https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.10.44
Ци Цзин
Психология музыкального образования в педагогической практике обучающихся
Цель исследования - определить роль и особенности психологии музыкального образования в педагогической практике обучающихся. Автором предпринимается попытка соотношения психологии музыки и человека. В статье также отмечается возрастающая роль антропоцентрического подхода в образовании. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении психологии соотношения музыки как грани, отражающей сознание (источник музыкальных смыслов), и человека как субъекта познания, т.е. в качестве индивидуальной личности в процессе обучения. В результате определено, что психология музыкального образования играет одну из важнейших ролей в практической деятельности педагога в связи с возросшей популярностью антропоцентрического подхода к образовательному процессу.
Адрес статьи: www .gramota. net/m ate rials/9/2020/10/44.html
Источник Манускрипт
Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 10. C. 241-245. ISSN 2618-9690.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/9/2020/10/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Список источников
1. Виноградов В. С. Киргизская народная музыка. Фрунзе: Киргизгосиздат, 1958. 335 с.
2. Имханицкий М. И. История исполнительства на русских народных инструментах: учеб. пособие для музык. вузов и училищ. М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002. 351 с.
3. История киргизского искусства: краткий очерк / под ред. чл.-кор. АН КиргССР А. А. Салиева. Фрунзе: Илим, 1971. 407 с.
4. Копырюлин М. С. Современные подходы к формированию репертуара оркестра народных инструментов // ЮжноРоссийский музыкальный альманах. 2019. № 1 (34). С. 62-68.
5. Пантелирейз А. Первые десятилетия - важный этап кыргызской музыки прошлого века // Кыргызский народный оркестр им. Карамолдо Орозова - история его создания и становления: сб. ст. / под общ. ред. проф. В. Романа; сост. Ч. М. Турумбаева. Бишкек: Maxprint, 2016. С. 26-42.
6. Роман В. М. Как это было // Кыргызский народный оркестр им. Карамолдо Орозова - история его создания и становления: сб. ст. / под общ. ред. проф. В. Романа; сост. Ч. М. Турумбаева. Бишкек: Maxprint, 2016. С. 42-61.
7. Турумбаева Ч. М. О структуре партитур современного оркестра им. К. Орозова // Кыргызский народный оркестр им. Карамолдо Орозова - история его создания и становления: сб. ст. / под общ. ред. проф. В. Романа; сост. Ч. М. Турум-баева. Бишкек: Maxprint, 2016. С. 76-90.
8. Уметалиева-Баялиева Ч. Т. Этногенез кыргызов: музыковедческий аспект. Бишкек: Бийиктик, 2008. 290 с.
9. Феферман Б. В. Оркестр им. К. Орозова - из истории его компоновки и комплектации // Кыргызский народный оркестр им. Карамолдо Орозова - история его создания и становления: сб. ст. / под общ. ред. проф. В. Романа; сост. Ч. М. Турумбаева. Бишкек: Maxprint, 2016. С. 62-75.
10. Шишаков Ю. Н. Основные тенденции развития репертуара для русского народного оркестра // Оркестр русских народных инструментов и проблемы воспитания дирижера / сост. В. М. Зиновьев; предисл. М. Имханицкого, В. Чистякова. М.: ГМПИ, 1986. С. 7-15.
History of the Kyrgyz National Instruments Reconstruction in the State Orchestra named after Karamoldo Orozov
Turumbaeva Cholpon Mukashovna
Kyrgyz State University of Culture and Arts named after B. Beyshenalieva, Bishkek turumbaeva@gmail. com
The paper describes history of the Kyrgyz national instruments reconstruction in the State Orchestra named after Karamoldo Orozov. The article traces the process of reconstruction and modernization of the Kyrgyz national instruments, justifies the necessity to organize the orchestra's concert activity, emphasizes the role of the Russian musicians and conductors in formation of the Kyrgyz National Instruments Orchestra. Scientific originality of the study lies in the fact that the researcher summarizes performing experience of the Orozov Orchestra at the early stage of its formation. The research findings are as follows: the author proves that the Kyrgyz National Instruments Orchestra formation is closely associated with the process of musical instruments reconstruction.
