УДК 159.9.075
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛИЧНОСТИ К.Б. Малышев
Вологодский институт права и экономики. Вологда, Российская Федерация. ORCID ID: 0000-0003-2985-3341 AuthorlD: 229821 Е-mail: [email protected]
0.А. Малышева
Вологодский институт права и экономики. Вологда, Российская Федерация. ORCID ID: 0000-0002-0160-0759 AuthorID: 229821 Е-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена установлению связи психологического благополучия с профессиональной направленностью личности и построению полной, упорядоченной, измерительной системно-базисной «картины» профилей психологического благополучия личности.
Актуальность статьи состоит в том, что возникает необходимость построения базисной модели и создания соответствующей ей измерительной методики психологического благополучия личности.
Проблема состоит в том, что не существует на данное время базисной измерительной методики психологического благополучия личности. Цель исследования - это построение базисной модели и соответствующей ей измерительной базисной методики психологического благополучия личности. Были поставлены следующие задачи исследования:
1. Построить трехфакторную базисную модель психологического благополучия и установить связь ее с профессиональной направленностью личности.
2. Использовать базисный подход при построении измерительной методики психологического благополучия личности и оптимизировать соответствующую процедуру ее применения в психодиагностической практике.
3. Построить полную, упорядоченную, измерительную системно-базисную «картину» профилей психологического благополучия личности.
4. Определить доминирующие профили психологического благополучия курсантов Вологодского института права и экономики (ВИПЭ) и сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС).
Методы исследования: авторский тест, измеряющий профессиональную направленность личности, системно-базисное моделирование информации о психологическом благополучии личности.
Гипотеза исследования: психологическое благополучие личности связано с ее профессиональной направленностью.
Результаты позволяют оптимизировать измерение психологического благополучия личности, что «упрощает» его диагностическую процедуру. Раскрыто и дано описание понятия «профессионального благополучия» и дана полная «картина», состоящая из 64 гексаграмм-профилей психологического благополучия личности.
Выводы: психодиагностическое исследование показало, что профиль-гексаграмма психологического благополучия у курсантов и сотрудников УИС имеют отличия. У курсантов института отмечается четыре доминирующих типа (на высоком и очень высоком уровне): «Положительные отношения с другими», «Личностный рост», «Цели в жизни» и «Автономия» при соответствующей внутренней самооценке. Не проявились у курсантов вообще (или проявились на низком уровне): «Самопринятие», «Управление окружением». У сотрудников УИС отмечается четыре доминирующих типа (на высоком и очень высоком уровне): «Положительные отношения с другими», «Самопринятие», «Управление окружением», «Цели в жизни», а на низком уровне проявились «Личностный рост», «Автономия».
Ключевые слова: психологическое благополучие, профессиональная направленность, типологический профиль, базис, трехфакторная базисная модель, гексаграмма.
Акту-
стоит в
необхо-
базис-
Введение
альность статьи сотом, что возникает димость построения ной модели и создания соответствующей ей измерительной методики психологического благополучия личности.
Проблема состоит в том, что не существует на данное время базисной измерительной методики психологического благополучия личности. Цель исследования - это построение базисной модели и соответствующей ей измерительной базисной методики психологического благополучия личности. Были поставлены следующие задачи исследования:
1. Построить трехфакторную базисную модель психологического благополучия и установить связь ее с профессиональной направленностью личности.
2. Использовать базисный подход при построении измерительной методики психологического благополучия личности и оптимизировать соответствующую процедуру ее применения в психодиагностической практике.
3. Построить полную, упорядоченную, измерительную системно-базисную «картину» профилей психологического благополучия личности.
4. Определить доминирующие профили психологического благополучия курсантов Вологодского института права и экономики (ВИПЭ) и сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС). Методы исследования: авторский тест, измеряющий профессиональную направленность личности, системно-базисное моделирование информации о психологическом благополучии личности. Гипотеза исследования: психологическое благополучие личности связано с ее профессиональной направленностью.
Под «психологическим благополучием» подразумевается субъективное самоощущение целостности и осмысленности индивидом своего бытия. Данное понятие
относится к категории понятий экзистенциально-гуманистической психологии. Психологическое благополучие - системное качество человека, обретаемое им в процессе жизнедеятельности на основе психофизиологической сохранности функций, проявляется в переживании содержательной направленности и ценности жизни в целом как средства достижения внутренних, социальных ориентированных целей и является условием реализации его потенциальных возможностей и способностей [7].
