Научная статья на тему 'Психология ревности: предикторы и феноменологические паттерны'

Психология ревности: предикторы и феноменологические паттерны Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
16340
1770
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕВНОСТЬ / ПРЕДИКТОРЫ / ЗАВИСТЬ / АДЮЛЬТЕР / ЛЮБОВЬ / ФЕНОМЕН

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мошкина Ю. Н.

В статье дан анализ одного из самых массовых и неизученных психологических феноменов ревности. Показана его природа, предикторы, феноменологические проявления, деструктивные и конструктивные следствия. В статье обращается внимание на связь ревности с уровнем развития личности, ее самосознания, самоотношения, со статусом и уровнем достижений в профессиональной сфере и в частной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психология ревности: предикторы и феноменологические паттерны»

Мошкина Ю.Н.

Психология ревности: предикторы и феноменологические паттерны

Одним из наиболее разрушительных феноменов, связанных со сферой семейных отношений, является ревность, которая сопровождает человечество на протяжении его многовековой истории. Ревность ассоциировалась с завистью, жадностью, рвением, вспыльчивостью, паранойей, эгоизмом и даже любовью. Амбивалентность и неопределенность ревности глубоко укоренена в общественном сознании многих народов и отражена в некоторых библейских фрагментах. Констатируя распространение ревности на определенных этапах развития человечества, исследователи пришли к выводу, что она проявляет себя в культурах, поощряющих сексуальное разделение.

Ревность характеризуется как совокупность негативных эмоциональных состояний, ощущаемых при утрате возможности обладать чем-либо или кем-либо. Она обладает исторически обусловленными корнями, так как каждая культура содержит нормативные предписания относительно того, что должно находиться в исключительной собственности человека и что должно быть разделено. Поэтому причины, которые заставляют человека одной культуры почувствовать ревность, не обязательно будут вызвать ревность у представителей других культур.

В архаической культуре, как известно, отсутствовало чувство ревности. Обычай предоставлять жен гостям существовал на всех континентах. В некоторых культурах существовала традиция «право первой ночи». Возникновение ревности в подобных случаях носило мало вероятностный характер и не встречало поддержки у окружающих. Более того, в полигамных культурах жены поощряли своих мужей к приобретению других жен. Выгода состояла в том, что это способствовало повышению престижа первой жены и давало возможность разделения домашней работы, забот о воспитании и здоровье детей, бытовых обязанностей.

К. Дэвис сравнил культуры, подчеркивающие сексуальную преданность и единобрачие, и те, которые не придают этому фактору особого значения. Им было выявлено значительно меньшее количество примеров возникновения проблем ревности в обществах той формации, которая допускает многоженство. Констатируя распространение ревности на определенном этапе развития человечества, исследователи пришли к выводу, что она проявляет себя в культурах, поощряющих сексуальное разделение.

Постепенно ревность приобрела статус типичного и массового психологического феномена, который имеет широкий диапазон проявлений в частной жизни человека и достаточно рано входит в содержание его личного опыта. Несмотря на его широкое распространение, в отечественной и в зарубежной психологии отсутствует однозначное понимание сущностной природы ревности, ее предикторов, детерминант, видов и паттернов.

Возможно, изучение ревности затруднено в связи с тем, что ее возникновение и проявление человек не способен сразу отрефлексировать. З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни считают, что во многих ситуациях люди скрывают и маскируют ревность не только от других, но и от самих себя. Надо иметь определенную социальную смелость и психологическую компетентность, чтобы сознаться или понять, что за вспышками агрессии, недовольства собой и другими, тревожностью, хандрой, скукой, завистью, недовольством или аффективностью стоит ревность.

В. Шекспир называл ревность «зеленоглазым чудовищем», однако использовал ее как забавную и пикантную тему для многих своих пьес и показал, что она проявляется во множестве «обличий». Дискомфорт, возникающий из-за ревности, усиливается в зависимости от субъективной ценности объекта ревности. Широкое распространение явлений ревности является результатом укорененности в социальном сознании стереотипных, а зачастую, и мифологических представлений о данном феномене.

Идея, что ревность является показателем любви, упорно сохранялась в течение многих столетий. Еще в 14-ом веке Св. Августин (Августин Блаженный) писал: «Он, который не ревнив, не влюблен». М. Мид считала, что ревность - не барометр, показывающий насколько высока степень любви, что она просто показывает степень ненадежности возлюбленного. Сходной точки зрения придерживался О. Феничел, который считал, что ревнивые люди - это те, кто не способны любить, но нуждаются в том, чтобы их любили. Он говорил о том, что бытует представление, что можно чувствовать ревность даже к тому, кого Вы не любите, и даже к тому, кого Вы всем сердцем ненавидите.