Key words and phrases: orchestra; Kyrgyz national instruments; performing experience; komuz; kyyak; repertoire.
https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.10.44 Дата поступления рукописи: 16.08.2020
Цель исследования - определить роль и особенности психологии музыкального образования в педагогической практике обучающихся. Автором предпринимается попытка соотношения психологии музыки и человека. В статье также отмечается возрастающая роль антропоцентрического подхода в образовании. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении психологии соотношения музыки как грани, отражающей сознание (источник музыкальных смыслов), и человека как субъекта познания, т.е. в качестве индивидуальной личности в процессе обучения. В результате определено, что психология музыкального образования играет одну из важнейших ролей в практической деятельности педагога в связи с возросшей популярностью антропоцентрического подхода к образовательному процессу.
Ключевые слова и фразы: психология музыкального образования; образовательный процесс; индивидуальность; коммуникация.
Ци Цзин
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург [email protected]
Психология музыкального образования в педагогической практике обучающихся
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время психология музыкального образования как самостоятельное направление в науке привлекает все больше внимания ученых-педагогов ввиду большого количества накопленного опыта, эмпирических данных и теоретических концепций, которые предоставляют
возможности разрешения вопросов об определенных закономерностях развития обучающихся, а также их индивидуальных характеристиках в процессе педагогической практики.
Для достижения указанной цели исследования необходимо решить следующие задачи: рассмотреть проявления музыки в разных культурах с точки зрения педагогики, охарактеризовать ее психологические функции, выявить особенности музыкального сознания студентов.
Для осмысления роли психологии музыкального образования в педагогической практике в статье применялись следующие методы: анализ, синтез и психолого-педагогический метод.
Теоретической базой исследования послужили работы Е. В. Барашковой, Л. И. Дробышевой-Разумовской, Л. Я. Дорфман [1], Л. Г. Лобовой [3], Т. В. Надолинской [5], Б. Неттла и др. [10].
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы педагогами в практической деятельности, а также при составлении учебных материалов и планов в учебных заведениях для усовершенствования образовательного процесса.
Научная психология действительно попыталась исследовать и объяснить влияние звуков человеческих голосов и музыкальных инструментов на мышление: предполагается, что в этом заключается одна из проблем. Когда музыкальная психология обращается к музыке как к коммуникативной среде, предметом ее исследования обычно являются воплощение и передача аффективных состояний или эмоций, а также процесс их формирования [1, с. 98]. Идея о том, что музыкальный опыт зависит от структуры конкретных произведений, имеет солидную теоретическую базу в истории западной музыкальной теории, частично основанную на работах Э. Гансли-ка, и подтверждается многочисленными экспериментальными исследованиями. Эмоциональное влияние музыки доказано многими философами от Платона до Б. Л. Яворского на основе экспериментальных результатов.
Тем не менее большая часть экспериментальной работы, которая проводилась в области когнитивных наук, была посвящена музыке как проявлению закономерностей в звуке. Гораздо меньшее количество исследований посвящено изучению данной категории как интерактивному коммуникативному процессу. Это неудивительно ввиду того, что музыка в современных обществах воспринимается как «звуковой товар» для гедонического потребления - форма, в которой она наиболее заметна в этих обществах, - а не как интерактивный процесс [2, с. 20]. Подавляющее большинство когнитивно-научных исследований, проводимых в области музыки, было проведено на основе европейской музыки. В данном случае необходимо выйти за ее рамки для того, чтобы сформировать новые способы исследования музыки с точки зрения педагогики.
Результаты этномузыкальных исследований неоднократно демонстрировали в течение прошлого столетия, что западная музыкальная модель - это только одно из многих возможных представлений о музыке, которое появилось относительно недавно. Для того чтобы развить когнитивно-научное понимание типов процессов, которые могут быть вовлечены в коммуникативную и диалогическую деятельность, необходимо смотреть за пределы западной модели, чтобы понять, как музыка может функционировать в качестве средства общения. Как отмечает Б. Неттл с соавторами, «этномузыкологи сходятся во мнении, что люди повсюду используют мелодии для достижения чего-либо» [10, р. 41], но природа этого «чего-либо», вероятно, будет варьироваться от культуры к культуре.
