СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Национальный психологический журнал № 3 (43) 2021
http://npsyj.ru
Оригинальная статья
УДК 159.922.1, 159.923.2, 159.923.33 doi: 10.11621/npj.2021.0303
Психологическое благополучие
в контексте пола и сексуальной
идентичности
З.Д. Шаехов, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия
ORCID: 0000-0001-9121-6082
Для контактов: shaehovzd@gmail.com
Актуальность исследования. В современной психологии активно исследуется и разрабатывается концепция социально-психологической помощи для уязвимых групп людей с целью повышения их психологического благополучия. Одной из актуальных тем исследования является изучение психологического благополучия мужчин и женщин, а также лиц с различной сексуальной ориентацией. В настоящей статье рассматривается психологическое благополучие людей с гомо-, би- и гетеросексуальной ориентацией.
Целью статьи является изучение различий в психологическом благополучии между мужчинами и женщинами, а также между лицами, идентифицирующими себя гомо-, би- и гетересексуалами.
Описание хода исследования и респонденты. Для исследования психологического пола нами была использована методика «Психологическое благополучие» К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фе-сенко. В исследовании приняли участие мужчины и женщины с различной сексуальной ориентацией, которая выявлялась на основе самоотчета респондентов.
Результаты исследования. Статистические результаты указывают, что шкала «Позитивные отношения с окружающими» выше у женщин, чем у мужчин (р = 0,027), а также данная шкала выше у гетеросексуалов, чем у бисексуалов (р = 0,031). Шкала «Баланс аффекта» ниже у гомосексуалов, чем у бисексуалов (р = 0,047).
Заключение. Нами получены результаты, что женщины, принимавшие участие в нашем исследовании, более успешны в построении межличностных отношений с социальным миром, так как по отношению к обществу настроены позитивно и проявляют заботу. При этом люди с гетеро- и гомосексуальной идентичностью более благополучны, чем респонденты с бисексуальной идентичностью. Полученные результаты могут использоваться в практической деятельности психологов, проводящих психологическое консультирование и психотерапию с ЛГБТ-сообществом.
Ключевые слова: психологическое благополучие, сексуальная идентичность, категоризация по полу, категоризация по сексуальной идентичности
Для цитирования: Шаехов З.Д. Психологическое благополучие в контексте пола и сексуальной идентичности // Национальный психологический журнал. 2021. № 3 (43). С. 31-42. ао1: 10.11621/пр).2021.0303
Поступила 19 февраля 2021 / Принята к публикации 19 июля 2021
ISSN 2079-6617 Печать | 2309-9828 Онлайн
© Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2021 © Российское психологическое общество, 2021
National Psychological Journal 2021, 3 (43) http://npsyj.ru
SOCIAL PSYCHOLOGY
Original Article doi: 10.11621/npj.2021.0303
Psychological well-being in the context of gender and sexual identity
Zabir D. Shaekhov, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia ORCID: 0000-0001-9121-6082 ^r^sponding author: shaehovzd@gmail.com
Background. In modern psychology, the concept of social and psychological assistance to vulnerable groups of people is being actively studied and developed in order to increase their psychological well-being. One of the topical research issues is the study of psychological well-being in men and women, as well as people of different sexual orientations. This article examines the psychological well-being of people with homo-, bi- and heterosexual orientations.
The aim of the article is to study the differences in psychological well-being between men and women, as well as between people identifying themselves as homosexual, bisexual, and heterosexual.
Description of research progress and respondents. To study the psychological sex, we used the techique "Psychological well-being" by K. Riff in the adaptation of T.D. Shevelenkova and P.P. Fesenko. The study involved men and women of different sexual orientations, identified on the basis of the respondents' self-report.
Research results. Statistical results indicate that the scale "Positive relationships with others" is higher in women than in men (p = 0.027), and this scale is higher in heterosexuals than in bisexuals (p = 0.031). The "Balance of affect" scale is lower among homosexuals than among bisexuals (p = 0.047).
Conclusion. The obtained results confirm that the women who took part in our study are more successful in building up interpersonal relationships with the social world, since they are positively disposed towards society and show care. At the same time, people with heterosexual and homosexual identities are more prosperous than respondents with bisexual identities. The results obtained can be used in the practice of psychologists conducting psychological counseling and psychotherapy with the LGBT community.
Keywords: psychological well-being, sexual identity, gender categorization, sexual identity categorization
For citation: Shaekhov, Z.D. (2021). Psychological well-being the context of gender and sexual identity, [Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal], 3 (43), 31-42. doi: 10.11621/ npj.2021.0303
Received February 19, 2021 / Accepted for publication July 19, 2021
ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2021 © Russian Psychological Society, 2021
Введение
Актуальность исследования
Исторически первые исследования психологического здоровья и благополучия проводились в области естественных наук, в частности, — в медицине. Однако в середине ХХ века произошёл поворот в исследовании данных проблем: акцент смещается в область культурологии, социологии и психологии, таким образом, начинается изучение проблем психологического здоровья в контексте гуманитарных наук. Это позволило расширить круг объяснений тех или иных причин появления неорганических заболеваний (Бовина, 2008; Тхостов, 2020). Благополучие наряду с психическим и физическим здоровьем с 5060-х годов ХХ столетия начинает привлекать особое внимание научного мира: им интересуются не только в медицинской науке, но и в таких областях как антропология, социология, психология. Появление интереса к изучению социально-психологических аспектов благополучия связано с социально-экономическими и социокультурными изменениями (Белинская, Савинкина, 2018).
Разные формы и понятия благополучия являются одной из наиболее изучаемых тем в отечественной и зарубежной психологии, причем используются вариативные дизайны исследования в зависимости от авторских целей. В нашей работе мы остановимся на исследовании психологического благополучия (далее ПБ) в эвдемонистическом подходе. Данная идея развивалась в трудах М. Чиксентмихайи, а также К. Рифф (Леонтьев, 2020). Для нас ключевым является представление К. Рифф, которая понимает психологическое благополучие как «позитивное функционирование человека, включающее целенаправленное участие в социальном взаимодействии, реализацию своих собственных талантов и способностей, а также стремление к самопознанию» (Шаехов, Малышева, ГОД?, С. 267). Кроме того, позитивное функционирование человека проявляется в когнитивном оценивании смысла жизни и достижении жизненных целей (Seaborn, Pennefather, Fels, 2020).
Категоризация по полу является социальным феноменом, так как гендерные роли приобретаются в процессе социализации индивида, а отношения трансформируются в зависимости от культурных и
социальных контекстов (Здравомыслова, Темкина, 1998). Социальная категоризация по полу предстаёт фундаментом межличностных взаимоотношений между людьми, при этом биологический пол может не совпадать с самоидентификацией. Как известно, исходя из пола, социумом приписываются определенные правила и нормы социального поведения мужчинам и женщинам, транслирующие социальные ожидания на индивидуальный уровень. Однако эмпирические исследования часто опровергают половые различия (Алексеев, 2006).
