Научная статья на тему 'Психологическое моделирование внутригрупповых конфликтных отношений'

Психологическое моделирование внутригрупповых конфликтных отношений Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
511
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ВНУТРИГРУППОВЫЕ КОНФЛИКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГРУППА / ВНУТРИГРУППОВОЙ КОНФЛИКТ / PSYCHOLOGICAL MODELING / INTRAGROUP DISPUTED RELATIONS / GROUP / THE INTRAGROUP CONFLICT

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кидинов А. В.

Рассматривается проблема социально-динамического моделирования развития внутригрупповых конфликтных отношений. Исследуются типы моделей, используемых в психологической науке для отображения внутригрупповых конфликтов: поиск источников конфликта, дифференциация конфликтов, определение ролей в конфликте, межличностные отношения в конфликтах, разрешение конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological modeling of intra-group conflict relations

The problem of socio-dynamic modeling of intra-group conflict relations development is considered in the article. The author studies the types of models used in psychological science for showing the intra-group conflicts: the conflict sources search, the conflict differentiation, definition of roles in the conflict, interpersonal relationships in conflict, and the conflict resolution.

Текст научной работы на тему «Психологическое моделирование внутригрупповых конфликтных отношений»

№ 3 (21) МАРТ 2012

дискуссия |

журнал научных публикаций %

А. В. Кидинов, канд. пед. наук, доцент, кафедра гуманитарных и социальных дисциплин, Институт права и экономики, г. Липецк, Россия, [email protected]

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ВНУТРИГРУППОВЫХ КОНФЛИКТНЫХ

ОТНОШЕНИЙ

Современный этап развития российского государства характеризуется всемерной и повсеместной активизацией общественных процессов, сопровождающихся трансформацией социальных ценностей, обострением конкуренции различных социальных групп в стремлении усилить свое влияние в обществе, активизацией процессов культурного самоопределения субкультурных сообществ, актуализацией как межгрупповых, так и внутригрупповых коллизий, появлением в обществе новых социальных общностей, а также трансформацией иерархических связей в социуме как социально-динамического феномена.

Особый интерес представляют социально-динамические процессы развития внутригрупповых отношений как первичного проявления межличностного взаимодействия. Именно внутри группы зарождаются такие формы социальной динамики, которые позволяют глубже понять психологическую сущность отношений в ином масштабном измерении, вплоть до макро- и мега-масштаба. Именно поэтому развитие внутригрупповых конфликтных отношений как психологический феномен представляет собой ключ к познанию социально-динамических процессов в обществе.

Одной из составляющих исследования социально-динамических процессов развития внутригрупповых конфликтных отношений является моделирование данных процессов.

Социально-динамическое моделирование развития внутригрупповых конфликтных отношений необходимо для того, чтобы управлять этим процессуальным состоянием социально-психологическими средствами.

Моделирование в психологии — это исследование психических процессов и состояний при помощи их реальных или идеальных, прежде всего математических, моделей. При этом под моделью понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Наличие отношения частичного подобия («гомоморфизм») позволяет использовать модель в качестве заместителя или представителя изучаемой си-стемы1.

Многочисленные исследования в социальной психологии подтверждают, что создание таких моделей системы — действенное средство проверки истинности и полноты теоретических представлений (Т. А. Вост-рикова, Е. Г. Казьмина, А. А. Касабов, М. Н. Максимова, А. С. Огнев, Е. В. Селезнева, А. А. Фролова и др.).

Моделирование выступает важной чертой современных психологических исследований, где под моделью подразумевается материальная или мыслительная (знаковая, концептуальная) система, которая опосредованно отражает совокупность факторов, воспроизводящих, имитирующих объект на разных уровнях его организации, самоорганизации и саморазвития. Собственно

дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

моделирование — это процесс представления, имитирования систем на основе построения, изучения и преобразования их моделей, в которых вос- _

производятся принципы организации и функционирования этих систем (А. А. Деркач).

По определению А. А. Деркача, психологическая модель — это система объектов и зна- =

ков, производящая существенные свойства объекта-оригинала — идеального образа профессионала или эталона личностно-профессионального развития.

В работах Н. М. Амосова, Л. М. Век-кера, В. Н. Дружинина, А. Н. Кочергина, А. Ньюэлла, Г. Саймона и др. отмечалось, что моделирование значительно расширяет возможности других методов психологии:

♦ модель дает дополнительные возможности экспериментирования, предоставляя исследователю аналог психического явления, более доступный для манипулирования, чем его прототип;

♦ модель может быть представлена в различных взаимосвязанных формах (знаковых и вещественных);

♦ любое представление модели психического явления качественно отличается от простого описания тем, что помогает пониманию внутренней и внешней организации и обусловленности явления;

♦ относительно самостоятельное поведение модели, а также отвлечение от ее прототипа подсказывает новые гипотезы, поисковые и проверочные эксперименты, аналогии с другими явлениями;

♦ функциональные компьютерные модели могут служить определенным критерием правильности реализованных в них положений и теорий, поскольку их ошибочность либо не позволит модели выполнять свои функции, либо быстро приведет к результатам, явно отличающим ее от прототипа;

♦ модель по своей природе является единством теории и практики, поэтому она эффективно способствует формализации и уточнению данных о предме-

Модель поиска источника конфликта позволяет обнаружить его генезис, когда предполагаемая причина конфликта может содействовать его возникновению или нет.

те исследования, облегчая построение и проверку психологических гипотез; моделирование психологических функций не только позволяет, но и требует выражать психологические теории на точном и однозначном языке, опирающемся на новые для психологии понятия, отличающиеся точностью = определений2.