А. Маслоу говорил об отрицательной корреляции между степенью ревности и присутствием любви: чем более ревнив человек, тем меньше вероятность любви. Им были выделены два вида любви: любовь, основанная на зависимости, и любовь, основанная на любви. По его мнению, эти два типа любви могут сосуществовать в одном человеке.

Изучение ревности затруднено в связи с тем, что ее возникновение и проявление человек не способен сразу отрефлексировать. З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни считают, что во многих ситуациях люди скрывают и маскируют ревность не только от других, но и от самих себя.

Ревность не является исключительным атрибутом супружеских отношений. Ревнивыми бывают не только влюбленные и отвергнутые партнеры, но и сиблинги, которые могут бороться за лидерство и доминирование в семье. Некоторые психологи склонны видеть в ревности инстинкт, называя его «территориальным императивом» (К. Бейкер).

В работах И.С. Кона, Н.Н. Обозова, И.Б. Котовой, Я.Л. Коломинского, И.В. Коваленко, В.Н. Мясищева, Терентьева, И.Н. Хмарука, Васильевой О.С., А.И. Тащевой, И.П. Шкрябко выявлено, что спектр причинного поля возникновения ревности достаточно широк. Наиболее часто предикторами ревности выступают: предпочтения одних людей и пренебрежение другими; необъяснимая частота

дружеских встреч; длительность времени, затрачиваемого на неформальное общение; внимание учителя к одному ученику в ущерб другим; ласковое и заботливое отношение родителей к «любимчикам»; флирт с подругами жены или с друзьями мужа; проявление особого интереса к новым людям; наличие или приобретение новых вещей, предметов, которые недоступны для других; получение высоких социальных статусов и наград; возможность вести светский, куртуазный образ жизни; лучшие условия работы; наличие элитного жилья, автомашины и др. В ряде исследований (1,7,8) установлено, что чаще всего ревнует один из членов диады - супружеской, детско - родительской, дружеской и т.д.

В самом общем виде ревность можно определить в качестве демонстративно или скрыто переживаемого субъектом сложного состояния, интегрирующего в себе позитивное и негативное отношение референтного лица, которое проявляет очевидное или мнимое предпочтение других людей.

В ряде исследований (1,7,10,12 ) установлено, что чаще всего ревнует один из членов диады - супружеской, детско-родительской, дружеской и т.д. Предметом ревности могут быть такие ценности, как работа, продвижение по службе, имущество, восхищенное отношение окружающих к значимым людям. Ревность также может вызывать внешний вид, социальное положение, профессиональный статус, высокая мобильность, востребованность, публичность людей из близкого (и даже из далекого, но желанного) круга общения. Чаще всего ревнивых людей беспокоят: недостаток удовлетворения потребности в признании, престиже или любви, осознание того, что другие имеют нечто лучшее или большее.

Ревность может возникать из-за соперничества, стремления к самоутверждению, желания иметь высокий престиж или особый имидж (О.В. Степанов, Е. В. Титова). Потеря любви, дружбы и уважения, возможно, является самой частой причиной ревности, которая достаточно часто составляет «диадический симбиоз» с завистью. В ряде работ она рассматривается как одна из форм ревности. Однако следует указать на различия, имеющиеся между ревностью и завистью. Зависть основана на сильном желании субъекта иметь что-либо, принадлежащее другому человеку, ревность основана на его желании удержать что-либо, не делясь с другим человеком.

По всей вероятности, нормальная ревность - это своеобразное проявление или продолжение зависти, потому что она может заставить ощутить потенциальную угрозу и обострить бдительность. Зависть приводит к обидам, жалобам или к признанию права человека на собственность, в то время как нормальная ревность настораживает и усиливает недоверие. Зависть больше связана с активностью относительно материального имущества или персональных талантов, а ревность больше обеспокоена относительно следствий привязанности, внимания, признания окружающих и любви.

Потеря любви, дружбы и уважения - это наиболее частые причины ревности, которая достаточно часто составляет «диадический симбиоз» с

завистью. Ревность чаще возникает вокруг символических вещей, в то время как зависть больше обеспокоена вещами непосредственными. Конечно, человек может быть завистлив и ревнив одновременно, так как оба чувства происходят от личностной незрелости, от страха лишения, от конфликтов относительно зон разделения и владения.

Иногда ревность определяют как форму паранойи. Параноидное мышление диагностируют в случаях, когда люди необычно подозрительны, думают, что им хотят навредить, что все насмехаются над ними или сплетничают о них. Субъекты, склонные к ревности, привлекают специфические стратегии поведения в отношении объектов своей ревности. Они стараются, по возможности, держать их в определенной изоляции от социума и взаимодействий с «подозрительными» партнерами, ограничивают их личностное пространство, контролируют формальные и неформальные связи, не отпускают на различные мероприятия (корпоративные, семейные, дружеские, товарищеские), проверяют телефонные сообщения, интернет-почту и т.д.

