Научная статья на тему 'Психология среды как фактор туристской деятельности'

Психология среды как фактор туристской деятельности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1029
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организация и развитие туризма / окружающая среда / город / многопараметрическая систематизация / организация городского пространства / кластерное зонирование территории / психика человека / психотип туриста / рефлексия / архитектурная психология / organization and development of tourism / environment / city / multiparameter systematization / organization of urban space / territory cluster zoning / human psyche / tourist psycho-type / reflection / architectural psychology

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Таранов Алексей Степанович, Политикова Наталья Анатольевна

В статье излагаются теоретико-методологические основы влияния окружающей среды на психо-эмоциональное состояние туриста, его когнитивную и рефлексивную деятельность. Произведен анализ и обоснование воздействия архитектурно-визуальных и ландшафтных характеристик, влияющих на состояние человека. Сформулированы основные подходы к процессу формирования урбанизированной среды с учетом потребности современного туристического бизнеса. Обоснованы психоаналитические и когнитивные аспекты отбора, формирования и организации туристических групп или экспедиций в соответствии с психоэмоциональной, волевой и интеллектуальной характеристиками людей, имеющих намерения совершить туристическое путешествие. Психоанализ клиента рассматривается как основа формирования стратегии маркетинга в сфере оказания туристических услуг, основанная на гармонизации вида и характера услуги, и психофизиологических и мировоззренческих особенностей личности. Предложенный в статье подход является важным в управлении рисками реорганизации путешествий, так как создает условия для снижения степени неопределенности реакций клиентов туристической фирмы на разнообразные формы возмущающих воздействий окружающей среды, потенциально существующих в туристской деятельности. Обеспечение психологической совместимости туриста и психоэмоционального воздействия окружающей среды является важнейшим условием развития туристской индустрии. Информация, содержащаяся в статье, может служить методологической основой для тактико-организационного обеспечения туристических групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Таранов Алексей Степанович, Политикова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL PSYCHOLOGY AS A FACTOR OF TOURIST ACTIVITY

The article outlines the theoretical and methodological foundations of the influence of the environment on the psycho-emotional state of a tourist, his cognitive and reflexive activity. The authors analyze and justify the impact of architectural, visual and landscape characteristics that affect the human condition. The article formulates basic approaches to the process of forming an urbanized environment, taking into account the needs of the modern tourist business. Psychoanalytic and cognitive aspects of the selection, formation and organization of tourist groups or expeditions in accordance with the psycho-emotional, volitional and intellectual characteristics of people who intend to make a tourist trip are substantiated. Psychoanalysis of the client is considered as a basis for the formation of marketing strategy in the provision of tourism services, based on the harmonization of the type and nature of services, and psychophysiological and ideological characteristics of the individual. The approach proposed in the article is important in managing the risks of reorganization of travel, as it creates conditions for reducing the degree of uncertainty in the reactions of clients of a travel company to a variety of forms of disturbing environmental impacts that potentially exist in tourism activities. Ensuring the psychological compatibility of tourists and the psycho-emotional impact of the environment is an important condition for the tourism industry development. The information contained in the article can serve as a methodological basis for the tactical and organizational support of tourist groups.

Текст научной работы на тему «Психология среды как фактор туристской деятельности»

УДК 351.75

DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10103

ТАРАНОВ Алексей Степанович

Курганский государственный университет (Курган, РФ); доктор технических наук, доцент, профессор; e-mail: [email protected] ПОЛИТИКОВА Наталья Анатольевна

Российский государственный университет физической культуры,

спорта, молодёжи и туризма (Москва, РФ); кандидат экономических наук, доцент; e-mail: [email protected]

Психология среды как фактор туристской деятельности

В статье излагаются теоретико-методологические основы влияния окружающей среды на психо-эмоциональное состояние туриста, его когнитивную и рефлексивную деятельность. Произведен анализ и обоснование воздействия архитектурно-визуальных и ландшафтных характеристик, влияющих на состояние человека. Сформулированы основные подходы к процессу формирования урбанизированной среды с учетом потребности современного туристического бизнеса. Обоснованы психоаналитические и когнитивные аспекты отбора, формирования и организации туристических групп или экспедиций в соответствии с психоэмоциональной, волевой и интеллектуальной характеристиками людей, имеющих намерения совершить туристическое путешествие. Психоанализ клиента рассматривается как основа формирования стратегии маркетинга в сфере оказания туристических услуг, основанная на гармонизации вида и характера услуги, и психофизиологических и мировоззренческих особенностей личности. Предложенный в статье подход является важным в управлении рисками реорганизации путешествий, так как создает условия для снижения степени неопределенности реакций клиентов туристической фирмы на разнообразные формы возмущающих воздействий окружающей среды, потенциально существующих в туристской деятельности. Обеспечение психологической совместимости туриста и психоэмоционального воздействия окружающей среды является важнейшим условием развития туристской индустрии. Информация, содержащаяся в статье, может служить методологической основой для тактико-организационного обеспечения туристических групп.