Несмотря на разнообразие использования и форм музыки в разных культурах, она имеет две общие функции:
1) контроль «отношения человечества к сверхъестественному»;
2) поддержание «целостности отдельных социальных групп... выражая соответствующие основные ценности культуры в отвлеченной форме» [5, с. 50].
Другими словами, функции музыки как в педагогике, так и в обыденной жизни являются, прежде всего, социальными, а не гедоническими, в результате чего можно сделать вывод, что она является средством коммуникации, при котором как слушатель, так и исполнитель принимает активное участие в коммуникативном процессе, а затем становится объектом эстетического наслаждения. Хотя предложения Неттла твердо предполагают, что музыка обладает многими характеристиками, присущими коммуникативной среде, он не указывает, как она может выполнять эти функции. Действительно, многие этномузыкологи предполагают, что динамика отдельных культур будет формироваться их музыкой и что невозможно и нежелательно исследовать общие черты и музыкальные свойства во многих ее различных проявлениях в разных обществах. С точки зрения педагогики это означает, что преподавателю необходимо знать музыкальную культуру не только своей страны, но и стран иностранных студентов, которые проходят обучение в зарубежном учебном заведении.
Тем не менее с точки зрения когнитивных наук крайне желательно и важно разработать гипотезы о культурных особенностях музыки и о том, как они влияют на психологию человека, а также исследовать музыкальную сферу как интерактивную среду их проявления.
Начнем с функциональных общих черт музыки в разных культурах, а именно с того, какие общие функции с точки зрения социальных групп и взаимодействующих людей она выполняет. В данном случае необходимо сузить представление о музыке как о «поддержке целостности отдельных социальных групп» [10, р. 43] и попытаться определить типы случаев, когда она используется для межличностного взаимодействия. Ответы на данные вопросы очевидны: музыка - это общая черта таких событий, как свадьбы, обряды инициации, отмечающие изменения в социальном статусе, похороны, встречи с незнакомцами - все это моменты потенциальной социальной трансформации или неопределенности. При изучении данного вопроса с точки зрения педагогики стоит отметить, что межличностное взаимодействие играет важную роль в процессе обучения, поэтому, зная психологические характеристики студентов, можно построить учебную программу так, чтобы включенные в нее композиции могли использоваться в качестве средства коммуникации и имели положительный эффект, который связан с осознанием чувства прогресса в области изучения музыкальных произведений.
Однако необходимо понять, как музыка может достичь такого эффекта, и если может, то какими средствами. Опять же, ответ кроется в ее общих свойствах: она обладает ключевыми свойствами в качестве способа социального взаимодействия независимо от формы представления. Соответственно, человек воспринимает музыкальные произведения как события, происходящие в более или менее регулярные моменты времени, например в процессе посещения занятий. Студенты воспринимают музыкальные произведения в двух формах:
1) коллективно. В данном случае уделяется мало внимания предпочтениям каждого из них в музыкальном плане ввиду того, что должна быть выполнена учебная программа;
2) единолично. Каждый студент сам решает для себя, стоит ли ему самостоятельно изучать конкретное музыкальное произведение потому, что, например, оно оказало неизгладимое эстетическое влияние [3, с. 137].
Также стоит отметить, что с психологической точки зрения музыка обладает двумя свойствами:
1. Первое из этих свойств можно отнести к процессам увлечения, которые происходят, когда поведение (и фокусы внимания) двух или более людей периодически выравниваются во времени.
2. Второе свойство характеризуется как «плавающая интенциональность», т.е. близость человека и музыки ввиду его индивидуальных предпочтений, которые могут не совпадать с таковыми у других субъектов восприятия [Там же, с. 135].
Когда люди сочиняют музыку вместе, они взаимосвязано координируют свое поведение. Как правило, в результате возникает регулярная импульсная структура, вокруг которой каждый участник организует свой вклад в музыкальное событие. По сути, данная временная структура воспринимается участниками процесса как общая и позволяет каждому из них предвидеть, предсказывать и согласовывать свое поведение, производящее звук, с поведением других; создавая музыку вместе, одни студенты привлекают внимание других, в результате чего может произойти взаимодействие. Это не однонаправленный процесс, участники которого равняются на конкретного человека, например дирижера. Растет также и количество фактов, свидетельствующих о том, что, когда люди взаимодействуют друг с другом, они испытывают взаимовлияние и выстраивают определенное взаимоотношение; их память о случайных признаках друг друга, вероятно, будет усилена, в результате чего будет повышаться уровень взаимопринадлежности [7, с. 8]. Другими словами, совместное музицирование оказывает мощное влияние на социальную связь; музыка обеспечивает среду для взаимодействия, которая помогает поддерживать чувство коллективной конвергенции, что в настоящее время необходимо для педагогики.
