Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ, ПЕРЕЖИВАЮЩЕЙ КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ, ПЕРЕЖИВАЮЩЕЙ КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
424
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ / КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА / ПЕРЕЖИВАНИЕ / СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / AGE CRISES / MIDLIFE CRISIS / EXPERIENCE / SYSTEM OF PERSONAL RELATIONSHIPS / SELF-ACTUALIZATION / PSYCHOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Л.Э., Дмитриева О.С.

В статье поднимается проблема психологического сопровождения личности, переживающей кризис среднего возраста. На основе анализа отечественных и зарубежных исследований выделены, теоретически и эмпирически обоснованы психологические критерии переживания личностью кризиса среднего возраста, показана роль системы отношений личности в формировании кризиса среднего возраста. Показана взаимосвязь между уровнем удовлетворенности жизнью и стремлением к самоактуализации личности, переживающей кризис среднего возраста. Анализируются результаты апробации программы психологического сопровождения личности, переживающих кризис среднего возраста, направленной на гармонизацию системы отношений, повышение уровня удовлетворенности жизнью, активизацию потребности в самоактуализации и саморазвитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF THE PERSON EXPERIENCING THE CRISIS OF MIDDLE AGE

The article raises the problem of psychological support of a person experiencing a crisis of middle age. Based on the analysis of domestic and foreign research are highlighted, theoretically and empirically grounded psychological criteria of personality experiences a mid-life crisis, the role of the personal relations in shaping the midlife crisis. The relationship between the level of life satisfaction and the desire for self-actualization of a person experiencing a midlife crisis is shown. The article analyzes the results of testing the program of psychological support of a person experiencing a crisis of middle age, aimed at harmonizing the system of relations, increasing the level of life satisfaction, activation of the need for self-actualization and self-development.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ, ПЕРЕЖИВАЮЩЕЙ КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА»

УДК 159.9.075

Кузнецова Л. Э., к. психол. н.

доцент Дмитриева О.С. студент

Институт сферы обслуживания и предпринимательства Донской государственный технический университет

филиал в г. Шахты Россия, г. Шахты ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ, ПЕРЕЖИВАЮЩЕЙ КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье поднимается проблема психологического сопровождения личности, переживающей кризис среднего возраста. На основе анализа отечественных и зарубежных исследований выделены, теоретически и эмпирически обоснованы психологические критерии переживания личностью кризиса среднего возраста, показана роль системы отношений личности в формировании кризиса среднего возраста. Показана взаимосвязь между уровнем удовлетворенности жизнью и стремлением к самоактуализации личности, переживающей кризис среднего возраста. Анализируются результаты апробации программы психологического сопровождения личности, переживающих кризис среднего возраста, направленной на гармонизацию системы отношений, повышение уровня удовлетворенности жизнью, активизацию потребности в самоактуализации и саморазвитии.

Ключевые слова. Возрастные кризисы, кризис среднего возраста, переживание, система отношений личности, самоактуализация, психологическое сопровождение.

Kuznetsova L.E., сandidate of psychology sciences, Associate Professor Institute of Service and Entrepreneurship (branch) of Don State

Technical University in Shakhty Russia, Shakhty

Dmitrieva O.S., student, Institute of Service and Entrepreneurship (branch) of Don State Technical University in Shakhty

Russia, Shakhty

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF THE PERSON EXPERIENCING THE CRISIS OF MIDDLE AGE

Annotation. The article raises the problem of psychological support of a person experiencing a crisis of middle age. Based on the analysis of domestic and foreign research are highlighted, theoretically and empirically grounded psychological criteria of personality experiences a mid-life crisis, the role of the personal relations in shaping the midlife crisis. The relationship between the level of life satisfaction and the desire for self-actualization of a person experiencing a midlife crisis is shown. The article analyzes the results of testing the program of

psychological support of a person experiencing a crisis of middle age, aimed at harmonizing the system of relations, increasing the level of life satisfaction, activation of the need for self-actualization and self-development.

Keywords: age crises, midlife crisis, experience, system of personal relationships, self-actualization, psychological support.

Социально-экономические и культурные изменения, происходящие в обществе, оказывая значительное влияние на качество жизни зрелой личности, возможность достижения успеха в профессиональной и семейной жизни, приводят к обострению протекания кризиса среднего возраста. Именно средний возраст развития личности предназначен для осмысления сделанного, нахождения новых смыслов и реализации жизненных планов, активизации процесса саморазвития и самореализации. Для благоприятного переживания людьми кризиса среднего возраста необходимо своевременное оказание им квалифицированной психологической помощи. В связи с чем, представляется актуальным изучение теоретических моделей и методов психологического сопровождения личности, переживающей кризис среднего возраста.

