданскую позицию, высокую общую культуру. Это было результатом обширных знаний в различных областях естествознания, а также истории науки, философии.

Общепризнанным является значительный вклад в психологию, который сделали врачи-психиатры С.С. Корсаков, А.А. То-карский, А.Н. Бернштейн, Н.А. Вырубов, В.П. Сербский, П.Б. Ганнушкин, Г.И. Россолимо — все выпускники медицинского факультета и впоследствии его профессора. С их деятельностью связано также совершенствование преподавания психологии. С.С. Корсаков, вводя психологический раздел в курс психиатрии, обратился

к проведению несложных экспериментов, направленных на лучшее овладение студентами знаниями о психических явлениях, и для этой цели начал приобретать психометрические приборы. На этой базе преемник Корсакова А. А. Токарский в 1895 г. создал Психологическую лабораторию. Лаборатория была включена в структуру Психиатрической клиники медицинского факультета. Созданная с учебными целями, она предназначалась для ознакомления студентов с методами психологического эксперимента в форме проведения психологических опытов. Были разработаны система и планы заданий. Изданы "Записки Психологической лаборатории" (1896), выполнявшие функцию учебного пособия. Как отмечалось в некрологе на смерть А.А. Токарского, именно организация Психологической лаборатории "останется самой крупной его заслугой" перед психологической наукой. После смерти Токарского работу лаборатории продолжили А.Н. Берн-штейн (1902—1907), а затем Ф.Е. Рыбаков (1907—1917). Кроме этой лаборатории также на медицинском факультете университета невропатолог и психолог Г.И. Россолимо создал лабораторию экспериментальной психологии при Неврологическом институте медицинского факультета с практическими целями — для психологического обследования детей. Из этой работы вырос его известный метод количественной оценки психических процессов, получивший название "Психологические профили" (1909). Интересно отметить, что Челпанов не связывал с этими учреждениями деятельность созданных им Психологического семинария (1907) и Психологического института (1912). Однако, исторически оценивая сделанное психиатрами, необходимо признать: практическое значение этих лабораторий невелико, но их значение как новой тенденции к внесению в преподавание и в исследование экспериментальных методов огромно.

Развитие психологии в русле естествознания на физико-математическом факультете связано с продолжением исследований на кафедре зоологии. В XIX—XX вв. на этой кафедре работали В.А. Вагнер, затем А.Н. Северцов, Д.Н. Кашкаров. Ими была создана школа сравнительной психологии, одна из больших научных школ Московского университета.

Новая эпоха в развитии психологии в Московском университете связана с деятельностью Г.И. Челпанова (в университете с 1907 по 1923 г.). Выдающаяся роль Челпанова в развитии университетской психологии заключается в создании Психологического института и разработке системы психологического профессионального образования. Институт стал крупным центром теоретической и экспериментальной психологии. Здесь сложилась первая научно-образовательная университетская психологическая школа. Из этой

школы вышли многие известные психологи — П.П. Блонский, Г.Г. Шпет, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов. В их же числе А.Н. Леонтьев — первый декан нашего факультета. Основополагающим принципом университетской психологии Г.И. Челпанов сделал положение о неразрывной связи преподавания с научным исследованием. "Профессор современного университета, — говорил он на торжественном открытии Психологического института, — не может ограничиться простой передачей знаний. Он должен научить студентов самостоятельному научному исследованию... Усвоение знаний должно происходить путем ознакомления с методами научного исследования. Студент должен знать, как научная истина добывается". А.Н. Леонтьев в одной из своих статей, посвященных психологии в Московском университете, высоко оценивал педагогическую и образовательную деятельность Г.И. Челпанова, называл Институт "школой психологического эксперимента".

Так постепенно исторически складывались традиции университетской психологии. Сформировался тип университетского профессора — ученого-профессионала высокого класса, беззаветно преданного служению науке, человека разносторонней культуры, педагога-наставника, гражданина, чутко откликающегося на события жизни. В силу этих особенностей, которые были присущи лучшим профессорам, справедливым является мнение историка университета А.Ю. Андреева, что именно профессора выступали подлинными строителями университета. Университетские ученые имели большой авторитет в мировой науке. Организатор I Международного психологического конгресса Т. Рибо включил в состав оргкомитета И.М. Сеченова, Н.Я. Грота и М.М. Троицкого.

