Научная статья на тему 'Психологический механизм преступного поведения: системно-функциональный анализ'

Психологический механизм преступного поведения: системно-функциональный анализ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2502
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ СУБЪЕКТА ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ / УРОВНИ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ / PSYCHOLOGICAL MECHANISM OF CRIMINAL BEHAVIOUR / PSYCHIC ACTIVITY / PERSONALITY OF A SUBJECT OF CRIMINAL BEHAVIOUR / EXTERNAL CONDITIONS / LEVELS OF PSYCHIC REGULATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пастушеня Александр Николаевич

в статье излагаются теоретико-методологические основания психологического объяснения преступного поведения. Рассматривается модель психологического механизма такого поведения, который структурнофункционально раскрывает психическую деятельность, детерминирующую поведение в соотношении с внешними факторами. Обосновывается положение о том, что центральным звеном в этом механизме является целеполагание. Анализируется воздействие на психическую регуляцию внешних условий, фонового психического состояния субъекта и его актуальной социальной роли. Обращается внимание на уровневое строение психической деятельности, включающее интеллектуальную, эмоциональную, импульсивную регуляцию.theoretical-methodological basis of psychological explanation of criminal behaviour is considered in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of psychological mechanism of such behaviour which structurally reveais psychological activity, determining behaviour in correlation with external factors is considered. It is grounded that the central link in this mechanism is aim. The influence on psychic regulation of external conditions, background psychic condition of a subject and his actually social role is analized. Special attention is paid to level structure of psychic activity, including intellectual, emotional, impulsive regulation.

Текст научной работы на тему «Психологический механизм преступного поведения: системно-функциональный анализ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ: СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

А. Н. Пастушеня

Аннотация: в статье излагаются теоретико-методологические основания психологического объяснения преступного поведения. Рассматривается модель психологического механизма такого поведения, который структурнофункционально раскрывает психическую деятельность, детерминирующую поведение в соотношении с внешними факторами. Обосновывается положение о том, что центральным звеном в этом механизме является целепола-гание. Анализируется воздействие на психическую регуляцию внешних условий, фонового психического состояния субъекта и его актуальной социальной роли. Обращается внимание на уровне-вое строение психической деятельности, включающее интеллектуальную, эмоциональную, импульсивную регуляцию.

Ключевые слова: психологический механизм преступного поведения, психическая деятельность, личность субъекта преступного поведения, внешние условия, уровни психической регуляции.

The summary: theoretical-methodological basis of psychological explanation of criminal behaviour is considered in the article. The model of psychological mechanism of such behaviour which structurally reveais psychological activity, determining behaviour in correlation with external factors is considered. It is grounded that the central link in this mechanism is aim. The influence on psychic regulation of external conditions, background psychic condition of a subject and his actually social role is

analized. Special attention is paid to level structure of psychic activity, including intellectual, emotional, impulsive regulation.

Keywords: psychological mechanism of criminal behaviour, psychic activity, personality of a subject of criminal behaviour, external conditions, levels of psychic regulation.

Применение мер уголовной ответственности основывается на оценке вины субъекта преступления. В уголовном законе используется ряд понятий, выражающих различные характеристики психологической стороны деяния и личности его субъекта: «субъективная сторона преступления», «умысел» и «неосторожность», «мотив» и «цель», «состояние аффекта», «уменьшенная вменяемость», «личность виновного» и др. Эти понятия выражают различные составляющие психической деятельности субъекта, подготавливающей поведение во внутреннем плане и регулирующей его осуществление. Их познание позволяет более полно понять внутренние и внешние факторы преступления, более точно воспроизвести процесс его совершения, установить характер и степень вины субъекта.

Психологическое объяснение социального поведения, в том числе противоправных деяний, основывается на ряде методологических принципов психологии: детерминизма, системности, единства сознания и деятельности, личностного и деятельностного под-

ходов и др. Согласно принципу детерминизма (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов), психологическое объяснение преступного поведения должно учитывать взаимодействие внутренних (психических) и внешних (социальных) факторов в его происхождении. Такое взаимодействие выражается в том, что внешние условия и влияния воспринимаются и субъективно оцениваются индивидом в соотношении с его потребностями, интересами, отношениями, чувствами и другими психологическими свойствами личности и в соответствии с этой оценкой влияют на поведение. Их влияние может иметь различную силу и направленность. Так, внешние условия могут ставить индивида в сложную ситуацию, угрожающую личностным ценностям, из которой он не может найти правомерный выход. Такие внешние условия приобретают функцию внешней причинной детерминанты. В то же время их причинный характер соотносится с личностными предпосылками субъекта — его податливостью криминогенным влияниям обстоятельств.