Данное понятие начало своё распространение с 60-х годов прошлого века. Данной проблематике посвящены работы Н.М. Брадбурна, Э. Динера, К. Рифф, Б.С. Братуся, И.В. Дубровиной и др. Среди авторов, занимавшихся теоретической разработкой вопроса об основных «контурах» психологического благополучия -Дж. Бюдженталь, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, Г. Оллпорт [7; 10]. С позиции данного подхода психологическое благополучие рассматривается как «полнота самореализации человека в конкретных жизненных условиях и обстоятельствах, нахождение «творческого синтеза» между соответствием запроса социального окружения и развитием собственной индивидуальности» [4].
К.Д. Рифф разработала многомерную модель психологического благополучия. Она включает шесть основных составляющих - типов психологического благополучия [7]: 1) наличие цели в жизни, 2) положительные отношения с другими, 3) личностный рост, 4) управление окружением, 5) самопринятие, 6) автономия. В настоящее время многомерная модель К.Д. Рифф принимается многими исследователями, а разработанная ею методика измерения психологического благополучия, содержащая 84 вопроса, активно используется в исследовательской практике многих стран [3]. Шесть типов психологического благополучия в многомерной модели К.Д. Рифф можно взаимно-
однозначно сопоставить с шестью типами профессиональной направленности личности по Д. Голланду, используя при этом принцип «семантической близости» [4]. Типология личности Д. Голланда - это
трехфакторная базисная типологическая модель личности с единой дихотомией «социальное (+) - индивидуальное (-)» (фактор F - это пара противоположных типов Т(+) - Т(-)) (см. рис. 1):
Рас. 1. Трехфакторная базисная типологическая модель личности
• Конвенциальный тип (+) - Артистический тип (-) (фактор F(1) «Аффект»),
• Социальный тип (+) - Реалистический тип (-) (фактор F (2) «Воля»),
• Предприимчивый тип (+) - Интеллектуальный тип (-) (фактор F (3) «Мышление») [3].
При построении типологических структур тестов был использован принцип «природосообразности». В природе известны шестиэлементные структурные образования, которые при восприятии являются «устойчивыми» «базисными трех-факторными» структурами: ячейки пчелиных сот, снежинки, т.е. природа «подсказывает» и «намекает», что существуют симметричные, устойчивые и «эстетически-красивые» базисные структуры в мире (на рис. 2 и рис. 3 изображена «снежинка», состоящая из двух частей) [1]. Используя принцип семантической близости, спроектируем составляющие характе-
ристики и типы психологического благополучия на профессиональные типы по Д. Голланду [4]. В итоге этого сопоставления типов устанавливается их взаимнооднозначное соответствие [4] (см. табл.1). Ключи по двум модифицированным авторским методикам приводятся в таблице 1 [3]. Оценочные слова будут переводится в оценочные числа следующим образом: абсолютно не согласен (-3), не согласен (2), скорее не согласен, чем согласен (-1), абсолютно согласен (+3), согласен (+2), скорее согласен, чем не согласен (+1) [4].
