ними возможности усовершенствования предложенного варианта исследовательской методики. В первую очередь, ограничения связаны с неразработанностью временных аспектов социальной ситуации развития. Перспективами усовершенствования методики являются:
- поиск операциональных эквивалентов временной перспективы;
- дальнейшая валидизация параметров ценностно-смыслового уровня;
- установление зависимости параметров СОСМ от микросоциальных и личностных характеристик.
Перспективы исследования. Проведенный сравнительный анализ понятий "ситуация", "идентичность", "смысл", "отношение", "образ мира" показывает возможность использования предложенной методики для исследования всех названных предметных реальностей. Так, показатели социально-ролевого спектра, показатели ценностного и эмоционального баланса отдельных социальных категорий могут быть использованы в решении недостаточно изученной проблемы взаимовлияния социальных идентичностей. Исследование с помощью нашей методики субъективной социальной стратификации индивида полезно для понимания роли отдельных социальных, профессиональных групп, "Звезд" в социализации личности на разных этапах жизни, позволит уточнить персонификацию ценностей и антиценностей.
Предложенные новые измеряемые параметры исследования ценностно-смысловой сферы личности открывают возможность исследования новых аспектов в данной сфере.
Список литературы
1. Николаева И.А. Исследование направленных ассоциаций в диагности-
ке социальной ситуации развития подростков //Практическая психология образования: опыт и проблемы: Сб. науч. трудов.-Курган: Изд-во КГУ, 1999.- С.109-111.
2.Николаева И.А. Социально-ролевой состав субъективного образа "социального мира" //Проблемы практической психологии. Ч. 1. Общие вопросы психологии: Межвуз. сб. науч. трудов. - Шад-ринск: Изд-во ШГПИ, 2000. - С.86 - 96.
3.Николаева И.А. Анализ индивидуально-психологических особенностей ученика и программа работы с ним: Методические указания для студентов к выполнению заданий по педагогической практике. -Курган: Изд-во КГУ, 2000. - 57с.
4.Николаева, И.А. Субъект: испытуемый или экспериментатор?//Сб. науч. трудов аспирантов и соискателей Курганского государственного университета. Вып.Ш. - Курган: Изд-во КГУ, 2001. -С.86 - 89.
5.Николаева И.А. Социальная ситуация развития индивидуальности и экзистенциальная ситуация: возможности операционализации // Практическая психология, 2001. Ежегодник. Том IV: Материалы региональной науч-практ. конференции. - Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2001. - С.44 - 46.
6.Николаева И.А. Классификация и современные подходы к трактовке понятия социальная ситуация развития //Перспективы развития практической психологии: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ч. 1. - Шадринск: ШГПИ, 2001. - С. 15- 22.
7.Николаева И.А. Методика "индивидуальная социальная ситуация развития" //Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ "Сфера", 2001. - С.380 - 394.
8.Николаева И.А. Психологический анализ раскраски субъективной ценностно-смысловой шкалы цветами Люшера //Сб. науч. трудов аспирантов и соискателей КГУ. Вып.IV. - Курган: Изд-во КГУ, 2002.
- С.85-89.
9.Овчарова Р.В., Николаева И.А. Индивидуальная социальная ситуация развития //Известия Академии педагогических и социальных наук. Вып.6. Москва - Воронеж, 2002. - С.208 - 215. 10. Николаева И.А. Исследование субъективного образа социального мира подростков 13 лет //Психологическое сопровождение личности в педагогическом поцессе: Сб. науч. трудов. - Курган: Изд-во КГУ, 2002. - С.183-188.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДЕКВАТНОСТИ РОДИТЕЛЬСКИХ ПОЗИЦИЙ В СЕМЬЯХ ПОДРОСТКОВ
С.С. Жигалин
Родительская позиция в интегральном взаимодействии позиций личности родителя. Теоретический анализ проблемы формирования адекватных родительских позиций в семьях подростков позволяет рассматривать родительскую позицию как интегральное взаимодействие жизненной, личностной и социально-ролевой позиций отца и/или матери.
В частности, личностная позиция как отношение личности к себе, другим, труду, жизни в целом, обусловливает отношение к себе как родителю (отцу или матери), отношение к другим членам семьи, например, к жене (мужу) и детям, сфере семейного труда, семейной жизни.
Социально-ролевая позиция как статус с определенной системой прав и обязанностей (жена, муж и др.) и роль как ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом, влияют на функционально-ролевую согласованность и социально-ролевую адекватность родителей (отца и матери) в семье. Родительская позиция формируется под влиянием ожиданий, предъявляемых обществом в качестве одобряемых норм родительского поведения.
Жизненная позиция личности как стратегия и способ жизнедеятельности в целом охватывает всю сферу родительства, детерминируя, в том числе и родительские позиции.
С другой стороны, родительство (материнство и отцовство) является самоценным элементом развития личности, который, в свою очередь, обогащает все другие ее стороны. С этой точки зрения, родительские позиции могут способствовать определенным изменениям в целостной системе позиций человека. Являясь в период становления родительства производной общих позиций личности, родительская позиция оказывает на них обратное влияние в период зрелости родителя.
1. Родительская позиция имеет индивидуальные различия; трансформируется и изменяется у родителя в разные моменты его жизни.