В соответствии с принципом единства сознания и деятельности виновно совершенное противоправное деяние индивида рассматривается как осознаваемая произвольная активность. Этот принцип определяет, что такая активность является мотивированной, основывается на субъективном понимании значения деяния, осуществляется на основе свободы воли. Однако общеизвестно, что в психической регуляции преступного поведения присутствуют и подсознательные непроизвольные явления. Они выступают как неосознаваемые мотивы (влечения, зависимости, травматические комплексы и др.),

а также автоматизмы действий и операций (инстинкты, рефлексы, стереотипы, навыки и др.). Однако их проявление не исключает осознания психически нормальным человеком противоправности собственных действий и способности ими сознательно управлять, за исключением случаев, когда он не знает об уголовной наказуемости деяния.

Личностный подход (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, М.Г. Яро-шевский) определяет, что совершение преступного деяния происходит в силу психологических свойств субъекта, определенная совокупность которых образует внутреннюю причину такого деяния. Лицо, совершившее преступление, обладает склонностями к определенным преступным деяниям либо у него не сформирована антикриминаль-ная устойчивость личности. Последняя выражается в податливости криминогенному влиянию со стороны других лиц либо отсутствии способности найти правомерный выход из проблемной ситуации и допустимости в этом случае криминального варианта действий. Личность субъекта преступления, рассматриваемая как система психологических свойств, содержит внутренние предпосылки преступного поведения. Из этого вытекает и обратное утверждение—преступление не может совершить человек, не имеющий криминогенной склонности и обладающий по своим личным качествам устойчивостью против криминогенного влияния внешних факторов.

Деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.К. Ломов, К.К. Платонов, В.П. Зинченко, С.Д. Смирнов и др.) основывается на положениях психологической теории деятельности.

Его суть заключается в том, что поведение человека(как и его деятельность] детерминировано психической деятельностью. Эта психическая деятельность включает в себя ряд элементов, представляющих отражательные и регулятивные психические процессы: формирование образа внешних условий, мотивации, цели,мобилизация волевых усилий, реализация умений и др. Для психологического объяснения преступного поведения необходима оценка функциональных и содержательных сторон этих психических процессов.

Всестороннее и глубокое психологическое объяснение преступного поведения требует опоры на принцип системности (В.А. Ганзен, В.В. Дружинин, М.Ю. Ка-заринов, Б.Ф. Ломов, А.М. Столяренко]. В соответствии с этим принципом психическая регуляция преступного поведения должна рассматриваться как открытая динамическая система. Системное описание психической регуляции предполагает раскрытие структуры ее элементов (какие психические явления она включает в себя] и их взаимодействий, в результате которых происходит подготовка поведения во внутреннем плане и его исполнительная регуляция. Системный подход также требует рассмотрения внешних факторов преступного поведения как целостной совокупности социальных условий, имеющих различную степень непосредственности и динамичности влияния на внутренний мир индивида: события и ситуации, характеризуемые определенными обстоятельствами, с которыми сталкивается индивид; непосредственные условия его жизнедеятельности, включая его ближайшее социальное окружение; специфические социальные условия региона прожива-

ния; социальные условия в стране.