В отечественной и зарубежной психологии достаточно широко исследуются различия по полу в аспекте психологического благополучия, однако результаты противоречивы. Так, в некоторых исследованиях отмечаются сложности в фиксировании достоверных различий между полами (например, Осипова, 2012; Nguyen, Dang, 2017), в других исследованиях утверждается, что существуют значимые различия между мужчинами и женщинами по шкалам «Позитивные отношения с окружающими» «Автономия», «Самопринятие», «Управление средой», «Человек как открытая система» (Ryff, 1996; Иташева, Лизунова, 2016; Espinosa, et al., 2016; Ulu M., 2018; Тихомандрицкая и др., 2018; Корниенко, Козлов, 2014; Li, et al., 2015; Литвинова и др., 2017). Однако к периодам поздней зрелости и старости данные различия нивелируются. Отсутствие явных различий по полу в данные периоды онтогенетического развития объясняется с точки зрения исчезновения социобиологических предпосылок гендерной идентификации (Дубовик, 2011). В более современных исследованиях можно найти результаты, свидетельствующие, что психологическое благополучие выше у лиц занятых профессиональной деятельностью, чем неработающих пожилых людей. (Нерушай, 2021).
В корреляционных исследованиях показано, что пол негативно коррелирует с показателями ПБ (например, Cole, Korkmaz, 2013; Freire, et al., 2016). Необходимо отметить, что показатели ПБ в зависимости от половой принадлежности по-разному взаимосвязаны с индивидуально-психологическими характеристиками человека (Литвинова и др., 2017; Тихомандрицкая и др., 2018; см.: Ulu M., 2018).
В конце XIX века в европейскую культуру вводится понятие «сексуальная категоризация» в изучении сексуальности. Данное понятие использовали для
Забир Дамирович Шаехов —
психолог факультета психологии кафедры социальной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова ORCID: 0000-0001-9121-6082
Zabir D. Shaekhov —
Psychologist at Department of Social Psychology, the Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University
ORCID: 0000-0001-9121-6082
описания направленности человека на тот или иной пол (Мондимор, 2002). Анализируя данный феномен в своих работах М. Фуко, Т. Сас и др., указывали, что сексуальная категоризация по принципу гомо- и ге-теросексуальность использовалась как социально-политический инструментарий для применения политических репрессий, эксплуатации и т.п. (Мелков, 2017).
Данные работы, фокусирующиеся на социально-политических явлениях, стали основой изучения таких понятий, как сексуальная идентичность, сексуальная ориентация, сексуальные предпочтения и т.п. В предлагаемом исследовании мы кратко рассмотрим становление сексуальной идентичности. Актуальность исследования сексуальной идентичности обостряется в истории науки лишь с конца XIX в. В зарубежной литературе часто сексуальная идентичность понимается как сексуальная ориентация. В отечественной науке сексуальная идентичность рассматривается в рамках полового самосознания с акцентом на биологические составляющие, которые проявляются в сексуальных паттернах (т.е. сексуальное поведение). Ряд исследователей рассматривали сексуальную идентичность как тождественность половой идентичности. В современных работах некоторые исследователи рассматривают сексуальную идентичность как одну из разновидностей гендерной идентичности (Мелков, 2017; Воронцов, 2016).
Мы согласимся с С.В. Мелковым, что сексуальная идентичность, сексуальная ориентация, гендерная идентичность и сексуальное поведение имеют различные смысловые нагрузки. Так, автор делает вывод о том, что сексуальные переживания являются фундаментом сексуальной идентичности и соотносятся с социальной категоризацией в аспекте сексуальности (гомо-, би- и гетеросексуальность) (Мелков, 2017).
Процесс формирования сексуальной идентичности для би- и гомосексуальных людей является одним из сложных, так как они «обнаруживают» свою сексуальную идентичность (Кон, 2004). Люди с негетеронорма-тивностью, социализирующиеся и воспитывающиеся в гетеронормативной среде имеют сложности в формировании своей сексуальной идентичности. Это, прежде всего, связано с тем, что общество и культура требует соответствия принятому социальному поведению в аспекте сексуальности, а несоответствие рискует быть «наказано» различными социальными санкциями. Впоследствии негетеронорматив-ным людям необходимо скрывать свои сексуальные предпочтения, при этом невозможность раскрыть себя ведёт к снижению ПБ. Однако с развитием информационных технологий процесс формирования сексуальной идентичности будет менее трудным, так как в интернет-ресурсах можно найти необходимые ответы и группы идентификации. Но всё же процесс «раскрытия» референтным людям и группам остаётся сложным и трудным.
Процессы категоризации тесно связаны с появлением и развитием социальной идентичности. Данный вопрос в социальной психологии и в гуманитарных науках в целом является актуальной темой исследо-
вания. Само понятие идентичности в науке является размытым, и мы можем наблюдать скорее обращение к феноменологическому подходу, учитывающему включенность человека в конкретные социальные группы, такие как профессиональные, этнические, гендерные (зачастую подразумевающие только биологический пол) и т.п. Категоризация с точки зрения сексуальной ориентации позволяет выделить и группы, связанные с сексуальностью и, соответственно, говорить о сексуальной идентичности.
В обзорной статье Е.П. Белинской, посвященной исследованиям идентичности, ею были обозначены три важные дихотомии анализа в современных работах — «дифференциация-интеграция», «константность-изменчивость» и «Я — социальный контекст» (Белинская, 2018). Нам представляется, что все три измерения актуальны и для изучения сексуальной идентичности.
Современные исследования, с одной стороны, обращают внимание на выявление и изучение специфики различных групп на основании множества возможных аспектов гендерной и сексуальной идентично-стей и их сочетаниях, с другой стороны, демонстрируют тренд на поиск универсальных характеристик, охватывающих опыт людей, не вписывающихся в ге-теронормативные рамки общества, обобщающий их в одну большую категорию и позволяющий при этом перейти к рассмотрению индивидуальных, уникальных жизненных стратегий внутри этой категории. Вопросы константности и изменчивости пронизывают дискуссии о «происхождении» сексуальной идентичности, возможности ее изменений в течение жизни. Наконец, вопрос о соотнесении Я и социального контекста может быть рассмотрен как один из ключевых и для интересующей нас проблематики психологического благополучия. Ведь, если сексуальная идентичность в современном мире всё еще является не только способом интеграции своих внутренних переживаний и личного опыта, но и опирается на усвоенные общественные представления об (обязательной) гетеросексуальности, то это может сказываться особенно сильно на психологическом благополучии негетеросексуальных людей. Понимание психологического благополучия как результата нахождения баланса между своими личными целями и социальными предписаниями и ожиданиями указывает на те трудности, которые приходится преодолевать в случае, если собственные сексуальные переживания и самораскрытие сложно совместить с требованиями окружающего мира.
В зарубежной психологии с начала 50-х годов прошлого столетия активизируются исследования ЛГБТ-сообществ. В России данные исследования проводятся значительно реже. Это, с одной стороны, связано с тем, что респонденты данной группы с осторожностью проявляют желание участвовать в опросах и интервью, а с другой стороны, психологи также с осторожностью предпринимают исследования, связанные с ЛГБТ-сообществом (Малышева, Шаехов, 2019).
