ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПОДРОСТКА ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ С СИНДРОМОМ ДИСПЛАЗИИ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ СЕРДЦА
Георгиева Е.Н.
Ставропольская государственная медицинская академия, кафедра гигиены с экологией, г. Ставрополь
Характеристика состояния здоровья подросткового населения складывается не только из оценки физического развития, распределения их по группам здоровья и инвалидности, но и из анализа уровней заболеваемости. Динамика в состоянии здоровья подростков и лиц молодого возраста последних лет наиболее неблагоприятна. Немаловажная роль в оценке здоровья пациента принадлежит формируемой в процессе онтогенеза норме реакции. Значительное количество научных работ иллюстрирует влияние психологических факторов на риск развития и усугубления кардиальной патологии. В целом, лица с соединительнотканными дисплазиями достоверно отличаются от здоровых людей рядом особенностей: неадекватностью притязаний, высокой ситуационной тревожностью, низкой эмоциональной устойчивостью и снижением динамических показателей психической деятельности.
Цель работы - установление психоэмоциональных особенностей у подростков 14-17 лет с синдромом дисплазии соединительной ткани сердца (СДСТС).
В исследовании участвовало 78 подростков 14-17 лет - 40 мальчиков и 38 девочек, у которых диагноз СДСТС был подтвержден эхокардиографически, в связи с чем все пациенты были разделены на три группы - лица с АХЛЖ, лица с изолированным ПМК и лица с сочетанием этих ультразвуковых феноменов. Программа исследования включала тестирование с использованием личностного опросника Айзенка и шкал тревоги и тревожности Спилберга.
По данным опросника Айзенка среди мальчиков с АХЛЖ доминировали экстраверты (66,6%), в остальных двух группах преобладали интроверты: с ПМК - 83,3% случаев (из них умеренных 58,3%), с ПМК+АХЛЖ - 68,8%, причем умеренных и значительных интровертов было практически поровну (37,5% и 31,3% соответственно). Среди девочек с АХЛЖ также преобладали экстраверты (58,3%), в группах девочек с ПМК и сочетанием ПМК+АХЛЖ доминировали интроверты (66,7% и 64,3% случаев соответственно). Половина опрошенных девочек с ПМК относилась к группе умеренных интровертов. Следует отметить, что среди подростков с АХЛЖ эмоциональная устойчивость более характерна для лиц женского пола - 83,3%, тогда как среди мужского -66,6%. Среди подростков с ПМК эмоциональная неустойчивость была больше характерна для девочек - 75,0%, тогда как у мальчиков - 68,8%, однако высокая эмоциональная неустойчивость отмечалась у четверти опрошенных детей без половых различий. В группе подростков с сочетанием ПМК+АХЛЖ эмоционально неустойчивы также чаще были девочки - 78,6%, нежели мальчики - 68,8% случаев. Причем высокая эмоциональная неустойчивость встречалась у них практически поровну - 25,0% мальчиков и 28,6% девочек. Методика Спилберга позволила установить, что у всех пациентов с СДСТС было зафиксировано увеличение показателей личностной тревоги в сравнении с ситуативной. Это свидетельствует о том, что тревожность в данном случае является индивидуальной психологической особенностью, состоящей в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Высокая тревожность среди подростков была более характерна для представителей женского пола. Среди девочек с СДСТС повышенное беспокойство отмечали две трети пациенток с ПМК и сочетанием ПМК+АХЛЖ и половина опрошенных с АХЛЖ. Среди мальчиков с СДСТС повышенная тревожность была характерна для половины подростков с ПМК, в двух других группах - в 41,7% и 43,7% случаев соответственно. Необходимо отметить достаточно частую встречаемость низких показателей тревожности среди мальчиков с АХЛЖ (25,0%), что, безусловно, свидетельствует о социальной безучастности.
Выводы. Группу обследованных детей с ПМК и сочетанием ПМК+АХЛЖ составили интроверты с низкой эмоциональной устойчивостью; данные лиц с АХЛЖ приближались к данным группы сравнения. Высокие уровни тревожности были характерны для всех групп подростков с СДСТС, но чаще отмечались среди подростков женского пола. Низкая тревожность мальчиков с АХЛЖ свидетельствует о социальной апатии и безответственности в планировании и решении конкретных жизненных ситуаций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва