Научная статья на тему 'Психологический тренинг как средство гармонизации детско-родительских отношений'

Психологический тренинг как средство гармонизации детско-родительских отношений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1135
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (ДРО) / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТРЕНИНГ / ОЦЕНОЧНЫЙ АКТ / ПООЩРЕНИЕ / НАКАЗАНИЕ / CHILDREN-PARENTS RELATIONS / A PSYCHOLOGICAL IMPACT / TRAINING / AN ENCOURAGEMENT / PUNISHMENT / ESTIMATING ACT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елисеева Алла Сергеевна

В статье представлены результаты формирующего эксперимента, проведенного автором с помощью тренинговой программы взаимодействия родителей с ребенком «Посмотри на ребенка поновому». Автором представлены и подробно проанализированы результаты исследования взаимоотношений родителей и детей, установившиеся после применения психологического воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological training as a harmonious mean of children-parents relations

Psychological training as a harmonious mean of children-parents relations. This article describes the results of psychological experiment held by the author and based on the New view on child children-parents interaction training program. Author presents and closely analyzes children-parents relations set after the psychological impact.

Текст научной работы на тему «Психологический тренинг как средство гармонизации детско-родительских отношений»

том, что она воспроизводит идеальный образ, эталон профессионализма педагога; предлагает гуманистический, неманипулятивный способ и технологии его прогрессивного преобразования; указывает факторы и условия, содействующие достижению каждым преподавателем именно высших уровней, вершин самореализации в профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом. Такая модель отражает влияние, имеет самое непосредственное отношение к прогрессивному продвижению преподавателя в профессии.

Предварительный теоретический конструкт модели «Развитие акмеологической компетенции преподавателя профессионального колледжа» проверялся далее в опытноэкспериментальной работе и наполнялся конкретным смыслом и содержанием.

1. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 1999.

2. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. М., 2008.

3. Коваль Н.А. Личностный рост как акмеологи-ческая проблема // Психология личностного роста специалиста: материалы Всерос. науч.-практ. конф. 21 марта 2007 г. / отв. ред. Н.А. Коваль. Тамбов, 2007.

4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М., 1985.

Поступила в редакцию 6.02.2009 г

Filonova N.A. A Model for the Development of a Vocational College Teacher’s Akmeological Competence. In the article the author clearly states the purpose and functioning of the model, defines its specific tasks, explains the structure and the relationship between the elements of the akmeological competence development model.

Key words: akmeological competence of a teacher, criteria and levels of akmeological competence, psychological factors and conditions of akmeological competence development, akmeological techniques.

УДК 15

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

© А.С. Елисеева

В статье представлены результаты формирующего эксперимента, проведенного автором с помощью тренинговой программы взаимодействия родителей с ребенком «Посмотри на ребенка по-новому». Автором представлены и подробно проанализированы результаты исследования взаимоотношений родителей и детей, установившиеся после применения психологического воздействия.

Ключевые слова: детско-родительские отношения (ДРО), взаимодействие, тренинг, оценочный акт, поощрение, наказание.

Как показывает практика работы педаго-га-психолога, использование методов групповой работы, в частности группового консультирования с родителями, часто бывает более эффективным, чем индивидуальное консультирование. Как отмечает И.М. Марковская [1], анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других», и тем самым как бы объективизировать свое поведение. Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо

«по наследству» от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребенка и родителя, полученных из близкого социального окружения, средств информации и массовой коммуникации.

Следовательно, любая коррекционная деятельность, призванная изменить поведение детей и детско-родительские отношения, в первую очередь, должна быть направлена на работу с родителями. Вот почему необходимы целостные программы, главным образом, направленные на воспитание родителей, и формирование у них психологической грамотности как совокупности элементарных

психологических знаний и умений, отмечает Л.С. Колмогоров [2].

Одна из таких программ была создана нами и апробирована на базе ГОУ СОШ № 596 г. Москвы - это программа тренинга детско-родительского взаимодействия «Посмотри на ребенка по-новому», разработанная для группы родителей, воспитывающих детей подросткового возраста.

Основной целью программы явилось создание психолого-педагогических условий, способствующих гармонизации отношений между родителями и ребенком, на основании формирования адекватной оценки родителем деятельности и поступков ребенка и применения эффективных методов стимулирования социально одобряемых и воспитательноцелесообразных форм поведения подростков.

При создании тренинга мы придерживались гипотезы, что родительская оценка (как общее представление о ребенке) и оценочный акт (как непосредственное реагирование на действия и поступки ребенка), выраженный через поощрение или наказание, являются основой формирования стиля родительского воспитания как образа действий по отношению к ребенку, в котором эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты являются неотъемлемыми составляющими и оказывают прямое воздействие на формирование родительского отношения [3].

