Научная статья на тему 'Психология и педагогика в техническом вузе'

Психология и педагогика в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
487
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА / INNER WORLD OF MAN / РЕФЛЕКСИВНОЕ СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ / REFLEXIVE CONSCIOUSNESS AND BEHAVIOR / НЕПРЕРЫВНАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / CONTINUOUS PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL PREPARATION OF EXPERTS / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / HUMANIZATION OF EDUCATION / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / PSYCHOLOGICAL SERVICE / PROFESSIONAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарипов Фанис Вагизович

Рассматривается значение психолого-педагогических знаний в жизни и деятельности современного специалиста и в организации образовательного процесса. Освещается опыт психолого-педагогической подготовки будущих инженеров в Уфимском государственном авиационном техническом университете.The article discusses the importance of the psychological and pedagogical knowledge in the life of a contemporary specialist in the organization of the educational process. Describes experience of psychological and pedagogical training of the future engineers in Ufa State Aviation Technical University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарипов Фанис Вагизович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психология и педагогика в техническом вузе»

УДК 372.

Ф.В. Шарипов,

Уфимский государственный авиационный технический университет

Психология и педагогика в техническом вузе

Уфимский государственный авиационный технический университет

Психология и педагогика (как учебные дисциплины) появились в образовательных стандартах и учебных планах технических и других непедагогических специальностей в 1993 году. Благодаря широте мышления талантливого организатора высшей школы ректора Уфимского авиационного института Р.Р. Мавлютова наш вуз опередил это нововведение на 20 лет.

Уфимский авиационный институт был первым среди технических вузов, где в 1973 году была организована кафедра инженерной педагогики и психологии. Ее основал известный ученый-педа-

гог профессор Г.Н. Александров. В 1970-е годы деятельность кафедры психолого-педагогического профиля в техническом вузе была своеобразной экзотикой, визитной карточкой Уфимского авиационного института. На базе этой кафедры впервые в истории высшего технического образования было организовано обучение студентов основам психологии и производственной психологии, художественному конструированию (технической эстетике).

Кроме того, проводились научные исследования проблем педагогики высшей школы, межвузовские научно-методические

конференции различного уровня, издавались межвузовские сборники научных статей по перспективной тематике, осуществлялась «педагогизация» процесса подготовки инженерных кадров.

Изучать наш опыт тогда приезжали из других городов, даже из Москвы и Ленинграда. В Уфимском авиационном институте был организован факультет повышения квалификации преподавателей электротехники средних специальных учебных заведений страны. Не случайно Уфимский авиационный институт, преобразованный в Уфимский государственный авиационный техниче-

© Шарипов Ф.В., 2014

ФАНИС ВАГИЗОВИЧ ШАРИПОВ

доктор педагогических наук, профессор Уфимского государственного авиационного технического университета. Сфера научных интересов: педагогические технологии, качество образования, ком-петентностный подход к образованию, проблема развития творческих способностей студентов и другие вопросы педагогики высшей школы. Автор более 160 научных трудов

Рассматривается значение психолого-педагогических знаний в жизни и деятельности современного специалиста и в организации образовательного процесса. Освещается опыт психолого-педагогической подготовки будущих инженеров в Уфимском государственном авиационном техническом университете.

Ключевые слова: внутренний мир человека, рефлексивное сознание и поведение, непрерывная психолого-педагогическая подготовка специалистов, гуманизация образования, профориентационная работа, психологическая служба.

The article discusses the importance of the psychological and pedagogical knowledge in the life of a contemporary specialist in the organization of the educational process. Describes experience of psychological and pedagogical training of the future engineers in Ufa State Aviation Technical University.

Key words: the inner world of man, reflexive consciousness and behavior, continuous psychological-pedagogical preparation of experts, humanization of education, professional orientation, the psychological service.

ский университет, стал полигоном для внедрения инновационных форм организации учебного процесса: методики программированного обучения и автоматизированного контроля знаний, системы повышения академической активности студентов (1970-е), целевой интенсивной подготовки специалистов (1980-е), единого государственного экзамена, системы контроля качества высшего профессионального образования.

