Информация
УДК 159.9-051 + 378.025 ББК Ч448.02 + Ю994.7
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР КАК БАЗА ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КЛИНИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
И.В. Грандилевская, О.Ю. Щелкова, Е.А. Бурина, П.К. Тромбчиньски
Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
Описывается работа Психологического центра при Санкт-Петербургском государственном университете. Подробно рассматриваются история создания Центра, его структура, этические аспекты работы персонала. Отдельное внимание уделяется наиболее часто встречающимся проблемам, с которыми клиенты обращаются за психологической помощью. Приведен подробный анализ основных сложностей, с которыми сталкиваются молодые специалисты на начальном этапе самостоятельной консультативной деятельности. Дополнительно представлены результаты проведенного в рамках Психологического центра исследования в форме качественного анализа 74 студенческих эссе на тему «Образ эффективного консультанта». Выявлены типовые представления студентов выпускных курсов о наиболее значимых профессиональных качествах эффективного консультанта. Показана положительная роль деятельности Психологического центра как базы для получения и освоения практических навыков студентами, обучающимися по специальности «Клиническая психология».
Ключевые слова: консультирование, подготовка студентов, начинающий специалист, проблемы клиентов, эффективный консультант.
Введение
Актуальной проблемой всех государственных высших образовательных учреждений в России, выпускающих специалистов в области клинической психологии, является подготовка молодых кадров к дальнейшей практической деятельности.
На факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) на протяжении многих лет, обучение клинических психологов ведется в рамках достижений ленинградской школы психологии с соблюдением традиций, заложенных В.М. Бехтеревым, Б.Г. Ананьевым, В.Н. Мясищевым, Б.Д. Карвасарским.
За время обучения студенты получают обширные теоретические знания, а старшекурсники имеют возможность прохождения предусмотренных образовательными стандартами и образовательными программами различных практик, в частности учебно-ознакомительной, производственной и научно-исследовательской. В ходе таких практик студенты посещают различные медицинские учреждения и знакомятся с работой практи-
кующих клинических психологов на местах. Кроме того, в период обучения студентам предоставляется возможность провести самостоятельное научное исследование, материалы которого, как правило, становятся в дальнейшем основой их дипломной (выпускной квалификационной) работы.
Однако даже наличие многочисленных практик не подразумевает получение студентами опыта самостоятельного консультирования. Выпускники кафедры, приступившие к профессиональной деятельности в различных образовательных и медицинских учреждениях, психологических центрах Санкт-Петербурга, часто обращаются за помощью и советами к своим бывшим преподавателям. Обращения выпускников, как правило, связаны с потребностью прохождения дополнительной практики или тренировок для обретения практических навыков психолога-консультанта, которые они не смогли получить в период обучения в вузе.
Такого рода дефицит послужил основанием для сотрудников кафедры медицинской психологии и психофизиологии СПбГУ в
Информация
инициативном порядке создать в 2003 г. «Психологический центр», в рамках которого студенты выпускных курсов специальности «Клиническая психология» получают возможность формировать свои профессиональные навыки психолога-консультанта. В 2005 году «Психологический центр» получил официальный статус вспомогательного подразделения факультета психологии СПбГУ и включал в себя три отдела, ориентированные на обучение навыкам профессионально-личностного, психологического и организационного консультирования.
Со временем Психологический центр СПбГУ расширился и преобразовался в новую структуру - Службу психологической помощи, которая включила в себя уже 4 подразделения: отделение психического здоровья детей младенческого и раннего возраста, отделение профессионально-личностного консультирования, службу психологической помощи СПбГУ и собственно Психологический центр (ПЦ).
Центральное место в обеспечении практической подготовки студентов отводится прежде всего Психологическому центру, который в своей деятельности руководствуется Уставом СПбГУ, а также другими нормативными актами Университета. Общее руководство деятельностью Центра осуществляет директор, назначаемый деканом факультета. На основе утвержденного деканом факультета штатного расписания по представлениям директора Центра формируется его кадровый состав, основу которого составляют преподаватели и научные сотрудники факультета.
