Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение исследовательской деятельности в Центре творческого развития и гуманитарного образования города Сочи'

Психологическое сопровождение исследовательской деятельности в Центре творческого развития и гуманитарного образования города Сочи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубченко Евгения Анатольевна, Брикина Елена Владимировна

В последнее время исследовательский подход к обучению становится все более популярным. Элементы исследования вводятся в учебные предметы базисного учебного плана, идет реализация исследовательских проектов разного масштаба внутри элективных курсов, а также в рамках программ дополнительного образования. В статье представлен опыт организации психологического сопровождения исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубченко Евгения Анатольевна, Брикина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение исследовательской деятельности в Центре творческого развития и гуманитарного образования города Сочи»

Дубченко Евгения Анатольевна, Брикина Елена Владимировна

Психологическое сопровождение исследовательской деятельности в Центре творческого развития и гуманитарного образования города Сочи

В последнее время исследовательский подход к обучению становится все более популярным. Элементы исследования вводятся в учебные предметы базисного учебного плана, идет реализация исследовательских проектов разного масштаба внутри элективных курсов, а также в рамках программ дополнительного образования. В статье представлен опыт организации психологического сопровождения исследовательской деятельности.

В МОУ ДОД «Центр творческого развития и гуманитарного образования города Сочи» исследовательский подход реализуется в рамках каждой образовательной программы. В настоящее время исследовательской деятельностью занимаются учащиеся всех возрастных категорий - от дошкольников до учащихся старшего звена. С каждым годом все больше детей приобщаются к исследовательской деятельности.

Такое массовое включение педагогов, учащихся и их родителей в исследовательскую деятельность делает необходимым психологическое сопровождение данного процесса.

Нам представляется, что система психологического сопровождения должна быть направлена на поддержку педагога, учащегося и родителя на пути создания исследовательской работы.

Исходя из этого, нами выделяется три направления работы по психологическому сопровождению:

• педагогов, непосредственно реализующих исследовательский подход в своей профессиональной деятельности;

• учащихся, включенных в исследовательскую деятельность;

• родителей учащихся, занимающихся написанием исследовательских работ.

Работая с педагогами, важно понимать, что реализация исследовательского подхода требует изменения его профессиональной позиции. Психолог может помочь педагогу перейти от наработки массива стандартных учебных заданий, эффективность которых определяется на основе качества выполнения учащимися заданий тестового типа к противоположному подходу - индивидуализации заданий, подбору для каждого учащегося или группы таких познавательных ситуаций и проблем, которые в наибольшей степени соответствуют их склонностям,

Дубченко

Евгения Анатольевна,

заведующая отделом диагностики и психологического сопровождения

Брикина

Елена Владимировна,

педагог-психолог

МОУ ДОД «Центр творческого развития и гуманитарного образования, города Сочи Краснодарского края»

Исследователь/РеэеагоИег • 3-4/2012

133

Практика организации исследовательской деятельности

Региональный опыт: Краснодарский край

способностям и интересам. Работа должна помогать активизации личности педагога в исследовании новизны и сложности меняющегося мира, а также формированию потребности создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности, оказывать помощь в поиске личностных и профессиональных ресурсов.

Результатом психологического сопровождения педагога в исследовательской деятельности должна явиться положительная динамика его личной активности.

Работа психолога с учащимися, занимающимися исследовательской деятельностью, многоаспектна. Несомненно, основная часть работы с учащимся ложится на плечи педагога -руководителя работы. Психолог в этом процессе может помочь педагогу диагностировать у учащихся наличие личностной исследовательской позиции, исследовательского поведения, а также способностей к исследовательской деятельности, которые определяются, согласно А.И. Савенкову, как комплекс трех относительно автономных составляющих:

• поисковая активность (умение видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);

• дивергентное мышление (интеллектуальные способности);

• конвергентное мышление (творческие способности).

В случае необходимости психолог выстраивает работу по развитию потребностно-мотивационной сферы как неотъемлемой части исследовательской активности. Важно отметить, что специфика ЦТРиГО в том, что большинство детей имеют внутреннюю мотивацию учения (о чем свидетельствуют данные психологической диагностики мотивации). Они стремятся расширить школьные знания, многие приходят с выраженным исследовательским интересом к той или иной области научного знания.

На этапе подготовки к защите работы, проанализировав те трудности, которые могут возникнуть у ребенка в процессе защиты, психолог может помочь:

• изменить самооценку (умение адекватно оценивать свои знания, умения и способности);

• выработать оптимальный уровень тревоги (отсутствие как чрезмерно высокого, дезорганизующего ее уровня, так и заниженной тревоги, приводящей к снижению мотивации);

• научить приемам установления контакта в незнакомой обстановке и с незнакомыми людьми;

• «вооружить» его определенными способами управления своим состоянием (саморегуляция, релаксация). Огромную роль в подготовке детьми исследовательских

работ играют родители. Эта роль тем больше, чем младше ребенок. Родители дошкольников и младших школьников активно помогают педагогу в организации исследовательской деятель-

134

Исследователь/РевеагоИег • 3-4/2012

Дубченко Евгения Анатольевна, Брикина Елена Владимировна

ности ребенка. Родители помогают педагогу в определении области интересов ребенка, а иногда ориентируют детей на выбор тематики исследовательской работы. Родители, как самые близкие ребенку люди, могут не только внушить ему уверенность в своих силах, но и, наоборот, повысить его тревогу, если чрезмерно волнуются и переживают из-за недостаточно высоких результатов. Родители младших школьников помогают детям в оформлении исследовательских работ и стендов для защиты работы. По мере взросления и овладения исследовательскими навыками большая часть ответственности возлагается на самого ребенка.

Нам представляется, что психолог может помочь родителям в следующем:

• распределить ответственность за обеспечение эмоционально комфортных для ребенка условий, способствующих осуществлению исследовательской деятельности;

• сформировать реалистическую картину процесса защиты работы и скорректировать ожидания ее результата. Это позволяет снизить у родителей тревогу, что, в свою очередь, помогает поддержать ребенка в непростой период. Рассмотренные нами направления работы в рамках психологического сопровождения исследовательской деятельности реализуются в следующих видах деятельности психолога образования: психодиагностика, психопросвещение и психоконсультирование.

В рамках психодиагностики нами проводится:

• диагностика уровня самооценки и тревожности как учащихся, так и родителей;

• диагностика интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

• диагностика мотивации учащихся.

В рамках психопросвещения проводятся различные семинары и тренинги для учащихся, педагогов и родителей, направленные на формирование адекватного уровня самооценки и тревожности, овладение способами саморегуляции и релаксации.

В рамках психологического консультирования проводятся индивидуальные консультации для педагогов, родителей и учащихся по возникающим вопросам.

Учащиеся ЦТРиГО имеют возможность посещать занятия по психологии, где также занимаются исследовательской деятельностью.

Предложенная нами система психологического сопровождения исследовательской деятельности не может быть идеальной. Каждому психологу, работающему в этой области, необходимо найти тот вариант психологического сопровождения, который соответствует индивидуальности ученика, педагога и родителя. WR

Исследователь/Researcher • 3-4/2012

135

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.