Научная статья на тему 'Психология рекламного образа'

Психология рекламного образа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1437
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМНЫЙ ОБРАЗ / IMAGE / ПОТРЕБЛЕНИЕ / CONSUMPTION / ЛОКАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗА / LOCALIZATION OF AN IMAGE / МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕКЛАМЫ / MECHANISMS OF INFLUENCE OF ADVERTIZING / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ МОТИВЫ / CONSUMER MOTIVES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Овруцкий Александр Владимирович

Реклама рассматривается как главный механизм управления потреблением. Под рекламным образом понимаем сконструированное гиперэкспрессивное представление, формирующее потребительский дискурс. Рекламный образ имеет двойную локализацию (материальный рекламоноситель и массовое/индивидуальное сознание) и проходит три содержательных этапа: экономические процессы, социальные процессы, общепсихологические и социально-психологические процессы. Рассмотрены различные механизмы воздействия рекламы (экономические, социальные, психологические), а также потребительские мотивы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychology of advertising images

Advertizing is considered as the main mechanism of management by consumption. As an image it is understood the designed hyperex-pressional representation forming a consumer discourse. The image has double localization (material of advertisements and mass/individual consciousness) and passes three substantial stages: economic processes, social processes, general psychological and socially-psychological processes. Various mechanisms of influence of advertizing (economic, social, psychological), and also consumer motives are considered.

Текст научной работы на тему «Психология рекламного образа»

А.В. ОВРУЦКиЙ

Кандидат психологических наук, доцент,

Декан факультета

рекламы Южно-Российского гуманитарного института,

г.Ростов-на-Дону

психология рекламного образа

A.V.OVRUTSKIJ

PSYCHOLOGY OF ADVERTISING IMAGES

Аннотация: Реклама рассматривается как главный механизм управления потреблением. Под рекламным образом понимаем сконструированное гиперэкспрессивное представление, формирующее потребительский дискурс. Рекламный образ имеет двойную локализацию (материальный рекламоноситель и массовое/индивидуальное сознание) и проходит три содержательных этапа: экономические процессы, социальные процессы, общепсихологические и социально-психологические процессы. Рассмотрены различные механизмы воздействия рекламы (экономические, социальные, психологические), а также потребительские мотивы.

Ключевые слова: Рекламный образ, потребление, локализация образа, механизмы воздействия рекламы, потребительские мотивы.

The summary: Advertizing is considered as the main mechanism of management by consumption. As an image it is understood the designed hyperex-pressional representation forming a consumer discourse. The image has double localization (material of advertisements and mass/individual consciousness) and passes three substantial stages: economic processes, social processes, general psychological and socially-psychological processes. Various mechanisms of influence of advertizing (economic, social, psychological), and also consumer motives are considered.

Keywords: Image, consumption, localization of an image, mechanisms of influence of advertizing, consumer motives.

Одним из главных механизмов управления потреблением в маркетинге становится реклама. Этот феномен является наиболее частотным, каждодневным в своем проявлении, однако практически не изучен академической наукой. Сегодня североамериканский потребитель ежедневно становится потребителем от 700 до 3000 рекламных обращений [1, с. 244].

Реклама возникает как функция производства и призвана увещевать, «соблазнить» потенциального потребителя образом товара, производителя или посредника. Этим объясняется доминирование в рекламных коммуникациях выразительности, ориентации «поразить» воспринимающего субъекта многообразием и силой используемых выразительных средств. Рекламные коммуникации отличает также конкретность содержания (очевидный маркетинговый контекст), а также вы-

раженная эмоциональная нюансированностью.

Реклама в XX в. трансформировалась в социальный институт по индустриальному продуцированию образов, закрепляющих за товарами конкретные знаки и символы. Понятие «образ» широко используемое в философии, психологии и искусствоведении наделяется в рекламе специфическим содержанием.

