УДК 152.32
ПСИХОЛОГИЯ СМЫСЛОВОЙ РЕГУЛЯЦИИ И ВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ
© Елена Сергеевна ГОЛОЩАПОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кафедра общей психологии, аспирант, e-mail: [email protected]
Статья посвящена анализу условий становления личности субъектом жизни. К таким условиям относятся: осмысленность жизни и преобладание временной перспективы будущего.
Ключевые слова: жизненный путь; субъект жизни; смысл жизни; временная перспектива.
Для современного общества характерны быстрые перемены в жизни людей, рост количества стрессогенных ситуаций, социальные конфликты, экономические кризисы с последующей безработицей, разрушение морально-нравственных норм и культурных традиций. В связи с этим в ситуации общественной нестабильности все большую актуальность приобретает вопрос планирования личностью своей жизни.
В психологической науке проблемы, связанные с проектированием человеком собственного будущего и построением собственной жизни согласно своему замыслу, рассматриваются в русле изучения жизненного пути. В отечественной психологии одним из первых изучением данного вопроса начал заниматься Л.С. Рубинштейн. Именно им для обозначения личности, которая активно строит, модифицирует, совершенствует жизненные отношения, было введено понятие «субъекта жизни». Понимание личностью своей роли в планировании и осуществлении жизненного пути способствует стремлению ставить серьезные цели и достигать их. Такая личность способна направлять и изменять течение собственной жизни, т. е. является ее творцом [1].
Другой отечественный психолог, Б.Г. Ананьев, в своей концепции жизненного пути большое внимание уделяет активной роли человека в преобразовании жизненных обстоятельств. По мнению автора, не только условия жизни формируют личность и придают ей характерную «огранку», но и личность своими поступками активно воздействует на жизненный путь и тем самым проектирует себя. Жизненный путь личности, по
Б.Г. Ананьеву, делится на две большие «эпохи»: подготовительный период, в течение которого созревают психически структуры личности как субъекта жизни, и период самостоятельной жизни, на протяжении которого личность занимается практической реализацией своих жизненных планов. Начало второго периода совпадает со стартом самостоятельной жизнедеятельности личности. При этом все предшествующее развитие должно способствовать формированию личности в качестве автономного субъекта [2].
Подобные представления об активной роли личности в планировании и осуществлении собственного жизненного пути находят отражение работах К.А. Абульхановой-Славской, которая рассматривает жизненный путь человека как его способность организовать свою судьбу по собственному замыслу [3].
Практически во всех исследованиях, посвященных проблеме жизненного пути, особое место отводится изучению смысла жизни. По мнению Л. С. Рубинштейна, именно он является основной структурой психической регуляции жизненного пути личности. Рассмотрим более подробно регуляторные функции, которые выполняет смысл жизни по отношению к активности субъекта. Во-первых, смысл жизни побуждает активность личности как субъекта жизни. Во-вторых, смысл жизни является высшей инстанцией смыслообразования, от которой черпают свой смысл отдельные жизненные события и поступки личности как субъекта жизни. В-третьих, смысл жизни отражает реальный жизненный путь [1].
Не менее важной особенностью смысла жизни является то, что в нем отражаются не
столько наличное и уже существующее, сколько предвосхищаемое и желаемое состояние жизненного пути. Другими словами, в смысле жизни запроектировано то будущее, которое личности необходимо превратить в реальность жизненного пути посредством своей активности. На эту особенность смысловых образований указывает Б. С. Братусь, который полагает, что их функция заключается в создании эскиза будущего [4].
По мнению К.А. Абульхановой-Славской, смысл жизни представляет собой не только отражение реального жизненного пути и образа будущего, но также является мерой успехов, достигнутых в прошлом. Именно поэтому при достижении поставленных целей человек не утрачивает смысл жизни, а, наоборот, усиливает его, убеждается в нем, переживает его. С одной стороны, смысл жизни выражает притязания личности, ее стремления, потребности и цели, а с другой стороны, что не менее важно, является подтверждением ее прошлых достижений. Таким образом, смысл жизни - это не только будущее, не только перспектива, но и оценка достигнутого человеком в прошлом [5].
При изучении смысла жизни особое внимание отводится классификации его источников. Идея категоризации источников смысла жизни зародилась впервые в работах В. Франкла, который указывал, что конкретные цели и смыслы жизни человек извлекает из трех категорий ценностей: творчества, переживания и отношения [6].
