№ 8-1. - 2016
Психологические науки
УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА 37
Э. Ф. Абшилава, Детская клиническая больница восстановительного лечения НПЦ Бонум
(Екатеринбург, Россия), e-mail: eka_k_f@mail.ru.
Аннотация: в статье раскрываются особенности психологического сопровождения семьи, воспитывающая гиперактивного ребенка. Описаны формы и методы работы с родителями, описана программа по формированию родительской компетентности в вопросах воспитания и взаимодействия с особым ребенком.
Ключевые слова: синдром дефицита внимания, гиперактивность, нарушение психического развития у детей, минимальная дисфункция мозга, симптомы гиперактивности, психологические и соматические нарушения, различные периода онтогенеза.
PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF FAMILY BRINGING UP HYPERACTIVE CHILD
Abstract. The article reveals peculiarities of psychological support of families with hyperactive children. The authors describe the forms and methods of work with parents, describes the program for the formation of parental competence in matters of education and interaction with a particular child.
Keywords: hyperkinetic behavior syndrome, hyperactivity, psychic developmental disorder of children, minimal brain dysfunction, hyperactivity symptoms, psychological and somatic disorders, various periods of ontogeny.
Согласно современным статистическим данным Всемирной Организации Здоровья (ВОЗ), каждый десятый ребенок, проживающий в развитых странах, подвержен риску де-виантного модуса развития. Соответственно, изучение вопросов психического дизонтоге-неза активно включается в контексты решения глобальных проблем современности (здоровья подрастающего поколения), являясь существенными и значимыми для всего мирового сообщества и это особенно актуально в настоящий момент для России. В этом контексте, особую роль в новом информационном обществе приобретает проблема медико-психологического сопровождения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) [12].
Важно подчеркнуть, что дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность негативно влияют на семейные отношения, учебу, поведение, общение со сверстниками и взрослыми, являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, что подтверждает и анализ результатов научных исследований, отраженных в материалах I и II-го Международных форумов «Охрана здоровья детей в России» (2006, 2007гг) [4].
37 Статью рекомендовал Чупров Леонид Федорович, кандидат психологических наук, главный редактор научного журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (Черногорск, Россия). Рецензент: Набойченко Е.С., доктор психологических наук., профессор кафедры общей психологии, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург, Россия).
По различным данным, дети с СДВГ составляют от 2,2 до 28% детских популяций в разных странах (2007, 2009 гг.). За последние годы эта статистика не уменьшается. Отметим, что главенствующее место в работе с детьми с СДВГ как в нашей стране, так и за рубежом занимают медицинские работники и психологи (Р.Ф. Баркли, К.М. Бентон, И.П. Брязгунова, Н.Н. Заваденко, А.Л. Сиротюк, Л.С. Чутко и др.). Игнорирование проявлений данного синдрома учителями имеет серьезные педагогические и медико-социальные последствия [9: 10; 11].
Анализ результатов последних исследований (Ю.Д. Кропотов, 2005г) Института мозга убедительно доказывает необходимость выделения медико-психологической составляющей в решении данной проблемы. Выдвинутое специалистами-нейрофизиологами новое существо медико-психологической проблемы выражается не столько в дефиците внимания, сколько в «дисфункции управления поведением (ДУП)». Однако практическое решение данной проблемы медико-психологическими средствами, нуждается в серьезной проработке [2].
Можно выделить ряд актуальных проблем, которые связаны с необходимостью разработки медико-психологического сопровождения детей с СДВГ: не сформирована информационная система (школа, СМИ, общественность) об особенностях проявления данного феномена у детей; не создана система, направленная на минимизацию этих проявлений; практически отсутствуют теоретические исследования, развивающие системно-интегративные научные подходы к данной проблеме; как правило, дети с СДВГ на сегодняшний день не находят должного понимания со стороны педагогов, психологов тех учреждений, в которых они обучаются и проходят реабилитацию. До сих пор большинство педагогов и школьных психологов предпочитают практику обсервации учащихся с СДВГ (в таких случаях представители школ настаивают на выводе детей на надомное обучение (чаще всего); на переводе их в классы выравнивания; на смене образовательного учреждения). В итоге дети с СДВГ лишаются опыта школьной социализации; общения с социально-благополучными соучениками и их поддержки; ориентации в личных учебных достижениях на успешных одноклассников [3; 6].
