Психология формирования социальной депривации воспитанников детских домов
Шутилина А. А.
Шутилина Анастасия Александровна / Shutilina Anastasiya Aleksandrovna - студент, кафедра клинической психологии,
Алтайский государственный университет, г. Барнаул
Аннотация: в статье представлены механизмы формирования социальной депривации воспитанников детских домов. Влияние социальной дерпивации на психическое развитие детей, а также указаны методы коррекции психического состояния.
Abstract: mechanisms of formation of a social deprivation of pupils of orphanages are presented in article. Influence of a social derpivation on mental development of children, and also methods of correction of a mental state are specified.
Ключевые слова: социальная депривация, психическое развитие детей, воспитывающихся в детском доме, методы коррекции социальной депривации.
Keywords: social deprivation, mental development of the children who are brought up in orphanage, methods of correction of a social deprivation.
Научно доказано и общепризнанно, что важнейшим условием развития маленького ребенка является наличие тесных и стойких эмоциональных связей с матерью (или другим взрослым, замещающим мать). Сформировавшееся при тесном контакте с матерью - самое важное для психологического благополучия человека; базовое доверие к миру дает возможность ребенку без страха изучать окружающий мир, общаться с людьми, учиться взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, выстраивать социальные контакты. В таком случае у ребенка не возникает страха, что он один, и этот мир опасен.
Депривация - (от лат. deprivatio - потеря, лишения) психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. Термин введен американским социологом С. Стауффером в конце 40-х гг. ХХ в.
Под социальной депривацией A. M. Прихожан, Н. Н. Толстых понимают социальную изоляцию, т. е. изоляцию ребенка от общества. Такой вид депривации не реализуется полностью у воспитанников детских домов, поскольку в полной красе данная депривация проявляется у детей, оказавшихся в изоляции от человеческого общества [4, с. 227].
Хоть и в меньшей степени, но социальная депривация проявляется и у детей-сирот.
Поскольку эти дети не имеют возможности общаться с родителями и наблюдать их отношения, гендерно-ролевое поведение, межполовое взаимодействие. Ребенок просто не получает информацию о данных социальных ролях, следовательно, ему будет очень трудно в будущем правильно реализовать эти роли в своей жизни.
Депривация может в данном понимании расцениваться, следовательно, в первую очередь, как дефект в учении социальным ролям, обусловленный отсутствием определенного требуемого опыта в области социальных взаимодействий в детстве. Депривация в данном понимании обусловлена слабостью наблюдения за дифференцированными моделями социальных ролей.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, свойственны процессы общего отставания в психическом развитии, которые охватывают когнитивную, волевую, эмоциональную сферы жизнедеятельности. У них наблюдаются снижение познавательной активности, ограниченность кругозора, искаженные воспоминания о себе в прошлом, скудные представления о настоящем и будущем. Эти дети почти не отличаются от сверстников уровнем развития наглядно-действенного мышления, но оперирование образами вызывает у большинства из них серьезные трудности.
Э. А. Минкова и др. отмечают свойственную этим детям крайнюю ситуативность умственных действий, которая определяется либо предметным окружением, либо прямыми указаниями взрослого, неразвитое воображение, отсутствие познавательной инициативы и целеустремленности. Дети не умеют фантазировать, мечтать, их желания ограничены сиюминутными потребностями. При этом отмечается целый набор негативных черт характера - замкнутость, зависть, недоверие к людям и миру, болезненное честолюбие, упрямство, эгоизм, агрессивность - препятствующих самореализации.
Психологи и педагоги отмечают нервозность многих воспитанников, повышенную возбудимость, подверженность ночным страхам, фантазиям и выдумкам либо о страшном, либо о хорошем, что демобилизирует ребенка. На многих детях даже внешне появляется печать отверженности: нередко наблюдается психическая мышечная напряженность лица и тела, общее подавленное состояние, тики, дефекты речи и так далее. У детей-сирот проявляется деформация личности, искажения в формировании
самосознания, спровоцированные нереализованной потребностью в любви, привязанности и притязании. Именно это приводит к возникновению серьезных проблем в сфере эмоционального развития [1, с. 126].
Последствия социальной депривации во многом определяются возрастом человека и длительностью его изоляции от общества. Ребенок, проведший ранние годы своей жизни в обществе животных, практически не имеет шансов обрести подлинно человеческие особенности психики.
Оказывать помощь детям с депривацией просто необходимо, и общая стратегия работы с такими лицами может рассматриваться как компенсация дефицита необходимых стимулов - то есть общения, контактов с людьми. Также людей, которые испытывали социальную депривацию, необходимо обучать общению. Обозначать, какие формы и виды общения существуют, шаг за шагом и планомерно проводить работу.
Социальная депривация часто сопровождается сенсорной или эмоциональной (в условиях закрытых образовательно-воспитательных учреждений, например) и, следовательно, предполагает комплексные меры по ее предотвращению и коррекции. В таком случае необходимо сочетать методы коррекции различных видов деприваций, комплексный подход будет иметь наиболее полный эффект.
Литература
1. Дубровина И. В. Психическое развитие воспитанников детского дома / И. В. Дубровина, А. Г. Рузская. -М.: Просвещение, 1990. 204 с.
2. ЛисинаМ. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 209 с.
3. Мухина В. С. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. Л67 пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов / В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.
4. Прихожан А. Психология сиротства / А. Прихожан, Н. Толстых; - СПб. 2005. - 400 с.