Научная статья на тему 'Психология и кино. Анализ сюжетной арки главной героини американского мини-сериала «Wanda Vision» с помощью модели Кюблер-Росс'

Психология и кино. Анализ сюжетной арки главной героини американского мини-сериала «Wanda Vision» с помощью модели Кюблер-Росс Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
315
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модель Кюблер-Росс / пять стадий переживания горя / Ванда Максимофф / психология кино / MARVEL / The Kübler-Ross model / the five stages of grief / Wanda Maximoff / psychology of cinema / MARVEL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Закирова К.Р.

Психология и кино. Анализ сюжетной арки главной героини американского мини-сериала «Wanda Vision» с помощью модели Кюблер-Росс. В фокусе данной работы находится сопоставление сценарных ходов американского мини-сериала Wanda Vision с пятью стадиями переживания горя, предложенными швейцарско-американским психиатром Элизабет Кюблер-Росс. Рассматривается сюжетная линия главной героини и её поведенческие особенности в рамках модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychology and cinema. The Analysis of the story arc of the main character of the American mini-series "Wanda Vision" using the Kubler-Ross model

The work deals withthe comparison ofthe plot turnsof the American mini-series WandaVision to the five stages of grief, introduced by Swiss-American psychiatrist Elisabeth Kübler-Ross. The main character’s storyline and her behavioral issuesare consideredwithin the model.

Текст научной работы на тему «Психология и кино. Анализ сюжетной арки главной героини американского мини-сериала «Wanda Vision» с помощью модели Кюблер-Росс»

Психологические науки

УДК 159.99

D0l:10.24412/2303-9744-2021-1 -33-45

ПСИХОЛОГИЯ И КИНО. АНАЛИЗ СЮЖЕТНОЙ АРКИ ГЛАВНОЙ ГЕРОИНИ АМЕРИКАНСКОГО

МИНИ-СЕРИАЛА WANDA VISION С ПОМОЩЬЮ МОДЕЛИ КЮБЛЕР-РОСС

К.Р. Закирова

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Нижний Новгород, Россия)*

Аннотация. Психология и кино. Анализ сюжетной арки главной героини американского мини-сериала «Wanda Vision» с помощью модели Кюблер-Росс. В фокусе данной работы находится сопоставление сценарных ходов американского мини-сериала Wanda Vision с пятью стадиями переживания горя, предложенными швейцарско-американским психиатром Элизабет Кюблер-Росс. Рассматривается сюжетная линия главной героини и её поведенческие особенности в рамках модели.

Ключевые слова: модель Кюблер-Росс, пять стадий переживания горя, Ванда Максимофф, психология кино, MARVEL

* Научный руководитель: Хусяинов Т.М. - старший преподаватель департамента социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Нижний Новгород, Россия).

UDC 159.99

DOI:10.24412/2303-9744-2021-1-33-45

PSYCHOLOGY AND CINEMA. THE ANALYSIS OF THE STORY ARC OF THE MAIN CHARACTER OF THE AMERICAN MINI-SERIES WANDAVISION USING THE KUBLER-ROSS MODEL IN YOUTH

K.R. Zakirova

National Research University«Higher School of Economics» (Nizhniy Novgorod, Russia)

Abstract. The work deals withthe comparison ofthe plot turnsof the American mini-series WandaVision to the five stages of grief, introduced by Swiss-American psychiatrist Elisabeth KQbler-Ross. The main character's storyline and her behavioral issuesare consideredwithin the model.

Keywords: The KQbler-Ross model, the five stages of grief, Wanda Maximoff, psychology of cinema, MARVEL

Введение

Одним из самых популярных и обсуждаемых сериалов этого года стал экспериментальный оммаж американскому ситкому в исполнении небезызвестных супергероев.«Вдыхая жизнь» в четвёртую фазу кинематографической вселенной MARVEL, сериал Wanda Vision открывает зрителю непростую историю девушки Ванды, когда-то наделённой экстраординарными силами. Создатели сериала раскрывают сложную судьбу героини, повествуя о её прошлом, в котором было немало потерь и утрат, а также рассказывая о её настоящем - о ноше тяжелого бремени одинокого отчаявшегося в жизни человека.