Исследованием проблемы развития личности в кризисные периоды занимались такие отечественные и зарубежные психологи как П. Адлер, Р. Ассаджиоли, Р.А. Ахмеров, Ф.Е. Василюк, Л.С. Выготский, С. Грофф, В.В. Давыдов, Т. Йоманс, А.А. Кроник, Г. Линдсей, Е.Ю. Литвинова, А. Маслоу, Я. Морено, В.С. Мухина, Л.А. Пергаменщик, К. Роджерс, М.Я. Радионова, А.В. Толстых, А. Фрейд, К.С. Холл, Э. Эриксон, К. Юнг, И. Ялом.

На сегодняшний день отечественная и зарубежная научная общественность считает, что кризис - это не отклонение от нормы, а необходимый этап развития человека. Выделяют два типа кризисов: нормативные или возрастные и ненормативные. Возрастной кризис - это обусловленный возрастом момент изменения личности, перехода ее на новый этап развития. Критические периоды развития личности - это периоды повышенной уязвимости, перелома, необходимость изменений на фоне возросших возможностей и притязаний [2]. Ненормативный кризис возникают в результате переживания личностью трудных жизненных ситуаций, приводящих к серьезным нарушениям процесса социально -психологической адаптации и развитию процессов психической дезадаптации.

Кризис среднего возраста остается еще мало изученным в современной психологии. Кризис среднего возраста приходится на период 35 - 40 лет. Для данного возрастного периода характерна тенденция к достижению личностной зрелости, наивысшего духовного и интеллектуального развития. Решающим признаком личностной зрелости человека среднего возраста можно назвать ответственное отношение к жизни и желание жить, творить и созидать. Зрелая личность, прежде всего, несет ответственность за свою

жизнь перед собой и другими людьми.

Возраст 35 - 40 лет является для личности возрастом переоценки жизненных ценностей, анализа достижений и ошибок на своем жизненном пути на фоне повышенного стремления к самореализации. Интенсивность переживания кризиса определяется успешностью самореализации личности и зависит от образа жизни, достигнутых целей и активности [1].

На удовлетворенность человека жизнью в период среднего возраста влияет успешность самореализации в семейной и профессиональной сферах. Если к 35 - 40 годам человек не достигает определенного уровня личностной успешности, а физические возможности идут на спад, переживание кризиса среднего возраста неизбежно и интенсивность его протекания будет высокой.

В последние годы особое внимание психологами уделяется разработке основ психологической помощи человеку, находящемуся в кризисном состоянии (И.Г. Малкина-Пых, В.Л. Марищук, Н.Г. Осухова, В.К. Ромек, М.Е. Сандомирский, Е.Т. Соколова).

Проведенный теоретический анализ научных исследований позволяет нам рассмотреть психологическое сопровождение как модель оказания помощи личности, переживающей кризис среднего возраста.

Психологическое сопровождение личности, переживающей кризис среднего возраста, понимается нами как поддержка психически здоровых людей, у которых на определенном возрастном этапе жизненного пути возникают трудности. Психологическая помощь осуществляется в соответствии с закономерностями развития, постепенно открывая перспективы саморазвития, самопознания и самореализации личности. В результате психологического сопровождения создаются условия для преодоления кризиса среднего возраста и перехода личности с одного этапа развития на другой [3].

Психологическое сопровождение людей, переживающих кризис среднего возраста, должно быть направлено на активизацию личностных ресурсов, повышение стрессоустойчивости, личностного адаптационного потенциала, реконструкцию системы отношений и образа мира, поиск новых возможностей самореализации и саморазвития.

Исследование проводилось на базе психологического центра «Феникс» г. Шахты. В исследование приняли участие 60 человек в возрасте 35 - 40 лет.

Для проведения тестирования были выбраны следующие методики: тест-опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева, методика диагностики социально-психологической адаптации личности К. Роджерса и Р. Даймонда, методика выявления отношения к Другому А.А Бодалева, Ю.В. Александрова, опросник для измерения потребности в достижении Ю.М. Орлова, тест смысло-жизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, самоактуализационный тест (САТ) Л.Я. Гозман.

Исследование, проведенное с целью разработки и апробации программы психологического сопровождения лиц, переживающих кризис

среднего возраста, направленной на гармонизацию системы отношений личности, показало, что для 43 % людей среднего возраста характерен высокий уровень переживания кризиса, для 57 % людей среднего возраста характерен умеренный уровень переживания кризиса.