Под рекламным образом понимаем сконструированный и экономически обусловленный образпред-ставление с высоким уровнем выразительности его элементов (гиперэкспрессивность рекламного образа). Рекламный образ по определению дискурсивен, хотя и создается из ранее нетекстовой реальности. Основное послание рекламы - это объяснение в любви, ухаживание, соблазнение потенциального и/или реального потребителя. Немецкое «die Werbung» имеет два зна-

чения: первое - реклама и второе значение - сватовство, ухаживание, предложение вступить в брак, а «der Werber» - это и специалист по рекламе, но также и жених, поклонник [2, с. 956].

Американские исследователи О' Гуинн и др. подчеркивают, что рекламная индустрия США была основана по большей части сыновьями проповедников, т.е. людьми, хорошо разбирающимися в механизмах и способах воздействия на массовое сознание [3, с. 100].

Сложность рекламного образа определяется его двойной локализацией, а также различной природой его детерминирующих факторов: многочисленные рекламоносители и индивидуальное/массовое сознание. Рекламный образ многолик и простирается от дискретного логотипа, требующего активного и системного продвижения, до глобального бренда, вышедшего в поле массовой культуры и функционирующего уже по законам далеким от экономических процессов.

Другими словами, реклама предстает как сложный феномен, который в своем возникновении и развитии проходит три содержательных этапа: экономические процессы, социальные процессы, общепсихологические и социально-психологические процессы. Реклама меняет, трансформирует свое содержание, природу и свою локализацию. Сначала это экономически детерминированный феномен (функция производства), инструмент управления спросом. На этом этапе рекламный образ привязан к материальному носителю (упаковка, товар, рекламоносители). Затем посредством средств массовых коммуникаций первоначальный рекламный образ транслируется в массовое и индивидуальное сознание.

Так возникает рекламный образ как «социальное представление» об объекте рекламирования. Эти образы нагружены различными коннотациями, проассо-циированы с конкретными социальными ситуациями и в них имплантирован мотивирующий потребительский механизм. Наиболее успешные рекламные образы входят в пространство «массовой культуры», практически полностью теряя связь со своим объектом и экономическими факторами, становясь самоорганизующимися глобальными брендами. Такими образами, на наш взгляд, стали Кока-Кола или Мерседес.

Иными словами, рассматриваем рекламу в единстве трех измерений:

- в экономических процессах (обеспечение эффективного функционирования системы производство-потребление)

- в социальных процессах (формирование потре-

бительских социальных представлений и потребительского общества в целом)

- общепсихологических и социально-психологических процессах (формирование потребителя, потребительских мотивов, потребительского поведения).

Механизмы функционирования рекламного образа различны. В рамках неоклассической экономической теории реклама трактуется как форма неценовой конкуренции, имеющая взаимно нейтрализующий характер. Причем считается, что она не приносит каких-либо технических или социальных выгод.

Американский экономист Г. Беккер придерживается иного взгляда на рекламу, считая, что единственный механизм ее воздействия - это снижение цены потребительских благ для домохозяйств, а значит повышение спроса на них и спроса на данные рыночные товары услуги [4]. Другими словами, например, функциональность товара снижает стоимость потребительского блага. Мобильный телефон с функцией Интернет снижает стоимость общения и тем самым повышается спрос на это благо (потребитель начинает сильнее желать общаться с друзьями и родными), а это приводит к увеличению спроса на такой товар. Другими словами, реклама воздействует на потребление не путем изменения вкусов и потребностей, а путем изменения цен, что являет собой чисто экономический механизм.

Дж. Гэлбрейт указывает, что реклама распространяет представление о неизменной предельной полезности товаров на неограниченные масштабы все возрастающего объема выпускаемой продукции [5].

Полагаем, что воздействие рекламы разворачивается главным образом в психологическом поле и рекламный образ наполнен, прежде всего, психологическим содержанием. Выделим некоторые такие механизмы.

Во-первых, реклама делает из объекта событие, «зрелищное происшествие», конструируя его путем «исключения его объективных характеристик» [6, с. 165].

Как указывает В.А. Шкуратов, в ранних культурных формах зрелища главенствующее место занимал образ, а не смысл [7, с. 55, 229]. В рекламных дискурсах именно образ являет собой центральное звено текста, что дает нам основание трактовать рекламу как вид зрелища, причем в проявлении его самых ранних форм.