Ревнивые люди следят за тем, чтобы их партнеры или возлюбленные не имели возможностей для саморазвития или большей, чем у них, успешности, реагируя неудовольствием на их попытки учиться, получить продвижение по службе или делать что-нибудь, обеспечивающее большую степень независимости. Для ревнивых людей типично, что, получая выгоды от их достижений, они не доверяют им, предъявляют ультиматумы и обвинения, которые могут сопровождаться допросами, угрозами и даже злоупотреблением силой.

Ревность приводит к ухудшению качества жизни партнеров по браку или бизнесу, к прекращению отношений или к уходу в другие семьи или организации. Семьи распадаются из-за ревнивых нападок одного из супругов, родителей или других членов семьи. Фирмы, производственные и научные коллективы перестают существовать или ухудшают свои показатели из-за бесконечных конфликтов, сплетен, борьбы за фаворитизм начальников, любовников. Ревность рождает злобу, зависть, отвержение, разрыв отношений между самыми близкими друзьями и любящими людьми.

Трудно предсказать, что вызовет ревнивую реакцию у того или иного человека. И одинаково трудно предсказать, какова будет реакция, даже после того, как ревность уже проявилась и «заявила» о себе. Поведенческие «ответы» ревнивцев во многих ситуациях могут быть результатом этнокультурных традиций, норм, установок, а также стратегий, которые наиболее часто использовались в процессе их воспитания и обучения.

Субъекты, склонные к ревности, проявляют специфические стратегии поведения в отношении объектов своей ревности. Они стараются держать их в определенной изоляции от социума и взаимодействий с «подозрительными» партнерами, следят за тем, чтобы их партнеры или возлюбленные не имели возможностей для саморазвития, ограничивают личностное пространство, контролируют формальные и неформальные связи и мн. др.

Ревностные реакции на возникшие угрозы могут проявляться в различных формах откровенного или скрытого поведения, в устных обвинениях, нападениях, в агрессивных действиях и даже в насилии. Они также могут содержать элементы провокации, которые не заметны для посторонних, но являются типичными для конкретной личности. Реакции ревности у каждого человека достаточно уникальны. Они отражаются и фиксируются в личном опыте переживаний, настроений и желаний человека, резонируя в его сознании уже на ранних стадиях онтогенетического развития.

Следует учитывать и то, что ревность может быть результатом некоторого социального научения. Наиболее часто наблюдаемые поведенческие реакции у близких людей становятся привычными и допустимыми. Растущая личность маркирует их модальность в своем сознании, вносит в свой ролевой и поведенческий репертуар, а затем использует в сходных ситуациях без особого контроля и оценки.

В отечественной и зарубежной психологии существуют диаметрально противоположные точки зрения на гендерную обусловленность ревности. Одни исследователи утверждают, что более ревнивы мужчины, другие - что женщины. Некоторые исследователи говорят о гормональном или генном факторе, как основной причине типично мужского или типично женского поведения. Некоторые психологии вслед за З. Фрейдом говорят об «анатомическом предназначении» полов.

Исследователи предпринимали неоднократные попытки выявить, изменяется ли ревность с возрастом. Существует мнение, что ревность характерна, прежде всего, для людей молодого возраста. В одном из лонгитюдных исследований (1) было выявлено, что двадцатилетние супруги проявляли большую ревность по отношению друг к другу, которая значительно уменьшалась с каждым последующим десятилетием совместной жизни. Основанием для уменьшения ревности с возрастом служит постепенная потеря сексуальности. Это справедливо для случаев, когда ревность вызвана сексуальным соперничеством. Согласно данным, полученным во многих исследованиях, высокий процент ревности сохраняется в возрасте до тридцати лет. Существуют веские основания говорить о взаимосвязи между процессом старения и публичным проявлением ревности.

Существует предположение, что личностная, эмоциональная и интеллектуальная зрелость человека уменьшают ревность. Приобретаемый опыт личных отношений дает материал для более объективных оценок себя и других, что делает людей более терпимыми к различиям в их индивидуальном поведении. Исследования показали, что в основе возникновения ревности лежит низкая самооценка, недоверие к близким людям, неудовлетворенность потребности в признании, любви, престиже, социальном статусе и др. К проявлению ревности склонны также лица, страдающие от чувства неадекватности или подчиненного положения. Уверенные в себе люди, имеющие хорошую самооценку и эмоциональную безопасность, редко бывают уязвимыми для ревности.