2. Она определяется когнитивной сложностью личности и ее эмоциональной развитостью, внутренней противоречивостью или гармоничностью, а также степенью устойчивости личности. При нарушениях устойчивости личности родительская позиция может быть непоследовательной, несформированной, либо носить деструктивный характер.
Анализ литературы позволил определить следующие критерии общей классификации родительских позиций: характер и тип родительских установок; тип эмоционального отношения к ребенку; тип воспитательной практики; тип жизненных, личностных, социально-ролевых позиций родителей; степень согласованности родительских позиций; характер их воздействия на ребенка; время действия; прогностичность, изменяемость позиций; воспитательная эффективность и степень влияния родительских позиций на другие аспекты личности родителя. С учетом этих критериев разработана модель общей классификации родительских позиций.
Родительская позиция как система отношений родителя. Теоретический анализ показал, что термины "родительская позиция", "установка", "отношение", "воспитание" употребляются как синонимы. Мы разводим указанные выше понятия. Под родительским воспитани-
ем мы понимаем целенаправленный процесс развития личности ребенка в семье под влиянием родителей на основе формирования: 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявления отношений и мировоззрения). Родительская установка трактуется как система смыслов, целей и ценностей родителя, обусловливающих родительское поведение в целом. Родительское отношение мы определяем как готовность родителя к определенному типу взаимодействия с ребенком.
Несмотря на расширительную трактовку сущности родительских позиций, тенденция их анализа на основе категории отношения является устойчивой. Однако в каждом из подходов отражается какой-то один тип отношений родителя. Мы рассматриваем родительскую позицию как целостную систему отношений родителя: отношение к родительству, отношение к родительской роли, отношение к себе как родителю, отношение к ребенку и отношение к воспитательной практике.
Наша точка зрения базируется на концепции отношений В.Н.Мясищева, согласно которой позиция означает интеграцию доминирующих избирательных отношений человека в каком-либо существенном для него вопросе. Она определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешние воздействия. Все составляющие психической организации человека так или иначе связаны с отношениями. Отталкиваясь от данных положений, на основе принципа системного подхода, можно трактовать родительскую позицию как систему отношений родителя к особому роду деятельности -воспитанию детей [7].
Отношение к родительству в целом может характеризоваться через призму его восприятия родителями как счастливое, приносящее гордость и радость; тяжелое, приносящее неприятности; требующее усилий по саморазвитию, самоизменению личности отца и матери; способствующее их самореализации.
Отношение к родительской (отцовской, материнской) роли проявляется в принятии, отвержении, либо амбивалентном отношении как к своей роли, так и к роли другого родителя; адекватном принятии собственной родительской роли (отца или матери). При этом важно не только принятие собственной роли, но и роли партнера. Непринятие родительской роли отцом приводит к изменению родительской позиции матери, и наоборот.
Отношение к себе как родителю проявляется в дихотомиях уверенный - неуверенный, уступчивый - доминантный, добросердечный - требовательный, доверчивый - недоверчивый.
Отношение к ребенку может быть эмоционально уравновешенным, либо с излишней концентрацией внимания на ребенке, отстраненно равнодушным. Возможен вариант противоречивого отношения родителей к своему ребенку, изменчивость которого определяется достижениями или неудачами ребенка, настроением родителей и многими другими факторами.
Отношение к воспитательной практике проявляется в ответственности или безответственности родителей; последовательности или непоследовательности их воспитательных воздействий на ребенка; в их воспитательной уверенности или неуверенности.
Психолого-педагогические особенности материнской и отцовской родительских позиций. Отцовская родительская позиция - это интегральное взаимодействие мужской полоролевой, личностной и воспитательной позиции отца; это система его отношений как родителя, которая традиционно проявляется в преобладании
предметно-инструментальной функции отца в воспитании детей.
Материнская родительская позиция - это интегральное взаимодействие женской полоролевой, личностной и воспитательной позиции матери; это система ее отношений как родителя, которая традиционно проявляется в преобладании экспрессивно-эмоциональной функции матери в воспитании детей.
Можно выделить две взаимосвязанных характеристики ролевого взаимодействия родителей: функционально-ролевую согласованность и социально-ролевую адекватность. При этом первая предполагает согласованность действий, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодоверие и терпимость родителей друг к другу. Вторая обусловливается ролевой структурой семьи и отражает уровень реализации социальных, внутрисемейных и межличностных ожиданий. Материнская и отцовская родительские позиции представляют собой диалектическое единство. Их своеобразие и необходимый баланс и создает оптимальные условия для полноценного развития личности ребенка.
Влияние родительских позиций на воспитательную практику семьи подростка. Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей: убеждение, внушение, эмоциональное заражение, подражание. Оценивая потенциальный уровень родительского влияния, следует учитывать множество опосредующих социокультурных, психолого-педагогических и других факторов. Эти факторы придают родительским позициям специфический характер. Так в восточной культуре, авторитарном обществе, при воспитании маленьких детей родительские позиции в большей степени ориентированы на контроль и уменьшение свободы ребенка, нежели в западной культуре, в условиях демократизации общества, в общении с взрослеющими детьми.