С точки зрения И. Ялома, источниками смысла жизни могут служить альтруизм, т. е. служение другим людям, или преданность какому-либо делу. Еще одним универсальным источником смысла жизни, по мнению ученого, может быть творчество. Создание чего-то, отмеченного новизной или красотой и гармонией, является мощным противоядием ощущению бессмысленности. Также достойным источником смысла жизни является самоактуализация, выражающаяся в стремлении человека с максимальной полнотой выявить и реализовать свои врожденные задатки и приобретенные способности. Самоактуализация способствует максимализации жизненных достижений, что, в свою очередь, повышает психологическую насыщенность жизни. Наиболее надежным и оправданным источником смысла жизни И. Ялом считает
самотрансценденцию личности, т. е. устремление личностной активности на ценности, превосходящие узкие эгоцентрические интересы [7].
Типология П. Иберсола содержит следующие источники смысла жизни: взаимоотношения с семьей, друзьями или возлюбленными; служение и помощь людям; вера, политические и социальные убеждения; получение материальных благ; развитие своих способностей; поддержание физического и психического здоровья; работа; удовольствие и счастье [8].
В.И. Меренков выделил двадцать два наиболее распространенных источника смысла жизни, которые затем объединил в пять групп. Первая из них представляет собой смыслы «успеха»: власть, деньги, слава, материальное потребление, социальный статус. Вторая группа включает смыслы «служения»: служение людям, богу, науке, искусству или какой-либо идее. Третья группа представлена смыслами «переживаний»: удовольствия, впечатления, экстремальные переживания, ощущения комфорта и душевный покой. В четвертую группу вошли смыслы жизни мессианского типа: преобразование мира, общества. К пятой группе относятся два особо перспективных смысла жизни - стремление к самосовершенствованию и стремление к творчеству [9].
Проблемой поиска оптимального смысла жизни занимался В.Э. Чудновский. Он выделил два признака адекватности смысла жизни: «реалистичность», т. е. соответствие
смысла жизни, с одной стороны, наличным, объективным условиям, необходимым для его реализации, с другой - индивидуальным возможностям человека, и «конструктивность» - степень его позитивного влияния на успешность деятельности человека и процесс становления личности субъектом жизни. Оптимальный смысл жизни, по мнению
В.Э. Чудновского, представляет собой гармоническую структуру смысложизненных ориентаций, существенно обусловливающих высокую успешность в различных областях деятельности, максимальное раскрытие способностей и индивидуальности человека, его эмоциональный комфорт, проявляющийся в переживании полноты жизни и удовлетворенности ею [10].
Большинство исследователей считает, что наличие смысла жизни является важной предпосылкой психического здоровья личности. Так, А. Маслоу в теории самоактуализации личности к числу высших потребностей человека относит потребность в смысле жизни. Автор утверждает, что неудовлетворенность данной метапотребности приводит к развитию следующих метапатологий: отчуждение, аномия, ангедония, чувство собственной бесполезности и ненужности, кризис мировоззрения, апатия, отстраненность, фатализм, безразличие к собственной судьбе, отсутствие жизненных ценностей и утрата ценности собственной жизни, желание смерти [11].
Деструктивный способ решения проблемы смысла жизни приводит к кризису бессмысленности. Личность поражается специфической экзистенциальной патологией, которую В. Франкл называл «ноогенным неврозом. Основным симптомом данной формы экзистенциальной патологии является ощущение бессмысленности собственного существования. Такое состояние получило название «экзистенциальный вакуум». Его возникновение связано с блокированием потребности человека в смысле жизни, что обозначается термином «экзистенциальная фрустрация» [6].
По мнению С. Л. Рубинштейна, большое значение имеет не только наличие смысла жизни, но и его осознание. Сознательность человека по отношению к смыслу жизни неразрывно связана с действенностью по отношению к собственному жизненному пути. Осознанность смысла жизни является неотъемлемой характеристикой личности как субъекта жизненного пути. Понимание личностью смысла жизни является значимой составляющей жизненной мудрости и способности к совершению правильных биографических выборов, ключом к построению жизни на сознательной, нравственной основе [1]. С точки зрения Л. С. Рубинштейна, подлинный смысл жизни всегда совпадает с общечеловеческими ценностями и удовлетворяет высоким моральным требованиям [12].
