Научная статья на тему 'Психологическое содержание старательского труда'

Психологическое содержание старательского труда Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
398
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТАРАТЕЛЬСКИЙ ТРУД / DESCRIPTION OF WORK / WORK OF GOLD MINER / PSYCHOLOGICAL CONTENT OF THE WORK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бондарчук Наталья Васильевна

В статье изложены основные аспекты психологического изучения старательского труда. Обозначена теоретическая и практическая актуальность психологического описания и изучения труда старателей. Дано определение понятия «психологическое содержание трудовой деятельности». Приведены результаты анализа объективной и субъективной составляющих психологического содержания старательского труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological content of gold miners work

This article outlines the main aspects of the psychological study of gold miners work. Denotes the theoretical and practical relevance of psychological description and study of the labor of miners. The definition of the concept of «psychological content of the work» is presented. Results of the analysis of the objective and subjective components of the psychological content of gold miner work are showed.

Текст научной работы на тему «Психологическое содержание старательского труда»

Организационная психология. 2013. Т. 3. №1. С. 78-94

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

www.orgpsyjournal.hse.ru

Психологическое содержание старательского труда

БОНДАРЧУК Наталья Васильевна

Магаданский институт экономики Санкт-Петербургского университета управления и экономики, Магадан, Россия

В статье изложены основные аспекты психологического изучения старательского труда. Обозначена теоретическая и практическая актуальность психологического описания и изучения труда старателей. Дано определение понятия «психологическое содержание трудовой деятельности». Приведены результаты анализа объективной и субъективной составляющих психологического содержания старательского труда.

Ключевые слова: психологическое содержание трудовой деятельности; старательский труд.

Психологическое содержание трудовой деятельности

В связи с широким распространением старательского труда на территории Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Северо-Востока (сегодня большая часть золота в Российской Федерации добывается старательскими артелями) необходимы, с одной стороны, определение путей оптимизации форм и способов организации данного вида труда, с другой стороны, - разработка рекомендаций по снижению утомляемости и повышению эффективности профессиональной деятельности. Современная артель является технически оснащенным золотодобывающим предприятием (от 30 до 500 человек), сотрудники которого работают в специфических и отчасти экстремальных условиях. Широких исследований психологического содержания старательского труда до сих пор не проводилось, поэтому необходимо выделить и практический, и теоретический аспекты актуальности изучаемой проблемы.

В современных экономических условиях старательские артели осуществляют свою деятельность преимущественно в условиях дефицита денежных средств, часто оказываются финансово нестабильными и малоперспективными для специалистов. Это привело к тому, что сократилось число желающих работать в артелях, старательский труд стал менее привлекателен для специалистов. Кроме того, старательский труд осуществляется в условиях, большая часть которых может быть названа экстремальными (особыми, трудными, наряженными). К условиям труда в старательской артели трудно быстро адаптироваться и также трудно вновь привыкать к социальному окружению (семья, родственники, друзья, коллеги на новой временной работе) после окончания рабочего сезона. В последнее время наблюдается высокая текучесть кадров, что свидетельствует о неудовлетворенности работников условиями труда.

Адрес: 685000, Магадан, Пролетарская ул., 11. E-mail: ptichka1280@mail.ru

78

Организационная психология. 2013. Т. 3. №1

www.orgpsyjournal.hse.ru

Сегодня артели остро нуждаются в специалистах различных профилей. Большую часть сотрудников артелей составляют иностранцы (граждане стран ближнего зарубежья: украинцы, молдаване, белорусы), которые соглашаются работать на худших, чем россияне, условиях. С одной стороны, они являются материально заинтересованными сотрудниками, ответственно выполняют свою работу, с другой стороны, очень часто они являются малоподготовленными к работе с техникой, не знают специфики технологического процесса. В результате в артелях часто случаются аварии, травмы, вывод оборудования из строя, простои техники. Изучение психологического содержания старательского труда позволяет выявить психологические проблемы организации трудовой деятельности старателей и способствовать выработке рекомендаций по ее оптимизации, в частности, по профилактике неблагоприятных функциональных состояний, нормированию режимов труда и отдыха, обеспечению более полноценного образа жизни в период рабочего сезона, разрешению конфликтов и управлению.

В настоящее время профессиональная психология располагает рядом работ, которые посвящены изучению индивидуального и коллективного субъектов труда в особых (экстремальных) условиях жизнедеятельности (Донцов, 1977; Дьяченко, 1985; Журавлев, 2005; Лебедев, 1989; Маркова, 1996; Стрелков, 1999 и др.). Во многих работах внимание исследователей направлено на изучение индивидуальной и групповой деятельности летчиков, космонавтов, полярников, машинистов локомотивов, моряков, лоцманов, операторов движения судов, судоводителей, инспекторов рыбоохраны, специалистов-спасателей и др. Изучение психологического содержания старательского труда предопределило необходимость рассмотрения концепций, описывающих труд различных специалистов, и определения возможности распространения некоторых положений данных теорий на изучение труда старателей. Большинство релевантных работ посвящено одной профессии или их небольшой группе. Наше исследование было направлено на изучение труда большого количества разнотипных профессионалов (более 40 профессий), находящихся в сходных условиях и занятых совместной деятельностью. Поэтому было необходимо на основе большого количества работ по изучению психологического содержания разнообразной профессиональной деятельности операционализировать понятие «психологическое содержание труда» и использовать его для описания объективной и изучения субъективной составляющих психологического содержания старательского труда.

Теоретический анализ подходов к пониманию и изучению трудовой деятельности, как к динамической системе активных взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых действующий субъект целенаправленно и сознательно отражает и преобразует объективную действительность (Абульханова-Славская, 1980; Ананьев, 2001; Брушлинский, 2003; Леонтьев, 1975; Ломов, 1999; Шадриков, 1982; Климов, 1988; Иванова, 2006; Моросанова, 2003; Стрелков, 1999; Серкин, 2005, 2011 и др.), позволяет сделать следующий вывод: психологическое понимание трудовой деятельности основано на взаимосвязи категорий «деятельность» и «психическое отражение», что позволяет рассматривать в деятельности тот аспект, который связан с изучением различных форм, видов и уровней субъективного отражения объективной действительности действующим человеком. При этом, психическое отражение, понимаемое как субъективный образ объективной действительности, открывает возможность психологического анализа, прежде всего, субъективного плана деятельности. Другими словами, трудовая деятельность человека предполагает его вовлечение в субъектно-объектные и субъектно-субъектные связи. В результате активного отражения субъектно-объектных и субъектно-субъектных связей, возникающих в трудовой деятельности, у человека формируется и развивается психический образ действительности, и, соот-

79

Организационная психология. 2013. Т. 3. №1

www.orgpsyjournal.hse.ru

ветственно, субъективная позиция и отношение к этим системам субъектно-субъектных и субъектно-объектных взаимосвязей. Отношение человека является атрибутом любой связи человека, то есть находит конкретное воплощение в любых контактах, взаимодействиях человека с человеком, материальными и идеальными вещами и явлениями. Субъективное отношение включает в себя и отношение человека к себе, и отношение к другим, и к миру в целом. Субъективная система отношений человека к действительности направляет его активность, оказывает влияние на исполнение и результаты совместной деятельности.

