Научная статья на тему 'Психологическое воздействие информационной среды на современного человека'

Психологическое воздействие информационной среды на современного человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3431
405
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ УГРОЗА / ФАКТОРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МАНИПУЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ким Бэлла Михайловна

В статье анализируется проблема психологического воздействия информационной среды на современного человека. Рассмотрено как положительное, так и негативное информационное влияние на личность. Описаны факторы информационной среды, которые могут оказать влияние на психологическую безопасность личности. Рассмотрены основные последствия глобальной информатизации общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое воздействие информационной среды на современного человека»

Список литературы

1. Боровик О.В. Формирование воображения умственно отсталых учащихся младших классов: автореф. дисс автореф. дисс... канд. пед. наук: 13.00.03. М., 1999.

2. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. Заведений. И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. М.: Академия, 2007. С. 167.

3. Забрамная С.Д., Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития (курс лекций). М.: В. Секачёв, 2007. 128 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. / С.Л. Рубинштейн; изд. 2-е, 1946 г. Издательство: Питер, 2002. 720 с.

5. Юдина В.А. Психологические особенности развития творческого воображения у умственно отсталых младших школьников: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / В.А. Юдина. Нижний Новгород, 2010. 25 с.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ НА СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА Ким Б.М.

Ким Бэлла Михайловна - студент, кафедра коммуникационных технологий и связей с общественностью, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье анализируется проблема психологического воздействия информационной среды на современного человека. Рассмотрено как положительное, так и негативное информационное влияние на личность. Описаны факторы информационной среды, которые могут оказать влияние на психологическую безопасность личности. Рассмотрены основные последствия глобальной информатизации общества.

Ключевые слова: информационная среда, информационное воздействие, информационная угроза, факторы информационной среды, психологическая безопасность, манипуляция.

Отличительной чертой общества в XXI веке является бурное развитие и трансформация информационной среды, окутывающей человека. Мгновенно развивающиеся информационные технологии стали объектом междисциплинарных исследований разных наук: социология, экономика, философия, психология. Однако вопрос исследования психологического влияния и последствий для человека современного процесса информатизации, развитие которого затрагивает все области жизни общества - является наиболее сложным и актуальным на сегодняшний день.

Сегодня наша жизнь находится в зависимости от информационного обеспечения и технического прогресса, который дает человеку много возможностей, меняет его жизненный уклад. Подобные изменения влияют на потребности личности и её мотивацию, перестраивают мировоззрение. По этой причине так важно понять, каким образом информационная среда воздействует на человека и чего следует ожидать в результате глобальной информатизации общества.

Информационная среда - совокупность информационных потоков, оказывающих различное воздействие на человека. С их помощью общество транслирует индивиду нормы, ценности и стереотипы поведения. И именно характер таких воздействий

среды на сознание формирует у человека определенный образ реальности и понимание себя в ней [1, а 38].

Информация является одной из основных потребностей личности, без нее невозможно формирование и существование ее индивидуального сознания. Информационное влияние на индивида несет психологическую направленность, происходит опосредованно, через механизмы головного мозга, эффект которого проявляется в изменении психических свойств личности и его поведения. Следует сказать, что всемирное развитие информационных технологий, формирование интернациональных информационных систем оказывает не только положительное воздействие, но и несет в себе множество проблем и угроз для общества, связанных с психологической, нравственной и правовой безопасностью. Информация, негативно влияя на психику и сознание, нарушает восприятие действительности человека и вызывает отклонения личности.

Взаимодействуя с психосоциальной средой, СМИ воздействуют на отношение общества к культурным ценностям, на восприятие мира в целом. С одной стороны, масс-медиа показывают обществу общечеловеческие ценности, учит принимать их, демонстрирует культуры разных стран и народов, учит понимать искусство, оказывает поддержку человеку в «самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни для диалогичного и безопасного взаимодействия с людьми. Однако есть и другая сторона: масштабные изменения современной эпохи способствуют трансформации масс-медиа, которые начинают под воздействием внешних факторов продуцировать анти-ценности. Современность характеризируется глобализацией, транснациональным функционированием экономики, усилением влияния церкви, информатизацией всех сфер жизни человека, упадком иерархических институтов и размыванием жестких общественных норм. Принципиально меняется современная информационная реальность: ослаблена идеология, опровергнуты старые и не укреплены новые культурные ценности. В этой ситуации потребитель информации вынужден погрузиться в мир массовой культуры.

Российские эксперт утверждают, что отечественные СМИ отошли от своих изначальных функций: информационно-просветительская, образовательно-развивающая, преобразовательно-созидательная, эколого-охранительная, такая смена происходит под влиянием ценностей потребительского общества и массовой культуры.

Есть ряд факторов информационной среды, способных воздействовать психологическую безопасность социума [2, с. 82]. К таким факторам можно отнести качественную и количественную характеристику информации (объем, подлинность, количество и прочее), соответствие характеристик информации параметрам реципиентов и установкам окружающей среды, наличие в современных информационных технологиях специфических элементов, изменяющих психическое состояние большого количества людей, наличие в информационных потоках усовершенствованных физических носителей информации, воздействующих непосредственно на физиологические носители.

Однако, информационная среда не единственный источник угрозы для общества, но и сама личность может являться фактором информационно психологического риска, среди которых можно выделить: незрелость и неспособность к фильтрации получаемой информации, личностный конформизм, подверженность манипулятивным действиям со стороны, массовому заражению идеями, функциональные изменения психики человека, психоэмоциональный стресс, фрустрация, тревожность.

