9. Alysson E. Light, Penny S. Visser The Ins and Outs of the Self: Contrasting Role Exits and Role Entries as Predictors of Self-concept Clarity // Self and Identity. - 2013. - Volume 12, Issue 3. - P. 291-306.
10. Wigfield A., Eccles J. The development of achievement motivation. - 2-e editon. - New York: Academic Press, 2007. - 310 p.
11. Finkel E.J., Burnette J.L. Vengefully ever after: Destiny theory, attachment-related anxiety, and forgiveness tendencies. Unpublished manuscript. - Northwestern University, 2006. - 98 p.
12. Karger S., Gardner W. Motivation pleasure: mechanisms and possibilities for pleasure for the management of // Psychological Science. - 2012. - September. - P. 101-105.
13. Morris M., Benet-Martinez V. Experimental determination of the optimum motivation of university students // Social Cognitive and Affective Neuroscience. - 2011. - № 19. - P. 87-96.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЖЕНЩИНЫ-РУКОВОДИТЕЛЯ
© Семенкова С.Н.*
Государственный аграрный университет Северного Зауралья, г. Тюмень
Женщины представляют собой особую социальную группу. Исторически женщина всегда воспринималась лишь в одном качестве - хранительницы домашнего очага. В последнее время все чаще можно слышать разговоры о том, что женщины давно стали сильным полом, и им вполне по плечу решение многих проблем, в том числе и управленческих. Однако, не смотря на свою кажущуюся «силу», женщина все равно продолжает занимать второстепенное положение по сравнению с мужчинами.
Ключевые слова: женщина-руководитель, психологические качества, темперамент, характер.
В настоящее время прослеживается тенденция продвижения женщин в общественной жизни. Подобные явления стали происходить в обществе с конца XIX века и касались они, прежде всего, расширения прав женщин. «Право на труд рядом с мужчинами (которые длительное время препятствовали приему женщин на работу, опасаясь конкуренции), на образование (доступ к высшему образованию женщины получили в Европе только в конце XIX века)» [3, с. 174]. Однако в жизни вместо социального равенства произошло все наоборот. «Каждое отвоеванное право было не только победой,
* Доцент кафедры Философии, кандидат педагогических наук.
но и своеобразным поражением, так как фактически прибавляло женщине обязанностей, не меняя ее второстепенного положения в обществе» [3, с. 174]. Сферы приложения активности женщин были весьма ограничены, а мужчины продолжали занимать лидирующее положение в обществе. В настоящее время такое явление, как женщина-руководитель, продолжает оставаться непривычным, особенно в наших непростых условиях. Российские женщины порой достигают поставленных целей достаточно сложными путями. Во многом это зависит и от отношения общества к женщине-руководителю и от того, что большинство женщин, не зависимо от сферы приложения своих сил, на первый план ставят семейные ценности и гармоничность отношений с близкими людьми. Женщины-руководители в процессе управления используют весь арсенал женских ухищрений (хитрость, ловкость), в основе принятия решений опираются на чувства, эмоции, направлены на межличностные отношения, в которых превалирует повышенная наблюдательность. Они четко разграничивают личные и профессиональные проблемы, а в случае необходимости однозначно выбирают что-то одно. В тоже время и сама профессиональная деятельность женщины оказывает сильное влияние на развитие ее личности, способствует формированию таких качеств как сильный характер, личная ответственность за результат, деловое чутье, высокая трудоспособность, активность, умение воодушевлять и вести за собой коллектив.
У каждого человека своё индивидуальное восприятие конкретного руководителя. Но большинство мнений в сумме создают обобщенный образ руководителя со своим набором качеств. Если обратиться к обобщенному мужскому взгляду, то на первое место мужчины в женщине-руководителе ставят женственность, хорошую внешность, обаяние. Мужчинам не нравится в женщине вообще и в женщине-руководителе в частности неряшливость, неопрятность, безвкусица в одежде, безмерная косметика и украшения [2].
Далее идут компетентность (знание дела) и деловитость, которые выражаются в целеустремленности, практичности, организованности, доведении начатого до конца, единстве слова и дела, точности, обязательности и работоспособности. И все это вместе должно дополняться мягкостью, душевностью, милосердием и отсутствием в процессе общения жесткости [1].
По мнению психологов из женщин получаются лучшие руководители, потому что они умеют решать одновременно и несколько дел и составлять планы на будущее, тогда как мужчины способны сконцентрироваться на одном вопросе, предпочитая решать возникающие проблемы последовательно. Кроме этого, женщины по своей природе более организованы и способны действовать эффективно, потому что они, прежде всего, матери. Женщины целеустремленнее и последовательнее мужчин, лучше подмечают, анализируют и учитывают нюансы в работе, они более коммуникабельны, лучше используют возможности обратной связи, им свойственно доверительное поведение, они лучше выполняют организационные и плановые функции, быстрее приспосабливаются к изменению условий [4].
В целях определения психологического портрета женщин-руководителей был проведен опрос среди руководителей общеобразовательных учреждений Тюменского муниципального района Тюменской области. В исследовании приняли участие 18 человек (женщин-руководителей).
При проведении анкетирования участницам опроса были заданы два вопроса:
1. Какие качества темперамента и характера, по Вашему мнению, особо необходимы женщине-руководителю? (см. табл. 1).