При таком определении трудовой деятельности задачей ее психологического изучения является раскрытие того, как в процессе этой деятельности осуществляется субъективное отражение действительности (как происходит появление психического образа) и каков механизм психической регуляции деятельности (как происходит реализация опосредованных психическим образом отношений субъекта в предметной действительности). Реализация данной задачи психологического исследования трудовой деятельности осуществляется именно через анализ субъектно-объектных и субъектно-субъектных взаимосвязей, всегда актуализирующихся в конкретной трудовой деятельности. Изучение индивидуального субъекта трудовой деятельности с позиций субъектно-деятельностного и системнодеятельностного подходов (Абульханова-Славская, 1980; Ананьев, 2001; Брушлинский, 2003; Иванова, 2000; Климов, 1988; Леонтьев, 1975; Ломов. 1999; Шадриков, 1982; Рубинштейн, 2002; Обозов, 1981 и др.), предполагает рассмотрение как характеристик человека, специфичных для конкретного труда, так и характеристик профессии как трудового поста в их взаимосвязи. Другими словами, можно говорить об анализе субъектно-объектных взаимосвязей при изучении субъекта труда.

Анализ субъектно-объектных взаимосвязей позволяет рассматривать различные уровни организации заданной объективно социальной и технической реальности в неразрывной связи с признаками (характеристиками) субъекта труда. При этом субъект труда выступает в неразрывном единстве личностных, профессионально-психологических, психофизиологических и индивидуально-типологических качеств. Выделенные из нормативнотехнологической структуры профессии компоненты объекта труда выступают как нормативно-ориентирующие субъекта труда признаки. Эти признаки являются основанием для обозначения целей его деятельности, психологических действий, которые должны им реализовываться в деятельности, и актуализируемых при этом психических и психофизиологических процессов, протекание которых обеспечивается специфическими профессионально важными качествами. Причем необходим анализ операционно-технологической структуры именно тех этапов профессионального труда, в которых сконцентрирована основная сущность и сложность данной профессии и от которых в большей степени зависит результат деятельности человека.

Это позволяет раскрыть особенности отражения субъектом труда объективной реальности и определить степень адекватности этого отражения, то есть определить характер и соотношение личностных и предметных взаимодействий, и в результате, выстроить психологическую структуру деятельности субъекта труда. Данный анализ позволяет выйти на уровень отношений субъекта к предметному миру. Эти отношения детерминируются с одной стороны, объективными параметрами предметной действительности, а с другой, образом, субъективно отраженной человеком действительности.

При изучении индивидуального субъекта труда важно понимать, что, он в большинстве случаев, трудится совместно с другими людьми, образуя с ними разнообразные общности, которые представлены в виде коллективных (групповых) субъектов труда (Абульханова-Славская, 1980; Брушлинский, 2002; Журавлев, 2005; Петровский, 1978; Уманский, 1977;

80

Организационная психология. 2013. Т. 3. №1

www.orgpsyjournal.hse.ru

Argyle, 1972 и др.). К.А. Абульханова-Славская отмечает, что особенностью деятельности как человеческой формы активности является то, что ее субъектом всегда бывает некоторая совокупность непосредственно кооперированных или опосредованно связанных общественными отношениями индивидов. Она пишет: «Вне этих связей любая активность единичного индивида деятельностью не становится» (Абульханова-Славская, 1980, С. 18).

При этом, становясь субъектом совместной деятельности, человек приобретает качества (свойства), формирование и развитие которых обусловлено его включением в совместную деятельность в конкретном трудовом коллективе. Взаимодействие индивидов на основе общественной организации их деятельности создает качественно иного субъекта, «понять» которого возможно через анализ тех связей, отношений, в которые он включен, будучи элементом коллективного субъекта. Таким образом, рассмотрение индивидуального субъекта труда в отрыве от группы, в которой разворачивается деятельность данного субъекта, в которой субъекты являются взаимосвязанными и взаимозависимыми, делает психологический анализ трудовой деятельности неполным. Анализ коллективного субъекта позволяет выходить на уровень индивидуального субъекта в его субъектно-объектных и субъектно-субъектных взаимосвязях.

Так, человек, являясь, элементом коллективного субъекта, реализующего совместную деятельность, вовлекается в различные субъектно-субъектные связи, которые реализуются во взаимодействии, межличностных отношениях, общении. С одной стороны, эти субъектносубъектные взаимосвязи детерминируются предметным содержанием, характером, формой организации совместной деятельности. С другой стороны, вовлекаясь в совместную деятельность, человек как активный субъект деятельности занимает определенную субъективную позицию, вырабатывает определенное отношение к этой совместной деятельности и тем субъектно-субъектным взаимосвязям, которые ее характеризуют. В свою очередь, это субъективное отношение оказывает влияние и на сам процесс деятельности, на ее результат, и на взаимоотношения людей в совместной деятельности. Таким образом, взаимоотношения людей в совместной деятельности (субъектно-субъектные взаимосвязи), реализуемые через межличностные отношения, взаимодействие, общение детерминируются, с одной стороны, содержанием и организацией этой совместной деятельности, а с другой, совокупностью отношений человека к этой совместной деятельности.

Анализ субъектно-субъектных взаимосвязей предполагает изучение взаимоотношений между людьми в совместной деятельности, которые также, с одной стороны, детерминируются внешне (содержанием предметной деятельности, задачей, инструкцией, формой организации), а с другой, внутренне (субъективным отношением человека к этой деятельности). Данные взаимосвязи включают в себя не только отношения человека с другим человеком, но и отношение к самому себе (самоотношение). Субъектно-субъектные отношения позволяют раскрыть, с одной стороны, особенности общения, и особенности и качества деятельности (субъективные параметры деятельности), с другой.

В субъектно-объектных и субъектно-субъектных взаимосвязях человек как индивидуальность соотносит себя: со специфическими внешними условиями; с трудовыми, профессиональными, технологическими системами; с социальными структурами, процессами, другими субъектами; с социумом, совокупностью условий жизни. Анализ этих взаимосвязей позволяет раскрыть характер отношения субъекта труда к своей деятельности, к предметам и орудиям труда, к людям, с которыми он работает; степень осознанности социальной ценности выполняемой им работы; меру удовлетворенности своим трудом и производственными условиями; степень инициативности и активности субъекта труда.

