Научная статья на тему 'Психология эмоций: перспективы экспериментальных исследований'

Психология эмоций: перспективы экспериментальных исследований Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3060
376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Ключевые слова
XIII МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЧТЕНИЯ ПАМЯТИ Л. С. ВЫГОТСКОГО / ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ / РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – РГГУ / XIII INTERNATIONAL READINGS IN THE MEMORY OF L.S.VYGOTSKY / PSYCHOLOGY OF EMOTIONS / RUSSIAN STATE UNIVERSITY FOR THE HUMANITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Екатерина Сергеевна, Люсин Дмитрий Владимирович

Сообщается об итогах работы одной из секций – «Психология эмоций» – на XIII международных чтениях памяти Л. С. Выготского. Предлагаются аннотации к докладам, вызвавшим интерес у участников конференции. Отмечается разнообразие исследовательских подходов к изучению эмоций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychology of Emotions: Prospects for Experimental Studies

The article reports the work results of the Emotion Psychology section at the XIII International Readings in the memory of L.S.Vygotsky. Short summaries are provided for some reports that aroused interest of the conference participants. The authors mention the variety of research approaches to studying emotions.

Текст научной работы на тему «Психология эмоций: перспективы экспериментальных исследований»

УДК 061.3:159.9

Психология эмоций: перспективы экспериментальных исследований

Е. С. Иванова, Д. В. Люсин

Сообщается об итогах работы одной из секций - «Психология эмоций» - на XIII международных чтениях памяти Л. С. Выготского. Предлагаются аннотации к докладам, вызвавшим интерес у участников конференции. Отмечается разнообразие исследовательских подходов к изучению эмоций.

Ключевые слова: XIII международные чтения памяти Л. С. Выготского; психология эмоций; Российский государственный гуманитарный университет - РГГУ.

В Институте психологии имени Л. С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета с 13 по 17 ноября 2012 года прошли XIII международные чтения памяти Л. С. Выготского. В их рамках уже по традиции работала секция «Психология эмоций», организованная для представления докладов, посвящённых эмпирическим исследованиям эмоций. Уникальность этой секции состоит в ориентированности именно на эмпирические работы, затрагивающие разные аспекты эмоциональной сферы, в результате чего она выступила площадкой для обмена опытом и идеями между исследователями эмоций. За три года существования секции «Психология эмоций» в ней было представлено много интересных работ, в том числе поддержанных грантами РГНФ, РФФИ и ФЦП

«Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.». Это показывает, что неуклонно растет значимость данной проблематики и исследования в данной области вносят все более существенный вклад в научное психологическое знание о развитии, функционировании и взаимосвязях эмоциональной сферы с другими уровнями психического.

Важно подчеркнуть, что в заседаниях секции наряду с уже состоявшимися исследователями участвовали студенты и аспиранты, для которых подобного рода выступления, получение оценки и обратной связи о результатах проделанной работы от зарекомендовавших себя специалистов - своеобразный билет в большую науку.

В этом году работу секции открыл доклад В. В. Овсянниковой, представлявшей совместное с Т. А. Шабалиной исследование «Связь эффективности переработки эмоциональной информации с тревожностью». Используя экспериментальную процедуру «Проба с точкой», авторы постарались доказать конгруэнтность такой личностной черты, как тревожность, со скоростью и точностью реакций на угрожающий стимул. Авторы получили результаты, обратные ожидавшимся: эффективнее всего перерабатывают информацию испытуемые с низкой тревожностью. Это вызвало множество вопросов у участников дискуссии, побудило их к комментариям.

В. В. Медведева представила работу, выполненную под научным руководством Д. В. Люсина, на тему «Связь тревожности и агрессивности с сензитивностью к проявлению тревоги и агрессии». Авторы, используя оригинальную видео-методику для измерения сензитивности к эмоциям разной модальности и опросники на эмоциональные личностные черты (опросник А. Басса - А. Дарки на агрессивность и Ч. Д. Спилбергера - Ю. Л. Ханина на тревожность), продемонстрировали существование связи по принципу компле-ментарности между тревожностью и агрессивностью как личностными чертами и сензитивностью к проявлениям тревоги и агрессии.

Ю. А. Кожухова сделала доклад «Влияние отрицательных эмоций с разным уровнем напряжения на внимание». Работа, выполненная под научным руководством Д. В. Люсина, предполагала проверку гипотезы о том, что работа внимания должна улучшаться в зависимости от уровня напряжения, но не валентности эмоционального состояния. У испытуемых индуцировались необходимые эмоции с помощью просмотра видео, после чего им давался тест на внимание ANT, измеряющий работу трёх разных аттенциональ-ных систем. Исследователям не удалось доказать влияние эмоций на внимание, хотя у других авторов эта тенденция часто обнаруживается. Обсуждение результатов было сосредоточено на попытках объяснить отсутствие эффекта.

Особняком в рамках данной секции стоял доклад Е. В. Мнаца-канян «Нейрофизиологические корреляты различения эмоциональных и нейтральных социальных ситуаций в норме и патологии», которая представляла работу, выполненную совместно с Ю. С. Зайцевой, В. А. Лоскутовой, И. Я. Гуровича. Во-первых, это было связано со специфичностью выборки, в которой в экспериментальную группу вошли лица, впервые обратившиеся за специализированной помощью в связи с диагнозом «острое психотическое или шизотипическое расстройство». Во-вторых, работа была выполнена с использованием как традиционных опросных методик, так и объективной техники - снятие ЭЭГ. Исследователи представили авторскую подборку стимульного материала - фотографии диади-ческого взаимодействия людей и животных позитивного, нейтрального и агрессивного характера. Авторы показали активность правой передневисочной и префронтальной областей при опознании сти-мульного материала у представителей экспериментальной группы в отличие от контрольной, представленной здоровыми испытуемыми.