Работа с родителями, направленная на развитие их грамотности в вопросах эффективного взаимодействия с гиперактивным ребенком.
Цель: Увеличение компетенций и компетентности родителей по вопросам воспитания и эффективного взаимодействия с гиперактивным ребенком.
Задачи по работе с родителями:
1. Формирование у родителей представлений о возрастных особенностях ребенка младшего школьного возраста;
2. Формирование у родителей представлений о проявлениях СДВГ;
3. Формирование потребности родителей в психологических знаниях;
4. Формирование родительских компетентностей через обучение их практическим действиям, через проведение совместных занятий с детьми.
Формы реализации:
- индивидуальные беседы, консультации по результатам диагностики и по взаимодействию с ребенком дома, по оптимальному режиму нагрузок, выбору дополнительных видов деятельности для каждого ребенка;
- групповые родительские собрания, лекции (лектории);
- консультации
- вечера вопросов и ответов;
- выставки детских работ;
- педагогические информационные стенды;
- библиотека для родителей организованная в группе;
- библиотечный час;
- папки-передвижки с материалами по вопросам гиперактивности и детско-родительских отношений;
- клуб «Я - родитель гиперактивного ребенка» - цель помочь родителям подготовится к взаимодействию с гиперактивным ребенком, спрогнозировать трудности, с которыми ребенок может встретиться в школе;
- мастер-класс для родителей;
- открытое занятие по МЗО [1; 8].
Индивидуальные встречи с родителями по их запросу проходили 2 раза в неделю согласно расписанию работы психолога в центре. Каждая консультация могла занимать не более получаса. Индивидуальные встречи по итогам диагностики в период подготовки к школе проходили 2 раза в год - в декабре и по окончанию курса нейропсихологической коррекции и развития - в апреле. Открытые занятие были запланированы таким образом, чтобы родители могли видеть актуальный нейрофизиологический уровень развития своего ребенка, обратить внимание на трудности и могли правильно расставить акценты при взаимодействии с ребенком. Они прошли 3 раза за весь курс нейропсихологического сопровождения (второе, четырнадцатое и двадцать первое занятие). Родители были активными участниками на всех открытых занятиях, т.к. необходимо, чтобы взрослый человек, который будет ежедневно дома выполнять, предложенные психологом упражнения, почувствовал их активизирующее влияние на весь организм. А также «уловил» цель, механизм и нюансы выполнения того или иного упражнения. Семинары-практикумы также преследовали практическую цель. Но эта форма работы проходила без детей. Библиотечный час предусматривает помощь родителям в ориентации большого количества информации по воспитанию и образованию детей младшего школьного возраста и в выборе «правильной» литературы психологической и педагогической направленности. Работа психолога с родителями представлена комплексно-тематическим планированием [5; 7].