С 1989 года в связи с объединением двух кафедр преподавание психолого-педагогических дисциплин в Уфимском государственном авиационном техническом университете осуществлялось на кафедре социологии и социальных технологий. Со дня основания кафедры научного коммунизма (1964), преобразованной в 1991 году в кафедру социологии, прошло 50 лет, поэтому 2014 год для этой кафедры является юбилейным.

В настоящее время преподавание психологии и педагогики в технических и других вузах непедагогического профиля предусмотрено в вариативной части федеральных государственных образовательных стандартов выс-

шего профессионального образования.

Чем же вызван интерес педагогического сообщества и разработчиков федеральных государственных образовательных стандартов к психологии и педагогике? Какие учебные дисциплины включает психолого-педагогическая подготовка будущих инженеров? Какие цели и задачи они решают? Какова роль психологии и педагогики в организации образовательного процесса? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Прежде всего рассмотрим значение психологических знаний в жизни современного человека, в том числе студента или специалиста.

Психология - единственная научная дисциплина, изучающая внутренний мир человека, мир психических явлений, процессов, свойств и состояний. Овладение психологическими знаниями необходимо для самопознания и совершения рефлексивных действий. Каждый молодой человек должен хорошо разбираться в особенностях своей психики -мотивационной сферы, психических процессов восприятия, памяти и мышления, эмоциональной

сферы, темперамента, характера, способностей и др. Рефлексивное сознание и поведение человека предполагают реализацию таких действий, как самоанализ, самоконтроль, самооценка, самокритика, саморегуляция, саморазвитие и др.

Думается, что самосознание личности не должно ограничиваться самовосприятием, пониманием своих индивидуальных психических свойств, то есть замыкаться на самом себе. Не менее важно определить свое место в группе, коллективе, осмыслить цели и задачи своей деятельности, продуманно построить свои отношения с людьми, выработать свое видение проблем, событий и ситуаций. Самосознание предполагает также знание своей национальности (национальное самосознание), владение родным языком, знание истории и культуры своего народа, чувство гордости за свое Отечество и др.

Психологические знания помогают лучше познавать внутренний мир другого человека, понимать особенности психики других людей - членов семьи, друзей, сокурсников и других, с которыми человек взаимодействует. Познание психики человека означает выявление и оценку его психических свойств, состояния, направленности, отношений и особенностей познавательной, эмоциональной и волевой сферы. На основе этих знаний он правильно строит свои отношения с людьми, выбирает линию поведения, тон разговора и др.

Знания основ психологии и педагогики студентом позволяют лучше организовать учебную деятельность, проводить самоконтроль и оценку своих знаний, вовремя корректировать свои действия по выполнению домашних заданий. Как известно, учебная деятельность опирается на психические процессы внимания, восприятия, памяти и мыш-

ления учащегося. Знания их особенностей активизируют познавательную деятельность студентов и улучшают ее показатели. Каждый обучающийся должен хорошо представлять структуру своей учебно-познавательной деятельности (предмет, цели, средства, действия, операции и результат). Эти элементы должны быть запланированы и реализованы во всех формах обучения. На аудиторных занятиях они раскрываются преподавателем, а при самостоятельной работе определяются и реализуются самим студентом на основе знаний о психологии деятельности.

Обучение студентов младших курсов основам психологии и педагогики в нашем университете осуществляется с 1973 года. Учебная программа, рассчитанная на 36 часов аудиторных занятий и 36 часов самостоятельной работы студентов, предусматривает изучение таких тем, как предмет и задачи дисциплины, психология личности, группы, деятельность, общение, познавательные психические процессы, сущность и закономерности процесса обучения, методы и организационные формы обучения. В результате изучения психологии и педагогики студенты должны знать: значение этой области науки в жизни современного специалиста; сущность и структуру психики личности; особенности психических процессов восприятия, внимания, памяти и мышления; психологическую структуру и индивидуально-психологические особенности личности; сущность и структуру деятельности и общения; психические явления и процессы в малой группе; сущность, структуру и закономерности процесса обучения. Они должны уметь раскрывать их содержание, использовать психологические знания в рефлексивных действиях, улучшении качества учебы, общении с людьми, при решении конфликтных ситуаций и др. Кро-

ме того, в качестве самостоятельной работы студенты выполняют творческие задания: составляют Я-концепцию (своего психологического портрета), готовят социально-психологическую характеристику другого человека и/или группы (коллектива), разрабатывают текст диалога, описание структуры конкретного вида деятельности.

