Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНТОВ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНТОВ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическое благополучие / удовлетворенность жизнью / помогающие профессии / помогающее поведение / просоциальная деятельность / psychological well-being / life satisfaction / helping professions / helping behavior / prosocial activities

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шуткина Жанна Александровна, Маркелова Татьяна Владимировна, Кручинина Галина Александровна

В данной статье рассматривается проблема психологического благополучия студентов помогающих профессий. Исследуется психологическое благополучие студентов разных специальностей. Психологическое благополучие рассматривается как интегративная характеристика личности, отвечающая за общей уровень удовлетворенности человеком своей жизнью, которая включает: положительное восприятие себя, продуктивное взаимодействие с социумом, и другие черты успешной гармоничной личности. Изучается связь психологического благополучия студентов со склонностью к помогающему поведению. Помогающее поведение это социальное поведение, приносящее пользу другим людям и обществу в целом, отличающееся активной просоциальной деятельностью и проявляющееся в помощи, поддержке, сотрудничестве, участии в делах и переживаниях других людей. По результатам исследования формулируются выводы о том, что чем выше уровень психологического благополучия, тем сильнее выражена склонность к помогающему поведению. Особенностями проявления психологического благополучия в период ранней зрелости студентов помогающих профессий являются способность к личностному росту, наличием целей в жизни, самопринятием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шуткина Жанна Александровна, Маркелова Татьяна Владимировна, Кручинина Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with the problem of psychological well-being of students of helping professions. The psychological well-being of students of various specialties is investigated. Psychological well-being is considered as an integrative characteristic of a person, responsible for the overall level of a person's satisfaction with his life, which includes: a positive perception of himself, productive interaction with society, and other features of a successful harmonious personality. The relationship between the psychological well-being of students and the propensity for helping behavior is being studied. Helping behavior is social behavior that benefits other people and society as a whole, is characterized by active pro-social activity and manifests itself in helping, supporting, cooperating, participating in the affairs and experiences of other people. Based on the results of the study, conclusions are drawn that the higher the level of psychological well-being, the more pronounced the propensity for helping behavior. The features of the manifestation of psychological well-being in the period of early maturity of students of helping professions are the ability for personal growth, the presence of goals in life, self-acceptance.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНТОВ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ»

Психология

УДК 159.9

кандидат педагогических наук, доцент Шуткина Жанна Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.Н. Лобачевского» (г. Нижний Новгород); доктор психологических наук, доцент Маркелова Татьяна Владимировна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.Н. Лобачевского» (г. Нижний Новгород); доктор педагогических наук, профессор Кручинина Галина Александровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.Н. Лобачевского» (г. Нижний Новгород)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНТОВ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема психологического благополучия студентов помогающих профессий. Исследуется психологическое благополучие студентов разных специальностей. Психологическое благополучие рассматривается как интегративная характеристика личности, отвечающая за общей уровень удовлетворенности человеком своей жизнью, которая включает: положительное восприятие себя, продуктивное взаимодействие с социумом, и другие черты успешной гармоничной личности. Изучается связь психологического благополучия студентов со склонностью к помогающему поведению. Помогающее поведение - это социальное поведение, приносящее пользу другим людям и обществу в целом, отличающееся активной просоциальной деятельностью и проявляющееся в помощи, поддержке, сотрудничестве, участии в делах и переживаниях других людей. По результатам исследования формулируются выводы о том, что чем выше уровень психологического благополучия, тем сильнее выражена склонность к помогающему поведению. Особенностями проявления психологического благополучия в период ранней зрелости студентов помогающих профессий являются способность к личностному росту, наличием целей в жизни, самопринятием.

Ключевые слова: психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью, помогающие профессии, помогающее поведение, просоциальная деятельность.

Annotation. This article deals with the problem of psychological well-being of students of helping professions. The psychological well-being of students of various specialties is investigated. Psychological well-being is considered as an integrative characteristic of a person, responsible for the overall level of a person's satisfaction with his life, which includes: a positive perception of himself, productive interaction with society, and other features of a successful harmonious personality. The relationship between the psychological well-being of students and the propensity for helping behavior is being studied. Helping behavior is social behavior that benefits other people and society as a whole, is characterized by active pro-social activity and manifests itself in helping, supporting, cooperating, participating in the affairs and experiences of other people. Based on the results of the study, conclusions are drawn that the higher the level of psychological well-being, the more pronounced the propensity for helping behavior. The features of the manifestation of psychological well-being in the period of early maturity of students of helping professions are the ability for personal growth, the presence of goals in life, self-acceptance.

