Научная статья на тему 'Психологическое рассмотрение мышления и знания человека'

Психологическое рассмотрение мышления и знания человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Романов Эдуард Викторович, Лелецкий Александр Владимирович, Лабунин Кирилл Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое рассмотрение мышления и знания человека»

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАССМОТРЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ И ЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА Романов Э.В.1, Лелецкий А.В.2, Лабунин К.А.3

1Романов Эдуард Викторович - студент, кафедра английской филологии, институт иностранных языков; 2Лелецкий Александр Владимирович - студент;

3Лабунин Кирилл Анатольевич - студент, кафедра зоологии, институт естественных наук и биотехнологии Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, г. Орёл

Символические представления: аналогии не являются ни единственным, ни самым важным компонентом мышления. На рубеже современного века некоторые психологи проводили эксперименты, прося испытуемых описать свои мысли, которые приходили им в голову по мере того, как они пытались решать различные интеллектуальные проблемы. В процессе принятия решений не возникали какие-либо образы (и часто даже слова). Участники говорили, что они просто ощущали не выраженные в словах или образах определённые отношения между явлениями: «это не сочетается с этим» или «если будет это, то произойдет то» [1].

Символы: попытки описать компоненты символического представления имеют сравнительно недавнюю историю в психологии. Однако в других отраслях знаний, в том числе и логике, или лингвистике, учёные бьются над решением этой проблемы уже долгие годы, и их достижения создали надёжный фундамент для научных исследований психологов в данной области.

Понятия: термин «понятие» определяет класс или категорию, в которые входят некоторое количество индивидов или субтипов. Например, такое понятие, как собака, включает в себя пуделя, гончую, таксу, овчарку и т.д. [2] Другие понятия обозначают качества и измерения. Примером таких понятий может служить возраст и длина. Существуют относительные понятия, например, выше чем. Сразу можно отметить, что относительные понятия неприменимы к какому-либо объекту изолированно. Невозможно быть выше, кроме как по отношению к чему-то другому, с чем сравнивается рост человека.

Суждения: понятия - это то, что обычно составляет предмет человеческого мышления. Однако в процессе мышления люди комбинируют понятия разнообразными, иногда весьма сложными, способами. Одним из средства такого комбинирования является ассоциация - понимание того, что «это связано с тем». Однако во многих случаях человеческое мышление устанавливает более конкретные отношения между понятиями, а для этой цели ассоциативные связи не пригодны [2]. Многие философы считали, что человеческие мысли принимают форму суждений, которые включают в себя субъект (предмет, относительно которого выносится суждение) и предмет (то, что говорится относительно субъекта).

Знания и память: когда человек размышляет, он нередко создает совершенно новые понятия и формулирует еще одни суждения, которые раньше не мелькали на слуху.

Память общей информации: как известно психологами, информация сохраняется и извлекается из памяти. Это эпизодичная память. Она обозначает воспоминания об определенных фактах и событиях человека. (что случилось.) Например, где и как жил, с кем жил, что случилось и так далее. Память общей информации же включает в себя весь опыт и знания, которые не коррелируют с определенной ситуацией или фактом из жизни. Например, человек помнит, что Париж - это столица Франции, что сахар является ингредиентом большинства

кондитерских изделий. Однако вряд ли человек может точно сказать, как, где и когда он получил данную информацию; если же человек сможет это вспомнить, то это эпизодичная память. А не память общей информации.

Память общей информации содержит в себе колоссальное количество слов, знаков, обозначений, терминов, схем, видов местности и предметов.

Одним из важных компонентов этого огромного архива является семантическая память - память, связанная со значениями слова и понятию. Как утверждают многие ученые и психологи, полный словарный запаса: каждое слово, включая его полное произношение, все возможные значения, связи с объектами реального мира и способы сочетания с другими словами при образовании фраз и предложений, - хранятся здесь. Как же человек находит нужную информацию в этом главном мыслительном словаре? Очевидно, что здесь должна существовать хорошо организованная система, иначе поиск любого слова занял бы несколько дней.

Список литературы

1. ДружининВ.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2000. 318 с.

2. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд., СПб.: Питер, 2002. 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.