В результате исследования проблемы психолого-педагогической подготовки будущих инженеров нами обоснована и экспериментально подтверждена гипотеза о том, что изучение психологии должно продолжаться на старших курсах [3]. Дело в том, что специалисты, работающие в трудовом коллективе, общаются с руководителями различного ранга, коллегами, рабочими, совместно решают самые разнообразные вопросы. В этих условиях возрастает роль психологических факторов межличностного общения, умения специалистов взаимодействовать с людьми, совместно принимать решения, правильно распределять обязанности с учетом знаний, умений и индивидуально-психологических особенностей каждого. Многие молодые специалисты сразу после окончания вуза или через определенное время становятся руководителями. Рыночная экономика требует от современных руководителей и менеджеров новой культуры управления. Главная задача менеджера заключается в создании условий для высокоэффективной деятельности и социального развития каждого сотрудника в отдельности и руководимой группы (организации) в целом. Для успешного решения этой задачи менеджер должен хорошо знать, с одной стороны, содержание, технологию самой трудовой или иной деятельности и все, что связано с ней (цели, средства, процесс и др.), а с другой - субъектов этой деятельности (сотрудников), их уровень подготовлен-

ности, способности, мотивы,чер-ты характера и другие качества личности.

Необходимость и практическая значимость улучшения подготовки специалистов к работе с людьми подчеркиваются в научных трудах, посвященных анализу деятельности специалистов и руководителей. В исследованиях А.И. Китова, Б.Ф. Ломова, А.В. Филиппова, В.М. Шепеля, Л.И. Уманского и других по вопросам деятельности и личности руководителя отмечается необходимость формирования у будущих специалистов психолого-педагогических и управленческих знаний и умений

Психологические знания менеджера позволяют ему лучше изучать(познавать) людей, понимать самого себя и других, прежде всего подчиненных. Психологические знания помогают менеджеру лучше взаимодействовать с людьми, устанавливать с ними психологический контакт, а в случае необходимости оказывать на них воздействие, эффективно общаться, руководить персоналом (подчиненными), формировать благоприятный психологический климат в группе (коллективе) и развивать положительную мотивацию к трудовой и творческой активности.

Обучение студентов старших курсов основам руководства трудовым коллективом осуществляется в нашем университете на базе кафедры социологии и социальных технологий путем преподавания учебной дисциплины «Психология менеджмента» (36 часов аудиторных занятий и 36 часов самостоятельной работы студентов). В содержание дисциплины входят такие темы, как социально-психологический портрет менеджера, психология деятельности менеджера, мотивация труда сотрудников, деловое об-щение,психология трудового коллектива, управленческие решения и организация их исполнения. Для

самостоятельной работы, кроме изучения первоисточников, предлагаются следующие творческие задания: составление социально-психологической характеристики руководителя, трудового коллектива, схемы подготовки и принятия управленческого решения (на примере решения какой-либо проблемы); анализ управленческой деятельности руководителя, разработка плана-сценария проведения какого-либо мероприятия. По этой дисциплине нами подготовлено и издано учебное пособие «Психологические основы менеджмента» [5].

Раскрывая значение психологических знаний в инженерной деятельности, нельзя не отметить еще одну дисциплину - инженерную психологию. Как известно, создатели современной техники должны учитывать все факторы, связанные с человеком: безопасность для человека и окружающей среды при ее эксплуатации; особенности психического состояния человека в чрезвычайных ситуациях; вопросы работоспособности и утомления специалистов; создание удобств для их работы; выполнение требований дизайна (технической эстетики) и др. На стыке инженерии, психологии и дизайна развивается эргономика, призванная оптимизировать условия труда пользователей техники при проектировании человеко-машинных систем. Возрастает значимость проблемы отбора и подготовки людей, предназначенных для эксплуатации сложной техники (пилотов военной или гражданской авиации, матросов атомных кораблей и подводных лодок, специалистов электростанций и др.). В этой связи становится актуальным изучение студентами некоторых направлений (специальностей) технических вузов основ инженерной психологии или эргономики. Например, на базе нашей кафедры ведется преподавание дисциплины «Транспортная психология»

(72 часа) для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Технология транспортных процессов» (профиль подготовки «Организация перевозок и управление на транспорте»).