Основной целью деятельности Психологического центра является интеграция теоретических знаний в практическую деятельность студентов. Являясь базой для проведения практик студентов и аспирантов факультета, Центр дает им возможность обучаться основам психологической диагностики, консультирования и оказания психологической помощи.
Студентам создаются условия для самостоятельной работы при постоянной суперви-зии сотрудниками Центра и преподавателями факультета, что дает обучающимся возможность формировать, развивать и закреплять навыки практической работы. Помощь начинающим специалистам со стороны их более опытных коллег оказывается посредством проведения групповой и индивидуальной су-первизии.
Основными задачами работы ПЦ являются:
• оказание психологической поддержки населению для улучшения качества их жизни, помощь в адаптации в различных стрессовых ситуациях и обучение навыкам психологической самопомощи;
• развитие личностных и профессиональных качеств студентов и аспирантов, необходимых для деятельности в качестве практического психолога;
• ознакомление студентов и аспирантов с различными методами диагностики и коррекции;
• оказание психологической помощи в решении семейных проблем;
• помощь родителям в решении проблем, связанных с детьми;
• проведение тренингов.
Организационные и этические
аспекты работы сотрудников
Психологического центра
Консультации осуществляют студенты выпускных курсов и аспиранты специализации «Клиническая психология» под непосредственным контролем преподавателя. Потенциальные клиенты узнают о возможности получения бесплатной психологической помощи из размещенной на сайте Университета информации. Как следствие, потенциальный клиент проинформирован о том, что консультация будет проводиться недипломированным специалистом или аспирантом. Пари непосредственном обращении в ПЦ клиент дает свое согласие на проведение консультации в присутствии третьего лица.
Анализ структуры обращений
за психологической помощью
Основную долю составляют обращения студентов СПбГУ и других вузов г. Санкт-Петербурга (среднем от 2 до 5 клиентов в день). Одной из наиболее частых причин обращений в Центр являются проблемы адаптации, в частности адаптации к новым условиям жизни в отрыве от родительской семьи и адаптация к учебной деятельности. С такого рода проблемами чаще обращаются студенты-иностранцы и студенты, приехавшие из других регионов и городов России. Примерами такого рода проблем также являются сложности преодоления трудностей, с которыми сталкиваются проживающие в общежитии
Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology.
2016, vol. 9, no. 1, pp. 131-135
Психологический центр как база для практической подготовки клинических психологов...
Грандилевская И.В., Щелкова О.Ю. Бурина Е.А., Тромбчиньски П.К.
молодые люди: взаимоотношения с соседями, бытовые вопросы, планирование бюджета. Для студентов младших курсов характерны проблемы, связанные с адаптацией к учебной деятельности, так как процесс обучения в вузе сильно отличается от школьного. Отсутствие привычного родительского контроля и связанное с этим ощущение «свободы» зачастую приводит к многочисленным проблемам уже в ходе и по окончании первого семестра. Другим достаточно частым поводом к обращению в Центр являются проблемы, связанные с правильностью выбора профессии.
Второй по распространенности группой причин являются проблемы в межличностных отношениях: прежде всего семейные, партнерские, детско-родительские отношения и конфликты, а также вызванные межличностными конфликтами сложности на работе. В последние годы увеличивается доля обращений, связанных с так называемой проблемой созависимости.
В клинико-психологическом плане основную долю обращающихся в Центр клиентов составляют лица с нарушениями аффективной сферы: с различными вариантами тре-вожно-фобической и субдепрессивной симптоматики.
Характерно, что молодые люди достаточно часто обращаются с проблемами экзистенциального спектра (различного рода внутри-личностные кризисы, отношение к религии и смерти, поиск смысла жизни и др.).
В случае обращения в Центр клиентов с жалобами на различную симптоматику психопатологического характера, специалисты Центра (имеющие даже на додипломном этапе достаточный уровень клинической подготовки, в том числе в области психиатрии, психопатологии и патопсихологии) перенаправляют обратившихся в соответствующие медицинские учреждения г. Санкт-Петербурга.