По мнению Ж. Бодрийяра, выразительность рекламы делает ее саму объектом потребления, когда через изобилие образов потребитель поддерживается в состоянии «постоянной фрустрации и чувстве вины»,

ограничивающих, таким образом, его сознание и чувство реальности [6, с. 91].

Во-вторых, с момента индустриализации рекламы, которая датируется в США с 1875 по 1918 гг., в рекламные образы активно имплантируются социальные символы [3, с. 100]. Реклама представляет собой социальную реальность, наделяет товары, подвергнутые рекламированию, социальным значением и предлагает потребителям найти себя в этой реальности [там же, с. 191]. Как указывает Ж. Бодрийяр, реклама использует конкретную технику овеществления социального статуса [6, с. 91].

В третьих, рекламный образ частотно воспроизводится в рамках рекламных кампаний и других рекламных мероприятий, формируя, в конечном итоге, в массовом сознании целевой аудитории ноуменальный феномен - бренд.

В четвертых, рекламный образ призван легитимизировать потребление, а также сформировать картину мира, актуализировать те или иные потребности в ситуации свободы выбора, сформировать Я-концепцию. Реклама легитимизирует и фальсифицирует потребление, например, за счет фиксации «морального устаревания товара».

Американский психолог К. Рапай говорит о рекламной функции алиби, оправдания, особенно в тех случаях, когда потребление касается предметов роскоши. Например, в рекламе корпоративного самолета говорится не только о роскоши владения им, но и о том, сколько времени сэкономят топ-менеджеры компании, что предстает, на его взгляд, алиби потребления [8, с. 137].

Реклама становится в постиндустриальную эпоху своеобразной экспертной системой, ежеминутно оповещая своих потребителей о «моральной смерти» одного товара и рождении нового, а также о легитимных общественных ценностях, который в рамках рекламной логики также подвержены «моральному устареванию».

Рекламный образ формирует также потребительский дискурс, транслирует образ жизни, имплантируя товар и сам процесс его потребления в картину мира. Другими словами, потребление прорастает во все компоненты ментальности, включая смыслообразующие, мотивационные, социальные. При этом, рекламные образы не предназначены для осознанного потребления - они задуманы как «подпороговые пилюли для бессознательного» [9, с. 260].

Потребительский дискурс предполагает использование в рекламных обращениях образа идеального

потребления, который эксплицитно или имплицитно представлен в любой рекламе. В эксплицитном виде в рекламе показано и/или рассказано о потребление рекламируемого продукта, что, по замыслу создателей рекламы, должно запустить такой механизм рекламного воздействия как подражание - показ потребления рекламируемого товара с целью вызвать мотивацию следования за образцом.

Такой механизм разворачивается в одном из двух вариантов: 1. использование референтных лидеров (представленное в рекламном образе потребление референтных лидеров формирует желание присоединиться к поведению значимого другого), а также 2. использование типизированного героя, в типичной ситуации, с типичными проявлениями. Типичные для целевой аудитории характеристики рекламного образа определяют процессы идентификации с героем рекламного сюжета, вызывают эмоциональную вовлеченность в ткань образа, что также инициирует подражание.

В имплицитном варианте в рекламном образе происходит апелляция к потребительским мотивам. Опредмеченный мотив в рекламном образе, это повествование о будущих результатах потребления, как правило, результатах нетривиальных и неожиданных (оригинальность, креативность рекламного образа), а также безусловно позитивных для целевой аудитории (потребление рекламируемого объекта обязательно приносит определенную выгоду). Полагаем, что в рекламном образе, как правило, разводятся потребности и мотивы, к которым апеллирует сообщение. Ситуация сдвига мотива на потребность (тонизирующий напиток утоляющий жажду рекламируется, например, с использованием мотива утоления жажды) маркирует неэффективную, неоригинальную, а значит, неэффективную рекламу.