Для людей среднего возраста, с высоким уровнем переживания кризиса, характерно снижение уровня социально-психологической адаптации, проявляющееся в недостаточном понимание и принятие себя, недоверие другим людям, раздражительности, импульсивности, пессимистичности, неудовлетворенности жизнью, снижение ответственности за свою жизнь и события, происходящие в ней. Наблюдается снижение уровня осмысленности жизни, незначительная осознанность целей в жизни, невыраженное ощущение ее продуктивности.

На интенсивность переживания кризиса среднего возраста, проявляющегося в уровне социально-психологической адаптации, эмоциональном комфорте, удовлетворенности самореализацией, влияет система отношений личности: отношение к себе, отношение к Другим людям, потребность в достижение.

У людей среднего возраста, с высоким уровнем переживания кризиса, в системе самоотношения наблюдается значительное снижение способности к самопониманию, умеренное снижение самоуверенности, самопринятия и самоуважения. Недостаточно выражены самоинтерес, способность к саморуководству. Преобладает склонность к самообвинениям, ожидание негативного отношения к себе других людей. Характерно преобладание негативного отношения к другим людям, снижение уровня потребности в общении, склонность оценивать качества, а не поступки человека, безразличие к личностной сфере человека, его переживаниям, чувствам. Нравственная сущность личности снижена и соответствует стратегии одиночества. Не характерна потребность в достижении как проявление настойчивости в достижении поставленных целей.

Итак, деформация системы отношений личности приводит к повышению интенсивности переживания кризиса среднего возраста.

Люди среднего возраста, с высоким уровнем переживания кризиса, имеют сниженный уровень стремления к самоактуализации. Люди среднего возраста, с умеренным уровнем переживания кризиса, имеют высокий уровень стремления к самоактуализации, проявляя самостоятельность, автономность, самопонимание, выраженные коммуникативные способности.

Таким образом, чем выше уровень переживания кризиса среднего возраста, тем ниже стремление личности к самоактуализации.

На основании полученных результатов была разработана и апробирована программа психологического сопровождения лиц, переживающих кризис среднего возраста, направленная на гармонизацию системы отношений, повышение уровня удовлетворенности жизнью и активизацию потребности в самоактуализации и саморазвитии. Программа психологического сопровождения включала в себя: индивидуальные

психологические консультации и социально-психологический тренинг личностного роста.

Индивидуальные консультации были направлены на проработку личных проблем, приводящих к нарушению социально-психологической адаптации. Использовались методы беседы, рационализации, суггестии, техники гештальттерапии, арт-терапии, когнитивно-поведенческой терапии, методы саморегуляции психоэмоционального состояния.

Социально-психологический тренинг личностного роста был направлен на гармонизацию системы отношений личности, повышение уровня удовлетворенности жизнью и активизацию потребности в самоактуализации и саморазвитии. Включал в себя 5 занятий, длительность каждого - 2 часа 30 мин.

Можно говорить об эффективности проведенной программа психологического сопровождения лиц, переживающих кризис среднего возраста. Индивидуальные психологические консультации, тренинговые занятия способствовали повышению у испытуемых экспериментальной группы социально-психологической адаптированности, принятия себе, принятия других людей, интернальности, осмысленности жизни, потребности в достижении, контактности, гибкости в общение и в целом гармонизации системы отношений. Гармонизация системы отношений личности привела к снижению интенсивности переживания кризиса у людей среднего возраста, принявших участие в программе психологического сопровождения: повысились удовлетворенность жизнью, эмоциональный комфорт, эмоциональная насыщенность жизни, удовлетворенность самореализацией. Снижение интенсивности переживания кризиса у людей среднего возраста, принявших участие в программе психологического сопровождения, способствовало повышению у них стремления к самоактуализации.

Таким образом, программа психологического сопровождения лиц, переживающих кризис среднего возраста, направленная на гармонизацию системы отношений, способствовала повышению уровня удовлетворенности жизнью и активизации потребности в самоактуализации и саморазвитии.

Использованные источники:

1. Кузнецова Л.Э. Особенности самореализации личности среднего возраста / Л.Э. Кузнецова, О.С. Дмитриева // Молодой ученый. - № 23 (209). - Чита: «Издательство молодой ученый», 2018. - С. 387-389.

2. Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 896 с.

3. Осухова, Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях / Н.Г. Осухова. - М.: Академа, 2005. - 283 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.