Научная статья на тему 'Психологический портрет пользователя социальной сети с выраженным полюсом личностного конструкта "эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость"'

Психологический портрет пользователя социальной сети с выраженным полюсом личностного конструкта "эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
160
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Быковская Е.Д.

В статье приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи личностных характеристик эмоционально устойчивых и эмоционально неустойчивых пользователей социальных сетей Интернет, проявляющихся в реальном взаимодействии, с личностными характеристиками, предъявляемыми ими в онлайн-коммуникации. Чем выше уровень выраженности эмоциональной неустойчивости у пользователей социальных сетей Интернет, тем в большей степени они стремятся проявить себя как печального, мягкого, пассивного, молчаливого, робкого, доверчивого и конформного человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PORTRAIT USERS OF SOCIAL INTERNET WITH PRONOUNCED POLES PERSONAL CONSTRUCTS "EMOTIONAL STABILITY - EMOTIONAL INSTABILITY"

The article presents the results of empirical research of the relationship of personality characteristics emotionally stable and emotionally unstable users of social networking Internet, manifested in a real interaction with the personal characteristics imposed by them in online communication. The higher the level of expression of emotional instability among users of social networks the Internet, the more they seek to prove himself as a sad, soft, passive, silent, timid, credulous and conformal person.

Текст научной работы на тему «Психологический портрет пользователя социальной сети с выраженным полюсом личностного конструкта "эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость"»

УДК 159.9

Е. Д. Быковская

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ С ВЫРАЖЕННЫМ ПОЛЮСОМ ЛИЧНОСТНОГО КОНСТРУКТА «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ — ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ

НЕУСТОЙЧИВОСТЬ»

Учреждение образования «Барановичский государственный университет»

Виртуальная коммуникация, осуществляемая в виртуальных ресурсах, наиболее

ярко - в социальных сетях Интернет, становится первичным и вторичным фундаментом для построения их пользователями деловых, дружеских, а также романтических отношений. Стоит отметить, что виртуальная коммуникация является самым популярным видом виртуальной активности, а социальная сеть «ВКонтакте» является самым популярным Интернет-ресурсом среди белорусской молодежи.

Отечественные исследователи (Л. М. Зай-нуллина [1], Н. Н. Королева [2, с. 101], Е. Ю. Крылов [3]) отмечают специфические характеристики виртуальной коммуникации в социальных сетях (ввиду физической непредставленности): отсутствие прямого эмоционального контакта, снятие жестких социальных конвенций, наличие особой формы самопрезентации, добровольность контактов и возможность прервать общение с собеседником, перейдя на другой виртуальный ресурс, что дает иллюзорное ощущении безопасности и анонимности. Эти особенности виртуальной коммуникации позволяют сделать вывод: пользователи конструируют образ себя и образ других в виртуальном взаимодействии специфично, в большей степени контролируемо, нежели в реальном взаимодействии, что обусловливает возникновение проблемы искаженного восприятия пользователем социальной сети своего виртуального собеседника. В связи с этим, актуальным представляется изучение психологических портретов пользователей социальных сетей. В нашем исследовании мы изучаем психологические портреты эмоционально устойчивого и эмоционально неустойчивого пользователей социальной сети Интернет.

Исследование было проведено нами на

базе Барановичского государственного университета. Выборку исследования составили 50 респондентов — студенты педагогических специальностей. Цель исследования — выявление взаимосвязи личностных характеристик эмоционально устойчивых и эмоционально неустойчивых пользователей социальных сетей, проявляющихся в реальном взаимодействии, с личностными характеристиками, предъявляемыми ими в процессе Интернет-коммуникации. Были использованы методика «Большая пятерка» (Р. МакКрае и П. Коста), позволяющая выявить личностные характеристики человека, проявляющиеся в межличностном взаимодействии, и модифицированный нами вариант методики личностного дифференциала (включала 39 семибалльных шкал, соответствующих шкалам методики «Большая пятерка»), ориентированный на определение личностных характеристик, позиционируемых человеком в социальных сетях. Для установления способов предъявления мужчинами и женщинами личностных качеств в социальных сетях Интернет нами был использован авторский вариант анкеты и контент-анализ. Статистическая обработка данных представлена корреляционным анализом (вычислялся коэффициент корреляции Пирсона). По ее результатам был составлен психологический портрет пользователя, который в реальной жизни предъявляет себя как человека, стремящегося к эмоциональной устойчивости.

В своем исследовании мы обратились к рассмотрению следующих каналов многоаспектной самопрезентации личности в социальной сети: никнейм (может отражать как реальное, так и модифицированное имя пользователя), аватар (фотография или

картинка, которые служат визуальным выражением образа пользователя), статус (индикатор текущего эмоционального состояния пользователя), медиа-файлы (фото-видео-аудиоматериалы, размещающиеся в форме «постов», «репостов» на «стене» пользователя), продукты творчества (бизнес-проекты пользователя, реализуемые в социальной сети), принадлежность к сообществам (администрирование, активность в объединениях пользователей по интересам). Также мы акцентируем внимание на ряде характеристик активности пользователя в социальной сети: частота обновлений страницы, объем и содержание предъявляемой информации в рамках «постов» на «стене» пользователя, степень проницаемости границ страницы пользователя, количество виртуальных коммуникаций с другими пользователями.

