Научная статья на тему 'Психология ритуала и колдовства'

Психология ритуала и колдовства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1772
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИЯ / РИТУАЛ / РЕЛИГИЯ / ПСИХОЛОГИЯ / ФИЗИОЛОГИЯ / ЭТОЛОГИЯ / ЖИВОТНОЕ / ЧЕЛОВЕК / MAGIC / RITUAL / RELIGION / PSYCHOLOGY / PHYSIOLOGY / ETHOLOGY / ANIMAL / VAN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Григоренко Андрей Юрьевич

Статья посвящена исследованию психологии магии и ритуала.Автор рассматривает ритуальное поведение животных какпредтеча ритуального поведения человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychology of ritual and magic

The article analyses psychology of magic and religion. The ritual behavior of both animals and men is investigated.

Текст научной работы на тему «Психология ритуала и колдовства»

А. Ю. ГригоРЕнко

Психология РИТУАЛА И КОЛДОВСТВА

Жизнь человека и общества всегда полна неудовлетворенных потребностей, не исполнившихся желаний, несо-стоявшихся надежд, неразрешимых конфликтов и т. п. Нерешенные проблемы в жизни индивида и общества — основа не только различного рода неврозов, но и причина социального напряжения и депривации. По этой причине общество в процессе своей эволюции выработало целый ряд механизмов снятия такого рода напряжения. Одним из них является ритуал, возникший еще в первобытную эпоху. Во время ритуала лишняя индивидуальная или социальная энергия «растворяется», уходит в пространство за счет монотонного повторения одних и тех же действий, аффектации чувств и т. д. В этом смысле ритуал выполняет катарсическую функцию1. Понимаемый в самом широком смысле ритуал может включать в себя все формы поведения: от повседневных приветствий до торжественных обрядов католической праздничной мессы.

Проблеме сущности и функций ритуала посвящено множество литературы, однако единого мнения о феномене ритуала еще не сложилось. Ряд авторов отмечает преемственность между поведением животных и человека2. Они отмечают, что животные исполняют ритуалы —

1 Leach E. Ritualization in man in relation to conceptual and social development // Reader in comparative religion. London, 1978. P. 333-337.

2 Baerends G. P. The functional organization of behaviour // Animal Behaviour. 1976. N 24. P. 726-738; Bailey K.G. Human Paleopsychology: Applications to Aggression and Pathological Processes. Hillsdale, 1987; Perspectives in Ethology. Vol. IV / Ed. by P. P. G. Bateson, P. H. Klopfer. New York, 1981; Daanje A. On the locomotory movements in birds and the intention movements derived from it // Behaviour. 1950. N 3. P. 48-98; Eibl-

набор однообразных, повторяющихся иррациональных действий. В основе «ритуального поведения» животных, являющегося биологической предтечей ритуальной обрядности человека, лежит, по их словам, проблемная ситуация: если нечто мешает особи совершить какое-либо инстинктивное действие, вытекающее из этой ситуации, то животное нередко «находит облегчение» в том, что совершает действие другое, совершенно не соответствующее обстоятельствам. В этологии это явление называется «смещением действий». Например, петухи во время конфликта с другими петухами часто начинают клевать землю, как бы собирая корм. Это — амбивалентное поведение, которое является результатом острого эмоционального состояния, вызванного двумя противоположными чувствами: ярость и гнев на конкурента и одновременно страх перед ним. Шимпанзе перед грозой начинают размахивать

Eibesfeldt I. 1) The fighting behavior of animals // Scientific American. 1961. N 205. Р. 112-121; 2) Aggressive behavior and ritualized fighting in animals // Science and psychoanalysis, Vol. VI. Violence and war. New York: Crune and Stratton / Ed. by J. H. Masserman. New York: Grune & Stratton, 1963. Р. 8-17; 3) Ritual and ritualization from a biological perspective // Human ethnology: Claims and limits of a new discipline / Ed. by Mario von Cranach; et al. Cambridge: Cambridge University Press, 1979. Р. 3-55; Erikson E. H. Ontogeny of ritualization in man // Philosophical Transactions of the Royal Society London, 1966. Р. 337-349; Hinde R. A. Animal Behaviour: A Synthesis of Ethology and Comparative Psychology. London, 1966; Huxley J. S. A discussion on ritualization of behaviour in animals and man // Philosophical Transactions of the Royal Society of London. Series B. 1966-1967. N 251. Р. 24-526; Leach E. R. Ritualization in man in relation to conceptual and social development // Discussion on Ritualization of Behaviours in Animals andMan / Ed. by J. Huxley. London, 1966. Р. 403-408; Lorenz K. Ritualization in the psycho-social evolution of human culture // Philosophical Transactions of the Royal Society of London. 1967. N 251. Р. 278-284; Primate Ethology / Ed. by D. J. Morris. Chicago, 1967; Rappaport R. A. Ecology, Meaning, and Religion. Richmond, 1979; Scheflen A. E. Human communication: Behavioral programs and their integration in interaction // Behavioral Science. 1968. N 13/1. P. 44-55; Turbott J. The meaning and function of ritual in psychiatric disorder, religion and everyday behaviour // Australian and New Zealand Journal of Psychiatry. 1997. N 31/6. P. 835-843; Wilson E. O. Sociobiology: The New Synthesis. Cambridge, 1975.