М. С. Пермогорский представил доклад на дискуссионную тему «Существует ли универсальная способность распознавания эмо-

циональной окраски стимулов разного типа?». В работе, выполненной под руководством Д. В. Люсина, выдвигается гипотеза о том, что способность к распознаванию эмоциональной окраски разнообразных стимулов может носить универсальный характер, то есть не зависеть от типа материала, с которым сталкивается человек. Кроме того, предполагалось, что такой аспект распознавания эмоций, как сензитивность, будет более универсальным по сравнению с точностью распознавания модальной окраски. В докладе были представлены разработанные для этого исследования методики, а также результаты, которые частично подтвердили выдвинутые гипотезы.

Большое количество вопросов и комментариев аудитории вызвало сообщение Е. Н. Осина «Переживание одиночества и отношение к одиночеству как предикторы субъективного благополучия». На основании обширного исследования автор приходит к заключению, что принятие одиночества и ситуаций уединения помогает человеку установить отношения с самим собой и более глубоко переживать ценность отношений с другими людьми, что, по мнению исследователи, и является личностным ответом на вызов одиночества.

Одним из чрезвычайно интересных и ярких был доклад американского исследователя российского происхождения Ю. Е. Ченцо-вой-Даттон «A cross-cultural study of interoception in the context of fear reactivity» (университет Джорджтауна, США). Кросс-культурное исследование, которое она проводила в Гане совместно с В. Джоко-то, показало, что ганцы используют преимущественно описания телесных ощущений, когда обсуждают свое состояние, самочувствие, вместо принятой в американской и европейской культуре ориентации на субъективные чувства и переживания. Однако экспериментальная проверка показала, что интероцептивная чувствительность ганцев часто не соответствует объективным показателям телесных реакций, что демонстрирует культурную специфичность представлений людей о переживании эмоций.

В докладе Е. С. Ивановой «Гендерные различия структуры и содержания активного словаря эмоций учащихся» были представлены экспериментальные данные, демонстрирующие отсутствие взаимосвязи между вербализируемыми эмоциями и точностью их опознания. Гендерные различия проявились только для показателя «объем активного словаря эмоций», причем только для выборок подростков и лиц юношеского возраста (т. е. для младших школьников это не характерно). Для показателя «точность опознания лицевой экспрессии» гендерные различия у учащихся 7-17 лет не были выявлены.

А. А. Панкратова представила сообщение о кросс-культурном исследовании эмоционального интеллекта. Она использовала опросник, разработанный Д. В. Люсиным, и некоторые другие методики. Было проведено сравнение российской и азербайджанской выборок. Сопоставление результатов показало, что главное культурное различие лежит в области контроля экспрессии, что, предположительно, более важно для азербайджанцев.

Сообщение Е. В. Битюцкой «Реагирование на трудную жизненную ситуацию в молодом возрасте в соотношении с детским эмоциональным опытом» представляло исследование, в котором на основании анализа большого количества бесед-консультаций удалось продемонстрировать, как восприятие трудной жизненной ситуации взрослыми может быть связано с их представлениями об их собственном негативном детском опыте.

В целом представленные доклады показали большое разнообразие исследовательских подходов к изучению эмоций. В разных работах использовался широкий спектр методик - от традиционных опросников до авторских разработок, от анализа самоотчетов до снятия ЭЭГ. В качестве испытуемых выступали лица разного пола и возраста, социального статуса, этнической и культурной принадлежности, что создало довольно разноплановую картину проте-

кания эмоциональных реакций, их взаимосвязи с другими психическими процессами и свойствами личности.

Более подробно с материалами секции можно познакомиться в сети Интернет по адресу ozrp.narod.ru/science/vygotsky2012/vy-gotsky2012.html.

Секция «Психология эмоций» продолжит свою работу в рамках следующих XIV Международных чтений памяти Л. С. Выготского. К участию приглашаются все ученые, занимающиеся эмпирическими исследованиями эмоций.

© Иванова Е. С., Люсин Д. В., 2012

Psychology of Emotions:

Prospects for Experimental Studies

E. Ivanona, D. Lyusin

The article reports the work results of the Emotion Psychology section at the XIII International Readings in the memory of L.S.Vygotsky. Short summaries are provided for some reports that aroused interest of the conference participants. The authors mention the variety of research approaches to studying emotions.

Key words: XIII International Readings in the memory of L.S.Vygotsky; psychology of emotions; Russian State University for the Humanities.

Иванова Екатерина Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психофизиологии и психофизики, Институт социальных и политических наук, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург), ivanova_rina@mail.ru.

Ivanova, E., PhD in Psychology, associate professor, Department of Psychophysiology and Psychophysics, Institute of Social and Political Sciences,

Ural Federal University Named after the First President of Russia B. N. Yeltsin (Yekaterinburg), ivanova_rina@mail.ru.

Люсин Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общих закономерностей развития психики Российский государственный гуманитарный университет, Институт психологии им Л. С. Выготского (Москва), ooch@mail.ru.

Lyusin, D., PhD in Pedagogical Sciences, associate professor, Department of General Laws of Psyche Development, Russian State University for the Humanities, L. S. Vygotsky Psychology Institute (Moscow), ooch@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.