Научная статья на тему 'Психологическое насилие в семье как угроза формированию субъектных черт личности'

Психологическое насилие в семье как угроза формированию субъектных черт личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1684
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ / ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ / ДЕПРЕССИЯ / ВОЛЕВОЙ САМОКОНТРОЛЬ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / PSYCHOLOGICAL VIOLENCE / CONSEQUENCES OF VIOLENCE / DEPRESSION / SELF-CONTROL / VITALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дементий Людмила Ивановна

В статье представлены результаты исследования особенностей депрессии, волевого субъективного контроля и жизнестойкости у подростков, воспитывающихся в семьях с разным уровнем психического насилия. Показано, что уровень депрессии выше, а уровень выраженности волевого субъективного контроля и жизнестойкости достоверно ниже у подростков, подвергающихся психическому насилию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mental Violence in the Family as a Threat Formation of Subject Personality Traits

The article presents the results of studies of the depression, subjective self-control and resilience in adolescents who are brought up in families with different levels of mental violence. It has been shown that the incidence of depression is higher and the level of expression of volitional control and subjective vitality significantly lower in adolescents exposed to psychological violence.

Текст научной работы на тему «Психологическое насилие в семье как угроза формированию субъектных черт личности»

СЕМЕЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2016. № 4. С. 18-23. УДК 159.923

Л. И. Дементий

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ КАК УГРОЗА ФОРМИРОВАНИЮ

СУБЪЕКТНЫХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ

В статье представлены результаты исследования особенностей депрессии, волевого субъективного контроля и жизнестойкости у подростков, воспитывающихся в семьях с разным уровнем психического насилия. Показано, что уровень депрессии выше, а уровень выраженности волевого субъективного контроля и жизнестойкости достоверно ниже у подростков, подвергающихся психическому насилию.

Ключевые слова: психическое насилие; последствия насилия; депрессия; волевой самоконтроль; жизнестойкость.

L. I. Dementiy

Dostoevsky Omsk State University

MENTAL VIOLENCE IN THE FAMILY AS A THREAT FORMATION OF SUBJECT

PERSONALITY TRAITS

The article presents the results of studies of the depression, subjective self-control and resilience in adolescents who are brought up in families with different levels of mental violence. It has been shown that the incidence of depression is higher and the level of expression of volitional control and subjective vitality significantly lower in adolescents exposed to psychological violence.

Keywords: psychological violence; consequences of violence; depression; self-control; vitality.

Насилие и жестокое обращение с детьми в семье одна из острых проблем в современном обществе. Рост числа детей, подвергшихся насилию, трудности выявления его причин и признаков, а также влияния последствий насилия на развитие личности ребенка постоянно требуют внимания исследователей. Глубокое изучение данной проблемы имеет большое теоретическое и практическое значение, в том числе для организации психо-коррекционной и психологической помощи детям, подвергающихся домашнему насилию. Проблема насилия стала предметом пристального изучения в целом ряде зарубежных и отечественных работ (И. А. Алексеева, И. Г. Новосельский, Е. Н. Волкова, А. Ю. Егоров, О. Г. Фрейдман, Т. М. Журавлёва, Т. Я. Сафонова, И. А. Фурманов, Е. И. Цымбал, A. A. Green, R. Meadow, A. Miller и др.).

В исследованиях зарубежных и отечественных авторов насилие и жестокое обращение с детьми рассматривается как одна из возможных причин аномального развития ребенка и асоциального детства, а так же последствия насилия вызывают тяжелые психологические травмы и оказывают негативное влияние на личность ребенка [1; 2; 3; 5].

Среди выделяемых форм насилия в семье наибольший интерес в последнее время представляет психическое насилие в силу его широкой распространенности. Кроме того, психическое насилие неизбежно сопровождает и другие виды насилия - физическое, сексуальное, информационное.

Ряд зарубежных ученых считают психологическое насилие онтогенетически более ранней, исходной формой сексуального и физического насилия, их ядром, вокруг которого

© Дементий Л. И., 2016 18

формируются все виды насильственного поведения [17; 18].

Можно выделить несколько направлений научных исследований психологического насилия:

• попытки дать определения и выявить сущность психического насилия;

• разграничение психического и эмоционального насилия;

• классификации видов насилия и степени их разрушительности;

• определение причин и факторов психического насилия;

• изучение негативных эффектов соче-танного насилия и степени их деструктивного влияния на личность.

Одним из наиболее значимых в контексте понимания влияния насилия на личность является направление, связанное с выявлением последствий насилия в контексте развития и формирования личности.