Ключевые слова:

организация и развитие туризма, окружающая среда, город, многопараметрическая систематизация, организация городского пространства, кластерное зонирование территории, психика человека, психотип туриста, рефлексия, архитектурная психология

Туристская деятельность в современном обществе характеризуется увеличением объёма оказываемых туристических услуг, расширением диапазона и разнообразия био-

сферных, природно-климатических, ландшафтных, физико-географических, экологических, урбанистических и инфраструктурных характеристик местности, используемых для

путешествий и экскурсий в современном туристическом бизнесе. Очевидно, что важнейшим условием любой туристической деятельности (экспедиции, походы, экскурсии) является степень психофизиологической совместимости человека и возмущающих воздействий природной и искусственной среды, которая на него воздействует в процессе проведения туристического мероприятия. Актуальность представленной статьи определяется тем, что в ней изложены психоаналитические основы изучения характера и интенсивности реакции человека на воздействие окружающей среды во время путешествия. На основании характера рефлексии индивидуального человека возможно определение диапазонной приемлемости для конкретного клиента туристической фирмы, а также вида туризма и условий его реализации. На основании изложенной методики в процессе туристской деятельности возможно формировать территории, маршруты и условия экспедиций в соответствии с приемлемым психотипом группы туристов, подобранных по критерию психоэмоционального, волевого и когнитивного подобия. Указанные туристические группы имеют наиболее полное представление о дифференциации природно-техногенной среды и о взаимосвязях ее компонентов. Туристические группы (экспедиции), сформированные с использованием изложенных принципов, способны к адекватному поведению в окружающей среде, что обеспечивает минимизацию негативного антропогенно-детерминированного влияния на окружающий мир. Тем самым реализуется актуальный для туризма принцип «не навреди». Особую значимость предложенная методика имеет для разработки алгоритмизированных блок-схем поведения участников путешествия в различных ситуациях, особенно на территории иностранных государств. Методика селективного отбора участников тура снижает риски административных, юридических и дипломатических коллизий на территории иностранных государств. Особую актуальность

представленные подходы имеют в перспективном, быстро развивающемся космическом туризме.

Вопросам устойчивого развития туризма посвящены труды российских и зарубежных ученых Андрианова В.И. [1], Евреинова О.Б. [2], Латорцева А.А. [4], Янюшкина В.А. [14], Гёльднер Ч. Р., Ритчи Дж. Р. Б. [15], Мэдисона А., Уолла Г. [16], Рудез Х. Н. [17], Раттера Х. [18] и др. [3]; конкретно потребительскому поведению и управлению потребительской мотивацией на рынке туристских услуг - Чуд-новского А.Д., Жуковой М.А. [12], Сварбруке Дж., Хорнера С. и др. [19, 20]; психологии туризма и воздействовию туристского ландшафта на психологическое состояние туристов -Линчевского Э.Э. [5], Царькова П.Е. [11] и др. Исследуются такие аспекты и явления как социальная среда, личная среда, психология делового общения, социальная психология, психологический туризм. При этом представляется недостаточно изученным вопрос воздействия окружающей среды на туриста в социально-психологическом аспекте, не рассматривается комплексно психо-эмоциональное взаимодействие туриста с окружающим его миром.

В докладе Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации (сентябрь 2018 г.) отмечено, что Россия входит в перечень крупных мировых туристских направлений по ряду международных показателей, которые оцениваются Всемирной туристской организацией и Всемирным экономическим форумом1. Значение индекса конкурентоспособности туризма и путешествий для России за 2015—2017 гг. увеличилось с 4,08 до 4,152. По прогнозам Федерального агентства по туризму доля туризма в ВВП России к 2026 году благодаря реализации ФЦП

1 Оценка влияния въездного туризма на экономику России // Доклад Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации. URL: http://ac.gov.ru/ files/publication/a/18123.pdf (Дата обращения: 25.02.2019.). С. 7.

2 Там же, с.9

«Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2019-2025 годы» может вырасти до 5% против нынешних 3,47%3.

Туризм - это один из видов социальной активности человека, специфический род занятий, который имеет определенную цель. Достижение этой цели определенным образом мотивирует субъекта, что обеспечивает волевую, интеллектуальную и эмоциональную активность туриста. Характерно то, что во многих случаях туризм не сопряжен с гедонистическими наклонностями людей. Часто это добровольное обречение туристов на определенный дискомфорт и лишения, а порой даже опасности. Психологический аспект туризма представляется важнейшим в организации туристического бизнеса, а также в обеспечении его объективной и субъективной эффективности. В объективном смысле туристская деятельность должна способствовать сохранению природной окружающей среды, обнаружению и предотвращению угроз в экосфере [9]. В субъективном смысле туризм способствует волевому, интеллектуальному и духовному развитию личности туриста. Туристские экспедиции и походы позволяют человеку приблизиться к осмыслению бренности бытия и конечности его экзистенциональных видов деятельности [6]. Осознание бренности земного бытия и подсознательное формирование ощущения бесконечности и вечности окружающего мира способствует формированию ответа на вечный вопрос о смысле жизни. Указанные психо-эмоциональные и мировоззренческие метаморфозы особенно характерны для современного человека, обитающего в урбанизированной среде. Особую значимость в плане субъективного влияния туризма на личность имеет семейный туризм. Его значение для воспитания, сплочения и укрепления семьи невозможно переоценить, так как здесь происходит укрепление взаимного уважения