Основные организационные и содержательные проблемы деятельности консультантов
В поле рассматриваемого в настоящей публикации проблемного анализа входят также проблемы и сложности, с которыми сталкиваются начинающие консультанты. Основной причиной такого рода проблем и сложностей является то, что большой массив теоретических знаний не дает выпускникам ощущения готовности и способности начи-
нать профессиональную деятельность. К их числу относятся прежде всего чувство собственной некомпетентности, достаточно часто встречающееся среди специалистов так называемых помогающих профессий. Такое чувство проявляется страхами и боязнью общения с клиентом; недостаточным знанием методического аппарата; стремлением работать с проблемой, а не с личностью клиента; неумением анализировать предоставляемую клиентом информацию;
Достаточно часто начинающие практиковать будущие специалисты испытывают потребность в профессиональной поддержке, ожидают помощь со стороны старших коллег. Однако при этом они часто воспринимают супервизию и ее результаты как одну из форм критики, а не как инструмент профессиональной помощи.
Отдельной проблемой, называемой будущими специалистами, является отсутствие у них опыта личной терапии.
Организационно-методические
вопросы деятельности
Психологического центра как элемента
образовательного процесса
Во время обучения в вузе студенты при прохождении различных практик тем или иным образом взаимодействуют с пациентами в клиниках. Однако в рамках учебного процесса студентам не разрешается самостоятельно и единолично проводить какие-либо вмешательства, в том числе консультации. Таким образом, клиент зачастую воспринимается прошедшими такой этап подготовки будущими специалистами как некая «учебная модель». В дальнейшем при переходе к самостоятельной работе у молодого специалиста может формироваться тревога и страх перед клиентом, что, несомненно, оказывает влияние на восприятие им себя как профессионала. Возникающий из-за чувства некомпетентности страх во время работы с клиентом приводит к сосредоточению консультанта на собственных переживаниях, что в дальнейшем мешает установлению и поддержанию терапевтического контакта. Поэтому одной из составляющих работы в Центре является оказание начинающему консультанту помощи в анализе предоставляемого клиентом вербального и невербального материала, в формировании общей картины проблемной ситуации. Оказывается помощь
Информация
по преодолению основной установленной специалистами Центра проблемы - преимущественной ориентации на работу с проблемой, а не личностью клиента.
Одной из форм профессиональной поддержки испытывающим такие трудности специалистам со стороны сотрудников Центра является супервизия как специфическая форма интервенции более опытных их коллег по отношению к менее опытным на протяжении определенного временного промежутка (включая мониторинг качества профессионального обслуживания клиента) и предполагающая вынесение оценки деятельности будущего специалиста с целью улучшения его профессионального функционирования.
Отмеченная выше проблема отсутствия опыта личной терапии вызвана тем, что график и содержание учебного процесса не подразумевает прохождение личного консультирования. Как следствие, начинающий специалист не имеет опыта пребывания в роли клиента, а также часто в процессе консультирования привносит свои личные непроработан-ные проблемы в процесс консультирования.
Содержание работы Центра по формированию профессиональных качествах эффективного консультанта
С целью усовершенствования подготовки студентов к практической работе при участии его в деятельности Центра было проведено исследование их представлений об образе эффективного психолога консультанта. Методом качественного анализа и экспертной оценки (с участием 3 экспертов с большим опытом работы в области психологического консультирования) были проанализированы 74 эссе на тему «Образ эффективного консультанта», в котором принявшим участие в исследовании студентам предлагалось изложить собственные представления, а не цитировать известные литературные источники.
