УДК 159 . 922 + 613.37 + 159 . 9:61
И. Л. Шелехов, О. Г. Берестнева, А. М. Уразаев ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПЕРВОРОДЯЩИХ ЖЕНЩИН
Представлены результаты исследования, направленного на определение роли возрастных факторов в формировании свойств личности и психического состояния беременных женщин с установкой на рождение ребенка при современных условиях социализации. Исследование проводилось в женских консультациях родильных домов г. Томска в течение 2003-2007 гг., было проведено психологическое обследование 102 практически здоровых беременных женщин в возрасте 19-37 лет, ожидавших рождения первого ребенка.
Результаты исследования дополняют существующие теоретические представления о психологических аспектах репродуктивной функции женщины, позволяют предложить пути решения ряда важных научно-практических и социальных задач.
Ключевые слова: личность, женщина, репродуктивное поведение, беременность, дети, семья.
Актуальность темы исследования. В последние 15-20 лет исследования психологических аспектов репродуктивной функции женщины приобрели особую социальную значимость. Как свидетельствуют данные, полученные в различных областях знаний, в Российской Федерации с 1990-х гг. продолжает увеличиваться число бездетных гражданских браков и неполных семей. Отмечается тенденция к росту девиантных форм материнского поведения [1-3].
Первая беременность, ее исход имеют важное значение для последующего развития личности женщины как субъекта репродуктивного поведения, семейных отношений, а также эффективности профессиональной самореализации. В последнее десятилетие для жизненного пути большинства молодых российских женщин характерным стал «сексуальный дебют» в подростковом возрасте, наличие двух и более половых партнеров до первой сохраняемой беременности [4-12].
Несмотря на полиморфизм социальных ролей, характерных для современных женщин, актуальными для многих из них не только в России, но и в других урбанизированных, промышленно развитых странах стали психологические проблемы личностной самореализации как потенциальных матерей при формах семейных отношений с половыми партнерами нормативными для последующего воспитания детей.
Таким образом, актуальным является исследование, направленное на определение роли возрастных факторов в формировании свойств личности и психического состояния беременных женщин с установкой на рождение ребенка при современных условиях социализации.
Характеристика обследуемого контингента. В женских консультациях родильных домов Томска в течение 2003-2007 гг., было проведено психологическое обследование 102 практически здоровых беременных в возрасте 19-37 лет, ожидавших рождение первого ребенка.
Организация и методы исследования. Исследование проводилось сплошным методом на добровольной основе. Число беременных младше 20 лет составляло 22, 20-25-летних - 42 и 26-летних и старше - 38 женщин. Средний возраст - 25,4 года, средняя продолжительность беременности -19 недель. Для изучения структуры и черт личности женщин применялся тест MMPI [13]. Эмоциональные отношения беременных женщин к значимым лицам и ситуациям, частично в обход вербальных защитных механизмов, исследовались по методу цветовых отношений Эткинда [14]. Для оценивания самооценок и ситуаций, описываемых женщинами при проведении психологического интервьюирования, использовалась 20-балльная шкала, имеющая четыре диапазона («не значимо», «малозначимо», «значимо» и «очень значимо»).
Достоверность статистических различий средних значений и долей (процентов) количественных показателей, характеризующих имеющиеся группы, оценивалась по критерию Стьюдента. Для оценки статистических различий в уровне показателей теста MMPI в трех возрастных группах женщин использовался критерий Манна-Уитни [15]. Компьютерная обработка и анализ данных проводились с использованием стандартных программ Windows Office и прикладного статистического пакета Statistica 6.0.
Результаты обследования и их обсуждение. Число женщин, состоявших в юридически зарегистрированном браке (57,0-60,0 %) и имевших до настоящей беременности двух и более половых партнеров (65,0-70,0 %), не имело статистически достоверных различий в различных возрастных группах. Средний возраст начала половой жизни в группе женщин младше 19-20 лет составлял 16,3 + 0,2 года и был статистически достоверно (p < 0,05) ниже, чем (18,0 + 0,2 года) у пациенток 26 лет и старше. Количество искусственных абортов в младшей возрастной группе составляло
0,3 + 0,2; в средней возрастной группе - 0,6 + 0,2 и в старшей возрастной группе - 0,6 + 0,1. Количе-
ство самопроизвольных абортов, приходившихся на одну женщину, в младшей возрастной группе -
0,1 + 0,1; в средней и старшей возрастных группах - 0,2+0,1.