3 https://www.russiatourism.ru/content/9/section/85 /detail/15528/

и эмоциональных контактов, в оптимальных формах оказывается воспитательное воздействие членов семьи друг на друга.

Популярность туризма обусловлена потребностью человека в социальном самоутверждении, в удовлетворении потребности в чувстве собственной значимости, демонстрации социального успеха и достатка. В силу этого туризм становиться формой социальной идентичности людей, как правило представителей «среднего класса». Не случайно считаются престижными и пользуются популярностью туры и поездки в экзотические, труднодоступные и плохо изученные местности (Африка, Антарктида и пр.), которые в гедонистическом аспекте объективно не являются привлекательными. Очевидно, что люди туда едут не для того, чтобы «срывать цветы удовольствия».

Основополагающим условием организации и развития туризма, а также его специализации и коммерческой привлекательности является окружающая среда, служащая одновременно и целью, и средством достижения цели туристических мероприятий.

Окружающую среду в соответствии с принципом общей теории систем необходимо рассматривать в контексте ее влияния на человека [7] и особенно на его психическую сферу.

Проектирование и организационно-техническое обеспечение туристской и рекреационной деятельности должно базироваться на постулате перманентного взаимодействия окружающей среды (О.С.), в которой протекает туристский процесс, и человека (туриста), воспринимающего все виды воздействий О.С., характер его рефлексии на нее и вытекающую из этого систему мотивации субъекта туризма. Указанный подход позволяет произвести систематизацию и классификацию туризма и рекреации как сложных социально-экономических систем. Эта систематизация базируется на определенном типе взаимодействия О.С. и человека-туриста, может служить методологическим подходом в разра-

ботке маркетинговой стратегии туризма, а также для многопараметрической систематизации использования природно-террито-риальных комплексов и процессов для эффективного ведения туристического бизнеса и обеспечения его конкурентоспособности.

Феноменологическое восприятие О.С., естественной и искусственной, зависит не только от объективных параметров и характера их проявления, но и от специфики протекания психических процессов у конкретного туриста при взаимодействии с объектами конкретной окружающей среды. При этом важно выделять общие характеристики объективирования О.С., равнозначно воспринимаемые любым человеком, и особенные, зависящие от специфики восприятия текущей ситуации, а также индивидуальные, зависящие от психотипа конкретного туриста.

Теоретико-методологической основой взаимодействия О.С. и человека является общая теория сигналов как концептуальный аппарат теории психических процессов, и, в частности, рефлекторной теории, которая раскрывает общие принципы организации нервно-психических и социально-психических процессов. Рефлекс как реакция на любое возмущающее воздействие является способом приспособления субъекта к О.С.

Очевидно, что важнейшей индивидуальной характеристикой любого человека является его сенсорно-перцепетивный диапазон, который определяется следующими характеристиками:

1) пространственно-временная структура восприятия, то есть восприятие форм и пространственных свойств объекта и его величины;

2) отражение движения, включающее отражение пространственных компонентов (локализация, рельеф, форма, величина) и временных компонентов (последовательность, длительность, одновременность);

3) модальность восприятия;

4) степень адекватности;

5) интенсивность восприятия;

6) константность восприятия, то есть вариантность пространственно-временной структуры в пределах определенного интервала изменений характера источника сигнала и свойств перципиента;

7) ценность перцепетивного образа;

8) обобщенность образа.

Объективные характеристики, свойства и

проявления О.С., естественной или искусственной, в значительной степени влияют на выше указанные перцепетивные характеристики индивида и, следовательно, предопределяют определенный тип психофизиологической реакции туриста (интерес, азарт, удовольствие, страх, удовлетворение и пр.).

При формировании туристических групп или состава экспедиций необходимо идентифицировать объективные свойства и проявления О.С. [7] и рационально их использовать применительно к психо-типу туристов. Максимальный комплексный эффект от туристской деятельности может быть достигнут в том случае, когда конкретному объекту О.С. будет максимально соответствовать конкретный тип туриста (морю - дайвер, горной местности - альпинист, подземным объектам -спелеолог, городским ландшафтам - любитель архитектуры и искусства).

