Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
61
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PSYCHOLOGICAL WELL-BEING / PHYSICAL EDUCATION TEACHERS / STUDENTS / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Изотов Е.А., Новицкий Я.И., Солдатова Г.В.

Цель исследования - изучение психологического благополучия преподавателей физической культуры вуза. Методика и организация исследования. Проведено анкетирование 22 преподавателей физической культуры и 25 преподавателей других дисциплин Санкт-Петербургского горного университета (разного пола, возраста и стажа работы). Опрос проводился по методике Perrudet-Badoux-Mendelsohn-Chiche в адаптации А.А. Рукавичникова «Шкала субъективного благополучия». Полученные данные обрабатывались методами вариационной (определение средних арифметических и стандартных отклонений) и математической (определение достоверности различий по критерию t-Стьюдента) статистики. Результаты исследования и вывод. Преподаватели физической культуры вуза характеризуются высоким уровнем психологического благополучия, что находит особенно яркое отражение в эмоциональной сфере личности и имеет большое позитивное значение для образовательного процесса. По ряду показателей они статистически достоверно отличаются от преподавателей других дисциплин: обладают меньшей напряженностью и чувствительностью, психиатрической симптоматикой, склонностью к перепадам настроения и более высокой самооценкой здоровья. Сравнительный анализ групп преподавателей по критерию педагогического стажа (до и после 15 лет профессиональной деятельности) показал, что по мере увеличения стажа происходят негативные изменения в отношении некоторых характеристик психологического благополучия: отмечается снижение самооценки здоровья, рост напряженности и чувствительности, а также некоторые функциональные психические нарушения, что, по-видимому, является возрастной тенденцией. В то же время преподаватели с большим стажем характеризуются более высокой удовлетворенностью повседневной деятельностью. Сравнительный анализ показателей психологического благополучия в выборках преподавателей мужского и женского пола не показал существенных различий. Преподавание физической культуры в вузе является позитивным фактором психологического благополучия личности. Однако с ростом педагогического стажа происходят некоторые его деформации, что может требовать определенной психопрофилактической работы с преподавателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Изотов Е.А., Новицкий Я.И., Солдатова Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological well-being of academic physical education teachers

Objective of the study was to determine psychological well-being of academic physical education teachers. Methods and structure of the study. 22 physical education teachers and 25 teachers of other disciplines of St. Petersburg State University (of different sex, age and length of service) were subjected to a questionnaire survey, conducted according to the method of Perrudet-Badoux-Mendelsohn-Chiche adapted by A.A. Rukavichnikov "Scale of subjective well-being". The data obtained were processed by the methods of variation (determination of arithmetic mean and standard deviations) and mathematical (determination of the significance of differences by the Student t-criterion) statistics. Results of the study and conclusion. University physical education teachers are characterized by a high level of psychological well-being, which is particularly clearly reflected in the emotional sphere and is of great positive importance for the educational process. In a number of indicators, they differ statistically significantly from teachers of other disciplines: they are less stressed and sensitive, have less psychiatric symptoms, not prone to mood swings and estimate their health higher. A comparative analysis of the groups of teachers by the criterion of pedagogical experience (before and after 15 years of professional activity) showed that with an increase in the length of service, negative changes occur in some indicators of psychological well-being: there is a decrease in self-esteem of health, an increase in the level of stress and sensitivity, as well as some functional mental disorders, which, apparently, is an age trend. At the same time, teachers with great experience are characterized by higher satisfaction with everyday activities. A comparative analysis of indicators of psychological well-being in the samples of male and female teachers did not show any significant differences. Teaching physical education at a university is a positive factor in psychological well-being of an individual. However, with the growth of teaching experience, there may occur deformations, which may require some psychoprophylactic work with teachers.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА»

психологическое благополучие преподавателей физической культуры вуза

УДК/UDC 796.077.5

Поступила в редакцию 24.12.2019 г.

Информация для связи с автором: izotov 1974@mail.ru

Кандидат психологических наук, доцент Е.А. Изотов1 Я.И. Новицкий1

Кандидат психологических наук, доцент Г.В. Солдатова2

1 Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

2 Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Санкт-Петербург

PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF PHYSICAL EDUCATION TEACHERS

PhD, Associate Professor E.A. Izotov1 Ya.I. Novitsky1

PhD, Associate Professor G.V. Soldatova2

1 Saint-Petersburg Mining University, Saint-Petersburg

2 Saint-Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education, Saint-Petersburg

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - изучение психологического благополучия преподавателей физической культуры вуза.