Как уже упоминалось ранее, Ванда Максимофф - это первостепенный герой сериала. Выходя за рамки ситкомного повествования, она имеет сложную историю, как и на экране, так и в комиксах. Родители умерли во время военных действий, когда девочка ещё была маленькая. В подростковом возрасте вместе с братом она присоединилась к

террористической организации, где подверглась экспериментам, раскрывшим её способности. Уже повзрослевши, Ванда в ходе некоторых событий потеряла своего брата - единственного близкого ей человека. Ну, а после, судьба её обделила и возможностью завести семью с любимым человеком: Вижен - робот-андроид был безжалостно убит на её глазах. Обречённая на страдание девушка старается найти утешение в маленьком городке Вествью, где с помощью своих способностей меняет реальность - буквально воссоздаёт иллюзию мирной жизни со своим покойным возлюбленным. Здесь и начинается повествование сериала Wanda Vision.

В поп-культуре переживание главным героем смерти близкого человека - всеми узнаваемая сюжетная линия. Данную фабулу переживания горя знают все:

1. Отрицание.

2. Гнев.

3. Торги.

4. Депрессия.

5. Принятие.

Эти стадии известны благодаря модели швейцарско-американского психиатраЭлизабет Кюблер-Росс, написавшей книгу «О смерти и умирании» (англ.On Death & Dying), в которой подробно раскрывается каждый из этапов восприятия смерти горюющим человеком. Несмотря на то, что модель изначально описывала состояние неизлечимо больных пациентов, позже она стала применяться также для людей, потерявших близких.

В данной работес помощью ранее упомянутой модели мы постараемся проанализировать сюжетную арку главной героини, подробно останавливаясь на каждом этапе.

Глава 1. Пролог с «данностями».

Сериал Wanda Vision начинается с кадров, напоминающих американские телевизионные программы прошлого века. Зрители наблюдают чёрно-белую картинку, стилизованную под Шоу Дика Ван Дайка, костюмы, характерные для эпохи 50-ых годов и Ванду, находящуюся рядом со своим иллюзорным мужем. Всё, что происходит на экране, удивляет, так как подготовленный зритель знает, что героиня к моменту завязки сериала находится в тяжелом эмоциональном состоянии - она последовательно

потеряла своих родных, любимого человека, друзей; в ходе некоторых событий пропустила пять лет жизни на планете Земля и, вернувшись обратно в свою реальность, осознала, что она одинока и не имеет право даже похоронить погибшего возлюбленного. Несмотря на это, в первых же эпизодах сериала Ванда переживает разные комедийные ситуации со своим «умершим» мужем - героиня счастлива, находясь в месте, которое было когда-то приготовлено для неё и её избранника. Зрители наблюдают картину тёплой семейной обстановки «хэппиэнд», полученный Вандой.

Здесь и кроетсяпервая стадия переживания горя героиней: она, желая изменить реальность, создаёт безопасное и максимально комфортное для неё место - стилизованный под золотую эпоху ситкомов американского телевиденья маленький городок Вествью. Так Ванда переживает первую стадию горевания - отрицание.

Отрицание - естественная реакция на большое горе. После смерти близкого человека возникает острая душевная боль, сопровождающаяся шоком, который, в свою очередь, может проявляться в так называемом эмоциональном «охлаждении». В этот момент человеку свойственно отрицать реальность ситуации. Горюющий начинает отвергать истинность факта смерти, нередко говоря об умершем в настоящем времени и даже принимая его во внимание при планировании будущего [2, с. 88]. В иных источниках отрицание описывается как фундаментальная защита, помогающая сделать жизнь менее неприятной. Человек старается блокировать из окружающей действительности сигналы, сообщающие, что боль, так отчаянно подавляемая горюющим, - реальна [4, с. 123].