Влияние родительских позиций опосредовано воспитательным потенциалом семьи как предпосылкой воспитания, то есть комплексом психолого-педагогических характеристик, которые обусловливают развитие и воспитание личности ребенка: воспитательная структура семьи, социально-ролевая адекватность семьи; культурно-образовательный уровень родителей; родительская компетентность и психологическая атмосфера семьи (РВ.Овчарова) [8].
Рассматривая психологический аспект влияния родительских позиций на формирование личности подростка, мы базируемся на нескольких теоретических подходах.
Согласно концепции психического детерминизма С.Л. Рубинштейна, отношения между личностью и окружающей ее средой, между внешним и внутренним в человеке на разных уровнях его развития далеко не одинаковы. С возрастом влияние внешней среды и внешних обстоятельств заметно ослабевает, и внутреннее приобретает приоритет над внешним [12]. Единицей такого взаимоотношения Л.С. Выготский полагает переживание [3]. Такого рода переживания Л.И Божович назвала "внутренней позицией ребенка" [2]. Именно эта внутренняя позиция обусловливает определенную структуру отношения подростка к отцу и матери в целом и родительскому влиянию, в частности.
А.В.Петровский указывает на то, что развитие личности в подростковом возрасте характеризуется доминированием процессов индивидуализации [9].Успеш-ность развития личности в подростковом возрасте зависит от способности семьи принять все проявления индивидуальности подростка, дать возможность им проявиться в принципе.
В.С. Мухина отмечает, что идентификация и обособление - это есть два элемента единого механизма, развивающего личность и делающего ее психологически свободной. В подростковом возрасте механизм обособления помогает ребенку реализовать возникшее чувство взрослости, притязание на признание, удовлетворить потребность в индивидуализации, возлагая на его личность индивидуальную ответственность. Для родителей подростка обособление - это механизм установления с взрослеющим ребенком отношений на социально приемлемых началах [6].
Следовательно, следует рассматривать родительское влияние, и, в частности, влияние родительских позиций, через призму социальной ситуации развития подростка с особенностями механизмов его развития и внутренней позиции.
Воспитательная практика семьи - это система целенаправленных и спонтанных, осознаваемых и неосознаваемых воспитательных воздействий отца и /или матери на ребенка, которая обусловлена их родительскими позициями. Влияние родительских позиций на воспитательную практику подтверждается многочисленными исследованиями (А.Г. Головина, Е.Е. Ромицина и др.): а) тип позиции обусловливает характер практики; б) эффективность позиции влияет на конструктивность практики; в) различные позиции задают соответствующие им типы управления детьми, обусловливающие характер воспитательных воздействий в процессе практики; г) различия в восприятии практики родителей детьми-подростками обусловлены различными родительскими позициями [4,11].
Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подростки испытывают потребность в поддержке со стороны родителей. Они ориентируются на родителей в главных жизненных ценностях, важных для их будущего.
Психологические особенности подростков как индикаторы формирования адекватных родительских позиций. Отрочество - это фаза онтогенеза, требующая обособления для внутренней работы, становления личности как "целого в себе" (С.А. Арсеньев) [1]. Особенности социальной ситуации развития подростков приводят к их отчуждению от родителей, которые должны принять под-ростковость и ее экспериментирование с независимостью (В.С. Мухина) [6]. Поэтому эффективные родительские позиции должны быть адекватны социальной ситуации развития подростка. В этом случае адекватность предполагает такой характер родительских позиций, который не мешает обособлению подростков от родителей, признает автономность внутреннего мира подростка при сохранении эмоциональной близости, заинтересованности и ответственности родителей за воспитание.
Анализ литературы показал, что многие исследователи (И.С. Кон, В.С. Торохтий и др.) рассматривают родительское поведение в аспекте социально-ролевой адекватности семьи, то есть адекватного социальным ожиданиям выполнения ролей "мужчина-муж, женщина-жена". Данный аспект адекватности родительских позиций имеет значение для семей, в которых реализуется патриархальная модель отношений. В условиях демократизации семьи, эмансипации женщин и перверсии социальных ролей жесткого разделения мужских и женских обязанностей в большинстве семей не обнаруживается. Смещение этих обязанностей не рассматривается в современной семье как неадекватность поведения мужчины и женщины. Кроме того, часть этих обязанностей в семье возлагается на девочек и мальчиков-подростков [5,13].
Адекватность родительских позиций может рассматриваться в аспекте полоролевого соответствия воспитательных позиций отца и матери. С этой точки зрения материнская позиция должна характеризоваться как типично женский подход в воспитании, а отцовская - соответствовать традиционно мужским ценностям в воспитании. Следствием адекватности материнской и отцовской позиций является функционально-ролевая согласованность родителей, их комплиментарность в воспитании. В реальной практике семейного воспитания наблюдается несформированность родительских позиций (промежуточная позиция), их несогласованность, а также перверсия.
Адекватность родительских позиций связана с позитивным восприятием воспитательной практики родителей глазами подростка. Многие исследователи (Е.Е. Ромицы-на, Е.Л. Птичкина и др.) приводят убедительные данные, демонстрирующие способность подростка к правильной оценке родительского поведения по внешним проявлениям. Однако, в силу возрастных особенностей - чрезмерная критичность по отношению к родителям, конформизм в отношении сверстников и др. - подростки могут неверно оценивать родительские позиции как сложное личностное образование [10,11].
Теоретический анализ позволяет утверждать, что адекватность является основным признаком эффективности родительских позиций.