Методика и организация исследования. Проведено анкетирование 22 преподавателей физической культуры и 25 преподавателей других дисциплин Санкт-Петербургского горного университета (разного пола, возраста и стажа работы). Опрос проводился по методике Perшdet-Badoux-в адаптации А.А. Рукавичникова «Шкала субъективного благополучия». Полученные данные обрабатывались методами вариационной (определение средних арифметических и стандартных отклонений) и математической (определение достоверности различий по критерию ^тьюдента) статистики.

Результаты исследования и вывод. Преподаватели физической культуры вуза характеризуются высоким уровнем психологического благополучия, что находит особенно яркое отражение в эмоциональной сфере личности и имеет большое позитивное значение для образовательного процесса. По ряду показателей они статистически достоверно отличаются от преподавателей других дисциплин: обладают меньшей напряженностью и чувствительностью, психиатрической симптоматикой, склонностью к перепадам настроения и более высокой самооценкой здоровья. Сравнительный анализ групп преподавателей по критерию педагогического стажа (до и после 15 лет профессиональной деятельности) показал, что по мере увеличения стажа происходят негативные изменения в отношении некоторых характеристик психологического благополучия: отмечается снижение самооценки здоровья, рост напряженности и чувствительности, а также некоторые функциональные психические нарушения, что, по-видимому, является возрастной тенденцией. В то же время преподаватели с большим стажем характеризуются более высокой удовлетворенностью повседневной деятельностью. Сравнительный анализ показателей психологического благополучия в выборках преподавателей мужского и женского пола не показал существенных различий. Преподавание физической культуры в вузе является позитивным фактором психологического благополучия личности. Однако с ростом педагогического стажа происходят некоторые его деформации, что может требовать определенной психопрофилактической работы с преподавателями.

Ключевые слова: психологическое благополучие, преподаватели физической культуры, студенты.

Annotation

Objective of the study was to determine psychological well-being of academic physical education teachers.

Methods and structure of the study. 22 physical education teachers and 25 teachers of other disciplines of St. Petersburg State University (of different sex, age and length of service) were subjected to a questionnaire survey, conducted according to the method of Perrudet-Badoux-Mendelsohn-Chiche adapted by A.A. Rukavichnikov "Scale of subjective well-being". The data obtained were processed by the methods of variation (determination of arithmetic mean and standard deviations) and mathematical (determination of the significance of differences by the Student t-criterion) statistics.

Results of the study and conclusion. University physical education teachers are characterized by a high level of psychological well-being, which is particularly clearly reflected in the emotional sphere and is of great positive importance for the educational process. In a number of indicators, they differ statistically significantly from teachers of other disciplines: they are less stressed and sensitive, have less psychiatric symptoms, not prone to mood swings and estimate their health higher. A comparative analysis of the groups of teachers by the criterion of pedagogical experience (before and after 15 years of professional activity) showed that with an increase in the length of service, negative changes occur in some indicators of psychological well-being: there is a decrease in self-esteem of health, an increase in the level of stress and sensitivity, as well as some functional mental disorders, which, apparently, is an age trend. At the same time, teachers with great experience are characterized by higher satisfaction with everyday activities. A comparative analysis of indicators of psychological well-being in the samples of male and female teachers did not show any significant differences.

Teaching physical education at a university is a positive factor in psychological well-being of an individual. However, with the growth of teaching experience, there may occur deformations, which may require some psychoprophylactic work with teachers.

Keywords: psychological well-being, physical education teachers, students.

Введение. Проблема психологического благополучия личности приобретает все большую актуальность как в научном, так и в практическом отношении [8]. Различные авторы отмечают, что психологическое благополучие педагога не только отражает уровень его психологической культуры [4] и компетентности [3], но и определяет психологическую атмосферу

всего образовательного процесса [5]. В целом, оно рассматривается специалистами как одна из наиболее серьезных проблем современного образования [1-3, 5, 7 и др.].

По данным наших исследований, студенты высоко оценивают значимость такого качества преподавателей физической культуры, как «позитивность» (преобладание хорошего

в ПОИСКАХ Нового ПРОРЫВА

Таблица 1. Психологическое благополучие преподавателей Теория и практика физической культуры Theory and Practice of Physical Culture

Показатели Преподаватели физкультуры Преподаватели других дисциплин р

1. Напряженность и чувствительность 2,8±1,7 4,0±1,4 <0,01

2. Психиатрическая симптоматика 3,4±1,7 4,5±1,5 <0,05

3. Изменения настроения 2,3±1,5 3,3±1,7 <0,05

4. Значимость социального окружения 2,6±1,0 2,4±1,6 -

5. Самооценка здоровья 3,6±1,8 4,7±1,6 <0,01

6. Удовлетворенность повседневной деятельностью 3,6±0,8 4,1±1,5 -

7. Интегральный показатель 3,0±0,7 3,8±1,0 -

Таблица 2. Психологическое благополучие преподавателей физической культуры в зависимости от педагогического стажа

