Научная статья на тему 'Психология конфликтогенности в поведении пациента стоматологического кабинета и психологические приоритеты в выработке стратегий преодоления конфликтов в системе "врач-стоматолог - пациент"'

Психология конфликтогенности в поведении пациента стоматологического кабинета и психологические приоритеты в выработке стратегий преодоления конфликтов в системе "врач-стоматолог - пациент" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
715
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОТРАВМИРУЮЩАЯ СИТУАЦИЯ / PSYCHOTRAUMATIC SITUATION / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ / INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL TYPES / КОНФЛИКТОГЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ПАЦИЕНТА / CONFLICT PATIENT BEHAVIOR OF THE DENTAL PATIENT / ОЦЕНКА ИЗМЕНЕНИЙ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ / ASSESSMENT OF CHANGES IN THE PSYCHOEMOTIONAL STATE / АНАМНЕСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ / ANAMNESTIC ANALYSIS OF PSYCHOLOGICAL FEATURES / ОБОСТРЕНИЕ СОПУТСТВУЮЩИХ ПАТОЛОГИЙ / МЕТОДЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТА / METHODS OF CONFLICT PREVENTION / МДМ-ТЕРАПИЯ / MDM-THERAPY / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ПАЦИЕНТОВ / PRELIMINARY QUESTIONING OF DENTAL PATIENTS / EXACERBATION OF CONCOMITANT PATHOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Загорский Валерий Арсентьевич

В настоящем исследовании проанализированы статистически наиболее распространенные в стоматологической практике психотипы пациентов стоматологического профиля, а также факторы взаимосвязи между данными выделенными психотипами и особенностями возникающих между пациентами, обладающими такими психотипами, и врачом-стоматологом конфликтов в процессах обследования, диагностики текущего стоматологического статуса, лечения или протезирования, и последующего клинического или амбулаторного наблюдения стоматологического больного. Особое внимание в исследовании обращено на присущие каждому выделенному психотипу психологические особенности восприятия и реагирования на психотравмирующую ситуацию стоматологического обследования или лечения, обладающие большим или меньшим потенциалом конфликтогенности, само знание о которых должно составлять необходимую часть профессиональной психологической подготовки специалиста стоматологического профиля. Формирование необходимой для профессии стоматолога психологической компетенции рассматривается как задача подготовки специалиста, обладающего возможностями предупреждения и профилактики возможного возникновения конфликта посредством выработки такой индивидуальной стратегии и практики лечения и ведения пациента, имеющего психологические задатки продуцирования конфликтов во время приема у стоматолога, которые позволили бы этого возникновения избежать. В заключение проводится краткий анализ соответствующего опыта стоматологической практики на кафедре ортопедической стоматологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, эффективно совмещающего физиологические (МДМ-терапия) и психологические (предварительное анкетирование пациентов) методы предупреждения возникновения конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Загорский Валерий Арсентьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSYCHOLOGY OF CONFLICT IN THE BEHAVIOR OF DENTIST AND PSYCHOLOGICAL PRIORITIES IN DEVELOPING STRATEGIES TO OVERCOME CONFLICTS IN THE "DENTIST - PATIENT"

The most common psychotypes of patients in the dental profile in dental practice have been searched in this study, as well as the factors of the relationship between these isolated psychotypes and the peculiarities of conflicts between patients with such psychotypes and the dentist in the processes of examination, diagnosis of the current dental status, treatment or prosthetics, and the subsequent clinical or outpatient observation of a dental patient. Particular attention in the study is drawn to the psychological peculiarities of perception and reaction to the psychotraumatic situation of dental examination or treatment inherent in each psychotypes that have a greater or lesser potential for conflict, the knowledge of which should constitute the necessary part of the professional psychological training of a dental specialist. The formation of the necessary psychological skills for the profession of dentists is considered as the task of training a specialist with the ability to prevent and prevent a possible conflict through the development of such an individual strategy and practice of treatment and management of a patient who has the psychological predispositions to the production of conflicts during admission to the dentist that would allow this occurrence to be avoided. In conclusion, a brief analysis of the relevant experience of dental practice at the Department of Orthopedic Dentistry of the First Moscow State Medical University is conducted. I.M. Sechenov, effectively combining physiological (MDM-therapy) and psychological (preliminary questioning of patients) methods of preventing the emergence of conflicts.

