Школа и ФГОС второго поколения
Литература
1. АбрамоваТ.В., Баранова Ю.Ю. Методические рекомендации по проведению общешкольного собрания с родителями будущих первоклассников в условиях введения ФГОС начального общего образования. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2011.- № 5.
2. Акутина С. П., Николина В. В. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания духовно-нравственных ценностей старшеклассников. // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 3.
3. Ганичева Е. Ю. «Почта психологу» - новая форма взаимодействия с родителями. // Эксперимент и инновации в школе.- 2009.- № 4.
4. Коптева Т. В., Шувалова У. А. Фактор родительского участия в психологической работе с детьми. // Эксперимент и инновации в школе.-2011.- № 2.
5. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф.пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат,- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 272 с.
6. Селюкова М. А., Сиденко Е. А. Тренинг для родителей учащихся 5 классов «Школа родительской компетентности». // Эксперимент и инновации в школе. 2012 - № 6
7. http://agaryova.ru
8. www.dreamsboard.com
9. www.symbaloo.com
10. www.anketer.ru
11. http://www.dipity.com.
12. http://puzzlecup.com/crossword
13. http://www.zooburst.com
J
Л
Наумова Татьяна Николаевна
педагог-психолог по сопровождению ФГОС МОУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества г. Нерюнгри РС (Якутия)
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ФГОС:
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
__________________________________________________Г
(на примере взаимодействия ОУ и УДО)
Аннотация. Автор рассматривает систему психологического сопровождения участников ФГОС на примере взаимодействия информационно-технологического лицея и учреждения дополнительного образования, предлагает комплекс мер по взаимодействию психолога УДО и педагогов начальных классов ОУ, внедряющих образовательные стандарты.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, ФГОС, внеурочная деятельность.
Дополнительное образование есть часть непрерывного образования и естественный партнер общеобразовательный учреждений. Внеурочная деятельность учащихся, которая организована в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Центр Развития Творчества Детей и Юношества г. Нерюнгри, это пространство, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которой возможно и целесообразно решение задач их воспитания, социализации, адаптации в микро и макро обществе.
Внеурочная деятельность в начальном образовании решает следующий ряд задач:
• Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
• Оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
• Улучшить условия для развития ребенка;
• Учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.
Суть программы внеурочной деятельности заключается в закреплении и развитии универсальных учебных действий (УУД) средствами организации ребенка своего жизненного пространства. Уровень организации внеурочной деятельности - это глубокая интеграция основного и дополнительного образования, где информационно-технологический лицей № 24 и ЦРТД и Ю г. Нерюнгри являются социальными партнерами.
Первый предмет диагностики - это возможность выбора своего индивидуального маршрута.
8
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
Школа и ФГОС второго поколения
• Для этого, вначале учебного года психологической службой ЦРТД и Ю г. Нерюнгри проводилась диагностика детей с целью изучить профиль интересов (анкета А. И. Савекова) и анкетирование родителей по запросу оказания дополнительных образовательных услуг;
• На данном этапе проводилась психотерапевтическая работа, а именно создание ситуации успеха в каждом объединении;
• расширение воспитательного «поля» школы, т.е. получение школьником опыта самостоятельного социального действия «Действия для людей и на людях» (М. К. Мамардашвили);
• опора на содержание основного образование.
Второй предмет диагностики - это личность самого ребенка, а именно выявление характерологических особенностей учащихся и пути их коррекции. Психологический инструментарий, определяющий личностные особенности ребенка подбирается в зависимости от возраста (для выявления предлагался тест - опросник Айзенка, Шмишек, Дембо-Рубинштейн).
Третий предмет диагностики - это детский коллектив, как одно из важнейших условий развития личности ученика.
Важно изучить уровень развития детского коллектива (предлагаем диагностическую методику А. Н. Лу-тошкина «Какой у нас коллектив», а также характер взаимоотношений школьников в детском коллективе, т.е.- социометрию). Социометрия - строится как опрос по поводу наличия и желательности взаимных контактов членов группы. На основе анализа высказанных предпочтений или отталкиваний выявили «звезд» (лидеров), отверженных (изолированных) членов в каждом объединении.
Четвертый предмет диагностики - степень эмоциональной удовлетворенности занятиями и профессиональная позиция педагога.
В результате сопровождения были получены следующие результаты и выявлены проблемы:
• Большое движение в группах, это касается детей 1 классов. Объяснение этому можно найти в не совпадении интересов детей и уровнем родительских притязаний, т.е. то, на что они претендуют. Данная проблема существует и в других образовательных учреждениях нашего города, где идет интеграция общего и дополнительного образования. На городском методическом объединении остро встал этот вопрос. Одним из путей решения было предложено создание краткосрочных программ (3) и прохождение их детьми 1 класса. Второй год обучения должен дать более устойчивый выбор.
• Перегрузка детей получающих дополнительный образовательный маршрут в музыкальной школе, спортивных секциях. Решение данного вопроса это отслеживание таких детей и предложение альтернативных вариантов.
• В результате диагностики характерологических проявлений детей выявились «трудные дети». Это дети с тревожным типом акцентуации, импульсивные дети и дети агрессивные.
