Научная статья на тему 'Психология формирования социальной депривации воспитанников детских домов'

Психология формирования социальной депривации воспитанников детских домов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
324
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ / ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ / МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ / SOCIAL DEPRIVATION / MENTAL DEVELOPMENT OF THE CHILDREN WHO ARE BROUGHT UP IN ORPHANAGE / METHODS OF CORRECTION OF A SOCIAL DEPRIVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шутилина Анастасия Александровна

В статье представлены механизмы формирования социальной депривации воспитанников детских домов. Влияние социальной дерпивации на психическое развитие детей, а также указаны методы коррекции психического состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психология формирования социальной депривации воспитанников детских домов»

Психология формирования социальной депривации воспитанников детских домов

Шутилина А. А.

Шутилина Анастасия Александровна / Shutilina Anastasiya Aleksandrovna - студент, кафедра клинической психологии,

Алтайский государственный университет, г. Барнаул

Аннотация: в статье представлены механизмы формирования социальной депривации воспитанников детских домов. Влияние социальной дерпивации на психическое развитие детей, а также указаны методы коррекции психического состояния.

Abstract: mechanisms of formation of a social deprivation of pupils of orphanages are presented in article. Influence of a social derpivation on mental development of children, and also methods of correction of a mental state are specified.

Ключевые слова: социальная депривация, психическое развитие детей, воспитывающихся в детском доме, методы коррекции социальной депривации.

Keywords: social deprivation, mental development of the children who are brought up in orphanage, methods of correction of a social deprivation.

Научно доказано и общепризнанно, что важнейшим условием развития маленького ребенка является наличие тесных и стойких эмоциональных связей с матерью (или другим взрослым, замещающим мать). Сформировавшееся при тесном контакте с матерью - самое важное для психологического благополучия человека; базовое доверие к миру дает возможность ребенку без страха изучать окружающий мир, общаться с людьми, учиться взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, выстраивать социальные контакты. В таком случае у ребенка не возникает страха, что он один, и этот мир опасен.

Депривация - (от лат. deprivatio - потеря, лишения) психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. Термин введен американским социологом С. Стауффером в конце 40-х гг. ХХ в.

Под социальной депривацией A. M. Прихожан, Н. Н. Толстых понимают социальную изоляцию, т. е. изоляцию ребенка от общества. Такой вид депривации не реализуется полностью у воспитанников детских домов, поскольку в полной красе данная депривация проявляется у детей, оказавшихся в изоляции от человеческого общества [4, с. 227].

Хоть и в меньшей степени, но социальная депривация проявляется и у детей-сирот.

Поскольку эти дети не имеют возможности общаться с родителями и наблюдать их отношения, гендерно-ролевое поведение, межполовое взаимодействие. Ребенок просто не получает информацию о данных социальных ролях, следовательно, ему будет очень трудно в будущем правильно реализовать эти роли в своей жизни.

Депривация может в данном понимании расцениваться, следовательно, в первую очередь, как дефект в учении социальным ролям, обусловленный отсутствием определенного требуемого опыта в области социальных взаимодействий в детстве. Депривация в данном понимании обусловлена слабостью наблюдения за дифференцированными моделями социальных ролей.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, свойственны процессы общего отставания в психическом развитии, которые охватывают когнитивную, волевую, эмоциональную сферы жизнедеятельности. У них наблюдаются снижение познавательной активности, ограниченность кругозора, искаженные воспоминания о себе в прошлом, скудные представления о настоящем и будущем. Эти дети почти не отличаются от сверстников уровнем развития наглядно-действенного мышления, но оперирование образами вызывает у большинства из них серьезные трудности.

Э. А. Минкова и др. отмечают свойственную этим детям крайнюю ситуативность умственных действий, которая определяется либо предметным окружением, либо прямыми указаниями взрослого, неразвитое воображение, отсутствие познавательной инициативы и целеустремленности. Дети не умеют фантазировать, мечтать, их желания ограничены сиюминутными потребностями. При этом отмечается целый набор негативных черт характера - замкнутость, зависть, недоверие к людям и миру, болезненное честолюбие, упрямство, эгоизм, агрессивность - препятствующих самореализации.

Психологи и педагоги отмечают нервозность многих воспитанников, повышенную возбудимость, подверженность ночным страхам, фантазиям и выдумкам либо о страшном, либо о хорошем, что демобилизирует ребенка. На многих детях даже внешне появляется печать отверженности: нередко наблюдается психическая мышечная напряженность лица и тела, общее подавленное состояние, тики, дефекты речи и так далее. У детей-сирот проявляется деформация личности, искажения в формировании

самосознания, спровоцированные нереализованной потребностью в любви, привязанности и притязании. Именно это приводит к возникновению серьезных проблем в сфере эмоционального развития [1, с. 126].

Последствия социальной депривации во многом определяются возрастом человека и длительностью его изоляции от общества. Ребенок, проведший ранние годы своей жизни в обществе животных, практически не имеет шансов обрести подлинно человеческие особенности психики.

Оказывать помощь детям с депривацией просто необходимо, и общая стратегия работы с такими лицами может рассматриваться как компенсация дефицита необходимых стимулов - то есть общения, контактов с людьми. Также людей, которые испытывали социальную депривацию, необходимо обучать общению. Обозначать, какие формы и виды общения существуют, шаг за шагом и планомерно проводить работу.

Социальная депривация часто сопровождается сенсорной или эмоциональной (в условиях закрытых образовательно-воспитательных учреждений, например) и, следовательно, предполагает комплексные меры по ее предотвращению и коррекции. В таком случае необходимо сочетать методы коррекции различных видов деприваций, комплексный подход будет иметь наиболее полный эффект.

Литература

1. Дубровина И. В. Психическое развитие воспитанников детского дома / И. В. Дубровина, А. Г. Рузская. -М.: Просвещение, 1990. 204 с.

2. ЛисинаМ. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 209 с.

3. Мухина В. С. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. Л67 пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов / В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.

4. Прихожан А. Психология сиротства / А. Прихожан, Н. Толстых; - СПб. 2005. - 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.