Текст научной работы на тему «Психология конфликтогенности в поведении пациента стоматологического кабинета и психологические приоритеты в выработке стратегий преодоления конфликтов в системе "врач-стоматолог - пациент"»

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТОГЕННОСТИ В ПОВЕДЕНИИ ПАЦИЕНТА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО КАБИНЕТА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ В ВЫРАБОТКЕ СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В СИСТЕМЕ «ВРАЧ-СТОМАТОЛОГ - ПАЦИЕНТ»

© 2018

Загорский Валерий Арсентьевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры ортопедической стоматологии Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (119991, Россия, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, e-mail: [email protected])

Аннотация. В настоящем исследовании проанализированы статистически наиболее распространенные в стоматологической практике психотипы пациентов стоматологического профиля, а также факторы взаимосвязи между данными выделенными психотипами и особенностями возникающих между пациентами, обладающими такими психотипами, и врачом-стоматологом конфликтов в процессах обследования, диагностики текущего стоматологического статуса, лечения или протезирования, и последующего клинического или амбулаторного наблюдения стоматологического больного. Особое внимание в исследовании обращено на присущие каждому выделенному психотипу психологические особенности восприятия и реагирования на психотравмирующую ситуацию стоматологического обследования или лечения, обладающие большим или меньшим потенциалом конфликтогенности, само знание о которых должно составлять необходимую часть профессиональной психологической подготовки специалиста стоматологического профиля. Формирование необходимой для профессии стоматолога психологической компетенции рассматривается как задача подготовки специалиста, обладающего возможностями предупреждения и профилактики возможного возникновения конфликта посредством выработки такой индивидуальной стратегии и практики лечения и ведения пациента, имеющего психологические задатки продуцирования конфликтов во время приема у стоматолога, которые позволили бы этого возникновения избежать. В заключение проводится краткий анализ соответствующего опыта стоматологической практики на кафедре ортопедической стоматологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, эффективно совмещающего физиологические (МДМ-терапия) и психологические (предварительное анкетирование пациентов) методы предупреждения возникновения конфликтов.

Ключевые слова: психотравмирующая ситуация, индивидуальные психологические типы, конфликтогенное поведение стоматологического пациента, оценка изменений психоэмоционального состояния, анамнестический анализ психологических особенностей, обострение сопутствующих патологий, методы предупреждения конфликта, МДМ-терапия, предварительное анкетирование стоматологических пациентов

THE PSYCHOLOGY OF CONFLICT IN THE BEHAVIOR OF DENTIST AND PSYCHOLOGICAL PRIORITIES IN DEVELOPING STRATEGIES TO OVERCOME CONFLICTS

IN THE «DENTIST - PATIENT»

© 2018

Zagorsky Valery Arsentevich, doctor of medical Sciences, Professor, Department of prosthodontics First Moscow State Medical University I. M. Sechenov (119991, Russia, Moscow, St. Trubetskaya, 8, building 2, e-mail: [email protected])

Abstract. The most common psychotypes of patients in the dental profile in dental practice have been searched in this study, as well as the factors of the relationship between these isolated psychotypes and the peculiarities of conflicts between patients with such psychotypes and the dentist in the processes of examination, diagnosis of the current dental status, treatment or prosthetics, and the subsequent clinical or outpatient observation of a dental patient. Particular attention in the study is drawn to the psychological peculiarities of perception and reaction to the psychotraumatic situation of dental examination or treatment inherent in each psychotypes that have a greater or lesser potential for conflict, the knowledge of which should constitute the necessary part of the professional psychological training of a dental specialist. The formation of the necessary psychological skills for the profession of dentists is considered as the task of training a specialist with the ability to prevent and prevent a possible conflict through the development of such an individual strategy and practice of treatment and management of a patient who has the psychological predispositions to the production of conflicts during admission to the dentist that would allow this occurrence to be avoided. In conclusion, a brief analysis of the relevant experience of dental practice at the Department of Orthopedic Dentistry of the First Moscow State Medical University is conducted. I.M. Sechenov, effectively combining physiological (MDM-therapy) and psychological (preliminary questioning of patients) methods of preventing the emergence of conflicts.