Взаимодействие О.С. с субъектом (туристом), активно его воспринимающим, может осуществляться по следующей схеме:

1) рефлексия, являющаяся основой изменения поведения человека; выражается в том, что, последний, в соответствии со своим общественным отношением к жизни, ведет себя в конкретной ситуации, обусловленной формой туристического взаимодействия с О.С., индивидуально и специфически;

2) цельно-смысловое содержание, которое ориентирует туриста в мире, ранжирует мотивирующие факторы и структурирует поведенческий потенциал, реализующийся в соответствующем поведении;

3) регуляция, т.е. формирование особой системы содержания и последовательности

регулятивных актов (поведенческой активности), посредством которых осуществляется взаимодействие человека с окружающим миром.

Традиционно наиболее массовым видом туризма является путешествие, посещение городской среды, которая многообразна и разнохарактерна. Системно-параметрическая модель городской среды включает следующие ее характеристики:

- архитектурное качество среды,

- экономическая ситуация,

- социально-экологическая ситуация,

- потенциал развития (эволюционирование).

Указанные параметры предопределяют не только психосоциальную реакцию человека, находящегося в определенной городской среде, но и характер его толерантности и креативности. Толерантность - это способность человека к положительному восприятию среды, предопределяющее желание и готовность восприятия и улучшения среды или усиления интенсивности восприятия. Это является подосновой для адаптации людей к любой географической, ландшафтной, климатической и урбанизированной среде. Нетолерантное отношение к среде побуждает человека сменить неприемлемую обстановку и уехать.

Психология городской среды представляется важнейшим фактором, учитываемым при стратегическом планировании туристских маршрутов и разработке маркетинговой стратегии в сфере рекреационных и туристских услуг.

Городская среда является постоянно действующим фактором, воспринимаемым человеком и воздействующим на него как сенсорно, так и экстрасенсорно.

Современное управление и организация туризма возможны только на научной основе, базирующейся на общей теории систем, которая предопределяет необходимость реализации следующих принципов: самоподобия, необходимого разнообразия, наименьшего действия, эмерджентности. Это позволяет обос-

новать критериальную основу для классификации туризма по следующим признакам:

- субъективные цели туристов,

- объективное влияние туризма на окружающую среду,

- степень взаимосвязи и взаимозависимости туризма с социально-экономической и институциональной средой.

Наиболее массовым видом туризма является городской туризм, который интенсивно развивается во всем мире, начиная с XIX века. Организационно-технологической подосновой этого является развитие средств коммуникации в различных проявлениях. Городской туризм - это посещение крупных поселений в различных целях: познавательных, деловых, политических, рекреационных, лечебных и пр.

Город как социально-экономическая система объективно обладает аттрактивными свойствами, так как в ней на протяжении времени ее существования формируется специфическая искусственная среда (ноосфера), которая в наибольшей степени приемлема для обитания человека как носителя социума [10]. Город представляет собой, как правило, относительно небольшое пространство с максимально приспособленной и комфортной для людей средой. Кроме этого, города обладают свойством экспрессивности, т.е. определенной выразительности, обусловленной ландшафтными, природными, климатическими особенностями, а также специфическими градостроительными, архитектурными и инженерными решениями.

Город, как среда стационарного и долговременного обитания людей, обладает свойством накопления материальных и нематериальных артефактов, отражающих определенным образом эволюцию социума. Это свойство называется мемориальностью.

Важной характеристикой города является его история, включающая в себя события, имеющие большое эволюционное значение, а также связанные с выдающимися историческими личностями, реальными или описанными в произведениях литературы и искус-

ства.

Город - это динамичная система, которая развивается по сценарию, учитывающему множество градообразующих и градодетер-минирующих факторов (экономических, политических, культурных, социальных, природно-ландшафтных, климатических и т.д.). В силу этого городская среда характеризуется разнообразием и изменчивостью. Особенно это стало очевидно в современном мире благодаря развитию строительных и инженерных технологий, интенсифицирующих процесс градообразования и модификации городского пространства.

В функциональном аспекте города можно разделить на те, в которых туристическая и рекреационная функции являются градообразующими или доминирующими (Сочи, Ялта, Севастополь, Бухара, Дербент, Евпатория).

Наиболее ярко выраженными аттрактивными свойствами обладают крупные города, многофункциональные центры, обладающие максимально развитой инфраструктурой для комфортабельного времяпрепровождения и оказывающие большое эмоциональное и когнитивное воздействие на человека. В XXI веке формируется сетевая структура городов, образующих агломерацию городов, находящихся в пространстве комплексной транспортной доступности.

В современном мире сформировался опорный каркас городов, состоящий из: ведущих (Лондон, Париж, Нью-Йорк, Токио), главных (Москва, Мадрид, Брюссель, Копенгаген) и формирующихся (Афины, Тель-Авив, Бразила). Указанные города являются политико-экономическими центрами наднационального уровня и объективно становятся центрами международного туризма.