Показатели До 15 лет После 15 лет р

1. Напряженность и чувствительность 2,8±1,7 3,7±1,6 0,05

2. Психиатрическая симптоматика 3,4±1,7 4,4±1,8 0,05

3. Изменения настроения 2,3±1,5 2,9±1,4 -

4. Значимость социального окружения 2,6±1,0 2,1±1,3 -

5. Самооценка здоровья 3,6±1,8 4,8±1,7 0,01

6. Удовлетворенность повседневной деятельностью 3,6±0,8 2,5±1,3 0,05

7. Интегральный показатель 3,0±0,7 3,4±1,0 -

настроения, способность повысить его у окружающих), что чия (табл. 2). В частности, снижается самооценка здоровья практически невозможно без оптимального состояния пси- (р<0,01), возрастают напряженность и чувствительность хологического благополучия. (р<0,05), наблюдаются некоторые функциональные психиче-Цель исследования - выявить уровень психологическо- ские нарушения, такие как бессонница, раздражительность го благополучия преподавателей физической культуры вуза. и сонливость (р<0,05), что, вероятнее всего, связано с воз-Методика и организация исследования. В исследова- растными изменениями. Вместе с тем у преподавателей воз-нии приняло участие 22 преподавателя физической культуры растает удовлетворенность повседневной деятельностью (разного пола, возраста и педагогического стажа) Санкт- (р<0,05). Петербургского горного университета. В качестве контроль- Выводы. С ростом педагогического стажа некоторые поной группы выступили 25 преподавателей других дисциплин, казатели психологического благополучия снижаются, хотя также разного пола и возраста. различия в выраженности интегрального показателя недоиспользовалась «Шкала субъективного благополучия» стоверны. Следовательно, данный контингент преподава-Perrudet-Badoux-Mendelsohn-Chiche в адаптации А. А. Рука- телей может нуждаться в определенной психологической вичникова. Анкета содержит 17 утверждений, степень согла- помощи, направленной на оптимизацию психологического сия с которыми респондент оценивает по 7-балльной шкале. благополучия. Данная методика позволяет определить выраженность одно- Литература го интегрального и шести частных показателей психологиче- ' ..... «„„,.„„„„....... и„..я................................... 1. Банников Г.С. Психологическое благополучие специалистов, ра- ского благополучия. Наиболее оптимальными являются низ- бающих в системе образования мегаполиса / Г.С. Банников, кие значения всех показателей. Т.С. Павлова // Психологическое сопровождение безопасности Результаты исследования и их обсуждение. Установле- образовательной среды школы в условиях внедрения новых об-но, что преподаватели физической культуры характеризуются ВОмГПш^б -рс°ф8.™альных лтандарт°в. - М" ФГБОУ оптимальными значениями показателей психологического 2. Герасимова И.А. Использование методов психологического благополучия. У них отмечена низкая степень напряженности, благополучия преподавателями физической культуры в вузах // чувствительности и перепадов настроения (табл. 1). ГД ^С^Бб^ ^ К°пыл°в // Сервис Р|и£!. - 2015. - Т. 9. - Результаты сравнительного анализа свидетельствуют з. ГутКо а.в. Формирование психологической компетентности у о том, что преподаватели физической культуры отличаются будущего учителя физической культуры: автореф. дис. ... канд. от преподавателей других дисциплин более низкими значе- псигал. наук / АВ. Гутка - Нижний Н°вг°р°д, 2°11. - 18 с. ниями напряженности и чувствительности, которые являются 4 Ерм°лаева М.В. Психол°гическ°е бл^ополучие у^теля вкш-к 1 1 к тексте его психологической культуры / М.В. Ермолаева, Д.В. Лу-предвестниками астении (р<0,01); психиатрической симпто- бовлкий // Вестник Тверского государственного университета. матики (хотя у некоторых присутствуют легкие нарушения сна) Серия «Педагогика и психология». - 2017. - Вып. 3. - С. 92-97. (р<0,05);«перепадов» настроения, изменения его без видимых 5. ^У^ю И^ Плих°л°гихоск°о благ°п°лухио пед^ога/ИВ За-_ „ уленко // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 6. причин (р<0,05). Также они характеризуются более высокой - с 14-19 самооценкой здоровья (р<0,01). По-видимому, основная при- 6. Ильина Н.Л. Влияние физической культуры на психологическое чина достаточно благополучной картины психологического благ°п°лухио ^л^га / Н.Л. Илмт // ^ш0 з^и^и умгер- „ литета им. П.Ф. Лелгафта. - 2010. - № 12 (70). - С. 69-74. состояния данног° контингента преподавателей заключается 7. Литвинова ЕЮ. Плсхоф°гихелкоеблагополучие и аморальное в том, что по роду своей деятельности они характеризуются выгорание педагогов образовательных комплексов на разных значительной физической активностью [6, 9, 10]. этапах инновационного процесса / Е.Ю. Литвинова, М.А. Харчен- Сравнительный анализ показателей психологического к°, ^ П°г°дина // Инлтитут плих°л°гии ^иЫ академии наук. Организационная психология и психология труда. - 2018. благополучия в выборках преподавателей мужского и жен- - т. 3. - г 2. - С. 96-119. ского пола не показал существенных различий. 8. Павлоцкая Я.И. Психологическое благополучие и лоциально-Сравнение результатов тестирования преподавателей психологические характеристики личности: монография / Я.И. Павлоцкая. - Волгоград: Изд-во Волгоградского института физической культуры с разным педагогическим стажем сви- управления - филиала РАНХиГС, 2016. - 168 с. детельствует о том, что по мере роста стажа происходит сни- 9. Эльмурзаев М.А. Социально-педагогическая модель здоро-жение некоторых показателей психологического благополу- вья и ^зи^кш р°кр°ации / М.А. Эльмурзаов, И.А. Панхонк°,