Keywords: psychotraumatic situation, individual psychological types, conflict patient behavior of the dental patient, assessment of changes in the psychoemotional state, anamnestic analysis of psychological features, exacerbation of concomitant pathologies, methods of conflict prevention, MDM-therapy, preliminary questioning of dental patients

В фундаментальной теории и актуальной практике современной психологической науки особую исследовательскую область представляют собой эмоциональные, когнитивные и поведенческие аспекты состояний, возникающих вследствие преодоления психикой индивида острых конфликтных ситуаций или психических травм. К числу данных психотравмирующих ситуаций, для некоторых исследуемых индивидуальных психологических типов, относится и посещение обладателями таких психотипов стоматологического кабинета.

В настоящем исследовании всесторонне проанализированы различные аспекты взаимодействия врача-стоматолога общего терапевтического или ортопедического профиля со своими пациентами. Указанные медицинские специалисты относятся к числу тех клиницистов, которые сталкиваются достаточно часто с различными видами неконструктивного и конфликтогенного поведе-

ния своих пациентов вследствие, с одной стороны, ряда внутренних технологических особенностей проводимых ими лечебных, реконструктивных и функционально-ре-паративных процедур и видов лечения, а также, с другой же стороны, - из-за наличия уже имеющихся у пациентов устойчивых препозиций против лечения, иногда накладывающихся на уже имеющиеся отрицательный собственный опыт пациента и его же воспоминания об алгезии и острых эмоциональных переживаниях, сопровождавших предшествующие эпизоды посещения стоматолога и проводимого им стоматологического вмешательства.

В некоторых исследованиях психологического профиля, содержащих анализ стрессовых или тревожных состояний стоматологических пациентов [1], [2], и х авторами отмечено, что существуют некоторые выраженные психосоматические и психофизиологические

Zagorsky Valéry Arsentevich

THE PSYCHOLOGY OF CONFLICT .

типы стоматологических пациентов, наиболее склонных к конфликтогенным и деструктивным типам поведения при посещении стоматолога, а также к инспирированию конфликтов и следующих за тем множественных проблем, возникающих в процессе лечения. Вне всякого сомнения, сам факт наличия в популяции данной категории психотипов имеет собственное психологическое измерение и является самостоятельной проблемой для проведения целенаправленного психологического исследования.

Очевидно, что в таких случаях общая лечебно-терапевтическая или лечебно-восстановительная программа обследования и ведения таких пациентов необходимо требует обязательного учета их психологических особенностей вследствие возникающих в этой сфере проблем, в значительной степени осложняющих и продлевающих (часто в ущерб самому пациенту - прим. авт.) процедуры курации, или даже делающие проведение некоторых из них для данного пациента невозможным вовсе. Специалист стоматологического профиля, необходимо обладающий базисными психологическими знаниями, полученными им на институтской или университетской скамье, обязательно должен принимать во внимание эти деструктивные особенности эмоционально-аффективной сферы, поступков и поведения конкретного пациента с тем, чтобы корректно оценить и всемерно минимизировать возможные риски негативных психологических проявлений с его стороны тех или иных аффектов и действий, ограничивающих фактические возможности самого клинициста, а также, - осложняющих или затрудняющих исполнение им нормативной лечебной программы из-за стресса пациента [3].

Настоящее исследование исходит из того, что врач-стоматолог в рамках собственной сформированной психологической компетенции должен оценить риск возможного возникновения конфликтных ситуаций, которые, для того, чтобы их предвидеть, следует разделить на две группы: первые, - это конфликты в системе «врач - пациент», связанные с врачебными ошибками, нарушениями технологий лечения, факторами влияния на сферу восприятия пациента; тогда как другие, - связанные с выраженными психологическими особенностями личности как пациента, так и врача, и, самое главное, -с возможными проблемами, которые могут возникнуть вследствие их психологической несовместимости. В исследовании [4] его авторами отмечено, что в стандартной клинической практике преобладают конфликты второго типа, возникающие в тех случаях, когда между врачом и пациентом устанавливается режим доминирования отрицательных эмоций, а сам врач не расположил к себе, и не смог создать атмосферу доверия к себе, а затем, при проведении необходимых лечебных или восстановительных манипуляций добиться четкости исполнения принимаемых им решений в процессе лечения.