Когда люди занимаются музыкой посредством прослушивания или исполнения, они могут воспринимать ее как воплощение или передачу значений, которые могут быть более или менее конкретными [6, с. 19]. Однако субъекты взаимодействия вряд ли смогут договориться между собой, что именно означает музыка, что еще раз подтверждает мысль о «плавающей интенциональности». Тем не менее, хотя значения музыки, вероятно, будут индивидуализироваться в зависимости от конкретного человека, как это ни парадоксально, они также могут восприниматься как непосредственные и прямые; в то время как слушатель может воспринимать композиции как отражение личных переживаний, они могут быть изначально заложены в основу музыкального произведения. Следовательно, музыку можно рассматривать как оптимальную среду для управления ситуациями социальной неопределенности, которые усиливают чувство взаимной принадлежности между участниками и позволяют им ощутить значение совместного события как в личном, так и коллективном плане.
Все вышеперечисленное подтверждает факт, что музыкальным педагогам необходима специальная система знаний, которая включает в себя:
1) знание о психологических особенностях конкретных студентов на разных этапах их развития;
2) психологические особенности познавательных процессов в области изучения музыки;
3) стилистическую и этнокультурную изменчивость, которые являются основой при преподавании музыки иностранным студентам [9, с. 21].
Система вышеуказанных знаний характеризуется как музыкальное сознание, представляющее собой совокупность образно-смысловых категорий человеческого сознания, которые содержат в себе жизненный опыт, т.е. чувства, переживания, идеи, впечатления, позволяющие воспринимать и воссоздавать музыку. Стоит также отметить, что данная категория включает в себя как двигательно-слуховое, так и эмоционально-чувственное развитие ввиду того, что музыкальный образ влияет на телесное восприятие звуков, а также на эмоциональный резонанс, который, в свою очередь, порождает развитие творческого воображения.
С точки зрения педагогической практики обучающихся необходимо понимать, что усилия должны прилагаться к формированию индивидуального музыкального сознания студентов, которое напрямую зависит от субъективного музыкального восприятия и его образности и смысловой наполненности [8, с. 203]. Данная категория различается в зависимости от конкретного человека и проявляется в его повседневной деятельности. Задачей педагога в данном случае является формирование перспективы развития студентов как личностей в зависимости от их музыкально-психологических отличительных черт, так как они определяют образно-смысловое устройство человеческого сознания.
Музыкальное образование, равно как и любое другое, ставит своей целью развитие студента как личности. Не стоит забывать о том, что данный процесс происходит многомерно, так как ранее в статье указывалось, что музыкальное восприятие охватывает как интеллектуальную, так и эмоциональную составляющую человеческого сознания, которые реализуются в процессе познавательной деятельности и педагогического общения.
Исходя из вышесказанного, появляется возможность определения задач, которые необходимо решать педагогам для формирования музыкального сознания студентов:
1) исследовать человека как субъекта музыкального переживания и как носителя субъективного музыкального сознания;
2) изучать категории музыкального сознания с междисциплинарной точки зрения, т.е. психологической, антропологической, музыкально-педагогической и т.д.;
3) исследовать и формировать в процессе обучения внешние и внутренние условия, которые влияют на развитие музыкального сознания студентов;
4) формировать педагогическую методику развития музыкального сознания.
С точки зрения психологии образования рассмотрение вышеуказанных факторов в совокупности позволяет педагогам сформировать определенное представление о вариативности музыкального сознания студентов, основой которой являются субъективные переживания и отношения с другими личностями. Данный подход позволяет выделить общие и особенные психологические черты, которые могут быть использованы при формировании новых методик преподавания на основе музыкально-психологического развития студентов.