На сегодняшний момент проведено немало исследований последствий насилия, наносящих вред личности ребенка. Однако явно не достаточно исследований, касающихся вопроса о том, как соотносится психологическое насилие в семье со сформированностью личности ребенка как субъекта, т. е. того, кто способен соотносить и приводить в соответствие свои мотивы, способности, притязания с требованиями деятельности и разрешать противоречия между ними, на основе саморегуляции и самоорганизации оптимально использовать свои психические и личностные возможности, а также того, кто способен к самосовершенствованию, саморазвитию. Между тем сформированность субъектных характеристик личности является залогом полноценного формирования зрелой лично-сти, способной решать сложные жизненные задачи.

К наиболее важным субъектным характеристикам человека относятся ответственность, самоконтроль и жизнестойкость личности.

Предметом нашего исследования стали самоконтроль, жизнестойкость, ответственность, психологическая суверенность личности. В рамках данной статьи результаты исследования будут представлены частично -исследовательские данные об уровне волевого самоконтроля и жизнестойкости.

Цель исследования состояла в определении особенностей самоконтроля, жизнестой-

кости, ответственности, психологической суверенности личности подростков, подвергающихся семейному насилию.

Для реализации данной цели необходимо было решить следующие исследовательские задачи:

1. Изучить и оценить уровень психологического насилия в семье подростка.

2. Выявить особенности волевого самоконтроля и жизнестойкости подростков с разным уровнем психологического насилия в семье.

3. Выявить взаимосвязь уровней психологического насилия в семье с параметрами волевого самоконтроля, жизнестойкости и депрессии подростков.

Выборку нашего исследования составили 157 подростков - учащихся школ и гимназий г. Омска, из них - 76 мальчиков и 81 девочка в возрасте от 14 до 16 лет (средний возраст 15 лет).

Методы исследования:

1. Авторская анкета, направленная на изучение неблагополучия в семье ребенка.

2. Опросник детской депрессии. Автор Maria Kovacs (С. В. Воликова, А. Б. Холмогорова). Позволяет определить количественные показатели спектра депрессивных симптомов - сниженного настроения, гедонистической способности, вегетативных функций, самооценки, межличностного поведения [11].

3. Опросник волевого самоконтроля, разработанный А. Г. Зверковым и Е. В. Эйдма-ном (2010), направлен на собственную оценку индивидуального уровня развития волевой регуляции, под которым понимается (в самом общем виде) мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, т. е. способность, сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями [6].

4. Тест жизнестойкости (методика С. Мад-ди, адаптация Д. А. Леонтьева) [9].

Исследование проходило в три этапа.

На первом этапе на основе авторской анкеты мы выделили 3 группы подростков в зависимости от степени насилия в семье: группа подростков, проживающих в семье с высоким уровнем насилия в семье; вторая группа - подростки, подвергающиеся насилию в средней степени; третья группа - подростки, по отношению к которым насилие совершается в наименьшей степени (подростки, проживающие в благоприятной семейной атмосфере).

Далее важно было определить, насколько насилие в семье является травматичным для подростка. С целью выявления этого показателя и в качестве дополнительного критерия выделения групп подростков мы использовали индикатор депрессии.

На третьем этапе тестировался уровень сформированности субъектных характеристик подростков в разных группах. Результаты исследования Сравнивая данные депрессии у трех выделенных нами групп подростков с различной степенью психологического насилия в семье, мы получили следующие результаты (рис. 1).

По данным рисунка видно, что выше всех расположены данные подростков с высоким уровнем психологического насилия в семье.

80

По числовым нормам самой методики значения подростков, подвергающихся психологическому насилию в семье, находятся выше средних значений, когда как результаты двух других групп подростков находятся в зоне средних значений. Это подтверждает тот факт, что подавленность и угнетенность детей с высоким психологическим насилием в семье выражена сильнее, чем у подростков с более низкими показателями эмоционального насилия в семье.

Для подтверждения различий между исследуемыми группами мы использовали критерий различий Крускала- Уоллиса (Н) для трех независимых выборок. Полученные результаты представлены в табл. 1.

60 40 20 0

Низкий уровень псих.насилия

Средний уровень псих.насилия

Высокий уровень псих.насилия

Общая шкала

Д

Шкалы

Рис. 1. Детская депрессия подростков с различным уровнем психологического насилия в семье

Таблица 1

Сравнение детской депрессии подростков с различным уровнем психологического насилия в семье

Е

Шкалы детской депрессии Критерий различий (Н)

Общая шкала 23,014***

А 14,983***

В 20,263***

С 15,648***

Д 15,160***

Е 11,566**

Примечание. H - количественный показатель критерия H Крускала - Уоллиса. В таблице указан уровень значимости различий, где * - p < 0,05; ** - p < 0,01; *** - p < 0,001.