Реализация разработанной программы предполагала решение ряда задач:

- расширения родительских возможностей в понимании и принятии своего ребенка;

- изменения неадекватности родительских воспитательных позиций;

- актуализации и иерархизации воспитательной мотивации в семье;

- оптимизации форм воздействия родителей на ребенка за счет выбора и применения адекватных методов поощрения и наказания в процессе воспитания.

Так как любые отношения предусматривают активное участие двух равноправных сторон, то и детско-родительские отношения, участниками которых выступают дети, должно быть учтено при создании программы. Вот почему мы сочли возможным и необходимым выделить отдельный блок занятий с детьми, а также посвятить часть занятий совместной работе детей и родителей. Таким образом, создав условия для совмест-

ной деятельности родителей и детей, мы позволили родителям овладевать теми навыками воспитательного и стимулирующего воздействия по отношению к ребенку, которые были бы приняты самим ребенком и способствовали развитию позитивных детско-родительских отношений.

Разработанная программа прошла апробацию в период 2007/2008 учебного года и была применена по отношению к родителям и детям, вошедшим в группы, сформированные на принципе добровольности, допускающем варьирование блоками занятий по просьбе участников группы.

Концептуальной основой тренинга является идея сотрудничества взрослого с ребенком. В программе использованы также идеи Т. Гордона, К. Роджерса, А. Адлера, Р. Дрей-курса, Р. Берна; опыт работы сотрудников Института тренинга Санкт-Петербурга:

Н.Ю. Хрящевой, Е.В. Сидоренко, разработки Р.В. Овчаровой, Ю.Б. Гиппенрейтер, программа СПТ И.М. Марковской; тренинг эффективного взаимодействия родителя и ребенка О. В. Сердюковой (Тамбов) и др.

В качестве методологического подхода использовался личностный подход, признающий за каждым участником психологического воздействия и взаимодействия право быть неповторимой индивидуальностью, иметь свои взгляды, потребности, устремления и интересы, отличающиеся от других и ценные сами по себе.

Программа включает 23 занятия (15 - с родителями, 4 - с подростками и 4 совместных занятия родителей с детьми). Продолжительность каждого из занятий 3 часа, интенсивность - 1 раз в неделю.

Для определения результативности пси-холого-педагогического воздействия разработанной нами программы тренинга взаимодействия родителей с ребенком «Посмотри на ребенка по-новому» были использованы методы изучения взаимоотношений между родителями и ребенком и их взаимодействия (опросник ВРР Марковской И.М. [1], имеющий две формы для родителей и для детей), тест АБОЯ «Подростки о родителях» [4], изучающий отношение подростков к установкам, поведению и методам воспитания, применяемым родителями по отношению к ним.

Обработка результатов производилась с использованием методов математической ста-

тистики; вычисления осуществлялись с помощью программы статистической обработки информации SPSS for Windows 15.0. [5].

Завершая формирующий эксперимент, мы выдвинули задачу выявления динамики изменения параметров Дро участников экспериментальной группы. Для проверки статистической значимости выдвинутой гипотезы использовался критерий Манна-Уитни. Значимые различия на уровне значимости р < 0,05 по методике ВРР выявлены в детской выборке по шкале «мягкость - строгость», на уровне значимости р < 0,01 по шкалам «эмоциональная дистанция - близость», «несогласие - согласие», «удовлетворенность отношениями с родителями».

В группе родителей значимые различия на уровне значимости р < 0,05 отслеживаются по шкалам «мягкость-строгость», «несогласие-согласие», на уровне значимости р < 0,01 - «удовлетворенность отношениями с ребенком».

Корреляционный анализ результатов применения теста ADOR «Подростки о родителях» показал, что в глазах подростков родительские установки, поведение и методы воспитания после тренинга претерпели значимые изменения.

Значимые различия на уровне значимости р < 0,01 были выявлены по шкалам «позитивный интерес», «директивность», «автономность», «непоследовательность», что позволило нам сделать вывод об эффективности формирующего эксперимента и наблюдаемой как родителями, так и детьми позитивной динамике детско-родительских отношений.

Качественный анализ результатов исследования был направлен на выявление выраженности, интенсивности изменения детско-родительских отношений и отслеживание качественной характеристики произошедших изменений в детско-родительских отношениях.

Сопоставление показателей, измеренных в различных условиях на одной и той же выборке с использованием H-критерия Уилкок-сона, позволило установить не только направленность изменений, но и их выраженность и интенсивность, определить, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом.

Изначально мы исходили из предположения о том, что «типичным» сдвигом пока-

зателя взаимоотношений родителей и детей будет т. н. «положительный сдвиг», а «нетипичным», или редким, - сдвиг в более редко встречающемся отрицательном направлении. На этой основе можно сформировать следующие гипотезы:

- Но: интенсивность сдвигов в типичном направлении не превосходит интенсивности сдвигов в нетипичном направлении;

- Нь интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении.

Достоверно значимые показатели изменений ДРО в экспериментальной группе детей можно отметить по шкалам: «эмоциональная дистанция - близость», «непоследовательность-последовательность», «удовле-

творенность отношениями с родителями».