№ 4 • 2020 Апрель | April http://www.teoriya.ru 103

Н.В. Пахолкова // Теория и практика физ. культуры. - 2019. -№ 6. - С. 44-47.

10. Аслаханов С-А.М. Социальный аспект адаптационно-восстановительной модели физической рекреации / С-А.М. Аслаханов, М.А. Эльмурзаев. А.И. Коваленко // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 4. - С. 34-36.

References

1. Bannikov G.S., Pavlova T.S. Psikhologicheskoe blagopoluchie spet-sialistov, rabotayuschikh v sisteme obrazovaniya megapolisa [Psychological well-being of specialists working in educational system of megalopolis]. Psikhologicheskoe soprovozhdenie bezopasnosti obrazovatelnoy sredyi shkolyi v usloviyah vnedreniya novyih obra-zovatelnyih i professionalnyih standartov [Psychological support for safety of school educational environment in context of introduction of new educational and professional standards]. M.: MSPPU publ., 2015. pp. 84-89.

2. Gerasimova I.A., Kopylov S.I. Ispolzovanie metodov psihologichesko-go blagopoluchiya prepodavatelyami fizicheskoy kulturyi v vuzah [Psychological well-being methods for academic physical education teachers]. Servis Plus. 2015. v. 9. № 1. pp. 48-56.

3. Gutko A.V. Formirovanie psihologicheskoy kompetentnosti u bu-duschego uchitelya fizicheskoy kulturyi [Building psychological competency in future physical education teacher]. PhD diss.. abstr. . Ni-zhny Novgorod, 2011. 18 p.

4. Ermolaeva M.V., Lubovskiy D.V. Psikhologicheskoe blagopoluchie uchitelya v kontekste ego psikhologicheskoy kultury [Teacher's psychological well-being in context of his psychological culture]. Vestnik

Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. «Pedagogika i psik-hologiya». 2017. no. 3. pp. 92-97.

5. Zausenko I.V. Psikhologicheskoe blagopoluchie pedagoga [Teacher's psychological well-being]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2012. no. 6.pp. 14-19.

6. Ilyina N.L. Vliyanie fizicheskoy kulturyi na psikhologicheskoe blagopoluchie cheloveka [Effect of physical education on psychological well-being of person]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2010. no. 12 (70). pp. 69-74.

7. Litvinova E.Yu., M.A. Kharchenko, A.V. Pogodina Psihologicheskoe blagopoluchie i emotsionalnoe vyigoranie pedagogov obrazovatel-nyih kompleksov na raznyih etapah innovatsionnogo protsessa [Psychological well-being and emotional burnout of teachers of educational complexes at different stages of innovation process]. Institut psihologii Rossiyskoy akademii nauk. Organizatsionnaya psihologiya i psikhologiya truda. 2018.v. 3. # 2. pp. 96-119.

8. Pavlotskaya Ya.I. Psihologicheskoe blagopoluchie i sotsialno-psiho-logicheskie kharakteristiki lichnosti [Psychological well-being and socio-psychological characteristics of individual]. Volgograd: Volgograd Institute of Management - branch RANHiGS, 2016. 168 p.

