ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА . СЕРИЯ 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2016 . № 4 MOSCOW UNIVERSITY PSYCHOLOGY BULLETIN . 2016. # 4
ПСИХОЛОГИЯ — ПРАКТИКЕ
УДК 159.923, 316.62, 316.47, 331.1
психологическое организационное пространство как предмет бизнес-консультирования
А. И. Ильченко, А. с. спиваковская
В статье освещаются исследовательские перспективы нового подхода к бизнес-консультированию, основанного на синтезе двух современных научных направлений, разрабатываемых в последние годы, в том числе и авторами статьи, — социальной патопсихологии и беатотерапии . Объединение данных направлений связано с выделением нового предмета организационного консультирования — психологического организационного пространства, представленного на сознательном и бессознательном уровнях и имеющего нематериальные и материальные проявления. При исследовании неосознаваемых аспектов психологического организационного пространства социальная патопсихология и беатотерапия выявляют паттерны, оказывающие существенное влияние на функционирование организационного пространства. В основе такого подхода лежит предположение, что декодирование бессознательных паттернов поможет изменить такие психологические характеристики организационного пространства, как его психические особенности, организационные отношения и организационные действия
Ключевые слова: социальная патопсихология, беатотерапия, бизнес-консультирование, психологическое организационное пространство
ильченко Анна игоревна — аспирант ф-та психологии МГУ имени М. В . Ломоносова . E-mail: annaconsultation@gmail. com
спиваковская алла семеновна — доктор психологических наук, профессор кафедры нейро- и патопсихологии ф-та психологии МГУ имени М. В . Ломоносова . E-mail: studio13_60@mail.ru
ISSN 0137-0936 (Print) / ISSN 2309-9852 (Online) http://msupsyj ,ru/
© 2016 ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М .В . Ломоносова»
Введение
Бизнес — это обширная конкурентная сфера, участники которой нуждаются в предвидении или быстром реагировании на изменения . Это объясняет особый интерес бизнеса к психологии, к вовлечению компаний в широкий спектр диагностических и консультационных мероприятий (Липатов, 2004; Lowman, 2005) . Существует множество подходов (как экономических, так и психологических) к исследованию функционирования предприятий . Различия в психологическом понимании функционирования бизнеса определяют различия в способах анализа его деятельности, поиска ресурсов и рисков, а также в методах консультирования
Психологическое направление организационного консультирования появилось относительно недавно . Иногда его возникновение связывают с вышедшей в 1913 г. работой Г. Мюнстерберга «Психотехника, психология и эффективность производства [Psychotechnics, Psychology and Industrial Efficiency]», иногда — с Хоторнским экспериментом (начало 1920-х гг. ), но в любом случае первая половина ХХ в . характеризуется несистематическим участием ученого-психолога в производственном процессе . Востребованность промышленностью профессиональных психологических знаний отчетливо проявилась после Второй мировой войны . Образование новых мощных производств, перемещение и концентрация на ограниченном пространстве значительных людских масс, отбор наиболее квалифицированной рабочей силы, обучение и переобучение трудящихся — все это требовало огромных финансовых инвестиций Профессия организационного или индустриального психолога оказалась необходимой в связи с многочисленными кадровыми перестановками, этическими и мотивационными проблемами, вопросами лидерства и подчинения, трудовыми отношениями, преодолением конфликтных ситуаций и т д
Различные направления психологии в той или иной мере рассматривали в рамках своих теорий организацию, проблемы работающего индивида, изучали взаимоотношения между разными звеньями производственного процесса. Значительный вклад в развитие организационной психологии внес К. Левин, изучавший сложное групповое поведение: стиль лидерства, групповые нормы, групповой тренинг, психологическое давление группы . Фундаментальные работы в области лидерства принадлежат современному исследователю М Кетс де Врису
По вышеназванным причинам в ХХ в . стали появляться научные теории менеджмента Ф . Тейлора, А . Файоля, П . Друкера и др .