Статистический анализ показал, что практически все параметры детской депрессии у трех выделенных нами групп подростков значимо различаются по всем шкалам: по шкале А, которая означает общее снижение настроения, негативную оценку собственной эффективности в целом, по шкале В (идентификация себя с ролью плохого, агрессивное

поведение, высокий негативизм, непослушание), по шкале С (высокий уровень убеждения неэффективности в школе), по шкале Д (высокий уровень истощаемости, наличие чувства базы одиночества), по шкале Е (негативная оценка собственной неэффективности, наличие суицидальных мыслей), а также по общей суммарной шкале депрессии. При этом

самыми выраженными показателями обладает группа школьников, наиболее подверженных психологическому насилию в семье. Это означает, что именно они в большей степени имеют негативную самооценку, пониженное настроение, убеждения о том, что они неэффективны.

Представим данные по уровню сформированное™ субъектных характеристик.

Сравнение параметров самоконтроля подростков с разным уровнем психологического насилия в семье представлено на рис. 2.

Результаты показывают, что подростки из семей с высоким уровнем насилия имеют наиболее низкие показатели по изучаемому параметру. Такой уровень самоконтроля интерпретируется как не способность владеть собственным поведением в трудных ситуациях, у таких подростков снижена способность сознательно управлять своими действиями, эмоциональными состояниями и побуждениями.

Критерий различий Крускала- Уоллиса (Н показал наличие статистически значимых различий между группами (табл. 2).

18 16 14 12 10 8 6

Общая шкала

Настойчивость Шкалы

Самообладание

Низкий уровень псих.насилия

Средний уровень псих.насилия

Высокий уровень псих.насилия

4

Рис. 2. Волевой самоконтроль подростков с различным уровнем психологического насилия в семье

Таблица 2

Сравнение параметров волевого самоконтроля подростков с разным уровнем психологического насилия в семье

Шкалы волевого самоконтроля Критерий различий (Н)

Настойчивость 25,774***

Самообладание 30,678***

Общая шкала 37,027***

Примечание. Н - количественный показатель критерия Н Крускала - Уоллиса. В таблице указан уровень значимости различий, где * - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001.

Отметим, что достоверные различия обнаружены по всем шкалам - настойчивости, самообладанию и общему показателю волевого самоконтроля.

Отметим, что подростки с низким уровнем психологического насилия в семье обладают высокими показателями по всем параметрам волевого самоконтроля. Этот факт свидетельствует о том, что данные подростки хорошо владеют собой в различных ситуациях, спокойны, уверенны в себе, обладают устойчивостью намерений, реалистичностью взглядов, планомерно могут реализовать возникшие намерения, умеют распределять уси-

лия и способны контролировать свои поступки, также они активно стремятся к выполнению намеченного.

Таким образом, ситуация семейного насилия подавляет ребенка, у подростка не формируются способы противостояния трудностям, а следовательно, отсутствует возможность «практикования» волевого действия.

Следующим изучаемым нами параметром явилась жизнестойкость.

Сравнение параметров жизнестойкости подростков с разным уровнем психологического насилия в семье представлено на рис. 3.

100 п

0 -I-,-,-,-

Вовлеченность Контроль Принятие риска Общая шкала

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шкалы

Рис. 3. Параметры жизнестойкости у подростков с разным уровнем психологического насилия в семье

Данные школьников, имеющих высокий уровень психологического насилия в семье, имеют невысокую выраженность и расположены ниже данных остальных групп. Вместе с тем отметим, что у данных подростков параметры «Контроль», «Принятие риска», а также общая шкала жизнестойкости находятся в диапазоне средних значений. Показатели шкалы «Вовлеченность» у данной группы подростков находятся на низком уровне, что говорит о том, что они чувствуют себя отвергнутыми, ощущают себя «вне» жизни.

Для того чтобы понять особенности жизнестойкости подростков с высоким уровнем психологического насилия, проанализируем наиболее контрастирующую выделенную нами группу подростков с низким уровнем психологического насилия в семье. Данная группа имеет высокие значения по шкале «Принятие риска» со средними выраженными ос-

Сравнение параметров ж с разным уровнем психол

тальными шкалами. Это означает, что данная группа подростков активно усваивает знания из опыта, в дальнейшем использует их в различных ситуациях, вне зависимости от того, принесет ситуация успех или неудачу. Возможно, это можно объяснить тем, что подростки, не подвергающиеся психологическому насилию в семье, сохраняют тем самым свое психологическое благополучие, чувствуют себя защищенными в собственной семье, поэтому способны воспринимать мир целостно, обладают способностью уверенного жизненного поведения, убежденностью, что их жизнь под контролем, независимостью в своих поступках вопреки внешнему влиянию.

Результаты сравнительного анализа представлены в табл. 3.