Рис. 2. Представление трехфакторного базиса в виде «снежинки» (на каждом из шести типологических направлений находится по шесть «черточек», соответствующих шести
диагностическим суждениям)
Рис. 3. Каждое из шести «черточек» направлений, соответствующих шести диагностическим суждениям, имеет три пары дихотомических противоположных оценочных измерительных чисел: (-3) - (+3), (-2) - (+2), (-1) - (+1)
Таблица 1
Сравнительный анализ профессиональных типов личности и типов психологического благополучия_
Характеристики профессиональных типов личности по Д. Голланду с номерами вопросов в модифицированном авторском тесте (18 вопросов)
Типы психологического благополучия по К.Д. Рифф с номерами вопросов в авторском тесте (36 вопросов)_
Социальный (социальное) (1,2,3). Устанавливает хорошие, доброжелательные, доверительные и позитивные межличностные отношения с людьми. Направлен на общее благо. Духовность. Имеет позитивный взгляд на мир и на жизненные ситуации. Открыт для общения, коммуникабелен, позитивная оценка себя и своей жизни. Умеет строить детско-родительские отношений в семье. Стремится к душевному комфорту, оптимист, отсутствие зависимостей. Позитивно-эмоционален. Стремится к хорошим социальным условиям жизни, и к рефлексии. Минимизирует потребности. Удовлетворен работой и личной жизнью. Имеет хороший статус в микросоциальном окружении. Психологически здоров. Эффективно решает поставленные задачи, отстаивает собственные границы и ценности, принимает себя и другого человека, социально-благополучен, удовлетворен социальным статусом, состоянием общества, хорошо строит межличностные отношения. Психологическое благополучие. Жизнерадостен, счастлив в семье, дружелюбные отношения с коллегами, оказывает помощь, хорошие отношения с руководством, умеет высказать своё мнение, эмпатичен, коммуникабелен, способен проявлять заботу о близких, хорошее чувство юмора, не боится противопоставить своё мнение мнению большинства открыт для общения, удовлетворён собой, собственной жизнью, своим социальным статусом, часто в хорошем настроении. Стремится к самореализации, имеет психологическое здоровье, забота о благополучии других, удовлетворенность взаимодействием), компетентность, наличие
«Положительные отношения с другими»
(1,2,3) - прямые утверждения. (4,5,6) - обратные утверждения.
a. Удовлетворительные, доверительные отношения с окружающими. Заботится о благополучии других; способен сопереживать, допускает привязанности и близкие отношения; понимает, что человеческие отношения строятся на взаимных уступках.
b.
1. Большинство моих знакомых считает меня любящим и преданным человеком.
2. Я люблю задушевные беседы с родными или друзьями.
3. Мне кажется важным быть хорошим слушателем, когда близкие друзья делятся со мной своими проблемами.
4. Поддержание близких отношений было связано для меня с трудностями и разочарованиями.
5. Мне часто бывает одиноко из-за того, что у меня мало друзей, с кем я могу поделиться своими проблемами.
6. У меня не так много знакомых, готовых выслушать меня, когда
семьи и близких друзей. Уверенность в близких людях, может дать критическую самооценку и оценку окружающих обстоятельств, чувство привязанности и ответственности по отношению к близким людям, альтруизм, направленность на общественно-полезное дело, гармоничность, жизнерадостность. Хорошо выстраивает отношения с людьми; проявляет о них заботу; эмпатичен; часто использует в общении стратегию взаимных уступок. 1. Воспитываю и опекаю людей. 2. Даю советы и помогаю людям. 3 Сопереживание и сочувствие людям - это черты моего характера. мне нужно выговориться.
• Реалистический (индивидуальное) • (4,5,6). Хорошо оперирует предметами, вещами в окружающем мире. Стремится контролировать окружающую обстановку, развито самоуправление своим поведением. Физически энергичная активная личность. Телесный комфорт, ощущение телесного здоровья и комфорта. Проявляет заботу о своём здоровье. Прагматизм. Волевой тип поведения. Компетентность и уверенность в себе. Работа энергетизиру-ет и вдохновляет на успех. Физически и психически здоров. Стремится к материальным благам в жизни. Верит в свои силы. Хорошо реализует себя в труде. В жизни любит опираться на личные предпочтения. Большой личностный ресурс для достижения своих целей. Высокая работоспособность. Опирается в жизни на принцип получения удовольствия. Самопринятие и самоценность. Хорошо справляется с бытовыми делами и умеет удовлетворять свои потребности. Хорошие психосоматические данные своего организма. Эмоционально-устойчивое поведение в социуме. Отсутствие страха, а также реактивной и личностной тревожности. Доминируют материальные ценности в жизни. Самодостаточность и удовлетворенность своей жизнью. К себе относиться положительно, адекватно принимает как хорошие, так и плохие качества в своем поведении, дает удовлетворительную оценку своего прошлого. 4. Мне нравится контролировать и критиковать действия или поведение других людей, проявляя требовательность и принципиальность. 5. По отношению к людям я часто проявляю авторитарную позицию. 6. Мои взгляды непоколебимы, и каждый должен выполнять свои обязанности и выполнять нормативные указания. «Самопринятие» (7,8,9) - прямые утверждения. 10,11,12) - обратные утверждения. Позитивно относиться к себе, знает и принимает различные свои стороны, включая хорошие и плохие качества, положительно оценивает свое прошлое. 7. Когда я оглядываюсь назад, мне нравится, как сложилась моя жизнь. 8. В целом я уверен в себе. 9. В целом, я себе нравлюсь. 10. Мне кажется, что многие из моих знакомых преуспели в жизни больше, чем я. 11. Если бы у меня была такая возможность, я бы многое в себе изменил. 12. Во многом я разочарован своими достижениями в жизни.