В западных работах получены многочисленные результаты, позволяющие указывать на низкий уровень
ПБ у мужчин с гомо- и бисексуальной ориентацией. Установлено, что основными факторами низкого благополучия согласно данным исследованиям являются такие социально-психологические переменные как стигматизация, дискриминация, низкий уровень социальной поддержки со стороны ближайшего окружения, а также стресс от групповой принадлежности к меньшинству (например, Rost, LeBlanc, 2014; Kertzner, et al., 2009; Meanley, et al., 2016; Molero, et al., 2017; Biss, Horne, 2005; Nelson, et al., 2016; Rieger, Savin-Williams, 2012; Riggle E.D.B., et al., 2009). Однако в отечественной психологии данная проблема не разработана достаточно: она была исследована И.А. Ер-зиным и Т.С. Семеновой. Авторы установили, что ПБ у подростков с гомосексуальной идентичностью на низкой границе среднего уровня (Ерзин, Семенова, 2016). Это может быть связано, прежде всего, с возрастными особенностями, так как в подростковом периоде не полностью осознаются экзистенциальные смыслы жизни (Малышева, Шаехов, 2019; Молчанов, 2017; Кон, 1989).
Обобщив результаты исследования ПБ среди представителей ЛГБТ-сообщества, можно заключить, что имеются как социальные факторы формирования ПБ, так и индивидуально-психологические.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что пол и сексуальная ориентация могут играть важную роль в построении межличностных доверительных взаимоотношений, а также в достижении поставленных целей. Прежде всего, это связано с тем, что по отношению к мужчинам и женщинам со стороны социума предъявляются определенные требования и нормы социального поведения, в то время как по отношению к людям с негетеронормативной сексуальной ориентацией и идентичностью в обществе существуют негативные социальные установки, что ведёт к стигматизации, вследствие которой снижается психологическое благополучие.
Цель исследования
Установление различий в ПБ по полу и сексуальной идентичности.
Таблица 1. Средние показатели по всей выборке
Шкалы ПБ M SD
Позитивные отношения с окружающими Автономность 57,01 59,09 10,53 10,29
Управление средой Личностный рост 55,15 63,73 10,32 9,22
Цели в жизни 59,96 11,59
Самопринятие Интегральный ПБ благополучия (К. Рифф) Баланс аффекта 53,06 348,00 99,61 11,13 48,93 21,17
Осмысленность жизни 91,53 15,48
Человек как открытая система Автономность 64,53 36,47 8,71 8,88
Интегральный показатель ПБ (Шевеленкова, Фесенко) 292,14 21,75
Гипотезы исследования
Гипотеза 1. Существуют достоверные различия между мужским полом и женским полом в ПБ;
Гипотеза 2. Существуют достоверные различия в зависимости от сексуальной идентичности в ПБ.
Методы исследования
Участники исследования. В исследовании участвовали 176 респондентов. Из них: мужчины — 63,63%, женщины — 36,37%. По критерию сексуальной идентичности соотношение респондентов было следующим: 54,55% респондентов с гомосексуальной идентичностью; 25% — с бисексуальной идентичностью и 20,45% — с гетеросексуальной идентичностью.
Методика исследования. Для установления различных аспектов ПБ была использована методика «Психологическое благополучие» К. Рифф в русскоязычной адаптации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фе-сенко. В своей работе мы использовали шкалы, предложенные автором методики и авторами адаптации (Шевеленкова, Фесенко, 2005).
Статистические методы анализа данных. Полученные данные были проанализированы с помощью MS Excel 2010, а также SPSS-22 для Windows. При статистической обработке был применен непараметрический U-критерий Манна-Уитни для выявления различий между группами.
Результаты исследования
На первом этапе анализа полученных данных нами были проанализированы проявления ПБ для всей выборки (табл. 1). Результаты свидетельствуют о среднем уровне ПБ у наших респондентов. Это можно интерпретировать как ощущение не полной удовлетворенности различными аспектами своей жизни и не полностью раскрытого потенциала. При более детальном анализе шкал ПБ можно обнаружить, что шкала «Личностный рост» имеет высокие показатели среди других шкал. Исходя из этого, можно утверждать, что респонденты постоянно стремятся к само-
Table 1. Average indicators for the entire sample
Scales of psychological well-being M SD
Positive relationships 57.01 10.53
Autonomy 59.09 10.29
Environmental mastery 55.15 10.32
Personal growth 63.73 9.22
Purpose in life 59.96 11.59
Self-acceptance 53.06 11.13
Psychological well-being (By Riff) 348.00 48.93
Balance of affect 99.61 21.17
The meaning fulness of life 91.53 15.48
Man as an open system 64,53 8.71
Autonomy 36.47 8.88
Psychological well-being (By Shevelenkova 292.14 21.75
and Fesenko)
совершенствованию, к новому опыту, для реализации собственного потенциала, что приносит им чувство удовлетворенности своей деятельностью.
Низкое значение обнаружено по шкале «Самопринятие», то есть, участвовавшие в исследовании респонденты не удовлетворены собой, могут испытывать страх из-за некоторых личностных особенностей, стремятся изменить сами себя для самопринятия.
Далее мы проанализировали шкалы, предложенные Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко. Нами установлено, что шкала «Баланс аффекта» выше, чем остальные. Данная шкала указывает на низкий уровень самооценки, неудовлетворенность собственными достижениями, своим положением в жизни, неспособностью нахождения эмоциональной удовлетворенности своей жизнью. В межличностных отношениях могут быть конфликты, так как сложно строить эти отношения. Также необходимо отметить, что для респондентов характерно недоверие и недооценка собственных сил и способностей в преодолении препятствий и трудностей на жизненном пути, а также в приобретении новых знаний и навыков.
Низкие значения обнаружены по шкале «Автономность». Это указывает, что респонденты способны противостоять социальному давлению, отстаивают собственное мнение и в личностно значимых ситуациях самостоятельно принимают решения, исходя из собственных убеждений и ценностей.
Результаты сравнения психологического
благополучия у мужчин и женщин
На следующем этапе мы провели сравнительный анализ между женским и мужским полами. Исходя из результата статистического анализа, мы можем утверждать, что существуют достоверное различие по шкале «Позитивные отношения с окружающими» (табл. 2). Показатели данной шкалы выше у женщин,
Таблица 2. Сравнительный анализ между мужским полом и женским полом
Шкалы ПБ
Мужчины Женщины
M
SD
M
SD
Позитивные отношения с окружающими 55,90 9,74 58,94 11,61 0,027
Автономность 58,84 10,59 59,53 9,81 0,696
Управление средой 55,71 10,42 54,19 10,16 0,286
Личностный рост 63,21 9,65 64,64 8,39 0,455
Цели в жизни 60,31 11,63 59,34 11,59 0,635
Самопринятие 52,70 10,62 53,69 12,04 0,497
Интегральный показатель ПБ (К. Рифф) 346,67 49,66 350,33 47,92 0,593
Баланс аффекта 99,91 20,85 99,08 21,88 0,758
Осмысленность жизни 92,19 15,58 90,38 15,36 0,475
Человек как открытая система 63,81 9,20 65,80 7,68 0,131
Автономность 36,62 9,06 36,20 8,63 0,928
Интегральный показатель ПБ (Шевеленкова, Фесенко) 292,53 22,75 291,45 20,03 0,604
чем у мужчин. Другими словами, женщины поддерживают доверительные взаимоотношения с окружающими; склонны проявлять заботу о благополучии других, умеют проявлять эмпатию и сопереживание, а также склонны идти на уступки в межличностных отношениях чаще, чем мужчины.