В исследовании приняли участие 74 студента выпускных курсов дневной формы обучения (в том числе 62 девушки и 12 юношей в возрасте в среднем 21,5 лет, обучающиеся по специальности «Клиническая психология»)
По данным качественного анализа на основании анализа ключевых терминов проводилось обобщение суждений в развернутые формулировки, содержащие в себе категории более высокого уровня обобщения. В дальнейшем проводился подсчет частоты упоминания таких формулировок (рассматриваемых в обобщенном виде) и определялись их иерархические перечни. Результаты проведенного анализа позволяют представить упорядоченный по частоте упоминания респондентами перечень профессиональных качеств эффективного консультанта в следующем виде:
Эффективный консультант - это:
1) зрелая уравновешенная личность, обладающая адекватной самооценкой;
2) высококвалифицированный специалист; ответственный человек, умеющий ставить реальные цели;
3) всегда открытый новому опыту человек;
4) толерантная личность;
5) располагающий к себе опрятно одетый человек;
6) не позволяющий собой манипулировать;
7) активный и обладающий энтузиазмом человек;
8) всегда объективный человек; добрый и искренний человек;
9) творческая личность.
С одной стороны, полученные результаты свидетельствуют, что представления студентов совпадают с портретом эффективного психолога-консультанта, наиболее часто описываемым в литературе. С другой стороны, мнение экспертов совпало с представлениями об иерархии вышеперечисленных качеств, что позволяет определить последние в качестве «мишеней» для формирования личности эффективного практикующего психолога-консультанта. Именно эти данные были положены в основу деятельности штатных специалистов Психологического центра СПбГУ и Службы психологической помощи университета в целом при проведении супервизии и личной терапии.
Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology.
2016, vol. 9, no. 1, pp. 131-135
Грандилевская И.В., Щелкова О.Ю. Бурина Е.А., Тромбчиньски П.К.
Психологический центр как база для практической подготовки клинических психологов...
Грандилевская Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры медицинской психологии и психофизиологии, Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург), [email protected]
Щелкова Ольга Юрьевна, доктор психологических наук, профессор, профессор с возложенными обязанностями заведующего кафедрой медицинской психологии и психофизиологии, Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург), [email protected]
Бурина Екатерина Александровна, старший преподаватель кафедры медицинской психологии и психофизиологии, Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург), [email protected] ик
Тромбчиньски Петр Крыстиан, ассистент кафедры медицинской психологии и психофизиологии, Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург), [email protected]
Поступила в редакцию 18 января 2016 г.
PSYCHOLOGICAL CENTRE AS BASE FOR PRACTICAL TRAINING OF CLINICAL PSYCHOLOGISTS AT SAINT-PETERSBURG STATE UNIVERSITY
I.V. Grandilevskaya, [email protected]
O.Yu. Schelkova, [email protected]
E.A. Burina, [email protected]
P.K. Trabczynski, [email protected]
Saint-Petersburg State University, Saint-Petersburg, Russian Federation
The presented article describes the work of the Psychological Center at the Saint-Petersburg State University, in particular its history, structure, and ethical aspects of its research and activities. Special attention is given to the most commonly addressed problems at the center. The article features is a comprehensive analysis of the main challenges faced by young professionals at the beginning of their counseling careers. In addition, this paper presents the results of a study conducted in the framework of the Psychological Center. This study is aimed at identifying perceptions of graduate students about the most important professional qualities. The study design is a qualitative analysis of 74 student essays on the topic "The image of an effective counselor". In conclusion, the Psychological Center with its long-term experience of preparation and practical skills training for the students of the Clinical Psychology branch has proven its necessity, relevance and effectiveness.
Keywords: counseling, student training, entry-level specialist, client challenges, effective counselor.
Received 18 January 2016
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Психологический центр как база для практической подготовки клинических психологов в Санкт-Петербургском государственном университете / И.В. Грандилевская, О.Ю. Щелкова, Е.А. Бурина, П.К. Тромбчиньски // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2016. - Т. 9, № 1. - С. 131-135.
FOR CITATION
Grandilevskaya I.V., Schelkova O.Yu., Burina E.A., Trabczynski P.K. Psychological Centre as Base for Practical Training of Clinical Psychologists at Saint-Petersburg State University. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology. 2016, vol. 9, no. 1, pp. 131-135. (in Russ.).