Психология РИТУАЛА И КОЛДОВСТВА

Религия. Церковь. Общество

над головой палками и совершать прыжки в высоту. Несомненно, перед нами ритуальные действия, являющиеся результатом двух противоречивых состояний — желания и страха, злости и боязни3. Возникнув случайно, такие неадекватные действия в ходе эволюционного развития врожденной инстинктивной деятельности закреплялись за конкретным эмоциональным (стрессовым) состоянием животных и при-нималили форму ритуала, выполняющего функцию коммуникации, средства общения. Ритуализация подобного рода «смещенных действий» достаточно хорошо изучена этологами. Постепенно ритуально-сигнальные действия начинают видоизменяться по сравнению со своими неритуализированными предшественниками, а именно: случайные и второстепенные их элементы постепенно отмирают, тогда как заметные, привлекающие к себе внимание компоненты, напротив, выходят на первый план. Итогом такой эволюции является автономизация ритуального поведения: оно превращается в независимое движение, выполняющее новую для него сигнальную функцию. Происходило это путем естественного отбора и было обусловлено той важной ролью, которую играла сигнальная функция в эволюционном процессе4.

Согласно К. Лоренцу, ритуальные действия в животном мире выполняют функцию разрешения проблемных ситуаций и амбивалентных эмоций не только в мире животных. По его мнению, можно говорить об аналогичной роли ритуальных действий и в жизни первобытных людей. Беспомощные перед силами природы, не осознавшие своих собственных сил, они постоянно попадали в ситуации, которые порождали в человеческой психике два конкурирующих друг с другом очага возбуждения. Эта конкуренция шла между желанием и страхом: охотник страстно желает убить животное, чтобы накормить соплеменников и одновременно переживает страх перед его когтями и клыками,

3 Лоренц К. Эволюция ритуала в биологической и культурной сферах // Природа. 1969. № 11. С. 45.

4 Лоренц К. Кольцо царя Соломона. М., 1978. С. 38-39.

испытывает тревогу, что в случае его слабости над группой нависнет угроза голодной смерти. Практическая немощь, несовершенность первобытных орудий труда приводит к преобладанию в психике человека отрицательных эмоций и превращению их в постоянный устойчивый эмоциональный фон. Последнее вызывает настоящую фобию, которая может оказать тормозящее влияние на активность человека. Общество поэтому остро нуждалось в средствах выхода из этих ситуаций, в инструментах избавления от подобного рода стрессов, в институтах, способных внушить человеку надежду и веру в благополучный исход его действий. Все это и привело к тому, что доставшиеся человеку в наследство от его животных предков биологические «ритуальные» действия получили новую жизнь.

Исполнение первобытным человеком определенного рода ритуальных действий погашало в его сознании один из двух конфликтующих друг с другом очагов возбуждения, придавало ему уверенность и, тем самым, способствовало решению той или иной практической задачи. В связи с тем, что многие его страхи и тревоги были мнимыми, воображаемыми страхами, то человек каменного века должен был убеждаться, что опасность (т. е. лишь его тревога и страх) проходят в результате исполнения магического ритуала. Анализируя физиологические механизмы воздействия такого рода ритуалов на человека, его психику, известный советский ученый, академик С. Н. Давиденков писал: «В самом деле, что делает с точки зрения динамики корковых процессов тот самый спешащий домой австралиец, который обламывает ветку дерева, чтобы остановить солнце? Он находится в состоянии тревоги вследствие застойной и аффективно окрашенной работы определенных кортикальных комплексов, эта тревога его мучает и ему мешает; гипертрофируясь, она начинает приобретать черты абсессии, и тогда человек создает в коре своего мозга новый пункт концентрации раздражительного процесса (все

Психология РИТУАЛА И КОЛДОВСТВА

Религия. Церковь. Общество

равно какой, лишь бы был условно и иногда чисто случайно связан с основным перераздраженным пунктом и сам обладал достаточно аффектной окраской, чтобы сделаться для первого пункта источником внешнего торможения) и использует отрицательную индукцию из этого второго очага, чтобы успокоить остальную кору мозга. Тем самым, он уничтожает чувство мешающей ему тревоги и, конечно, получает больше шансов попасть домой до захода солнца»5.