81

Организационная психология. 2013. Т. 3. №1

www.orgpsyjournal.hse.ru

Таким образом, анализ субъектно-объектных и субъектно-субъектных взаимосвязей позволяет понять, как в сознании субъекта преломляется действительность (предметный мир, другие люди), и как отраженный в сознании субъективный образ этой действительности влияет на реализацию отношений с действительностью (предметной деятельностью, которая является совместной) (Иванова, 2000; Климов, 1988).

На наш взгляд, психологическое содержание трудовой деятельности раскрывается через анализ субъектно-объектных и субъектно-субъектных взаимосвязей и представлено отраженным в сознании субъекта труда образом действительности, отношением к действительности, состояниями и индивидуально-психологическими особенностями, которые наряду с предметным содержанием и условиями деятельности, направляют и регулируют трудовую деятельность субъекта. Изучение психологического содержания трудовой деятельности предполагает анализ объективных и субъективных параметров деятельности в их взаимосвязи.

Психологическое изучение и описание объективных параметров

старательского труда

Для изучения, описания и анализа объективной составляющей старательского труда нами предложена схема, разработанная на основе схем изучения профессий и профессиональных общностей, разработанных Е.М. Ивановой (2006), А.К. Марковой (1996), В.П. Серкиным (2011), Е.А. Климовым (1988), Е.С. Романовой (1990), Г.А. Суворовой (1990). Данная схема включает в себя следующие разделы.

1. Сведения о старательском труде, артелях (история старательского труда, перспективы развития старательского труда, социально-экономические характеристики труда и востребованность на рынке труда).

2. Общее описание организации и операционально-технологической структуры труда старателей (технология работы, технологический процесс, предмет и средства труда; организация и кооперация труда: формы индивидуальной, совместной, групповой деятельности, преобладающие в данном труде; субординация и иерархия подчинения; должностные функциональные обязанности работников).

3. Описание профессиональной - предметной, информационной, социально-контактной - среды работников старательской артели: условия труда (режим труда и отдыха, возможности их варьирования); санитарно-гигиенические факторы труда; интенсивность, темп труда и продолжительность нагрузки; особенности оплаты труда, социальные гарантии, охрана труда; травмоопасность; характеристика социального окружения; информационная среда, специфические опасные условия работы.

Для описания старательского труда согласно данной схеме применялись такие методы исследования, как: сбор сведений о старательском труде (теоретический анализ источников), анализ документации, наблюдение, опрос (анкета и беседа).

Нами рассмотрены значения понятий «артель», «старатель» и «старательская работа», а также прослежена история золотодобычи и образования старательских артелей в России. Обозначены основные проблемы золотодобывающих предприятий в современных социально-экономических условиях. На сегодня старательские артели представляют собой золотодобывающие предприятия, которые осуществляют свою деятельность преимущественно в условиях дефицита денежных ресурсов. Золотодобывающие предприятия часто оказываются финансово нестабильными, ненадежными, малоперспективными и малопри-

82

Организационная психология. 2013. Т. 3. №1

www.orgpsyjournal.hse.ru

влекательными для специалистов соответствующего профиля. Для старательской артели характерны такие формы организации труда и выполнения работ, как разделение труда и кооперация. В частности, в старательской артели применяются такие виды разделения труда, как: технологическое, функциональное и профессионально-квалификационное. При технологическом разделении труда выделяются следующие стадии технологического процесса по добыче золотосодержащего концентрата: геологическое изучение и разведка месторождений драгоценных металлов; добыча пород, содержащих драгоценный металл; съем золотосодержащих песков и их доставка в шлихообогатительное управление; первичная обработка золотосодержащего концентрата.

Функциональное разделение труда предполагает объединение работников внутри артели в соответствии с возложенными на них функциями в три группы: административноуправленческий персонал; инженерно-технические работники и служащие, осуществляющие различные функции управления производством; рабочие, являющиеся непосредственными исполнителями процесса добычи металла. В свою очередь, по роли в процессе производства сотрудники каждой из трех групп подразделяются на основных (основная старательская служба) и обслуживающих (вспомогательная старательская служба). Помимо этого, нами осуществлен анализ и описание содержания труда по целям, предметам, средствам, способам и условиям в двух старательских службах: основной и вспомогательной. Профессионально-квалификационное разделение труда заключается в делении работающих специалистов по профессиям и сложности труда. В ходе исследования нами описаны тарифно-квалификационные характеристики по содержанию труда всех задействованных в артели профессий.

Разделение и кооперация труда в старательской артели тесно взаимосвязаны: чем глубже разделение труда, тем шире его кооперация. Разделение и кооперация труда в артели предполагают две его формы организации: индивидуальную и коллективную. Для старательской артели в большей степени характерна коллективная форма организации труда. При коллективной форме организации труда рабочие объединяются в службы, бригады (производственные коллективы). Бригады создаются для выполнения заданий, требующих совместной деятельности нескольких человек. В бригаду включаются рабочие, результатом труда которых служит какой-то законченный продукт (определенное количество добытых песков, отремонтированное оборудование). Каждой службой руководит начальник (начальник участка, заведующий гаражом, главный геолог, горный инженер и так далее), который дает службе (бригаде) наряд-задание, следит за его выполнением, контролирует процесс, вносит коррективы, распределяет ответственность.

Данная форма организации труда характеризуется постоянными контактами большинства членов коллектива, взаимодействием и взаимосвязанностью членов артели. При данной форме организации труда действия одного участника невозможны без одновременных или предшествовавших действий других членов группы, то есть члены артели являются взаимосвязанными друг с другом и взаимозависимыми друг от друга. Взаимосвязанность здесь опосредована дополнительно и орудием труда (средством реализации совместных действий), и содержанием совместной деятельности. В старательской артели службы постоянно взаимодействуют друг с другом по поводу текущего ремонта технологического оборудования (техника, используемая в большинстве артелей, находится в изношенном состоянии), непредвиденных и аварийных ситуаций (например, авария на дороге, затопление промывочного прибора в результате длительных проливных дождей, авария в цеху и так далее), организации быта. Важным при взаимодействии служб является умение сообщить о проблеме (неисправности, изменениях в технологическом процессе), то есть четко сформу-

83

Организационная психология. 2013. Т. 3. №1

www.orgpsyjournal.hse.ru

лировать задание (задачу) перед коллегами (ремонтной службой, начальниками); быстрое реагирование и принятие решений (как для руководящего звена, так и для рабочих); распределение функций для быстрого решения проблемы, устранения неисправности. Все это требует от работников артели согласованности (сработанности) в выполнении действий, которые во многом зависят от терпения, взаимопонимания, готовности к взаимопомощи сотрудников артели, и определяют результативность производства.