По мнению Р. МакКрае и П. Коста, для эмоционально неустойчивого человека характерна неспособность контролировать собственные эмоции и импульсивные влечения. В поведении это проявляется как отсутствие чувства ответственности, укло -нение от реальности и капризность. Такие люди чувствуют себя беспомощными, неспособными справиться с жизненными трудностями. Самооценка у эмоционально неустойчивых мужчин и женщин, как правило, занижена, поэтому они с тревогой ожидают проблемных ситуаций, и, попадая в них, чувствуют отчаяние [4, с. 22].

С повышением уровня эмоциональной неустойчивости у пользователей социальной сети Интернет увеличивается актив -ность в русле предъявления себя как печального человека (г=-0,29; р=0,04). Аватар таких пользователей представлен личной фотографией либо фотоматериалом из Сети, содержание которого можно обозначить как депрессивное. Также астенические эмоции отражаются у данного пользователя в статусе и публичных отчетах о событиях повседневной жизни в виде «постов». Данные отчеты тесно связаны с публикуемыми медиа-файлами, «репоста-ми» из сообществ, продуктами собственного творчества, и данные каналы самопрезентации чаще всего выполняют функцию сопроводительного фона для описанных

событий из личной жизни эмоционально неустойчивого пользователя.

Чем выше уровень эмоциональной неустойчивости пользователя социальной сети Интернет, тем в большей степени у него актуализировано стремление проявить мягкость (г=0,33; р=0,02). Значит, такой пользователь ориентируется на создание благоприятного мнения у другого пользователя и не использует грубых, нецензурных выражений в виртуальной коммуникации.

Для эмоционально неустойчивых пользователей социальной сети Интернет характерно стремление предъявить себя в виртуальном взаимодействии как пассивного (г=-0,32; р=0,03), молчаливого (г=-0,29; р=0,04) и робкого (г=-0,40; р=0,00) человека. Это отслеживается в отсутствии проявления открытого интереса к материалам на странице другого пользователя. Это выражается в том, что пользователь не проявляет инициативы в создании виртуальной беседы, может игнорировать сообщения другого пользователя, а также в том, что пользователь склонен к необъемным, однако тщательно продуманным, сообщениям.

С повышением уровня эмоциональной неустойчивости у пользователя социальной сети увеличивается стремление предъявлять доверчивость (г=0,23; р=0) и конформность (г=0,23; р=0). Это отслеживается в том, что эмоционально неустойчивый пользователь предрасположен опубликовывать собственные глубокие размышления, фантазии, не ограничивая круг лиц, которые могут это прочесть. И, получая негативное мнение других людей, касаемо представленной информации на его странице, некритично считает их единственно верными и характеризующими его личность в целом.

Итак, страница такого пользователя отличается стремлением уклониться от осознания и разрешения проблемных жизненных ситуаций, а также направленностью на анализ собственных эмоциональных переживаний, которые вызваны данными проблемами, используя разнообразие представленной информации в социальной сети Интернет. Такая направленность обуславливает неширокий круг виртуальных друзей и необъемные коммуникации с ними.

Противоположным образом позициони-

руют себя в рамках социальных сетей люди с высоким уровнем эмоциональной устойчивости. Они самодостаточны, уверены в своих силах. При их эмоциональной зрелости, сохраняют хладнокровие и спокойствие в самых неблагоприятных ситуациях. На жизнь такие люди смотрят серьезно и реалистично, хорошо осознают требования действительности, не скрывают от себя собственных недостатков и чувствуют себя хорошо приспособленными к жизни.

References:

1. Krylov, E. YU. Formirovanie taktik celenapravlennoj samoprezentacii u studentov v virtual'noj srede: dis. ... kand. psihol. nauk: 19.00.07 / E.YU. Krylov. - Sankt-Peterburg, 2012. - 144 l.

2. Znamenskaya, N. V. Predstavlenie i ponimanie individual'nyh kachestv lichnosti v processe samoocenivaniya: dis. ... kand. psihol. nauk: 19.00.01 / N.V. Znamenskaya. -Kazan', 1996. - 157 s.

3. Koroleva, N. N. Vozdejstvie sovremennoj informacionnoj i mediasredy na «obraz ya» podrostkov / N.N. Koroleva, I.M. Bogdanovskaya, // Vestn. Gercenov. unta. -2014. - №2. - S. 87.

4. Hromov, A. B. Pyatifaktornyj oprosnik lichnosti : ucheb.-metod. posobie / A. B. Hromov. - Kurgan: izd-vo Kurganskogo gos. universiteta, 2000. - S. 22

E. D. Bykovskaya PSYCHOLOGICAL PORTRAIT USERS OF SOCIAL INTERNET WITH PRONOUNCED POLES PERSONAL CONSTRUCTS «EMOTIONAL STABILITY - EMOTIONAL INSTABILITY» EE «Baranovichi State University» Summary

The article presents the results of empirical research of the relationship of personality characteristics emotionally stable and emotionally unstable users of social networking Internet, manifested in a real interaction with the personal characteristics imposed by them in online communication. The higher the level of expression of emotional instability among users of social networks the Internet, the more they seek to prove himself as a sad, soft, passive, silent, timid, credulous and conformal person.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.