В них поднимались те же самые вопросы: о взаимоотношениях между руководителем и подчиненным, предприятием и клиентом, между эффективностью внутреннего управления компанией и ее коммуникацией с внешним миром Психологи были призваны решать маркетинговые задачи
К 1980-м гг в зарубежной организационной психологии возникла тенденция к изучению психологической взаимосвязи между сотрудником и организацией (Ловаков, Липатов, 2010) . Наряду с социально-экономическим стал применяться антропоморфический взгляд на организацию (Базаров, 2014) . Так, И . Адизес в теории жизненных циклов организации представляет компанию как человека: она растет, развивается и умирает (Adizes, 2004a, b) . По М Кетс де Врису, организационную деятельность в наибольшей степени детерминирует влияние руководителя (Kets de Vries, Miller, 1984a, b) . В аналогичном направлении идут отечественные авторы, рассматривающие образ предпринимателя (Власов, Киселёва, 2012) . Социально-психологические инструменты позволяют изучать и оценивать организационную культуру, систему ценностей, стиль лидерства (Липатов, 2004; Organizational psychology.., 2008), а перенос на организацию качеств субъекта дает возможность использовать в организационном консультировании методы клинической диагностики (Gabriel, 2012; Kets de Vries, Miller, 1984a) .
В представленной статье освещаются исследовательские перспективы предлагаемого нами нового подхода к бизнес-консультированию, основанного на синтезе двух современных научных направлений — беатотерапии (Спиваковская, 2010) и социальной патопсихологии Возможность выделения предмета социальной патопсихологии как междисциплинарного направления была обозначена в ходе диалога заведующего кафедрой нейро- и патопсихологии ф-та психологии МГУ А . Ш . Тхостова и профессора кафедры социальной психологии ф-та психологии МГУ Г. М . Андреевой . Данное направление должно решать задачи социальной психологии при помощи клинического метода
Психологическое
организационное пространство
Психические особенности предприятия в определенной степени зависят от индивидуальных особенностей руководителя, сотрудников и других участников бизнес-среды, но полностью к ним не сводятся
Психологическое организационное пространство (ПОП) — это живая система, обладающая собственной активностью . Как все живые системы (Bion, 1989; Czander, 1993; Haken, Knyazeva, 2000) ПОП в процессе функционирования и развития взаимодействует с окружением и проявляет следующие свойства (Журавлёв, 2009):
1. Устанавливает взаимосвязь и взаимозависимость индивидов, формирует новые коллективные психологические явления, свойства которых несводимы к свойствам отдельных частей социальной системы (например, явление групповой сплоченности) (Liening, 2014) .
2 . Способно проявлять активность, выступая в роли единого целого . Так, Билл Гейтс в книге «Дорога в будущее» пишет, что строил свой бизнес, опираясь на стремление «раскрыть весь потенциал новых достижений технологии» (Гейтс, 1996, с . 19) . Разделяемое Б . Гейтсом и П . Алленом осознание целей и «жертв» позволило им оценить возможности развития потенциала бизнес-идеи, и основатели компании Microsoft начали функционировать как ПОП . Их было всего двое, но они уже сформировали некоторую общность и работали, пренебрегая индивидуальными нуждами, как единое целое
3 . Способно к саморефлексии и саморегуляции (Пэйн, Купер, 2008) Благодаря этой способности формируется идентичность ПОП
Исследования показывают (Ильченко, 2015, 2016), что различные компании обнаруживают в своем ПОП аспект психических структур, например специфический рисунок преобладающих эмоций и потребностей . Эмоции той или иной степени выраженности постоянно присутствуют в компаниях, но и их отсутствие может о многом свидетельствовать Как известно из консультативного опыта, эмоции в компаниях становятся рабочим инструментом (Gabriel, Carr, 2002), что придает особую значимость их осознанию . Через эмоции транслируется опыт, который сотрудники готовы передать клиенту, также транслируется готовность сформировать партнерские отношения, через эмоции компания информирует конкурентов о своем положении на рынке . Мы предлагаем изучать психические структуры ПОП через анализ тех функций, которые эмоции выполняют: коммуникативную, регулирующую, сигнальную Помимо потребностей и эмоций в качестве психических особенностей ПОП выделяются когнитивные процессы: принятие решений, способы переработки и хранения информации . Восприятие опыта — тоже важная особенность психического аспекта ПОП
