Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ У СТУДЕНТОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
62
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная направленность / навыки / социальные факторы / познавательные процессы / профессиональный успех / возрастные особенности / профессиональный прогноз. / professional orientation / skills / social factors / cognitive processes / professional success / age characteristics / professional prognosis.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корёгдиев, Шерзод Шухрат Угли

Немаловажным является и соответствие черт характера личности тому виду деятельности, интерес к которой в силу влияния различных социальных и культурных факторов, проявляет молодой человек. Современному молодому выпускнику вуза необходимо не только осваивать рынок труда, закрепляться в нем, но и быть мобильным, конкурентоспособным, готовым к профессиональной деятельности и ответственным за ее результаты. Ему также необходимо четкое представление своего профессионального пути. В этой связи перед образованием стоит задача подготовить не просто грамотного исполнителя, но и личность, стремящуюся к профессиональному росту и развитию. Актуальным становится изучение, формирование и развитие профессиональной направленности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF PROFESSIONAL ORIENTATION IN STUDENTS

It is also important that the personality traits correspond to the type of activity in which the young person is interested due to the influence of various social and cultural factors. A modern young university graduate needs not only to master the labor market, gain a foothold in it, but also to be mobile, competitive, ready for professional activity and responsible for its results. He also needs a clear understanding of his professional path. In this regard, education is faced with the task of preparing not only a competent performer, but also a person striving for professional growth and development. The study, formation and development of students’ professional orientation is becoming relevant.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ У СТУДЕНТОВ»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ОРИЕНТАЦИИ У СТУДЕНТОВ

Корёгдиев Шерзод Шухрат угли

Университет общественной безопасности Республики Узбекистан Магистрант по специальности Психология (по видам деятельности)

АННОТАЦИЯ

Немаловажным является и соответствие черт характера личности тому виду деятельности, интерес к которой в силу влияния различных социальных и культурных факторов, проявляет молодой человек. Современному молодому выпускнику вуза необходимо не только осваивать рынок труда, закрепляться в нем, но и быть мобильным, конкурентоспособным, готовым к профессиональной деятельности и ответственным за ее результаты. Ему также необходимо четкое представление своего профессионального пути. В этой связи перед образованием стоит задача подготовить не просто грамотного исполнителя, но и личность, стремящуюся к профессиональному росту и развитию. Актуальным становится изучение, формирование и развитие профессиональной направленности студентов.

Ключевые слова: профессиональная направленность, навыки, социальные факторы, познавательные процессы, профессиональный успех, возрастные особенности, профессиональный прогноз.

ABSTRACT

It is also important that the personality traits correspond to the type of activity in which the young person is interested due to the influence of various social and cultural factors. A modern young university graduate needs not only to master the labor market, gain a foothold in it, but also to be mobile, competitive, ready for professional activity and responsible for its results. He also needs a clear understanding of his professional path. In this regard, education is faced with the task of preparing not only a competent performer, but also a person striving for professional growth and development. The study, formation and development of students' professional orientation is becoming relevant.

Key words: professional orientation, skills, social factors, cognitive processes, professional success, age characteristics, professional prognosis.

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональная ориентация находится на стыке педагогики, психологии и социологии. В разных странах существуют свои традиции и научные школы в этих науках, а также в их онтогенезе, поэтому существуют различия в классификации направлений деятельности по профессиональной ориентации, по-разному расставляются акценты при использовании психологических приемов и при их гносеологических обоснованиях и т. д. Все это может привести к неоднозначности перевода на русский язык специальных терминов, используемых в литературе по профессиональной ориентации. Более того, даже в английском языке, используемом в США и Великобритании, имеются разночтения в терминологии. Например, в США используется словосочетание «сагеег соишеИ^», а в Великобритании — «сагеегБ аёуюе», или «сагеегБ guidanсе» для обозначения карьерного консультирования, а в работах на французском языке зачастую термин «сагеег соипБе1^» используется без перевода. В психолого-педагогических исследованиях профессиональная направленность личности рассматривается как важнейшее условие профессионального самоопределения, как критерий овладения профессией и закрепления в ней, в роли ведущего фактора повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, как основа профессиональной адаптации.

АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОД

Понятие направленности как стержневого свойства личности по разному трактуется в ряде концепций, разрабатываемых в отечественной психологии (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, В.Н.Мясищев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, А.Г.Ковалев, А.В.Петровский, В.Д.Шадриков и др.). Ряд авторов раскрывает направленность личности через отношения, которые складываются в процессе деятельности и поведения (Б.Г.Ананьев, В.С.Мерлин, С.Л.Рубинштейн). В отечественной психологии утвердилось мнение о том, что направленность является одним из структурных образований личности (Л.И. Божович, А.Н.Леонтьев). Так, в частности, К.К.Платонов, А.Г.Ковалев полагают, что направленность является основополагающим личностным компонентом и рассматривают ее в функциональной структуре личности [1].