Исследование жизненного пути в отечественной и зарубежной психологии ведется не только в направлении изучения его смысловой регуляции. Некоторыми учеными были предприняты попытки изучить временную
организацию жизненного пути и особенности представления личности о времени собственной жизни. Большинство исследователей рассматривают временную перспективу как одну из важнейших характеристик психологического времени субъекта жизни и неотъемлемую составляющую субъективной картины его жизненного пути.
На современном этапе развития психологической науки нет единого и общепризнанного определения понятия «временная перспектива». В исследовании различных авторов одним и тем же термином обозначают три различных аспекта психологического времени. Первый аспект - временная установка, выражающаяся в позитивной или негативной настроенности субъекта по отношению к прошлому, настоящему или будущему. Второй аспект - временная ориентация, представляющая собой доминирующую направленность поведения на объекты и события прошлого, настоящего или будущего. Наконец, третий аспект - это временная перспектива в собственном значении этого слова, т. е. перспектива будущего. Автор когнитивно-мотивационной теории Ж. Нюттен определял данное понятие как приобретенную личностную характеристику, которая формируется в результате мотивационного целепо-лагания. Перспектива будущего - это показатель того, в какой степени и каким образом ожидаемое хронологическое будущее становится частью настоящего жизненного пространства [13].
В настоящее время в психологической науке господствует точка зрения, что временная перспектива представляет собой интеграцию прошлого, настоящего и будущего в психологическом жизненном пространстве. Так, К.А. Абульханова-Славская считает, что, несмотря на принятое деление жизни на прошлое, настоящее и будущее, существует единое специфическое время личности, где прошлое - это уже опробованные личностью способы реализации жизненных смыслов, целей и планов, а будущее - проективное личностное пространство, где с помощью мышления и воображения осуществляется поиск новых возможностей для самореализации [3].
Подобных взглядов придерживается Ж. Нюттен, который отмечает, что, хотя мы живем в настоящем, прошлое, содержащееся
в нашей памяти и представляющее собой жизненный опыт личности, и будущее, которое мы предвидим, интегрированы в индивидуальном психологическом настоящем, или в нашем жизненном пространстве [13].
Временные жизненные пространства различных людей значительно отличаются друг от друга. Ф. Зимбардо считает, что у каждого человека есть тенденция злоупотреблять той или иной временной перспективой. Исследователем и его коллегами было выделено пять наиболее распространенных временных перспектив: позитивное прошлое, негативное прошлое, гедонистическое настоящее, фаталистическое настоящее и временная перспектива будущего [14]. Рассмотрим более подробно каждую из них.
Некоторые люди преимущественно ориентированы на прошлое. Их прошлое представляет собой наиболее важную часть их временного мира. Они живут в прошлом, которое для них было очень травмирующим или, наоборот, счастливым. Позитивное отношение к прошлому может отражать приятные события, которые человек действительно пережил, или свидетельствовать о позитивном отношении, позволяющем людям извлекать лучшее из самых тяжелых и неприятных жизненных ситуаций. Люди с преобладанием временной перспективы негативного прошлого видят свое прошлое как неприятное, вызывающее отвращение. Негативное отношение может быть вызвано реальным неприятным опытом. Но оно также может быть связано с более поздней негативной реконструкцией изначально благоприятных событий [14].
Люди с преобладающей ориентацией на настоящее являются гедонистами или фаталистами. Смысл жизни гедонистов - получать удовольствие от текущего момента жизни. Они живут активной, яркой жизнью, заполненной таким количеством новизны, во-одушевленности и спонтанности, какое только возможно, при этом совершенно не заботясь о завтрашнем дне. Такое же безразличное отношение к своему будущему демонстрируют и фаталисты, поскольку считают, что их жизнь заранее предопределена божественным предназначением, роком, судьбой либо волей случая [14]. Ж. Нюттен полагает, что индивид, который живет «одним днем» и не имеет обращенных в будущее реалистиче-
ских проектов, побуждающих и координирующих его действия, патологически ориентирован на настоящее [13].
