Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ'

ПСИХОЛОГИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
297
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лучинкина Анжелика Ильинична, Коршак Анна Александровна

В статье обсуждаются психологические проблемы гражданской активности молодежи. Авторы в качестве переменных гражданской активности рассматривают отношение к власти, чувство патриотизма, участие в общественной деятельности, отношение к общественной жизни, личную инициативность и заинтересованность в жизни общества. Приводятся результаты проведения авторских опросников по выявлению гражданской активности личности. Проведенный факторный анализ подтвердил предположение о существовании разных типов гражданской активности. В ходе исследования выявлены причины низкой гражданской активности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лучинкина Анжелика Ильинична, Коршак Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGY OF CIVIC ACTIVITY OF YOUTH

The article discusses the psychological problems of youth civic engagement. The authors consider the attitude to power, a sense of patriotism, participation in public activities, attitude to public life, personal initiative and interest in the life of society as variables of civic activity. The results of the author's questionnaires to identify the civic activity of the individual are presented. The conducted factor analysis confirmed the assumption about the existence of different types of civic activity. The study revealed the reasons for the low civic activity of the individual.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ»

9. Лучинкина И.С. Этнотроллинг в социальных сетях // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. - Симферополь: РИО КИПУ, 2016. - С. 108-112.

10. Лучинкина И.С. Этнотроллинг как девиантное коммуникативное поведение в интернет-пространстве // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. - Симферополь: РИО КИПУ, 2016. -С. 86-91.

Психология

УДК 159.9

доктор психологических наук, доцент Лучинкина Анжелика Ильинична

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); преподаватель Коршак Анна Александровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ПСИХОЛОГИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье обсуждаются психологические проблемы гражданской активности молодежи. Авторы в качестве переменных гражданской активности рассматривают отношение к власти, чувство патриотизма, участие в общественной деятельности, отношение к общественной жизни, личную инициативность и заинтересованность в жизни общества. Приводятся результаты проведения авторских опросников по выявлению гражданской активности личности. Проведенный факторный анализ подтвердил предположение о существовании разных типов гражданской активности. В ходе исследования выявлены причины низкой гражданской активности личности.

Ключевые слова: гражданская активность, молодежь, гражданское общество, личность, общество

Annоtation. The article discusses the psychological problems of youth civic engagement. The authors consider the attitude to power, a sense of patriotism, participation in public activities, attitude to public life, personal initiative and interest in the life of society as variables of civic activity. The results of the author's questionnaires to identify the civic activity of the individual are presented. The conducted factor analysis confirmed the assumption about the existence of different types of civic activity. The study revealed the reasons for the low civic activity of the individual.

Keywords: civic engagement, youth, civil society, personality, society

Введение. Гражданская активность - это осознанное, добровольное, активное участие личности в жизни общества. Понятие гражданской активности напрямую связано с понятием гражданское общество, так как развитие институтов гражданского общества невозможно без активного участия жителей регионов и страны в целом. Формирования гражданского общества обусловлено формированием прочного и тесного контакта между властью и населением.

Семенюк Л.М. исследуя проблему гражданской активности личности в современном обществе пришла к выводу, что гражданская активность - это активность особого рода, связанная с социальными нормами жизни. Гражданская активность представляет собой сложную динамическую структуру, состоящую из множества характеристик, и степени проявления [7].

Артюхович Д.В. исследует проблему гражданской активности в социально -философском аспекте. По его мнению, гражданская активность проявляется в двух формах конструктивной (общественно полезной) и деструктивной (социально опасной). Исследователь отмечает важную роль молодежи в развитии конструктивной гражданской активности и считает, что на сегодняшний день именно молодое поколение способно сформировать активную гражданскую позицию в обществе [2].

Мы считаем, что на направленность гражданской активности в конструктивную или деструктивную сторону влияют такие характеристики, как отношение к власти, чувство патриотизма, участие в общественной деятельности, отношение к общественной жизни, личная инициативность и заинтересованность в жизни общества.

Андреева Ю.В. и Костерина И.В. в своем исследовании проблемы гражданской активности молодежи пришли к выводу о том, что гражданская активность молодежи развивается в двух направлениях. Первое - это понимание гражданской активности в контексте личного пользования, то есть для себя, второе - это гражданская активность направленная на других, то есть на общество [1].

В исследованиях А.И. Лучинкиной сделан акцент на основные личностные маркеры, характерные гражданину, в том числе, гражданскую активность, гражданскую идентичность, мотивацию гражданственности, уровень доверия к власти, гражданский патриотизм, уровень толерантности, сформировавшиеся социальные и политические установки. Анализируя особенности гражданской активности в молодежной среде, автор отмечает стремление молодых людей к ценностям универсализма [4, 5, 6].