На самом деле, сейчас почти вся информация, которую получают граждане, передается через СМИ, поэтому можно смело сделать вывод, что масс-медиа может являться как фактором, стабилизирующим наше общество, так и разрушителем современного социума.

Большую информационную угрозу для человека способны нести разные сообщества и группировки людей, в частности политической, националистической и религиозной направленности. Часто участники подобных групп воздействуют на людей с помощью научных знаний и методов, используют научные факты. Аносов В.Д. и Лепский В.Е. считают, что негативное информационно-психологическое влияние является в первую очередь манипулятивным воздействием на человека. Манипуляция сознанием является специфической формой контроля обществом посредством навязывания ему идей, установок, мотивов, стереотипов поведения, выгодных субъекту воздействия, или скрытое психологическое принуждение личности» [1, с. 40].

На сегодняшний день, телевидение так прочно вошло в нашу жизнь, что трудно представить общество без него. Телевидение информирует, просвещает и развлекает общество и тем самым имеет большую власть над ним. Благодаря коммерциализации СМИ, телевидение ежедневно обрушивает на людей потоки рекламы, фильмов, передач, которые пропагандируют насилие, садизм и порнографию. Однако донесение до общества подобной информации не является единственной негативной стороной масс-медиа на сегодняшний день. Телерадиовещание способно оказывать влияние на психофизиологическое здоровье личности. Жители крупных городов проводят перед телевизором примерно 3 часа ежедневно. Данный факт отрицательно влияет на психическое здоровье людей, благодаря телевизионному цветовому воздействию, обладающему прямым физиологическим влиянием вплоть до биохимического. Особому вниманию подверглись ритмические вспышки голубого, красного и белых цветов. Специалисты определили, что подобные вспышки нарушают нормальное функционирование головного мозга. Этим вспышки могут вызывать у человека стресс, утомляемость, депрессию и прочее. В Японии известен один случай, когда у 700 детей, при просмотре мультфильма появились эпилептические припадки, 208 из которых госпитализировали. Эксперты указали, что причиной послужили ритмические вспышки голубого, красного и белого цветов.

Большой вред информационная среда несет детской, еще полностью несформированной психике. Ярким примером здесь может служить интернет пространство. Дети и подростки скачивают беспрепятственно из ресурсов Интернета игры враждебного характера, играют между собой через сеть в онлайн режиме. Дети могут часами просиживать в пространстве Интернета, это ведет к тому, что они выпадают из реальной жизни, и, как правило, это ведет к апатии и пассивности в настоящей жизни. Телевидение, компьютер, Интернет и т.д. в равной степени могут являться причиной психических нарушений у детей, что ведет к ухудшению памяти, нарушению сна и мыслительных процессов, раздражительности, обидчивость и т.п.

Сегодня серьезно стоит вопрос о контроле динамично расширяющихся информационных потоков. Неконтролируемое информационное пространство несет опасность существования личности, усугубляет ощущение беззащитности, одиночества, т.к. не хватает живого общения, десоциализирует людей, изменяет их восприятие мира. Новые технические средства появляются в жизни общества, человек погружаясь в них с головой, теряет контроль и, как следствие, технологии включаются в его телесность, изменяют психологические границы его тела. Наибольшую опасность здесь представляет психологическая зависимость, когда существование без вспомогательных технических средств уже просто невозможно и вселяет страх. Интернет-зависимость сродни иным видам зависимостей, например, от вредных веществ. Зависимые люди имеют некие схожие черты: несамостоятельность, повышенная ранимость, зависимость от других людей и прочее. Риск подобной зависимости заключается в том, что виртуальная реальность может полностью заменить общество живых людей. Из такого состояния человека будет тяжело вытащить.

Одно из важнейших последствий развития информационной среды - это перемена структуры потребностей человека. Современные средства дают обществу новые варианты для удовлетворения их потребностей, а также меняют текущие. Кроме

103

этого, из-за технических средств изменяются различные виды деятельности (работа, учеба, взаимодействие людей), трансформируясь в новую форму. Информационные технологии изменяют и требования к индивиду, возникновению у него неких умений и навыков. Одни навыки подвергаются большему значению, остальные со временем пропадают. Такие изменения сильнее всего воздействуют в сенситивный период формирования навыков у детей и подростков.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что коммуникативная среда и информационные технологии могут как положительно влиять на общество, так и нести множество психологических угроз. Стремительное развитие технических средств ведет ко многим психологическим изменениям -размыванию границ телесности, возникновению зависимостей, изменению структуры потребностей и деятельности. В силу этого, сохранение информационно-психологической безопасности человека, его психологического здоровья и поиск эффективных методов решения данной проблемы - является важным и актуальным вопросом на сегодняшний день.

Список литературы

1. Ежевская Т.И. Психологическое воздействие информационной среды на современного человека // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2012. № 3 (27).

2. Емелин В.А., Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш. Психологические последствия развития информационных технологий // Национальный психологический журнал, 2012. № 1 (7).

3. Аносов В.Д., Лепский В.Е. Исходные посылки проблематики информационно— психологической безопасности // Проблемы информационно—психологической безопасности / под ред. А.В. Брушлинского, В.Е. Лепского. М., 2009.

4. Виноградова С.М., Мельник Г.С. Психология массовой коммуникации // Учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.