Научная статья на тему 'Психология как учебный предмет в школах Тувы: состояние и перспективы'

Психология как учебный предмет в школах Тувы: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
329
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ В ШКОЛЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАРОД ТЫВА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Товуу Наталия Оюновна, Секач Михаил Федорович, Ондар Сергей Октяевич

В статье рассмотрены вопросы подготовки и вхождения в российский эксперимент по преподаванию в школах Тувы психологии как учебного предмета с 3-го класса начальной школы, перевод на родной (тувинский) язык учебного пособия под редакцией доктора психологических наук, академика РАО И. В. Дубровиной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Товуу Наталия Оюновна, Секач Михаил Федорович, Ондар Сергей Октяевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психология как учебный предмет в школах Тувы: состояние и перспективы»

УДК 378.01

Товуу Наталия Оюновна

Доктор психологических наук, профессор ТувГУ, tgu@tuva.ru, Кызыл

Секач Михаил Федорович

Доктор психологических наук, профессор ТувГУ, tgu@tuva.ru, Кызыл

Ондар Сергей Октяевич

Ректор ТувГУ, доктор биологических наук, профессор, tgu@tuva.ru, Кызыл

ПСИХОЛОГИЯ КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В ШКОЛАХ ТУВЫ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Tovuu Natalia Ounovna

Doctor of psychological sciences, professor TuvSU, tgu@tuva.ru, Kyzyl

Sekach Mihail Fedorovich

Doctor of psychological sciences, professor TuvSU, tgu@tuva.ru, Kyzyl

Ondar Sergey Octiaevich

Doctor of biological sciences, the rector of the FGBOU VPO «the Tuvan state university», tgu@tuva.ru, Kyzyl

PSYCHOLOGY AS A SUBJECT IN SCHOOLS OF TUVA: STATUS AND PROSPECTS

Радикальные реформы нашего общества стимулировали развитие таких наук, как экономика, политология и социология. По исследованиям (Белов, Плотникова, 2001) психология находится среди «перспективных» дисциплин. В России, в частности в Туве, несомненно, есть определенные сдвиги в плане психологического обеспечения модернизации образования: в ВУЗах готовят психологов, почти все школы и другие учреждения социальной сферы имеют в штате психологов, действуют психологические Центры и т. п. Психологи инкорпорированы в деятельность различных организаций, участвуя в отборе их персонала, его оценке и обучении. Все большее количество руководителей начинают осознавать и признавать необходимость, важность вопросов обеспечения социальной практики психологическим инструментарием. Область социальных практик, таких как педагогическая, юридическая, терапевтическая и т. д. без психологии не обходится. Но в важных по своей значимости социальных практиках, таких как, выработка программ государственного развития или принятие новых законов в регионе, психологи пока не участвуют. В материалах, посвященных проблеме модернизации образования России (2001 г.), отмечается, что развитие образования значительно отстает от темпов изменения жизни в стране, мире и

в качестве одного из важнейших концептуальных положений ее обновления провозглашен компетентностный подход. Ссылаясь на мировую образовательную практику, авторы стратегии модернизации утверждают, что компетенция выступает в качестве тематического ядра образования для всего населения, т. к. обладает интегративной природой, объединяет знаниевую, навыковую и интеллектуальную составляющие образования.

Концептуальными положениями модернизации образования являются:

- приоритет развития личности обучаемого;

- формирование новых образовательных конструктов у обучаемых;

- внедрение в образовательный процесс личностно-развивающих технологий.

В Республике Тыва связи с изменениями в обществе, знаниевая ориентация образования сменяется компетентностно-ориентированным образованием, нацеленным на формирование у человека психологической готовности эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. К ресурсам внутренним мы относим - знания, умения, ценности, психологические особенности и т. п., а к внешним - информационные, человеческие, материальные и т. п. ресурсы. Другими словами, приоритетным сегодня становится достижение нового образовательного результата - компетентности личности. Термин же «компетенция» имеет два значения: первое - это круг полномочий какого-либо лица; и второе - круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Применительно к сегодняшней образовательной области имеет смысл именно второе значение этого термина - т. е. обладание познаниями, опытом. Ядром в образовании, ориентированном на формирование ключевых компетенций, становится опыт деятельности человека. Поэтому сегодня не теряет своей актуальности высказывания выдающихся психологов Дж. Дьюи, (1916) и Л. С. Выготского о том, что «Образование есть постоянная реорганизация и перестройка опыта», как опыта личностного, так и опыта культуры».

Одним из перспективных направлений в России, в частности и в Туве, в плане психологического обеспечения модернизации современного образования, считаем главным, параллельно с высшими образовательными учреждениями, внедрение программы преподавания психологии со школьной скамьи. Как содержание предмета, так и особенности построения курса, и, в связи с этим, разнообразие методов обучения, создают уникальные условия для формирования ключевых компетенций обучаемых.