Индикаторами адекватности родительских позиций являются: динамичность, гибкость, внутренняя и внешняя согласованность и прогностичность.
Динамичность - изменение родительских позиций, связанное с возрастной динамикой детей и родителей и социальной ситуацией развития ребенка.
Под гибкостью понимается такое изменение родительских позиций, которое обусловлено разнообразием микросоциальных и воспитательных ситуаций в семье подростка.
Внутренняя согласованность предполагает непротиворечивость родительской позиции и отсутствие ее конфликтного взаимодействия с другими позициями личности родителя (личностная, жизненная, социально-ролевая).
Внешняя согласованность предполагает согласование отцовской и материнской родительских позиций между собой в плане их комплиментарности, непротиворечивости.
Прогностичность родительской позиции означает способность родителей взаимодействовать с ребенком в зоне его ближайшего развития, т.е. принимать в расчет те требования, которые ожидают детей в будущем.
Корреляционный анализ родительских позиций как системы отношений родителя (отца и матери). Для осуществления этой задачи сначала все диагностически значимые признаки были сгруппированы по системам отношения родителя: к родительству (показатели модифицированной методики Т. Лири, характеризующие идеального родителя); себе как родителю (показатели той же методики, характеризующие реального родителя); родительской роли (показатель методики "Воспитательная позиция отца и матери", показатель методики "Социально-ролевая адекватность" и показатели методики PARI, характеризующие отношение к семейной роли - шкала I); ребенку (показатели методики PARI, характеризующие отношение к ребенку - шкала II), и воспитательной практике (показатели методики АСВ, характеризующие отношение родителей к семейному воспитанию).
Далее для доказательства положения о том, что
родительские позиции представляют собой систему отношений родителя, в которой все элементы (виды отношений) взаимосвязаны и взаимообусловлены, были выявлены статистически значимые корреляции между системами отношений родителя и внутри этих систем, а по глубине и множественности этих связей определены системообразующие элементы (компоненты структуры родительских позиций).
Чтобы судить об интенсивности взаимодействия компонентов, был подсчитан процент возможных связей параметров каждой системы отношений родителя с другими системами, который принят за 100%. Затем подсчи-тывался процент реальных статистически значимых корреляций, в котором связи дифференцировались по силе (сильные, умеренные, средние и слабые). По доминированию количества сильных и умеренных связей делался вывод о закономерности связи, средних - о связи на уровне тенденции*.
В системе заданных координат корреляционного анализа обнаружено из 3900 возможных связей (100%) 1942 реальных статистически значимых связи (36%). Среди значимых корреляций сильные и умеренные связи составили 35,73% - закономерный характер связи, а средние - 19,94% - характер связи на уровне тенденции. Это указывает на то, что рассматриваемые связи между системами отношений родителя и внутри этих систем, составляющих суть родительской позиции, имеют выраженный характер.
Системообразующими компонентами в структуре родительских позиций являются отношение к ребенку, отношение к родительской роли и отношение к воспитательной практике. Этот вывод сделан на основе выявленной множественности связей (соответственно 71,44%, 62,16%, 55,5% связей из 100% возможных) и их силы (соответственно 64,92%, 51,47% и 18,8% выявленных связей имеют закономерный характер). На этом основании данные компоненты могут быть приняты в качестве интегрального показателя родительских позиций.
Отношение к ребенку и родительской роли влияет практически на все параметры отношения к воспитательной практике, причем это влияние оказывает каждый параметр указанных систем отношений.
Например, такое родительское отношение как чрезмерная забота о ребенке коррелирует со стремлением к созданию его безопасности (г=0,418), подавлением воли (г=0,264), вмешательством в его внутренний мир (г=0,216). Оно связано с недоверчивостью, скептичностью идеального родителя (0,337), его покорностью и застенчивостью (г=0,238), зависимостью и несамостоятельностью (г=0,594). Интересы таких родителей ограничены рамками семьи (г=0,284), исключают внесемейные влияния на ребенка (г=0,399), сопряжены с семейными конфликтами (г=0,284) и раздражительностью родителей (г=0,347). В семейном воспитании такое отношение к ребенку коррелирует с воспитательной неуверенностью родителя (г=0,210).
Отношение к ребенку, проявляемое в излишней строгости, соотносится с представлениями об идеальном родителе как властно-лидирующем (г=0,346), недоверчиво-скептическом (г=0,436). Данный показатель имеет отрицательную связь с сотрудничающим (г=-0,270) и ответственно-великодушным идеалом родителя (г=-0,379). Этот тип родителей также ограничен рамками
* Для корреляционного анализа было принято значение г > 0,210 при п=240, р=0,001 для группы обоих родителей и г > 0,324 при п=120, р=0,001 для отцов и матерей в отдельности.
семьи (г=0,795), ощущает себя жертвой в роли родителя (г=0,845), склонен к родительскому сверхавторитету (г=0,765), доминированию одного из родителей (г=0,674). В воспитательной практике такое отношение связано с игнорированием потребностей ребенка (г=0,585), чрезмерностью санкций (г=0,518), проекций детских качеств на подростка (г=0,559) и т.п.