Во всех возрастных группах от 40,0 до 50,0 % «первородящих» указывали на возможность рождения второго ребенка. В качестве основной причины сохранения настоящей беременности женщины моложе 21 года чаще отмечали такие ответы, как «совместное желание с отцом ожидаемого ребенка» (70 %) и «преимущественно собственное желание» (10,0 %). Остальные возможные причины реже указывались ими в качестве основной. В сумме они составляли только 20,0 % всех ответов. Характерно, что «первородящие» старше 25 лет редко выделяли такую причину сохранения беременности, как «последний шанс материнства». При этом в данной возрастной группе 54,0 % указывали на «преимущественно собственное желание» в качестве основной для себя причины деторождения и только 36,0 % - на «совместное желание с отцом ожидаемого ребенка». Кроме того, женщины средней возрастной группы указывали по 20-балльной шкале на большую (р < 0,05) степень значимости для себя удовлетворенности «собственной телесностью» (Мй = 14), чем те, которые не достигли 21 года (Мй = 12). Уровень самооценок потребности в психологической помощи в связи с беременностью у «первородящих» всех возрастных групп (12-13 баллов) достоверно не отличался и соответствовал диапазону «значимо» тестовой карты. В целом такая структура ответов отражала своеобразную «психологическую защиту» более старших женщин при объяснении причин относительно позднего рождения первого ребенка. Сохранявшаяся в субоптимальном репродуктивном возрасте беременность становилась для них как бы фактором снижения «риска утраты возможности материнства».
Сопоставление результатов тестовой психологической диагностики структуры, черт и актуальных психических состояний личности у беременных разного возраста позволило установить, что у «первородящих» до 21 года отмечались более низкие (р < 0,05) показатели в Г-баллах по шкале «эмоциональная лабильность» (Мй = 43) теста ММР1, чем в группе 26-лет и старше (Мй = 48). Интерпретация соотношения этих значений (в 70-балльном диапазоне - для психологической диагностики) позволяла предположить, что формирование такой черты личности (при устойчивом превышении 70-80 7-баллов по шкале Ну - «истерия» - в психиатрической диагностике) в период беременности у клинически здоровых женщин наиболее старшего возраста проявлялась как реакция на психотравмирующие переживания, связанные
с относительно поздним материнством. Статистически значимых различий показателей по остальным тестовым шкалам у женщин выделенных возрастных групп не выявлено.
Для рассмотренных нами критериев типологи-зации «первородящих» женщин, при разделении их на «добрачных девственниц» и имевших два и более половых партнеров (до настоящей беременности) также были установлены (р < 0,05) групповые различия по возрасту. Так, у более малочисленной (28,0 %) первой группы женщин, у которых отец ожидаемого ребенка являлся первым половым партнером, средний возраст составлял 22,4 + 0,3 года, у второй - 23,9 + 0,4 года. Хотя эта разница в хронологическим, биологическом значении в этом возрастном диапазоне репродуктивных возможностей была незначительна, она выступала как достаточно существенная для исчисления того возраста, который характеризуется как психологический [16].
Так, женщины первой группы (у которых отец ожидаемого ребенка являлся первым половым партнером), имели более (р < 0,05) низкие (41,3 + 1,5) показатели в 7-баллах по шкале «3 -эмоциональная лабильность» (Ну-истерии - в психиатрической диагностике, при превышении 70-80 баллов) и более высокие (45,9 + 1,1) по шкале «4 -импульсивность» (Рй-психопатии) профиля ММР1, чем те, у которых настоящей беременности предшествовали сексуальные отношения с двумя и более мужчинами (45,9 + 1,1 - по шкале эмоциональной лабильности и 41,8 + 1,0 - по шкале импульсивности соответственно). Характерно, что в этой, последней группе, только 11,0 % указывали на собственное атеистическое мировоззрение. В группе же сохранявших «добрачную девственность» к атеисткам относили себя 67,0 %. Обратная зависимость между преобладанием среди беременных атеистического мировоззрения и их предшествующим сексуальным опытом с разными половыми партнерами была статистически достоверна по критерию хи-квадрат при высоком уровне значимости (р < 0,001) [15].
В структуре эмоциональных отношений женщин к значимым лицам и ситуациям возрастных различий не выявлялось. При этом для плеяд значимых (р < 0,01) коэффициентов корреляций по Спирмену [15], характеризовавших проецирование в сознании беременных женщин мозаики эмоциональных отношений (по восьмибалльным оценкам Люшера-Эткинда), существовали положительные близкие к прямым связи для континуумов «Я - Я» и «Я - моя семья», а также «Я - Я» и «Я - беременность». Такой же характер связи был и между системами эмоциональных приятий «Я - отец ожидаемого ребенка» и «Я - моя семья».