Результаты анализа нормативно-правовой документации (Устав предприятия, трудовой договор, должностные инструкции, правила техники безопасности, акты по авариям и браку, акты нарушений и другие документы), регламентирующей деятельность работников старательской артели, наблюдения и беседы с работниками позволили выделить следующие характеристики профессиональной среды старателей:

1) длительный, активный и сезонный характер деятельности;

2) ограниченность периода времени, в который возможно достижение цели (добычи золота), напряженность графика работы (суточного, недельного, сезонного);

3) дефицит времени, необходимого для восстановления сил, отдыха;

4) отсутствие условий для полноценного активного отдыха;

5) большие физические нагрузки (для большинства работающих в артели специалистов);

6) угроза для здоровья и жизни (изношенная техника, низкая квалификация персонала, негативные природные условия повышают риск возникновения производственного травматизма, заболеваний, несчастных случаев);

7) наличие ситуаций неопределенности, неожиданности (неизвестно в какой момент выйдет из строя оборудование, случится авария, заплатят или нет заработную плату, рентабелен или нерентабелен сезон и пр.);

8) риск оказаться без денежного расчета в конце рабочего сезона;

9) информационная изоляция - ограничение различных видов информации (личной, специальной, массовой), особенно для работающих на участках, полигонах;

10) длительная групповая изоляция (в течение рабочего сезона старатели находятся в небольших изолированных группах, в отрыве от дома, семьи);

11) длительная монотонность выполняемых действий, операций, обстановки;

12) негативное влияние неблагоприятных природных, климатических условий (как на человека, так и на технологический процесс);

13) авторитарный стиль руководства (руководитель без объяснений и обсуждений решает вопрос о назначении повышающего или понижающего коэффициента, принимает все решения, применяет жесткие санкции).

Анализ работ, посвященных выделению и описанию экстремальных факторов труда (Дьяченко,1985; Маркова, 1996; Лебедев, 1989; Бодров, 2006; Леонова, 1993; Kahn, 1970 и др.) позволяет нам квалифицировать условия работы в старательской артели как экстремальные (особые, трудные, напряженные).

Субъективные параметры старательского труда

Изучение субъективных параметров старательского труда предполагает анализ представлений старателей об условиях их индивидуальной и совместной деятельности, а также их субъективного отношения к этим условиям; личностных особенностей и психических состояний работников старательской артели. Эмпирические данные были получены нами в ходе обследования работников различных специальностей двух артелей Магаданской

84

Организационная психология. 2013. Т. 3. №1

www.orgpsyjournal.hse.ru

области (всего 99 человек в возрасте от 18 до 63 лет, из них 66 мужчин и 33 женщины). В выборку вошли сотрудники с разным стажем работы в старательских артелях; имевшие опыт работы как в одной, так и в разных старательских артелях; проживающие как на территории Магаданской области, так и прибывшие из отдаленных городов и государств (центральные районы страны, Украина, Белоруссия, Молдова).

Для изучения представлений старателей о себе, об условиях их индивидуальной и совместной деятельности, их образе жизни, а также субъективного отношения к этим условиям были использованы: разработанная согласно задачам исследования анкета; методика «Незаконченные предложения»; специализированный семантический дифференциал (СД) В.П. Серкина (2008), направленный на оценку образа жизни, работы и профессионала; тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева; методика диагностики уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера в адаптации Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинда; методика определения направленности личности (ориентационная анкета) Б.М. Басса в модификации В. Смейкала и М. Кучера.

Для диагностики психических и психофизиологических состояний работников старательской артели нами были использованы анкетирование (один из блоков анкеты, направленный на получение субъективной оценки старателями их физического и психического состояния), проективная методика «Hand-test» (тест руки) Э. Вагнера (в адаптации Т.Н. Курбатовой), проективная методика «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич.

В результате обработки и анализа полученных данных мы можем констатировать, что для работников старательской артели характерны следующие представления старателей об условиях их труда, их образе жизни, себе как представителях профессиональной группы старателей и о своих личностных особенностях. Испытуемые оценивают понятие «старательская работа» (таблица 1) с использованием преимущественно отрицательных характеристик. Так, согласно данным, полученных с помощью методик СД и «Незаконченные предложения» (наиболее частотные ответы) старатели оценивают их труд как тяжелый, напряженный, утомительный, низкооплачиваемый, опасный, сезонный, неблагодарный, негарантированный, монотонный, авторитарный, ненормированный, коллективный, предполагающий многофункциональность специалистов.

Понятие «старатель» испытуемые оценивают (таблица 2) с использованием дескрипторов, характеризующих преимущественно деловые качества работника (опыт, ответственность, исполнительность) и оценочные характеристики отрицательной валентности (наемный раб, трудяга, черный человек с неустроенным бытом, не имеющий выходных, праздников, нормального отдыха и семьи, рискующий не получить расчет, потерять семью, здоровье).

Таблица 1. Семантическая универсалия оценки понятия «Старательская работа» (по 90% интервалу)

Признак Вес признака

Напряженная 2.41

Тяжелая 2.59

Коллективная 2.32

Связанная с людьми 2.59

85

Организационная психология. 2013. Т. 3. №1

www.orgpsyjournal.hse.ru

Таблица 2. Семантические универсалии оценки понятия «Старатель» и «Не старатель», полученные на группе старателей (по 90% интервалу)

Понятие «Старатель» Понятие «Не старатель»

Признак Вес признака Признак Вес признака

Знающий 2.00 Способный 1.26

Ответственный 2.03 Образованный 1.47

Умелый 1.76 Умелый 1.21

Выполняющий 2.09 Обычный 1.21

Опытный 2.06 Востребованный 1.32

Добросовестный 2.03 Внимательный 1.26

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заинтересованный 2.18 Практик 1.16

Работоспособный 2.47 Развивающийся 1.37

Подготовленный 2.00 Дружелюбный 1.26

Уважаемый 1.21

Таблица 3. Семантические универсалии оценки понятия «Образ жизни» и «Образ жизни в период рабочего сезона», полученные на группе старателей (по 90%-му интервалу)

Понятие «Образ жизни» Понятие «Образ жизни в период рабочего сезона»

Признак Вес признака Признак Вес признака

Активный 1.97 Активный 2.68

Достойный 1.71 Динамичный 1.58

Дружеский 2.18

Понимающий 1.79

Напряженный 1.88 Напряженный 2.47

Подвижный 1.94 Подвижный 2.00

Нравственный 1.76

Положительный 2.06

Ответственный 2.09

Сытый 1.85

Характеризуя свой образ жизни в период рабочего сезона (таблица 3), старатели используют следующие дескрипторы: динамичный, активный, напряженный и подвижный. Основными особенностями своего образа жизни испытуемые считают (наиболее частотные ответы анкетного опроса): длительную оторванность от дома и семьи, отсутствие выходных и праздничных дней, напряженный график работы, замкнутое пространство в течение рабочего сезона, отсутствие свободного времени, проведение большей части времени на производстве.