Выпускники вуза с дипломом магистра получают право занимать должности преподавателей в профессиональных учебных заведениях любого уровня. Следовательно, они должны владеть психолого-педагогической компетентностью, необходимой

для преподавательской деятельности. Одной из основных учебных дисциплин, обеспечивающих решение этой задачи, является «Психология и педагогика высшей школы» (72 часа), введенная в учебные планы магистерских специальностей (вариативная часть образовательной программы). В целях ее изучения предусмотрена следующая система педагогических знаний: предмет, основные понятия и задачи дисциплины; цели и содержание выс-

шего профессионального образования; государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования; принципы построения содержания профессионального образования; сущность и закономерности процесса обучения; методы и организационные формы обучения и воспитания студентов; современные педагогические технологии. В состав психологических знаний вошли: психология учебно-познавательной деятельности студентов; психологические особенности студенчества; психология студенческого коллектива; основы психодиагностики; психология педагогической деятельности преподавателя; личность преподавателя вуза; психология педагогического общения. По этой дисциплине автором издано учебное пособие «Педагогика и психология высшей школы», которое, как показывают данные о его реализации, является одним из лучших пособий и пользуется спросом среди преподавателей и магистрантов [2].

В стандартах нового поколения (в вариативной части федеральных государственных образовательных стандартов) рассматриваемая дисциплина называется «Психология и педагогика». Учитывая, что магистры по инженерным специальностям призваны заниматься научно-исследовательской и проектной деятельностью в организациях или педагогической деятельностью в колледжах и вузах, предлагаем переименовать эту дисциплину и назвать ее «Психология и педагогика профессионального образования».

При наличии лицензии на образовательную деятельность по специальности, тесно связанной с психологией и педагогикой, кафедра становится выпускающей и приобретает известные преимущества. Например, на базе кафедры социологии и социальных технологий университета организована подготовка специалистов по

направлению «Организация работы с молодежью» (квалификация «бакалавр»). В базовой части профессионального цикла образовательной программы предусмотрено изучение таких дисциплин, как «Психологические основы работы с молодежью» и «Педагогическое обеспечение работы с молодежью». Преподавание этих и других дисциплин гуманитарного цикла, организация производственной практики студентов, руководство курсовым и дипломным проектированием осуществляются преподавателями нашей кафедры.

Многолетний опыт автора в преподавании психолого-педагогических дисциплин показывает, что наиболее эффективными методами обучения студентов являются методы проблемного обучения, групповые методы решения проблем (метод «мозгового штурма», ситуационный анализ, групповая дискуссия, игровые методы), тестирование (с целью изучения и оценки свойств личности), психологический эксперимент, обучение решению психологических и педагогических задач и др. Внедрение групповых форм и методов решения учебно-познавательных задач направлено на преодоление противоречия между фронтально-индивидуальной формой организации учебного процесса и коллективной формой деятельности специалистов на производстве. Известно, что трудовая деятельность на производстве носит преимущественно коллективный характер, где от каждого специалиста требуется реализация таких качеств, как коллективизм, тактичность, взаимопонимание, общительность, уважение к чужому мнению и др. При фронтально-индивидуальном обучении не используются возможности студенческого коллектива и коллективной (совместной) познавательной деятельности, снижается воспитательное значение процесса обучения, не реализуется организованное об-

щение между студентами в процессе обучения. Чтобы устранить эти недостатки, в процессе обучения студентов необходимо применять различные формы и методы коллективной работы на аудиторных и внеаудиторных занятиях, поскольку их реализация предполагает поисковую деятельность обучающихся. На практике преподавания эти методы называют эвристическими.