С такой ситуацией сталкивается и современный человек в повседневной жизни. Чувство беспокойства возникает, когда у нас возникают определенные желания, но отсутствуют реальные способы их удовлетворения. Тогда оно может проявиться в ритуальном поведении: именно здесь лежит ключ к разгадке поведения суеверных людей, использующих различные личные амулеты, талисманы, верящих в приметы и т. д. Такое поведение относится к третьему классу остаточных категорий Парето — необходимость выражения чувств внешними действиями. Известный американский психолог Р. Виллэнгли в статье «Магия и сходные с ней явления» по интересующему нас вопросу пишет, что клинические, психологические и физиологические данные показывают неизбежность и закономерность дезорганизации поведения личности, страданий, устойчивого стремления к расслаблению, покою вследствие или по причине конфликтного столкновения сильных эмоций и волнений с моторными реакциями. Этот синдром называется по-разному: «аффект», «стресс», «беспокойство», «невроз». Стремление к покою вносит в действие явные или скрытые формы поведения, основной характеристикой которой является их сжатый или символический характер и их относительная индифферентность, нейтральность и непроницаемость (из-за необходимости достигнуть покой как можно быстрее) к обычным проверкам, задержкам и ускорениям, создаваемыми объективной

5 Давиденков С. Н. Эволюционно-генетические проблемы в невропатологии. Л., 1947. С. 138.

реальностью; таким образом они объективно неадаптивны, но субъективно адаптивны до такой степени, что желаемый покой фактически достигается6.

К числу неадаптивных форм поведения относится и первобытный магический ритуал. Вначале магические ритуалы как защитные механизмы могли появляться среди более слабых и неуравновешенных членов племени, которые, возможно, индивидуально создавали такие механизмы для личного пользования. Потом они заимствовались другими членами первобытного коллектива и постепенно превращались в обязательный для всего коллектива ритуал, ибо его эффективность подтверждалась субъективной практикой членов племени. Изобретенные отдельными индивидами такие ритуалы, «проверенные» на опыте соплеменниками, воспринимались во многом и в силу внушаемости7.

Социальная сущность этих защитных механизмов, имеющих форму магических ритуалов, состояла в снятии тормозящего человеческую активность воздействия сильных отрицательных возбудителей (страх и неуверенность). Аналогичную социально-психологическую роль играли и другие формы магии (гадание, бросание жребия, предсказание судьбы и т. д.), игравшие не меньшую роль в жизни первобытного коллектива, чем исполнение колдовских ритуалов. Практически у всех племен ни одно важное решение не принималось без совета с гадателями и предсказателями или же без бросания жребия. В этом случае, растерявшись перед лицом внешних факторов, первобытные люди как бы снимали с себя ответственность, перекладывали ее на магические силы предсказателя или жребия. Глубокий социально-психологический анализ «феномена жребия» провел известный психолог

6 Willoughly R. R. Magic and cognate phenomena: An hypothesis // Handbook of social psychology / Ed. by C. Murchinson. New York, 1935. P. 461-519.

7Анисимов А. Ф. Религия эвенков. М.; Л., 1958.

Психология РИТУАЛА И КОЛДОВСТВА

Религия. Церковь. Общество

Л. С. Выготский. Он отметил тот факт, что как животные, так и люди при столкновении противоположных нервных процессов (возбуждения и торможения) отвечают нервным стрессом, приводящим к бездеятельности и пассивности. Последнее для животных и первобытных людей было равносильно гибели, поэтому уже древнейшие люди изобрели вспомогательные средства типа магического жребия. Человек бросает жребий и, тем самым, искусственно вводит в ситуацию, изменяя ее, несвязанные с ней новые вспомогательные стимулы. Примечательно, что он сам создает искусственную ситуацию и определяет свое свозможное поведение при помощи введенного им стимула-средства и, тем самым, выходит из состояния пассивности и стресса, обращаясь к «символическим конструкциям». Л. С. Выготский высоко оценивает такое открытие для культурного развития человека8.