Возвращаясь к героине, мы должны отметить тот факт, что Ванда переживает данную стадию с большим трудом, так как девушка знает о смерти возлюбленного:она видела гибель Вижена и ужедаже попрощалась с его телом. И подсознание героини, и окружающая действительность всячески стараются напомнить Ванде, что созданная ею изолированная подкупольная жизнь с любимым человеком нереальна. Внешние сигналы, представленные в виде дронов и агентов правительственной организации, яростно вмешиваются в иллюзию, напоминая, что Вижен мёртв, а город Вествью -аллюзия на ситкомы - самый настоящий дом для реальных людей, попавших под «магию» Ванды.

При этом всём Ванда не сходит с ума. Убегая от действительности, она начинает осознавать всё происходящее игрубо отвечать на внешние вмешательства в её купол. Так, героиня выходит на контакт с агентами правительственной организации М.Е.Ч., угрожая им расправой за их попытки вторгнуться «в её дом». Позицию Ванды: «Я создала для себя всё, что хочу, и никто этого у меня не отберёт» можно принять за отрицание, но на самом деле в этом эпизоде кроется начало стадии торга.

Глава 2. Торги.

Согласно модели Кюблер-Росс торговля, или торги является последовательно третьим этапом. Однако, мы предполагаем, что сценаристы в связи с некоторыми событиями (которые будут упомянуты позже) намеренно решили нарушить методичность стадий горя, поставив на второе место именно торг. Данный период характеризуется осознанием человеком масштабов произошедшего и отчаянными попытками вернуться в «до стрессовое» состояние [2, с. 88]. Горюющий старается «договориться» с тем, что произошло, при этом «договорённость» может быть сформулирована по-разному.

В сериале стадия торга кроется в сюжетной арке жителей Вествью, как уже упоминалось ранее, взятых под контроль главной героиней. Девушка, используя свои сверхчеловеческие силы, создаёт иллюзию, захватив в заложники, целый город с реальными жителями. Разрешая этический вопрос о правильности совершённых действий, Ванда убеждает себя, что сделала город и жизнь в нём только лучше, отреставрировав старые здания и надев на горожан красивую одежду, соответствующую нужной Ванде эпохе. Однако после посторонних вмешательств в иллюзию, героиня видит, что приносит жителям Вествью только эмоциональную боль от невозможности контролировать свои жизни. Она пугается мыслей о том, что, возможно, вредит окружающим её людям и старается сторговаться с собой и этическими нормами правильности её поступка. Однако как бы человек не пытался договориться с реальностью, она сильнее любых условностей.

Обессилив от призывов других людей вернуть всё, как было до момента создания купола, Ванда движется к финалу, задаваясь вопросом: «Почему всё разваливается и мне не исправить это?», переходя на следующий этап горя - депрессию.

Глава 3. Депрессия.

Четвёртым, согласно модели Кюблер-Росс, а в нашей истории -третьим этапом является депрессия. Раздражительность и обиды горюющего сменяются угнетённым, подавленным и тоскливым состоянием, сопровождающимся чувством потери [3, с. 9]. Депрессия проявляется в привычке человека эмоционально негативно воспринимать окружающие факторы из-за повторяющихся отрицательных чувств и мыслей. На данном этапе многие люди замыкаются в себе - стараются сидеть дома, прекращают следить за своим здоровьем и внешним видом [6].

Постаравшись сторговаться с действительностью, Ванда ощущает опустошенность и безразличие к событиям, которые происходят вокруг неё. Она спокойно отпускает своих иллюзорных детей к малознакомому человеку домой, равнодушно относится к «пропаже» её мужа, пытающегося выяснить свою природу существования, и апатично воспринимает сбои в созданной ею реальности. Ванда сдаётся перед трудностями воссоздать идеальную счастливую жизнь с мужем и детьми, осознавая, что всё бессмысленно и тщетно - ею придуманный мир - лишь иллюзия, которая причиняет всем вокруг одни страдания.