Исходя из направленного психологического анализа существующей клинической и диагностической стоматологической практики, необходимо сформировать основные психотипы конфликтогенного поведения таких пациентов и конкретизировать соответствующие им психологические особенности, приводящие к порождению конфликтов. В исследовании [5] его автором на основании анализа данных научно-исследовательской литературы сходного профиля и результатов собственных исследований выделяются 5 психотипов личности пациента, обладание корректной и полной информацией о которых позволит врачу наиболее точно понять и оценить причину возникающего конфликта и минимизировать эмоциональную остроту напряженной или нервозной обстановки во время клинического обследования или лечения конфликтогенного пациента.

Значительную роль может играть такая психологическая особенность стоматологического пациента, как выраженная ригидность его нервных процессов [3]. Отмечено, что при возникновении конфликтной ситу-

ации пациент ригидного типа часто с подозрением относится к подготовке к проводимым мероприятиям, чистоте кабинета, инструментария, специального стоматологического оборудования. Психотип такого пациента предполагает, что, с большой долей вероятности, данный пациент обладает завышенной самооценкой, требует излишнего подтверждения его собственной значимости, мало считаются с мнением врача, невнимателен к его указаниям и рекомендациям в процессе лечения, требует явно чрезмерного почтения от окружающих. Кроме того, у обладателей такого психотипа часто снижена критика к своим поступкам, манифестирована склонность к внезапной и необоснованной обиде, причины которой внешне неясны. Для данного психотипа пациента в первое же его посещение врача необходимо выяснить и конкретизировать препозиции и ожидания самого пациента от лечения, которые часто или завышены, или вообще неадекватны его состоянию и текущим возможностям стоматологии. Как правило, в процессе лечения подобного пациента от врача потребуется максимум внимания и терпения. Ригидный пациент нуждается в многочисленных коррективах по окончании каждого этапа лечения, поскольку такой пациент должен ясно понимать, какие манипуляции ему провели, а затем, -акцептовать и одобрить действия врача. Психология взаимодействия в системе «врач - пациент» здесь сводится к тому, что именно посредством разъяснения и оптимизации выбора и последовательности проведенных лечебных воздействий врач старается расположить и сформировать доверие пациента к проведенным манипуляциям, которые он должен психологически принять именно в качестве профессионально оказанной ему помощи.

Особую проблему представляют собой пациенты со значительно сниженным уровнем локуса контроля, представляющие неуправляемый психологический тип. В эмоционально напряженной, конфликтной ситуации пациент данного психотипа импульсивен и эксплозивен, контролирует себя неравномерно, несамокритичен, неадекватен и агрессивен, склонен во всех своих неудачах обвинять других, не учитывает прошлый опыт выхода из подобных ситуаций и не актуализирует его, вследствие чего постоянно повторяет одни и те же свои ошибки. Безусловно, врачу нет никакого смысла убеждать такого пациента в неправоте его точки зрения, не следует вступать с ним в споры, которые только обостряют конфликт. Напротив, специалисту крайне необходимо действовать уверенно, целенаправленно и точно выполняя необходимые лечебные или восстановительные манипуляции, стараясь минимизировать эмоциональную эксплозию и соответствующие ей неконтролируемые действия пациента данного психотипа [6].

Совершенно иное дело представляет собой пациент сверхпунктуального психотипа, демонстрирующий склонность к предъявлению в конфликтной ситуации необоснованно завышенных и часто невыполнимых требований к окружающим, субъективно преувеличивать их слова и действия избирательно или без разбора, аг-гравировать эмоционально даже незначительные свои просчеты и неудачи, и, вследствие множественных искажений восприятия, - плохо анализирующий как свои действия, так и поступки окружающих, при этом вменяющий в вину последним непрофессионализм и некомпетентность. Психологический портрет такого пациента способен оказать необходимую помощь в выборе наиболее результативной психологической стратегии взаимодействия с ним, а именно, - клиницист должен демонстрировать спокойствие и уверенность в своих решениях и действиях, а также быть предельно внимательным к не в меру педантичному пациенту, доступно рассказывать о возможностях проводимого лечения на всем его протяжении и не менять тактику курации в процессе ее осуществления. Напротив, учитывая психологические особенности данного психотипа, следует избегать разговоров с подобным больным о возможности или о стати-

стической вероятности наступления отрицательных последствий, поскольку под чрезмерной педантичностью, как под маской, почти всегда скрывается неуверенный и мнительный пессимист, психологическая стратегия осуществления стоматологического лечения которого должна быть направлена на его приведение к статусу союзника или партнера стоматолога, заинтересованного, как и сам врач, в положительных результатах своего собственного лечения.

