Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРИНЯТИИ И РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В МОЛОДОСТИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРИНЯТИИ И РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В МОЛОДОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
53
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жизненная компетентность / осмысленность жизни / экзистенциально-личностное развитие / возрастная задача / молодость

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванкова Дарья Леонидовна

В статье представлено исследование изменений в содержании жизненной компетентности в период молодости. Выявлено, что после 26 лет эти изменения затрагивают когнитивный и поведенческий компоненты в части обобщения и универсализации, мотивационный – ориентации на нормированный результат, аффективный – повышения отрицательных самооценок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРИНЯТИИ И РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В МОЛОДОСТИ»

3. Кондратьев Ф. В. Религиозная духовность в понимании психиатра // Социальная психиатрия. - №1. - 2018. - С. 52-60.

4. Франкл В. Человек в поисках смысла / Перевод с англ. и немецкого -М.: Прогресс, 1990.178 с.

https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1640920919&tld=ru&lang=ru&name=viktor_frankl_.pdf20.

5. Шмонин Д. В. Философия, теология и ценностно-смысловая сфера в образовании // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - Т.16. - Вып.4. - 2015. -С.207-222.https://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-teologiya-i-tsennostno-smyslovaya-sfera-v-obrazovanii(Дата обращения: 01.03.2022)

6. Щербаков С. В. Фреймы и последовательности аргументации в межличностных конфликтах //Гуманитарный научный вестник. - 2020. - №. 8. - С. 74-79.

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРИНЯТИИ И РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО

РАЗВИТИЯ В МОЛОДОСТИ

Иванкова Дарья Леонидовна - старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», начальник психологической лаборатории ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области, майор внутренней службы, г. Тула.

Аннотация

В статье представлено исследование изменений в содержании жизненной компетентности в период молодости. Выявлено, что после 26 лет эти изменения затрагивают когнитивный и поведенческий компоненты в части обобщения и универсализации, мотивационный - ориентации на нормированный результат, аффективный - повышения отрицательных самооценок.

Ключевые слова: жизненная компетентность, осмысленность жизни, экзистенциально-личностное развитие, возрастная задача, молодость.

PSYCHOLOGICAL CONTENT OF LIFE COMPETENCE IN ACCEPTING AND SOLVING THE PROBLEMS OF EXISTENTIAL AND PERSONAL DEVELOPMENT IN

YOUTH

Ivankova Daria Leonidovna - Ivankova Darya Leonidovna - senior lecturer of the Department of Psychology and Pedagogy of the Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University», Head of the Psychological Laboratory of the FSI^-Z of the Federal Penitentiary Service of Russia for the Tula Region, Major of Internal Service, Tula.

Abstract

The article presents a study of changes in the content of life competence in the period of youth. It was revealed that after 26 years these changes affect the cognitive and behavioral components in terms of generalization and universalization, motivational - orientation towards a normalized result, affective - an increase in negative self-esteem.

Key words: life competence, meaningfulness of life, existential and personal development, age task, youth.

Молодость выступает одним из наиболее важных этапов жизненного пути личности, поскольку связана с проектированием жизни, познанием себя и осознанием своей уникальности, становлением себя как хозяина жизни. Вслед за ведущими исследователями в области психологии развития М.В. Клементьевой, Е.Е. Сапоговой, В.И. Слободчиковым и др. молодость мы рассматриваем как период, охватывающий возрастной диапазон от 18 до 33 лет. Развитие и саморазвитие взрослеющей личности очерчено социальными экспектациями, представляющими собой некие маркеры «успешного» взросления, индивидуальными возможностями и открывающимися перспективами.

Экзистенциально-личностное развитие (ЭЛР) личности в молодости детерминировано принятием и решением возрастных задач, которые, связаны с осознанной активностью личности в осмыслении своего жизненного пути и с совершением ею ответственных выборов в контексте жизненного самоопределения [4]. Ключевым показателем продуктивности личности в принятии и решении возрастных задач ЭЛР выступает жизненная компетентность, что определяет актуальность изучения ее психологического содержания.