С конца 1920-х и до 1940 г. психологии в университете не было, так как из него вообще было выведено гуманитарное знание. В связи с начавшейся перестройкой психологии на основе марксизма и обвинениями в идеализме Г.И. Челпанов в 1923 г. был отстранен от руководства Психологическим институтом и уволен из университета. В 1926 г. институт был исключен из состава университета. Этот факт в отчете о деятельности 1 -го МГУ за первое десятилетие советской власти (1917—1927) оценивался как одна из утрат, понесенных университетом вместе с ликвидацией историко-филологического факультета. Психология начала возрождаться в университете с момента воссоздания в его структуре философского факультета (декабрь 1941 г.), к которому был присоединен Психологический институт (до 1943 г., когда была организована Академия педагогических наук и институт был передан в ее состав). В 1942 г. была создана (также в структуре философского факультета) кафедра психологии (заведующий — профессор С.Л. Рубинштейн). Ему принадлежит выдающаяся роль

в развитии психологии в этот период (работал в университете в 1942—1958, заведовал кафедрой до 1949 г.). Если Челпанов создал систему подготовки психологических кадров в университете, то Рубинштейн воссоздал ее в новых условиях и на новых теоретических и научных основах. Этой основой явилась созданная Рубинштейном научная школа, один из вариантов психологии деятельности. Школа подготовила многих крупных ученых, среди которых Л.И. Анцыферова, А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский, К.А. Славская и другие известные психологи. Аспирантами созданного в эти же годы и руководимого Рубинштейном Сектора психологии Института философии АН СССР были Е.Н. Соколов, М.Г. Яро-шевский. Под руководством Рубинштейна в университете была восстановлена система подготовки психологических кадров. Она велась на двух отделениях — на философском и филологическом (1947—1957) факультетах. Рубинштейн привлек к работе на кафедре крупных ученых Москвы, прежде всего из Психологического института, а также из других научных институтов. На кафедре работали: А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, А.А. Смирнов, П.Я. Гальперин, К.М. Гуревич, С.В. Кравков, Н.Н. Ладыгина-Котс, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия (с 1950 г.). Примечательно, что почти все они вышли из школы Г.И. Челпанова и сохранили традиции университетской психологии — высокий теоретический уровень преподавания и научных исследований, их философскую культуру, владение современными методами исследования. 1940-е гг. вошли в историю университетской психологии как время восстановления ее традиций, крупных научных достижений в разработке фундаментальных проблем теории психологической науки, экспериментальных и клинических исследований по оборонной тематике, имеющих большое практическое значение. На основе исследований по проблеме ночного зрения были разработаны рекомендации по ускорению темновой адаптации в условиях военных действий. Психологами университета, работавшими в годы эвакуации университета в восстановительном госпитале на Урале, проведен цикл исследований по восстановлению функций после перенесенного ранения. Общим теоретическим руслом всех работ в эти годы была общепсихологическая теория деятельности, разрабатываемая С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым. В связи с идеологическими кампаниями конца 1940-х гг. С.Л. Рубинштейн был освобожден от заведования кафедрой (1949), снят с поста заведующего Сектором психологии в Институте философии. Он оставался профессором кафедры психологии до 1958 г. и ушел по собственному желанию в связи с состоянием здоровья.

С 1951 г. психологическая наука в университете развивалась под руководством А.Н. Леонтьева, ставшего в этом году заведую-

щим кафедрой и отделением психологии философского факультета. В 1950-х — первой половине 1960-х гг. здесь сложились крупные направления, общую основу которых составляла единая общепсихологическая теория — теория деятельности А.Н. Леонтьева, исторически и идейно восходящая к культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Эти направления: психофизиология сенсорных процессов (руководитель — профессор Е.Н. Соколов), нейропсихология (руководитель — профессор А.Р. Лурия), патопсихология (руководитель — профессор Б. В. Зейгарник), исследования по формированию умственных действий и понятий (руководитель — профессор П.Я. Гальперин). Развитие этих направлений вылилось в образование научных школ. На их основе велось преподавание, развернулись теоретические и практические исследования, начались работы в области инженерной психологии.