Управление градостроительным процессом традиционно основывается на интеграции экономико-географических, социологических и градостроительных разработок. Современная градостроительная концепция должна учитывать рекреационный и туристический аспекты в проектах по организации городско-

го пространства, функционального зонирования территории города, в генеральных планах и дизайн-проектах [10]. Управление технически организованной искусственной средой городского поселения в современных условиях базируется на приоритетах экологической приемлемости и гармоничной совместимости природной, социально-демографической, архитектурной и инженерных систем.

Очевидно, что по мере развития научно-технического процесса городская среда все в большей степени становится местностью, насыщенной техническими и инженерными системами различного функционального назначения. Будучи искусственными, указанные системы объективно являются источниками негативного психологического воздействия на человека в форме подсознательного чувства опасности, тревоги. Проблемы территориальной организации технически организованной территории должны решаться с учетом всего многообразия факторов, определяющих не только функциональную достаточность городской среды, но и психосоциальную среду, обеспечивающую благоприятное психотропное воздействие на человека, создающее предпосылки для возникновения положительных эмоций, активизирующих волю человека на совершение социально полезных поступков и вдохновляющих его на творческую и эффективную деятельность.

Традиционно уже на протяжении многих столетий эти задачи решаются с помощью архитектуры, которая имеет три характерные особенности: функциональную, эстетическую и конструктивную. Функциональное содержание зданий и сооружений направлено на удовлетворение утилитарных и культурных потребностей людей. Степень удовлетворения последних зависит от художественной ценности архитектурных сооружений с помощью соответствующих решений внешнего и внутреннего облика зданий. История архитектурных стилей и эволюция решений является привлекательным объектом для изучения содержания и пребывания людей в архитектур-

ной среде.

Конструктивная сторона архитектуры -важнейший органический фактор при определении композиции зданий. В то же время конструкция зданий способна порождать значительный эстетический и психоэмоциональный эффекты.

История архитектуры - наиболее существенная составляющая истории человеческой цивилизации. Это предопределяет привлекательность для туризма древних и старых поселений, в которых в течении многих столетий протекала жизнь социума, и о том, как она протекала и каков был социум, можно судить по характеру и типу архитектурных и градостроительных решений.

Задача современного градостроительства заключается в том, чтобы современные решения по организации городской среды были привлекательны, комфортны и психически благоприятны для людей, проживающих в ней в настоящее время. Представляется, что для этого необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Дальнейшее продвижение концепции многофункциональной агломерации при разработке планов генеральной застройки городов и проектов районной планировки с учетом гармонизации объектов и пространств комфортной экологически приемлемой городской среды с производственными, транспортными, инфраструктурными и компенсаторными объектами.

2. Основополагающим показателем при разработке концепции градообразования должен стать принцип инклюзивной достаточности жизни человека, определяющий комплексное качество жизни людей, начиная от рождения до смерти. Эта задача может успешно решаться на основе развития полиградостроительной базы.

3. В условиях России актуальным является отказ от принципа гипертрофированной градостроительной базы.

4. Развитие города по численности населения и в пространстве должно исходить из

социально-экономических, экологических и вытекающих из них демографических прогнозов, а также из федеральной и региональной стратегий развития территории.

5. Основополагающим критерием в определении масштабов урбанизации технически организованных территорий должна являться емкость ассимиляционного потенциала территории, которая предопределяет объем, характер и интенсивность природопользовании территории и потребление природных ресурсов.

6. При разработке концепции развития территории регионов необходимо создание механизма регуляции искусственных и природных систем на принципах адаптивного управления и гомеостаза сложных систем.

7. Приоритет стратегического развития населения над решением текущих задач в социально-жилищной среде и жилищно-коммунальном хозяйстве.

В силу того, что туризм как социальное явление объективно становиться массовым и имеет тенденцию к диверсификации, что предопределяет увеличение инвестиций в эту сферу, при разработке целевых программ развития городов необходимо учитывать фактор туризма как важной социальной потребности, удовлетворение которой требует специальных организационно-технологических и финансово- экономических условий. В туристическом и рекреационном аспектах целевые программы должны включать:

- анализ существующего состояния решаемой проблемы экологической ситуации, рекреационного потенциала и историко-архитектурных характеристик поселения;

- обоснование необходимости развития рекреационной и туристической деятельности, а также технико-экономическое обоснование предлагаемых проектов;

- комплекс инвестиционных и экономических проектов, направленных на развитие рекреационного и туристического потенциала территории региона;

- сценарии возможного хода реализации

проектов с учетом существующей системы ограничений;

- адаптация существующей в регионе или городе системы землепользования в направлениях: субурбанизации, т.е. возрастания пригородов за счет конверсии прилежащих к городу сельских земель; строительства инфраструктурных и прочих объектов на принципах природоподобия; обновление городских кварталов, в основном старой застройки, при сохранении их исторической и градостроительной аутентичности с одновременным устранением физического и функционального износа.