Результаты сравнения психологического
благополучия гомо-, би- и гетеросексуалов
Далее нами были рассмотрены различия между гомо-, би- и гетеросексуалами. Нами установлено, что существует достоверное различие по шкале «Баланс аффекта» среди гомо- и бисексуалами (табл. 3). Исходя из полученного результата, можно утверждать, что гомосексуалы имеют позитивную самооценку, осознают и принимают собственные достоинства и недостатки, уверены в собственных силах, а также удовлетворены собственной жизнью; гомосексуалы имеют чувство компетентности в управлении повседневными делами; в большей степени готовы поддерживать позитивные отношения с социальным окружением, чем бисексуалы.
Далее мы провели сравнительный анализ между би- и гетеросексуалами (табл. 4). Результат статистического анализа нам позволяет сделать вывод о том, что бисексуалы имеют ограниченное количество позитивных и доверительных отношений с социальным окружением, так как им сложно открыться, проявить заботу и теплоту к своим близким; в межличностных взаимоотношениях чаще, чем гетеросексуалы, отстаивают свою позицию вопреки разрушению позитивного и конструктивного построения отношений, что может привести к фрустрации и изолированности от социального окружения.
На последнем этапе статистического анализа мы провели сравнительный анализ между гомо- и гете-росексуалами (табл. 5). Полученные результаты нам позволяют сделать вывод о том, что достоверные
Table 2. Comparative analysis between male and female respondents
Scales of psychological well-being
Men's
Women's
M
SD
M
SD
Positive relationships 55.90 9.74 58.94 11.61 0.027
Autonomy 58.84 10.59 59.53 9.81 0.696
Environmental mastery 55.71 10.42 54.19 10.16 0.286
Personal growth 63.21 9.65 64.64 8,39 0.455
Purposein life 60.31 11.63 59.34 11.59 0.635
Self-acceptance 52.70 10.62 53.69 12.04 0.497
Psychological well-being (By Riff) 346.67 49.66 350.33 47.92 0.593
Balance of affect 99.91 20.85 99.08 21.88 0.758
The meaning fulness of life 92.19 15.58 90.38 15.36 0.475
Man as an open system 63,81 9.20 65.80 7.68 0.131
Autonomy 36.62 9.06 36.20 8.63 0.928
Psychological well-being (By 292.53 22.75 291.45 20.03 0.604
Shevelenkova and Fesenko)
Примечание. Полужирным шрифтом выделены значимые различия Note. Significant differences are highlighted in bold
P
P
Таблица 3. Сравнительный анализ между гомо- и бисексуалами Table 3. Comparative analysis between homosexual and bisexual respondents
Шкалы ПБ
Гомосексуалы Бисексуалы
M
SD
M
SD
Позитивные отношения с окружающими 57,23 10,71 54,16 9,88 0,098
Автономность 59,93 9,76 58,91 12,00 0,535
Управление средой 56,26 10,69 54,07 10,46 0,182
Личностный рост 64,80 9,33 61,61 9,64 0,056
Цели в жизни 61,07 11,80 56,91 12,74 0,066
Самопринятие 53,59 11,39 51,80 12,16 0,453
Интегральный показатель ПБ (К. Рифф) 352,89 51,05 337,45 50,91 0,078
Баланс аффекта 97,66 21,74 105,16 21,20 0,047
Осмысленность жизни 92,08 15,06 89,80 17,91 0,561
Человек как открытая система 65,15 8,01 62,82 10,94 0,367
Автономность 35,79 8,20 36,45 10,59 0,556
Интегральный показатель ПБ (Шевеленкова, Фесенко) 290,68 19,59 294,23 27,01 0,255
Примечание. Полужирным шрифтом выделены значимые различия Таблица 4. Сравнительный анализ между гетеро- и бисексуалами
Шкалы ПБ
Бисексуалы
Гетеро-сексуалы
M SD M SD
Позитивные отношения с окружающими 54,16 9,88 59,89 10,20 0,031
Автономность 58,91 12,00 57,08 9,38 0,625
Управление средой 54,07 10,46 53,53 8,99 0,783
Личностный рост 61,61 9,64 63,47 8,08 0,350
Цели в жизни 56,91 12,74 60,72 8,88 0,123
Самопринятие 51,80 12,16 53,17 9,12 0,742
Интегральный показатель ПБ (К. Рифф) 337,45 50,91 347,86 38,83 0,296
Баланс аффекта 105,16 21,20 98,03 18,82 0,132
Осмысленность жизни 89,80 17,91 92,17 13,54 0,595
Человек как открытая система 62,82 10,94 65,00 7,27 0,667
Автономность 36,45 10,59 38,28 8,34 0,539
Интегральный показатель ПБ (Шевеленкова, Фесенко) 294,23 27,01 293,47 20,34 0,828
Примечание. Полужирным шрифтом выделены значимые различия Таблица 5. Сравнительный анализ между гомо- и гетеросексуалами
Гомо-
Гетеро-
Шкалы ПБ сексуалы сексуалы P
M SD M SD
Позитивные отношения с окружающими 57,23 10,71 59,89 10,20 0,321
Автономность 59,93 9,76 57,08 9,38 0,128
Управление средой 56,26 10,69 53,53 8,99 0,104
Личностный рост 64,80 9,33 63,47 8,08 0,183
Цели в жизни 61,07 11,80 60,72 8,88 0,681
Самопринятие 53,59 11,39 53,17 9,12 0,664
Интегральный показатель ПБ (К. Рифф) 352,89 51,05 347,86 38,83 0,393
Баланс аффекта 97,66 21,74 98,03 18,82 0,717
Осмысленность жизни 92,08 15,06 92,17 13,54 0,878
Человек как открытая система 65,15 8,01 65,00 7,27 0,749
Автономность 35,79 8,20 38,28 8,34 0,114
Интегральный показатель ПБ (Шевеленкова, Фесенко) 290,68 19,59 293,47 20,34 0,303
Scales of psychological well-being
Homosexuals Bisexuals
M
SD
M
SD
P
Positive relationships Autonomy
Environmental mastery Personal growth Purposeinlife Self-acceptance Psychological well-being (By Riff) Balance of affect The meaning fulness of life
Man as an open system Autonomy
Psychological well-being (By Shevelenkova and Fesenko)
57.23 59.93 56.26 64.80 61.07 53.59
10.71 9.76 10.69 9.33 11.80 11.39
54.16 58.91 54.07 61.61 56.91 51.80
9.88 12.00 10.46 9.64 12.74 12.16
0.098 0.535 0.182 0.056 0.066 0.453
0.078
352.89 51.05 337.45 50.91
97.66 21.74 105.16 21.20 0.047
92.08 15.06 89.80 17.91 0.561
65.15 8.01 62.82 10.94 0.367
35.79 8.20 36.45 10.59 0.556
290.68 19.59 294.23 27.01 0.255
Note. Significant differences are highlighted in bold
Table 4. Comparative analysis between heterosexuals and bisexuals
Scales of psychological well-being
Bisexuals
Heterosexuals P
M
SD
M
SD
Positive relationships 54.16 9.88 59.89 10.20 0.031
Autonomy 58.91 12.00 57.08 9.38 0.625
Environmental mastery 54.07 10.46 53.53 8.99 0.783
Personal growth 61.61 9.64 63.47 8.08 0.350
Purposeinlife 56.91 12.74 60.72 8.88 0.123
Self-acceptance 51.80 12.16 53.17 9.12 0.742
Psychological well-being (By Riff) 337.45 50.91 347.86 38.83 0.296
Balance of affect 105.16 21.20 98.03 18.82 0.132
The meaning fulness of life 89.80 17.91 92.17 13.54 0.595
Man as an open system 62.82 10.94 65.00 7.27 0.667