В групповой учебно-познавательной деятельности каждый студент активно участвует в решении поставленной проблемы. При этом он взаимодействует с другими субъектами деятельности, общается с ними, проявляет рациональное и эмоциональное отношение к ним, реализуя свой интеллектуальный потенциал. В такой ситуации студент превращается в активно действующего, мыслящего субъекта деятельности. В малочисленных группах (по 3-7 человек) студенты получают больший объем знаний; хорошо организованная и сплоченная группа более продуктивна, чем такое же число людей, работающих в одиночку. Участие в групповых формах обучения приносит чувство удовлетворения. Выдвигая гипотезы, выслушивая и критически оценивая мнения других, идя на компромисс и сотрудничая друг с другом, студенты приобретают опыт принятия решения и профессионального общения. При этом у них формируются необходимые для будущего специалиста качества.

Труднопереоценить роль психологии и педагогики в педагогической деятельности. Психологические знания необходимы преподавателю для понимания психологических и возрастных особенностей студенчества, общения, сотрудничества и сотворчества со студентами, руководства студенческой группой и управления учебной деятельностью обучающихся. Требования к психолого-педагогической ком-

петентности преподавателя раскрыты нами в отдельной статье «Профессиональная компетентность преподавателя вуза» [4]. Педагогические знания используются каждым преподавателем при разработке методики преподавания и учебно-методического комплекса преподаваемой дисциплины. При этом возникают и решаются вопросы построения методики обучения: определение целей обучения и воспитания студентов; отбор учебного материала в соответствии с учебной программой; выбор адекватных методов и средств обучения; планирование всех видов занятий (включая внеаудиторную самостоятельную работу студентов), предусмотренных учебной программой; разработка тестовых заданий для контроля и оценки знаний и умений обучающихся.

Разумеется, деятельность кафедры не ограничивается только преподаванием психолого-педагогических дисциплин. Преподаватели психологии и педагогики ведут активную научно-исследовательскую работу по проблемам психологии, педагогики и социологии образования. В результате этих исследований были подготовлены и защищены четыре докторских и значительное число кандидатских диссертаций. Научные статьи и монографии наших преподавателей публикуются в ведущих издательствах страны. При кафедре социологии и социальных технологий функционирует диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций.

Преподаватели и сотрудники кафедры ведут большую научно-методическую работу, направленную на обеспечение образовательного процесса комплексом учебно-программных, методических и информационных материалов (учебно-методическим комплексом). Кроме того, методическая работа на кафедре обе-

спечивает систематическое совершенствование методики обучения и воспитания студентов; разработку новых методов организации образовательного процесса; повышение педагогического мастерства преподавателей и др.

Педагогизация образовательного процесса предполагает также систематическое повышение научно-педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава вуза при активном участии профессиональных психологов и педагогов нашей кафедры. Обобщение опыта работы нашего вуза показывает, что к эффективным методам и формам повышения научно-методической квалификации преподавателей относятся:

- систематическая самостоятельная работа (самообразование), цель которой углубление знаний по преподаваемой дисциплине (психологии и педагогики), методике преподавания;

- научно-методическая работа, направленная на создание учебно-методических комплексов по преподаваемым дисциплинам и совершенствование содержания, методов и организационных форм обучения;

- организация семинаров педагогического мастерства для молодых преподавателей; чтение им лекций по психологии и педагогике высшей школы;

- учеба молодых преподавателей на факультетах повышения научно-педагогической квалификации.

В любом образовательном учреждении, в том числе в нашем вузе, проводится воспитательная работа с обучающимися, которая строится с учетом их возрастных и социально-психологических особенностей. Основой новой идеологии воспитания должна являться гуманизация образования. Это означает, что учебно-воспитательный процесс должен повернуться лицом к учащемуся, его внутреннему миру, его

духовным потребностям и интересам, эмоциям, устремлениям. К задачам воспитания и развития личности относятся: физическое и духовное развитие (формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, круга интересов и др.); развитие памяти и мышления, способностей, в том числе творческих (креативности). Гуманистический подход к образованию предполагает проявление уважительного отношения к студенту. Как личность, субъект учебной деятельности, он нуждается в равноправном отношении со стороны преподавателей, руководителей и родителей. В вузе надо создавать особый психологический климат, где каждый студент мог бы почувствовать социальную и психологическую защищенность, полностью проявить и развить свои способности, быть среди товарищей, с которыми интересно учиться, общаться и отдыхать.