Кластерное зонирование территории поселения - это тип зонирования, в основе которого лежит норматив, взятый не из экономической, социальной или строительной сферы, а из представления о компактном расселении людей в пространстве [8]:

1) зонирование плотности - традиционный контроль за высотой зданий, величиной участка, покрытием участка, размером, количеством этажей зданий;

2) принцип эксклюзивного зонирования целесообразно применять в пригородных районах для поддержания исключительности и единообразия территории данного пригорода;

3) создание исторических зон, применяемых для сохранения исторических зданий.

Особую актуальность организация рекреационного и туристического бизнеса имеет для развития и сохранения малых городов. Специфическую группу составляют малые исторические города, в которых обострились проблемы разрушения архитектурно-ландшафтной среды, и появилась опасность утраты памятников истории и культуры в связи с явно недостаточным объемом реставрационных работ. Эти города, по сравнению с другими, имеют дополнительные возможности развития за счет привлечения туристов, но неразвитая инфраструктура и низкий уровень обслуживания туризма не позволяют создать дополнительный источник финансирования

для сохранения поселения.

Важной проблемой в туристическом и рекреационном бизнесе является неопределенность потребностей и предпочтений потребителя, которые, в большинстве случаев, субъективно воспринимаются либо как желание смены обстановки, либо подражания стереотипам, сложившимся в той или иной социальной среде относительно использования свободного времени, а также под влиянием агрессивной рекламы, оказывающей индуцирующее воздействие на сознание и подсознание потенциального потребителя. В этой связи представляется целесообразным создать систему тестирования потенциальных потребителей рекреационных и туристских услуг, которая, подобно полиграфу, устанавливала истинную психофизиологическую предрасположенность потенциального туриста или путешественника к тому или иному виду активного времяпрепровождения.

Формирование целеуказания для каждого конкретного индивидуума, которое с большой долей вероятности обеспечивало бы максимальный потребительский эффект, позволит произвести классификацию потребителей рекреационных и туристических услуг по признаку наибольшей благоприятности психологического воздействия места, времени и цели экспедиции. На основании указанной классификации возможно формирование типов туристических групп по характеру психофизиологических особенностей их участников.

Психологическая и физическая подготовка участников туристических мероприятий объективно благоприятствует реализации концепции энвайронментальной психологии. Потенциальный турист оказывается в большей степени подготовленным к местность-идентификации, т.е. самоидентификации личности на основе ее представлений об окружающей среде. В результате повышается функциональная достаточность туризма благодаря:

- облегчению распознавания окружающей среды на основе опыта обитания в ней

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

или подобной среде, что создает предпосылки для более глубокого и полного ее понимания и изучения;

- устанавливается адекватная типу личности туриста степень значимости окружающей среды на основе релевантных когнитивных структур, что позволяет прогнозировать развитие ситуации в соответствующей окружающей среде;

- создает условия формирования у туриста системы предпочтений в отношении той или иной окружающей среды;

- предопределяет адекватность реакции

личности в отношении потенциальных и реальных опасностей конкретной окружающей среде.

Современные 1Т-технологии, программные и аппаратные системы могут стать достаточной технологической базой для внедрения системы тестирования потенциальных туристов и путешественников и обеспечить формирование максимально пригодных туристических команд для соответствующих туров и экспедиций. При этом более успешно достигается главный принцип в сфере оказания услуг: «Клиент всегда прав».

Список источников:

1. Андрианов В.И. Проблемы развития внутреннего и въездного туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. № 3. Т 9. С.5-11.

2. Клейман А.А., Евреинов О.Б. Инфраструктура туризма: стратегия развития. М.: НИЦ ИН-ФРА-М, 2015. 386 с.

3. Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. Сб. науч. трудов. X Междунар. науч.-практ. конф. М.: МГИИТ им. Ю.А. Сенкевича, 2017. Вып. 10. Ч.1. 474 с.

4. Латорцев А.А. Необходимость и проблемы долгосрочного планирования в индустрии туризма на международном и национальном уровне как залог стабильного развития в период длительной неустойчивости мировой экономики // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2018. № 1. С.197-210.

5. Линчевский Э.Э. Типология и психология туризма. М.: Сов. спорт, 2008. 272 с.

6. Назаров А.Н. Путешествия как метод постижения бытия: монография. Ч. II. М.: Университетская книга, 2017. 253 с.

7. Политикова Н.А., Таранов А.С. Экологический поисковый туризм как фактор сохранения ассимиляционного потенциала территории // Безопасность жизнедеятельности: проблемы и решения - 2017. Сб. науч. трудов междунар. науч.-практ. конф. Курган: Изд-во Курганской ГСХА, 2017. С. 402-406.

8. Таранов А.С., Политикова Н.А. Кластерное развитие воспроизводящих систем региона // Вестник Курганского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2014. №3(34). С. 125-127.