Являясь интегративным психологическим феноменом, ревность включает в себя большое число паттернов: любовь, ненависть, амбициозность, недоверие, тщеславие, радость, гордость, чувство собственности, вожделение, трепет, страх и др. Соотношение этих составляющих ревности у различных людей изменяется в зависимости от опыта, ценностных приоритетов и обстоятельств жизни. В силу этого, можно говорить о том, что структура и проявления ревности индивидуальны и изменчивы.

Удовлетворение от ревностного поведения можно объяснить тем, что оно предоставляет возможность дать волю сдерживаемым эмоциям, которые не могут найти более конструктивных путей для выхода. В ряде случаев ревность выступает как средство защиты, обеспечивающее контроль за более болезненными эмоциональными переживаниями. В библии (песнь 8:6) сказано, что «ревность жестока как могила».

Одним из наиболее распространенных оснований возникновения ревности в сфере брачного взаимодействия выступает супружеская неверность, обозначаемая также терминами «измена», «адюльтер» или «прелюбодеяние» (Хмарук И. Н.).

В силу значимости для личности всего событийного ряда, связанного с проявлениями ревности, исследователи давно стремятся выяснить детерминанты и механизмы ее возникновения и функционирования. При изучении ревности немаловажным является выявление диапазона ее проявлений, поиск конструктивных способов разрешения напряженности и снятия симптомов подозрительности и тревожности у ревнивых партнеров, содействия им в выборе таких форм поведения и общения, которые не будут вызывать у них чувство ревности.

Для адекватных и научно обоснованных ответов на многие вопросы требуется выявить роль различных предикторов в протекании и продолжительности процессов, связанных с ревностью, а также определить основные психологические паттерны, образующие ее содержательность и специфику проявлений, как сложного, уникального и провокативного психологического феномена.

Литература

1. Бейкер, К.Г. Теория семейных систем М. Боуэна [Текст] / К.Г. Бейкер // Вопросы психологии. - 1991. - №6. - 155-164 с.

2. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология мужчины и женщины [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 544 с.

3. Кришталь, В.В. Сексуальная гармония супружеской пары. Сексуальная дисгармония супружеской пары [Текст] / В.В. Кришталь, Г.П. Андрух. -Харьков, 1996.

4. Куттер, П. Любовь, ненависть, зависть, ревность [Текст] / П. Куттер. -Психоанализ страстей. - СПб.: Б.С.К., 1998. - 47-69 с.

5. Обозов, Н.Н. Семейно-брачные и родственные отношения [Текст] / Н.Н. Обозов // Психология семьи: Хрестоматия. - Самара, 2002.

6. Роджерс, К. Брак и его альтернативы. Позитивная психология семейных отношений [Текст] / К. Роджерс / Пер с англ. Е.Г. Розановой. - М.: Этерна, 2006. - 320 с.

7. Терентьев, Е.И. Бред ревности [Текст] / Е.И. Терентьев. - М.: Медицина, 1990. - 318 с.

8. Хмарук, И.Н. Социально-психологические корреляты выбора способа реагирования в ситуации измены супруга [Текст] / И.Н. Хмарук. - Ростов н/ Д: РГУ, 2000.

Пирмагомедова Э. А.

Психологические предпосылки развития у подростков представлений о безопасности жизнедеятельности

Вопросы безопасности в настоящее время составляют не только значимый аспект социальной реальности, регулярно привлекающий внимание людей через средства массовой информации к событиям в той или иной точке планеты, но и сферу интересов ряда областей научного знания. Философия, социология, обществоведение, юриспруденция, экономика, педагогика - вот далеко не полный список дисциплин, поместивших в предметное поле своих исследований тот или иной аспект безопасности государства, общества, социальных групп или отдельного человека.

Для психологии данная проблематика, обозначившаяся в последнем десятилетии XX века, является относительно новой. Вместе с тем, развитие психологии безопасности уже достаточно интенсивно осуществляется в рамках общей, социальной, педагогической, юридической психологии, психологии труда и т.д. Отдельное направление образует психология безопасности в чрезвычайных ситуациях. В центр проводимых разработок помещается человек как основной субъект и объект безопасности. Рассматривая вопросы безопасности человека в различных ракурсах, исследователи все полнее реконструируют ее психологическое содержание, высвечивают факты, механизмы и закономерности, позволяющие понять сущностные особенности поведения человека в опасных ситуациях разной природы.

В обширной проблематике психологии безопасности в текущем десятилетии выделились исследования, посвященные представлениям о безопасности различных субъектов, как задающим психическое пространство их актуальной и перспективной жизнедеятельности.

К подростковому возрасту, согласно современным подходам, относится период жизни человека, по традиционной классификации располагающийся в промежутке между детством и юностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.