Такое отношение к родительской роли как безучастность имеет положительную связь со стремлением ускорить развитие ребенка (г=0,769), уклонением от контактов с ним (г=0, 662) и отрицательную - с заботой о ребенке (г=- 0,468), побуждением его к общению (г=- 0,680), строгостью (г=-0,594). Такие родители игнорируют ребенка (г=0,428), не предъявляют к нему требований (г=0,384), озабочены супружескими конфликтами (г=0,479), слишком независимы и самостоятельны (г=0,815) и т.п.
Компонент родительской позиции - отношение к воспитательной практике характеризуется наличием значимых корреляционных связей практически каждого своего показателя с различными компонентами структуры родительских позиций.
Так, игнорирование потребностей ребенка имеет прямую связь с гиперсоциализированностью (г=0,611), ощущением самопожертвования в роли родителя (г=0,651), сверхавторитетом родителя (г=0,603), скептицизмом реального родителя (г=0,220), уклонением от контактов с ребенком (г=0,594), излишней строгостью к нему (г=0,585), подавлением его воли (г=0,580) и обратную связь с доминантностью, властностью идеального родителя (г=-0,256).
Неустойчивость стиля воспитания положительно коррелирует с амбивалентностью реального и идеального родителя (зависимо-послушный идеальный родитель - г=0,242, независимо-доминирующий реальный родитель - г=0,232). При этом интересы родителя ограничены рамками семьи (г=0,385). Он ощущает самопожертвование в семейной роли (г=0,439). Рассматриваемый параметр воспитательной практики связан с семейными конфликтами (г=0,343), исключением внесемейных влияний на ребенка (г=0,314), безучастностью одного из родителей (г=0,274), доминированием другого родителя (г=0,368).
Компоненты родительской позиции - отношение к родительству и отношение к себе как родителю - в меньшей мере воздействуют на результаты воспитательной практики. Первый компонент имеет 40,41% связей с другими из 100% возможных, в том числе сильные и умеренные составляют только треть связей. Второй компонент - соответственно 13,75% связей, в том числе сильные и умеренные связи составляют только четверть значимых корреляций.
Так, параметр отношения к родительству "недоверчиво-скептический идеальный родитель" коррелирует с неразвитостью родительских чувств (г=0,210), неустойчивостью стиля семейного воспитания (г=0,232), проекцией детских или мужских качеств на подростка (г=0,232; 0,215). Этот тип отношения к родительству связан с такими проявлениями воспитательной практики, как игнорирование потребностей ребенка (г=0,273), чрезмерность (г=0,341) или недостаточность (г=0,252) требований-обязанностей, запретов (соответственно г=0,256 и 0,251) и увеличение санкций (г=0,291).
Отношение к себе как родителю (представление о реальном родителе как сотрудничающее-конвенцио-нальном) положительно связано с ответственностью и великодушием (г=0,488), покорностью и застенчивостью (г=0,589). Этот тип отношения проецируется на идентич-
ные представления об идеальном родителе, склонном к сотрудничеству, великодушию, покорности и зависимости (соответственно г=0,242; 0,282; 0,289; 0,543). Он отрицательно связан с недоверчивостью и скептичностью родителей (г=-0,230). Родители с таким отношением потворствуют ребенку в удовлетворении потребностей (г= 0,210).
Практически все параметры отношения к родитель-ству и себе как родителю коррелируют между собой: либо идеальный и реальный родитель совпадают, либо они противоположны, например, властно-лидирующий родитель хотел бы быть отрудничающее-конвенциональным, или наоборот.
Отношение к родительству и себе как родителю коррелирует с отношением к родительской роли и отношением к ребенку.
Так, представление об идеальном родителе как ответственно-великодушном связывается с отсутствием ограничения себя рамками семьи (г=- 0,509), ощущения самопожертвования в роли родителя (г=-0,493), подавления ребенка (г=-0,514), стремления ускорить развитие ребенка (г=-0,530). Такие родители учитывают потребности ребенка и не вмешиваются в его внутренний мир (г=-0,475).
Ответственно-великодушный реальный родитель не органичен рамками семьи (г=-0,509), не ощущает самопожертвования в роли родителя (г=-0,493), не подавляет воли ребенка (г=-0,514), не уклоняется от контакта с ребенком (г=- 0,466) и т.п.
Дифференцированный корреляционный анализ выборки отцов и матерей позволил вскрыть еще одну закономерность - взаимосвязи материнской и отцовской родительских позиций.
Например, обнаружена сильная связь между безучастностью отца и доминированием матери в воспитании (г=0,724). При этом ей свойственны ощущение самопожертвования в роли родителя (г=0,718), неудовлетворенность семейной ролью (г=0,604), ограниченность интересов рамками семьи (г=0,768).
Безучастность матери также коррелирует с доминированием отца (г=0,783), его сверхавторитетом (г=0,729). Она связана с семейными конфликтами (г=0,698), повышенной раздражительностью отца (г=0,756). В такой семейной ситуации отцам свойственно стремление ускорить развитие ребенка (г=0,811), уклонение от контакта с ним (г=0,817), неудовлетворенность семейной ролью (г=0,733).