Autonomy 36.45 10.59 38.28 8.34 0.539
Psychological well-being (By Shevelenkova and Fesenko) 294.23 27.01 293.47 20.34 0.828
Note. Significant differences are highlighted in bold
Table 5. Comparative analysis between homosexuals and heterosexuals
Scales of psychological
Homo- Hetero-
sexuals sexuals P
M SD M SD
Positive relationships 57.23 10.71 59.89 10.20 0.321
Autonomy 59.93 9.76 57.08 9.38 0.128
Environmental mastery 56.26 10.69 53.53 8.99 0.104
Personal growth 64.80 9.33 63.47 8.08 0.183
Purpose in life 61.07 11.80 60.72 8.88 0.681
Self-acceptance 53.59 11.39 53.17 9.12 0.664
Psychological well-being (By Riff) 352.89 51.05 347.86 38.83 0.393
Balance of affect 97.66 21.74 98.03 18.82 0.717
The meaning fulness of life 92.08 15.06 92.17 13.54 0.878
Man as an open system 65.15 8.01 65.00 7.27 0.749
Autonomy 35.79 8.20 38.28 8.34 0.114
Psychological well-being (By Shevelenkova and Fesenko) 290.68 19.59 293.47 20.34 0.303
P
P
различия между этими группами не обнаружены. Психологическое благополучие у гомо- и гетеросек-суалов находится на среднем уровне. То есть, можно предположить, что в процессе достижения ПБ наши респонденты не зациклены на своей сексуальной ориентации, они открыто проявляют себя, вписываются в социальные нормы в своем поведении.
Обсуждение
В современном мире ПБ является одной из актуальных тем. Это, прежде всего, связано с тем, что в постоянно меняющемся мире необходима быстрая адаптация к изменениям и требованиям, так как от этого зависит успех в той или иной сфере (Белинская, Савинкина, 2018).
Социальная категоризация людей на мужчин и женщин является одним из определяющих условий для проявления того или иного социального поведения. Мужчины, в проявлении эмоций должны быть более «холодными», проявлять твердость и т.п. Поведенческие несоответствия социальным ожиданиям ведут к стигматизации, в частности у мужчин: возникают сложности в построении доверительных отношений на основе взаимного уважения, что впоследствии ведёт к снижению ПБ. По отношению к женскому полу тоже предъявляются требования, а не соответствие социальным нормам приводит к социальным санкциям.
Начиная с работ М. Фуко, актуализируются исследования в области сексологии. Данные исследования обнаруживают, что имеются вопросы социально-психологического характера, например, каким образом человек определяет себя в ту или иную сексуальную категорию, возникают ли трудности в проявлениях психоэмоциальной сферы в связи с выбором той или иной сексуальной ориентации.
Так, по нашему мнению, особую роль в жизнедеятельности у людей с негетеронормативной идентичностью играет ПБ. Люди с негетеронормативной идентичностью часто становятся стигматизированными со стороны общества, что может привести к отчуждению. С одной стороны, отчужденность может стать причиной невозможности реализации собственного потенциала, желаний и достижения поставленных целей. Последствиями могут стать чувство заброшенности и чуждость, отсутствие доверия к миру, снижение продуктивности в различных видах деятельности. С другой стороны, отчужденность может проявиться в отсутствии доверия к себе, что может привести к эмоциональной опустошенности, пустоте и бесцельности собственной жизни (Кулагина и др., 2018). В таком случае человек выполняет лишь определенную роль, прикрепленную обществом, не достигая удовольствия. Пытаясь соответствовать социальной роли — муж/жена — люди с гомо- и бисексуальной ориентацией могут создать семью, однако в семейной жизни они могут не достигнуть удовлетворения при выполнении семейных ролей, что снижает уровень самопринятия и ведет
к преобладанию негативных эмоций и т.п. Другими словами, все выше перечисленное может привести к снижению ПБ.
Однако человек может стать субъектом своей деятельности, саморазвития и своей жизни (Кулагина и др., 2018). Так, в рамках нашей работы можно предположить, что человек, подвергающейся со стороны общества стереотипам (например, «женщина не может быть мужественной», или «гомосексуал не может работать в технической сфере») может поменять тактику и стратегию поведения и взаимодействия в таком обществе.
Для полноты ПБ необходимо указать такой концепт как «смысл жизни». Мы можем сделать вывод о том, что люди, с высоким уровнем ПБ находят смысл жизни — в их жизни присутствует полнота и цель, удовлетворенность происходящими событиями. Смысл жизни достигается в том случае, если цели человека направлены не только на себя, но и обращены к миру. Отсутствие смысла жизни ведёт к негативным последствиям: экзистенциальной фрустрации (трудности и невозможности нахождения смысла жизни, что приводит к апатии и скуке), а также к экзистенциальному вакууму (отсутствие значимых целей в жизни, что ведет к ноогенному неврозу и аутоагрессивному поведению) (Кулагина и др., 2018). Для нашей работы, исходя из социальной категоризации по полу и сексуальной идентичности, смысл жизни формируется на основе социальных установок и стереотипов по отношению к женскому и мужскому полу и может скрываться за желанием получить одобрение со стороны близких людей и общества. В то же время можно предположить, что для гомо- и бисексуалов путь нахождения смысла жизни более сложный. Это может быть связано с несоответствием социальным требованиям, что усложняет выбор смысла жизни и пути достижения, возможности свободно самовыражаться, хотя ограниченный способ выражения смысла жизни может привести к «открытию» новых путей и способов создания самого себя и полноценного раскрытия своего потенциала с помощью ограниченных ресурсов (например, отношение общества к негетеронормативным людям). Интересным кажется, по мнению авторов статьи, кейс с людьми бисексуальной идентичности. С одной стороны, они соответствуют социальным ожиданиям общества, а с другой стороны, не соответствуют. В то же время со стороны людей с гетеро- и гомосексуальной идентичностью отношение к людям с бисексуальной идентичностью неоднозначное, особенно если они настроены на долговременные отношения. Данная ситуация требует более «изощренного» варианта построения взаимоотношения с обществом.
