Г. А. Ткаченко
Психологическое сопровождение онкологических больных с нарушением речи в послеоперационном периоде
DOI: 10.18027/2224-5057-2018-8^1-9-11
Цитирование: Ткаченко Г. А. Психологическое сопровождение онкологических больных с нарушением речи в послеоперационном периоде // Злокачественные опухоли 2018; 3s1:9-11
Психологическое сопровождение онкологических больных с нарушением речи в послеоперационном периоде
Г. А. Ткаченко
ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр имени Н. Н. Блохина» Министерства здравоохранения РФ, Москва, Россия
Для корреспонденции: [email protected]
Резюме: Лечение злокачественных опухолей орофарингеальной зоны часто сопровождается нарушением речи, что приводит к коммуникативной изоляции человека, снижению качества жизни. Правильно разработанная программа медико-психологической реабилитации улучшает качество их жизни. Важное значение для оказания качественной психологической помощи имеет правильный подбор методов психотерапии.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, злокачественные опухоли, нарушения речи, качество жизни
Благодаря совершенствованию системного и локального лечения злокачественных опухолей орофарингеальной зоны выживаемость данной категории больных существенно увеличилась. Однако качество их жизни значительно ухудшается, так как распространенность опухолевого процесса часто ограничивает возможности использования органосохраняющих операций и в лечении этой патологии используются хирургические вмешательства, вследствие которых нарушаются дыхание, фонация, жевание и глотание и, что имеет немалое значение, речь.
Речь, являясь высшей функцией человека, тесно связана с мышлением, памятью, чувствами. Нарушение речи может приводить к коммуникативной изоляции человека, и, как следствие, к соматизации, тревожно-депрессивному состоянию, развитию посттравматического стресса в отдаленном периоде [1, 2].
Качество жизни стоит на втором месте по важности после общей выживаемости и является более важным, чем ответ на терапию, поэтому остро встает вопрос его улучшения с помощью реабилитационных программ, направленных на максимальное восстановление физического, психического здоровья, трудоспособности, социального статуса. Причем такие пациенты особо нуждаются именно в правильно разработанной программе медико-психологической реабилитации.
Психологическая реабилитация направлена на принятие пациентом болезни, адаптации к ней и выработке соответствующих моделей поведения [3, 4]. Для того чтобы помощь осуществлялась эффективно, необходимо знать специфику психических состояний и закономерности их протекания. Основное значение при оказании психологической помощи больным, перенесшим противоопу-
холевое лечение, имеет правильный подбор необходимых методов коррекции. Именно это во многом и определяет эффективность лечебно-оздоровительных, реабилитационных и психокоррекционных мероприятий.
Больные, оперированные по поводу опухоли орофарингеальной зоны, имеют свою специфику: длительный период нарушена или полностью отсутствует речь, затруднен процесс жевания и глотания, вплоть до кормления через зонд. Задача психолога заключается в необходимости подобрать такие методы работы, чтобы предоставить возможность выразить себя пациентам.
По мнению Williams C., Patterson J. M. et al., когнитивно-поведенческая психотерапия улучшает качество жизни больных, получающих лечение по поводу злокачественных опухолей головы и шеи [5, 6].
Из всех методов, которые рекомендуются исследователями в работе с онкологическими больными, мы выбрали методы когнитивной терапии и арт-терапии.
Основная цель когнитивной терапии - изменение де-задаптивных убеждений относительно болезни, лечения, коррекция когнитивных ошибок, изменение дисфункционального поведения во время лечения.
Эффективность применения искусства заключается в том, что этот метод позволяет оптимизировать эмоциональную сферу, исследовать и выражать эмоции и чувства на символическом уровне [7].
Когнитивная терапия проводится два раза в неделю на протяжении всего периода восстановления после операции. Главная задача терапии - научить пациента овладеть следующими операциями:
• отслеживать свои негативные автоматические мысли;
• выявлять и изменять дезорганизующие убеждения, ведущие к искажению жизненного опыта.
XXII РОССИЙСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС
Диагностика и лечение опухолей. Оригинальные статьи
Для обучения больных мы используем простые и доступные для данной категории больных методики [8]:
• записывание мыслей - психолог просит пациента записывать свои мысли на бумаге: какие мысли у него возникают в голове в течение дня, когда он пытается сделать нужное действие (или не делать ненужное действие). Анализ и осознание «плохой» мысли, ее автоматичность и самопроизвольность, осознание того, что «плохая» мысль вызывает страдание, страх или разочарование;
• дневник мыслей: более глубокое и длительное наблюдение за мыслями и их анализ;
• методика прекращения: команда себе «прекратить!» или «стоп!» - негативный образ мышления или воображения останавливается;
• метафоры, притчи, стихи: психолог использует такие примеры, чтобы объяснение было более понятным;
• позитивное воображение: положительный образ заменяет отрицательный и оказывает релаксирующее действие. Можно использовать дополнительно музыкотерапию;
• смена ролей: попросить больного представить, что он пытается утешить друга, оказавшегося в подобной ситуации;
• переоценка жизненных ценностей: психолог может помочь пациенту взвесить цену достижения цели (выздоровление) и цену проблемы (сложность лечения и его последствий) и решить, стоит ли бороться дальше или отказаться от достижения этой цели;
• план действий на будущее: совместная разработка для пациента реалистического «плана действий» на ближайшее будущее с конкретными условиями, действиями и сроками выполнения, запись плана на бумагу. Рекомендуется подключить членов семьи, родственников, особенно эффективно для пациентов молодого возраста. Возможности психологической помощи при работе
с данной категорией пациентов значительно увеличиваются при сочетании различных терапевтических методов, и мы дополнили когнитивную терапию арт-терапевтиче-скими техниками.