Для системного психологического объяснения преступного поведения с реализацией требований перечисленных методологических принципов необходимо использование рациональных объяснительных схем и адекватных им понятий. В качестве понятия, обладающего необходимым объяснительным потенциалом, выступает понятие «психологический механизм». Несмотря на частое его использование в научной литературе для объяснения психических явлений понятия «механизм», его определение не имеет общепринятой трактовки и используется в существенно различающихся значениях. Толкование (лексическое значение) слова «механизм», приведенное С.И. Ожеговым, обозначает: «система, устройство, определяющее порядок какого-нибудь вида деятельности» [5, с. 300]. В энциклопедическом словаре термин «механизм» определяется как система,предназначенная для преобразования движения одних тел в требуемое движение других тел [4, с. 722]. В этом определении акцент делается на взаимодействие элементов системы, приводящее к требуемому движению. При рассмотрении психической регуляции социального поведения (в том числе преступного) как открытой самоорганизующейся динамической системы важное значение приобретает раскрытие структуры ее элементов, их функций и взаимодействий, порождающих реальное поведение индивида. В связи с этим использование понятия психологического механизма поведения для такого системно-функционального объяснения психической регуляции социального поведения индивида является весьма приемлемым.

Психологический механизм преступного поведения можно определить как системную совокупность функционально взаимосвязанных психических процессов, состояний и свойств личности субъекта, а также внешних условий, которые в результате взаимодействия детерминируют данное поведение.

Раскрывая психологический механизм преступного поведения, необходимо исходить из положений о психической деятельности, детерминирующей социальное поведение индивида. В ней выделяются два наиболее общих процесса: процесс психического отражения и процесс психической регуляции, которые проявляются в многообразии познавательных, эмоциональных, мотивационных, волевых и других процессов. Эти отражательно-регулятивные процессы одновременно выступают и составляющими психической деятельности, и элементами психологического механизма поведения. Они протекают индивидуально своеобразно и их содержание обусловлено свойствами личности субъекта. Говоря о таких составляющих психической деятельности, С.Л. Рубинштейн обращает внимание на различие психологического строения простых и сложных форм волевого действия (поведения). Он отмечает: «В простом волевом акте побуждение к действию, направленному на более или менее осознанную цель, почти непосредственно переходит в действие, не предваряемое сколько-нибудь сложным и длительным сознательным процессом; сама цель не выходит за пределы непосредственной ситуации, ее осуществление достигается посредством привычных действий, которые производятся почти автоматически, как только дан импульс. Для слож-

ного волевого акта... существенно прежде всего то, что между импульсом и действием вклинивается сложный сознательный процесс. Действию предшествует учет его последствий и осознание его мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана его осуществления... В сложном волевом действии можно выделить 4 основные стадии или фазы: 1) возникновение побуждения и предварительная постановка цели;

2) стадия обсуждения и борьбы мотивов;

3) решение; 4) исполнение» [8, с. 190]. Б.Ф. Ломов, систематизируя психологическое строение деятельности, включает в нее такие составляющие, как мотив, цель, планирование, переработка текущей информации, оперативный образ (и концептуальная модель), принятие решения, действия, проверка результатов и коррекция действий [2, с. 216-231]. В.Н. Кудрявцев, говоря об основных элементах механизма преступного деяния, обращает внимание на мотивацию, планирование, исполнение. При этом блок планирования предусматривает «определение субъектом его целей, предполагает выбор им объектов своей деятельности, а также средств достижения намеченной цели» [1, с. 32-36]. Признавая наличие указанных составляющих психической деятельности, детерминирующей преступное поведение, необходимо отметить, что важнейшим ее элементом является принятие цели и способа ее достижения, поскольку цель и неразрывно связанный с ней способ выражают правовую направленность планируемых и совершаемых действий.

Обобщая приведенные данные о структурировании психической деятельности субъекта поведения, можно

выделить такие ее составляющие, как: восприятие и оценка ситуации и других социальных условий; прогнозирование хода событий и их значения для себя (личностного смысла); переживание потребности и побуждения к ее удовлетворению; принятие цели, включающей в себя способ ее достижения; формирование плана действий; мобилизация воли и исполнительная регуляция, обеспечивающая реализацию целевой установки. Говоря о такого рода «составляющих», Б.Ф. Ломов указывает, что «они раскрывают различные аспекты (и уровни) регулирующей функции психического в подготовке, организации и выполнении деятельности» [2, с. 217].

