Научная статья на тему 'Психология спорта на факультете психологии СПбГУ'

Психология спорта на факультете психологии СПбГУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
490
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психология спорта на факультете психологии СПбГУ»

ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА

НОЯБРЬ 2006 • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

с данными зарубежных университетов, «производящих аналогичный продукт», позволило бы располагать ориентирами для продвижения образования по специальности «экономическая психология», взятыми из мирового опыта. В нашем университете такая работа применительно к подготовке экономических психологов пока не проводилась, поскольку на данный момент нет еще специализации «экономическая психология».

При экономическом расчете эффективности подготовки специалистов можно исходить из моделирования ожиданий, оценок потребителей, которыми в данном случае выступают бизнес компании и система государственного управления.

По-видимому, можно оценить, какого размера неэффективность можно устранить, благодаря работе качественно подготовленных специалистов (за вычетом расходов работодателя, связанных с их подготовкой и оплатой труда) оценить разнообразные риски и вынести вердикт по поводу целесообразности подготовки специалистов. Если издержки, связанные с подготовкой специалиста, будут меньше устраняемой в результате их использования неэффективности, то подготовка таких специалистов имеет смысл. Сама неэффективность может быть для управленческих целей рассчитана из анализа текущей деятельности по триаде целесообразность — результативность — экономичность. Для разной деятельности могут быть наибольшие неэффективности в разных составляющих этой триады — в одних случаях в целесообразности (ставят вообще не те цели), в других в экономичности (нужна правильно организованная коммуникация между участниками процесса).

Строгую экономическую оценку эффективности подготовки кадров затрудняет все еще не достаточно четкий статус и размытая идентичность экономической психологии.

Оценка эффективности подготовки кадров по экономической психологии не исключает отношения к этой дисциплине как фундаментальной науке. Такой подход к ней оправдан тем, что экономическая психология требует высокого качества теоретической подготовки будущих профессионалов при участии в ней высоко квалифицированных специалистов с разных факультетов, т.е. междисциплинарного синтеза в действии на базе университетов, и предполагает отсроченный эффект.

Психология спорта на факультете психологии СПбГУ

Текст: В. К. Сафонов

Сегодня психология спорта — это комплексное прикладное направление психологической науки и практики. Предмет психологии спорта не ограничивается конкретной формой спортивной деятельности, а захватывает все стороны жизнедеятельности человека. Когда мы говорим о спортивной деятельности, мы имеем в виду разветвленную систему двигательной активности от рекреационной физкультуры у детей и взрослых, до профессионального спорта. Авсен-тий Цезаревич Пуни (первый доктор психологических наук в СССР по спортивной психологии, его докторская диссертация называлась очень просто и лаконично «Психология спорта») говорил, что объектом управления в спорте является собственный организм спортсмена. Этим объясняется то, что спортивному психологу приходится заниматься не только вопросами психологического обеспечения и сопровождения собственно спортивной деятельности. Много внимания он уделяет просветительской работе, формированию психологической культуры спортсмена и психологическому консультированию.

Спортивная деятельность уникальна по своему содержанию. Это единственная сфера, в которой человек сознательно стремится к максимальным функциональным нагрузкам (во всех остальных случаях срабатывает принцип минимизации затрат на выполнение деятельности). Более сорока лет тому назад, Борис Герасимович Ананьев, указывал, что исследования в области психологии спорта дают ответы на многие теоретические и практические вопросы: как осуществляется регуляция поведения и управление деятельностью в ситуациях максимальной реализации возможностей человека, как при этом проявляются психологические особенности личности, что такое максимальные и резервные возможности и многое другое. Для решения вопросов психологического обеспечения спортивной деятельности психологу необходимы знания общей, экспериментальной, педагогической, социальной, возрастной психологии, а также особенностей конкретной области спортивной деятельности.