В исследовании [2] особенно подробно анализируется психологический тип пациента так называемого «бесконфликтного» типа, за которым внимательный и психологически компетентный врач-стоматолог может обнаружить совершенно иной психологический фон внутренней противоречивости, излишнего конформизма, эмоциональной неустойчивости и отсутствия собственной позиции, следствием которых становятся часто наблюдаемые изменчивость решений и непоследовательность в поступках, смутное видение перспективы лечения, безволие и неспособность противостоять вовлечению в зависимость от любого стороннего мнения., гипертрофированное стремление к компромиссу. Данный психотип, «только бы все быстрее закончилось», быстро соглашается с любыми предложениями врача, даже не анализируя их, однако, переступив порог кабинета, также легко попадает под влияние следующих по счету окружающих, после общения с которыми становится способен даже высказать претензии врачу. В общении с беспринципным конформистом стоматолог должен быть особенно терпеливым, тщательно разъясняющим и постоянно доказывающим уместность и необходимость проводимых лечебных или восстановительных мероприятий. Напротив, если же врач по каким-то причинам вступает в конфликт с таким пациентом, для скорого решения возникшей проблемы крайне эффективно развернуть конформиста в такую позицию, чтобы он смог взглянуть на нее со стороны, смог учитывать свой же предыдущий опыт и переживания. Такая психологическая стратегия работает практически безотказно, поскольку в этом случае для представителя данного психотипа будет представлено другое мнение, которое он, скорее всего, без раздумий примет, поскольку это и есть именно то, что он привык делать постоянно.

В целом ряде исследований авторами независимо друг от друга согласованно выдвигается подход, который в самом общем виде используется во многих сферах человеческой жизнедеятельности: всякое явление негативного или деструктивного характера значительно целесообразней предупредить в причинах его возникновения, нежели потом долго и трудно заниматься устранением его последствий [7, 8, 9]. Ровно то же самое касается и профилактики возникновения конфликтов в тех случаях, когда лечение (протезирование) вызывает локальный психологический или физический дискомфорт (например, - [10]). Психологическая специфика стоматологического приема пациента, связанная с назначением и проведением ему терапевтического или ортодонтического лечения, в силу объективных особенностей данных видов вмешательства, объективно обнаруживающим достаточно высокий уровень конфликто-генности, реализуется в ведущей роли врача как специалиста, организующего взаимодействие в системе «врач - пациент» в рамках модели партнерства, когда ответственность за качество осуществления и за результаты проведенных манипуляций, необходимых для лечения, врач-стоматолог и его пациент делят поровну. В план проведения стоматологического приема клиницистом обязательно должно быть включено время для подробной клинической беседы, в течение которого пациент обстоятельно и подробно излагает врачу субъективную сторону собственного анамнеза, - ощущаемую симптоматологию и иные ценные анамнестические сведения, которые должны быть приняты с должным вниманием, тщательно проанализированы и представлены пациенту

в виде последовательного плана лечения или протезирования с последующим динамическим наблюдением и ведением пациента после такого вмешательства.

Все это играет важнейшее психологическое значение, поскольку такой подход позволяет снять излишнюю тревожность и напряженность пациента перед приемом и во время него, нейтрализовать на этот же период возможные проявления стресса, которые уже в объективном плане могут осложнить проведение намеченного лечения, и создать атмосферу максимально возможного благоприятствования проведению всех необходимых манипуляций и стадий намеченного лечения или протезирования в атмосфере взаимного понимания и доверительности между стоматологом и его пациентом.