На психическую деятельность влияет также состояние нервной системы субъекта и его фоновое психическое состояние, которые представляют собой внутренние условия, не относящиеся к свойствам личности. Основываясь на изложенных посылках, можно выделить следующие основные элементы психоло-

гического механизма преступного поведения:

- процессы психического отражения и регуляции, к основным из которых относятся: социальная перцепция, моти-вообразование, целеполагание, исполнительная регуляция;

- личность преступника — прежде всего присущие ей криминогенные свойства, то есть свойства, существенные для порождения преступного деяния;

- внешние условия, включающие в себя социальные условия жизнедеятельности и обстоятельства ситуации, значимые в детерминации преступного поведения;

- актуальная социальная роль субъекта, которая была ему присуща в ситуации совершения преступления;

- внутренние условия — функциональное и фоновое психическое состояние субъекта.

Взаимосвязь этих элементов психологического механизма преступления представлена на рисунке 1.

Рис. 1

Кратко охарактеризуем указанные основные элементы психологического механизма преступного поведения.

1. Отражательно-регулятивные психические процессы, образующие в совокупности психическую деятельность, детерминирующую преступное поведение: социальная перцепция, мо-тивообразование, целеполагание, исполнительная регуляция.

Социальная перцепция — представляет собой восприятие и оценку субъектом внешних условий и своего положения в этих условиях. В качестве внешних условий выступают обстоятельства ситуации, в которой совершается преступление, а также более широкий контекст условий социальной среды и жизнедеятельности индивида, связанных с его социальным положением и выполняемыми социальными ролями. В детерминации преступного поведения внешние условия влияют:

- на мотивообразование, задавая необходимость действовать, когда, например, возникаетугроза личностным ценностям субъекта или предоставляется благоприятная возможность для достижения личностно ценного результата;

- принятие преступной цели и способа, когда субъект оценивает необходимость и возможность в сложившихся условиях действовать определенным преступным способом, либо когда другие лица, в том числе члены преступной группы, склоняют к совершению преступного деяния (к принятию преступной цели и способа действий);

- исполнительную регуляцию, когда субъект оценивает внешние условия для адекватного осуществления намеченных действий.

Результатом процесса восприятия является образ внешних условий, важнейшей стороной которого выступает значение внешних условий для субъекта поведения. Значение оценивается в личностной системе критериев. Оценка может быть аксиологической (значение для личных ценностей и потребностей), деонтологической (соответствие поведения других людей личностным нормам и принципам), чувственноэстетической (приятное или неприятное впечатление), операциональнодеятельностной (значение для адекватного и точного осуществления намеченных действий) и возможно другие стороны значения. На основе субъективного понимания значения воспринимаемых условий возникает переживание соответствующего отношения к ним, определенных чувств, побуждений, стремлений. Таким образом, процесс восприятия внешних условий влияет на протекание регулятивных процессов: мотивообразования, целеполагания и исполнительной регуляции.

Восприятие и оценка внешних условий лицом, имеющим склонность к совершению преступного деяния, имеет специфические особенности в отличие от их восприятия законопослушным человеком. Отличия проявляются в избирательности восприятия, прежде всего в акценте внимания на возможности достижения желаемого результата противоправным способом, а также на наличие помех для совершения преступления и обстоятельств, способствующих его раскрытию. При моделировании ситуации совершения преступного деяния законопослушные испытуемые проявляли ожидания отрицательных последствий. В отличие от них у большинства

осужденных за подобные преступления проявлялась активная поисковая доминанта (что и как надо делать), вовлеченность в этот процесс и уверенность в успешном исходе.

Мотивообразование — возникновение побуждения к активности — к совершению действий или к воздержанию от действий. Это побуждение может иметь внутренние и внешние первоисточники. К внутренним относятся переживания определенных потребностей, притязаний, интересов, чувств и т. д. Внешними выступают обстоятельства ситуации, затрагивающие потребности, интересы, ценности и отношения субъекта. При этом ситуация может оцениваться субъектом как отрицательная для него и требующая разрешения либо, наоборот, как благоприятная, несущая положительные возможности. В результате оценки обстоятельств возникает побуждение, выражающее субъективную необходимость совершения действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и удовлетворение потребности. Возникшее побуждение (мотив деяния) приводит к необходимости принятия цели и способа его реализации. Говоря о роли мотива в детерминации преступного деяния, необходимо учесть, что одно и тоже побуждение, выражающее желание удовлетворить потребность или разрешить проблемную ситуацию, может быть реализовано различными способами как преступным, так и правомерным. Многие преступления совершаются под влиянием мотивов, присущих жизнедеятельности законопослушных людей. В связи с этим наличие некоторого мотива однозначно не предопределяет совершение преступления. В неосторожных преступлениях проявля-

ются мотивы уклонения от совершения действий,необходимых или юридически обязательных для недопущения вредоносных последствий.