Итак, подводя итоги сказанному, позволим себе согласиться с мнением британского антрополога Б.Малиновского, считавшего, что магия дает человеку возможность уверенно добиваться важных целей, сохранять свое равновесие и свою психическую целостность в приступах гнева, в муках ненависти, неразделенной любви, отчаяния и страха. Функция магии поэтому, заключается в том, чтобы ритуализовать оптимизм человека, поддержать его веру в победу надежды над страхом .

Источники и литература

8 Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Выготский Л .С. Собрание сочинений. Т. 3. М., 1983. С. 68. См. также: Прилуцкий А. М. Влияние контекстных изменений на структуру религиозных ритуалов и значение их простейших элементов. // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер: Социальные науки. 2012. № 2. С. 135-139.

1. Baerends G. P. The functional organization of behaviour // Animal Behaviour. 1976. N 24. P. 726-738.

2. Bailey K. G. Human Paleopsychology: Applications to

Aggression and Pathological Processes. — Hillsdale: Erlbaum

Associates, 1987. — 572 p.

3. Daanje A. On the locomotory movements in birds and the intention movements derived from it // Behaviour. 1950. N 3. P. 48-98.

4. Eibl-Eibesfeldt I. The fighting behavior of animals // Scientific American. 1961. N 205. P. 112-121.

5. Eibl-Eibesfeldt I. Aggressive behavior and ritualized fighting in animals // Science and psychoanalysis, Vol. VI. Violence and war. New York: Crune and Stratton / Ed. by J. H. Masserman. New York: Grune & Stratton, 1963. P. 8-17.

6. Eibl-Eibesfeldt I. Ritual and ritualization from a biological perspective // Human ethnology: Claims and limits of a new discipline / Ed. by Mario von Cranach; et al. Cambridge: Cambridge University Press, 1979. P. 3-55.

7. Erikson E. H. Ontogeny of ritualization in man // Philosophical Transactions of the Royal Society London. 1966. P. 337-349.

8. Hinde R. A. Animal Behaviour: A Synthesis of Ethology and Comparative Psychology. — London: McGraw-Hill, 1966. — 534 p.

9. Huxley J. S. A discussion on ritualization of behaviour in animals and man // Philosophical Transactions of the Royal Society of London. Series B. 1966-1967. N 251. P. 24-526.

10. Leach E. R. Ritualization in man in relation to conceptual and social development // Discussion on Ritualization of Behaviours in Animals and Man / Ed. by J. Huxley. London : Royal Society, 1966. P. 403-408.

11. Leach E. Ritualization in man in relation to conceptual and social development // Reader in comparative religion. London: Collins, 1978. P. 333-337.

12. Lorenz K. Ritualization in the psycho-social evolution of human culture // Philosophical Transactions of the Royal Society of London. 1967. N 251. P. 278-284/

13. Perspectives in Ethology. Vol. IV / Ed. by P. P. G. Bateson, P. H. Klopfer. — New York: Plenum, 1981. — 262 p.

14. Primate Ethology / Ed. by D. J. Morris. — Chicago: Transaction Publishers, 1967. — 384 p.

15. Rappaport R. A. Ecology, Meaning, and Religion. Richmond, 1979; Scheflen A. E. Human communication: Behavioral programs

Психология РИТУАЛА И КОЛДОВСТВА

Религия. Церковь. Общество

and their integration in interaction // Behavioral Science. 1968. N 13/1. P. 44-55.

16. Turbott J. The meaning and function of ritual in psychiatric disorder, religion and everyday behaviour // Australian and New Zealand Journal of Psychiatry. 1997. N 31/6. P. 835-843.

17. Willoughly R. R. Magic and cognate phenomena: An hypothesis // Handbook of social psychology / Ed. by C. Murchinson. New York: Russel and Russel, 1935. P. 461-519.

18. Wilson E. O. Sociobiology: The New Synthesis. — Cambridge: Belknap Press, 1975. — 697 p.

19. Анисимов А. Ф. Религия эвенков. — М.; Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1958. — 234 с.

20. Выготский Л .С. Собрание сочинений. Т. 3: Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1983. — 367 с.

21. Давиденков С. Н. Эволюционно-генетические проблемы в невропатологии. — Л.: ГИДУВ, 1947. — 382 с.

22. Лоренц К. Кольцо царя Соломона. — М.: Знание, 1978. — 208 с.

23. Лоренц К. Эволюция ритуала в биологической и культурной сферах // Природа. 1969. № 11. С. 42-51.

24. Малиновский Б. Магия, наука и религия. — М.: Рефл-бук, 1998. — 304 с.

25. Прилуцкий А. М. Влияние контекстных изменений на структуру религиозных ритуалов и значение их простейших элементов. // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер: Социальные науки. 2012. № 2. С. 135-139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.