В качестве второго аспекта ПОП выступают организационные отношения, которые понимаются как совокупность отношений внутри компании и как отношения компании с внешней средой . В изучении организационных отношений было выявлено, что они подвергаются влиянию как макро-, так и микросоциальных факторов (Брэнсон, 2013; Кийосаки, Лектер, 2006a) . Работа с ними в целях преодоления резистентности к переменам может быть очень эффективной Основой организационных отношений являются нормы, миссия, принципы, цели и ценности компании В процессе консультирования обнаружено, что на первый взгляд незначительные изменения организационных отношений могут стать причиной патологических новообразований . Так, на принятие решения существенное влияние оказывает восприятие образа клиента и отношение к миссии компании
Третий аспект ПОП — организационные действия, т. е . конкретные действия, при помощи которых реализуются адаптация, развитие и рост компании . Это действия, совершаемые при передаче информации, делегировании полномочий, ведении клиентов, поведении в конфликте, организации мероприятий, продвижении своих услуг/продуктов, работе с персоналом и т. п .
В рамках патопсихологического подхода в большей степени изучаются психологические проявления и причины состояний дезадаптации и нарушений нормального функционирования ПОП Адаптивность понимается как способность к оперативному реагированию на изменение спроса и предложения на рынке, а также к инициации этих изменений . В условиях жизни в нестабильном [volatility],неопределенном [uncertainty],сложном [complexity] и неоднозначном [ambiguity] мире (VUCA world; см .: Bennett, Lemoine, 2014) люди и предприятия подвержены сильному стрессу, что приводит к снижению адаптации . Адаптивность ПОП рассматривается как критерий нормального функционирования компании (Hatch, Schultz, 1997; Lalonde, 2011) . Патопсихологический подход разделяет внешнюю и внутреннюю адаптацию ПОП . Существенное значение для адаптивности имеет исследование организационных ролей (Wells, 1995) .
Беатотерапевтический подход проводит анализ психологического ПОП фирмы, определяя логику реализации организационного потенциала (Спиваковская, 2010). Изучая ПОП как целостную живую систему, беатотерапия уделяет первостепенное внимание тем его феноменам и характеристикам, которые обнаруживают способность к росту и развитию . Следуя в русле психологии бытия
(Маслоу, 2003), беатотерапия исходит из нескольких принципов, применяя их к изучению ПОП .
1. Все ПОП, даже относящиеся к одной сфере бизнеса, — разные . Каждое ПОП уникально и неповторимо, каждое представляет особую индивидуальную ценность, не существует более или менее ценного ПОП .
2 . Не следует смешивать актуальное состояние данного ПОП и его возможности . ПОП — это динамичный и саморазвивающийся субъект.
3 Каждое ПОП как гуманитарная система изначально наделено бытийным потенциалом роста, развития и самосозидания
Бессознательное организационного пространства
Патопсихологическое и беатотерапевтическое изучение ПОП как единого организма, живой системы основано на признании существенной роли неосознаваемых психологических качеств и свойств организационного пространства, неосознаваемой психической активности, составляющих особое целостное бессознательное, оказывающее значительное влияние на функционирование данного ПОП Оно проявляется как в нематериальных (психические особенности, организационные отношения и действия), так и в материальных компонентах ПОП . Социальную патопсихологию и беатотерапию объединяет особое внимание именно к неосознаваемым проявлениям психологического ПОП
Часто структура, культура и стратегия организации изучаются исходя из психологических особенностей руководящего звена (Kernberg, 2006; Kets de Vries, Miller, 1984a) и интерпретируются как проекции этих особенностей . Известно утверждение Фрейда, что понятие «коллективное бессознательное» ничего не объясняет, потому что бессознательное коллективно по своей природе . Однако, по мнению многих современных исследователей, использование представления о бессознательном на групповом уровне способно не только продемонстрировать генез бессознательных процессов, но и представить некоторые общие для группы паттерны, не характерные для каждого из ее членов в отдельности (Gabriel, 2012) .