Жизненная компетентность (ЖК) представляет собой системное свойство личности, образованное автобиографическими знаниями, связанными с ними стратегиями решения возрастных задач мотивационно-оценочными суждениями о принятии и решении возрастной задачи, и позволяющее личности достигать максимальной эффективности в решении возрастных, совершать ответственный выбор в пользу влияния на собственную жизнь и осмысленности ее течения.

Психологическое содержание ЖК определяют ее компоненты: когнитивный (знания о задаче и о способах ее решения), аффективный (эмоции и чувства, возникающие в ответ на принятие и решение возрастной задачи), мотивационный (мотивы и устремления в принятии и решении возрастной задачи), поведенческий (стратегии и их реализация в принятии и решении возрастной задачи) компонентов [1].

Вслед за К.А. Абульхановой, М.В. Клементьевой, Е.Е. Сапоговой, к задачам ЭЛР на этапе молодости мы относим следующие: 1) осмысление уникальности и неповторимости своего «Я»; 2) построение самобытно-индивидуального жизненного проекта; 3) стремление увязать воедино мечту и реальность [2].

Становление и функционирование ЖК происходит в принятии и решении задач ЭЛР и связано с последовательным накоплением индивидуального жизненного опыта, репертуара стратегий решения, эмоциональным и мотивационно насыщенным отношением к решению задачи, что составляет внутреннюю резервную возможность развития, позволяющую установить соответствия между запросами личности и осваиваемыми ее ресурсами.

Целью исследования является изучение психологического содержания ЖК в принятии и решении задач ЭЛР.

Гипотезой исследования является предположение о том, что принятие и решение задач ЭЛР в молодости сопровождается содержательными изменениями в когнитивном, аффективном, мотивационном и поведенческом компонентах ЖК.

В исследовании приняли участие молодые люди в возрасте от 18 до 33 лет (N=608), получающие высшее образование, либо осуществляющие различную профессиональную деятельность.

Была использована авторская методика оценки уровня развития ЖК и ее компонентов «Истории из жизни» [3], предполагающая проведение контент-анализа, где компоненты ЖК выступают в качестве К-переменных, внутри которых выделены подкатегории:

• для когнитивного компонента - житейские, научные и архетипические знания;

• для аффективного - отрицательное, положительное эмоциональное отношение;

• для мотивационного - внешняя, внутренняя мотивационная направленность;

• для поведенческого - действие, стратегия и результат реализации [1].

Статистическая обработка осуществлялась с помощью критерия углового

преобразования Фишера (ф*). Для анализа изменений психологического содержания ЖК выборка была разделена на подгруппы: 18-21 год; 22-25лет; 26-29 лет; 30-33 года.

Обнаружены содержательные изменения в становлении ЖК в решении задач ЭЛР в период молодости.

Установлено, что психологическое содержание когнитивного компонента, образовано знаниями о задаче, предполагаемом результате, возможных способах его достижения, например: «Я понимаю, что от меня ожидают», «планирование является инструментом, программирующим движение к намеченным целям», «Уже сейчас я понимаю, что не смогу». Оно отличается неравномерностью. В принятии и решении задач ЭЛР наблюдается переход в частоте языковых презентаций житейских (при р<0,003) и научных знаний (при р<0,001), связанных с индивидуальным жизненным опытом и представлением о нормированном результате, выраженном в абстрактных понятиях, в группе 18-21 - летних к архетипическим знаниям (при р<0,005), источником которых выступают культурные прецеденты в группе 26-33-летних. Для молодых людей в возрасте 22-25 лет источником знаний о себе и своей жизни выступают абстрактные научные категории, социальные экспектации и культурные прецеденты.

Выявлено, что психологическое содержание аффективного компонента ЖК образовано эмоциями и чувствами, отражающими отношение личности к задаче ЭЛР и получаемому результату в соотнесении с желаемым, например, «Разочарование», «Удовлетворение», «Удивление», «Тревога» «Гордость». Оно в равной мере представлено отрицательными и положительными эмоциями для молодых людей 18-29 лет. Однако, после 30 лет наблюдается преобладание языковых презентаций отрицательных эмоций (при р<0,001), что может быть проинтерпретировано как переоценка прошлых результатов в ответ на более очевидную разницу между идеализированным желаемым и реально достигнутым. Подобная картина может также говорить о вступлении личности в нормативный кризис взрослости.