Отраслевые исследования [11, 12, 13] основываются на том, что подавляющее большинство терапевтических или ортодонтических стоматологических вмешательств осуществляется под местной анестезией (если в таковой есть необходимость) при сохраненном сознании пациента, поскольку в большинстве таких вмешательств проводящему их стоматологу бывает крайне важна обратная субъективная реакция пациента, изменяющаяся от начала до стадии завершения вмешательства. Сохраненное сознание оставляет свободными сенсорные каналы для восприятия внешних факторов, сопровождающих работу стоматолога, и вызывающих у пациента целый ряд негативных эмоций, тревоги, беспокойства, ощущения выраженного психологического дискомфорта. К таким факторам исследователи проблемы нейтрализации стоматологического стресса относят шум зубоврачебного оборудования, нагрев, вибрацию и ощущение силового воздействия со стороны рабочего инструмента стоматолога. У некоторых пациентов вызывают резко выраженные негативные ассоциации привкус стоматологических (пломбировочных, вспомогательных, анестезирующих, дезинфицирующих, фиксирующих и т.п.) материалов, а иногда - даже просто их запах. Одновременное действие этих различных по своей природе факторов, вызывающих выраженные нарушения нейрогормональной регуляции гомеостаза организма пациента, носит адаптационную природу и способно привести к развитию общей стрессовой реакции, возникающей как ответ на нарушение исходного состояния нейрогуморального равновесия.

В ситуациях острых аффективных манифестаций вследствие неуправляемого развития стрессовой реакции у пациента, клиницист-стоматолог может прибегнуть к помощи специалиста другого профиля, - психолога, психоневролога, психотерапевта. В том случае, если в анамнезе стоматологического пациента уже присутствуют диагностически подтвержденные расстройства сердечно-сосудистой системы, сопровождаемые низкой перфузией, гиповолемией, склонностью к тром-бообразованию, нарушение гуморальных концентраций основных гормонов стресса (кортизола, катехоламинов) в ситуации острого стресса может негативно влиять на баланс факторов констрикции / дилатации сосудистой стенки, формирования выраженной вегетативной реакции с обострением хронической патологии [6, 14], последующей генерализации и развития терминальных состояний, представляющих прямую угрозу для жизни такого легко возбудимого пациента [2]. Следовательно, вопрос о дополнительном привлечении в течение стоматологического лечения специалистов психологического или психо-коррекционного профиля в ситуации острого стресса становится витально важным.

Таким образом, выраженное психологическое измерение проблема преодоления конфликтных типов реакции пациентов на проводимое стоматологическое вмешательство приобретает в связи с наличием у стоматологического пациента в анамнезе сопутствующих хронических патологий в случае, если его психотип характеризуется повышенной тревожностью, нервной возбудимостью и эмоциональной лабильностью со склонно-

Zagorsky Valery Arsentevich psychological

THE PSYCHOLOGY OF CONFLICT ... science

стью к демонстративно-невротическим проявлениям [2, 15]. При наличии в анамнезе дополнительных показаний к психологической коррекции тревоги и стресса, специалист по психокоррекции может оказать неоценимую помощь в разработке общей стратегии и программы ведения такого пациента, включающей этапы обследования, постановки диагноза и последующего лечения или протезирования. Авторами особенно выделяется вопрос наличия у стоматологического пациента диагностированных сопутствующих патологий, поскольку сам факт такого наличия может оказать самое непосредственное влияние на общую патодинамику, и, следовательно, - на выбор этапов программы обследования, диагностики и лечения (протезирования), равно как и на оптимизацию выбора их последовательности, причем важнейшими составляющими становятся назначение ослабляющей влияние стрессоров на психику пациента фармацевтики (стресс-протекторов), либо же - назначение необходимых сеансов профилактической психотерапии у квалифицированного специалиста [15, 16].

Классическая теория современной психологии эмоций исходит из того, что в случае перегрузки или перенапряжения сферы эмоций происходит (на нейрогумо-ральном уровне) автоматическое включение механизмов систем формирования быстрой ответной реакции на стресс, в основе действия которых лежат реакции свободно-радикального окисления. В частности, в кон-фликтогенной ситуации стоматологического приема наблюдаются «забросы» концентраций гормонов стресса - кортизола и катехоламинов. Индивидуальная оценка объективных величин этих показателей предоставляет клиницисту возможность более точного прогнозирования уровня выраженности предполагаемой реакции на стресс данного конкретного стоматологического пациента [17, 18].

Проведение целенаправленного психологического обследования такого пациента (например, - тест на определение уровня тревожности Спилбергера - [1, 16]) позволяет специалисту - психологу сформировать конкретные рекомендации составления лечебно-диагностической программы ведения данного стоматологического пациента [19, 20], поскольку в такой ситуации только квалифицированный психолог в состоянии дать прогноз ожидаемых изменений в поведении пациента врача-стоматолога в зависимости от его личностных особенностей [2] и сформулировать точные рекомендации по профилактике наступления и нейтрализации стрессового состояния.