Бессознательное конкретного ПОП может выступать как движущая сила бизнеса (Брэнсон, 2013; Кийосаки, Лектер, 2006a; Packard, 1980) . Стремление к созданию своего бизнеса не обязательно мотивировано исключительно желанием получения средств для удовлетворения потребностей . Часто оно мотивировано неосозна-
ваемыми тенденциями преодоления страхов потери дохода (Кийо-саки, Лектер, 2006б) или неосознаваемыми конкурентными установками по отношению к владельцам и руководителям высшего звена Бессознательные аспекты присутствуют в нормах коммуникации, поддержания иерархии, принятия решений, поведения в конфликте, в формах восприятия и распределения времени, в проведении корпоративных мероприятий, а также в эмоциях, юморе, историях, мифах и легендах, девизах и слоганах, маркетинговых и рекламных образах. Неосознаваемые содержания ПОП выражаются и в материализованных образах — таких, как архитектура, дизайн интерьеров, логотипы, дресс-код, корпоративный транспорт, техника (Packard, 1980) . Социальная патопсихология и беатотерапия ставят своей целью психологически исследовать ПОП, определяя не столько то, что уже осознано и проявлено, сколько то, что скрыто и оказывает влияние на функционирование ПОП; это необходимо выявить и использовать или сознательно преодолеть и преобразовать . В задачу патопсихологического исследования ПОП входит обнаружение и психологическая квалификация патологического, нарушенного стиля функционирования, когда снижается ранее присущая данному ПОП способность оперативного реагирования на изменения спроса и предложения на рынке, а также способность эти изменения инициировать Беатотерапевтическое исследование выявляет успешные организационные действия, которые могут вызвать обновление не только данного ПОП, но и всей социальной среды, включая владельцев, руководство, сотрудников, партнеров, инвесторов, конкурентов и клиентов
Синтез двух подходов позволяет перейти от изучения дисфункциональных синдромов развития ПОП к раскрытию его потенциальных ресурсов . Целью совместной диагностики становится выявление факторов адаптации с раскрытием закономерностей процесса самосозидания и роста ПОП
Бизнес-консультирование психологического
организационного пространства
Авторы предлагают следующее определение: психологическое бизнес-консультирование — это анализ психологической причинности и формирование способов реализации успешного, прибыльного экономического действия в ПоП.
Основная гипотеза консультирования ПОП исходит из представлений о его системном строении и состоит в том, что анализ этиологии определенных симптомов (через декодирование бес-
сознательных паттернов) позволяет изменить такие психические функции ПОП, как восприятие (оценка и анализ бизнес-среды), мышление (принятие решений) и память (нарратив), которые меняют поведение компании (кадровую и маркетинговую политику, политику отношений с партнерами и конкурентами)
Симптомы организационной патологии, так же как и ресурсы роста, не изолированы . Поэтому попытка ликвидировать отдельные негативные симптомы или обнаружить и развить позитивные тенденции без учета их этиологии, генеза и связи с другими психологическими явлениями в фирме, не является эффективным решением (Levinson et al ., 1972) .
инструменты
Патопсихологическая диагностика обеспечивает изучение психологических паттернов ПОП — психических особенностей, организационных отношений и организационных действий
Инструменты консультативной работы направлены на выявление и декодирование феноменов ПОП
Наиболее полезны модификации традиционных методов, таких, как наблюдение, интервью, опросниковые методики, проективные тесты (De Board, 1978) .