9. Таранов А.С., Политикова Н.А. Экономическая и целевая детерминация в организации воспроизводящих систем // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т.10. №6(67). С. 101-110. DOI: 10.12737/212012

10.Хрусталева А.Д., Таранов А.С., Политикова Н.А., Зуева О.Н. Особенности процессов самоорганизации в градостроительстве // Современное состояние и перспективы развития агропромышленного комплекса. Сб. науч. трудов междунар. науч.-практ. конф. Курган: КГСХА им. Т.С. Мальцева. 2016. С. 395-397.

11.Царьков П.Е. Путешествие как особый вид социальной деятельности: некоторые особенности прогнозирования туристского потока // Вестник РМАТ. 2019. №1. С. 136-139.

12.Чудновский А.Д., Жукова М.А. Управление потребительскими предпочтениями в сфере отечественного туризма и гостеприимства и основные направления реализации туристского продукта. М.: Фед. аг-во по туризму, 2014. 304 с.

13.Шарафутдинов В.Н., Яковенко И.М., Позаченюк Е.А., Онищенко Е.В. Крым: новый вектор

развития туризма в России: монография. М.: ИНФРА-М, 2019. 364 с.

14.Янюшкин В.А., Левченко Т.П., Рябцев А.А. Управление инвестиционной привлекательностью в туристско-рекреационной сфере: Монография. М.: НИЦ Инфра-М, 2014. 162 с.

15.Goeldner Ch.R., Ritchie J.R.B. Tourism: Principles, Practices, Philosophies. New Jersey: John Wiley & Sons, 2006.

16.Mathieson A., Wall G. Tourism: Economic, Physical and Social Impacts. London: Longman Group Ltd., 1982.

17.Rudez H.N. Challenges of Developing Intellectual Capital // New Trends in Tourism and Hospitality Management, 2004.

18.Rutter H. Wirtschaftsfaktor Tourismus. Bern, 2002.

19.Swarbrooke J., Horner S. Consumer Behaviour in Tourism, Second Edition. Oxford: ButterworthHeinemann, 2007.

20.Zeng B. Consumption Behaviours of Park Visitors and the Implications for Tourism Marketing: A Case in China // Chinese Studies. 2013. Vol.2 No.1.

Aleksei S. TARANOVa, a Kurgan State University (Kurgan, Russia);

Natalia A. POLITIKOVA b PhD (Dr.Sc.) in Engineering, Professor; e-mail: [email protected]

b Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (Moscow, Russia) PhD in Economics, Associate Professor; e-mail: [email protected]

ENVIRONMENTAL PSYCHOLOGY AS A FACTOR OF TOURIST ACTIVITY

The article outlines the theoretical and methodological foundations of the influence of the environment on the psycho-emotional state of a tourist, his cognitive and reflexive activity. The authors analyze and justify the impact of architectural, visual and landscape characteristics that affect the human condition. The article formulates basic approaches to the process of forming an urbanized environment, taking into account the needs of the modern tourist business. Psychoanalytic and cognitive aspects of the selection, formation and organization of tourist groups or expeditions in accordance with the psycho-emotional, volitional and intellectual characteristics of people who intend to make a tourist trip are substantiated. Psychoanalysis of the client is considered as a basis for the formation of marketing strategy in the provision of tourism services, based on the harmonization of the type and nature of services, and psycho-physiological and ideological characteristics of the individual. The approach proposed in the article is important in managing the risks of reorganization of travel, as it creates conditions for reducing the degree of uncertainty in the reactions of clients of a travel company to a variety of forms of disturbing environmental impacts that potentially exist in tourism activities. Ensuring the psychological compatibility of tourists and the psycho-emotional impact of the environment is an important condition for the tourism industry development. The information contained in the article can serve as a methodological basis for the tactical and organizational support of tourist groups.

Keywords:

organization and development of tourism, environment, city, multiparameter systematiza-tion, organization of urban space, territory cluster zoning, human psyche,

tourist psycho-type, reflection, architectural psychology

СЕРВИС

Т. 13, No. 1 (83)

2019

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

References

1. Andrianov, V. I. (2015). Problemy razvitija vnutrennego i v'ezdnogo turizma [Problems of development of domestic and incoming tourism]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 3(9), 5-11. (In Russ.).

2. Kleiman, A. A., & Evreinov, O. B. (2015). Infrastruktura turizma: strategija razvitija [Tourism Infrastructure: The Development Strategy]. Moscow: NIC INFRA-M. (In Russ.).

3. (2017). Industrija turizma: vozmozhnosti, prioritety, problemy i perspektivy [Tourism industry: opportunities, priorities, problems and prospects]. Collection of scientific papers X international scientific and practical conference, 10(1). Moscow: Yu.A. Senkevich Moscow State Institute of Tourism Industry. (In Russ.).

