ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КУЛЬТУР КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ГРУПП
В ВУЗАХ МЧС
Н.В. Давыдова, к.п.н., Военная академия связи г. Санкт-Петербург, С.В. Воронин, доцент, к.т.н., доцент, И.Л. Скрипник, профессор, к.т.н., доцент, СПб университет ГПС МЧС России, г. Санкт-Петербург
Подготовка иностранных специалистов в вузах МЧС России в настоящее время является для нашей страны не только политическим средством на международной арене, но и важнейшим экономическим фактором технического сотрудничества РФ с зарубежными странами в вопросах подготовке специалистов и обмена опытом.
Эффективность обучения иностранных специалистов в значительной степени зависит от успешного прохождения ими кросс-культурной адаптации, под которой понимается процесс вхождения в новую культуру, сопровождаемый овладением навыками, умениями, усвоением установок, ценностей, норм новой социально-культурной среды и принятием некоторых из них для создания линии должного поведения в этой среде, а также для реализации внутриличностных возможностей и профессионального становления в ходе обучения.
Продолжительность и успешность протекания процесса кросс-культурной адаптации обусловлены целым рядом индивидуальных и групповых факторов [1]. Но в любом случае этот процесс сопровождается стрессом, получившим название «культурного шока» или «шока перехода». Уровень психологических трудностей, испытываемых обучающимися в другой стране, находится в прямой связи с культурной дистанцией между культурой иностранца и культурой страны пребывания.
Организация обучения иностранных специалистов в российских вузах МЧС имеет свои особенности. Порядок комплектования учебных групп предусматривает возможность объединения в одной группе представителей разных стран и российских обучающихся по аналогичным специальностям. В результате этого объединения иностранный специалист оказывается включенным в активное межкультурное взаимодействие. В большинстве случаев на уровне повседневного межличностного общения при взаимодействии в процессе кросс-культурной адаптации возникают недоразумения и конфликты, что объясняется столкновением различных культур. Недоразумения возникают из-за того, что представители различных культур соотносят свои поступки с нормами своей культуры, интерпретируя действия собеседника через призму культурной и языковой картин мира, сформировавшихся в его родной культуре.
В 60-70-х годах XX века Г. Хофстеде провел широкомасштабное исследование более чем в 50 странах мира, на основании которого им были выделены 4 культурных параметра (культурных синдрома), значительным
образом определяющих поведение людей и дающих ответы на главные жизненные вопросы [2]. Такими культурными синдромами являются: дистанция власти, коллективизм - индивидуализм,
избегание неопределенности - терпимость к неопределенности, маскулинность - фемининность.
Позже к этим параметрам был добавлен пятый - конфуцианский динамизм. Культурный синдром «дистанция власти» (PDI) отражает особенности отношения людей к неравенству в обществе. Дистанция власти фиксирует эмоциональную дистанцию, разделяющую нижестоящих и вышестоящих членов коллектива. Высокий уровень дистанции власти присущ большинству африканских, латиноамериканским и арабским странам, а также ряду европейских стран (Бельгия, Франция, Сербия, Хорватия). Низкая дистанция власти характерна в основном для стран Западной Европы и Северной Америки, а также Израиля. В культурах с малой дистанцией власти от преподавателя требуется более внимательное отношение к инициативе обучающегося, который рассматривается как равноправный партнер в учебном процессе.
Культурный синдром «коллективизм - индивидуализм» (IDV) Г.Хофстеде выделяет как второе глобальное измерение национальных культур. Ученый утверждает, что преобладающее число людей в мире живет в обществах, в которых интересы группы ставятся выше интересов индивидуума. Такие общества относятся к коллективистским. Меньшая часть населения планеты живет индивидуалистических обществах, в которых цели и интересы индивида предпочтительней по сравнению с интересами группы.
Культурный синдром «маскулинность - фемининность» (MAS) в параметрической модели Г. Хофстеде не связан с биологическими различиями между мужчинами и женщинами как абсолютной категории, а соотносится с выполнением ими типичных для каждого общества социальных ролей, то есть соотносятся с гендерными ролями. Маскулинные (мужские) культуры (страны западной и центральной Европы) характеризуются как общества с высокой степенью ролевой дифференциации полов, члены которых ориентированы на достижение успеха, конкуренцию, материальное благополучие. В фемининных культурах степень ролевой дифференциации полов выражена незначительно. Основными ценностями являются семья, качество жизни, человеческие взаимоотношения. Маскулинные культуры характеризуются как общества с высокой степенью ролевой дифференциации полов, члены которых ориентированы на достижение успеха, конкуренцию, материальное благополучие.
Культурный синдром «избегание неопределенности» (UAI) отражает степень тревожности членов общества по отношению к нестандартным, незнакомым ситуациям, эмоциональное восприятие людьми непредсказуемых событий. Страны, в которых неожиданные события и ситуации принимаются как должное и поведение строится на основании конкретных ситуаций, Г.Хофстеде относит к категории культур со слабым избеганием неопределенности. В таких культурах необычное, неясное воспринимается всего лишь как странное. В странах с сильным избеганием неопределенности неожиданные ситуации и
319
незнакомые люди вызывают эмоциональное беспокойство, напряжение и дискомфорт. Таким культурам присуще кредо ксенофобии - чужое считается неприемлемым и опасным.
Культурный синдром «конфуцианский динамизм» (СЭЛ) - это показатель того, насколько общество проявляет прагматизм и стратегически ориентировано на будущее, в противоположность традиционализму и краткосрочной (тактической) направленности.
На основании исследований можно выделить доминирующие в данной стране тенденции, объяснить многие поведенческие акты, возникающие при кросс-культурных контактах представителей этих стран и во многих случаях преодолеть их. Параметрическая модель Г.Хофстеде, может быть положена в основу разработки психолого-педагогических технологий, а также методики формирования интернациональных учебных групп с целью «сглаживания» негативных эмоциональных состояний обучающихся в процессе их кросс-культурной адаптации в вузах России. Учет этнометрических данных при организации подготовки иностранных специалистов и факторов подверженности человека профессиональному риску [2, 3] способствуют повышению качества образовательного процесса и более активному продвижению российских образовательных услуг на международном рынке.
Список использованной литературы
1. Кросс-культурная психология. Исследования и применение/пер. с англ. - Харьков: Гуманитарный центр, 2007. - 560с.
2. Каверзнева Т.Т. Психосоматические и соматические факторы подверженности человека профессиональному риску//Актуальные проблемы охраны труда: Материалы Всероссийской научно-технической конференции. Т.1. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. 183 с./ с. 95-99.
3. Каверзнева Т.Т. Физиология человека: учеб. пособие / Т.Т. Каверзнева. - СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2008. - 155 с.