Хорошие результаты показывает использование авторских методик . Разработана проективная методика «Рисунок организации», которая позволяет выявить и квалифицировать проявления организационного бессознательного . Разработан комплекс методик самонаблюдения для изучения эмоционального состояния ПОП Предлагается экспериментальная процедура создания генограммы ПОП
Полезным представляется психологический анализ дополнительного материала, а именно форм проведения корпоративных мероприятий и досуга, шуток, мифов, рассказов, характерных для различных ПОП, а также анализ материализованных образов, в числе которых логотипы, офисные здания, дизайн интерьеров, маркетинговые программы, предпочитаемая реклама товаров и услуг
заключение
В связи с особым вниманием к принятию решений, заключению контрактов, привлечению и сопровождению клиентов, повышению их лояльности, обеспечению эффективной системы коммуникаций и рабочей атмосферы человеческий фактор становится основным
конкурентным преимуществом большинства компаний (Лебедева, Лебедева, 2009; Липатов, 2004; Тобиас, 2000; Lalonde, 2011; World happiness..., 2015) .
Обсуждаемый в статье подход к организационному консультированию и диагностике делает акцент на взаимосвязи ПОП с развитием и адаптацией компании . Этот акцент определяется особенностями выделенного предмета изучения — психологического организационного пространства, под которым подразумевается единство психических структур, организационных отношений и организационных действий, содержащее осознаваемую и бессознательную части и проявляющееся на материальном и нематериальном уровнях Новизна конструкта определяется формированием его как гуманитарной системы (Николис, Пригожин, 1990) . Эмерджентность ПОП позволяет анализировать определенные бессознательные паттерны и изменять психические функции (восприятие, мышление и память) ПОП, организационные действия и отношения
Изложенный в настоящей статье подход к изучению ПОП позволяет работать с предприятием как с саморазвивающейся целостностью Обсуждаемый синтез патопсихологического и беатотерапевтического подходов может служить основой организационного консультирования, способствующего устранению контрпродуктивных действий, отношений и психических функций и повышению эффективности бизнеса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Базаров Т.Ю. Психология управления персоналом . Теория и практика: Учеб . для бакалавров . М .: Юрайт, 2014 .
Брэнсон Р. Обнаженный бизнес . М .: Эксмо, 2013 .
Гейтс Б. Дорога в будущее / Пер . с англ . М .: Изд . отдел «Русская Редакция», 1996 .
Власов П.К., Киселёва А.А. Замысел и организационная реальность . Структура смыслопроизводства в организациях. Харьков: Гуманитарный Центр, 2012 .
Журавлёв А.Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психологический журнал . 2009 . Т. 30 . № 5 . С . 72—80 .
Ильченко А.И. Клинико-психологический инструмент диагностики организационных отношений // Конференция «Ломоносов 2015» . Секция «Организационная психология и психология менеджмента», 2015 . URL: https:// lomonosov-msu . ru/ archive/Lomonosov_2015/data/6918/uid68125_report . pdf
Ильченко А.И. Клинико-психологическая модель организационных отношений // Конференция «Ломоносов 2016» . Секция «Современная организационная психология: основные тенденции развития», 2016 . URL: https:// lomonosov-msu . ru/ archive/Lomonosov_2016/data/8505/uid68125_report . pdf
Кийосаки Р.Т., Лектер Ш.Л. Истории успеха учеников Богатого Папы / Пер . с англ. О . Г. Белошеев . 2-е изд . Минск: Попурри, 2006a .
Кийосаки Р.Т., Лектер Ш.Л. Прежде чем начать свой бизнес / Пер . с англ . Л .А. Бабук . Минск: Попурри, 2006б .
Лебедева Н.М., Лебедева А.А. Организационное консультирование: гештальт-подход . СПб .: Речь, 2009 .
Липатов С.А. Модели и методы организационной диагностики // Методы практической социальной психологии: Диагностика . Консультирование . Тренинг / Под ред . Ю . М . Жукова . М .: Аспект Пресс, 2004. С . 48—68 .
Ловаков А.В., Липатов С.А. Организационная идентификация и представления работников об организационной культуре // Вестник Университета (Государственный университет управления) . 2010 . № 23 . С . 50—54.