Характеристики образа жизни животного (методика «Несуществующее животное»), показали, что при описании места жительства животного испытуемые часто используют дескрипторы той местности и предметов, с которыми связаны большая часть их жизни, их работа и быт (трасса, артель, горы, глухой лес, машина, полигон, земля). «Обычное» занятие животного также отражает жизнь старателей в период рабочего сезона (работает, старается, помогает тем, кто попал в беду, роет, ест, пьет), их неудовлетворенные потребности (воспитывает, ищет общения, гуляет).

86

Организационная психология. 2013. Т. 3. №1

www.orgpsyjournal.hse.ru

Таким образом, оценки испытуемыми своей работы, фигуры старателя и образа жизни в период рабочего сезона, полученные нами в ходе бесед, анкетирования, а также с помощью методик СД, «Незаконченные предложения», «Несуществующее животное», отражают, на наш взгляд, объективные параметры старательского труда. Так, например, выделенные нами объективные параметры старательского труда включают: длительный, активный и сезонный характер деятельности, напряженность графика работы (суточного, недельного, сезонного); дефицит времени, необходимого для восстановления сил, отдыха; отсутствие условий для полноценного активного отдыха; большие физические нагрузки; риск оказаться без денежного расчета в конце рабочего сезона; информационная и социальная изоляция; длительная монотонность выполняемых действий, операций, обстановки; авторитарный стиль руководства; коллективная форма организации труда.

В целом, представления испытуемых о старательском труде, старателе и их образе жизни в период рабочего сезона характеризуются преимущественно отрицательными показателями. Это подтверждается большей положительной оценкой таких понятий как: «не старатель» (таблица 2), «образ жизни» (таблица 3) и «не старательский труд». Так, понятие «не старатель» описывается испытуемыми (90% универсалия и наиболее частотные ответы в анкетах) с использованием характеристик, свидетельствующих о социальных качествах, социальной востребованности, социальном статусе работника (востребованный, образованный, развивающийся, уважаемый, свободный, умный, обычный, независимый, белый человек, с устроенным бытом, ежемесячной заработной платой, социальными гарантиями и семьей). Понятие «образ жизни» оценивается испытуемыми более положительно, нежели понятие «образ жизни в период рабочего сезона», и характеризуется такими дескрипторами как: достойный, дружеский, нравственный, понимающий, положительный, ответственный, сытый. Не старательский труд оценивается испытуемыми как нормальный, обычный, оплачиваемый ежемесячно, восьмичасовой (методика «Незаконченные предложения»).

Результаты факторного анализа (метод главных компонент с вращением Varimax, все факторные модели объясняют не менее 70% общей дисперсии исходных переменных) позволяют отметить, что существуют различия в факторных структурах семантических пространств понятий «образ жизни» и «образ жизни в период рабочего сезона». Так, оценка своего образа жизни старателями факторизуется по осям: достойный - недостойный, полноценный - неполноценный, дружеский - враждебный, стабильный - нестабильный, гражданский - военный, щедрый - скупой, мягкий - жесткий, зависимый - независимый. Оценка своего образа жизни в период рабочего сезона старателями факторизуется по осям: полноценный - неполноценный, осмысленный - бессмысленный, положительный - отрицательный, насыщенный - ненасыщенный, открытый - замкнутый, динамичный - статичный. Нами обнаружены также различия в факторных структурах семантических пространств понятий «старатель» и «не старатель». Оценка испытуемыми понятия «старатель» факторизуется по осям: компетентный - некомпетентный, инициативный - безынициативный, умелый -неумелый, рискующий - нерискующий, удачливый - неудачник, надежный - ненадежный, опытный - неопытный, надеющийся - ненадеющийся. Оценка испытуемыми понятия «не старатель» факторизуется по осям: профессиональный - непрофессиональный, уверенный - неуверенный, скептик - неосторожный, ригидный - лабильный, человечный - нечеловечный, адаптивный - неадаптивный.

Таким образом, представления испытуемых о старательском труде, старателях и образе жизни в период рабочего сезона отличаются от их представлений о «не старателях», «нестарательском» труде и образе жизни и включают в себя более негативные характеристики, нежели последние. Для работников старательской артели характерно негативное отношение

87

Организационная психология. 2013. Т. 3. №1

www.orgpsyjournal.hse.ru

Таблица 4. Средние значения показателей субшкал теста СЖО

Группы Субшкалы Объем

Общий показатель ОЖ Цели Процесс Результат Локус контроля - Я Локус контроля - жизнь выборки

Мужчины 91.63 28.96 25.71* 20.75* 18.88 24.46* n = 24

Женщины 86.90 31.30 27.80 18.30* 18.30 22.50* n = 10

Примечание. * - средние арифметические значения, которые попадают в диапазон низких значений при сопоставлении с тестовыми нормами (средними и стандартными отклонениями).

Таблица 5. Результаты по методике УСК (N = 34)

Показатель 1-ИО 2-ИД 3-ИН 4-ИП 5-ИС 6-ИМ 7-ИЗ

Х 8.4* -0.4 1.5 0.7* 5 1.9 -0.3*

Х (тестовая норма) 33.4 6.2 8.4 11.8 3.6 2.4 4.4

Z (тестовая норма) 23.4 8.3 7.9 8.4 7.1 4.4 3.5

Примечание. * - средние арифметические значения, которые попадают в диапазон низких значений при сопоставлении с тестовыми нормами (средними и стандартными отклонениями). 1-ИО - Общая интернальность, 2-ИД - Интернальность в области достижений, 3-ИН - Интернальность в области неудач, 4-ИП - Интернальность в области производственных отношений, 5-ИС - Интернальность в области семейных отношений, 6-ИМ - Интернальность в области межличностных отношений, 7-ИЗ -Интернальность в области здоровья и болезни.