Психологический анализ родительских позиций в аспекте их адекватности. Для эмпирической проверки теоретических представлений о психологической сущности адекватности родительских позиций был использован способ корреляционного анализа. Эмпирические данные, характеризующие различные аспекты адекватности родительских позиций, были также сгруппированы в отдельные блоки: соответствие социальной ситуации развития подростков, соответствие воспитательным ролям отца и матери, соответствие социальным ролям мужчины-мужа и женщины-жены, соответствие позитивному восприятию ребенка.
Для подтверждения предположения о том, что адекватность родительских позиций может рассматриваться как соответствие социальной ситуации развития подростков, были проанализированы корреляционные связи родительских позиций с показателями опросника АСВ. Выявляя нарушения системы отношений родителей к подростку, он указывает на родительские позиции, неадекватные социальной ситуации развития подростка. Каждое выявленное нарушение как про-
явление такого несоответствия должно быть связано с другими аспектами неадекватности родительских позиций как системы отношений родителя. Большое количество таких связей укажет на то, что неадекватность родительских позиций есть их несоответствие социальной ситуации развития.
В ходе корреляционного анализа было выявлено 627 значимых связей компонентов родительских позиций (52,25%) из 1200 возможных (100%) с показателями опросника АСВ. Среди значимых на десятипроцентном уровне корреляций сильные и умеренные связи составили 40,9% и средние 10,1%.
Рассмотрим в качестве иллюстрации характер корреляционных связей параметров опросника АСВ, явно демонстрирующих несоответствие социальной ситуации развития подростка.
В частности, показатель "чрезмерная протекция" положительно коррелирует с таким негативным отношением к родительской роли как сверхавторитет родителя (г=0,319), ощущение самопожертвования (г=0,291), ограниченность интересов рамками семьи (г=0,266) и отрицательно с такими показателями отношения к ребенку как требовательность (г=-0,235), развитие активности (г=-0,275), патрнерство (г=-0,257).
Игнорирование потребностей ребенка отрицательно связано с представлениями об идеальном родителе как сотрудничающем (г=-0,276), ответственно-великодушном (-г=0,313) и сопутствует такому негативному отношению к ребенку как подавление воли (г=0,580), чрезвычайное вмешательство во внутренний мир (г=0,543).
Проекция детских качеств на подростка имеет прямую связь с повышенным стремлением к созданию его безопасности (г=0,460), излишней строгостью (г=0,559) и такими характеристиками отношения к родительской роли как безучастность одного из родителей (г=0,463), доминирование (г=0,530) и неудовлетворенность другого родителя (г=0,522) и т.п.
Вторая часть положения о сущности адекватности родительских позиций содержит утверждение о том, что адекватность родительских позиций есть их соответствие воспитательным ролям отца и матер\л. Для подтверждения этого положения были проанализированы корреляционные связи компонентов родительских позиций с показателями опросника "Воспитательная позиция отца и матери". В ходе исследования было выявлено только 2 слабых связи родительских позиций (3,07%) с показателями опросника из 65 возможных.
Мы связываем полученный результат с несформи-рованностью (61%) полоролевой воспитательной позиции у родителей подростков. В этом случае отсутствие корреляционных связей данного показателя с другими составляющими родительских позиций вполне закономерно.
Для подтверждения предположения о том, что адекватность родительских позиций может рассматриваться как соответствие социальным ролям "мужчина-муж", "женщина-жена" были проанализированы корреляционные связи родительских позиций с показателями опросника "Социально-ролевая адекватность семьи". В ходе корреляционного анализа не выявлено достоверно значимых связей компонентов родительских позиций с показателями данного опросника. Как и предполагалось, в современной семье нет жесткого разделения ролей, что отражается на промежуточном характере воспитательных позиций отца и матери и их перверсии.
Предположение о том, что адекватность родительских позиций связана с позитивным восприятием подростков, проверялось с помощью анализа корреля-
ционных связей родительских позиций с показателями опросника ADOR. В ходе исследования было выявлено 56 связей родительских позиций (17,23%) из 325 возможных (100%) с показателями опросника. Подавляющее большинство значимых связей являются слабыми при р=0,001.
В обнаруженных связях намечается некоторая особенность позитивного и негативного восприятия подростками родительских позиций. Правильно оцениваются подростками адекватные родительские позиции. Как позитивный интерес родителей воспринимаются детьми партнерские отношения (r=0,201), активное общение с ними (r=0,265), забота (r=0,250), удовлетворение потребностей (r=0,194), отсутствие подавления r=0,236), враждебности (r=0,432), чрезмерности санкций (r=0,188) при n=240, r=180, р=0,01.
Как следует из последующего кластерного анализа, как позитивный интерес родителей подростками воспринимаются потакающая и лидерская позиции матери, попустительская и конформные позиции отца.
Типология, факторы и механизмы реализации материнских и отцовских родительских позиций в семьях подростков. При помощи t - критерия Стьюдента (n=120, при р=0,01 t > 2,617; при р=0,05, t > 1,980) были получены достоверные различия между отцами и матерями по 15 показателям из 66 переменных.
Отцовская родительская позиция в семьях подростков характеризуется большей независимостью (t=-2,292 при р=0,03), самоуверенностью (t=2,172 при р=0,01), доминантностью (t=2,258 при р=0,01), излишней требовательностью (t=3,226 при р=0,03). Они менее уступчивы (t=-2,403 при р=0,01), доверчивы (t=-2,463 при р=0,02), добросердечны (t=-2,777 при р=0,01). Отцы не склонны к мнительности и тревоге за ребенка (t=- 3,049 при р=0,02).