Заключение. В целом, проведенное исследование показало, что у женщин для периода беременности характерна инвариантность состояний личностной, психической сферы, которая имеет как возрастную детерминацию, так и обусловлена предшествующим опытом полоролевого поведения. При этом существуют типологические различия не только в структуре, чертах личности, но и в особенностях ценностных ориентаций и мировоззрения женщин, зависящие от опыта их социализации как субъектов сексуального и репродуктивного поведения.
Полученные данные позволяют планировать дальнейшие исследования, как в области психологической диагностики, так и консультирования психических и поведенческих нарушений у беременных женщин. Наряду с этим, они могут быть использованы в образовательных учреждениях для разработки программ психологического и психолого-педагогического характера, направленных на формирование социально-ролевой материнской функции, а также при проведении семейного психологического консультирования.
Список литературы
I. Филиппова Г . Г . Материнство и основные аспекты его исследования в психологии / Г . Г . Филиппова // Вопр . психол . 2001. № 2 . С . 22-36 .
2 . Вихляева Е . М . , Николаева Е . И . Основные детерминанты репродуктивного поведения женщин: роды и индуцированный аборт // Пла-
нирование семьи . 2001. № 1. С . 15-18 .
3 . Шелехов И . Л . , Уразаев А. М . Психологическая коррекция девиантных форм материнского поведения . Томск: Изд-во ТГПУ, 2009 . 128 с .
4 . Уразаев А . М . , Попова Ю . Н ., Мамышева Н . Л ., Мануйлова О . А. Формирование социального и психологического портрета современных
молодых женщин в период репродуктивной активности // Вестн . Томского гос. пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2002 . Вып . 3 (31) . С . 25-37 .
5 . Развитие личностной сферы женщины как субъекта репродуктивного поведения в современной системе социальных ролей /
А . М. Уразаев, О . Г . Берестнева, И . Л . Шелехов, Ю . В . Ясюкевич, Л . И . Миненко, Л . В . Шабанов // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2009 . Вып . 11 (89) . С . 120-125.
6 . Психологическая характеристика женщин на поздних этапах беременности / К. С . Карташова, И . Л . Шелехов, В . Н . Кожевников,
М . Н . Мытникова // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2010 . Вып . 2 (92) . 2010 . С . 103-106 .
7 . Шелехов И . Л . , Берестнева О . Г . , Жаркова О . С . Анализ факторов, определяющих демографическую ситуацию в современной России //
Вестн . Томского гос. пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2010 . Вып . 5 (95) . С . 135-141.
8 . Шелехов И . Л . , Залевский Г . В . Личностные аспекты репродуктивного поведения как системного структурно-уровневого феномена //
Сиб. психол . журн . 2010 . № 37 . С . 6-10 .
9 . Роль условий социализации в формировании у женщин установок на сохранение и искусственное прерывание беременности /
Ю . В . Ясюкевич, И . Л . Шелехов, О . Г. Берестнева, А. М . Уразаев // Современные проблемы науки и образования . 2012 . № . 2 . URL: http://www. science-education . ru/102-5766
10 . Шелехов И . Л . , Берестнева О . Г. , Ясюкевич Ю . В . Анализ установок на реализацию материнской функции современных девушек юно-
шеского возраста // Современные проблемы науки и образования . 2012 . № 4 . URL: http://www. science-education . ru/104-6679 (дата обращения: 13 07 2012)
II. Шелехов И . Л . , Берестнева О . Г. Репродуктивное здоровье женщины: психологические и социальные аспекты . ТПУ, ТГПУ, СГМУ. Томск: Изд-во ТПУ, 2013 . 366 с .
12 . Берестнева О . Г ., Жаркова О . С . , Шелехов И . Л . Системный анализ и информационные технологии в задачах исследования гендерных
и личностных особенностей современных . Томск: Изд-во ТПУ, 2013. 294 с .
13 . Бурлачук Л . Ф . , Морозов С . М . Словарь-справочник по психодиагностике СПб .: Питер, 2001.528 с .
14 . Эткинд А. М ., Бажин Е . Ф . Цветовой тест отношений . СПб . : Иматон, 2000 . 98 с.
15 . Математические методы в психологии и педагогике: учеб . пособие / О . Г . Берестнева, Е . А. Муратова, И . Л . Шелехов, О . С . Жаркова,
А. М. Уразаев. Томск: Изд-во ТГПУ, 2012 . 276 с.
16 . Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа . М . : Смысл, 2001.416 с.
Шелехов И. Л., кандидат психологических наук, доцент кафедры, член-корреспондент Международной академии психологических наук (МАПН).
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected], [email protected]
Берестнева О. Г., доктор технических наук, профессор кафедры.
Национальный исследовательский Томский политехнический университет.
Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.