9. Elmurzaev M.A., I.A. Panchenko, Pakholkova N.V. Sotsialno-peda-gogicheskaya model zdorovya i fizicheskoy rekreatsii [Socio-psy-chological health/ physical recreation model]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. no. 6. pp. 44-47.

10. Aslakhanov S-A.M., M.A. Elmurzaev. A.I. Kovalenko Sotsialnyiy aspekt adaptatsionno-vosstanovitelnoy modeli fizicheskoy rekreatsii [Physical recreation and rehabilitation model: social aspect]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. no. 4. pp. 34-36.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

темпы прироста скоростно-силоВои способности у подростков и юношей, различающихся типологическими комплексами

Кандидат педагогических наук, доцент Е.М. Ревенко1 Доктор педагогических наук, профессор В.А. Сальников2 1Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, Омск 2Омский автобронетанковый инженерный институт, филиал Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева, Омск

УДК/UDC 796.011.1

Ключевые слова: скоростно-силовая способность, темпы прироста, свойства нервной системы, типологические комплексы, возрастное развитие.

Введение. К настоящему времени наименее изученным остается вопрос влияния индивидуальных особенностей на динамику возрастного развития двигательных способностей.

Цель исследования - выявить темпы прироста скоростно-силовой способности в процессе возрастного развития у лиц, различающихся комплексами типологических свойств нервной системы.

Методика и организация исследования. В исследовании принимали участие школьники 12, 14 и 16 лет и студенты 18 и 20 лет (всего 440 человек). Скоростно-силовая способность (прыжок в длину с места, см) тестировалась в начале и конце учебного года. Темп прироста двигательной способности рассчитывался по формуле O. Brodi.

Результаты исследования и их обсуждение. Как показали результаты, в 12 лет темп прироста скоростно-силовой способности выше у лиц с сочетанием сильной нервной системы и уравновешенности по «внешнему» балансу в сравнении со «слабыми - возбудимыми» (9,4% ± 3,17 против 3,8% ± 2,92; р < 0,01) при среднем значении по выборке 6,3% ± 3,5.

В 14 лет динамика изучаемой способности выше у лиц с типологическим комплексом, сочетающим сильную нервную систему и инертность торможения, в сравнении со «слабыми - подвижными» (8,5% ± 3,18 против 4,9% ± 2,59; р < 0,01) при среднем значении по выборке 5,9% ± 2,97.

В возрасте 16лет темп прироста скоростно-силовой способности выше у лиц с сочетанием сильной нервной системы

SPEED-STRENGTH ABILITY GROWTH RATES IN ADOLESCENTS AND YOUNG MAN WITH DIFFERENT TYPOLOGICAL COMPLEXES

PhD, Associate Professor E.M. Revenko1 Dr.Hab., Professor V.A. Salnikov2 1Siberian State Automobile and Highway University, Omsk 2Omsk Armored Engineering Institute, branch of General of the Army A. V. Khrulev Military Logistics Academy, Omsk

Поступила в редакцию 14.02.2020 г. и уравновешенности по «внутреннему» балансу в сравнении со «слабыми - тормозными» (5,9% ± 2,21 против 2,3% ± 3,26; р < 0,01) при среднем значении по выборке 3,8% ± 2,99.

В 18лет более высокий темп прироста способности выявлен у лиц с типологическим комплексом, сочетающим инертность торможения с преобладанием торможения по «внешнему» балансу, в сравнении с «подвижными - возбудимыми» (3,4% ± 2,59 против 0,05% ± 2,08; р < 0,01) при среднем значении по выборке 1,8% ± 3,0.

В возрасте 20 лет темп прироста скоростно-силовой способности выше у лиц с сочетанием высокой или средней подвижности торможения с преобладанием возбуждения или уравновешенности по «внешнему» балансу в сравнении с «инертными - тормозными» (2,8% ± 1,14 против - 0,01% ± 2,54; р < 0,01) при среднем значении по выборке 1,1% ± 2,23.

Вывод. Более выраженные различия выявлены в отношении типологических комплексов, включающих сочетание двух и более свойств нервной системы, однонаправленно влияющих на изучаемый признак. Полученные в исследовании результаты дают основание утверждать, что при изучении процесса развития способностей необходимо изменение исследовательской парадигмы с возрастных особенностей на индивидуальные особенности возрастного развития.

Литература

1. Ревенко Е.М. Возрастные особенности исходных уровней и темпов прироста двигательных способностей юношей, различающихся типологическими свойствами нервной системы / Е.М. Ревенко, Т.Ф. Зелова, В.А. Сальников // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 8. - С. 161-169.

Информация для связи с автором: revenko.76@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.