Целеполагание — принятие цели и способа достижения желаемого результата, определяет принятие субъектом решения совершить противоправное деяние (действия или бездействие). Цель преступного деяния выражает собой желаемый результат, в то же время она неразрывно связана с противоправным способом его достижения. Ибо не осознавая способ достижения желаемого результата, субъект не может действовать целесообразно. В связи с этим есть все основания считать, что результатом процесса целеполагания в детерминации преступного поведения является криминальная целевая установка, которая интегрирует цель (желаемый результат) и криминальный способ ее достижения. Эта установка проявляется как намерение, стремление, решение совершить определенные противоправные действия или не совершать юридически обязательных действий. Такую установку необходимо рассматривать как центральный (системообразующий) элемент психологического механизма преступного поведения. Ее возникновение определяет формирование ситуационной готовности совершить преступное деяние. Криминальная целевая установка может иметь различную степень детальности и конкретности своего содержания. Например, она может выражать только общее намерение субъекта действовать определенным преступным способом (украсть, избить и т. п.) либо представлять собой продуманный детальный план действий, включающий в себя варианты действий при измене-

нии обстоятельств и сокрытие следов преступления.

Исполнительная регуляция —

представляет собой регулятивный процесс, обеспечивающий реализацию криминальной целевой установки. Этот процесс имеет обратную связь с целепола-ганием и мотивообразованием посредством оценки успешности собственных действий, обстоятельств, а также возникающих трудностей и опасностей. В результате такой обратной связи субъект может корректировать цель, способ, план деяния. У него также могут изменяться побуждения, например, мотивация удовлетворения потребности преступным путем может смениться на мотивацию избежания отрицательных для себя последствий. Процесс исполнительной регуляции происходит по закономерностям, описанным Д.Н. Узнадзе, и включает в себя сочетание стадий выполнения привычных действий без активного участия сознания и стадий, когда сознание активизировано для оценки обстановки и коррекции плана действий («объективация») [9]. В исполнительной регуляции реализуются способности, умения, навыки, привычки, стереотипы. Этот процесс поддерживается волевыми усилиями субъекта.

2. Личность субъекта преступного поведения представляет собой системную совокупность психологических свойств, выступающих внутренней потенциальной предпосылкой такого поведения. Определенный комплекс психологических свойств личности образует склонность к некоторому виду противоправных деяний при определенных условиях.

Психологические свойства личности детерминируют такое содержание

отражательно-регулятивных процессов (восприятия, мотивообразования, целе-полагания), в силу которого у индивида возникает состояние готовности к противозаконному деянию. Так, содержание восприятия и оценки ситуации, в которой совершается преступление, порождают определенные знания, представления, ожидания, эмоционально-оценочные установки, ценностные ориентации и отношения личности. Благодаря им у субъекта возникает такое понимание значения ситуации, которое способствует совершению противоправных действий. Мотивацию деяния порождают потребности, влечения, притязания, ценностные ориентации, чувства, отношения и другие свойства личности. Принятие преступной цели и способа действий предопределяет представления, предубеждения, отношения, касающиеся преступных способов, личностные нормы (правила) и поведенческие установки. В исполнительной регуляции поведения реализуются умения, навыки, стереотипы, способности, волевые качества.

Основу криминогенной склонности представляет личностная приемлемость определенного преступного способа удовлетворения потребности или разрешения проблемной ситуации. Такая приемлемость выражает преобладающе положительную представленность преступного способа в психическом мире личности. Эта представленность может проявляться в том, что субъект видит прежде всего положительные стороны криминального способа (быстрый, легкий, доступный, результативный, единственно возможный и т. п.) и не придает определяющего значения его отрицательным последствиям. Подобные представления о преступном спосо-

бе интегрируются в преобладающе положительное отношение к нему. Положительная представленность преступного способа может проявляться и в более зрелом виде — как криминальная личностная норма, которая выражает усвоенное индивидом правило действовать таким способом в определенных случаях. И наконец, наиболее высокая зрелость криминогенной склонности определяется наличием криминальной личностной установки, которая интегрирует указанную криминальную норму и операциональную готовность к совершению преступных действий (навыки, стереотипы).