Материнская родительская позиция в семьях подростков отличается меньшей уверенностью (t=-2,141 при р=0,01), независимостью (t=-2,396 при р=0,01), повышенным стремлением к удовлетворению потребностей ребенка (t=2,141 при р=0,03), отзывчивостью и добросердечием (t=2,376 при р=0,01), доверчивостью и уступчивостью. Большинство матерей при неудовлетворенности отношениями с отцом расширяют сферу родительских чувств (t=2,595 при р=0,09), чрезмерно опекают ребенка и вмешиваются в его внутренний мир.
С помощью кластерного анализа были выделены девять типов родительских позиций в сем ьях под ростков. На основе анализа характеристик объектов, составляющих кластеры, с помощью разработанных критериев отношений родителя были описаны адекватные (60 объектов- 25%) и неадекватные (180 объектов - 75%) родительские позиции. В числе неадекватных выделены: директивные (18,3%), лидерские (8,3%), потакающие (6,6%), отстраненные (5,8%), автономные (9%), конформные (8,3%) и неустойчивые (12,9%) родительские позиции. Названные типы характерны как для отцов, так и для матерей. Специфический тип родительских позиций у матерей - зависимая материнская позиция (2,9%), а у отцов - попустительская отцовская позиция (2,9%).
Адекватная родительская позиция характеризуется эмоционально уравновешенным отношением отца и матери к подростку и принятием ими дифференцированных родительских ролей. Родители этой категории воспринимают родительство как счастливое, приносящее радость, гордость за своих детей. Они характеризуют себя как уверенного, добросердечного, доверяющего ребенку, но требовательного родителя. Этот тип позиции обусловливает ответственное, последовательное и уверенное отношение родителей к воспитательной практике.
Адекватный отец, по мнению подростков, имеет маскулинный тип поведения, гармоничный стиль воспитания, стремление к развитию ребенка. Адекватная мать также характеризуется гармоничным стилем воспитания, материнским типом воспитательной позиции при партнерских отношениях с подростком, стремлением к его развитию.
Факторный анализ позволил определить факторы реализации родительских позиций. Общими факторами реализации родительских позиций в семьях подростков являются: доминирующая гиперпротекция, игнорирование потребностей ребенка, чрезвычайное вмешательство в его внутренний мир и сверхавторитет родителя. Специфические факторы отцов - потворствование ребенку; матерей - противоречивость материнского поведения.
Таким образом, на основании кластерного и факторного анализа установлено, что в семьях подростков преобладают неадекватные родительские позиции, прежде всего директивные и неустойчивые, а их реализация преимущественно осуществляется через доминирующую гиперпротекцию.
С помощью анализа соотношения факторных нагрузок и содержания поверхностных и глубинных факторов выявлены психологические механизмы реализации родительских позиций в семьях подростков. В частности, ведущий фактор реализации родительских позиций "доминирующая гиперпротекция" обусловливает основной психологический механизм их осуществления в семьях подростков - механизм подавления ребенка. Последний определяется сверхавторитетом родителя. Социально-ролевая неадекватность семьи приводит к тому, что один из родителей гиперсоциализированного, властно-лидирующего или прямолинейно-агрессивного типа берет на себя ответственность за воспитание, сознательно ограничивает свои интересы рамками семьи. Он исключает внесемейные влияния на ребенка, не доверяет ему, скептически относится к его возможностям, игнорирует потребности, подавляет агрессивность, сексуальность, устанавливает массу запретов и требований, часто использует санкции, проявляет чрезмерную строгость и вмешательство во внутренний мир ребенка.
Кроме основного выявлены и описаны еще четыре психологических механизма реализации родительских позиций: игнорирования ребенка; подавления родителем себя, компенсации личностной несостоятельности отца/матери и проекции неадекватности родителя на воспитательную практику.
Проведенное исследование показало высокую эв-ристичность проблемы. Дальнейшие исследования могут быть продолжены в плане изучения специфики родительских позиций и ее динамики в разных возрастах детей; определении зависимости родительских позиций от различных социально-психологических факторов и других.
Список литературы
1.Арсеньев А.С. Подросток глазами философа //Возрастная психология: Хрестоматия/ Сост. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. - М.: ACADEMIA, 2000. - С. 335, 338.
2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
3.Выготский Л.С. Педология подростка /Собр. соч: В 6 т. - Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - С. 6-243.
4.Головина А. Г. Характеристика родительских семей подростков, больных шизофренией //Семейная психология и семейная терапия, 2001. - №1. - С. 80-95.
5.Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - С. 106-119.
6. Мухина В.С. Возрастная психология:феноменология развития.
Детство, отрочество: Учебник для вузов. - М.: ACADEMIA, 2000. - С. 347-352.
7.Мясищев В.Н. Психология отношений. - М.; Воронеж: Изд-во ин-та
практич. психологии; НПО "Модэк", 1995. - С. 348.
8.Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. -М.:ЗАО "Институт психотерапии", 2003. - 295 с.
9.Петровский А.В. Психология развивающейся личности. - М.: Педагогика, 1987. - 240 с.