Для студентов-первокурсников возникает проблема социальной адаптации к условиям учебы в вузе, вузовской образовательной среде. Адаптация личности первокурсника к вузовской образовательной среде выступает в качестве одной из предпосылок его становления как специалиста. Как процесс психологического включения личности в социальную, профессиональную среду, адаптация происходит тогда, когда эта среда становится сферой реализации жизненных планов, потребностей и стремлений личности. Степень социальной адаптации первокурсника в вузе определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическую активность, состояние здоровья, социальное окружение и др.

В Уфимском государственном авиационном техническом университете специально планиру-

ется система мероприятии, способствующая адаптации первокурсников к условиям вуза. Наиболее важные из них: работа по формированию и комплектованию академических групп; назначение их кураторов, ритуал «Посвящение в студенты», выступления ведущих преподавателей в группах; знакомство с историей вуза и выпускниками, прославившими его; организация консультационных пунктов в общежитии силами преподавателей и студентов-старшекурсников; раскрытие перед студентами целей и структуры образовательного процесса в вузе, знакомство с их правами и обязанностями; преподавание учебной дисциплины «Психология и педагогика», помощь кураторов в организации внеу-чебной деятельности академической группы; организация работы общественных руководителей в группах, помощь преподавателей, старшекурсников в планировании учебной и общественной работы студентов; введение межсессионной аттестации. Это позволяет контролировать самостоятельную работу студентов, вовремя оказывать им необходимую помощь.

Ответственность за проведение воспитательной работы со студентами младших курсов несут в основном кураторы студенческих групп, которые назначаются деканом факультета по представлению заведующего кафедрой. В принципе, каждый преподаватель участвует в воспитании студентов (мировоззренческое и социальное значение преподаваемой дисциплины, влияние личности преподавателя на сознание и поведение студентов, педагогическое сотрудничество и др.). Наряду с этим на каждом факультете и в масштабе вуза практикуются различные формы воспитательной работы, где тот или иной преподаватель вместе со студентами должен принимать активное участие. К ним относятся: проведение различных конкурсов среди студенчества, организация соревнования за звание «Лучшая студенческая группа», кружков и клубов по интересам, посещение кинотеатров, музеев, выставок, театров, встреч с выдающимися людьми, ветеранами войны и труда, производственниками, участие в художественной самодеятельности, студенческих спектаклях, концертах, дискоте-

ках, спортивных соревнованиях, туристических слетах, тематических вечерах, диспутах, выпусках стенгазет, районных, городских, республиканских и других мероприятиях, развитие студенческого самоуправления, организация производительного труда студентов.

Психолого-педагогические знания в образовательном процессе вуза и в деятельности современного специалиста имеют огромное значение. В принципе, проектирование и функционирование всех элементов образовательного процесса должны опираться на современные достижения психологии и педагогики.

Однако анализ состояния системы образования в нашей стране в плане оценки психологической культуры подрастающего поколения, культуры общения и труда во всех сферах общественной жизни показывает, что изучение студентами курсов психологии и педагогики далеко недостаточно. Пришло время по-новому взглянуть на проблему обучения подрастающего поколения основам психологии. Психологическая безграмотность населения, низкий уровень культуры общения являются причиной таких явлений, как конфликты, проявление грубости во взаимоотношениях (в семье и школе, армии, организациях), бытовое пьянство и алкоголизм молодежи, распад семьи и др. Наблюдается возрастание агрессивного поведения молодежи во время проведения спортивных соревнований, праздников и митингов. Не уменьшается преступность среди молодежи.