Стоит отметить сценарный ход, который позволяет раскрыть эмоциональное состояние Ванды. Шоураннеры стилизуют данный эпизод под ситкомы 2000-х, в которых специально ломалась четвертая стена между зрителем и персонажами сериала, чтобы глубже пояснить настроения и состояние героев. Также и в Wanda Vision, - главная героиня общается с невидимым интервьюером о своём состоянии, поясняя своё желание «уйти в карантин и ни с кем не общаться».

Глава 4. Адаптация.

Адаптация (также смирение, или принятие) - этап, когда горюющий выплеснул свои чувства и, размышляя о грядущем, начинает спокойно принимать свои потери и дальнейшую участь [1, с. 26-27]. На этой стадии борьба человека с горем оканчивается, он смиряется с происходящим (или произошедшем) и осознаёт, что его проблема не даст ему дальше жить нормальной жизнью, и поэтому необходимо переступить через неё. Принятие горя - это не признание того, что жизнь ужасна и больше не имеет смысла. Данный этап - это приспособление к нынешним обстоятельствам [6].

Адаптация - это сложный процесс для Ванды. Осознавая свою вину в захвате целого города для создания семейной идиллии, героиня мечется от мыслей, что нужно разрушить «её дом» и дать свободу подконтрольным ей людям. На данном этапе Ванда уже чётко понимает, что всё, окружающее её, - иллюзия, которая была создана из-за сильнейшей боли, связанной с потерей близких и возлюбленного. Если до этого героиня «убегала» от этого осознания, то на данном этапе, она мирится с произошедшим и принимает тот факт, что ей нужно жить дальше.

Интересно отметить, что главная героиня в созданном ею мире устроила себе «психотерапию», которая позволила поиграться с ролями любящей жены, заботливой матери, дружелюбной соседки. Девушка буквально почувствовала себя главным героем американских ситкомов прошлого века - телевизионных программ, которые она смотрела в своём детстве и ассоциировалас идеальной семейной жизнью. Однако, просуществовав непродолжительное время в таких условиях, Ванда смиряется со своей судьбой и драматично отпускает призрачные надежды на счастливую иллюзорную жизнь с Виженом и детьми. Она разрушает купол, освобождает жителей города Вествью и прощается со своей семьёй, уходя с места аномальных событий прочь - в грядущую новую жизнь.

Глава 5. События «до».

Рассказывая о переживании горя Вандой, мы не упомянули вторую стадию модели - Злость. Злость, или гнев - этап, когда у горюющего срабатывает защитный механизм, позволяющий на время «ликвидировать» сильную боль от произошедшего. На этой стадии человека переполняет ярость, раздражение, зависть и негодование [5]. Возникают вопросы: «Почему именно я?», «Почему это случилось именно со мной?» и т. п. [2, с. 88]. Горюющий начинает проявлять агрессию в сторону людей, которые не столкнулись с тем, что переживает он сам. Также возможны обвинения окружающих в произошедшем, даже если они не причастны к случившемуся [3, С. 9].

Уже писалось, что сценаристы намеренно упустили эту стадию. Для того, чтобы понять их замысел, нужно вернуться к событиям, происходившим в сюжетной линии Ванды «до сериала». Дело в том, что девушка уже пережила этап гнева в связи с возможностью поквитаться с врагом, который

был причастен к смерти её возлюбленного. Она выплеснула свою злость на него, отомстив за разрушенные надежды жить счастливо. А после - успела разгневаться на окружающих её людей, которые равнодушно отнеслись к её утратам. Ванда пережила этот этап, найдя того, кто виноват во всём, и яростно обвинив тех, кто к этому непричастен. Ну, а после - озлобленная на обстоятельства героиня изменила реальность, дав возможность себе начать жить счастливо в своих иллюзиях, отрицая всё произошедшее.

Таким образом, суммируя всё, что было изложено ранее, можно составить следующую хронологию событий в соответствии с моделью Кюблер-Росс.