Key words: psychological well-being, life satisfaction, helping professions, helping behavior, prosocial activities.

Введение. Современная ситуация развития общества характеризуется наличием большого количества молодых людей с активной гражданской позицией, которым важно чувствовать себя частью общества, проявлять и выражать себя, в том числе и в просоциальной деятельности. Активное социальное взаимодействие особенно присуще студентам помогающих профессий, индивидуальная и групповая работа с людьми является спецификой их обучения.

Студенческий возраст согласно Э. Эриксону приходится на период 18-25 лет, который совпадает с началом периода ранней зрелости. Этот период характеризуется: становлением личностной и профессиональной идентичности, закреплением устойчивой и независимой Я-концепции, выбором системы ценностей, детерминирующих поведение юношей и девушек. На данном жизненном этапе на личности лежит огромная ответственность за свою жизнь, нередко юноши и девушки испытывают муки совести и неопределенность - правильный ли был сделан выбор в пользу специальности, будущей профессии, партнера и даже глобально - смысла жизни.

Психологическое благополучие и помогающее поведение является ключевыми профессиональными характеристиками в будущей деятельности психолога, они обладает особой значимостью и должны гармонировать с его личностными особенностями.

Изложение основного материала статьи. Психологическое благополучие новый, но крайне важный для изучения феномен в современной психологии. Психологи П.П. Фесенко и Т.Д. Шевеленкова понимают психологическое благополучие как целостное переживание, выраженное в субъективном ощущении счастья, удовлетворённости собой и собственной жизнью, а также связанное с базовыми человеческими ценностями и потребностями [3]. Л.В. Куликов рассматривает психологическое благополучие как интегративное образование, выделяет материальное, физическое, психологическое и духовное благополучие [1].

Психологическое благополучие мы понимаем как интегративную характеристику личности, которая отвечает за общей уровень удовлетворенности человеком своей жизнью, которая включает: положительное восприятие себя, продуктивное взаимодействие с социумом, и другие черты успешной гармоничной личности [6].

Первым на научном языке феномен психологического благополучия описал американский социолог Норман Брёдберн в своей работе «Структура психологического благополучия», и именно в ней ученый дал первое определения данного феномена как баланса между позитивными и негативными аффектами ежедневной жизни, накапливающимися и в сумме представляющими аффективно окрашенное ощущение удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью [7], выделил двухкомпонентную структуру психологического благополучия: позитивного и негативного аффекта. Позднее американский психолог Э. Динер выделил и добавил в структуру еще один компонент - «удовлетворенность жизнью», и более глобальный когнитивный компонент [8].

К. Рифф выделила шесть факторов, определяющих уровень психологического благополучия личности: самопринятие, позитивное отношение с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цель в жизни, личностный рост, а так же степень удовлетворенности жизнью и уровень счастья, как так данные понятия тесно взаимосвязаны [5].

Помогающее поведение - это социальное поведение, приносящее пользу другим людям и обществу в целом, отличающееся активной просоциальной деятельностью и проявляющееся в помощи, поддержке, сотрудничестве, участии в делах и переживаниях других людей.

Отечественный психолог Я. Рейковский утверждал, что осознание человеком собственной ценности приводит к повышению готовности личности к помогающей деятельности [2]. Следовательно, чем выше ценность собственного «Я» для индивида, тем более он отзывчив к нуждам других людей и более готов оказать им необходимую помощь». Осознание своего «Я», положительное отношение к себе, своим качествам и возможностям повышает способность воспринимать, осознавать потребности других людей [4].

Целью исследования является выявление особенностей и связи психологического благополучия со склонностью к помогающему поведению у студентов помогающих профессий.

Исследование осуществлялось на базе учебно-научной лаборатории специальной психологической подготовки экспертизы ФСН ННГУ с использованием психодиагностического комплекса методик: опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко, 2005 года), опросник «Мотивация помощи» С.К. Нартовой-Бочавер, (1992 года).

