Научная статья на тему 'Психология гуманистического обучения в начальной школе: возможности и реалии'

Психология гуманистического обучения в начальной школе: возможности и реалии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психология гуманистического обучения в начальной школе: возможности и реалии»

ется, что каждую часть общего вопроса готовят 2-3 человека вместе и эффективность работы всей подгруппы на таком семинаре заключается в успешной работе всех ее студентов. Студенты же другой группы готовят вопросы к выступающим, рецензируют и оценивают ответы. Такие семинарские занятия требуют от студентов активной, творческой деятельности, позволяют тщательно и подробно рассмотреть все вопросы темы, готовят будущих учителей к организации и руководству групповой работой школьников в классе. В то же время для подготовки такого семинара необходимо много времени, да и само занятие требует от преподавателя умелого управления учебно-познавательной деятельностью.

Следующий вид семинарских занятий посвящен показу студентами подготовленных фрагментов уроков. Заранее преподаватель предлагает список тем таких уроков. Студенты выбирают тему своего урока, пишут его подробный план-конспект, подбирают к уроку демонстрации и другие средства наглядности, продумывают методику его проведения. На самом занятии показываются фрагменты этих уроков. Остальные студенты обсуждают, анализируют и оценивают показанные фрагменты. Этот своеобразный тренинг позволяет формировать такие важные профессиональные качества учителя, как уверенность, тактичность, самокритичность и др., учит тщательно готовиться к уроку и формирует умение анализировать проведенные уроки.

Еще один вид семинарских занятий посвящен показу

так называемых видеоуроков. Студенты просматривают уроки учителей физики, снятые с помощью видеокамеры, а затем подробно их анализируют под руководством преподавателя. Анализ на самом занятии может быть заменен заданием для самостоятельной работы, в котором студенты должны в письменной форме изложить свои общие впечатления об увиденном, отметить удачные стороны уроков и их недостатки.

Отдельные семинарские занятия мы проводим в школе. Они могут быть посвящены, например, посещению учительских уроков и их анализу. Проведение такого семинара требует тщательной подготовки, включая выбор темы урока, подбор учителя, предварительную подготовку студентов и т. д. Часть таких семинарских занятий, проводимых в школе, мы посвящаем активной работе студентов с учащимися. В этом случае студенты, например, принимают зачет по определенной теме у учащихся того или иного класса под руководством учителя физики. Разумеется, что и здесь необходима предварительная работа преподавателя-методиста, причем как со студентами, так и с учителем. Проведение таких семинарских занятий в школе помогает качественно готовить студентов к педагогической практике.

Как показывает наш опыт, разумное сочетание разных видов семинарских занятий позволяет избежать однообразия, активизирует работу студентов, способствуют более качественному усвоению учебного материала, готовит к практической работе в школе.

ПСИХОЛОГИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И РЕАЛИИ М.М. Халидов,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ДГПУ, директор ЭНШ «Перспектива»

Идея гуманизма своими корнями уходит в глубь веков. Человечество в течение тысячелетий, полных войн, конфликтов, катастроф, осознало, что гуманизм - это высшая духовная ценность сообщества народов мира во все времена, что только реализация идей гуманизма во всех сферах жизни спасет народы от всевозможных трагедий.

Возрождение гуманистических начал - самая актуальная тема настоящего и особенно будущего землян. Избавление человечества от угрозы ядерной войны, экологической катастрофы в глобальных масштабах и от других бед, исходящих от носителей бредовых антигуманных идей, возможно только гуманизацией человека - воспитанием его таким образом, чтобы он с самого начала своего жизненного пути был готов к реализации своего предназначения на земле -творить, созидать, стремиться к добрым отношениям с людьми, обществом, матерью-землей, природой.

Будущее человечества зависит от того, на что ориентирован человек воспитанием, какими ценностями он руководствуется в своей жизнедеятельности, какие принципы заложены в фундамент его мировоззрения.

В связи с этим возрождение гуманистических начал, идей, критериев в воспитательно-образовательной деятельности нашей, российской, школы приобретает особый смысл и актуальность, так как преобразования, которые совершаются в настоящее время, разрушают старые стереотипы, подвергают их девальвации, по-новому ставят вопрос о приоритетах и ценностях.