2. Какие качества, по Вашему мнению, отрицательно влияют на управленческую деятельность женщины-руководителя? (см. табл. 2).
Таблица 1
Необходимые качества темперамента и характера для женщины-руководителя
Качества 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 %
целеустремленность + + + + + + + 38,8
справедливость + + + + 22,2
требовательность + + + + 22,2
принципиальность + + 11,1
организованность + + 11,1
забота о людях, доброта + + 11,1
умение слышать и слушать + + 11,1
хороший организатор + 5,6
генератор новых идей + + 11,1
коммуникабельность + 5,6
высокая работоспособность + 5,6
пунктуальность + + 11,1
тактичность + 5,6
мобильность + 5,6
гибкость ума + + 11,1
решительность + 5,6
сдержанность + + + 16,7
стрессоустойчивость + 5,6
лидерство + + + 16,7
профессионализм, компетентность + + + + 22,2
способность разрешать конфликты + 5,6
дисциплинированность + + 11,1
строгость + + 11,1
корректность + 5,6
культура поведения и речи + 5,6
исполнительность + 5,6
По результатам исследования наиболее необходимыми качествами темперамента и характера для женщины-руководителя являются:
- целеустремленность - 38,8 %;
- справедливость, требовательность, профессионализм, компетентность - 22,2 %;
- лидерство, сдержанность - 16,7 %.
Таблица 2
Качества темперамента и характера женщин-руководителей,
отрицательно влияющих на управленческую деятельность
Качества 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 %
доброта, мягкость характера + + + + + + + 38,8
злобность + 5,6
жесткость + 5,6
вспыльчивость, несдержанность + + 11,1
агрессивность, конфликтность + + 11,1
злопамятность + + 11,1
излишняя коммуникабельность, болтливость + + 11,1
перенос личных отношений на деловые + + 11,1
доверчивость + 5,6
нерешительность, неуверенность + + 11,1
высокомерие + + 11,1
нервозность + 5,6
излишняя эмоциональность + 5,6
не умение слушать других + 5,6
сопереживание + 5,6
слабохарактерность + 5,6
жалость к себе + 5,6
сентиментальность + 5,6
грубость, нетактичность + + + + 22,2
жадность + 5,6
упрямство + 5,6
властность + 5,6
неисполнительность + 5,6
неопытность + 5,6
безответственность + 5,6
искренность + 5,6
Таким образом, женщины, имеющие опыт руководящей деятельности, отдали предпочтение качествам, которые способствуют качественному осуществлению профессиональной деятельности.
К качествам, набравшим 11,1 %, относятся принципиальность, организованность, забота о людях, доброта, умение слышать и слушать, генерирование новых идей, желание идти вперед, дисциплинированность, строгость. По мнению опрошенных женщин-руководителей, наличие данных качеств у женщины отнюдь не гарантирует то, что из нее получится хороший руководитель.
Среди качеств, отрицательно влияющих на управленческую деятельность женщины-руководителя необходимо отметить:
- доброту и мягкость характера - 38,8 %;
- грубость и нетактичность - 22,2 %;
- высокомерие, нерешительность, неуверенность, болтливость, злопамятность, вспыльчивость, несдержанность, перенос личных отношений на деловые - 11,1 %.
Итак, в процессе проведения сравнительного анализа была установлена противоречивость некоторых качеств. Например, доброта и забота о людях для одних руководителей является положительным качеством, для других
отрицательно влияет на управленческую деятельность. К подобным качествам можно отнести и такие как коммуникативность, лидерство, строгость, жесткость и др. Такой широкий спектр называемых качеств может напрямую зависеть, например, от темперамента руководителя. Так, если женщина руководитель - холерик, то к необходимым качествам она относит сдержанность и лидерство. В тоже время такие качества, как вспыльчивость, конфликтность, высокомерие для неё являются отрицательными в практике управления. Руководители - сангвиники считают, что необходимыми качествами являются высокая работоспособность, профессионализм, тактичность, коммуникабельность и не приемлют, когда личные отношения влияют на деловые.
Кроме этого, женщины при определении управленческих качеств (положительно или отрицательно влияющих) называли и те, которые свойственны только женщине и, как правило, женскому стилю управления: излишняя болтливость, доверчивость, излишняя эмоциональность, жалость, сентиментальность и др.
Если обобщить результаты опроса, то женский стиль руководства выступает как сочетание таких неоднородных качеств, как доброта и строгость, женственность и деловитость, спокойствие и требовательность, мягкость и воля.
Таким образом, психологические качества оказывают сильное влияние на поведение женщины и на стиль ее управленческой деятельности. Кому-то эти качества достаются от природы, кому-то приходится воспитывать их в себе, а кому-то они и вовсе не нужны, т.к. цель жизни таких женщин заключается в семье, доме, родных и близких.
Список литературы:
1. Комаров Е.И. Женщина-руководитель / Е.И. Комаров. - М., 2004.
2. Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель... / Р.Л. Кричевский. - М., 2003.
3. Основы социальной работы: учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 368 с.
4. Хорни К. Психология женщины / К. Хорни. - М.: Академ. проект, 2007.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
© Уразаев К.Ф.*
Башкирский государственный университет, г. Стерлитамак
Рассмотрены существенность различий в предпочтениях и мотивах выборов профессий в общей выборке и между девушками и юношами
* Доцент кафедры Психологии, кандидат психологических наук, доцент.