Таблица 1

Анализ поведения Ванды Максимоффс помощью стадий

модели Кюблер-Росс

Стадия Действия Ванды Этап, соответствующий модели Кюблер-Росс

Гнев Вернувшись в свою реальность спустя пять лет после щелчка1, Ванда яростно мстит злодею, убившему её возлюбленного. После -девушка приходит в правительственную организацию и негодующе просит попрощаться с телом Вижена, разобранного на части. Второй

Отрицание Героиня приезжает в город Вествью - в место, где когда-то был куплен Первый

1«Щелчок» - массовое убийство половины всей Вселенной, спланированное и осуществлённое главным антагонистом кроссоверов КВМ - Таносом [7].

участок под дом для семейной жизни с Виженом. Девушка меняет реальность под свои фантазии и накрывает целый город куполом, захватывая под контроль горожан. На внешние вмешательства героиня реагирует грубо, давая понять, что готова бороться за свою иллюзию счастливой жизни с покойным мужем.

Торг Девушка осознаёт, что причиняет боль жителям Вествью, держа их под своим контролем. Ванда, решая этический вопрос о правильности её поступка, начинает торг, убеждая себя и других, что делает всё ради их, но - на деле -своей лучшей жизни. Третий

Депрессия Ванда понимает, что приносит в жертву жизни других людей ради собственного счастья, она старается укрыться от всех и побыть одной «в карантине». Четвёртый

Смирение Героиня окончательно Пятый

принимает факт смерти

Вижена, стирая свою

иллюзию жизни с ним.

Девушка освобождает

город от своей магии,

смиряясь со своей

потерей.

Было ли сценарной ошибкой нарушать хронологию этапов горя? Мы думаем, нет. В связи с уже известными событиями, предваряющими сюжет сериала, шоураннеры правильно поступили, что не воссоздали ещё одну стадию гнева. Однако, наш анализ сюжетной арки Ванды Максимофф может несколько отличаться от анализа других, кто, возможно, выделяютвсе этапы последовательно.

Глава 6. Надежда.

В своей книге Элизабет Кюблер-Росс писала:

«До сих пор мы обсуждали различные этапы, которые проходит оказавшийся перед лицом трагической вести человек, — защитные механизмы, выражаясь психиатрическим языком, или механизмы поведения в экстремально трудных ситуациях. Эти механизмы действуют на протяжении различных периодов времени, сменяя друг друга, а иногда и сосуществуя. Единственный компонент, обычно присутствующий на всех этих этапах, — надежда» (Кюблер-Росс, 2001. 33 с).

Психиатр утверждает, что горюющий человек никогда не теряет надежды - она сопровождает все стадии восприятия смерти и никогда не уходит.

В сериале Wanda Vision надежда также играют большую роль в поступках и поведении Ванды. Создавая свою реальность, девушка надеется хоть и на иллюзорную, но счастливую жизнь вместе с Виженом. Придя в правительственную организацию, она надеется похоронить своего возлюбленного и достойно оплакать его. Пытаясь сторговаться со своей совестью - героиня надеется на мирное разрешение конфликта с горожанами. Ну и разрушая созданную реальность, подпитанную фантазиями

о хэппиэнде, Ванда всё ещё надеется найти способ вернуть своих - ранее созданных иллюзией - детей: об этом зрителю говорит заключительная сцена после титров, где Ванда, читая Даркхолд2, слышит голоса своих детей, которые просят о помощи.

Заключение

Проанализировав сюжетную арку главной героини сериала, мы отмечаем, что, несмотря на стилизации под эпоху ситуационных комедий, супергеройское начало и яркую картинку на экране, Wanda Vision - это эмоциональная драма о сильном человеке. Для кинематографической вселенной сериал - нечто экспериментальное, так как впервые проект посвящен чувствам второстепенного героя кроссоверов студии MARVEL.

Сценаристы трепетно подходят к сюжету с точки зрения психологии. Они мастерски работают с эмоциями и психологическим состоянием Ванды, «примеряя» на каждый этап восприятия ею горя различные ситкомные эпохи. Стадии находятся в постоянной динамике, они сменяются друг за другом, при этом, благодаря шоураннерам, очень креативно - «сквозь иллюзии и аллюзии».

