Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 3 (06). Сентябрь 2015 (http://ce.if-mstuca.ru)
УДК 37.047 ББК 74.200.52 В553
Н. Г. Вишленкова Иркутск, Россия
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье рассматриваются вопросы профессионального самоопределения личности школьника. Дается характеристика психодиагностических исследований в рамках профильного обучения, делается вывод о необходимости создания единого школьного профориентационного пространства. Создание такого информационного пространства возможно посредством элективного образования, т. е. конкретных профессиональных проб. Затронут вопрос о психологической поддержке профильного обучения в школе.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, профильное обучение, профильное самоопределение, проектирование себя в профессии, выбор профессии, профконсультация, профессиограмма, профессиональные пробы
N. G. Vishlenkova Irkutsk, Russia
PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF PROFILE EDUCATION
The article deals with the problems of profession determination of a school student personality. There is a description of psychodiagnostic researches within profile education, a conclusion concerning the need of making the unified field of school vocational guidance. Such informational field organization is possible through elective education, i.e. specific profession trials. This article also touches upon the subject on psychological support of profile education.
© Вишленкова Н. Г., 2015
Key words: psychological support, profile education, profile determination, self professional planning, profession choice, profession consultation, professiogram, profession trials
В последнее десятилетие в системе образования РФ назрела необходимость внедрения профильного обучения. Традиционная система обучения не справляется с возрастающими запросами общества. В настоящий момент обществу нужны самостоятельные, ответственные и социально мобильные личности, способные к успешной социализации, активной адаптации на рынке труда. Поэтому перед школой стоят задачи формирования качеств выпускника, отвечающих запросам общества. Методом реализации данных задач является профильное обучение.
Профильное обучение - эффективная форма личностно-ориентированного и индивидуализированного обучения, позволяющая раскрыться и реализоваться потенциалу каждого учащегося.
Профильное обучение основано на реализации следующих подходов:
- Личностная ориентация образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий на основе изучения индивидуально-психологических особенностей личности учащихся).
- Практическая ориентация образовательного процесса, связанного с освоением коммуникативных методов.
- Профильное самоопределение старшеклассников, формирование способностей и компетенций, необходимых для продолжения обучения в соответствующей сфере профессионального образования.
Профильное обучение - особый вид дифференциации и индивидуализации обучения, такая форма организации учебной деятельности, при которой учитываются все интересы, склонности и способности, создаются условия для максимального развития личности в соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями. И выбор учащимися профиля - основа построения современной школы, однако реально этот выбор навязывается школьникам, ко-
торые в силу своего возраста еще не являются субъектами принятия решений. Поэтому необходимо с первых дней обучения в школе приобщать школьников к постоянному поиску и выбору своего пути на основе знания своих индивидуальных особенностей, психологических черт, интересов и склонностей.
Для успешного выбора профиля у школьника должна быть информация: 1) о существующих профилях и их специфике; 2) о собственных склонностях и способностях; 3) о совместимости индивидуально-психологических особенностей с задачами и содержанием профиля. Поэтому главная цель профильного обучения - обеспечение качественного образования в соответствии с индивидуальными склонностями и потребностями, обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения учащихся.
Период профильного и профессионального самоопределения хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные черты для этого периода жизни: становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни (активизируют процессы личностного самоопределения и самопознания), проектирование себя в профессии.
Основные характеристики личностного самоопределения заключаются: в потребности «найти себя», что представляет собой желание формирования смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире; личностное самоопределение, ориентированное в будущее; личностное самоопределение, связанное с выбором профессии, но которое не сводится к нему.
Самоопределение возникает тогда, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Оно отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, а основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение и связано с выбором профессии.
По мнению Климова Е. А., «профессиональное самоопределение» рассматривается в двух взаимосвязанных, но различных уровнях: гностическом (в
форме перестройки сознания) и практическом (в форме реальных изменений социального статуса, места человека в системе межлюдских отношений) [Климов, 1996].