В исследовании отмечено, что крымская молодежь тяготеет к ценностям универсализма, что включает в себя толерантность к другим и стремление к неконфликтным коммуникациям; доброты, что содержит в себе неконфликтность и толерантность. Уменьшилось количество молодежи, выбирающих в качестве ведущей ценности безопасность (социальный порядок, безопасность семьи, национальная безопасность, взаимное расположение, взаимопомощь, чистота, чувство принадлежности, здоровье). Наблюдается увеличение количества респондентов, имеющих высокий уровень доверия к власти.

Рассматривая первый вариант можно выделить следующие проявления форм гражданской активности, связанные с личной самореализацией: участие спортивных мероприятиях, досуговая деятельность, участие в общественных движениях с целью получения новых знаний, умений и навыков, которые в будущем могут пригодиться для карьерного роста, или участие в общественных движениях с целью карьерного роста в рамках данного направления.

Второй вариант гражданской активности более сложный и направлен не на себя, а во вне, что требует от личности большей мотивации и желания изменить социум. Формой проявления такой активности будет участие в общественно-значимых мероприятиях, целью которых является реальное изменения жизни в регионе. Такой вариант активности может быть, как конструктивным, например, участие в экологических акциях, так и деструктивным участие в пикетах митингах. Возрастной особенностью юношеского возраста является неопределенность и поиск себя и своего места в обществе, этим умело манипулируют «недобросовестные» общественные движения привлекая молодых людей к участию в деструктивных формах проявления гражданской активности.

Атабиева З.А. определяет молодежный активизм, как форму социализации молодежи и включенное обучение социальным навыкам. Российская стратегия повышения гражданской активности молодежи должна быть направлена на

формирование гражданской позиции молодых людей, развитие социальной компетентности молодежи и развитие правового сознания, что снизит, по нашему мнению, вовлеченность молодежи в деструктивные формы гражданской активности [3].

Изложение основного материала статьи. Целью статьи является исследование психологических особенностей гражданской активности молодежи.

Теоретический анализ проблемы исследования, позволил сформулировать ряд вопросов для дальнейшего изучений. Во-первых, в современных психологических исследованиях недостаточно изучены психологические особенности гражданской активности молодежи. Во-вторых, на сегодняшний день, в современной психологической науке недостаточно психологического инструментария для проведения исследований в данной области. Проблема гражданской активности активно исследуется в социологии, но социологические опросники не подходят для изучения психологических особенностей гражданской активности, так как в них не заложены психологические характеристики данной проблемы. В-третьих, изучение проблемы гражданской активности требует комплексного подхода с изучением не только психологических особенностей личности, но и изучение таких качеств как как отношение к власти, чувство патриотизма, участие в общественной деятельности, отношение к общественной жизни, личная инициативность и заинтересованность в жизни общества, что делает данную тему актуальной для дальнейшего детального рассмотрения.

Большое количество политических, социальных, общественных изменений невозможно без активного участия в данных процессах жителей региона, что делает проблему исследования гражданской активности актуальной. Молодежь по ряду возрастных особенностей быстрее реагирует на изменения в жизни региона, что делают данную возрастную группу интересной для изучения.

Для выявления показателей гражданской активности был разработан опросник «Уровень общественной активности», содержащий следующие дихотомические шкалы: отношение к общественной жизни региона, отношение к власти, инициативность жителей региона, чувство патриотизма.

Респондентам предлагалось выбрать вариант приемлемого для него поведения, например: Я принимаю активное участие в общественной жизни своего региона - Я не принимаю участие в общественной жизни своего региона, или делаю это редко. Каждая шкала была представлена 6 дихотомиями, что позволяло максимально точно определить наличие тенденции. Данный опросник позволяет получить представление об общественной активности личности и ее включенности в социум. Максимальное значение по каждой шкале 12 баллов.

Опросник «Гражданская активность» содержит 5 шкал, по 4 дихотомии в каждой и позволяет оценить личные характеристики респондента: локус контроля, инициативность, рефлексивность, мотив самоуважения. Максимальное значение по каждой шкале - 12 баллов.

Результаты пилотажного исследования показали, что при 0-2 баллах свойство не выражено, при 3-5 баллах свойство выражено недостаточно, 6-9 баллах - свойство выраженно умеренно, 10-12 баллах - свойство доминирует.

Характеристика выборки. В исследовании приняли участие 85 студентов в возрасте 18-22 года. Результаты исследования позволили выделить психологический потрет личности с той или иной доминантой.