Маслоу А. Психология бытия . Киев: Ваклер, 2003 .
Николис Г., Пригожин И. Познание сложного . М .: Мир, 1990 .
Пэйн Р., Купер К. Эмоции и работа . Теории, исследования и методы применения . Харьков: Гуманитарный центр, 2008 .
Спиваковская А.С. Фрагменты беатотерапии . М .: Беато Пресс, 2010 .
Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: взгляд клинициста / Пер с англ А И Сотова М : Класс, 2000
Adizes I. Management/mismanagement styles: How to identify a style and what to do about it . Santa Barbara, CA: The Adizes Institute, 2004a .
Adizes I. Managing corporate lifecycles . Santa Barbara, CA: The Adizes Institute, 2004b
Bennett N., Lemoine J. What a difference a word makes: Understanding threats to performance in a VUCA world // Business Horizons . 2014 . Vol. 57 (3) . P. 311—317 .
Bion W.R. Experiences in groups and other papers . N .Y.: Routledge, 1989 .
Czander W.M. The psychodynamics of work and organizations: Theory and application . N .Y.: Guilford press, 1993 .
De Board R. The psychoanalysis of organizations: A psychoanalytic approach to behavior in groups and organizations . N .Y.: Routledge, 1978 .
Gabriel Y. Organizations in depth: The psychoanalysis of organization . London: Sage, 2012 .
Gabriel Y., Carr A. Organizations, management and psychoanalysis: An overview // Journal of Managerial Psychology. 2002 . Vol . 17(5) . P. 348—365 .
Haken H., Knyazeva H. Arbitrariness in nature: synergetics and evolutionary laws of prohibition // Journal for General Philosophy of Science . 2000 . Vol. 31. P. 57—73 .
Hatch M.J., Schultz M. Relations between organizational culture, identity and image // Journal of Marketing. 1997. Vol. 31. N 5—6 . P. 356—365 .
Kernberg O. Le divan à la mer: la psychanalyse des organisations // Revue Française de Psychanalyse . 2006 . Vol. 70 . N 4 . P. 919—932 .
Kets de Vries M.F.R., Miller D. Neurotic style and organizational pathology // Strategic Management Journal. 1984a. Vol. 5 . P. 35—55 .
Kets de Vries M.F.R., Miller D. The neurotic organization . San Francisco: Jossey-Bass, 1984b .
Lalonde C. Managing crises through organizational development: A conceptual framework // Disasters . 2011. Vol. 35 (2) . P. 443—464.
Levinson H., Molinari J., Spohn A.G. Organizational diagnosis . Cambridge, MA: Harvard University Press, 1972 .
Liening A. Synergetics — fundamental attributes of the theory of self-organization and its meaning for economics // Modern Economy. 2014 . Vol. 5 . P. 841—847.
Lowman R.L. Importance of diagnosis in organizational assessment: Harry Levinson's contributions // The Psychologist-Manager Journal . 2005 . Vol. 8 . N 1. P. 17—28 .
Organizational psychology: A scientist-practitioner approach / Ed .by S . M . Jex, T.W. Britt. N .Y.: Wiley, 2008 .
Packard V. Hidden persuaders . Brooklyn, NY: Ig Publishing, 1980 .