Таблица 1. Комплексно-тематическое планирование работы с родителями
Месяц Форма работы, тема Цель Время
декабрь 1. Индивидуальные консультации по итогам диагностики 2. Открытое занятие (2 неделя занятий) 1. Информировать родителей о трудностях ребенка и возможных способах развития и коррекции 2. Дать возможность родителям увидеть актуальный уровень нейрофизиологической зрелости своего ребенка. 1. 30 мин 2. 45 мин
декабрь 1. Лекция. Тема: «Метод замещающего онтогенеза как средство нивелирования проявлений гиперактивности» 2. Семинар-практикум. Тема: «Универсальные методы оптимизации произвольной регуляции» 3. Индивидуальные консультации по запросу. 1. Расширить родительские компетенции о способах коррекции гиперактивности и методе замещающего онтогенеза. 2. Обучить играм на развитие произвольной саморегуляции поведения. 1. 90 мин 2. 60 мин 3. 30 мин
январь 1. Родительский лекторий. Тема: «Дети группы риска по адаптации к школьной жизни и школьному обучению». 2. Семинар-практикум. Тема: «Энергетические ресурсы адаптации ребенка. Упражнения на каждый день». 3. Индивидуальные консультации по запросу. 1. Расширить родительские компетенции о трудностях адаптации к школьной жизни детей группы риска. 2. Обучить родителей упражнениям, улучшающих энергетическое и соматическое состояние детей. 1. 90 мин 2. 60 мин 3. 30 мин
январь 1. Родительское собрание. Тема: «Эффективное взаимодействия родителей с гиперактивным ребенком». 2. Открытое занятие. (14 неделя занятий) 3. Индивидуальные консультации по запросу. 1. Расширить родительские компетенции об эффективном взаимодействии с гиперактивным ребенком. 2. Показать родителям, чему научился их ребенок за 2 месяца, насколько стал успешен в решении трудных задач. 1. 90 мин 2. 45 мин 3. 30 мин
февраль 1. Заседание родительского клуба. Тема: «Быть родителем - сложно!» 2. Индивидуальные консультации по запросу. 1. Снизить уровень родительской тревожности в вопросах воспитания гиперактивного ребенка. 2. Помочь родителям определиться с выбором школьной программы. 1. 90 мин 2. 30 мин
февраль 1. Библиотечный час. Тема: Обсуждение статьи «Ваш гиперактивный - ребенок» 2. Открытое занятие (21 неделя занятий). 3. Индивидуальные консультации по запросу. 1. Совершенствовать родительские компетентности, касающиеся выбора нужной и правильной информации педагогической и психологической направленности. 2. Продемонстрировать родителям достигнутый уровень в решении трудных возрастных задач. 1. 60 мин 2. 45 мин 3. 30 мин
март 1. Индивидуальные кон-
сультации по итогам мониторинга
2. Круглый стол. Тема: «Здоровьесберегающий подход в воспитании и образовании гиперактивных детей».
1. Проинформировать индивидуально каждого родителя о достижениях их ребенка за 4 месяца, об имеющихся трудностях и дать рекомендации по их нивелированию.
2. Расширение родительских компетенций и компетентностей по здоровьесбережению гиперактивных детей. Дать необходимые рекомендации по соблюдению экологичности воспитательно-образовательных воздействий со стороны семьи._
1. 30 мин.
2. 90 мин.
Таким образом, разработанная технология реализуется по единому плану, который, кроме всего перечисленного предполагает обязательную отработку в домашних условиях применяемых упражнений, неукоснительное выполнение их родителями в течение всего цикла (это требование является одним из главных условий эффективности медико-психологического сопровождения), т.к. упражнения должны воспроизводиться ежедневно по несколько раз в день. Только в этом случае их эффективность возрастает в несколько раз. Технология «Волшебные движения» (нейропсихологическая коррекция и развитие младших школьников) ориентирована на деятельность психолога в рамках реабилитационного центра «Бонум», но может быть использована в практике педагога - психолога образовательного учреждения, логопеда. В качестве развивающей программы может использоваться родителями под руководством соответствующих специалистов.
В качестве основополагающего в МЗО выступает принцип соотнесения актуального статуса ребенка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков его онтогенеза, которые по тем или иным причинам были им не пройдены или неэффективно освоены.
Работа с родителями направлена на расширение их компетенций в вопросах общения и взаимодействия с гиперактивным ребенком, проводилась в различных формах взаимодействия и также представлена комплексно-тематическим планированием.
Литература:
1. Ахутина Т.В., Камардина И.О., Пылаева Н.М. Нейропсихолог в школе. Пособие для педагогов и родителей. Индивидуальный подход к детям с трудностями обучения в условиях общего образования. - М.: В. Секачев, 2013.
2. Баулина М.Е. Материалы по диагностике и коррекции трудностей обучения младших школьников. - М.: АРКТИ, 2009. - 80 с.
3. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В. Ялпаева. - М.: Академия, - 2010. - 272 с.
№ 8-1. - 2016
4. Заваденко, Н.Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания // Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология». - М.: Школа-Пресс, - 2010. - №5. - С. 10 - 25.