Психологическое содержание мотивационного компонента ЖК образовано устремлениями личности в контексте принятия и решения задач ЭЛР, ее мотивами, целями, личностной вовлеченностью, например, «Для меня важно становиться лучше, чем вчера», «Важно себя понимать», «Необходимо планировать ключевые моменты своей жизни», «Планы всегда надо строить, а там как получится». Наблюдается переход от внутренней мотивационной направленности в 18-25 лет к внешней в 26-33 года (при р<0,001). Это может быть связано с осознание возрастающей роли социальных ожиданий, нормированного результата, признанием того факта, что жизненный путь подчинен не только индивидуальным желаниям и представлениям, но и может быть соотнесен с неким культурным сценарием.

Установлено, что психологическое содержание поведенческого компонента ЖК, образованного совокупностью действий, стратегий и принятых решений в контексте задач ЭЛР, отличается неравномерностью. Так, молодые люди 18-21 года склонны совершать конкретные действия (при р<0,002), которые, по их мнению, приводят к решению задачи и достижению результата (при р<0,001). Однако в 22-29 лет освоение стратегий решения задачи, образованных совокупностью действий (при р<0,002), реализация которых позволит более продуктивно разрешить противоречие между желаемым и действительным, оказывается выраженнее по количеству языковых презентаций. Молодые люди 30-33 лет связывают содержание поведенческого компонента ЖК с завершенными действиями и стратегиями, благодаря которым они преодолели задачи ЭЛР. Примерами языковых презентаций поведенческого компонента ЖК являются: «Давно прогнала своих розовых слонов», «Предпочитаю жить в реальности, но не забываю радовать своего внутреннего

ребенка - не часто», «Не размышляю, работаю и живу», «Я просто живу и наслаждаюсь жизнью», «Ясно ощущаю свою подлинность своего Я, осознаю свою жизненную позицию».

Таким образом, основные изменения в психологическом содержании ЖК в принятии и решении задач ЭЛР связаны с возрастным диапазоном от 26 до 33 лет. В содержании когнитивного и поведенческого компонентов наблюдается обобщение и ориентация на более типичную линию развития, соотнесение своих знаний и результатов с культурным и социальным контекстами. Это находит подтверждение в изменениях аффективного и мотивационного компонентов, когда с возрастом возрастает роль внешней мотивационной направленности, а негативные оценки свершенного открывают перспективы для дальнейшего развития.

Литература

1. Иванкова, Д.Л. Психологическое содержание жизненной компетентности в контексте решения возрастных задач в период ранней взрослости // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2018. Т. 8. Вып. 4. С. 381-395.

2. Иванкова, Д. Л. Жизненная компетентность как ресурс экзистенциально-личностного развития в молодости / Д. Л. Иванкова // Вестник ВятГУ. 2020. №3. С. 146157.

3. Иванкова, Д. Л. Методика оценки жизненной компетентности [Электронный ресурс] / Д. Л. Иванкова // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. 2019. № 3 (март). ART 2709.

4. Клементьева М.В. «Подлинное Я» как предиктор формирующейся взрослости студентов // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 3. C. 64—74. DOI: https://doi. org/10.17759/pse.2020250306

УДК 159.9

МОТИВАЦИЯ КАК ПРЕДИКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ПРОЕКТОВ В ЮНОСТИ, МОЛОДОСТИ И СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

Рязанцева Евгения Юрьевна - ассистент кафедры психологии, Тульский государственный университет, г. Тула, Россия^-таП: evgenia2054@yandex.ru

Аннотация

В статье представлено эмпирическое исследование мотивационных предикторов формирования личностных проектов в юности, молодости и средней взрослости. Выявлены мотивационные предикторы (автономная мотивация и мотивация стремления к успеху) формирования личностных проектов, определяющие их успешность. Их вклад существенно увеличивается после 26 лет.

Ключевые слова: личностный проект, мотивационные предикторы, юность, молодость, мотивация стремления к успеху, автономная мотивация

PSYCHOLOGICAL CONTENT OF PERSONAL PROJECTS OF YOUNG RUSSIAN AND SPANISH

Ryazantseva Evgenia Yurevna- Assistant of the Department of Psychology, Tula State University, Tula, Russia, e-mail: evgenia2054@yandex.ru

Abstract

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.