Для решения проблем профессионального самоопределения недостаточно дать рекомендации о том, какой образовательный профиль будет эффективно освоен, какая профессия подходит, а какая не подходит учащемуся. Психолог должен обеспечить условия, стимулирующие рост учащихся, в результате чего индивид, выбирающий профессию, сам мог бы взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор. Психологическая работа, прежде всего, помогает подростку увидеть и осознать свои проблемы, стимулирует развитие личности, очерчивает зону возможных действий для разрешения проблем, высвечивает сильные и слабые стороны индивидуальности, намечает реальные шаги к успеху.
По нашему мнению, эффективность построения профильного обучения, его целесообразность и действенность напрямую зависят от того, насколько учащийся по индивидуально-психологическим особенностям соответствует выбранному профилю, насколько ему там эмоционально комфортно, насколько он замотивирован на достижение успеха. Поэтому реализация принципов лич-ностно-ориентированной модели в нашей школе предполагает всестороннее развитие личности школьника, что, по сути, является планомерным воздействием на учащегося. И для того чтобы такое воздействие было эффективным, необходимо отслеживать динамику развития за счет проведения комплексной диагностики, которая носит лонгитюдный характер.
Психодиагностические исследования в рамках профильного обучения включают в себя, в первую очередь, такой компонент, как прогнозирование: прогноз личностного и профессионального самоопределения, прогноз отношений, прогноз успешности. Прогнозирование позволяет спроектировать модель дальнейшего дифференцированного обучения учащихся - проектирование индивидуальной траектории развития, которое строится в соответствии с программой психодиагностического сопровождения профильного обучения. Про-
грамма включает в себя такие блоки, как «Формирование», «Развитие», «Уточнение», «Обобщение», «Реализация».
Блок «Формирование» - формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, важнейших социальных навыков, развития интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической вовлеченности в социальную, исследовательскую, трудовую и игровую виды деятельности.
Блок «Развитие» - развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представление о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); проведение развивающей работы с целью приобретения первоначальных навыков в различных сферах социально-профессиональной практики. Это позволит учащимся провести первые профессиональные пробы, которые помогут соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми человеку в профессиональной деятельности.
Блок «Уточнение» - уточнение образовательного запроса в ходе диагностики интересов и общей направленности личности, мотивационной детерминанты, сформированности типа мышления, латерального профиля. Проведение консультаций с учащимися, родителями и учителями позволит подробнее уточнить профильную направленность.
Блок «Обобщение» - диагностика профессиональных интересов, изучение готовности перехода в профильный класс (мотивация, способности), групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения.
Блок «Реализация» - изучение степени адаптации в профиле, удовлетворенности профилем, уровня притязаний; диагностика готовности к самостоятельному и сознательному выбору профессии.
При использовании интерпретации психодиагностических методик необходимо помнить, что основной принцип развивающей профконсультации заключается в следующем: 1) использование ее результатов для стимулирования по-
требностей учащегося к самопознанию и самосовершенствованию в русле подготовки к своему профессиональному труду или дальнейшей учебе в будущем; 2) для выявления недостатков, пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для будущей профессиональной или учебной деятельности; 3) для принятия решения о характере коррекционной или развивающей работы с целью подготовки к профессиональному труду или к учебе в будущем; 4) для осуществления контроля за развитием требуемых качеств, способностей после коррекции или тренинга.
Чаще всего в литературе отмечают ряд типичных проблем, связанных с профильным самоопределением:
- рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии;
- представление о своих личных ценностных ориентациях не соответствует своим представлениям о ценностях, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности в новых экономических и социальных структурах;
- рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального выбора;
- неадекватная самооценка.
Анализируя литературу, мы можем выделить перечень основных профессионально важных качеств, используемых для составления аналитических про-фессиограмм: мышление, интеллект; восприятие, пороги чувствительности; память, объем памяти, скорость запоминания; внимание, переключаемость, объем внимания; свойства нервной системы; двигательные характеристики; коммуникативные характеристики; мотивация; ценностно-нравственные характеристики; волевые характеристики; эстетическое чувство, художественный вкус; профессиональный и жизненный опыт; психофизиологические характеристики; общее состояние психического и физического здоровья и его адекватная самооценка.