10.Птичкина Е.Л. Внутриличностные детерминанты девиантного поведения старших подростков: Автореф. дис....канд. психол. наук. - М.: Психол. ин-т РАО, 2001. - 25 с.
11.Ромицына Е.Е. Восприятие воспитательной практики и межличностных отношений родителей в семье подростков, больных неврозами: Автореф. дис. .канд. психол. наук. - СПб.: НИИ им. В.М.Бехтерева, 1998. - 18 с.
12.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 2. - М.: Педагогика, 1989. - 328 с.
13.Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. - М.: Изд-во ЦСП РАО, 1996. - 218 с.
ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЬСТВА
Н.П.Мальтиникова, Р.В.Овчарова
Теоретический анализ положений феноменологического, культурно-исторического, интеракционистского и культурно-психологического подходов к рассмотрению родительства в этнокультурном контексте позволил сформулировать ряд положений:
1. Представляя собой относительно самостоятельное, динамически развивающееся с течением времени образование, родительство является подсистемой в конкретной культурно-исторической системе взаимоотношений людей, связанных между собой брачными, родственными и социальными отношениями.
2. Его формирование находится под влиянием культурных моделей родительского поведения и обусловлено как внешней необходимостью поддержания социального статуса, так и внутренними потребностями человека, в удовлетворении которых заключается смысл его психологических и социальных функций.
3. Регуляторное влияние этнопсихологических характеристик личности на процессы формирования родительства осуществляется на культурном, социальном и индивидуально-личностном уровнях.
4. В основе понимания и интерпретации этнопсихологических особенностей феномена родительства лежит система индивидуальных и коллективных представлений о должном поведении, правах и обязанностях, целях родительской деятельности и средствах их реализации, объединённая существующим в культуре ценностным отношением к родительству.
Организация и методы психологического исследования. Для понимания родительства как феномена исторического и культурного сознания, содержание которого связано с этническими переживаниями человека, мы использовали метод научного моделирования, призванный служить источником гипотез о сущности специфических обстоятельств, сопровождающих принятие и реализацию родительской роли с целью их дальнейшей эмпирической проверки. Системный анализ объекта исследования позволил выделить основные элементы модели и связи этнопсихологических особенностей с процессами его формирования (рис.1).
На индивидуальном уровне родительство представляет собой совокупность личностных и ролевых характеристик, в результате проявления которых данный феномен находит своё качественное своеобразие. Формиро-
вание родительства происходит в контексте сложившихся в культуре моделей родительского поведения, а также особенностей реальной социокультурной ситуации, в которой оно осуществляется. Результаты формирования индивидуального родительства проявляются в особенностях принятия и реализации родительской роли.
Факторы объективного характера, влияющие на формирование феномена родительства на индивидуальном уровне, - это те условия и обстоятельства, которые предположительно образуют независимые от родителя предпосылки его деятельности. На наш взгляд, такими предпосылками являются стереотипы, диспозиции и экспек-тации относительно исполнения родительской роли. Факторы субъективного характера связаны с отражением внешних условий в сознании индивида и, на наш взгляд, сопровождаются переживаниями идентичности, объединяющей ценностное отношение к родительству личности, национально-этнической группы и социума.
В соответствии с предложенной моделью операци-онализированы выдвинутые в исследовании гипотезы:
1) если психическая реальность, с которой связано понятие родительства, культурно-исторически обусловлена, то в каждой культуре должна существовать своя социально-психологическая модель феномена роди-тельства;
2) если объективные параметры родительской роли детерминированы этническими стереотипами, диспозициями и экспектациями относительно её исполнения, а субъективные переживания - особенностями этнической идентификации, то степень выраженности данных компонентов и их сочетание должны различаться у родителей разных национальностей;
3) если этнопсихологические особенности родительства влияют на принятие и реализацию родительской роли, то специфика переживаний при её осуществлении в монокультурной среде должна качественно отличаться от тех, которые возникают в условиях поликультурности.
Для исследования этнопсихологических особенностей родительства была сформирована выборка, состоящая из 25 казахских, 25 татарских и 25 русских полных, однонациональных семей, воспитывающих более одного ребенка, постоянно проживающих в сельской местности (в России и в Казахстане). Отнесение респондентов к выборке, находящейся в условиях монокультурной или поликультурной среды, проводилось по сочетанию показателей: 1) соответствие декларируемой родителем национальности доминирующему этносу; 2) соответствие используемого языка общения в социальной среде родному национальному языку; 3) соответствие языка, на котором родитель думает, языку общения в социальной среде.
В исследовании использовался комплекс диагностических методик: "Опросник терминальных ценностей" (И.Г.Сенин), "Тест межличностных отношений" (Т.Лири), "Представления об идеальном родителе" и "Опросник для диагностики составляющих родительской любви" (Р.В.Овчарова), "Опросник родительского отношения" (А.Я.Варга, В.В.Столин), "Опросник социально-ролевой адекватности" (В.С.Торохтий), опросник "Анализ семейных взаимоотношений" (Э.Г.Эйдемиллер), "Тест культурно-ценностных ориентаций" (К.Клахкон, адаптированный Л.Г.Почебут), авторская методика анкетного опроса для изучения этнопсихологических особенностей принятия и реализации родительской роли.
Возникшая в процессе реализации программы кросс-культурного исследования проблема валидности используемых методик решалась на основе принципов