к старательскому труду, своему образу жизни и неудовлетворенность своей жизнью. В частности, результаты анкетного опроса (описательная статистика и непараметрический критерий х2 Пирсона) свидетельствуют о том, что большую часть работников старательской артели не устраивает их место работы (63.7% обследованных), они испытывают недовольство условиями труда и быта в артели (режимом труда и отдыха (73.1%), особенностями оплаты труда (70.5%), безопасностью труда на рабочем месте (59%), дополнительными обязанностями) и хотели бы сменить данное место работы (64.2%). 70.1% испытуемых сталкивались с ситуацией невыплаты заработной платы по окончании рабочего сезона. Единственное, что привлекает работников артели в их труде, это работа по специальности (профессия) и надежда на высокую заработную плату. При этом, высокая заработная плата при объективно трудных, напряженных условиях труда, скорее всего, рассматривается работниками не как достойное признание, а как компенсация за тяготы и лишения, что понижает удовлетворенность трудом.

Полученные нами данные с помощью теста СЖО (таблица 4) свидетельствуют о том, что для исследуемой выборки характерны неудовлетворенность прожитой частью жизни (которая ощущается ими как непродуктивно прожитая) и своей жизнью в настоящем, ощущение неуспешности осуществления самого себя в настоящей жизни и повседневной деятельности, восприятие самого процесса жизни как неинтересного, эмоционально ненасыщенного и не наполненного смыслом. При этом остается открытым вопрос о том, что же придает смысл их жизни? Возможно, нацеленность в будущее (после денежного расчета), ожидания (высокой заработной платы) и планы (крупные приобретения, ремонт жилья) придают жизни осмысленность, целенаправленность и временную перспективу. Кроме того, данные, полученные с помощью тестов СЖО и УСК (таблицы 4 и 5) показали, что для испытуемых характерна неуверенность в принципиальной возможности самостоятельного осуществления жизненного выбора, свободного принятия решений и воплощения их в жизнь, контроля своей жизни (результаты по шкале «Общая интернальность»

88

Организационная психология. 2013. Т. 3. №1

www.orgpsyjournal.hse.ru

Таблица 6. Результаты по методике «Определение направленности личности»

Название факторов Количество человек, Процентные Критерий %2 Пирсона

выбравших ведущим доли

фактором один из трех

Фактор 1 - НС (направленность на себя) 10 29.4% различия между частотами

Фактор 2 - НО (направленность на общение) 4 11.8% встречаемости отаэтсш

статистически значимы

Фактор 3 - НД (направленность на дело, задачу) 20 58.8% (2 (116л 2 (991)

(Х эмп ( .) Х кр (. ) при

р < 0.01)

коррелируют с результатами по субшкале «Локус контроля - жизнь, или управляемость жизнью» методики СЖО, коэффициент Пирсона r = 0.67 при р < 0.01). Работники старательской артели осуществляют деятельность в условиях, в которых результат труда и оплата труда в большей степени зависят от ряда внешних факторов (совместных усилий всех специалистов, погодных условий, исправности техники, состояния месторождений, решений руководителя), чем от самого старателя как индивидуального субъекта труда. В таких условиях деятельности работники могут в большей степени ощущать себя пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств, нежели активным субъектом собственной деятельности.

Таким образом, негативное отношение большинства испытуемых к условиям труда и быта в старательской артели, а также неудовлетворенность жизнью в настоящем могут быть обусловлены влиянием, с одной стороны, особых, объективно трудных, напряженных и некомфортных условий труда, а с другой, - влиянием представлений старателей о своей жизни и условиях труда как тяжелых, неудовлетворяющих многие потребности, недостойных и представлений о себе как наемном труженике, несвободном, пассивном субъекте собственной деятельности, рискующим многое потерять (и имеющим такой опыт).

Изучение направленности старателей в их деятельности (таблица 6) показало, что для них в большей степени характерна направленность на дело (задачу) и на себя, нежели на общение. Испытуемые заинтересованы в решении деловых проблем, выполнении работы как можно лучше, ориентированы на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. Для испытуемых характерен определенный формализм во взаимоотношениях с людьми, сдержанная позиция в поддержании эмоционального контакта и осуществление коммуникации преимущественно на деловом уровне. Испытуемые больше ориентированы на конечный результат совместной деятельности, чем на сам ее процесс. Это может быть обусловлено заинтересованностью старателей в результате труда, который измеряется вознаграждением по окончании рабочего сезона и зависит, по мнению старателей, не только от погодных условий, состояния золотосодержащей породы, решений руководителя, но и от количества и качества, выполняемых специалистами работ.

Доминирование у старателей направленности на дело (задачу) и на себя может быть обусловлено, с одной стороны, объективными требованиями организации труда в старательской артели. Коллективная форма организации и содержание труда в старательской артели требует от сотрудников сплоченности, слаженного взаимодействия, умения выстраивать отношения на деловом уровне. С другой стороны, данная направленность определяется представлениями старателей о результате труда, как зависящем от эффективного взаимодействия с другими. Согласно результатам анкетного опроса, испытуемые считают, что эффективность их деятельности и результат труда зависят от их взаимодействия с другими

89

Организационная психология. 2013. Т. 3. №1

www.orgpsyjournal.hse.ru

Таблица 7. Результаты методики «Hand-test» (N = 44)

Agg Dir Aff Com Dep F Ex Crip Des Ten Act Pas Bas Fail I 1 X

Балл 104 128 42 83 33 16 21 23 31 17 139 25 0 7 74 669 15.2

% 15.6 19.1 6.3 12.4 5 2.4 3.1 3.4 4.6 2.5 20.8 3.7 0 1.1 1.68

Примечание. Различия между частотами встречаемости ответов по каждой категории статистически значимы (х2эмп (574.4) > X2 (29.1) при р < 0.01). Полужирным шрифтом выделены наиболее весомые тенденции. Agg - агрессия, Dir - директивность, Aff - аффектация, Com - коммуникация, Dep - зависимость, F - страх, Ex - эксгибиционизм, Crip - калечность, Des - описание, Ten - напряжение, Act - активные безличные ответы, Pas - пассивные безличные ответы, Bas - галлюцинации, Fail - отказ от ответа, I - показатель агрессивности.

специалистами артели (91.2 %). Кроме того, большая часть старателей сталкивались с ситуациями, когда в их работе возникали сбои (ход работы замедлялся, работа приостанавливалась) из-за плохо выполненной или невыполненной вообще работы другого специалиста (67.6 %).

Испытуемые в меньшей степени ориентированы на стремление поддерживать хорошие отношения с людьми, реализацию потребности в привязанности и эмоциональных отношениях с другими людьми. Возможно, длительное совместное пребывание работников старательской артели в течение всего промывочного сезона и, как следствие, пресыщение контактами с ограниченным количеством людей и общением с ними же, а также направленность на дело, заинтересованность в результате труда, сформировало потребность держать некоторую дистанцию в межличностных отношениях.

