Научная статья на тему 'Психологическое обеспечение учебного процесса в системе интеграции образования'

Психологическое обеспечение учебного процесса в системе интеграции образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое обеспечение учебного процесса в системе интеграции образования»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

вателю, рассматривающему ту или иную тему с позиций его дисциплины, трудно избежать дефиниций и общей содержательной характеристики рассматриваемой категории. Наглядной иллюстрацией сказанному является изучение общения, предусмотренное стандартом в четырех нормативных курсах.

Решить эту проблему можно путем реализации как внутрипредметных, так и межпредметных связей в рамках меж-кафедрального сотрудничества. Мы не ставили цель выработать какие-либо кон-

кретные рекомендации, учитывая различные условия и возможности, опыт, научные интересы, профессиональные склонности преподавателей. Исходя из очевидной образовательной потребности, мы кратко рассмотрели теоретические аспекты проблемы межпредметных связей в общем и профессиональном образовании и определили круг основных вопросов содержания профессионально-педагогической подготовки учителя для их дальнейшего организационно-педагогиче-ского решения.

К. М. РОМАНОВ, руководитель секции психологического обеспечения учебного процесса РУО, доктор психологических паук

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В СИСТЕМЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Современная школа переживает глубокий кризис, выход из которого связывается с внедрением в педагогическую практику принципиально новых технологий обучения и воспитания, ориентированных не только на достижение образовательных целей, но и на развитие и реализацию личностного потенциала учащихся. Однако развитие личности подчиняется известным психологическим законам, учет которых представляется необходимым условием достижения соответствующих педагогических целей. Поэтому переход учебных заведений на новые педагогические технологии невозможен без хорошего психологического обеспечения процессов обучения и воспитания, наиболее важным условием которого являются повышение психологической компетентности педагогических работников и организация в учебных заведениях психологической службы.

Для решения указанных задач на базе Регионального учебного округа при Мордовском университете была создана соответствующая методическая секция. Выполненные ею экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что уровень психологической компетентности педагогов, работающих в системе учебных заведений региона, неудовлетворителен: у них преобладает психологопедагогическое мышление обыденного типа, стихийное по происхождению и вбирающее в себя индивидуальный житейский опыт. В числе наиболее характерных его особенностей выделяются следующие: низкий уровень точности, рефлексии, самокритичности; неспособность к обобщению многообразия конкретных психических явлений и выделению общих и существенных свойств; недиалектичность, ориентированность на сиюминутный эффект; логическая про-

тиворечиность и субъективизм. Все это затрудняет плодотворное решение многоплановых психологических задач, возникающих в контексте педагогической

деятельности.

Основная причина слабой компетентности педагогов в области психологии —

несовершенство существующей в универ-ститете системы психологической подготовки соответствующих специалистов.

Во-первых, она очень ограничена в объеме. На нее приходится в общей сложности не более 10 % учебного времени, что явно недостаточно для овладения таким сложным предметом, как психология. Во-вторых, она неадекватна в содержательном плане и далеко не охватывает всех вопросов и проблем, с которыми приходится в действительности сталкиваться педагогу высшей или средней школы. В-третьих, ее отличают излишний академизм, формализм и оторванность от реальной жизненной практики будущих специалистов. Психология предстает перед студентами не как наука о душе реально существующего конкретного человека, а как система сухих достаточно формализованных абстрактных понятий. И, наконец, в-чет-вертых, психологическая подготовка очень несовершенна в методическом отношении. По существу, она представляет собой не что иное, как сообщение студентам некоторой суммы готовых теоретических истин, так что им остается только запомнить их для последующего воспроизведения на экзамене. Иначе говоря, методика ориентирована на запоминание и воспроизведение, а не на развитие мышления.