Полученные в ходе нашего исследования результаты показывают, что люди с гетеро- и гомосексуальной идентичностью более благополучны, чем люди с бисексуальной идентичностью (табл. 3 и 4). Исходя из данных результатов, мы можем утверждать, что достижение ПБ для лиц с бисексуальной ориентацией несколько сложнее, чем для лиц с гетеро- и гомосексуальной идентичностью. Это можно объяснить
маргинализацией бисексуалов как со стороны гомо-сексуалов, так и гетеросексуалов. Другими словами, бисексуалы рассматриваются как «неправильные» и «не вписывающиеся в нормы» и гетеросексуальными, и гомосексуальными людьми. Таким образом, можно утверждать, что бисексуалам сложнее построить позитивные взаимоотношения с социальным окружением.
С другой стороны, полученные результаты можно объяснить тем, что бисексуалам несколько сложнее даётся достижение удовлетворенности своими жизненными обстоятельствами, а также для них характерно возникновение чувства ненужности, которое негативно влияет на построение позитивных взаимоотношений как со своим полом, так и с противоположным. Это может привести к интернализованной бифобии у бисексуалов, что ведёт к снижению ПБ.
Таким образом, можно сделать следующие заключения: в личностных свойствах не наблюдаются различия как между мужчинами и женщинами, так и между би-, гетеро и гомосексуалами (табл. 2-5). Данный результат можно интерпретировать с точки зрения нацеленности всех перечисленных подгрупп респондентов на достижение эвдемонистического благополучия независимо от социального окружения. Все перечисленные подгруппы респондентов показывают сформированную жизненную позицию, автономность от социального окружения; отличия между группами наблюдается в аспекте социально-психологических свойств, связанных с построением межличностных взаимоотношений. Данные отличия отчетливо проявляют себя как между мужчинами и женщинами, так и между гомо-, би- и гетеросексуалами. Женщины поддерживают позитивные взаимоотношения с социальным окружением, то есть в межличностных коммуникациях и взаимодействиях придерживаются в большей степени кооперативного поведения, нацелены на положительные и конструктивные отношения, готовы оказывать помощь своим близким. Данный факт можно объяснить тем, что подобное поведение поощряется обществом и культурой, будучи припи-
сываемым женской ролевой модели поведения, которой женщины обучаются в процессе социализации. В то же время с точки зрения социальных требований для мужчин считается характерной конкурентная стратегия взаимодействия в межличностных отношениях. Объясняя различия между би-, гетеро- и го-мосексуалами можно предположить, что бисексуалам сложнее строить позитивные и доверительные взаимоотношения с гетеросексуальными и гомосексуальными сообществами. Это можно объяснить тем, что бисексуальные люди имеют достаточно высокий уровень страха раскрытия перед другими, так как могут встретить агрессию и осуждение со стороны партнеров, то есть дискриминация или стигматизация может ожидаться как со стороны гетеросексуалов, так и гомосексуалов. С другой стороны, у данной подгруппы, может присутствовать достаточно высокий уровень бифобии или полное непринятие себя, которые мешают выстраивать позитивные и конструктивные межличностные взаимоотношения.
Выводы
Существуют различия между полами в уровне ПБ. Женщины склонны заботиться об окружающих и поддерживать положительные взаимоотношения. В целом, полученный результат отражает социокультурное представление о роли женщины в обществе и в семье.
Бисексуалы более подвержены трудностям в построении межличностных отношений чем гетеро- и гомосексуалы, при этом у них несколько занижен уровень самооценки, чем у гомосексуалов.
Между гетеросексуалами и гомосексуалами не обнаружено достоверных различий, то есть эти социальные группы способны одинаково полноценно реализовывать свой потенциал в социальном окружении. Это указывает на их возможность открыто говорить о себе, соблюдать социальные нормы и правила, предписанные обществом.
Литература:
Алексеев Б.Е. Полоролевое поведение и его акцентуации. СПБ.: Речь, 2006.
Белинская Е.П. Современные исследования идентичности: от структурной определенности к процессуальности и незавершенности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. № 8 (1). С. 6-15. Белинская Е.П., Савинкина А.О. Социально-психологические проблемы здоровья. В сборнике Человек Работающий. Междисциплинарный подход в психологии здоровья / Под ред. К.А. Бочавера, А.Б. Данилова. М.: Издательство «Перо», ИММ-Пресс, 2018.
Бовина И.Б. Социальная психология здоровья и болезни. М.: Аспект Пресс, 2008.
Воронцов Д.В. Клинико-психологические аспекты гендера и сексуальности / В книге Клиническая психология / Под ред. Е.Г. Шевыревой. Ростов н/Д: Феникс, 2016. С. 93-131.
Дубовик Ю.Б. Исследование психологического благополучия в пожилом и старческом возрасте Психологические исследования. 2011. № 1 (15). [Электронный ресурс] // URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n1-15/433-dubovik15.html#e3 (дата обращения: 01.06.2020).
Ерзин А.И., Семенова Т.С. В борьбе со стигмой. Психологическое благополучие гомосексуальных подростков. М.: Библио-Глобус, 2016.
Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социальное конструирование гендера // Социологический журнал. 1998. № 3-4. С. 111-122.
Иташева О.Н., Лизунова Г.Ю. Гендерные различия психологического благополучия старшеклассников. В сборнике Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум», 2016. [Электронный
ресурс] // URL: <a href=»https://scienceforum.ru/2016/article/2016018842»>https://scienceforum.ru/2016/article/2016018842</ a> (дата обращения: 08.02.2020)
Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. М.: Просвещение, 1989.
Корниенко Д.С., Козлов А.И. Половые различия в характеристиках психологического благополучия у студентов. В сборнике Актуальные проблемы современной науки в 21 веке. Сборник материалов 6-й Международной научно-практической конференции. Махачкала: Общество с ограниченной ответственностью «Апробация», 2014.
Кулагина И.Ю., Апасова Е.В., Метелина А.А. Феномен взрослости: развитие личности и жизненный путь. М.: Академический проект, 2018.
Леонтьев Д.А. Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 1. С. 14-37.
Литвинова Е.М., Максимова Н.Л., Ефимова О.Н., Васильева Л.Г. Гендерные особенности связи психологического благополучия и социально-психологические особенности личности студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55. С. 203-213.
Малышева Н.Г., Шаехов З.Д. Об исследованиях психологического благополучия гомо- и бисексуалов в современной психологии: обзор литературы // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2019. № 2. С. 145-163. Мелков С.В. Особенности самосознания мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью. М.: МГППУ 2017. Молчанов С.В., Алмазова О.В., Поскребышева Н.Н., Запуниди А.А. Личностная автономия как фактор развития ответственности подростков // Национальный психологический журнал. 2017. № 1 (25). С. 84-90. Мондимор Ф.М. Гомосексуальность: Естественная история. Екатеринбург «У-Фактория», 2002.