Впервые о подготовке спортивных психологов на базе факультета психологии Ленинград-

НОЯБРЬ 2006 • НАЦИОНАЛЬНЫМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ЖУРНАЛ

ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА

I

ского государственного университета заговорили летом 1980 года, когда на одном из заседаний Центральной приемной комиссии ректором был задан вопрос — почему так много спортсменов поступает на факультет психологии? Уже в декабре 1981 года совместным решением Минвуза СССР и Спорткомитета СССР в ЛГУ на факультете психологии была открыта специализация «спортивной психологии», а с января 1982 года решением Ученого Совета факультета специализация начала свою учебную и научную деятельность в составе кафедры психологии труда и инженерной психологии. Тогда, с легкой руки председателя Спорткомитета города Ленинграда Николая Матвеевича Попова весь ленинградский спорт стал учебной и исследовательской базой спортивной психологии.

Хочется назвать фамилии тех, с кем мы начинали. Это выпускники факультета первых наборов — Георгий Борисович Суворов, Юрий Иванович Филимоненко, Владимир Борисович Чесноков, Валерий Сергеевич Афанасьев, Наталья Евгеньевна Водопьянова, Леонид Олегович Иванов и, конечно, декан факультета Альберт Александрович Крылов, без поддержки и административной помощи которого ничего бы не состоялось. На специализации вели занятия известные спортивные психологи — Евгений Павлович Ильин, Юрий Яковлевич Киселев, Юрий Львович Ханин, Сергей Сергеевич Крючек, Рудольф Максимович Загайнов, Евгений Николаевич Сурков, Геннадий Дмитриевич Горбунов. Активно поддерживал все инициативы А.Ц. Пуни.

В 1984 году ленинградские спортивные психологи объединились в секцию ленинградского отделения Общества психологов СССР «Психология физического воспитания и спорта», председателем которой был избран профессор Е.П. Ильин. Работа в секции во многом способствовала профессиональной подготовке студентов специализации. В 1985 году при Спорткомитете СССР была создана Федерация спортивных психологов СССР.

В 1987 году впервые в университете на спецфакультете факультета психологии на хозрасчетных (платных) условиях была открыта специализация «спортивной психологии». А в 1989 году была открыта кафедра психологического обеспечения профессиональной деятельности и спорта. К 1990 году специализацию закончили 57 вы-

в спорте и активном отдыхе; психология болельщика; агрессия и тревога в спорте; психология рекреационной физкультуры и активного отдыха; психология спорта за рубежом; психология маркетинга и рекламы; психологическое консультирование в спортивно-оздоровительной деятельности; социально-психологические тренинги обще-

Спортивная деятельность уникальна по своему содержанию. Это единственная сфера, в которой человек сознательно стремится к максимальным функциональным нагрузкам

пускников. В 1994—1997 г.г. сотрудниками кафедры выполнен грант «Развитие высших психических функций средствами двигательной активности».

В 1997 году произошло «второе рождение» специализации уже на кафедре общей психологии. Сегодня перед специализацией стоит задача подготовки научно-педагогических кадров для физкультурных учебных заведений и научно-исследовательских подразделений, а также спортивных психологов для практической работы в организациях физкультурно-спортивной ориентации — спортивных клубах, интернатах и гимназиях, центрах здоровья и т.п. Учебный план специализации включает дисциплины теоретического и методического цикла: психологические основы управления и контроля в спорте; психологические особенности командных и индивидуальных видов спорта; психодиагностика в спорте (нейродинамика, психическое состояние, личность); психологическая подготовка спортсмена; психология тренированности и спортивной формы; психология детского и юношеского спорта; медико-биологические основы спорта и теория; методика физического воспитания и спорта; спецкурсы по актуальным проблемам науки и практики спортивной деятельности.

В настоящее время востребованы спецкурсы: коррекция психических функций средствами физической культуры и активного отдыха; психология менеджмента

ния и уверенности.

За период с 2000 г. по 2006 г. специализацию закончили 53 выпускника. В последнее время специализация значительно расширяет сферу профессиональной подготовки своих студентов — это сфера активного отдыха, организацией, управлением и психологическим сопровождением которой необходимо заниматься. В 2006 году решением УМО Минобразования и науки России открыта магистерская программа «Психология спорта и активного отдыха».

»-ЯЬ Л* •

V

Владимир Константинович Сафонов,

кандидат психол. наук, доцент, руководитель специализации «Спортивная психология» факультета психологии СПбГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.