В настоящее время в орбиту антигуманных отношений вовлекается все большее число молодежи и даже детей. В этой ситуации острой духовной потребностью и необходимостью становится целенаправленная работа школы и семьи по формированию и развитию у подрастающего поколения гуманистического мировоззрения, которое позволит молодым людям вдумчиво осмыслить историю и современность, утвердиться в справедливости общечеловеческих ценностей, выработать на этой основе собственное видение смысла жизни, представления о том, «какой я», «как жить сегодня», «что будет завтра», «что считать добром и злом».

В реализации идеи гуманизации образования особое место занимает начальное обучение, которое наряду с воспитанием в семье оказывает исключительно важное значение на формирование личности. В связи с этим, несомненно, повышается ответственность начальной школы за формирование у детей не только знаний, умений и навыков, но также за выработку таких важнейших качеств личности, как гуманное отношение к людям, природе, умение творчески решать проблемы, выдвигаемые жизнью, во всем проявлять духовность. И все это, естественно, приходится реализовать главным образом в ведущей деятельности этого возраста - учебной.

В наше время стало ясным и очевидным то, что дальше нельзя ориентировать образование как прежде - только на реализацию целей государства, личностная ориентация в обучении и воспитании, т.е. формирование духовно богатой, активной и гуманистически ориентированной личности, -

вот что нужно и полезно как для самой личности, так и для государства и общества.

Закон РФ «Об образовании», лишая школу права навязывания учащимся тех или иных мировоззренческих взглядов, убеждений, ориентирует ее на обеспечение условий для свободного развития личности.

Процесс образования и воспитания в сегодняшней школе, и в первую очередь в начальной, должен быть организован таким образом, чтобы он формировал у учащихся индивидуальный стиль жизни, т.е. помогал реализовать все лучшее, достойное, что заложено в личности от рождения. А это даст возможность растущему человеку занять в самостоятельной жизни то место, которое соответствует его интересам, способностям и возможностям, т.е. работа, деятельность будут приносить ему моральное удовлетворение, что очень много значит для обретения смысла жизни.

Существующее в настоящее время традиционное обучение не ставит перед собой названных целей и задач - оно ограничивается передачей учащимся определенных знаний, формированием навыков и умений и подготовкой к выполнению определенных функций в будущей самостоятельной жизни.

Понятно, что такой стиль обучения приводит к формированию личности заранее заданного типа, у которой не происходит в полной мере развитие способностей, заложенных в ней природой. При таком обучении позиция учителя авторитарна, ученик для такого педагога - только «объект» обучения и воспитания, он пассивен, бездеятелен, инертен. Ясен и результат такой учебной деятельности: невысокое качество знаний, неготовность к самостоятельной деятельности, неумение пополнять свои знания самообразованием.

В настоящее время как никогда актуальной является формирование творческой, мыслящей, активной личности. Поэтому образовательная система должна быть организована так, чтобы главной ее целью стало определение и развитие психологических ресурсов, задатков, способностей, заложенных в личности самой природой.

Наша десятилетняя практика экспериментальной работы по организации и реализации развивающего обучения младших школьников показала, что отношение учащихся к учению зависит от характера организации самого педагогического процесса, от того, насколько учитель в своем общении, деятельности с детьми способствует развитию их творчества, активности, т.е. реализации собственных способностей, возможностей ребенка.

Уважение к личности ребенка, веру в его силы и возможности нравственного, интеллектуального и трудового развития невозможно сочетать с авторитарным стилем работы, когда учитель в ребенке видит более или менее податливый материал для формирования личности определенного типа.

Без самотворения, саморазвития, самовоспитания ребенка под мудрым и любовным руководством педагога невозможно подлинное становление морально зрелой, гуманистически ориентированной личности.

Основа наших убеждений - это вера в любовь как источник облагораживания человека и человечества в целом, это взгляд на ребенка как на первообраз гармонии, как на полный жизни, но нежный пока росток, который нуждается в заботе и оберегании для дальнейшего развития, а не в искусственных прививках чуждого его природе.

Создавая новую технологию гуманистического обучения

в начальной школе, мы исходим из идеи развития нравственно и физически здоровой, интеллектуально и эмоционально богатой личности, где опора на заложенную природой способность ребенка к саморазвитию (конечно же, при обеспечении необходимых условий) явилась бы центром всей педагогической деятельности.