Для определения наличия статистически значимой связи был проведен корреляционный анализ при помощи коэффициента корреляции Спирмена.

В исследование приняли участие 60 человек разного пола. Все из них на сегодняшний день являются студентами ННГУ им. Лобачевского и студентами ННГАСУ, испытуемые в возрасте 17-25 лет, из них 51 женщина и 9 мужчин.

После обработки результатов прохождения студентами опросника «Мотивация помощи» С.К. Нартовой-Бочавер были сделаны следующие выводы: в результате сравнения индивидуальных и средних показателей, у студентов психологов ФСН (8,6 баллов) склонность к помогающему поведению выражена сильнее, чем у студентов экономистов НЭП (7,65 баллов) и архитекторов ФАиД (7,1 баллов).

Данную разницу можно объяснить различием личностных особенностей студентов на основе выбора будущей профессии. Потенциальный психолог должен обладать высоким уровнем эмпатии для успешной и эффективной работы с людьми, иметь безусловно положительное отношение к социуму и желание оказать профессиональную помощь людям.

Специфика учебы и работы психолога заключается в постоянном социальном взаимодействии, чаще всего деятельность психолога это групповая или индивидуальная работа с людьми. Так же важно отметить, что эмпатия является профессионально важным качеством, необходимым, для успешной работы психолога. В целом, вся деятельность психолога

- просоциальная деятельность, ориентированная на помощь людям, улучшение их жизни.

Оценивая уровень психологического благополучия студентов всех специальностей, получилось следующее: наивысшее значение уровня психологического благополучия у студентов психологов, затем студенты экономисты и студенты архитекторы. Данное различие в уровнях психологического благополучия можно объяснить высоким пониманием внутренних психических процессов и уровнем осознанности своего «Я» и жизненных приоритетов у студентов психологов. Ведь психология это в первую очередь наука о понимании внутренних психологических структур, а психологическое благополучие как раз представляет собой совокупность личностных ресурсов, которые обеспечивают общую удовлетворенность жизнью.

Для нас так же было важно изучить особенности проявления показателей психологического благополучия студентов помогающих профессий, у психологов самые большие значения по шкалам: личностный рост (66,3 баллов), цели в жизни (62,95 баллов), самопринятие (59,25 баллов).

Название шкалы «Личностный рост» характеризует испытуемого с высокими баллами как постоянно развивающимся, он воспринимает себя «растущим» и «движущимся вперед», постоянно открывает для себя новые возможности в самоактуализации, реализует свой потенциал, растет и меняется как личность. Высокие баллы по шкале «Цели в жизни» данной шкале означают наличие цели в жизни, ее осмысленности и чувство направленности. Высокие баллы по шкале «Самопринятие» говорят о психологах как о людях, которые позитивно относиться к себе, осознают и принимают различные стороны своей личности, включая хорошие и плохие качества, положительно оценивают свое прошлое. Студенты психологи в процессе обучение находятся в постоянном познании и исследовании себя. В психологии существует целое понятие «интроспекция», которое подразумевает наблюдение собственных психических процессов.

Специфика учебы и работы психолога - это постоянный личностный рост, исследование себя и саморазвитие. Современный психолог уже на стадии обучения должен приобрести важнейшую особенность для его будущей деятельности

- способность к постоянному самообразованию и саморазвитию. Современный психолог не должен отставать от трендов, обновлять знания, усваивать новую актуальную научную информацию.

По результатам прохождения опросника «Мотивация помощи» С.К. Нартовой-Бочавер и опросника «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко) была рассчитана и выявлена связь между склонностью к помогающему поведению и уровнем психологического благополучия.

