Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА. СИМВОЛИЗМ В ИСКУССТВЕ'

ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА. СИМВОЛИЗМ В ИСКУССТВЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
272
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ТВОРЧЕСТВО / ЧЕЛОВЕК / ПСИХОЛОГИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ СИМВОЛИЗМ / ART / CREATIVITY / MAN / PSYCHOLOGY / CREATIVE SYMBOLISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мысякин А.А., Козлова Д.А., Конева Е.А., Келлер Е.А.

В статье проанализированы работы К. Юнга и другие, выделены основные психологические аспекты человека, вовлеченного в искусство. Дан анализ механизму обретения смысла символами и их взаимосвязи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGY OF ART. SYMBOLISM IN ART

In the article the works of K. Jung and others are analyzed, the main psychological aspects of the person involved in art are highlighted. The analysis of the mechanism of finding meaning by certain meanings is given.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА. СИМВОЛИЗМ В ИСКУССТВЕ»

УДК 7.01

Мысякин А.А. студент Козлова Д.А.

студент Конева Е.А.

студент Келлер Е.А. студент

Алтайский государственный медицинский университет

Россия, г. Барнаул ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА. СИМВОЛИЗМ В ИСКУССТВЕ

Аннотация: в статье проанализированы работы К. Юнга и другие, выделены основные психологические аспекты человека, вовлеченного в искусство. Дан анализ механизму обретения смысла символами и их взаимосвязи.

Ключевые слова: Искусство, творчество, человек, психология, творческий символизм.

Mysyakin A.A. student

Altai State Medical University Russia, Barnaul Kozlova D.A. student

Altai State Medical University Russia, Barnaul Koneva E.A. student

Altai State Medical University Russia, Barnaul Keller E.A. student

Altai State Medical University Russia, Barnaul PSYCHOLOGY OF ART. SYMBOLISM IN ART

Abstract: in the article the works of K. Jung and others are analyzed, the main psychological aspects of the person involved in art are highlighted. The analysis of the mechanism offinding meaning by certain meanings is given. Key words: Art, creativity, man, psychology, creative symbolism.

Цель: провести анализ основных работ по психологии для выявления особенностей творческой личности. Дать анализ механизму обретения символами определённых смыслов.

Психология искусства - отрасль психологии, предметом изучения

которой являются качества и состояния личности, влияющие на создание и восприятие художественных ценностей, а также смысловое наполнение жизнедеятельности человека этими ценностями. [2]

Рассматривая психологию искусства нельзя не отметить, что данный вопрос лежит в большой мере в области бессознательного. В связи с этим сложно как самой творческой личности отметить, почему именно так, а не иначе выразил чувство. С другой стороны, так же не получается получить однозначную оценку того или иного произведения. Складывается ситуация, когда чаще наблюдается не непосредственно искомое явление, а его следствие (Подразумевается последующая рационализация увиденного, прочувствованного или сделанного).[1]

Осложняет изучение вопроса совершенно разная трактовка часто встречаемых терминов, например, "Творческий потенциал", "Творческая личность", что мешает точно определить степень развития или определить критерии для оценки творчества. [1,4]

Благодаря своему положению между бессознательные и сознательные вопросы, связанные с искусство целесообразно изучать с применением психоанализа. [5]

Ученые - исследователи выделяют такие основные особенности творческой личности, как [1,2,3,5]:

• смелость мысли, склонность к риску;

• фантазия;

• проблемное видение;

• умение мыслить;

• способность находить противоречие;

• умение переносить знания и опыт в новую ситуацию;

• независимость;

• альтернативность;

• гибкость мышления;

• способность к самоуправлению

О.Кульчицкая выделяет еще такие особенности творческой личности[7]:

• возникновение направленного интереса к определенной области знания, еще в детские годы;

• высокая трудоспособность;

• подчинение творчества духовной мотивации;

• стойкость, упертость;

• увлечение работой

Стоит отметить, что в творческая личность превращает своё окружение, мысли, идеи в символы, а затем этими символами пытается донести их в преображенном виде назад в мир. При этом еще в трудах К. Юнга отмечено, что несмотря на измене в способах выражения нет принципиальной разницы между современным искусством и античным, т.к.

за ними кроются зачастую схожие символические системы[1,4,6].

Многие глубинные смыслы в символах рождаются в коллективном бессознательном. Их могут рождать не только творческие люди, но и самые обычные, например, во время сна. [5,6]

Символизм в искусстве крайне важен так как позволяет человеку, творящему выходить за рамки времени и привязки к конкретному (Личности, месту, событию или даже вселенной).[5,6] В религии использование этого мощного инструмента позволяет затрагивать души людей несмотря на то, что с момента создания "святых писаний" прошло уже больше тысячи лет.

Процесс создания символов можно считать творческим процессом и потому предлагается аналогия с теми этапами, что приводит Я.А. Пономарёв в книге "Психология творческого мышления" для творчества. [3]

На этапе подготовки происходит накопление информации, формирование групп явлений и объектов, дальнейший интерес к ним, сбор фактов. На этапе созревания идеи происходит бессознательная работа над имеющейся информацией. На этапе вдохновения поступает идея, вероятнее всего это тот самый момент, когда возникает прообраз бедующего символа, его идея и основные компоненты. На заключительном этапе творческого процесса происходит работа над символом, над его элементами, а также над его местом в системе символов конечного произведения.[1,3,5]

Выводы: творческая деятельность трудна как в анализе так в интерпретации его результатов, но тем не менее этот вопрос продолжает интересовать многих и происходит постепенное углубление знаний в данной области. Творчество во многом связанно с умением находить и подмечать некие универсальные "символы" окружающего мира и их интерпретировать доступным для понимания языком.

Использованные источники:

1. Высоготский Л.С. - Психология искусства. Ростов н/Д: изд-во "Феникс",1998 - 480 с.

2. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. 2003

3. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления / Я.А. Пономарев. -М. : АПН РСФСР, 1960. - 351 с. 10.

4. Наталья Рождественская, Андрей Толшин - Креативность. Пути развития и тренинги. СПб.: Речь, 2006. — 320 с.

5. Юнг К. Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. Пер. с англ. -М.: REFL-Ьоок, К.: Ваклер, 1996. -304 с.

6. Юнг Карл Густав, фон Франц Мария-Луиза, Хендерсон Джозеф Л. -Человек и его символы. — Серебряные нити, 2017. — 352 с.

7. Кульчицька Олена Львiвна // Друковаш пращ науково-педагопчних ствробггниюв Украшського полiграфiчного шституту iм. 1вана Федорова, опублшоваш в 1930-1970 рр. : бiобiблiогр. покажчик у 2-х чч. / уклад. : Б. В. Дурняк, О. В. Мельников, О. М. Василишин, С. Г. Янчишин, В. В. Стасенко. — Ч. 1. — Львiв : Укр. акад. друкарства, 2009. — С. 329-330

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.