Сочетание двух методов усиливают действие друг друга. Часто больные не только записывали свои мысли, но и рисовали их в виде образов, меняли одни образы на другие, более позитивные.
В процессе арт-терапии изменяется отношение человека к собственному травматическому опыту, переживаниям, а достигнутый психотерапевтический эффект выражается в упорядочивании психосоматических процессов. Объективность этих данных подтверждается психофизиологическими исследованиями [9].
Метод арт-терапии основывается на предположении, что человек может отражать свой внутренний мир в визуальных образах, что помогает пациенту избавиться от многих подсознательных негативных процессов, таких как страх, тревога, чувство напряжения, неприятные переживания, даже боль.
Из общего числа средств арт-терапии, рекомендованных в онкологии, нами чаще используется работа с рисунком, так как этот вид искусства является наиболее безопасным способом снятия напряжения: внутренние переживания человеку порой легче выразить с помощью зрительных образов, а не просто в разговоре с психологом. Как показывает наш практический опыт, наиболее эффективны следующие методики индивидуальной работы с рисунком: «здоровье» и «болезнь», «автопортрет», «настроение», «дерево жизни».
Каждому пациенту проводится три индивидуальных занятий по арт-терапии продолжительностью занятия 1-1,5 часа. Во время занятия в центре внимания психолога оказывается не само произведение, а личность его автора: его интерес к работе, предположения или комментарии, его эмоции.
Психологическая помощь больным в процессе лечения включает работу с родственниками, которые также находятся в состоянии стресса. Внутренний конфликт между собственным страхом и необходимостью поддерживать больного, а нередко выступать посредниками при общении больного с врачами - все это приводит к коммуникативным проблемам, нарушению сна, аппетита. В работе с родственниками использовали все методы, которые эффективны для коррекции выше описанных проблем.
Таким образом, сочетание когнитивной терапии и арт-терапии может быть рекомендовано для психологической помощи пациентам с послеоперационными нарушениями речи.
Литература • References
1. Li L, Wang BQ, Gao TH, Tian J. Assessment of psychological status of inpatients with head and neck cancer before surgery // Zhonghua Er Bi Yan Hou Tou Jing Wai Ke Za Zhi. 2018; 53(1):21-26. doi: 10.3760/cma.j.issn.1673-0860.2018.01.005.
2. Moschopoulou E, Hutchison I, Bhui K, Korszun A. Post-traumatic stress in head and neck cancer survivors and their partners // Support Care Cancer. 2018; 26(9):3003-3011. doi: 10.1007/s00520-018-4146-9.
3. Семиглазова Т. Ю., Карицкий А. П., Чулкова В. А., Вагайцева М. В. Качество жизни с точки зрения врача и пациента. Материалы XIX Российского онкологического конгресса, М., 2015.
4. Moschen R, Riedl D. Psychooncological Treatment of Patients with Head and Neck Cancer // Laryngorhinootologie. 2017; 96(5):319-331. doi: 10.1055/s-0043-102814.
Г. А. Ткаченко
Психологическое сопровождение онкологических больных с нарушением речи в послеоперационном периоде
5. Patterson JM, Fay M, Exley C, McColl E, Breckons M, Deary V. Feasibility and acceptability of combining cognitive behavioural therapy techniques with swallowing therapy in head and neck cancer dysphagia // BMC Cancer. 2018 Jan 2; 18(1):1. doi: 10.1186/ s12885-017-3892-2.
6. Williams C. Psychosocial Distress and Distress Screening in Multidisciplinary Head and Neck Cancer Treatment // Otolaryngol Clin North Am. 2017; 50(4):807-823. doi: 10.1016/j.otc.2017.04.002.
7. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии / А. Копытин. - Санкт-Петербург: Питер, 2002. - 36 с.
8. Бек Дж. С. Когнитивная терапия: полное руководство. - М.: «Вильямс», 2006. - 400 с.
9. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система обучения / Л.Д. Лебедева. - М., 2008. - 256 с.