Исходя из сказанного, важнейшим направлением повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в учебном округе является качественное улучшение психологической подготовки педагогов для высших и средних учебных заведений. По нашему мнению, она должна быть нацелена на формирование у

будущих специалистов научного психологического мышления, которое, по сравнению с житейским, характеризуется более высокой точностью, рефлексивностью, объективностью, логической последовательностью, диалсктичностью и другими достоинствами. В настоящее время нами разработаны теоретические и

методические основы его формирования (Романов К. М. Формирование психологического мышления учителя. Саранск, 1994). Соответствующая генетическая методика представляет собой систему специальных психологических заданий, выполнение которых обеспечивает формирование необходимых умственных действий и коррекцию имеющихся у студентов житейских представлений. Она реализуется в форме спецкурса и спец-практикума. Главная задача дисциплин состоит в том, чтобы актуализировать у студентов необходимое множество педагогических воздействий (содействий), адекватных всем основным структурным компонентам личности, и организовать их последовательное преобразование по таким параметрам, как форма, обобщенность, развернутость, освоенность и др. Особое внимание при этом уделяется процессу вербализации содействий, для чего рекомендуется использовать письменную речь. Завершающим этапом формирующей методики является педагогическая практика, во время которой процесс формирования умственных действий осуществляется на конкретном профессиональном материале. Достоинство методики заключается также в том, что ее можно использовать и в системе

переподготовки и повышения квалификации педагогических работников. Проведенные нами генетические исследования показывают, что после прохождения соответствующего обучения студенты гораздо успешнее справляются с такими заданиями, как постановка педагогических целей, ориентировка в индивидуальных особенностях учащихся, формулирование психологических задач, проектирование оптимальных способов их решения и т. п.

Следующее направление психологизации учебно-воспитательного процесса в округе — организация и внедрение еди-

нои для всех учеоных заведении психологической службы. В ее деятельности можно выделить следующие направления: оказание научно-методической помощи педагогам и администрации учебных заведений в вопросах переориентации учебного процесса в соответствии с принципами развивающего обучения; психологический анализ уроков, лекций, практических занятий и других

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

учебно-воспитательных мероприятий с они нс получают должной теоретической, точки зрения их развивающего потенци- методической и практической подготов-ала; организация теоретических семинаров для учителей и преподавателей;

[сихологическая диагностика и коррек-

ция учащихся; психологическое консультирование учащихся, родителей, педагогов, администрации учебных заведений; работа с трудновоспитуемыми и учащимися группы риска и др.

Организация психологической службы в регионе сопряжена с большими трудностями в связи с отсутствием хороших специалистов. Для решения этого вопроса

в последние годы была развернута подготовка практических психологов для колы в Мордовском педагогическом институте и созданы краткосрочные курсы переподготовки педагогических работников в Мордовском университете. Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки. Так, выпускники пединститута получают сравнительно неплохую теоретическую и методическую подготовку, однако при отсутствии педагогического опыта с трудом адаптируются к школе. Выпускники университетских курсов имеют опыт педагогической работы, достаточно хорошо знают школу,, умеют обращаться с детьми, отличаются выраженной профессиональной мотивацией, но из-за краткосрочности обучения

ки, что негативно сказывается на их последующей работе в качестве психологов. Поэтому проблема подготовки высококвалифицированных практических психологов до сих пор остается нерешен-

ной.

В настоящее время психологическая служба существует далеко не во всех учебных заведениях, входящих в учебный округ. В основном она сосредоточена в школах г. Саранска. В структуре Министерства образования Мордовии и ГУО не предусмотрены необходимые управленческие подразделения. Психологи подчиняются главным образом не очень компетентной в психологическом плане

4

администрации школ либо предоставлены самим себе. Они испытывают огромные трудности в решении теоретических, методических и организационных вопросов. Для повышения потенциала психологической службы необходимо объединить ее в единую централизованную региональную систему и обеспечить необходимым научно-методическим руководством в лице опытных специалистов РУО. Такая структура психологической службы позволила бы эффективно решать любые психолого-педагогические проблемы региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.