Поэтому мы можем сказать, что основной целью профессиональной ориентации выступает формирование профессиональной компетентности. Добиться поставленной цели можно только при создании единого школьного профориен-
тационного пространства, т. е. условий, в которых у учащихся сформируется индивидуальный образовательный запрос, личная потребность во взвешенном выборе, готовность к последующей самореализации в избранном образовательном профиле и дальнейшей профессиональной самоидентификации в новых экономических и социокультурных условиях.
Создание такого информационного пространства возможно посредством элективного образования, т. е. конкретных профессиональных проб. Профессиональная проба - проф. испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности и способствующее сознательному и обоснованному выбору профессии.
В процессе прохождения элективных курсов у учащихся актуализируются полученные знания и представления о данной сфере профессиональной деятельности, формируются первичные профессиональные умения и представления о себе как о субъекте профессиональной деятельности.
В основу элективного профильного образования положены идеи профессора С. Фукуямы (Япония), согласно которым профессиональная проба выступает наиболее важным этапом в области профессиональной ориентации.
В процессе профессиональных проб учащиеся получают опыт той работы, которую они выбрали и пытаются определить, соответствует ли характер данной работы их способностям и умениям.
Поэтому главная цель профильного обучения в рамках учебной концепции школы - обеспечение качественного образования в соответствии с индивидуальными склонностями и потребностями, обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения учащихся. Таким образом, очень важным шагом в работе должно стать внедрение элективного образования по психологии, помимо основных психологических направлений деятельности. Предпрофильная подготовка включает следующие курсы: «Я выбираю профессию», «Невербальные коммуникации», «Выбираю профессию - выбираю будущее». Профильные классы - «Психология делового общения», «Невербальные коммуни-
кации», «Психология успеха», «Жизненные планы, цели, перспективы», «Мир профессий и твое место в нем», «Решение конфликтных ситуаций».
Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии на основе образовательного профиля. Помощь учащимся в правильном выборе профиля, а в дальнейшем и профессии, предполагает необходимость специальной психодиагностической деятельности, включающей получение знаний о себе («образ Я») и о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности) с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности (профессиональная проба). Эти компоненты являются составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе профильного выбора.
Основой оценки способности личности выбирать профиль и профессию является представление о трех компонентах собственного образа «Я»: когнитивном - «Я знаю», эмоционально-оценочном - «Я отношусь»; поведенческом -«Я действую». А соотношение этих компонентов формирующегося образа «Я» с запросами общества и возможностями школы позволит личности школьника максимально реализоваться в будущем с минимальными потерями при профессиональном определении.
Таким образом, делаем вывод: основная задача психологической поддержки профильного обучения в школе - обеспечить условия, стимулирующие рост учащихся, в результате чего индивид, выбирающий профессию, сам мог бы взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор. Психологическая работа, прежде всего, помогает подростку увидеть и осознать свои проблемы, стимулирует развитие личности, очерчивает зону возможных действий для решения проблем, высвечивает сильные и слабые стороны индивидуальности, намечает реальные шаги к успеху. Поэтому эффективными методами, стимулирующими психологическое самоопределение, являются: тренинги, деловые игры, организационно-деятельностные игры, дискуссии.
Библиографический список
1. Борисова Е. М. Психодиагностика в школьной профориентации / Е. М. Борисова, К. М. Гуревич // Вопросы психологии. 1988. № 1. С. 77-82.
2. Дереклеева Н. И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. М.: ВАКО, 2004. 112 а
3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 512 а
4. Махаева О. А. Я выбираю профессию / О. А. Махаева, Е. Е. Григорьева. М.: УЦ «Перспектива», 2004. 99 а
5. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 256 с.
6. Психологическое сопровождение выбора профессии: науч.-метод. пособие / под ред. Л. М. Митиной. М.: Флинта, 2003. 160 c.
7. Ратанова Т. А. Психодиагностические методы изучения личности / Т. А. Ратано-ва, Н. Ф. Шляхта. М.: Флинта, 1998. 320 с.
8. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. М.: ВАКО, 2005. 240 а
9. Твоя профессиональная карьера 8-9 класс [Текст]. М.: Просвещение, 2000. 191 с.
10. Фадеева Е. И. Выбирая профессию, выбираем образ жизни / Е. И. Фадеева. М.: ЦГЛ, 2004. 96 а