Надо сказать, что так же острой проблемой стала самооценка детей. Неадекватность, а именно завы-
шенная или заниженная самооценка Неадекватная самооценка - свойственна дошкольному возрасту, к семи годам идет созревание лобных долей головного мозга, эта область отвечает за произвольность поведения и самооценку. Именно поэтому к моменту поступления в школу самооценка должна быть ближе к адекватности. Несоответствие может говорить о личностной неподготовленности ребенка к школе. Самооценку, психологи сравнивают с эмоциональным резервуаром. Как только там становится пусто, т.е. ребенка никто не хвалил, не восторгался, или просто не обращал внимания, ребенок начинает сникать, теряет интерес к жизни. Ребенку необходимы дополнительные силы
К категории «трудный ребенок», или ребенок «группы риска» относятся категории - тревожные, импульсивные, агрессивные, медлительные, дети с ЗПР, с соматической и психофизиологической дезадаптацией. Последних, поступающих в 1-е классы, свыше 60% [4].
В 2012-2013 учебном году наше образовательное учреждение предлагает для детей 1 классов «группы риска» модифицированную психологическую программу на коррекцию эмоционально-волевой сферы «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» под авторством Слабодянник. Данная работа будет осуществляться по следующей схеме:
Заключительны й момент-это эмоционал ьная удовлетворенность детей на занятиях в Центре развития творчества детей и юношества г. Нерюнгри, что по-зволдт судить об общей мотивации, и эмоциональном фоне как на занятиях, так и после их окончания. Таким образом, в настоящее время взаимодействие психолога и педагогов начальных классов, внедряющих образовательные стандарты, осуществляются но направлениям:
* пчиходиагностики обучающихся 1 класса;
* адаптации обучающихся к школе;
* лпчностных отношений обучающихсч;
* детско-родительских отношений;
* психологического анализа учебной деятельности в рамках внедрения ФГОС;
* психологического консультирования по вопросам сопровождения участников ФГОС.
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
9
Школа и ФГОС второго поколения
Какими бы программами не владел педагог-психолог, его усилия не будут эффективны без сотрудничества педагогов и родителей в соответствии с этим выбраны следующие формы работы:
1. Консультации по ознакомлению с индивидуальными особенностями детей;
2. Разработаны рекомендаций по проблеме «Эффективное взаимодействие с особыми детьми» (как работать с агрессивными, тревожными, гиперактивными детьми);
3. Родительские собрание с элементами тренинга на актуальную тему: «Преступление и наказание» - авторская разработка;
«Школьная адаптация», «Что такое психологическая готовность к школе» и другие.
4. Индивидуальное консультирование.
Литература
1. Готовность ребёнка к школе. Медико-психологические критерии / Под ред. А. В. Гордиец.- Ростов-на-Дону -Красноярск, 2006.
2. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Стёпина Н. М. В мире детских эмоций.- М.: Айрис-Пресс, 2004.
3. Сиденко Е. А. К вопросу адаптации младшего подростка в социуме // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 1.
4. Соколова Ю. А. Тесты на готовность к школе ребёнка 6- 7 лет- М.: Эксмо, 2002.
5. Солодянкина О. В. Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста.- М.: Аркти, 2006.
6. Солодянкина О. В. Комплексная оценка готовности ребёнка к школе: Учебно-методическое пособие.- М.: Аркти, 2010.
J
Л
Се Юнхуэй
Аспирантка ХГФ МПГУ Москва
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ И ЛИЧНОСТИ
V
Г
Аннотация. Творческая деятельность ребенка имеет большую ценность - ценность развития психики, характера, личности ребенка, ценность социализации ребенка, усвоения им социального опыта. Открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе, и потому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности. Значит, формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, есть непременные составные творчества.
Ключевые слова: творческая деятельность, творчество, ребенок, психика, характер, личность, социализация, социальный опыт, обучение, художественно-творческое развитие, развитие рисунка, накопление опыта
В последние годы отчетливо обозначилась позиция безоговорочного придания самоценности детского творчества, без снисходительного слова «детское». Появление этой позиции связано с уточнением более общей проблемы - понимания психологии детства, смысла и значения этого периода в жизни человеческого общества. Произошел пересмотр отношений между миром взрослых и миром детства. За последним признается право на равноценное сосуществование и взаимодействие с миром взрослых, построение отношений на новых принципах: равенства, диалога (взрослый учит ребенка, но при этом и сам развивается, воспитывается); соразвития (гармонизации в личности ребенка и взрослого позитивных начал взрослости и детства); единства этих миров, принятия любого человека, любого возраста таким, каков он есть. В свете этой позиции не следует понимать детство только как подготовку ребенка к взрослой жизни, а отношение к нему мира взрослых только как обеспечение постепенного взросления детей.
Ценности мира детства, проявляющиеся в творчестве, важны и для взрослых. Это искренность, правдивость чувств, способность яркого видения образа, легкость «вхождения» в воображаемые ситуации, любознательность, открытость миру, свежесть его восприятия. Осознание необходимости понимать мир детства, уважать и сохранять его ценности, оказывать разумную помощь ребенку в его развитии способствовало появлению целого направления в современной психологической и педагогической науке, исследующего проблему личностного развития самого педагога в процессе взаимодействия с детьми. Если принять за основу принцип единства мира детства и мира взрослости, где не может быть жестких границ, абсолютной прерывности в развитии личности, то можно сказать, что творчество как один из существенных моментов этого развития несет в себе общие черты в деятельности как детей, так и взрослых.
10
Эксперимент и инновации в школе 2013/2