Предприимчивый (социальное) (7,8,9). Заинтересованность в общественно-политической информации. «Управление окружением» (13,14,15) - прямые утверждения.
Эффективный, знающий и умеющий руководитель, обладающий хорошими навыками в области оперативного руководства. Управленческо-организаторская уверенность. Высокий уровень притязаний и высокая мотивация в плане достижения цели. Стремится к социальному статусу. Завышенная самооценка своей личности. Решительная, оперативная, уверенная личность. Достигает больших успехов в области самоуправления. Утверждает себя как личность. Самоотверженность в принятии и реализации управленческих решений. Хорошо может использовать внешние ресурсы в окружающей обстановке. Стремится к власти, обладает управленческой компетенцией, часто находится в эго-состоянии «родителя контролирующего» в организующей деятельности, используя для этого все возможности, стремится удовлетворить личные потребности и реализует свои цели.
7. Мне нравится заниматься организацией и руководством другими людьми.
8. В поведении я проявляю предприимчивость, экспрессивность, властность, эмоциональность, а порой и агрессивность.
9. Я чаще доминирую в отношениях, стремясь к общественному признанию.
16,17,18) - обратные утверждения. Обладает властью и компетенцией в управлении окружением, контролирует всю внешнюю деятельность. Эффективно использует представляющиеся возможности. Способен улавливать или создавать условия и обстоятельства, подходящие для удовлетворения личных потребностей и достижения целей.
13. Как правило, я считаю себя в ответе за то, как я живу.
14. Я вполне справляюсь со своими повседневными заботами.
15. Если бы я был несчастен в жизни, я предпринял бы эффективные меры, чтобы изменить ситуацию.
16. Требования повседневной жизни часто угнетают меня.
17. Я не очень вписываюсь в сообщество окружающих меня людей.
18. Я часто чувствую, что мои обязанности угнетают меня._
Интеллектуальный
(индивидуальное) (10,11,12).
Хорошее сочетание души и разума. Стремление к личностному развитию. Интеллектуальная направленность в поведении, самореализация и саморазвитие. Отличная умственная работоспособность. Стремление к интеллектуальному самосовершенствованию. Способность к осмыслению жизни. Максимизация умственных способностей. Наличие чувства осмысленности жизни. Стремится учиться, познавать, воспринимать новую информацию и решать интеллектуальные задачи. Способность следовать своим собственным убеждениям. Когнитивная направленность в поведении. Постоянно стремится к личностному развитию, к самореализации, к новому опыту, обладает высоким интеллектуальным потенциалом; находит удовлетворение от познавательной деятельности.
10. Люблю решать задачи, требующие абстрактного мышления.
11. Мне всегда нравится чему-либо учиться.
12. Меня привлекает работа исследователя.
«Личностный рост»
(19,20,21) - прямые утверждения. 22,23,24) - обратные утверждения. Обладает чувством непрекращающегося развития. Воспринимает себя «растущим» и самореализовывающимся. Открыт к новому опыту, испытывает чувство реализации своего потенциала, наблюдает улучшения в себе и своих действиях с течением времени; изменяется в соответствии с собственными познаниями и достижениями.
19. В принципе, я считаю, что со временем узнаю о себе все больше и больше.
20. Я отношусь к тем людям, которым нравится пробовать все новое.
21. Мне кажется, что новый опыт, способный изменить мои представления о себе и об окружающем мире, очень важен.
22. Меня не интересуют занятия, которые принесут результат в отдаленном будущем.
23. Я не хочу пробовать новые виды деятельности - моя жизнь и так меня устраивает.
24. Если задуматься, то с годами я не стал намного лучше._
• Конвенциальный (социальное) (13,14,15).