В качестве группирующей переменной было выбрано отношение к общественной деятельности. Как известно, высокая гражданская активность тесно связана с желанием участвовать в жизни общества, проявлять инициативу. Результаты факторного анализа позволили выделить четыре значимых фактора гражданской активности (таб. 1):

Таблица 1

Результаты факторного анализа гражданской активности молодежи, участвующей в общественной жизни

региона

1 2 3 4

Локус контроля ,814 ,107 -,140 -,228

Самоуважение ,177 ,782 ,038 -,132

Рефлексивность ,149 -,207 -,647 ,613

Инициативность -,060 -,012 ,743 ,625

Общественная деятельность жителей ,850 -,229 -,091 ,086

Отношение к власти ,771 -,194 ,347 -,111

Инициатива жителей Республики ,298 ,644 -,135 ,409

Чувство патриотизма ,785 -,055 ,124 ,058

Метод выделения факторов: метод главных компонент.

a. Извлечено компонентов - 4.

b. В фазе анализа используются только наблюдения, для которых ОД = 2.

1. Фактор 1. Этот набор характеристик характерен для настоящих общественников. Респонденты этой группы чрезвычайно ответственны. Стараются принять участие во всех видимых мероприятиях. Поддерживают инициативы других. Стараются выполнять все поручения с высоким качеством. От работы не отказываются. Порою забывают о своих проблемах и нуждах и полностью погружаются в общественную жизнь. Про таких говорят, что они горят для других. Они не всегда осознают свои действия. Скорее действуют по наитию. Имеют высоко развитое чувство патриотизма. К власти относятся с пониманием и уважением.

2. Фактор 2. Респонденты, у которых выражен этот фактор, склонны перекладывать ответственность на других. Основной мотив - самоуважение. Респонденты стараются показать свою значимость, избирательны в оказании внимания и тем более помощи. Стараются высказать свои инициативы и точку зрения в отношении большей части событий в регионе. Однако не приводят достаточные аргументы и не готовы лично претворять свои инициативы в жизнь. Предпочитают наблюдать как работают другие и критиковать их. Не проявляют патриотизма по отношению к своему региону. К власти относятся настороженно, перекладывая на нее всю ответственность.

3. Фактор 3. У этих респондентов доминантой является личная инициативность. Они фонтанируют идеями, однако большая часть этих идей нежизнеспособна. Ждут, когда их пригласят заниматься каким-то сверхважным делом или

руководить осуществлением их собственной сверхценной идеей. Не привыкли отвечать за свои поступки. Часто чувствуют себя обиженными и непонятыми. Холодно относятся к окружающим. Регион проживания не вызывает у них отторжения. Но и глубокой привязанности тоже не вызывает.

4. Фактор 4. Эта категория респондентов инициативна по определению. Они умеют ставить перед собой задачи и цели, ставят знак равенства между инициативностью и успешностью. Умеют анализировать свои поступки, уважают взгляды других людей. Однако реализацию своих инициатив предпочитают переложить на плечи других людей. Часто выступают хорошими организаторами общественных дел. Отношение к власти нейтральное. Чувство патриотизма невысокое.

Результаты исследования гражданской и общественной активности студенческой молодежи приведены на рисунке 1 и таблице 2.

Рисунок 1. Результаты исследования гражданской и общественной активности студенческой молодежи,

вовлеченной в общественную деятельность

Таблица 2

Результаты факторного анализа гражданской активности молодежи, не участвующей в общественной жизни

региона

5 6 7 8 9

ЛК ,725 -,093 ,394 ,044 -,141

Самоуважение ,365 -,626 ,427 ,298 -,174

Рефлексивность ,255 ,022 ,184 -,022 ,909

Инициативность -,256 ,133 ,048 ,859 ,207

Общественная деятельность жителей ,586 -,401 -,388 -,066 ,128

Отношение к власти ,688 ,429 -,312 -,064 ,049

Инициатива жителей Республики ,091 ,517 ,713 -,202 -,048

Чувство патриотизма ,471 ,463 -,210 ,395 -,248

Метод выделения факторов: метод главных компонент.

a. Извлечено компонентов - 5.

b. В фазе анализа используются только наблюдения, для которых ОД = 1.

Как видно на таблице 2, в ходе исследования оказалось возможным выделение 5 факторов, описывающих гражданскую активность респондентов. не включенных в общественную деятельность.