Люди, ориентированные на будущее, от гедонистов отличаются тем, что способны удержаться от соблазна сиюминутного удовольствия в пользу получения большей награды в отдаленном будущем, а от фаталистов - тем, что верят в свои силы и считают себя творцами собственных судеб. Ф. Зибар-до были получены данные, что люди с преобладающей временной перспективой будущего в жизни более успешны, чем ориентированны на прошлое или настоящее. Конечно, даже они могут потерпеть неудачу в стремлении достичь лучшей жизни, но в отличие от фаталистов, гедонистов и ориентированных на прошлое люди с преобладанием временной перспективой будущего более упорны в достижении жизненных целей, поэтому лучше преодолевают жизненные трудности [14].
Ж. Нюттен считает, что индивид, смотрящий далеко вперед, создает долговременные перспективы и поэтому способен находить больше путей для их реализации. Средства, отсутствующие в настоящей ситуации, могут быть найдены в более отдаленном будущем. Однако предвосхищение достаточно отдаленного хронологического будущего необходимо, но недостаточно для построения протяженной мотивационной перспективы будущего. Нужна также способность связать настоящее с будущим, в котором находится цель, которую предстоит достигнуть, заполнить временную дистанцию между ними [13].
Несмотря на все плюсы, Ф. Зимбардо остерегает от чрезмерной ориентации на будущее. Люди, патологически ориентированные на будущее, не способны получать удовольствия от настоящего момента жизни. По мнению исследователя, трудно достижимым идеалом является сбалансированная временная перспектива, которая позволяет нам учиться на прошлом, черпать энергию и желания из настоящего, строить планы в будущем [14].
Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что для становления личности как творца собственной судьбы необходим ряд условий. Одним из таких условий является осмысленность жизни, поскольку именно смысл жизни - важнейший регулятор всей
активности субъекта. В нем отражается реальный жизненный путь, а также содержатся цели будущего и достижения прошлого. Отсутствие или утрата личностью смысла собственного существования негативно сказывается на ее способности распоряжаться своей жизнью. Наиболее значимыми характеристиками смысла жизни являются его адекватность, конструктивность и соотнесенность с общечеловеческими ценностями. Поиск и реализация смысла жизни играет огромную роль в становлении личности как субъекта жизненного пути.
Отличительной чертой субъекта жизни является способность отстраниться от сиюминутных требований ситуации, устоять перед ее соблазнами, воздержаться от импульсивных решений в пользу интересов реализации перспективных задач. В настоящее время в психологической науке господствующее место занимает точка зрения, что в жизни наиболее успешны люди, ориентированные на будущее, поскольку они способны ставить долгосрочные цели и быть упорными в их достижении.
Таким образом, наряду с осознанностью жизни не менее важное условие становления личности в качестве субъекта жизни - это преобладание временной перспективы будущего.
1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М., 1989. Т. 2.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М., 1980. Т. 1.
3. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб., 2001.
4. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.
5. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. М., 1991.
6. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
7. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 1998.
8. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Эмпирическая типология смыслов жизни в США и России // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: материалы 8-10 симпозиумов: в 2 ч. / под ред.
A.А. Бодалева, Г.А. Вайзер, Н.А. Карповой,
B.Э. Чудновского. М., 2004. Ч. 1. С. 72-82.
9. Меренков В.И. Смысл жизни: становление, динамика, выбор // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: материалы 8-10 симпозиумов: в 2 ч. / под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Вайзер, Н.А. Карповой, В.Э. Чудновского. М., 2004. Ч. 1. С. 60-61.
10. Чудновский В.Э. Проблема оптимального смысла жизни // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: материалы 8-10 симпозиумов: в 2 ч. / под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Вайзер, Н.А. Карповой, В.Э. Чудновского. М., 2004. Ч. 1.
C. 7-23.
11. МаслоуА. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999.
12. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
13. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д.А. Леонтьева. М., 2004.
14. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. СПб., 2010.
Поступила в редакцию 10.04.2012 г.
UDC 152.32
PSYCHOLOGY OF MEANINGFUL REGULATION AND TEMPORAL ORIENTATION OF LIFE COURSE OF MODERN PERSONALITY
Elena Sergeyevna GOLOSHCHAPOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, General Psychology Department, Post-graduate Student, e-mail: [email protected]
The article is devoted to the analysis of formation of life subject’ personality, such as meaningfulness of life and temporal perspective of the future.
Key words: life course; meaning of life; life subject; temporal perspective.