В данном случае необходимо помнить об индивидуальности студентов, изучение которой позволяет сформировать представление о целостности, обособленности и автономности внутреннего «Я» вследствие взаимосвязанности отличительных характеристик личности. Задачей педагога является развитие индивидуальности обучающихся ввиду того, что прогресс общества и культуры напрямую зависит именно от индивидуальных открытий, которые не обусловлены общественными канонами. Взаимосвязь общественной культуры и индивидуальности человека имеет двойственную связь с точки зрения взаимного преодоления. Общество как таковое является «площадкой» для формирования полноценной личности, ее моральных установок и ценностей. Здесь педагог выступает в качестве регулятора развития студентов, используя музыку как коммуникативное средство. Такая педагогическая деятельность отражает социально-психологический уровень индивидуальных особенностей субъектов коммуникации, что проявляется в определенном стиле общения, способе познавания действительности и общей атмосфере в процессе коммуникации. С практической точки зрения стоит отметить, что студентов не стоит загружать анкетами, которые позволят педагогу составить представление о музыкально-психологических особенностях каждого студента, - ему необходимо представлять себя в качестве равноправного участника образовательного процесса, обращая внимание на «повседневные проявления» индивидуальности.
Так, индивидуальность может проявляться:
1) в области психомоторики студента;
2) в области мышления, памяти и восприятия музыкальных произведений;
3) в области стиля общения между сверстниками и педагогом [4, с. 16].
Что касается индивидуальности в образовательном процессе, то она проявляется через восприятие музыки, т.е. интересом к определенным учебным дисциплинам (содержательный аспект), или же через исполнительские движения музыканта и эмоционально-двигательные резонансы (формально-динамический аспект). Принимая во внимание данные факторы, педагог в практической деятельности использует средства, которые позволят «читать человека», что необходимо для того, чтобы учитывать музыкально-психологические способности студента и «подстраиваться» под них с поправкой на собственные отличительные характеристики для достижения желаемых академических результатов.
Таким образом, мы приходим к следующим выводам. Психология музыкального образования играет одну из главных ролей в практической деятельности педагога ввиду возросшей популярности антропоцентрического подхода к обучению студентов. В свою очередь, музыка с точки зрения психологии является коммуникативной средой, в которой происходит процесс формирования, воплощения и передачи аффективных состояний или эмоций человека. Будущий педагог должен это понимать ввиду антропоцентрической тенденции в области образования, согласно которой на первом месте стоит развитие человека как личности. Являясь средством коммуникации, музыка, прежде всего, выполняет социальные функции ввиду взаимодействия студентов и педагогов, которое зависит от музыкальной культуры страны, где происходит обучение. В данном контексте музыкальная психология позволяет построить учебную программу так, чтобы включенные в нее композиции рассматривались как коммуникативные средства. Также было установлено, что с психологической точки зрения музыка обладает двумя свойствами, первое из которых определяет совместное поведение студентов на основе взаимных интересов, а второе - их индивидуальные качества. Педагогу необходимо постоянно координировать действия обучающихся, результатом чего является внесение каждым из них вклада в образовательный процесс на основе собственных предпочтений. Таким образом, будет выражаться как первое, так и второе свойство музыки с точки зрения психологии. Особенное внимание было уделено индивидуальности личности в образовании, в результате исследования которой было установлено, что психомоторика студента, его мышление, память и восприятие музыкальных композиций, а также стиль общения являются теми психологическими факторами, на которые в первую очередь нужно обращать внимание. Предложенные в статье задачи, которые необходимо решать педагогам, позволят им сформировать представление о вариативности музыкального сознания студентов, что, в свою очередь, предоставит возможность выделения общих и особенных психологических черт, на основе которых будут формироваться новые методики преподавания. Культурологическая составляющая психологии музыки также позволяет выделить общее и особенности в развитии студентов, в частности иностранных, что позволяет оптимизировать процесс обучения с поправкой на культурную диверсификацию в связи с возрастающим уровнем процесса глобализации, при котором наблюдается все больше и больше программ обмена студентов из разных стран с иными психологическими установками и менталитетом.