Фактор 5. Данный набор характеристик включает высокую ответственность за свои поступки, самоуважение, нормально развитую рефлексию, принятие власти, высокое чувство патриотизма и отсутствие личной и общественной инициативы. Респонденты, у которых такой фактор является доминирующим, не мотивированы проявлять инициативу.

Фактор 6. Респонденты, у которых доминирует этот фактор, не участвуют в общественной жизни потому, что не уверены в своих силах. Им характерен низкий показатель самоуважения. При этом респонденты с таким набором характеристик поддерживают инициативы других, с уважением относятся к власти, любят свой регион.

Фактор 7. Данный набор качеств характеризует личность, не испытывающую патриотических чувств к своему региону.

Фактор 8. При высокой личной инициативности респонденты, у которых доминирует данный фактор, не проявляют гражданскую активность. Испытывают заинтересованность в родном регионе, но отрицательно относятся к власти.

Фактор 9. Респонденты с выраженным фактором 9 не участвуют в общественной жизни региона в силу отсутствия заинтересованности в развитии региона и высоком показателе ориентации «на то, чтобы все было хорошо и без неожиданностей».

Фактор 9 Фактор 8 Фактор 7 Фактор 6 Фактор 5

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35%

Рисунок 2. Результаты исследования гражданской и общественной активности студенческой молодежи, не

вовлеченной в общественную деятельность

Как видно на рисунке 2, среди молодежи, не вовлеченной в общественную деятельность, преобладают респонденты с доминирующими факторами 5-6. Учитывая, что из 85 участников исследования, противниками общественной деятельности обозначили себя только 20 человек, такие результаты внушают оптимизм.

Выводы. Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Гражданская активность - интегральная характеристика личности, включающая в себя такие характеристики, как отношение к власти, чувство патриотизма, участие в общественной деятельности, отношение к общественной жизни, личная инициативность и заинтересованность в жизни общества.

2. Гражданская активность может быть выражена как в конструктивных, так и в деструктивных формах.

2. В данной выборке доминируют респонденты с фактором 1, включающим ответственность, инициативность, лояльность к власти, патриотизм; респонденты с фактором 2, включающим низкий уровень ответственности, высоким самоуважением, высоким уровнем общественных инициатив.

3. В группе молодежи, не вовлеченной в общественную деятельность, доминируют респонденты с фактором 9 (отсутствие заинтересованности в развитии региона, высокая рефлексивность).

Литература:

1. Андреева Ю.В., Костерина И.В. «Нам нужны права, а не обязанности»: гражданская активность российской молодежи // Журнал исследований социальной политики. - 2006. - Т. 4. - № 3

2. Артюхович, Д.В. Гражданская активность личности: социально-философский анализ [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук (09.00.11) / Северо-кавказский государственный технический университет, 2002 г. - 11 с.

3. Атабиева, З.А. Молодежный ресурс политической модернизации российского общества: социологический анализ [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук (22.00.08) / Атабиева, Зарема Алихановна; Пятигорский государственный технологический унвиерситет. - Пятигорск, 2010 г. - 9 с.

4. Лучинкина, А.И. Психологические особенности представленности гражданского общества в медиапространстве Крыма / Сабий Л. // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология.

- 2017. - № 3 (9). - С. 98-104.

5. Лучинкина, А.И. Социально-психологические маркеры гражданского общества в Крыму / Челеби И., Поднебенная А.Э // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология.

- 2016. - № 4 (6). - С. 8-11.

6. Лучинкина, А.И. Социально-психологические особенности гражданского общества республики Крым: личностный уровень // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-1. - С. 376-381.

7. Семенюк, Л.М. Психология гражданской активности: особенности, условия развития [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-р. психол. наук. (19.00.07) / Семенюк Любовь Мирчиевна; Московский психолого-социальный институт, 2007 г. - 22 с.

Психология

УДК 159.9.07

кандидат психологических наук, доцент Льдокова Галия Михайловна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

СЕМЕЙНЫЕ ФАКТОРЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния семейных факторов (отношения к детям) на субъективное благополучие детей. Выборку составили дети младшего школьного возраста в количестве 30 человек, в том числе 5 детей из приемных семей и 22 родителя. При исследовании использованы надежные и валидные методики. Результаты исследования могут быть применены педагогами и психологами в работе с семьей по созданию комфортной среды взаимодействия между родителями и детьми.

Ключевые слова: субъективное благополучие, младшие школьники, семейные отношения.

Anmtation. The article presents the results of an empirical study of the influence of family factors (attitudes towards children) on the subjective well-being of children. The sample consisted of 30 children of primary school age, including 5 children from foster families and 22 parents. The research used reliable and valid methods. The research results can be applied by teachers and

m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.