Как показывает целый ряд исследований, сам вопрос о профилактике и нейтрализации проявлений стресса является сложной, комплексной и требующей научно-обоснованного решения проблемой в клинической стоматологической практике [11, 21]. Особенно трудным является выработка методов коррекции психоэмоционального состояния нервно-возбудимого и эмоционально-неустойчивого пациента стоматологического кабинета через воздействие на внутренние системы и механизмы, ответственные за выработку общей ответной реакции на стресс на нейрогуморальном уровне. Тем не менее, вполне определенный прогресс в направлении был достигнут на базе кафедры ортопедической стоматологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, где в течение длительного периода продолжают осуществляться исследования и работы по разностороннему внедрению в существующую стоматологическую практику метода ме-зодиэнцефальной модуляции. Достигнутые результаты обнадеживают, поскольку методика физиотерапевтического воздействия МДМ-терапии уже доказала свою эффективность по нескольким практическим направлениям лечения и протезирования, - для совершенствования процессов регенерации тканей, улучшения и ускорения остеоинтеграции, а также в решении возникающих проблем психологического профиля, - преодоления стресса и нейтрализации его негативных последствий ~ 276

Оценка возможностей использования МДМ-терапии для решения проблем психологического профиля, связанного со стоматологическим лечением или протезированием пациентов определенных психотипов осуществляется в том числе и через получившее широкое распространение предварительное анкетирование стоматологических больных, обращающихся в клинику ортопедической стоматологии. Вопросы анкеты позволяют выявлять, фиксировать и оценивать объективную значимость индивидуально-психологических особенностей каждого пациента, его общий психостатус, причем, данные анкеты могут быть существенно уточнены уже во время первой клинической беседы с клиницистом. Расширение и закрепление такой ценной анамнестической практики остро ставит вопрос об улучшении направленной психологической подготовки будущих специалистов стоматологического профиля, на которого ложится ответственность за точность и корректность психологической предикции индивидуальных особенностей каждого пациента на стоматологическом приеме [5, 13].

Следует отметить, что данный психологически-ориентированный подход вполне соответствует фундаментальным принципам классической медицинской деонтологии, согласно которым, приступающий к лечению больного специалист медицинской специальности, должен выяснить значимые для обследования, диагностики, лечения и последующего ведения конкретного пациента его индивидуально-личные особенности, само наличие которых позволяет совершенно точно сформировать общую программу ведения, и выработать индивидуальную стратегию и тактику осуществления лечебных или восстановительных процедур на всем протяжении процесса взаимодействия специалиста-стоматолога со своим пациентом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Утюж А.С., Загорский В.А., Юмашев А.В., Нефедова И.В., Лушков Р.М. Оценка психоэмоционального статуса и анализ уровня тревожности у студентов первого курса медицинского университета // Роль науки в развитии общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. - 2016,

- С. 148-157.

2. Шаныгина Д.В. Психоэмоциональный стресс пациента на стоматологическом ортопедическом приеме // Актуальные проблемы стоматологии: сб. науч. тр. - М,

- 2012. - С. 267-268

3. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. М.: Академический проект, - 2009. 943 с.

4. Локтионова М.В., Жидовинов А.В., Жахбаров А.Г., Салтовец М.В., Юмашев А.В. Реабилитация пациентов с тотальными дефектами нижней челюсти // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Естественные и технические науки. -2016. - № 4. - С. 81-83.

5. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб: Питер, 2011. 256 с.

6. Утюж А.С., Юмашев А.В., Самусенков В.О., Черемухина Д.С., Лушков Р.М. Использование гомеопатических препаратов у пациентов с частичной и полной потерей зубов, страдающих кандидозом полости рта, с различным психостатусом // Управление инновациями в современной науке. Сборник статей Международной научно-практической конференции. -2016. -С. 182-190.

7. Севбитов А.В., Браго А.С., Канукоева Е.Ю., Юмашев А.В., Кузнецова М.Ю., Миронов С.Н. Стоматология: Введение в ортопедическую стоматологию // -Ростов-на-Дону, - Феникс, - 2015, - 91 с.