Была осуществлена обработка полученных эмпирических данных с помощью Microsoft Office Excel 2014 и IBM SPSS Statistics 23 с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Таблица 1

Результаты корреляционного анализа показателя уровня психологического благополучия и склонности к

помогающему поведению по шкалам

ПО АВ УС ЛР ЦВЖ САМ УПБ

0,231 0,273* 0,297* 0,288* 0,393** 0,343** 0,387**

Примечание: ПО — позитивные отношения; АВ — автономия; УС —управление средой; ЛР — личностныйрост; ЦВЖ — цели в жизни; САМ— самопринятие; УПБ — уровень психологического благополучия. *Корреляция значима на уровне р< 0.05 **Корреляция значима науровнер< 0.01

Связь уровня психологического благополучия и склонности к помогающему поведению была выявлена по пяти шкалам: «автономия», «управление средой», «личностный рост», «цели в жизни» и «самопринятие»:

- Показатель уровня психологического благополучия по шкале «автономия» (г=0,273*): значение корреляции положительное, это значит, с повышением уровня автономии студенты чаще склонны к проявлению помогающего поведения.

- Показатель уровня психологического благополучия по шкале «управление средой» (г=0,297*): значение корреляции положительное, это значит, с повышением уровня управления средой студенты чаще склонны к проявлению помогающего поведения.

- Показатель уровня психологического благополучия по шкале «личностный рост» (г=0,288*): значение корреляции положительное, это значит, с повышением уровня личностного роста студенты чаще склонны к проявлению помогающего поведения.

- Показатель уровня психологического благополучия по шкале «цели в жизни» (г=0,393**): значение корреляции положительное, это значит, что чем выше уровень по шкале «цели в жизни», тем чаще проявляется склонность к помогающему поведению.

- Показатель уровня психологического благополучия по шкале «самопринятие» (г=0,343**): значение корреляции положительное, это значит, что чем выше самопринятие, тем чаще студенты склонны проявлять помогающее поведение.

Выводы:

1. Предположение о том, что психологическое благополучие и помогающее поведение связаны подтвердилось, чем выше уровень психологического благополучия, тем сильнее выражена склонность к помогающему поведению. Связь уровня психологического благополучия и склонности к помогающему поведению выявлена по пяти шкалам из шести: «автономия», «управление средой», «личностный рост», «цели в жизни» и «самопринятие». Студент, проявляющий самостоятельность, способный контролировать свою жизнь, ставить перед собой цели и при этом иметь позитивное отношение к себе чувствует удовлетворенность от своей жизни и склонен помогать другим людям.

2. Выделены особенности проявления психологического благополучия студентов психологов. У психологов наибольшие показатели были выявлены по шкалам: личностный рост, цели в жизни, самопринятие. Студенты психологи в процессе обучение находятся в постоянном познании и исследовании себя, они часто рефлексируют, благодаря этому они становятся более осознанными не только по отношению к самому себе как к личности, но и к собственным жизненным целям и намерениям. Современный психолог уже на стадии обучения должен приобретает важную личностную черту для будущей профессиональной деятельности - это способность к постоянному самообразованию и саморазвитию.

Развитие такого психологического конструкта, как психологическое благополучие, будет способствовать развитию личности студента в просоциальной деятельности.

Литература:

1. Куликов, Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью / Л.В. Куликов // Общество и политика / Ред. В.Ю. Большаков. - СПб.: Изд-во С,- Петербургского ун-та. - 2000. - С. 476-510

2. Рейковский, Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного «Я» / Я. Рейковский // Вестник Московского госуниверситета. - 1981. -№1. -С. 14-22

3. Фесенко, П.П. Психологическое благополучие личности / П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова // Психологическая диагностика. - 2005. - №3,- С. 95-129

4. Фесенко, П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: дисс. канд. псих. Наук: 19.00.01 / Фесенко Павел Петрович. - Москва, 2005. - 206 с.

5. Шевеленкова, Т.Д. Методика исследования психологического благополучия личности / Т.Д. Шевеленкова. - М. -2005.-34 с.

6. Ширинская, Н.Е. Структура психологического благополучия студентов / Н.Е. Ширинская // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. -2014. -№41. - С. 171-177

7. Bradburn, N. The Structure of Psychological well-being / N. Bradburn. - Chicago: Aldine Pub. Со., 1969. - 320 p.

8. Diener, E. Cross-cultural correlates of life satisfaction and self-esteem / E. Diener // J. of Personality and Social Psychology. - 1995. -№ 68. - P. 653-663

9. Diener, E. Subjective well-being / E. Diener // Psychological Bulletin. - 1984. - № 95. - P. 542-575

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.