Анализ специальной литературы свидетельствует, что имеет место существенные различия в понимании категорий «потребность» и «мотив» экономистами, психологами и социологами. На это, например, указывает Ж. Бодрийяр [6, с. 96-97]. Экономисты рассматривают потребности в контексте «полезности», а потребление, таким образом, есть разрушение полезности. Для психологов потребность предполагает инстинктивную природу и связана с мотивацией. Для социологов эти категории носят социокультурный аспект.

Классификации мотивов разнообразны. В литературе практически нет классификации потребительских мотивов. Например, в классическом двухтомном труде, посвященному проблематике мотивации Х. Хекхаузена

«Мотивация и деятельность», отсутствует даже упоминание о потребительских мотивах, хотя мотивам власти, агрессии и т.д. и т.п. посвящены целые разделы.

Отметим, что в одной из первых попыток создания мотивационной классификации, предпринятой в начале прошлого века У Мак-Дауголлом, были выделены 12 инстинктов (мотивов деятельности), среди которых был и инстинкт «приобретательства» [10, с. 172.]. Интересно, что автор связал практически все инстинкты с соответствующей эмоцией, выполняющей функции возбуждения, активации, энергетической подпитки деятельности, однако инстинкту «приобретательства» как и четырем другим инстинктам У. Мак-Дауголл не смог найти такой пары [там же].

Несмотря на различные представления о сути рекламы и механизмах ее воздействия большинство авторов считают ее важнейшим экономическим, социальным и культурным фактором современного мира, требующим глубокого и междисциплинарного анализа. Полагаем, что такой анализ будет неполным без раскрытия психологического содержания рекламного образа и психологических механизмов его воздействия на потребителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Хиз Дж. , Поттер Э. Бунт на продажу. Пер с англ., - М.: Изд-во «Добрая книга», 2007. - 456 с.

2. Немецко-русский (основной) словарь. 2-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1993, - 1040 с.

3. О' Гуинн Т.С. , Ален К.Т., Семеник Р. Дж. Реклама и продвижение бренда. Пер. с англ. С-Пб.: «Нева», 2004. - 656 с.

4. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. М.: ГУ ВШЭ. 2003. - 672 с.

5. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1979, - 362 с.

6. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. - М.: Культурная революция, Республика, 2006, - 269 с.

7. Шкуратов В.А. Искусство экономной смерти. -Ростов-на-Дону: Наррадигма, 2006. - 400 с.

8. Рапай К. Культурный код: Как мы живем, что покупаем и поче-му/Пер. с анлл. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008, - 167 с.

9. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека/Пер. с англ. М.: Канон-Пресс-Ц, 2003. -464 с.

10. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Пер. с нем./Под ред. Б.М. Величковского. В. 2-х т. - М.: Педа-

гогика, 1986, T. 1. , - 408 c.

REFERENCES

1. Heath J., Potter A. The Rebel Sell. Publishing house «Dobraya kniga», 2007. - 456 p.

2. German-Russian Dictionary. M.: «Russian language». 1993, - 1040 p.

3. O'Guinn T.C., Allen C., Semenik R. Advertising and Integrated Brand Promotion. S-Pb.: «Neva», 2004. - 656 p.

4. Becker G. S. Human Behavior: Economical Approach. M. «GU VSHE», 2003. - 672 p.

5. Galbraith J. Economics and the Public Purpose. M.: «Progress»,1979, - 362 p.

6. Baudrillard J. The Consumer Society : Myths and Structures. M.: «Kulturnaya revolyutsiya, Respublika», 2006, - 269 p.

7. Shkuratov V.A. Art of economical death. Rostov-on-Don: Narradigma. 2006. - 400 p.

8. Rapaille C. The Culture Code: An Ingenious Way to Understand Why People Around the World Live and Buy as They Do. M.: «Alpina biznes buks», 2008. - 167 p.

9. McLuhan M. Understanding Media: the Extensions of Man. M. «Kanon-press-ts», 2003. -464 p.

10. Heckhausen H. Motivation and Action. M.: «Pedagogika», 1986, Vol. 1. , - 408 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.