Список источников
1. Барашкова Е. В., Дробышева-Разумовская Л. И., Дорфман Л. Я. Интегративная музыкальная психология // Образование и наука. 2019. № 2. С. 96-113.
2. Бондарь К. В. Восприятие музыки как проблема психологической науки: ретроспективно-исторический анализ транспозиции психологии музыкального восприятия // Северо-Кавказский психологический вестник. 2009. № 3. С. 17-25.
3. Лобова Л. Г. Специфика и закономерности восприятия музыки // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. № 2 (27). С. 133-138.
4. Малинковская А. В. Индивидуальность и индивидуальный стиль исполнителя как категории теории исполнительства и педагогики музыкального образования // Музыкальное искусство и образование. 2017. № 4 (20). С. 13-28.
5. Надолинская Т. В. Воспитательные функции музыки в культурно-историческом контексте // Гуманитарное пространство. 2013. № 1. С. 45-54.
6. Оленская Т. Л., Марченко А. А., Шебеко Л. Л., Врагов А. В., Марченко Е. А. История и современные тенденции музыкотерапии // Здоровье для всех. 2015. № 2. С. 15-22.
7. Рева В. П. Музыкальное восприятие как самопознание личности // Музыкальное искусство и образование. 2013. № 1. С. 5-15.
8. Торопова А. В. Психология музыкального образования и развития личности (методологический аспект) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 5. С. 200-205.
9. Ширин Д. В. Об изменении понимания роли музыкального мышления и музыкального восприятия в педагогическом процессе // Образовательный вестник «Сознание». 2018. № 5. С. 18-26.
10. Thompson G., Nettl B., Nettl R., Nettl M. In the Course of Performance: Studies in the World of Musical Improvisation // Asian Music. 2002. № 32. P. 32-45.
Psychological Aspects of Musical Education Chi Ching
Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg qijing@rambler. ru
The paper reveals the role of psychology of musical education in teaching practice. The author tries to identify correlation of psychology of music and human psychology. The growing role of the anthropocentric approach to education is emphasized. Scientific originality of the study lies in the fact that the author examines correlation of music as an artistic matter and a source of musical meanings and a human being as a subject of cognition. The following conclusions are justified: psychology of musical education plays an essential role in teaching music, taking into account growing popularity of the anthropocentric approach to education.
Key words and phrases: psychology of musical education; educational process; individuality; communication.
https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.10.45 Дата поступления рукописи: 01.08.2020
Цель исследования - определить особенности развития оркестров Китая во время и после Культурной революции. В статье рассматриваются образцовые музыкальные произведения анализируемого периода, их отличительные характеристики, а также влияние государства на деятельность национальных музыкальных коллективов. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем проводится комплексный анализ деятельности оркестров на протяжении Культурной революции, так как количество работ по данной теме крайне мало. Рассматриваемый период не представлен в качестве тупиковой ветви развития Китая, что позволяет по-новому взглянуть на творчество национальных музыкальных коллективов. В результате доказано, что Культурная революция является не причиной стагнации оркестров, а эрой новаций.
Ключевые слова и фразы: Китай; оркестры; музыкальные произведения; Культурная революция.
Чжао Сяолинь
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург [email protected]
Влияние Культурной революции на деятельность национальных оркестров Китая
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время большую популярность приобретают исследования, связанные с Культурной революцией, которая происходила в Китае с 1966 г. по 1976 г. Сведения относительно данного периода в истории государства все еще остаются малоизученными во многих областях ввиду того, что политические деятели не всегда одобряли их анализ. Однако М. Ло в своих работах отмечала, что «понимание Культурной революции необходимо для дальнейшего исследования современного Китая» [10, р. 435]. Перемены произошли в анализируемый период во многих областях, начиная с экономической и заканчивая культурной, однако не все из них являются негативными. Так, многие композиторы пытались объединять европейское и китайское оркестровое искусство для создания новых жанров, впоследствии оказавших огромное влияние на музыкальную жизнь Китая.
В рамках настоящей статьи особое внимание акцентировано на развитии китайских оркестров в период 60-х и 70-х гг. ХХ в., так как количество исследований на данную тему крайне мало. Л. Цзинчжи попытался интерпретировать влияние Культурной революции на музыкальную культуру Китая в работе под названием