Нерушай А.И. Психологическое благополучие людей пожилого возраста // Вестник РГГУ Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2021. № 1. С. 128-141.
Осипова Е.В. Кросскультурные и гендерные различия показателей психологического благополучия на примере российских и канадских студентов В сборнике Проблема индивидуальности в современной психологии: Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции 12 октября 2012 г. / Отв. ред. Н. Виничук. Владивосток: Морской государственный университет, 2012.
Тихомандрицкая О.А., Малышева Н.Г., Шаехов З.Д., Кабальнов Н.А. Роль личностных ценностей в психологическом благополучии современных старшеклассников. Психологические исследования. 2018. Т. 12, № 63. [Электронный ресурс] // URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2019v12n63/1675-tikhomandritskaya63.html (дата обращения: 07.08.2020). Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И. Психология здоровья: история и современное состояние. В сборнике Руководство по психологии здоровья / Под ред. А.Ш. Тхостова, Е.И. Рассказовой. М.: Издательство Московского университета, 2019. Шаехов З.Д., Малышева Н.Г. Влияние веры в конкурентный мир и интернализованной гомофобии на психологическое благополучие у гомосексуальных мужчин // Вестник Московского Университета. Серия 14: Психология. 2021. № 1. С. 265-288.
Шевеленкова Т.Д., Фесенко Т.П. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95-129.
Biss, W.J., Horne, S.G. (2005). Sexual satisfaction as more than a gendered concept: The roles of psychological well-being and sexual orientation. Journal of Constructivist Psychology, 18 (1), 25-38.
Cole, J.S., Korkmaz, A. (2013). First-year students' psychological well-being and need for cognition: Are they important predictors of academic engagement? Journal of College Student Development, 54 (6), 557-569
Espinosa, A., Schmitz, M., Rottenbacher, J.M. (2016). Ideological bases of national identity and their influence on subjective, psychological and social well-being in Peru. Límite. Revista Interdisciplinaria de Filosofía y Psicología, 11 (35), 18-32. Freire, C., Ferradás, M.D.M., Valle, A., Núñez, J.C., & Vallejo, G. (2016). Profiles of psychological well-being and coping strategies among university students. Frontiers in psychology, 7, 1554.
Frost, D.M., LeBlanc, A.J. (2014). Nonevent stress contributes to mental health disparities based on sexual orientation: Evidence from a personal projects analysis. American Journal of Orthopsychiatry, 84 (5), 557-566.
Nguyen, T.M.H., Dang, H.N. (2017). Buddhist non-attachment philosophy and psychological well-being in Vietnamese Buddhists. European Proceeding of Social and Behavioral Sciences, XX, 119-134,
Kertzner, R.M., Meyer, I.H., Frost, D.M., Stirratt, M.J. (2009). Social and psychological well-being in lesbians, gay men, and bisex-uals: The effects of race, gender, age, and sexual identity American. Journal of Orthopsychiatry, 79 (4), 500-510. Li, R.H., Kao, C.M., Wu, Y.Y. (2015). Gender differences in psychological well-being: tests of factorial invariance. Quality of Life Research, 24 (11), 2577-2581.
Meanley, S., Pingel, E.S., Bauermeister, J.A. (2016). Psychological well-being among religious and spiritual-identified young gay and bisexual men. Sexuality Research and Social Policy, 13 (1), 35-45.
Molero, F., Silván-Ferrero, P., Fuster-Ruiz de Apodaca, M.J. et al. (2017). Subtle and blatant perceived discrimination and well-being in lesbians and gay men in Spain: The role of social support. Psicothema, 29 (4), 475-481.
Nelson, C.Y., Winnie, W.S., Louis, K.L. (2016). Cheung sexual identity and its disclosure as moderators between norms of heterosexual self-presentation and well-being. Psychology of Men and Masculinity, 17 (2), 165-176.
Rieger, G., Savin-Williams, R.C. (2012). Gender nonconformity, sexual orientation, and psychological well-being. Archives of Sexual Behavior, 41 (3), 611-621.
Riggle, E.D.B., Rostosky, S.S., Danner, F. (2009). LGB identity and eudaimonic well-being in midlife. Journal of Homosexuality, 56 (6), 786-798.
Ryff, C.D. (1996). Psychological Well-Being. Encyclopedia of Gerontology, 2, 365-369.
Seaborn, K., Pennefather, P., & Fels, D.I. (2020). Eudaimonia and hedonia in the design and evaluation of a cooperative game for psychosocial well-being. Human-Computer Interaction, 35 (4), 289-337.
Ulu, M. (2018). On the Relationship Between Psychological Well-Being and Value Orientations of Students of Theology Faculty. Journal of sakarya university faculty of theology, 20 (37), 183-215.
References:
Alekseev, B.E. (2006). Sex-role behavior and its accentuations. Saint Petersburg: Rech. (in Russ).
Belinskaya, E.P. (2018). Modern identity studies: From structural certainty to procedural incompleteness. Vestnik Sankt-Peter-burgskogo universiteta. Psikhologiya i pedagogika (Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology and Education), 8 (1), 6-15. (in Russ.).
Belinskaya, E.P., Savinkina, A.O. (2018). Socio-psychological health problems. In K.A. Bochaver, A.B. Danilov (Eds.), Man Working. Interdisciplinary Approach in Health Psychology (pp. 7-37). Moscow: Publishing house "Pero", IMM-Press. (in Russ.). Biss, W.J., Horne, S.G. (2005). Sexual satisfaction as more than a gendered concept: The roles of psychological well-being and sexual orientation. Journal of Constructivist Psychology, 18 (1), 25-38.
Bovina, I.B. (2008). Social psychology of health and illness. Moscow: Aspect Press. (in Russ.).
Cole, J.S., Korkmaz, A. (2013). First-year students' psychological well-being and need for cognition: Are they important predictors of academic engagement? Journal of College Student Development, 54 (6), 557-569.
Dubovik, Yu.B. (2011). Study of psychological well-being in elderly people (in groups aged 55-75 and 75-90) [Electronic resource]. Psikhologicheskie Issledovaniya (Psychological research), 1 (15). // URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n1-15/433-dubo-vik15.html#e3 (date of retrieval: 01.06.2020). (in Russ.).
Erzin, A.I., Semenova, T.S. (2016). Fighting stigma. Psychological well-being of homosexual adolescents. Moscow: Biblio-Globus. (in Russ.).
Espinosa, A., Schmitz, M., Rottenbacher, J.M. (2016). Ideological bases of national identity and their influence on subjective, psychological and social well-being in Peru. Límite. Revista Interdisciplinaria de Filosofía y Psicología, 11 (35), 18-32. Freire, C., Ferradás, M.D.M., Valle, A., Núñez, J.C., & Vallejo, G. (2016). Profiles of psychological well-being and coping strategies among university students. Frontiers in psychology, 7, 1554.