С 2006 года Солчурская средняя школа Овурского кожууна РТ, взвесив свои возможности, включилась в эксперимент Российской Академии образования, т. е. Психологического института (ПИ РАО). Перед педагогическим коллективом была поставлена конкретная задача по психологическому обеспечению образовательного процесса в школе. Коллектив школы, методический кабинет кожуунного отдела образования успешно справились с начальным этапом и уже можно сказать, слаженно трудится, выполняя за-

каз общества по формированию компетентностного выпускника. Постоянно повышая свой личностно-профессиональный уровень, учителя работают творчески и чтобы достичь ощутимых результатов привлекают к воспитательному процессу родителей, дополнительно обучая азам психологии взрослое сельское население. Этап подготовки и вхождения в эксперимент начинался с научно-практической конференции, приуроченной к юбилею школы и села. И эти поисково-исследовательские мероприятия проводятся ежегодно среди учащихся и педагогического коллектива.

Каждое занятие по психологии в школе строится с учётом единства когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, то есть включает теоретическую информацию из области психологии, формирует положительный эмоциональный фон и позволяет учащимся проявить себя в деятельности. С помощью активных форм работы: элементов психологического тренинга, психотехнических и ролевых игр создается атмосфера доверия, в которой учащиеся могут разыгрывать ситуации, выполнять упражнения, давать и принимать обратную связь, дискутировать, работать в малых группах. Таким образом, закладываются основы коммуникативной компетентности — навыки продуктивной групповой коммуникации. Составляющие элементы и свойства психодраматического действия отвечают насущным психологическим задачам детского возраста, поскольку они способствуют достижению личностной автономии, предоставляют возможность свободного самовыражения индивида в группе, поощряют и стимулируют ответственность за принимаемые решения. Овладевая ответственностью за принимаемые решения и деятельностью, ребята начинают управлять ею, следовательно, в основе компетенции лежит самоменеджмент, т. е. самоуправление. На уроках психологии создаются благоприятные условия для развития исследовательской направленности интеллектуальной активности учащихся. С этой целью используются и домашние задания, которые имеют самостоятельно-творческий характер. В процессе подготовки докладов, проектов, решения практических задач учащиеся приобретают опыт целе-полагания и планирования деятельности, подбора ресурсов, необходимых для решения поставленной задачи, преодоления трудностей, возникающих при решении задач. В ходе уроков психологии удовлетворяются не только образовательные потребности детей, но и социальные потребности в общении, психологические потребности в уважении к своему человеческому достоинству, что является основой психологического здоровья ребенка.

Следует отметить, что данная работа способствует повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, студентов позволяет разнообразить арсенал педагогических и психологических техник, межпредметную связь, проявить творчество и индивидуальность. Модернизация российского образования потребовала с каждого преподавателя постоянного повышения своих знаний, особенно по возрастной психологии, психологии этноса, оценивания качества и результатов труда, умения работать в команде. Отметим и такой промежуточный результат: впервые в России в рамках

эксперимента РАО в Солчурской школе переведены на родной язык и проходит апробацию с 3 класса не только основные термины психологии на тувинском языке, но и экспериментальное учебное пособие «Психология» для 3-4 классов начальной школы на родном (тувинском) языке обучения. В ближайшие годы завершится перевод и апробация этих учебников и для 5-7 классов включительно. Экспериментальные учебники были созданы в лаборатории Психологического института РАО коллективом авторов под руководством академика И. В. Дубровиной. Т. о. впервые на тувинском языке начата работа по систематизированному переводу с русского языка терминов психологии совместно с учеными Тувинского госуниверситета, психологами образования, переводчиками и др. В нашем университете с 2009 года открыта очная и заочная аспирантура по научной специальности 19.00.05 - социальная психология, также НИИ психологических исследований и конструирования социальных практик. Мы ежегодно проводим международные и региональные научно-практические конференции по этнической психологии, образовательные мероприятия по обмену опытом работы, например, Второй международный конгресс «Степная цивилизация - 2009» собрал в живописном уголке Центра Азии свыше 300 участников и психологов ждут летом 2012 года. Приглашаем к сотрудничеству.

Сложный переходный период к рыночным отношениям, который длится с 1991 года, отразился в психике и поведении тувинцев. Психологический облик представителя народа, в связи с изменением политических, социально-экономических и других условий, таких как информационные технологии, мобильная связь, Интернет и другие, постепенно меняется. Эмпирическим исследованием выявлено, что современные тувинцы в условиях перехода к рыночным отношениям сохранили свои традиционные этнические ценности: забота о детях и семейно-родственных связях, гостеприимность, уважение к старшим, терпимость и вежливость. Национальные чувства характеризуются достаточно высокими оценками проявления любви к родной природе и национальной культуре, Родине и своему народу. Властные отношения (отношения руководства и подчинения) среди народа тыва - это проявление уважения, покорности и терпимости к должности руководителя. Вместе с тем, забота о собственном здоровье, профессионализм в делах (продуктивность в работе), внутренняя гармония, умение прогнозировать свои собственные поступки, риск и склонность к реорганизации, а также использование передового зарубежного опыта менее значимы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.