В свою очередь, профессиональная направленность определяется через отношения (Т.П.Маралова), интересы (С.П.Крягжде, М.И.Дьяченко), интересы и склонности (М.И. Кузьмина), мотивы (Е.М.Никиреев, Н.Ю.Ткачева), установку (А.С.Ткаченко, С.Е.Залесская), потребности, установки, интересы, цели, склонности, убеждения (А.П. Сейтешев), мотивы, ценностные

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

ориентации, профессиональную позицию, социально-профессиональный статус (Э.Ф.Зеер) [3].

Профессиональная направленность выступает как относительно устойчивое образование личности, входящее в структуру общей направленности и выражает собой систему профессиональных потребностей и преобладающих мотивов, ценностных ориентаций и воплощается в профессиональных целях, установках и активности учащихся по их достижению [4].

Принято считать, что промышленная революция XIX века, высвободившая большое количество рабочих рук в сельском хозяйстве и промышленности развитых стран, привела к возникновению служб занятости для решения возникших в то время социально-экономических задач. Изменение жизненного уклада в этот период породило также психологическую проблему «свободы выбора» у значительного количества людей. Для решения этой проблемы на рубеже XIX и XX веков потребовалось не только создание служб занятости, но и развитие психологических исследований в области профессиональной ориентации. Первые соответствующие лаборатории появились во Франции (Страсбург, 1903 г.) и в США (Бостон, 1908 г.), а затем и в других странах.

ОБСУЖДЕНИЕ

Широкое ретроспективное исследование теоретических разработок и практических действий по профессиональной ориентации дано в работе [1]. В ней И.Г.Шамсутдинова указывает: «В теоретическом плане профессиональной ориентации во Франции свойственна смена трех исторических моделей: идеалистической механистической, технократической и воспитательной». Первая из них опиралась на концепцию «установления наилучшего соответствия между требованиями профессии и личностными характеристиками учащегося, определяемыми с помощью тестовой диагностики». Вторая (сложившаяся в 60-е годы XX века) считает, что «профессиональная ориентация учащихся направлена не на выбор конкретной профессии, а в первую очередь на подготовку к этому выбору». Переход от индустриального общества к обществу, основанному на знаниях, происходил во Франции на рубеже 80-х и 90-х годов XX века. Важной характеристикой этого нового общества (к которому постепенно переходят все страны) является быстрая смена потребностей рынка высококвалифицированного труда, требующая не только большой мобильности кадров, но и их инициативности, готовности приобретать новые знания (ЬЬЬ). В соответствии с этим третья, воспитательная модель профессиональной ориентации, декларирует

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

необходимость «непрерывного сопровождения учащегося в его самостоятельном личностном становлении, в определении своего будущего, в том числе профессионального». Таким образом, «профессиональная ориентация учащихся во Франции интегрируется в систему образования и переориентируется с удовлетворения кадровых нужд государства на удовлетворение профессиональных интересов, потребностей самих учащихся»

А. Бандура дал развитие теориям своих предшественников в этом направлении: Г. Тарда, Дж. Рот-тера, Миллера, Долларда, Л.С. Выготского, Лэй-ва. Его теория объединяет аспекты поведенческого и познавательного обучения. Поведенческое обучение означает, что человеческое окружение направляет поведение личности в определенное русло. Познавательное обучение предполагает важность влияния психологических факторов на поведение личности. Теория социального обучения предлагает учитывать комбинацию влияния внешних и психологических факторов. SLT предполагает при моделировании поведения принимать во внимание три фактора: запоминание своих наблюдений, умение воспроизвести наблюденное и мотивация (положительное отношение) к восприятию этого поведения.

Вторая теория А. Бандуры Sосia1 Соgnitivе ^ео^» — социально-когнитивная теория — отводит центральную роль в построении человеческой личности процессам познания, саморегуляции, рефлексии для адаптации и самосовершенствования, опубликована в 1986 году [6]. Она особо подчеркивает совместное взаимодействие и взаимовлияние среды, поведения и личностных факторов, в которых особое место отводится когнитивным процессам, обеспечивающим ментальный самоконтроль и самоэффективность личности. Среда или окружение в социально-когнитивной теории оказывают влияние на личность в той же мере, в какой личность влияет на среду и формирует среду, а среда формирует личность. Это непрерывное взаимодействие сил создает некое равновесие между свободой и детерминизмом в социально-когнитивной теории.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Наконец, в 1997 году А. Бандура выдвинул гипотезу, что когнитивная по природе самоэффективность (т. е. ожидания в отношении собственной эффективности) влияет на моторное поведение, на то, например, будет ли стрессовая ситуация стимулировать попытки овладения ею, насколько это будут интенсивные попытки и как долго они будут продолжаться. Осознание собственной «эффективности» может влиять и на характеристики среды,

[2].