Постановка перед собой такого рода задачи в корне изменила наш подход к прежней системе, целью которой было вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками. Они при новом подходе превратились из цели в средства, с помощью которых обеспечивается простор саморазвитию, самотворению ребенка в сочетании с творческой, глубоко содержательной и целенаправленной деятельностью педагога, осуществляющейся в гармонии с развитием индивидуальных задатков, способностей, психических особенностей.

Когда мы рассматриваем ребенка как первообраз гармонии, то нам приходится задумываться над тем, как всесторонне представить себе проблему развития всего ценного в смысле способностей, моральных, волевых, эмоциональных качеств, заложенных в нем природой.

Во-первых, для достижения этой цели в школе ребенок должен получать именно те знания, которые служили бы импульсом естественного развития его природных задатков, его индивидуальности. Нельзя допускать, чтобы он оказался придатком полученных знаний.

Известно, что детей разделяют по оценочному принципу на «способных» и «неспособных», «сильных» и «слабых» (надо заметить, что такой принцип гуманистическая педагогика категорически отвергает), это приводит к тому, что у одних («слабых») формируется комплекс неполноценности, а у других («сильных») появляются завышенные притязания к жизни, что приносит огромный ущерб (и моральный, и материальный) не только самим «объектам» воспитания, но и обществу в целом. К сожалению, такое разделение детей у нас пока продолжает набирать темп.

Во-вторых, все мы - и педагоги, и родители - знаем, что у детей разные способности, таланты, интересы даже в пределах одной семьи. Равенства в этом смысле между ними нет и не может быть - такими они пришли в мир. Но в главном они должны быть равны - в сохранении и развитии своей неповторимой индивидуальности.

В детском коллективе одни дети дополняют других. Каждый ребенок имеет свои ведущие качества, способности. Детский коллектив можно сравнить с букетом красивых, чарующих взгляд цветов, и каждый цветок в этом букете красив по-своему.

В детском коллективе, состоящем из ярких индивидуальностей, каждый ребенок имеет возможность лучше развиваться, сохраняя свои ценные черты и качества. Народная мудрость гласит: Бог одному дает «золотую голову», другому - «золотые руки», а третьему - «золотое сердце»... Сколько детей в классе - и все они разные.

Все люди нужны обществу. Когда дети подрастут и будут в состоянии в полной мере раскрывать свои способности, то польза обществу будет великая.

В-третьих, нам, взрослым, надо помнить, что развитие каждого ребенка имеет свои индивидуальные сроки, и программа, разработанная в расчете на усредненного ребенка (какого, как мы знаем, в природе не существует), не всегда подходит для конкретного Магомеда, Ибрагима или Рамазана. У каждого из них бывают свои взлеты и падения, так как

не у всех детей наблюдается стабильное поступательное развитие.

Если ребенок плохо успевает в первом классе, то это не дает право педагогам считать его неполноценным в интеллектуально-эмоциональном развитии.

Сколько примеров дала жизнь, когда «бесперспективные» дети, став взрослыми, прославились на весь мир в той или иной области.

Наши исследования убедили нас в том, что возрастной период до 10 лет - это то благодатное время, когда у детей с успехом можно формировать широкий спектр способностей и ценных качеств личности: память, воображение, образное и пространственное видение, музыкальный слух, умелость рук, волю к достижению цели, умение сопереживать, зоркость глаз, наблюдательность и многое другое. Это время, когда ребенок учится воспринимать мир в его цвете и звуках, стремится слышать биение собственного сердца. Ребенок 7-10 лет и сам открывает миру себя, в этом возрасте идет интенсивное формирование личностных качеств, среди которых важное значение имеет чувство собственного достоинства в сочетании с интересом, вниманием, уважением и любовью к родителям, сверстникам и людям вообще.

Учитель в этот период лишь сопровождает ребенка, мудро направляя и с величайшим тактом предостерегая его от неверных шагов. Навязчивость и безаппеляционность со стороны педагога в этом труднейшем деле абсолютно неуместны, так как это несет в себе очевидный ущерб раскрытию и развитию тех качеств и способностей, которые превращают индивида в яркую личность.

Идея - это движущая сила и путеводная звезда каждой школы. Речь идет о той идее, которая выдвигается насущными потребностями развития воспитательно-образовательного процесса школы, а не спущена сверху теми, кто об этих потребностях ничего не знает, и руководствуются лишь отвлеченными схемами и усредненными представлениями о школе вообще.