• Выстраивание целевой программы жизни. Социально-нормативное и социально-одобряемое. Адекватная самооценка. Эмоциональная устойчивость в поведении. Осмысленная направленная целеустремленность в жизни. Служебная компетентность. Адекватная реакция на внешние раздражители. Удовлетворённость своей жизнью. Минимизация сложности. Способность к быстрой адаптации к изменениям в окружающем мире. Личностная адаптивность. Стрессоустойчивость, низкий уровень конфликтности. Уважительное, внимательное, щадящее отношение к себе. Присутствует ощущение целостности, внутреннего равновесия. Получает удовлетворение от достижения значимых целей. Низкий уровень конфликтности. Забота о своём здоровье. Прислушиваться к своим ощущениям. Внутренний контроль. Удовлетворенность жизнью. Наличие жизненных перспектив, целей, придающих жизни направленность и смысл своей жизни. Ощущение своего предназначения в жизни. Позитивное отношение к себе. Психическое, гармоничное, адаптивное равновесие. Адекватное восприятие отражаемых предметов, явлений и обстоятельств. Способность к организации и к адекватному изменению поведения в соответствии с переменами окружающей обстановки. Способность составлять и осуществлять свой жизненный план. Навыки бесконфликтного общения. Целеустремлен в жизни и имеет четкую смысловую направленность в поведении; убежден в правильности своих жизненных целевых установок и осуществляет намерения в жизни.
13. В поведении соблюдаю правила, нормы и требования общества.
14. Могу адаптироваться, изменить свое поведение под влиянием социума или могу проявить «зрелую самостоятельность».
15. Я люблю рассуждать, но в споре проявляю «холодное» спокойствие, сдержанность.
«Цель в жизни»
(25,26,27) - прямые утверждения. (28,29,30) - обратные утверждения.
Имеет цель в жизни и чувство направленности; считает, что прошлая и настоящая жизнь имеет смысл; придерживается убеждений, которые являются источниками цели в жизни; имеет намерения и цели на всю жизнь.
25. Мне приятно думать о том, что я совершил в прошлом и надеюсь совершить в будущем.
26. Моя жизнь имеет смысл
27. Мне доставляет удовольствие составлять планы на будущее и воплощать их в жизнь.
28. Я живу сегодняшним днем и не особо задумываюсь о будущем.
29. Я стараюсь сосредоточиться на настоящем, потому что будущее почти всегда приносит какие-то проблемы.
30. Мои повседневные дела часто кажутся мне банальными и незначительными.
Правило перевода дихотомических числовых ответов в положительные числа дается в таблице (см. табл. 2) [2].
Таблица 2
Правило перевода дихотомических числовых ответов в положительные числа
Артистический
(индивидуальное) (16,17,18).
Независимое поведение. Поступает так как считает нужным согласно внутренним убеждениям. В принятии решений проявляет самостоятельность, зачастую идет на поводу эмоций и чувств. Открытость к переживаниям. Стремление к самоактуализации, за-вышеная самооценка. Может позволить себе нестандартное мышление и поведение. Независимость от мнений и оценок социума. Обостренное чувство юмора. Свобода в действиях и поступках. Доминирует эмоциональная сфера над интеллектуальной. В поведении старается не придерживается каких-то социальных нормативов. Обладает богатой творческой фантазией. Стремится к музыке, поэзии, к художественному искусству. Проявляет самостоятельность и стремится к независимости, старается отойти от общественных норм и стереотипов в поведении; направлен на саморегуляцию и строит поведение, опираясь на свои личные критерии.
16. Люблю выражать свои желания без всякой их цензуры, ссылок на правила и требования общества.
17. Я часто проявляю себя в спонтанном поведении, непослушании, а порой в бунте.
18. У меня богатая фантазия и воображение, что проявляется в моем творчестве.
• «Автономия»
(31,32,33) - прямые утверждения. 34,35,36) - обратные утверждения.
b. Самостоятельный, независимый, способный противостоять попытам общества заставить думать и действовать определенным образом; самостоятельно регулирует собственное поведение; оценивает себя в соответствии с личными критериями.
c.
31. Я не боюсь высказывать свое мнение, даже если оно противоречит мнению большинства.
32. На мои решения обычно не влияет то, что делают другие.