Изучение психических состояний работников старательской артели показало, что в период промывочного сезона для старателей характерны неблагоприятные психические состояния. Согласно результатам методики «Несуществующее животное» для большинства испытуемых характерны сниженная активность, астения, тревожность, эмоциональная напряженность, депрессивные тенденции, агрессивность (физическая и вербальная агрессия, защитная агрессия), неудовлетворенность потребности в общении, эмоциональная неустойчивость. В анкетном опросе испытуемые оценивают свое состояние как усталое (14.7%), неудовлетворенное (12.9%), тревожное (10.9%), спокойное (10.9%), подавленное (10.3%), раздраженное (10.3%), скучное (9.7%). Одним из наиболее часто названных испытуемыми способов снятия усталости является сон. Оценивая свой уровень усталости после окончания рабочего дня, 56,4% испытуемых отмечают, что сильно устают. По мнению 41% испытуемых состояние их здоровья ухудшается к концу промывочного сезона. За время работы в артели состояние здоровья ухудшилось у 34% опрошенных старателей. 38.5% испытуемых отмечают, что имели заболевания, повреждения, травмы, связанные с условиями труда в артели. Согласно результатам методики «Hand-test» (таблица 7) для исследуемой выборки характерен высокий показатель склонности к открытому агрессивному поведению, что свидетельствует о реальной вероятности проявления агрессии в открытом поведении, нежелании приспосабливаться к социальному окружению.

Кроме того, показатель общего количества ответов по группе равен 15,2 и попадает в диапазон средних значений, но находится на границе с диапазоном низких значений, что свидетельствует о низкой активности испытуемых, отражает сниженный энергетический потенциал. Обследование проводилось в конце промывочного сезона и такой показатель можно объяснить накопившейся усталостью испытуемых за рабочий сезон, желанием прекратить работу и отдохнуть.

90

Организационная психология. 2013. Т. 3. №1

www.orgpsyjournal.hse.ru

Заключение

Полученныенами входе исследования результатыпозволяют констатировать следующее. С одной стороны, такие психические и психофизиологические состояния работников артели детерминируются содержанием и условиями деятельности. Напряженный график работы, дефицит времени, необходимого для восстановления сил, отсутствие условий для полноценного активного отдыха, большие физические нагрузки могут приводить к возникновению усталости, астении, снижению активности, утомлению, напряженности, раздражительности. Можно предположить, что в результате продолжительной деятельности в таком режиме состояние усталости переходит в переутомление. Об этом свидетельствуют результаты анализа нарушений: сон на рабочем месте, оставление работы без предупреждения. Возможно также, что высокие показатели аварийности и травматизма объясняются не только особенностями соблюдения правил безопасности труда, но и неосторожным поведением самих старателей. Неосторожность выступает как следствие состояния переутомления. Внутренняя напряженность также может быть обусловлена групповой изоляцией, длительным совместным пребыванием работников в течение всего рабочего сезона, дефицитом эмоциональных контактов, неудовлетворенной потребностью в общении.

Риск оказаться без денежного расчета в конце рабочего сезона, наличие ситуаций неопределенности, информационная изоляция могут вызывать тревогу и эмоциональную напряженность. Длительная монотонность выполняемых действий, операций, обстановки может приводить к переживанию скуки. Внутренняя напряженность, обусловленная некомп. енсируемыми психофизиологическими затратами ресурсов человека, реализуется (находит выход) в употреблении спиртных напитков, в агрессивном поведении, в конфликтах с окружающими (нередки споры, затяжные конфликты, драки между сотрудниками артели).

С другой стороны, представления старателей об условиях их труда и образе жизни как тяжелых, неудовлетворяющих многие потребности, недостойных, и о себе как наемном труженике, несвободном, пассивном, рискующим многое потерять, также детерминируют формирование неудовлетворенности трудом и соответственно такие состояния как напряженность, фрустрация, апатия, астения, утомляемость.

Литература

Абульханова-Славская, К.А. (1980). Деятельность и психология личности. М.: Наука.

Ананьев, Б.Г. (2001). Человек как предмет познания. СПб.: Питер.

Бондарчук, Н.В. (2007). Психологическое содержание старательского труда: дис. ... канд. психол. наук. Магадан.

Бондарчук, Н.В. (2010). Семантические составляющие описания старательского труда. В сб.: Д.А. Леонтьев (ред.). Психология субъективной семантики в новом тысячелетии: Тезисы докладов Всероссийской научной конференции (9-13). М.: Смысл. С.

Бодров, В.А. (2006). Психология профессиональной пригодности: учебное пособие. М.: ПЕР СЭ.

Брушлинский, А.В. (2002). Психология субъекта: индивида и группы. Психологический журнал, 23(1), 71-80.

Донцов, А.И. (1977) К анализу деятельности как системообразующего признака коллектива. В сб. Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества. (8-9). М.

91

Организационная психология. 2013. Т. 3. №1

www.orgpsyjournal.hse.ru

Дьяченко, М.И. (1985). Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. М.: Университетское.

Журавлев, А.Л. (2005). Психология совместной деятельности. М.: Изд-во ИП РАН.

Иванова, Е.М. (2006). Психология профессиональной деятельности. М.: ПЕР СЭ, 2006.

Климов, Е.А. (1988). Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ.

Лебедев, В.И. (1989). Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат.

Леонова, А.Б., Кузнецова А.С. (1993). Психопрофилактика стрессов. М.: Изд-во Московского университета.

Леонтьев, А.Н. (1975). Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат.

Ломов, Б.Ф. (1999). Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука.

Маркова, А.К. (1996). Психология профессионализма. М.: Знание.

Моросанова, В.И. (2003). Категория субъекта: методология и исследования. Вопросы психологии, 2, 140-144.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обозов, Н.Н. (1981). Психические процессы и функции в условиях индивидуальной и совместной деятельности. В сб. Б.Ф. Ломов (ред.). Проблема общения в психологии (24-44). М.: Наука.

Петровский, А.В. (1978). Деятельностный подход в социально-психологическом исследовании. Вестник МГУ Сер. 14, Психология, 4, 3-10.

Романова, Е.С., Суворова, Г.А. (1990). Психологические основы профессиографии. М.: МПГУ им. В.И. Ленина.

Рубинштейн, С.Л. (2002). Основы общей психологии. СПб.: Питер.

Серкин, В.П. (2005). Образ мира и образ жизни. Магадан: Изд-во СМУ

Серкин, В.П. (2008). Методы психологии субъективной семантики и психосемантики: учебное пособие. М.: Пчела.

Серкин,В.П.(2012). Профессиональная специфика образа мира и образа жизни. Психологический журнал, 33(4), 78-90.

Стрелков, Ю.К. (1999). Психологическое содержание операторского труда. М.: РПО.

Уманский,Л.И. (1977). Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов. В сб. Е.В. Шорохова (ред.). Методология и методы социальной психологии (54-71). М.