У родителей достоверно значимы изменения по шкалам: «эмоциональная дистанция - близость», «несогласие - согласие», «непоследовательность - последовательность», «удовлетворенность отношениями с ребенком».

Наглядно совпадение по трем значимым шкалам ДРО в обеих выборках.

По результату применения теста АБОЯ, достоверно наблюдаемые изменения значений отмечены по шкалам «позитивный интерес» и «автономность». Так как Тэмп. < Т кр. (р < 0,05), то Н0 отвергается и принимается Н] на уровне значимостир < 0,05, т. е. сдвиг в типичном направлении более интенсивен, чем сдвиг в нетипичном направлении.

Несмотря на общие тенденции позитивных изменений в обеих группах (родители и дети), тем не менее выявленная динамика детско-родительских отношений разнопла-нова, и в целях уточнения специфики динамики Дро к результатам диагностики был применен факторный анализ (компьютерная программа SPSS 15.0).

Переменные, значимо отличающие одну группу испытуемых от другой, были подвергнуты факторному анализу методом главных компонент с последующим Варимакс-вращением с нормализацией Кайзера. Во внимание были приняты значения с факторной нагрузкой больше 0,5. В результате были получены четыре фактора.

Первый фактор - «эмоциональное взаимодействие родителя и ребенка» составили шкалы: «отсутствие сотрудничества - со-

трудничество» (реб.) (0,820), «отсутствие сотрудничества - сотрудничество» (род.) (0,799), «эмоциональная дистанция - близость» (реб.) (0,696), «эмоциональная дистанция - близость» (род.) (0,649), «удовлетворенность отношениями с родителями» (реб.) (0,609), «удовлетворенность отношениями с ребенком» (род.) (0,556). Этот фактор интерпретирован нами как эмоциональное взаимодействие родителя и ребенка.

Второй фактор - «родительская позиция» объединил шкалы: «отвержение - принятие» (реб.) (0,826), «мягкость - строгость» (реб.) (0,844), «мягкость - строгость» (род.) (0,837), «нетребовательность - требовательность» (реб.) (0,801), «нетребовательность -требовательность» (род.) (0,734) Мы посчитали возможным обозначить его как «родительская позиция».

Третий фактор - «когнитивно-поведенческий» - включает шкалы: «несогласие -согласие» (род.) (0,770), «несогласие - согласие» (реб.) (0,768), «непоследовательность -последовательность» (реб.) (0,579), «непоследовательность - последовательность» (род.) (0,574), обозначен нами, как когнитивноповеденческий блок.

Четвертый фактор - «эмоциональноповеденческий» составили шкалы: «отвержение - принятие» (род.) (0,732), «автономность - контроль» (род.) (0,738), «автономность - контроль» (реб.) (0,725), «авторитетность родителя» (род.) (0,685), «авторитетность родителя» (реб.) (0,622). Мы назвали его «эмоционально-поведенческий» блок.

Анализ содержания средних значений факторов подтверждает наличие характерных изменений в детско-родительских отношениях у испытуемых экспериментальной группы на уровне эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов.

Таким образом, можно утверждать, что разработанная и апробированная нами тренинговая программа является эффективной, т. к. в результате ее применения отмечена общая позитивная тенденция в изменении родительских установок, поведении родителей и отношении к ребенку на уровне эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов. Кроме того, отмечено, что у родителей формируется адекватная оценка

деятельности и поступков ребенка, координирующая применение эффективных методов стимулирования, о чем свидетельствуют результаты примененных в ходе тренинга промежуточных опросов родителей с помощью опросников: диагностика стилей руководства (А.Л. Журавлев), анкеты для родителей «Какова роль поощрения и наказания в семье» и др. Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу исследования и эффективность предложенной программы.

Результаты эксперимента дают основание утверждать, что эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты ДРО являются неотъемлемыми атрибутами процесса взаимодействия родителей и детей и оказывают прямое влияние на формирование стиля родительского отношения как образа действий по отношению к ребенку, в основе которого лежит оценка (как общее представление о ребенке) и оценочный акт (как непосредственное реагирование на действия ребенка), выражаемые через систему поощрений и (или) наказаний.

1. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб., 2002.

2. Колмогоров Л.С. Диагностика психологической культуры школьников. М., 2004.

3. Елисеева А.С. Место и роль оценочно-стимулирующей деятельности родителей в системе детско-родительских отношений // Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 9 (65).

4. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб., 2006.

5. Наследов А. SPSS 15 профессиональный статистический анализ данных. СПб., 2008.

Поступила в редакцию 25.11.2008 г.

Eliseeva A.S. Psychological training as a harmonious mean of children-parents relations. This article describes the results of psychological experiment held by the author and based on the “New view on child” children-parents interaction training program. Author presents and closely analyzes children-parents relations set after the psychological impact.

Key words: children-parents relations, a psychological impact, training, an encouragement, punishment, estimating act.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.