33. Для меня важнее быть в согласии с самим собой, чем получать одобрение окружающих.
34. Иногда я меняю свое поведение или образ мышления, чтобы не выделяться.
35. Меня беспокоит то, что думают обо мне другие.
36. На меня оказывают влияние сильные люди.
Шкала для ответов
Перевод -3 -2 -1 +1 +2 +3
1 2 3 4 5 6
Эта числовая оценочная шкала представляет трехфакторный числовой базис: (-1) -(+1); (-2) - (+2); (-3) - (+3) (это числовые дихотомические факторы F(1), F(2), F(3)). После перехода от дихотомической числовой шкалы (от -3 до +3) к шкале положительных чисел (от +1 до +6) получаются уровни выраженности базисных типов личности [5].
В методике «Профессиональная направленность личности», содержащей 18 утверждений, выделяются уровни: 3-6
(низкий), 7-11 (средний), 12-15 (высокий), 16-18 (очень высокий) [6]. В методике «Психологическое благополучие личности», содержащей 36 утверждений, выделяются уровни: 6-13 (низкий), 14-22 (средний), 23-29 (высокий), 30-36 (очень высокий) [7].
Наличие или отсутствие типа психологического благополучия личности в гексаграмме обозначается сплошной или разорванной чертой (см. рис. 3).
т
/
im lllli!
4%
Ж
PiUiiiii
llljjl iitih
iiiiii П
Я
v
linn
mm inm an
P $
Рис. 3. Типологические профили психологического благополучия личности
состоят из 64 гексаграмм
Перепроверка на «базисность», т.е. на «полноту», «упорядоченность» и «измеримость» набора типов психологического благополучия осуществлялась с помощью сравнения с эталонным семантическим типологическим профессиональным базисом (по Д. Голланду) [3]. В итоге была построена трехфакторная базисная типология психологического благополучия. Следует заметить, что определенный тип психологического благополучия будет ярко проявляться в определенном доминирующем типе профессиональной направленности личности [4]. Валидизация новой авторской модифицированной методики на измерение психологического благополучия личности проводилась в направлении конструктивной валидности. Этот тип валид-ности отражает степень репрезентации исследуемого психологического конструкта в результатах теста. В качестве психологического конструкта выступают типы психологического благополучия личности [4].
Результаты тестирования курсантов ВИПЭ и сотрудников УИС, полученные с помощью новой модифицированной методики определения психологического благополучия, коррелируют с диагностиче-
скими результатами по авторской методике на определение профессиональной направленности личности следующим образом: «Цель в жизни» (1) - Конвенциаль-ный тип (7), «Автономия» (2) - Артистический тип (8), «Положительные отношения с другими» (3) - Социальный тип (9), «Самопринятие» (4) - Реалистический тип
(10), «Управление окружением» (5) -Предприимчивый тип (11), «Личностный рост» (6) - Интеллектуальный тип (12), где (1), (2), (3), (4), (5), (6), (7), (8), (9), (10),
(11), (12) - это номера типов психологического благополучия и профессиональных типов личности (см. табл. 3). Было проведено диагностическое обследование курсантов ВИПЭ и сотрудников УИС (173 человека). Диапазон коэффициентов корреляции от 0,42 до 0,71 между типами теста на определение психологического благополучия личности и аналогичным по типологическому конструкту тестом, измеряющим типы профессиональной направленности личности и являющимся валидным, подтверждает то, что разработанный новый модифицированный тест «измеряет» те же характеристики личности, что и трехфакторный базисный тест-эталон на
определение профессиональной направленности личности (см. табл. 3) [3].