Frost, D.M., LeBlanc, A.J. (2014). Nonevent stress contributes to mental health disparities based on sexual orientation: Evidence from a personal projects analysis. American Journal of Orthopsychiatry, 84 (5), 557-566.
Itasheva, O.N., Lizunova, G.Yu. (2016). Gender differences in the psychological well-being of high school students. Materials of the VIII International Student Scientific Conference "Studencheskiy nauchnyy forum" ("Student Scientific Forum"). (Retrieved from URL: <a href="https://scienceforum.ru/2016/article/2016018842">https://scienceforum.ru/2016/article/2016018842</a> (date of access: 08.02.2020). (in Russ.).
Kertzner, R.M., Meyer, I.H., Frost, D.M., Stirratt, M.J. (2009). Social and psychological well-being in lesbians, gay men, and bisexuals: The effects of race, gender, age, and sexual identity American. Journal of Orthopsychiatry, 79 (4), 500-510. Kon, I.S. (1989) Psychology of early adolescence: a book for the teacher. Moscow: Prosveshcheniye. (in Russ.). Kornienko, D.S., Kozlov, A.I. (2014). Sex differences in the characteristics of psychological well-being among students. Actual problems of modern science in the 21st century. Collection of materials of the 6th international scientific and practical conference. Makhachkala: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu "Aprobatsiya". (in Russ.).
Kulagina, I.Yu., Apasova, E.V, Metelina, A.A. (2018). The phenomenon of adulthood: personality development and life path. Moscow: Akademicheskiy proyekt. (in Russ.).
Leontiev, D.A. (2020). Happiness and Well-Being: Toward the Construction of the Conceptual Field. Monitoring obshchestven-nogo mneniya: Ekonomicheskiye i sotsial'nyye peremeny (Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes), 1, 14-37. (in Russ.).
Li, R.H., Kao, C.M., Wu, Y.Y. (2015). Gender differences in psychological well-being: tests of factorial invariance. Quality of Life Research, 24 (11), 2577-2581.
Litvinova, E.M., Maksimova, N.L., Efimova, O.N., Vasilyeva, L.G. (2017). Gender features of psychological well-being and socio — psychological characteristics of individual students. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya (Problems of modern teacher education), 55, 203-213. (in Russ.).
Malysheva, N.G., Shaekhov, Z.D. (2019). On the study of the psychological well-being of homo- and bisexuals in modern psychology: a literature review. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya (Moscow University Psychology Bulletin), 2, 145-163. (in Russ.).
Meanley, S., Pingel, E.S., Bauermeister, J.A. (2016). Psychological well-being among religious and spiritual-identified young gay and bisexual men. Sexuality Research and Social Policy, 13 (1), 35-45.
Melkov, S.V. (2017). Features of self-awareness of men with stigmatized sexual identity. Moscow MGPPU. (in Russ.). Molchanov, S.V., Almazova, O.V., Poskrebysheva, N.N., Zapunidi, A.A. (2017). Personal autonomy as factor of developing responsibility in adolescence. Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal (National Psychological Journal), 1, 84-90. (in Russ.). Molero, F., Silván-Ferrero, P., Fuster-Ruiz de Apodaca, M.J. et al. (2017). Subtle and blatant perceived discrimination and well-being in lesbians and gay men in Spain: The role of social support. Psicothema, 29 (4), 475-481. Mondimore, F.M. (2002) Homosexuality: A Natural History. Yekaterinburg "U-Faktoriya". (in Russ.).
Nelson, C.Y., Winnie, W.S., Louis, K.L. (2016). Cheung sexual identity and its disclosure as moderators between norms of heterosexual self-presentation and well-being. Psychology of Men and Masculinity, 17 (2), 165-176.
Nerushai, A.I. (2021). Psychological well-being of elderly people. Vestnik RGGU. Seriya "Psikhologiya. Pedagogika. Obrazovaniye". (Bulletin RSUH/RGGU. Series "Psychology. Pedagogics. Education"), 1, 128-141. (in Russ.).
Nguyen, T.M.H., Dang, H.N. (2017). Buddhist non-attachment philosophy and psychological well-being in Vietnamese Buddhists. European Proceeding of Social and Behavioral Sciences, XX, 119-134.
Osipova, E.V. (2012). Cross-cultural and gender differences in indicators of psychological well-being on the example of Russian and Canadian students. In N. Vinichuk (Eds.), The problem of individuality in modern psychology: Materials of the Second All-Russian Scientific and Practical Conference October 12, 2012 (pp. 121-128). Vladivostok: Maritime State University. (in Russ.). Rieger, G., Savin-Williams, R.C. (2012). Gender nonconformity, sexual orientation, and psychological well-being. Archives of Sexual Behavior, 41 (3), 611-621.
Riggle, E.D.B., Rostosky, S.S., Danner, F. (2009). LGB identity and eudaimonic well-being in midlife. Journal of Homosexuality, 56 (6), 786-798.
Ryff, C.D. (1996). Psychological Well-Being. Encyclopedia of Gerontology, 2, 365-369.
Seaborn, K., Pennefather, P., & Fels, D.I. (2020). Eudaimonia and hedonia in the design and evaluation of a cooperative game for psychosocial well-being. Human-Computer Interaction, 35 (4), 289-337.
Shaekhov, Z.D., Malysheva, N.G. (2021). Impact of belief in a competitive world and internalized homophobia on psychological well-being. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 14. Psikhologiya (Moscow University Psychology Bulletin), 1, 265-288. (in
Shevelenkova, T.D., Fesenko, T.P. (2005). Psychological well-being of the individual (a review of concepts and research methods). Psikhologicheskaya diagnostika (Psychological diagnostics), 3, 95-129. (in Russ.).
Tikhomandritskaya, O.A., Malysheva, N.G., Shaekhov, Z.D., Kabalnov, N.A. (2018). The role of personal values in the psychological well-being of modern high school students. Psikhologicheskie Issledovaniya (Psychological research), 12 (63). [Electronic resource] // URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2019v12n63/1675-tikhomandritskaya63.html (date of access: 07.08.2020). (in Russ.).
Tkhostov, A.Sh., Rasskazova, E.I. (2019). Health psychology: history and current state. In A.Sh. Tkhostova, E.I. Rasskazova (Eds.), Guide to Health Psychology (pp. 13-55). Moscow: Moscow University Press. (in Russ.).
Ulu, M. (2018). On the Relationship Between Psychological Well-Being and Value Orientations of Students of Theology Faculty. Journal of sakarya university faculty of theology, 20 (37), 183-215.
Vorontsov, D.V. Clinical and psychological aspects of gender and sexuality. E.G. Shevyreva (Eds.), Clinical psychology (pp. 93131). Rostov on Don: Fenik, 2016. (in Russ.).
Zdravomyslova, E.A., Temkina, A.A. (1998). Social construction of gender. Sotsiologicheskiy zhurnal (Sociological journal), 3-4, 111-122. (in Russ.).