Но, несмотря на эти и многие другие преимущества, возможности моделирования как средства исследования психики пока используются очень ограниченно. Это связано с общими трудностями проникновения методов точных наук, к которым исходно и относилось моделирование, в гуманитарные науки. Решение этих проблем представляется возможным только с помощью приближения метода моделирования к особенностям моделируемых в исследовании объектов.

Автор разделяет точку зрения Е. В. Селезневой, которая считает, что модель — это «... гипотеза о разворачивании определенного процесса и о возможных результатах этого процесса; содержание модели зависит от особенностей моделируемого объекта и от той цели, которую ставит перед собой объект моделирования; отражательная природа модели предполагает, с одной стороны, зависимость от деятельности субъекта, формирующей предмет моделирования путем выделения его свойств, а с другой, — деятельности, влияющей на субъекта моделирования»3.

Рассмотрим типы моделей, используемых в психологической науке для отображения внутригрупповых конфликтов: поиск источников конфликта, дифференциация конфликтов, межличностные отношения в конфликтах, разрешение конфликта.

Модель поиска источника конфликта позволяет обнаружить его генезис, когда предполагаемая причина конфликта может содействовать его возникновению или нет.

Например, модель на рис. 1 показывает, что «дефицит ресурсов» в одних социально-динамических обстоятельствах приводит к обострению отношений, а в других — меж-

№ 3 (21) МАРТ 2012

дискуссия

журнал научных публикаций

т

( ) Дефект

изменение ( \

ресурсов

ресурсов

Рис. 1. Модель поиска

личностные отношения продолжают развиваться без перебоев.

Сложность психологических обстоятельств, в которых развивается конфликт, включает в себя не только «пусковое обстоятельство», но и личностные характеристики членов группы, особенности функционирования микрогрупп и признаки зрелости группы в целом. Модель на рис. 2 позволяет отобразить генезис развития конкретного конфликта с учетом «пускового обстоятельства», а также личностных, микрогрупповых и групповых характеристик.

разрушитель подстрекатель

/ правдолюб философ

1 компромиссный ^^зависимый карьеристу

манипулятор захватитель

Рис. 2. Модель определения ролей в конфликте

Модель определения ролей в конфликте необходима для того, чтобы подробнее структурировать участников конфликтных отношений по признаку их поведения во внутригрупповом конфликте. Выделяются члены коллектива, которых можно условно назвать «отшельниками», «разрушителями», а также «миротворец», «провокатор», «правдолюб», «философ», «защитник», «контролер», «дипломат». Использование ролевых метафор позволяет с достаточной точностью дать личностную характеристику участникам конфликтных отношений и выявить влияние индивидуальной роли как на возникновение, так и на про-

источников конфликта

текание и разрешение конфликтной ситуации.

Модель дифференциации конфликтов (рис. 3) оказывается полезной в тех случаях, когда нужно более точно диагностировать возникающую конфликтную ситуацию. Дифференциация ситуации с конфликтным течением межличностных отношений возможна в самом широком смысле по признаку конструктивных и деструктивных реакций участвующих сторон. Основным признаком конструктивных реакций можно считать снижение уровня конфликтности в системе внутригрупповых отношений. Деструктивные реакции либо обостряют, либо продлевают период внутригруппового конфликта. Конструктивные реакции возможны в конфликте, ориентированном на решение задачи групповой деятельности и обусловленном различием подходов к достижению цели.

Рис. 3. Модель дифференциации конфликтов

дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Модель межличностных отношений (рис. 4) в конфликтах представляет собой удобный инструмент абстрактного и обобщенного отображения особенностей межличностных отношений как внутри конфликтующих сторон, так и между противоборствующими объединениями членов группы. Модель позволяет отобразить характер отношений между отдельными индивидами, а также между индивидом и другими участниками конфликтных отношений. Моделируемые отношения могут быть следующих типов: конкурирующие, сотрудничающие, избегающие, вовлекающие и компромиссные. Эти типы отношений указывают на способы их преобразования с целью трансформации конфликта в конструктивное внутригрупповое взаимодействие.

Анализ проблемы Определение причины

конкуренция сотрудничество

Компромисс

избегание приспособление

1 Причины Креативные

разногласии идеи

Надситуа-

тивное мышление

Выдвижение альтернатив

Повторение попытки

Оценка результата

Рис. 4. Модель межличностных отношений

Модель разрешения конфликта (рис. 5) существенно дополняет другие способы моделирования конфликтных внутригруп-повых отношений тем, что отображает представление членов группы о конструктивном выходе из конфликтной ситуации. В психологической науке наиболее обосновано и популярно моделирование следующих шагов трансформации внутригруппо-вого конфликта в продуктивное взаимодействие сторон: конкретизация проблемы, выявление конфликтующих сторон, проектирование взаимоприемлемого решения, безусловное принятие «своих» и «чужих» интересов, «мозговой штурм» возможных решений, отбор взаимоприемлемого решения, реализация взаимоприемлемого решения, анализ пре-

Рис. 5. Модель разрешения конфликта

образованной ситуации, совместная констатация нормализации внутригрупповых отношений.

Подобное моделирование выхода из конфликтных внутригрупповых отношений, по имеющимся научным данным, оказывается наиболее продуктивным в использовании конфликта как ресурса инновации в групповой деятельности и развития группы.

Таким образом, в исследовании конфликта как социально-динамического явления возможны следующие типы психологических моделей: поиск источников конфликта, дифференциация конфликтов, межличностные отношения в конфликтах, разрешение конфликта.

1. Петрушин В. И. Психологические аспекты деятельности классного руководителя. М., 2001. С. 87-88; Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск, 1997. С. 234-235.

2. Орехов А. Н. Номотетическое моделирование социально-психологических процессов: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2005. С. 40.

3. Селезнева Е. В. Развитие акмеологической культуры личности / под ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2004. С. 48-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.