E-mail: [email protected]
Уразаев А. М., доктор биологических наук, профессор.
Институт теории образования Томского государственного педагогического университета.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 21.01.2014.
I. L. Shelehov, O. G. Berestneva, A. M. Urazaev PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF WOMAN EXPECTING HER FIRST CHILD
The article presents the results of study to determine the role of age factors in shaping personality traits and mental state of pregnant women with the installation of child birth in the present circumstances of socialization. The study was conducted in antenatal maternity clinics of Tomsk within 2003-2007 years.Psychological examination of 102 healthy pregnant women aged 19-37 years, awaiting the birth of their first child was conducted. The study results complement the existing theoretical understanding of the psychological aspects of female reproductive function, allows us to offer solutions to a number of important scientific and practical and social problems.
Key words: personality, female, reproductive behavior, pregnancy, children, family.
References
I. Filippova G . G . Motherhood and the main aspects of its research in psychology. Questions of psychology, 2001, no . 2, pp . 22-36 . (in Russian) .
2 . Vikhlyaeva E . M ., Nikolaeva E . I . The major determinants of women's reproductive behavior: a birth and induced abortion . Family Planning, 2001,
no . 1, pp . 15-18 (in Russian) .
3 . Shelehov I . L ., Urazaev A. M . Psychological correction of deviant forms of maternal behavior. Tomsk, TSPU Publ ., 2009 . 128 p . (in Russian) .
4 . Urazaev A . M . , Popova U . N ., Mamysheva N . L ., Manuylova O .A . Formation of social and psychological portrait of modern young women during
the reproductive activity. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2002, vol . 3 (31), pp . 25-37 (in Russian) .
5 . Urazaev A. M ., Berestneva O . G . , Shelehov I . L . , Yasyukevich U . V. , Minenko L . I . , Shabanov L . V. The development of a woman personal sphere
as a subject of sexual and reproductive behavior in the modern system of social roles . Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2009, vol .11 (89), pp . 120-125 (in Russian) .
6 . Kartashova K . S ., Shelehov I . L . , Kozhevnikov V. N ., Mytnikova M . N . Psychological characteristics of women in the later stages of pregnancy.
Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2010, vol . 2 (92), pp . 103-106 (in Russian).
7 . Shelehov I . L ., Berestneva O . G ., Zharkov O . S . Analysis of the factors that defining demographic situation in modern Russia . Tomsk State
Pedagogical University Bulletin, 2010, vol . 5 (95), pp . 135-141 (in Russian) .
8 . Shelehov I . L . , Zalewskiy G . V. Personal aspects of reproductive behavior, such as system-level structural phenomenon . Siberian psychological
journal, 2010, no . 37, pp . 6-10 . (in Russian) .
9 . Yasyukevich U . V. , Shelehov I . L . , Berestneva O . G ., Urazaev A. M . Role of socialization conditions in forming women's intentions for preservation
and induced abortion . Modern problems of science and education, 2012, no . 2 . URL: http://www. science-education . ru/102-5766 (in Russian) .
10 . Shelehov I . L . , Berestneva O . G ., Yasyukevich U . V. Analysis of intentions for realization of maternal function of adolescent women today. Modern
problems of science and education, 2012, no . 4 . URL: http://www. science-education . ru/104-6679 (date of access: 13.07 .2012) (in Russian) .
II. Shelehov I . L ., Berestneva O . G . Reproductive health of women: psychological and social aspects. Tomsk, TPU Publ . , 2013. 366 p . (in Russian) .
12 . Berestneva O . G . , Zharkova O . S ., Shelehov I . L . System analysis and information technologies in research problems of gender and personality
characteristics of modern women. Tomsk, TPU Publ . , 2013. 294 p . (in Russian) .
13 . Burlachuk L . F. , Morozov S . M . Dictionary of psychodiagnosis. St. Petersburg, Piter Publ ., 2001. 528 p . (in Russian) .
14 . Etkind A. M ., Bazhin E . F. Color Test of relations . St. Petersburg, Imaton Publ . , 2000 . 98 p . (in Russian) .
15 . Berestneva O . G ., Muratova E .A ., Shelehov I . L ., Zharkova O . S ., Urazaev A . M . Mathematical methods in psychology and pedagogy: a tutorial.
Tomsk, TSPU Publ ., 2012 . 276 p . (in Russian) .
16 . Asmolov A . G . Personality psychology: Principles of general psychological analysis. Moscow, Smysl Publ ., 2001.416 p . (in Russian) .
Shelehov I. L.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected], [email protected]
Berestneva O. G.
National Research Tomsk Polytechnic University.
Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.
E-mail: [email protected]
Urazaev A. M.
Institute of theory of education, Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]