Обнаружены значимые различия по всем параметрам жизнестойкости.

Таблица 3

нестойкости подростков ческого насилия в семье

Шкалы1 жизнестойкости Критерий различий (Н)

Жизнестойкость 28,490***

Вовлеченность 24,650***

Контроль 19,088***

Принятие риска 25,159***

Примечание. H - количественный показатель критерия H Круска-ла - Уоллиса. В таблице указан уровень значимости различий, где * - p < 0,05; ** - p < 0,01; *** - p < 0,001.

Выводы.

Субъектные характеристики подростков в разной степени подвергающихся психологическому насилию в семье имеют свою специфику. Подростки, которые прак-

тически не испытывают психологического насилия со стороны родителей, чувствуют себя более защищенными, поэтому демонстрируют более сознательное владение собственным поведением и эмоциями в различных

ситуациях. Данная группа подростков активно усваивает знания из опыта, в дальнейшем использует их в различных ситуациях, вне зависимости от того, принесет ситуация успех или неудачу.

Подростки, подвергающиеся психологическому насилию в семье, характеризуются:

- подавленностью и угнетенностью, негативной оценкой себя, пониженным настроением, неуверенностью, импульсивностью, убежденностью в том, что неэффективны;

- низкой способностью сознательно управлять своими действиями, эмоциональными состояниями и побуждениями, т. е. способностью владеть собственным поведением в различных ситуациях;

- чувством собственной отвергнутости, ощущением себя «вне» жизни.

Исследуя взаимосвязь психологического насилия в семье с параметрами субъектных свойств, было установлено, что низкий уровень психологического насилия в семье подростка обратно взаимосвязан с уровнем ис-тощаемости организма, наличием чувства базы одиночества, а также с предвидением результатов деятельности. Средний уровень психологического насилия в семье подростка прямо взаимосвязан с параметрами детской депрессии, обратно взаимосвязан с параметрами волевого самоконтроля, жизнестойкости и психологической суверенности, также с отношением к трудностям, предвидением результатов деятельности, отношением к новым обязанностям, с отношением к обещаниям. Высокий уровень психологического насилия в семье подростка прямо взаимосвязан с общим уровнем депрессии, с негативной оценкой собственной неэффективности, с наличием суицидальных мыслей, а также обратно взаимосвязан с отношением к новым обязанностям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева И. А., Новосельский И. Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. - М. : Генезис, 2005. - 256 с.

2. Алексеева Л. С. О насилии над детьми в семье // Социологические исследования. -2003. - № 4. - С. 34-37.

3. Волкова Е. Н. Проблема насилия над детьми и пути их преодоления / под ред. Е. Н. Волковой. - СПб. : Питер, 2008. - 240 с.

4. Егоров А. Ю., Фрейдман О. Г. Психологическое насилие и развитие личности. - СПб. : 2003. - С. 68.

5. Журавлёва Т.М, Сафонова Т.Я. Помощь детям-жертвам насилия. - М. : Генезис, 2006. -112 с.

6. Зверков А. Г., Эйдман Е. В. Исследование волевой саморегуляции. Психологические методики изучения личности : практикум. -М. : Ось-89, 2007. - С. 100-106.

7. Зиновьева Н. О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. -СПб. : Речь, 2003. - 248 с.

8. Ильина С. В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопросы психологии. - 1998. -№ 6. - С. 65-75.

9. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. - М. : Смысл, 2006. - 63 с.

10. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации / под ред. Н. М. Платоновой, Ю. П. Платонова. - СПб. : Речь, 2004.

11. Опросник детской депрессии М. Ковас. -URL: http://gigabaza.ru/doc/29896-pall.html.

12. О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы : указ Президента Российской Федерации № 761 от 1 июня 2012 г. - URL: http://www.kremlin.ru.

13. Фурманов И. А. Индикаторы и диагностические критерии физического и эмоционального насилия // Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф : материалы IX Междунар. конф. - Минск : НИО, 2003. - С. 122.

14. Фурманов И. А. Стратегии коммуникативного контроля в межличностном взаимодействии // Белорусский психологический журнал. - 2004. - № 1. - С. 14-20.

15. Цымбал Е. И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия : учебное пособие. - М. : РБФ HAH, 2007. - 272 с. -(Сер. «Работа с детьми группы риска». Вып. 11).

16. Green A. A comparison of physical and sexual abuse // The materials of a conference «Child Mental Health and Child Abuse», meeting at Budapest, 1995. Abstract 1-8.

17. Meadow R. ABC of Child Abuse. - London : BMJ Publishing Group, 1993. - 276 p.

18. Miller A. For Your Own Good: Hidden Cruelty in Child-rearing and the Roots of Violence. -N. Y. : Knopf, 1991. - 471 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.