Wells L.Jr. The group-as-a-whole: A systemic socio-analytic perspective on interpersonal and group relations // Groups in context: A new perspective on group dynamics / Ed . by J . Gillette, M . McCollom . Lanham: University Press of America, 1995 P 49—85
World happiness report / Ed .by J . Helliwell, R .Layard, J .Sachs . N .Y.: Sustainable Development Solutions Network, 2015
Поступила в редакцию 04 .12 .16 Принята к публикации 23 .12 .16
PSYCHOLOGICAL ORGANIZATIONAL SPACE
AS THE SUBJECT OF ORGANIZATIONAL
CONSULTING
Anna I. Ilchenko, Alla S. Spivakovskaya
Lomonosov Moscow State University, Faculty of Psychology, Moscow, Russia
Abstract: The aim of this article is to display the perspectives of synthesis of two modern branches in business consulting: social pathopsychology and beatotherapy. The integration of these branches is possible due to introduction of the new subject of psychological organizational space, which has intangible and tangible representations . Social pathopsychology and beatotherapy are
used to assess unconscious aspects of psychological organizational space and to detect some crucial for organizational functioning patterns . The hypothesis states that decoding of unconscious patterns can change the following psychological characteristics of organizational space: mental features of organizational space, organizational relations and organizational actions
Key words: social pathopsychology, beatotherapia, psychological organizational space, business consulting .
References:
Adizes, I . (2004a) Management/mismanagement styles: How to identify a style and what to do about it. Santa Barbara, CA: The Adizes Institute .
Adizes, I . (2004b) Managing corporate lifecycles. Santa Barbara, CA: The Adizes Institute
Bazarov, T. Yu . (2014) Psikhologiya upravleniya personalom. Teoriya i praktika: Ucheb . dlya bakalavrov [Personnel Management Psychology: Theory and Practice: a Textbook]. Moscow: Yurayt, 2014 .
Bennett, N ., Lemoine, J . (2014) What a difference a word makes: Understanding threats to performance in a VUCA world . Business Horizons, 57, 3, 311—317 .
Bion, W R . (1989) Experiences in groups and other papers. N . Y: Routledge .
Brenson, R . (2013) Obnazhennyy biznes [Naked business]. Moscow: Eksmo .
Czander, W M . (1993) The psychodynamics of work and organizations: Theory and application. N .Y.: Guilford press .
De Board, R . (1978) The psychoanalysis of organizations: A psychoanalytic approach to behavior in groups and organizations. N . Y: Routledge .
Gabriel, Y (2012) Organizations in depth: The psychoanalysis of organization. London: Sage
Gabriel, Y , Carr, A. (2002) Organizations, management and psychoanalysis: An overview Journal of Managerial Psychology, 17, 5, 348—365 .
Geyts, B . (1996) Doroga v budushchee [The Road Ahead]. Moscow: Izd . otdel «Russkaya Redaktsiya» .
Haken, H . , Knyazeva, H . (2000) Arbitrariness in nature: synergetics and evolutionary laws of prohibition . Journal for General Philosophy of Science, 31, 57—73 .
Hatch, M . J . , Schultz, M . (1997) Relations between organizational culture, identity and image . Journal of Marketing, 31, 5/6, 356—365 .
Helliwell, J . , Layard, R . , Sachs, J . (eds . ) (2015) World happiness report. New York: Sustainable Development Solutions Network
Il'chenko, A . I . (2015) Kliniko-psikhologicheskiy instrument diagnostiky orga-nizatsionnykh otnosheniy. In Konferentsiya «Lomonosov 2015». Sektsiya «Organizat-sionnaya psikhologiya i psikhologiya menedzhmenta» [Conference "Lomonosov 2015" Section "Organizational psychology and management psychology"]. URL: https:// lomonosov-msu . ru/archive/Lomonosov_2015/data/6918/uid68125_report . pdf
Il'chenko, A. I . (2016) Kliniko-psikhologicheskaya model' organizatsionnykh otnosheniy In Konferentsiya «Lomonosov 2016». Sektsiya «Sovremennaya organi-
zatsionnaya psikhologiya: osnovnye tendentsii razvitiya» [Conference "Lomonosov 2015" Section "Modern organizational psychology: trends of development"], 2016 . URL: https://lomonosov-msu. ru/archive/Lomonosov_2016/data/8505/uid68125_re-port pdf
Jex, S . M . , Britt, T.W. (eds . ) (2008) Organizational psychology: A scientist-practitioner approach . New York: Wiley.
Kernberg, O . (2006) Le divan à la mer: la psychanalyse des organisations . Revue Française de Psychanalyse, 70, 4, 919—932 .