4. Latortsev, A. A. (2018). Neobhodimost' i problemy dolgosrochnogo planirovanija v industrii turizma na mezhdunarodnom i nacional'nom urovne kak zalog stabil'nogo razvitija v period dlitel'noj neustojchivosti mirovoj ekonomiki [The need and problems of long-term planning in the tourism industry at the international and national level as a guarantee of stable development in the period of long-term instability of the world economy]. Vestnik Moskovskogo fi-nansovo-juridicheskogo universiteta [Bulletin of the Moscow University of Finance and Law], 1, 197-210. (In Russ.).

5. Linchevsky, E. E. (2008). Tipologija i psihologija turizma [Typology and psychology of tourism]. Moscow: Soviet sport. (In Russ.).

6. Nazarov, A. N. (2017). Puteshestvija kak metod postizhenija bytija [Traveling as a method of comprehending being]: A monograph. Part II. Moscow: University book. (In Russ.).

7. Politikova, N. A., & Taranov, A. S. (2017). Ekologicheskij poiskovyj turizm kak faktor sohranenija assimiljacionnogo potenciala territorii [Ecological search tourism as a factor of preservation of assimilation potential of the territory]. Bezopasnost' zhiznedejatel'nosti: problemy i reshenija -2017 [Life safety: The problems and solutions - 2017]: Collection of scientific papers of the international scientific and practical conference. Kurgan: Kurgan State Agricultural Academy, 402406. (In Russ.).

8. Taranov, A. S., & Politikova, N. A. (2014). Klasternoe razvitie vosproizvodjashhih sistem regiona [Cluster development of reproducing systems in the region]. Vestnik Kurganskogo gosudar-stvennogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki [Bulletin of Kurgan state University. Series: Humanities], 3(34), 125-127. (In Russ.).

9. Taranov, A. S., & Politikova, N. A. (2016). Ekonomicheskaja i celevaja determinacija v organizacii vosproizvodjashhih sistem [Economic and target determination in the organization of reproducing systems]. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and abroad], 10(6), 101-110. (In Russ.).

10.Khrustalev, D. A., Taranov, A. S., Politikova, N. A., & Zueva, O. N. (2016). Osobennosti pro-cessov samoorganizacii v gradostroitel'stve [Features of self-organization processes in urban planning]. Sovremennoe sostojanie i perspektivy razvitija agropromyshlennogo kompleksa [Current state and prospects of development of agroindustrial complex]: Collection of scientific papers of the international scientific and practical conference. Kurga n: T. S. Maltsev Kurgan State Agricultural Academy, 395-397. (In Russ.).

11.Tsarkov, P. E. (2019). Puteshestvie kak osobyj vid social'noj dejatel'nosti: nekotorye osobennosti prognozirovanija turistskogo potoka [Travel as a special type of social activity: Some features of forecasting the tourist flow]. Vestnik RMAT[Vestnik of RIAT], 1, 136-139. (In Russ.).

12.Chudnovsky, A. D., & Zhukova, M. A. (2014). Upravlenie potrebitel'skimi predpochtenijami v sfere otechestvennogo turizma i gostepriimstva i osnovnye napravlenija realizacii turistskogo produkta [Management of consumer preferences in the field of domestic tourism and hospitality and the main directions of implementation of the tourist product]: A textbook. Moscow: Federal Agency for Tourism. (In Russ.).

13.Sharafutdinov, V. N., Yakovenko, I. M., Pozachenyuk, E. A., & Onishchenko, E. V. (2019). Krym: novyj vektor razvitija turizma v Rossii [Crimea: A new vector of development of tourism in Russia]: A monograph. Moscow: INFRA-M. (In Russ.).

14.Yanushkin, V. A., Levchenko, T. P., Ryabtsev, A. A. (2014). Upravlenie investicionnoj privleka-tel'nost'ju v turistsko-rekreacionnoj sfere [Management of investment attractiveness in the tourist and recreational sphere]: A monograph. Moscow: NIC INFRA-M. (In Russ.).

15.Goeldner, Ch. R., & Ritchie, J. R. B. (2006). Tourism: Principles, Practices, Philosophies. New Jersey: John Wiley & Sons.

16.Mathieson, A., & Wall G. (1982). Tourism: Economic, Physical and Social Impacts. London: Longman Group Ltd.

17.Rudez, H. N. (2004). Challenges of Developing Intellectual Capital. New Trends in Tourism and Hospitality Management.

18.Rutter, H. (2002). Wirtschaftsfaktor Tourismus. Bern.

19.Swarbrooke, J., & Horner S. (2007). Consumer Behaviour in Tourism. Oxford: ButterworthHeinemann.

20. Zeng B. (2013). Consumption Behaviours of Park Visitors and the Implications for Tourism Marketing: A Case in China. Chinese Studies, 2(1).

Таранов А.С., Политикова Н.А. Психология среды как фактор туристской деятельности // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. Вып. 1. С. 50-61. DOI: 10.24411/1995-042X^019-10104.

Taranov, A. S., & Politikova, N. A. (2019). Environmental psychology as a factor of tourist activity. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 13(1), 50-61. doi: 10.24411/1995-042X-2018-10104. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.