Психологию человека (человековедение) и психологию общения нужно изучать уже в средней школе, например в восьмом и девятом классах. Каждый молодой человек должен знать не только основы наук, но и свой внутренний мир, особенности своей психики для того, чтобы лучше учиться, правильно выбрать профессию,

целенаправленно заниматься саморазвитием, более успешно общаться с людьми и др.

Исторический экскурс. Интересно отметить, что необходимость изучения психологии в школе отмечалась в начале ХХ века американскими и русскими учеными. Выдающийся американский философ и педагог Джон Дьюи, предлагая реформу образовательной системы, считал психологию необходимым учебным предметом в школе. В первой половине ХХ века преподавание психологии как учебного предмета вводится во многих школах США и Европы. В 1960-х годах в старшей школе в США увеличилось число уроков психологии. Главной в ее преподавании стала проблема самопонимания. В настоящее время в США и во многих странах Европы психология включена в учебные планы средних учебных заведений.

Преподавание психологии в гимназиях России началось в 1905 году. По этому поводу известный психолог того времени Г.И. Челпанов отмечал, что психологию необходимо преподавать в общеобразовательной школе. Он подчеркивал тот факт, что преподавание психологии будет способствовать общему развитию учащихся. Изучение психологии должно было расширить кругозор учащихся и вести к более вдумчивому отношению к окружающим явлениям, равно как и к самим себе. В свою очередь, оно заложит основу для формирования в будущем более глубокого и правильного миросозерцания.

В средних школах Советского Союза психология как учебный предмет была введена в 1947 году. Этому предшествовало широкое обсуждение проблемы в научной и педагогической среде. В научно-педагогических журналах было опубликовано мно-

го статей, которые обосновывали необходимость введения курса психологии в школе. Преподавание психологии вводилось во всех средних школах Советского Союза. В университетах и педагогических вузах для подготовки психологов начали открывать отделения психологии. В соответствии с учебной программой издавался учебник для школьников, подготовленный известным психологом Б.М. Тепловым. Однако через 12 лет (1958) в связи с реформой школьного образования психология как обязательный предмет была исключена из учебного плана средней школы [1].

В 1990-е годы школы России получили самостоятельность в определении перечня изучаемых предметов. Психология как факультативный предмет стала активно включаться в учебные планы школ. Преподавание психологии в средней школе должно быть направлено на изучение и усвоение учащимися системы знаний (теории), а также развитие личности учащегося средствами практической психологии (развитие способностей, формирование гуманистического мировоззрения, самоопределение личности и др.).

В заключение хотелось бы отметить еще один аспект использования знаний по психологии -оказание психологической помощи человеку (по аналогии с медицинской помощью). По нашему мнению, для оказания психологической помощи нуждающимся, систематического проведения психологического мониторинга (наряду с медицинским обследованием) среди учащихся, преподавателей и сотрудников в каждой образовательной организации (школах, колледжах и вузах) нужно создавать психологическую службу. Сегодня психологов приглашают, как правило, при чрезвычайных ситуациях для оказания психоло-

гической помощи пострадавшим и их родственникам. Но психологическая помощь человеку нужна и при обычной жизни, в особенности в образовательных учреждениях и на предприятиях. В принципе психологическая служба должна быть доступна каждому человеку. В условиях рыночной экономики, изобилия товаров и нехватки денег на их приобретение, имущественного расслоения общества, интенсификации труда, информационного перенасыщения, возрастания конфликтных ситуаций и других факторов современного общества наблюдается проявление психического напряжения, чувства неуверенности, депрессии, неадекватного или агрессивного поведения людей и др.

Повышение уровня психологического образования и психологической культуры подрастающего поколения, начиная со школьной скамьи, должно не только устранять негативные явления в сознании и поведении людей, но и создавать психологические условия для их психического и социального развития.

Литература

1. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: учебник. М.: Юрайт, 2014.

2. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. М.: Логос, 2012.

3. Шарипов Ф.В. Проектирование процесса обучения студентов технического вуза социально-управленческой деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 1997.

4. Шарипов Ф.В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза // Высшее образование сегодня. 2010. № 1. С. 72-77.

5. Шарипов Ф.В. Психологические основы менеджмента: учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.