5. Лютова, Е.К. Тренинг общения с ребёнком. Период раннего детства / Е.К.Лютова, Г.Б. Монина. - М.: Сфера, 2008. - 176 с.
6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000.
7. Монина Г.Б., Лютова Е.К. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая коррекция. М.: 2002.
8. Перегуда В. И., Кошелева А.Д. Дети с СДВГ: Как помочь им и их родителям //Дошкольное воспитание. № 8.
9. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекци-онной работы психолога. М., 2000.
10. Чупров Л.Ф. Особенности произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук (на правах рукописи).- М.: НИИ дефектологии АПН СССР, 1988.- 17 с.
11. Чупров Л.Ф. Характеристика произвольного внимания у нормально развивающихся младших школьников и учащихся с задержкой психического развития // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. — Выпуск II.- Серия 2.- Психология. Педагогика. — Абакан, 1997.- С.36-40.
12. Чупров Л.Ф. Задержка психического развития и пограничные вопросы в терминах: краткий терминологический словарь по специальной педагогике и специальной психоло-гии//Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2012. № 2. С. 29-50.
References:
1. Ahutina T.V., Kamardina I.O., Pylaeva N.M. Nejropsiholog v shkole. Posobie dlja pedagogov i roditelej. Individual'nyj podhod k detjam s trudnostjami obuchenija v uslovijah obshhego obrazovanija. - M.: V. Sekachev, 2013.
2. Baulina M.E. Materialy po diagnostike i korrekcii trudnostej obuchenija mlad-shih shkol'nikov. - M.: ARKTI, 2009. - 80 s.
3. Goneev, A.D. Osnovy korrekcionnoj pedagogiki / A.D. Goneev, N.I.Lifinceva, N.V. Jalpaeva. - M.: Akademija, - 2010. - 272 c.
4. Zavadenko, N.N. Kak ponjat' rebjonka: deti s giperaktivnost'ju i deficitem vnimanija // Lechebnaja pedagogika i psihologija. Prilozhenie k zhurnalu «Defektologija». - M.: Shkola-Press, - 2010. - №5. - S. 10 - 25.
5. Ljutova, E.K. Trening obshhenija s rebjonkom. Period rannego detstva / E.K.Ljutova, G.B. Monina. - M.: Sfera, 2008. - 176 s.
6. Ljutova E.K., Monina G.B. Shpargalka dlja vzroslyh: Psihokorrekcionnaja rabota s giperaktivnymi, agressivnymi, trevozhnymi i autichnymi det'mi. - M., 2000.
7. Monina G.B., Ljutova E.K. Giperaktivnye deti: psihologo-pedagogicheskaja korrek-cija. M.: 2002.
8. Pereguda V. I., Kosheleva A.D. Deti s SDVG: Kak pomoch' im i ih roditeljam //Doshkol'noe vospitanie. № 8.
9. Semago N.Ja., Semago M.M. Problemnye deti: osnovy diagnosticheskoj i korrekcionnoj raboty psihologa. M., 2000.
10. Chuprov L.F. Osobennosti proizvol'nogo vnimanija mladshih shkol'nikov s za-derzhkoj psihicheskogo razvitija: Avtoref. diss. ... kand. psihol. nauk (na pravah rukopi-si).- M.: NII defektologii APN SSSR, 1988.- 17 s.
11. Chuprov L.F. Harakteristika proizvol'nogo vnimanija u normal'no razvivajushhihsja mladshih shkol'nikov i uchashhihsja s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija // Vestnik HGU im. N. F. Katanova. — Vypusk II.- Serija 2.- Psihologija. Pedagogika. — Abakan, 1997.- S.36-40.
12. Chuprov L.F. Zaderzhka psihicheskogo razvitija i pogranichnye voprosy v terminah: kratkij terminologicheskij slovar' po special'noj pedagogike i special'noj psihologii//Vestnik po
pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2012. № 2. S. 29-50.
— • —
Сведения об авторе
Экатерина Феликсовна Абшилава, врач, Детская клиническая больница восстановительного лечения Научно-практический центр «БОНУМ» г. Екатеринбург (Россия).
— • —