Гуманистическая идея исходит из предназначения человека в мире, из тех главных функций и ролей, которые жизнь на него возлагает, и обязательно включает в себя ведущую роль личности в саморазвитии, самораскрытии, самотворении.

В своей деятельности по гуманизации содержания образования мы для себя открыли и все шире и глубже реализуем еще один бесценный по своей значимости, непреходящий, не подверженный воздействию времени фактор очеловечивания личности. Это этнокультурные ценности народов Дагестана: традиции, обычаи, этикет, фольклор, благотворное влияние которых на формирование личности в раннем детском возрасте исключительно велико.

Гипотеза экспериментального исследования, длившегося более 8 лет, заключалась в том, что приобщение детей к духовно-нравственным традиционным ценностям горских народов способствует формированию прочного фундамента личности, гуманистического стиля поведения, проявляющегося в ее отношениях к семье, обществу, природе, миру.

На уроках и внеклассных мероприятиях, проводимых по авторской программе (автор Т.Г. Саидов), обеспечивались максимальные условия, где ученик в возможно высокой степени становился не только и не столько объектом воспитания со стороны учителя, сколько активным субъектом самовоспитания. Методика таких уроков существенно отличает-

ся от методики проведения традиционного, строго регламентированного урока общения педагога и ученика. Здесь на первом месте стоят требования уважения личности маленького человека, вера в его способности и творческие силы, пробуждающиеся и включающиеся в активную интеллектуальную деятельность, мудро и ответственно направляемую учителем.

Сила воздействия на личность в народной педагогике заключается именно в том, что в отличие от практики школы, где главенствующее место принадлежит словесному воспитанию, она, народная педагогика, воспитывает личность в первую очередь включением в дело, деятельность, творчество. И на наших уроках мы руководствовались данным мудрым принципом.

Уроки строились на материале дагестанского, общероссийского и мирового фольклора - на народных сказках, легендах, притчах, которые у народа выступают азбукой нравственности, учебниками этики и этикета. Усвоенные на этих занятиях нравственные ценности каждый из учеников как бы примеряет к собственным поступкам и поведению, народная мораль фольклорных произведений становится эталоном, образцом должных отношении с людьми, миром.

И на дом учащимся давались задания, требующие проявления положительных качеств, гуманности по отношению к семье, соседям, к домашним животным.

Усвоение обычаев и норм поведения, формируемых традиционным горским воспитанием (этнической воспитательной системой горских народов Дагестана и Северного Кавказа), обеспечивает готовность детей решать любые моральные проблемы с позиций гуманистической морали. Дети не только сами с помощью учителя открывали себе доселе незнакомый чудесный мир добрых и чистых человеческих отношений, но интереснейшими вопросами и высказываниями о духовных ценностях указывали педагогам путь дальнейших исследований в сфере «дети и духовное наследие народа».

И педагоги, и родители с глубоким удовлетворением отмечали те положительные сдвиги в нравственном развитии, трудовой активности детей под воздействием изучения предмета «Культура и традиции народов Дагестана» (в своей практике мы называем его «Мудрые адаты народа»).

Младший школьный возраст - лучший период духовно-нравственного развития личности, и упущение в этом возрасте благодатной возможности усвоения детьми моральной культуры народа в сочетании с общероссийской и общечеловеческой культурой ничем и никак не может быть оправдано. За это ратует и народная, и научная педагогика.

На основе длительного эксперимента нами разработан учебно-методический комплект, состоящий из экспериментального авторского учебника «Мудрые адаты народа» (авторы Т.Г. Саидов, А.Т. Исаева, М.М. Халидов), а также авторской программы для начальных классов и методического руководства для учителя. Экспериментальное обучение младших школьников по данному учебнику показывает, что этот инновационный предмет действительно выступает высокодейственным фактором гуманизации содержания образования в дагестанской национальной школе.

Гуманизация содержания образования и этнопедагогиза-ция национальной школы - это магистральная линия развития школьного образования. Сочетание достижений современной педагогической науки, школьной практики и мудро-

го опыта народного традиционного воспитания, на наш формирования свободной, активной и гуманной личности. взгляд, представляет собой оптимальное решение проблемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.