«А что если сильно страдающий человек обладал бы сверхчеловеческими силами, мог бы менять реальность и создавать всё, что его душе угодно?» - на этот вопрос отвечает сериал Wanda Vision, используя всеми известную фабулу, подаренную нам Элизабет Кюблер-Росс.

Литература:

1. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. М.: София, 2001. 65 с.

2. Ахильгова, М. Т. Особенности переживания горя утраты в позднем возрасте // В мире научных открытий : материалы XVI Международной научно-практической конференции: сборник научных трудов, Таганрог, 30 июня 2015 года / Центр научной мысли; научный редактор И.А. Рудакова. Таганрог: Издательство "Перо", 2015. С. 85-94.

3. Вдовина Ю. Н. Memento mori: поведенческие модели безнадежно

2 Даркхолд - в КВМ-книга, содержащая заклинания, необходимые для создания самой желаемой ему вещи [8].

больных людей и их родственного окружения // Актуальные исследования в сфере гуманитарного знания : сборник научных трудов. Кинель: РИО Самарского ГАУ, 2019. 126 с.

4. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. М.: Класс, 1998. 480 с.

5. Модель Кюблер-Росс // Википедия — свободная энциклопедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Модель_Кюблер-Росс (дата обращения: 31.03.2021).

6. 5 стадий принятия неизбежного горя — разбор прохождения каждого этапа // PROSTUDIOURL: https://prostudio.ru/journal/stage-of-acceptance/ (дата обращения: 31.03.2021).

7. FANDOM // Щелчок URL: https://marvelcinematicuniverse.fandom.com/ru/wiki/Щелчок (дата обращения: 31.03.2021).

8. FANDOM // Даркхолд URL: https://marvelcinematicuniverse.fandom.com/ru/wiki/Даркхолд (дата обращения: 31.03.2021).

References:

1. Kjubler-Ross Je. O smerti i umiranii. M.: Sofija, 2001. 65 p.

2. Ahil'gova, M.T. Osobennosti perezhivanija gorja utraty v pozdnem vozraste // V mire nauchnyh otkrytij : materialy XVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: sbornik nauchnyh trudov, Taganrog, 30 ijunja 2015 goda / Centr nauchnoj mysli; nauchnyj redaktor I.A. Rudakova. Taganrog: Izdatel'stvo "Pero", 2015. Pp. 85-94.

3. Vdovina Ju. N. Memento mori: povedencheskie modeli beznadezhno bol'nyh ljudej i ih rodstvennogo okruzhenija // Aktual'nye issledovanija v sfere gumanitarnogo znanija : sbornik nauchnyh trudov. Kinel' : RIO Samarskogo GAU, 2019. 126 p.

4. Mak-Vil'jams N. Psihoanaliticheskaja diagnostika: Ponimanie struktury lichnosti v klinicheskom processe. M.: Klass, 1998. 480 p.

5. Model' Kjubler-Ross // Vikipedija — svobodnaja jenciklopedija URL:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Moder_Kjubler-Ross (data obrashhenija: 31.03.2021).

6. 5 stadij prinjatija neizbezhnogo gorja — razbor prohozhdenija kazhdogo jetapa // PROSTUDIOURL: https://prostudio.ru/journal/stage-of-acceptance/ (data obrashhenija: 31.03.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. FANDOM // Shhelchok URL: https://marvelcinematicuniverse.fandom.com/ru/wiki/Shhelchok (data obrashhenija: 31.03.2021).

8. FANDOM // Darkhold URL: https://marvelcinematicuniverse.fandom.com/ru/wiki/Darkhold (data obrashhenija: 31.03.2021).

— • —

Сведения об авторе

Карина Романовна Закирова, студентка. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Нижний

Новгород, Россия); e-mail: krzakirova@edu.hse.ru

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.