Kets de Vries, M . F. R . , Miller, D. (1984a) Neurotic style and organizational pathology. Strategic Management Journal, 5, 35—55 .
Kets de Vries, M . F.R . , Miller, D. (1984b) The neurotic organization. San Francisco: Jossey-Bass
Kiyosaki, R .T. , Lekter, Sh.L . (2006a) Istorii uspekha uchenikov Bogatogo Papy [Success stories of the students of Rich Dad] / Translator from English O . G . Be-losheev. Minsk: Popurri .
Kiyosaki, R . T. , Lekter, Sh . L . (2006b) Prezhde chem nachat' svoy biznes [Before you start your business] / Translator from English L . A . Babuk. Minsk: Popurri .
Lalonde, C . (2011) Managing crises through organizational development: A conceptual framework. Disasters, 35, 2, 443—464.
Lebedeva, N .M . , Lebedeva, A . A . (2009) Organizatsionnoe konsul'tirovanie: gesh-tal't-podkhod [Organizational counseling: Gestalt approach]. St . Petersburg: Rech'.
Levinson, H . , Molinari, J. , Spohn, A. G . (1972) Organizational diagnosis. Cambridge, MA: Harvard University Press .
Liening, A . (2014) Synergetics — fundamental attributes of the theory of self-organization and its meaning for economics . Modern Economy, 5, 841—847.
Lipatov, S . A . (2004) Modeli i metody organizatsionnoy diagnostiki . In Yu . M . Zhukov (ed . ) Metody prakticheskoy sotsial'noy psikhologii: Diagnostika. Konsul'tirovanie. Trening [Methods of practical social psychology: Diagnosis . Counseling Training] (pp 48—68) Moscow: Aspekt Press
Lovakov, A.V. , Lipatov, S .A. (2010) Organizatsionnaya identifikatsiya i pred-stavleniya rabotnikov ob organizatsionnoy kul'ture . Vestnik Universiteta (Gosu-darstvennyy universitet upravleniya) [Bulletin of the University (State University of Management)], 23, 50—54.
Lowman, R .L . (2005) Importance of diagnosis in organizational assessment: Harry Levinson's contributions . The Psychologist-Manager Journal, 8, 1, 17—28 .
Maslou, A . (2003) Psikhologiya bytiya [Psychology of Being]. Kiev: Vakler.
Nikolis, G . , Prigozhin, I . (1990) Poznanie slozhnogo [Cognition of complex]. Moscow: Mir.
Packard, V. (1980) Hidden persuaders. Brooklyn, NY: Ig Publishing.
Peyn, R . , Kuper, K. (2008) Emotsii i rabota. Teorii, issledovaniya i metody primeneniya [Emotions and work. Theories, research and methods of application]. Khar'kov: Gumanitarnyy Tsentr
Spivakovskaya, A . S . (2010) Fragmenty beatoterapii [Fragments of Beatotherapy]. Moscow: Beato Press
Tobias, L . (2000) Psikhologicheskoe konsul'tirovanie i menedzhment: vzglyad klinitsista [Psychological counseling and management: the view of the clinician] / Translator from English A I Sotov Moscow: Klass
Vlasov, P. K . , Kiseleva, A .A . (2012) Zamysel i organizatsionnaya real'nost'. Struktura smysloproizvodstva v organizatsiyakh [Idea and organizational reality. The structure of sense-production in organizations]. Khar'kov: Gumanitarnyy Tsentr.
Wells, L . Jr. (1995) The group-as-a-whole: A systemic socio-analytic perspective on interpersonal and group relations In J Gillette, M McCollom (eds ) Groups in context: A new perspective on group dynamics (pp . 49—85) . Lanham (USA): University Press of America .
Zhuravlev, A.L . (2009) Kollektivnyy sub'ekt: osnovnye priznaki, urovni i psikhologicheskie tipy. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological journal], 30, 5, 72—80
Original manuscript received December, 04, 2016 Revised manuscript accepted December, 23, 2016