В 1966 г. в результате большой организаторской работы А.Н. Леонтьева и всего коллектива психологического отделения при поддержке ректора университета академика И.Г. Петровского был открыт факультет психологии. Первым деканом факультета был назначен А.Н. Леонтьев (оставался на этом посту до своей кончины в 1979 г.). С этого события началась современная эпоха в развитии университетской психологии. Факультет стал крупным научным центром и центром по подготовке кадров психологов, важной составной частью мировой науки. В августе 1966 г. на базе университета был проведен XVIII Международный психологический конгресс, явившийся свидетельством признания успехов отечественной психологической науки. С момента основания и до настоящего времени факультет организационно развивается, имеет крупные достижения в области научных исследований, в совершенствовании процесса преподавания. В 1972 г. была создана кафедра социальной психологии (заведующая — профессор Г.М. Андреева), сложилось мощное направление, школа социальной психологии. Научные школы составляют фундамент всех исследований и преподавания на факультете. На их основе в последней четверти XX в. выросли новые самостоятельные крупные направления, возглавляемые ведущими учеными факультета, учениками основателей университетской психологической науки. В фундаментальных трудах ЕД. Хомской (1929—2004) развиты новые области нейропсихологии — проблемы межполушарной организации психических процессов, нейропсихологические аспекты проблемы индивидуальных различий, эмоциональных процессов и др. Результатом развития учения А. Р. Лурии об афазии и восстановлении высших психических функций в исследованиях Л. С. Цветковой явилось создание нового учения об афазии и путях восстановления высших психических функций. В русле общепсихологической

теории П.Я. Гальперина о планомерном поэтапном формировании умственных действий и понятий Н.Ф. Талызина разрабатывает деятельностную концепцию учения. Теория П.Я. Гальперина получила масштабное развитие в работах А.И. Подольского и Л. Ф. Обуховой. В развитие культурно-исторической психологии Л.С. Выготского и школы А.Н. Леонтьева А.Г. Асмоловым успешно разрабатывается новый историко-эволюционный подход к исследованию личности. В психосемантике В.Ф. Петренко сложилось оригинальное направление исследования сознания. Творческое развитие идей А.Н. Леонтьева в трудах О.К. Тихомирова (1933—2001) привело к созданию оригинальной психологической теории мыслительной деятельности и нового направления — психологии компьютеризации, которые в настоящее время успешно развиваются учениками и последователями Тихомирова. Возникла новая междисциплинарная область знания — этнопсихология, успешно развиваемая в исследованиях Т.Г. Стефаненко. Деятельностный подход в сравнительной психологии, представленный трудами А.Н. Леонтьева по проблемам развития психики, исследованиями по зоопсихологии К.Э. Фабри (1923—1990), реализуется на факультете в современных исследованиях по психологии животных, продолжая тем самым линию сравнительной эволюционной психологии, восходящую к трудам К.Ф. Рулье. Важно отметить, что в этих направлениях и в исследованиях на факультете в целом в настоящее время в большей степени, чем в предшествующие периоды, психологическая наука связывается с практическими запросами общества. В этом же русле происходит и создание новых подразделений. Только одной иллюстрацией этого положения является открытие в 2004 г. новой кафедры стрессовой психологии (заведующий — М.Ш. Магомед-Эминов).

Созидание психологической науки в университете продолжается. В настоящее время, в ситуации беспрецедентного по масштабам развития психологии в стране, факультет психологии Московского университета, опираясь на исторически сложившиеся традиции, продолжает оставаться лидером отечественной психологической науки. Созданные в университете научные школы являются важной частью отечественной психологии. Университетская психология задает стандарты в психологическом образовании. Ученые факультета возглавляют профессиональную организацию психологов — Российское психологическое общество. Их научные труды отмечены высокими наградами и премиями отечества и мирового сообщества.

НАШИ ЛАУРЕАТЫ

Лауреаты Ломоносовской премии

(присуждается с 1944 г.)

За научные исследования

А. Р. Лурия — 1967

Е.Д. Хомская — 1972

A.Н. Леонтьев — 1976 Б.В. Зейгарник — 1978 Г.М. Андреева — 1984 Л.С. Цветкова — 1998 Е.А. Климов — 1999 Н.Ф. Талызина — 2001 З.А. Решетова — 2003

За педагогическую работу

Е.Н. Соколов — 1992

B.В. Петухов — 1993

B.Я. Романов — 1995 Г.М. Андреева — 2001 О.А. Карабанова — 2001 А.А. Леонтьев — 2002 И.А. Володарская — 2002

Лауреаты Государственной премии

C.Л. Рубинштейн — 1942

Лауреаты Ленинской премии

А.Н. Леонтьев — 1963

Лауреаты академической премии им. С.Л. Рубинштейна

В.Ф. Петренко — 1999 Е.А. Климов — 2002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.