Таблица 3
Корреляции между типами психологического благополучия и профессиональными типами личности
Типы психологического благополучия Профессиональные типы личности
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Типы психологического благополучия 1 1,00 0,03 0,29 -0,04 0,05 0,15 0,71 0,21 -0,12 0,04 0,19 0,35
2 1,00 -0,17 0,15 -0,04 0,14 0,05 0,59 -0,20 0,21 0,14 -0,18
3 1,00 0,03 -0,07 0,16 0,21 0,30 0,42 -0,12 -0,06 0,21
4 1,00 0,17 -0,06 0,13 -0,07 0,21 0,52 -0,13 0,17
5 1,00 0,16 0,18 -0,05 0,13 -0,11 0,57 -0,05
6 1,00 0,18 0,21 -0,01 0,14 0,18 0,65
Профессиональные типы личности 7 1,00 -0,23 0,15 -0,06 0,28 0,14
8 1,00 0,19 0,13 -0,08 0,13
9 1,00 0,05 -0,06 0,19
10 1,00 0,31 0,21
11 1,00 -0,27
12 1,00
Эталонный валидный тест является независимым критерием и в данном случае позволяет проверить критериальную ва-лидность вновь созданного теста [4]. Проведенное психодиагностическое исследование показало, что профили-гексаграммы психологического благополучия у курсантов ВИПЭ и сотрудников УИС отличаются друг от друга. У курсантов института отмечается четыре доминирующих типа (на высоком и очень высоком уровне), это -«Положительные отношения с другими», «Личностный рост», «Цели в жизни» и «Автономия» при соответствующей внутренней самооценке. Не проявились у курсантов вообще (или проявили на низком уровне): «Самопринятие» и «Управление окружением». У сотрудников УИС отмечается четыре доминирующих типа (на высоком и очень высоком уровне) - это «Положительные отношения с другими», «Самопринятие», «Управление окружением», «Цели в жизни», а на низком уровне проявились «Личностный рост» и «Автономия».
«Наложение» двух трехфакторных типологических базисов личности («профессиональной направленности» и «психологического благополучия») на основе использования принципа семантической бли-
зости имеет большую смысловую общность и порождает новое субстратное понятие «профессиональное благополучие», что требует дополнительного исследования в будущем и это не являлось задачей данной работы. Цель исследования была достигнута, задачи решены и гипотеза подтвердилась.
Выводы: психодиагностическое исследование показало, что профиль-гексаграмма психологического благополучия у курсантов и сотрудников УИС имеют отличия. У курсантов института отмечается четыре доминирующих типа (на высоком и очень высоком уровне): «Положительные отношения с другими», «Личностный рост», «Цели в жизни» и «Автономия» при соответствующей внутренней самооценке. Не проявились у курсантов вообще (или проявились на низком уровне): «Самопринятие», «Управление окружением». У сотрудников УИС отмечается четыре доминирующих типа (на высоком и очень высоком уровне): «Положительные отношения с другими», «Самопринятие», «Управление окружением», «Цели в жизни», а на низком уровне проявились «Личностный рост», «Автономия».
Литература
1. Кеплер И. О шестиугольных снежинках / И. Кеплер. Москва: Наука, 1983. 123 с.
2. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики / Б.В. Кулагин. Ленинград: Медицина, 1984. 149 с.
3. Малышев К.Б. Основы психоалгебры / К.Б. Малышев, О.А. Малышева. Вологда-Курск, 2021. 157 с.
4. Малышев К.Б. Системно-факторный анализ в психологии / К.Б. Малышев, О.А. Малышева. Вологда-Курск, 2019. 180 с.
5. David Newby European Portfolio for Student Teachers of Languages / David Newby, Rebecca Alan, Anne-Brit Fenner, and others. Graz: European Centre for Modern Languages, 2007. 89 p.
6. Carroll BJ. Testing Communicative performance. An Interim study. Oxford: Oxford University Press, 1980. 149 p.
7. Ryff C D. Psychological Well-Being // Encyclopedia of Gerontology. 1996. Vol. 2. P. 365-369.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Малышев К.Б. Психологическое благополучие личности / К.Б. Малышев, О.А. Малышева // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2021. Том 2. № 8. С. 5,62.
Сведения об авторах
Малышев Константин Борисович, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры юридической психологии и педагогики. Вологодский институт права и экономики. Вологда, Российская Федерация. ORCID ID: 0000-0002-0160-0759 AuthorlD: 229821 Е-mail: konbormal@mail. ru
Малышева Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии. ВИПЭ ФСИН России. Вологодский институт права и экономики. Вологда, Российская Федерация. ORCID ID: 0000-0002-0160-0759 AuthorlD: 229821 Е-mail: konbormal@mail. ru
ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2021, vol. 2, no. 8, pp. 50-62.
PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF THE INDIVIDUAL Malyshev K.B.