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

которые изменяются вследствие определенного поведения личности. Свои теоретические положения А. Бандура подтверждал клиническими испытаниями при излечении различного рода фобий. Его последователи успешно доказали, что эта теория может быть также применена для регуляции социального поведения.

Профессиональная направленность выступает показателем зрелости личности, особое значение приобретает необходимость изучения и формирования ее именно на этапе начальной профессионализации - обучения в вузе. Поскольку профессиональный выбор уже сделан, необходимо помочь студенту закрепиться в профессии, развить психологическую готовность к будущей деятельности в роли специалиста.

В свою очередь, профессиональная направленность определяется через отношения (Т.П.Маралова), интересы (С.П.Крягжде, М.И.Дьяченко), интересы и склонности (М.И.Кузьмина), мотивы (Е.М.Никиреев, Н.Ю.Ткачева), установку (А.С.Ткаченко, С.Е.Залесская), потребности, установки, интересы, цели, склонности, убеждения (А.П.Сейтешев). На основе анализа и обобщения различных подходов в изучении направленности, и в частности, профессиональной, мы выделяем три составляющие профнаправленности, которые в своем содержательном аспекте включают [7]:

1. систему отношений личности к профессиональной деятельности;

2. систему мотивации предпочтения конкретной деятельности;

3. систему регуляции поведения личности, детерминированную ее профессиональными потребностями, интересами и ценностями.

Профессиональная направленность выступает как относительно устойчивое образование личности, входящее в структуру общей направленности и выражает собой систему потребностей и преобладающих мотивов, ценностных ориентаций и воплощается в профессиональных целях, установках и активности учащихся по их достижению.

В отечественной психологии утвердилось мнение о том, что профессиональную направленность следует рассматривать в динамике, развитии, которое представляет собой длительный, многоступенчатый процесс. При этом выделяют этапы, стадии, периоды ее развития. В целом, формирование профессиональной направленности осуществляется в процессе:

1) первичного профессионального самоопределения;

2) профессионализации;

3) профессиональной деятельности.

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

Личностная направленность является одной из подструктур личности и служит для выражения высшего уровня личности. Ориентация личности рассматривается как совокупность устойчивых мотивов, направляющих деятельность человека, и характеризуется следующим: уровнем развития, широтой развития, интенсивностью и эффективностью. У каждого человека, у каждого человека есть уровень становления своего направления. Эти уровни различаются не только по содержанию, но и по группировке и подчинению отдельных характеристик, выполняемых функций, свойств и компонентов. Это определяет личностное многообразие разных людей, уникальность каждого человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Направленность - сложное образование личности, определяющее поведение человека, его отношение к себе и окружающим людям. Направленность личности меняется и развивается на протяжении всей жизни, поэтому многие характеристики, связанные с формированием личности, также находятся в состоянии изменения. Своевременная психологическая диагностика профессиональной направленности студентов, индивидуальное консультирование, направленное на разъяснение механизмов социальной адаптации, условий реализации личностных способностей, проведение групповых тренингов, помогут наладить межличностные отношения и профессиональную зрелость, профессиональный выбор [8].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES):

1. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 304 с.

2. Шамсутдинова И.Г. Профессиональная ориентация учащихся во Франции / И.Г. Шамсутдинова, О.И. Павлова // Педагогика. — 2007. — № 4. — С. 101-

3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования / Э.Ф. Зеер. - М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.

4. Клименко В. А. Образование в современном обществе: проблемы и перспективы развития: монография / В.А.Клименко. - Минск: БНТУ, 2007. -

5. Курбацкая Т.Б. Мотивационная структура профессиональных намерений в процессе оптации и профессиональной подготовки в ВУЗе: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03 / Т.Б. Курбацкая. - Казань, 1997. - 175 с.

6. Образование: сокрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по

111.

296 с.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

образованию для XXI века, представленной ЮНЕСКО. - 1996. - С. 37.

7. Полещук Ю.А. Профессиональная направленность личности: теория и практика: пособие / Ю.А. Полещук. - Минск: БГПУ, 2006. - 92 с.

8. Qоryоgdiyеv Shеrzоd Shukhrat ОеИ. (2024). PSYСHОLОGIСAL ASPЕСTS ОF ШЕ PHЕNОMЕNОN ОF PRОFЕSSЮNAL ОRIЕNTATIОN IN ШЕ SYSTЕM ОF PЕRSОNAL NЕЕDS. Лшепсап 1оигпа1 ОГ БоЫа1 БЫепсеБ And Humanity ЯевеагсИ, 4(01), 40-45. Мрв:/Моьощ/10.37547/а1ввЬг/Уо1ише041ввие01-06

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.