Шадриков, В.Д. (1982). Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука.

Argyle, M. (1972). The psychology of interpersonal behavior. Harmonds-worth: Penguin Books Ltd.

Kahn, R.L. (1970). Some propositions toward and researchable conceptualization of stress. In J.E. McGraph (ed.). Social and psychological factors of stress. N.Y.: Holl Rinehart and Winston.

92

Organizational Psychology - Russia. 2013. Vol. 3. No 1

www.orgpsyjournal.hse.ru

Psychological content of gold miners work

Natalya BONDARCHUK

Magadan institute of economics of the St. Petersburg university of management and economics, Magadan, Russia,

ptichka1280@mail.ru

Address: Magadan institute of economics of the St. Petersburg university of management and economics, 11,

Proletarskaya str., Magadan, Russia, 685000.

Abstract

This article outlines the main aspects of the psychological study of gold miners work. Denotes the theoretical and practical relevance of psychological description and study of the labor of miners. The definition of the concept of «psychological content of the work» is presented. Results of the analysis of the objective and subjective components of the psychological content of gold miner work are showed.

Keywords

psychological content of the work; description of work; work of gold miner.

References

Argyle, M. (1972). The psychology of interpersonal behavior. Harmonds-worth: Penguin Books Ltd.

Abul'khanova-Slavskaya, K.A. (1980). Deyatel'nost'ipsikhologiyalichnosti [Activities and psychology]. Moscow: Nauka.

Anan'ev, B.G. (2001). Chelovek kak predmet poznaniya [Human as an object of cognition]. Saint-Petersburg.: Piter.

Bodrov, V.A. (2006). Psikhologiya professional'noj prigodnosti: uchebnoe posobie [Psychology of professional availability]. Moscow: PER SEH.

Bondarchuk, N.V. (2007). Psikhologicheskoe soderzhanie staratel'skogo truda [Psychological content of artisanal labor]: Dissertation of candidate of sciences. Magadan

Bondarchuk, N.V. (2010). Semanticheskie sostavlyayushhie opisaniya staratel'skogo truda [Semantic description of the components artisanal labor]. In D.A. Leontiev (red.). Psikhologiya sub»ektivnoj semantiki v novom tysyacheletii: Tezisy dokladov Vserossijskoj nauchnoj konferentsii (9-13). Moscow: Smysl.

Brushlinskij, A.V. (2002). Psikhologiya sub»ekta: individa i gruppy [Psychology of the subject: the individual and the group]. Psikhologicheskijzhurnal, 2002, 23(1), 71-80

Dontsov, A.I. (1977) K analizu deyatel'nosti kak sistemoobrazuyushhego priznaka kollektiva [Toward on analysis of the activity as a systemic feature of the collective]. In Sotsial'no-psikhologicheskie problemy v usloviyakh razvitogo sotsialisticheskogo obshhestva (8-9). Moscow.

93

Организационная психология. 2013. Т. 3. №1

www.orgpsyjournal.hse.ru

D'yachenko, M.I. (1985). Gotovnost' k deyatel'nosti v napryazhennykh situatsiyakh: psikhologicheskij aspect [Willingness to work in stressful situations: the psychological aspect]. Moscow: Universitetskoe

Ivanova, E.M. (2006). Psikhologiyaprofessional'nojdeyatel'nosti [Psychology of professional activity]. Moscow: PER SEH, 2006

Kahn, R.L. (1970). Some propositions toward and researchable conceptualization of stress. In J.E. McGraph (ed.). Social and psychological factors of stress. N.Y.: Holl Rinehart and Winston.

Klimov, E.A. (1988). Vvedenie v psihologiju truda [Introduction to the work psychology]. Moscow: Izd-vo MGU.

Lebedev, V.I. (1989). Lichnost' v jekstremal'nyh uslovijah. [Personality in extreme conditions]. Moscow: Politizdat.

Leonova, A.B., Kuznecova A.S. (1993). Psihoprofilaktika stressov [Prevention of stress]. Moscow: Izd-vo Moskovskogo universiteta.

Leontiev,A.N. (1975). Dejatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow: Politizdat.

Lomov, B.F. (1999). Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii [Methodological and theoretical problems of psychology]. Moscow: Nauka.

Markova, A.K. (1996). Psihologijaprofessionalizma [Psychology of professionalism]. Moscow: Znanie.

Morosanova, V.I. (2003). Kategorija sub’ekta: metodologija i issledovanija [Category subject: methodology and research]. Voprosy psihologii, 2, 140-144.

Obozov, N.N. (1981). Psihicheskie processy i funkcii v uslovijah individual'noj i sovmestnoj dejatel'nosti [Mental processes and functions in terms of individual and collaborative activities]. In B.F. Lomov (red.). Problema obshhenija vpsihologii (24-44). Moscow: Nauka.

Petrovskij, A.V. (1978). Dejatel'nostnyj podhod v social'no-psihologicheskom issledovanii [Active approach to socio-psychological research]. VestnikMGU. Ser. 14, Psihologija, 4, 3-10.

Romanova, E.S., Suvorova, G.A. (1990). Psihologicheskie osnovyprofessiografii [Psychological bases of job description]. Moscow: MPGU im. V.I. Lenina.

Rubinshtejn, S.L. (2002). Osnovy obshhej psikhologii [Fundamentals of general psychology]. Saint-Petersburg: Piter.

Serkin, V.P. (2005). Obraz mira i obraz zhizni [The image of the world and the image of the lifestyle]. Magadan: Izd-vo SMU.

Serkin, V.P. (2008). Metody psikhologii sub»ektivnoj semantiki i psikhosemantiki: uchebnoe posobie (Methods of psychology of subjective semantics and psycho-semantics). Moscow: Pchela.

Serkin, V.P. (2012). Professional'naya spetsifika obraza mira i obraza zhizni [Professional differences image of the world and lifestyle]. Psikhologicheskij zhurnal, 33(4), 78-90.

Shadrikov,V.D. (1982). Problemy sistemogeneza professional'noj deyatel'nosti [Problems of development the system of work]. Moscow: Nauka.

Strelkov, YU.K. (1999). Psikhologicheskoe soderzhanie operatorskogo truda [Psychological content of the carrier work]. Moscow: RPO.

Umanskij, L.I. (1977). Metody ehksperimental'nogo issledovaniya sotsial'no-psikhologicheskikh fenomenov [Methods of experimental research on the socio-psychological phenomena]. V sb. E.V. Shorokhova (red.). Metodologiya i metody sotsial'nojpsikhologii (54-71). Moscow.

Zhuravlev, A.L. (2005). Psikhologiya sovmestnoj deyatel'nosti [Psychology of joint activities]. Moscow: Izd-vo IP RAN.

94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.