8. Севбитов А.В., Адмакин О.И., Платонова В.В., Браго А.С., Бондаренко И.В., Золотова Е.В., Канукоева Е.Ю., Селифанова Е.И., Скатова Е.А., Юмашев А.В., Кузнецова М.Ю., Миронов С.Н., Дорофеев А.Е. Стоматология: организация стоматологической помощи и ана-

томия зубов // Ростов-на-Дону, Феникс, 2015, 155 с.

9. Дорошина И.Р., Юмашев А.В., Михайлова М.В., Кудерова И.Г., Кристаль Е.А. Ортопедическое лечение пациентов с повышенным рвотным рефлексом // Стоматология для всех. - 2014, - № 4. - С. 18-20.

10. Утюж А., Юмашев А., Михайлова М. Ортопедические конструкции из сплавов титана при непереносимости традиционных зубных протезов // Врач. - 2016, - № 7, - С. 62-64.

11. Севбитов А.В., Митин Н.Е., Браго А.С., Котов К.С., Кузнецова М.Ю., Юмашев А.В., Михальченко Д.В., Тихонов В.Э., Шакарьянц А.А., Перминов Е.С., Основы зубопротезной техники // - Ростов-на-Дону, -Феникс, - 2016, - 332 с.

12. Юмашев А.В., Кристаль Е.А., Кудерова И.Г., Михайлова М.В. - Непереносимость ортопедических конструкций, явления гальванизма // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. - 2012. - Т. 14. - № 2. - С. 26.

13. Yumashev A.V., Gorobets T.N., Admakin O.I., Kuzminov G.G., Nefedova I.V. Key aspects of adaptation syndrome development and anti-stress effect of me-sodiencephalic modulation // Indian Journal of Science and Technology. - 2016, - Т. 9. - № 19. - С. 93911.

14. Юмашев А.В., Павлов В.А., Адмакин О.И., Кузьминов Г.Г., Нефедова И.В. Анализ применения ме-зодиэнцефальной модуляции в коррекции стрессовых нарушений // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. -2016, -№ 12. -С. 38-48.

15. Севбитов А.В., Юмашев А.В., Ершов К.А., Дорофеев А.Е., Кристаль Е.А. Особенности адаптации к съемным зубным протезам по гендерным особенностям у пациентов, постоянно проживающих в условиях геронтологического центра // В сборнике: TRENDS OF MODERN SCIENCE - 2014 Materials of XI International Research and Practice Conference. -2014. -С. 42-44.

16. Utyuzh A. S., Admakin O. I., Nefedova I. V., Zaharov A. N., Yumashev A. V. SITUATIONSBEDINGTE ÄNGSTLICHKEIT IM EMOTIONAL-PSYCHISCHEN ZUSTADR DER PATIENTEN UND STUDENTEN DER MEDIZINSICHEN UNIVERSITÄT // The Fifth International conference on development of education and psychological science in Eurasia. - 2016. - P. 45 - 49.

17. Севбитов А.В., Невдах А.С., Платонова В.В., Кузнецова М.Ю., Юмашев А.В. Оценка качества жизни ортодонтических пациентов, имеющих травматические поражения на слизистой оболочке полости рта //Труды международного симпозиума Надежность и качество. -2015. -Т. 2. -С. 368-369.

18. Ряховский А.Н., Юмашев А.В., Левицкий В.В. Значение пропорций в формировании эстетического восприятия // Панорама ортопедической стоматологии. -2007, -№ 3. -С. 18-21.

19. Ряховский А.Н., Левицкий В.В., Карапетян А.А., Мурадов М.А., Юмашев А.В. Сравнительная оценка методов трехмерного сканирования лица // Панорама ортопедической стоматологии. -2007, - № 4, - С. 10-13.

20. Ряховский А.Н., Рассадин М.А., Левицкий В.В., Юмашев А.В., Карапетян А.А., Мурадов М.А. Объективная методика оценки изменений топографии объектов полости рта // Панорама ортопедической стоматологии. -2006, -№ 1. -С. 8-10.

21. Loktionova M.V., Zhakhbarov A.G., Yumashev A.V., Utyuzh A.S., Nefedova I.V. Rehabilitation of patients with total mandible defects // The USA Journal of Applied Sciences. - 2016. - № 2. - С. 10-12.

Статья поступила в редакцию 23.01.2018

Статья принята к публикации 28.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.