Vologda Institute of Law and Economics, Vologda, Russian Federation. ORCID: 0000-0003-29853341, E-mail: [email protected] Malysheva O.A.
Vologda Institute of Law and Economics, Vologda, Russian Federation. ORCID: 0000-0002-01600759, E-mail: [email protected]
Abstract. The article is devoted to establishing the connection of psychological well-being with the professional orientation of the individual and building a complete, ordered, measuring system-based "picture" of the profiles of psychological well-being of the individual.
The relevance of the article is that there is a need to build a basic model and create a corresponding measuring methodology for the psychological well-being of the individual.
The problem is that there is no basic measuring method of psychological well-being of the individual at this time. The purpose of the study is to build a basic model and a corresponding measuring basic methodology of psychological well-being of the individual. The following research tasks were set:
1. To build a three-factor basic model of psychological well-being and establish its connection with the professional orientation of the individual.
2. To use a basic approach in the construction of a measuring methodology for the psychological well-being of an individual and to optimize the appropriate procedure for its application in psychodiagnostic practice.
3. To build a complete, ordered, measuring system-based "picture" of the profiles of psychological well-being of the individual.
4. To determine the dominant profiles of psychological well-being of cadets of the Vologda Institute of Law and Economics (VIPE) and employees of the penal enforcement system (UIS). Research methods: the author's test that measures the professional orientation of the individual, system-based modeling of information about the psychological well-being of the individual.
The hypothesis of the study: the psychological well-being of an individual is associated with its professional orientation.
The results allow us to optimize the measurement of the psychological well-being of the individual, which "simplifies" his diagnostic procedure. The concept of "professional well-being" is disclosed and described, and a complete "picture" is given, consisting of 64 hexagrams-profiles of psychological well-being of an individual.
Conclusions: a psychodiagnostic study showed that the profile-hexagram of psychological well-being among cadets and employees of the UIS have differences. The cadets of the institute have four dominant types (at a high and very high level): "Positive relationships with others", "Personal growth", "Goals in life" and "Autonomy" with appropriate internal self-esteem. They did not appear at all among the cadets (or they appeared at a low level): "Self-acceptance", "Environment management". There are four dominant types of UIS employees (at a high and very high level): "Positive relationships with others", "Self-acceptance", "Environment management", "Goals in life", and at a low level, "Personal growth", "Autonomy"were manifested.
Keywords: psychological well-being, professional orientation, typological profile, basis, three-factor basic model, hexagram.
References
1. Kepler I. O shestiugolnyih snezhinkah [About hexagonal snowflakes]. Moscow, 1983. 123 p. (In Russ.).
2. Kulagin B.V. Osnovyi professionalnoy psihodiagnostiki [Fundamentals of professional psychodiagnostics], Leningrad, 1984. 149 p. (In Russ.).
3. Malyishev K.B., Malyisheva O.A. Osnovyipsihoalgebryi [Fundamentals of psychoalgebra]. Vologda-Kursk, 2021. 157 p. (In Russ.).
4. Malyishev K.B., Malyisheva O.A. Sistemno-faktornyiy analiz v psihologii [System-factor analysis in psychology]. Vologda-Kursk, 2019. 180 p. (In Russ.).
5. David Newby European Portfolio for Student Teachers of Languages / David Newby, Rebecca Alan, Anne-Brit Fenner, and others. Graz: European Centre for Modern Languages, 2007. 89 p. (In Engl.).
6. Carroll BJ. Testing Communicative performance. An Interim study. Oxford: Oxford University Press, 1980. 149 p. (In Engl.).
7. Ryff C D. Psychological Well-Being // Encyclopedia of Gerontology. 1996. Vol. 2. P. 365-369. (In Engl.)._
Information about the authors
Malyshev Konstantin Borisovich, Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Legal Psychology and Pedagogy. Vologda Institute of Law and Economics. Vologda, Russian Federation. ORCID ID: 0000-0002-0160-0759 AuthorID: 229821 E-mail: konbormal@mail. ru
Malysheva Olga Aleksandrovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of General Psychology. VIPE of the Federal Penitentiary Service of Russia. Vologda Institute of Law and Economics. Vologda, Russian Federation.ORCID ID: 0000-0002-0160-0759 AuthorID: 229821 E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 31.07.2021. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 10.08.2021.