Криминогенная склонность личности, как было отмечено ранее, может иметь различную степень сформирован-ности (зрелости). Так, можно условно выделить зрелую форму личностной склонности к преступному поведению, проявляющуюся в потенциальной готовности использовать преступный способ действий для удовлетворения определенных потребностей или разрешения некоторых проблемных ситуаций. Она может реализоваться в совершении преступного деяния по собственной инициативе или в виде криминальной реакции на определенные обстоятельства ситуации. Можно также выделить и недостаточно сформированную склонность, которую целесообразно считать отсутствием у индивида антикриминальной устойчивости. В этом случает у него нет отрицательного отношения к преступному способу и он поддается криминогенным влияниям со стороны других лиц или обстоятельств, не способен им противостоять.

3. Актуальная социальная роль, которую выполняет субъект в ситуации,

связанной с совершением преступного деяния, также имеет свое влияние на его поведение. В соответствии с выполняемой социальной ролью у субъекта актуализированы определенные поведенческие социально-ролевые установки. Они преломляют отражательнорегулятивные процессы. Под их влиянием субъект оценивает внешние условия, испытывает побуждения и принимает решения, ориентируясь на свое ролевое положение и связанные с ним обязанности, ожидания присутствующих, усвоенные принципы и правила ролевого поведения. В одинаковых ситуациях субъект в зависимости от своего ролевого положения может действовать по-разному. Например, он может не реагировать на бестактное поведение другого лица, находясь среди незнакомых людей, однако в той же обстановке, но в роли семьянина (мужа, родителя) он вынужден оказать воздействие на этого человека, чтобы прекратить его действия и сохранить свое достоинство в глазах близких людей.

4. Внешние условия в механизме преступного поведения представляют собой обстоятельства ситуации, в том числе поведение других лиц, а также условия жизнедеятельности индивида, которые являются значимыми в его детерминации. К числу внешних условий относятся и действия потерпевших, соучастников преступления. Преступная группа выступает для конкретного ее члена элементом внешних условий, существенно детерминирующим его преступное поведение. Влияние внешних условий опосредовано их субъективным отражением. Воспринимая внешние условия, субъект индивидуально своеобразно понимает и оценивает их зна-

чение. Внешние условия, будучи субъективно воспринятыми, могут по разному влиять на поведение индивида — способствовать или препятствовать совершению преступления. По своим объективным свойствам внешние условия и влияния могут быть вынуждающими к совершению преступления, провоцирующими, стимулирующими, относительно нейтральными либо препятствующими его совершению. Они могут как носить управляющий характер (внушение, принуждение, подстрекательство, предоставление благоприятной возможности для совершения преступления), так и ограничивать возможность удовлетворения потребности правомерным способом.

5. Внутренние условия представляют собой функциональное и фоновое психическое состояние субъекта. Эти состояния существенно влияют функциональную сторону психической деятельности, прежде всего на преобладание определенного уровня психической активности индивида: интеллектуального (действует рационально на основе разумного расчета), эмоционального (действует по воле чувств и в силу настроения) либо импульсивного (действует на основе автоматизмов). Они могут также влиять на восприятие внешних условий, содержание и интенсивность мотивации, волевые усилия субъекта, что обусловливает принимаемые субъектом решения и его поведение. Наиболее существенно на психическую регуляцию поведения влияют состояния повышенного нервно-психического возбуждения либо усталости, заторможенности, а также состояние опьянения или одурманен-ности в результате употребления алкоголя, наркотических, токсических или пси-

хотропных веществ. Указанные состояния в зависимости от их характера могут активизировать либо тормозить психическую и физическую активность субъекта, способствовать импульсивности его поведения или обусловливать искажение психических функций.

После определения основных элементов психологического механизма преступного поведения необходимо отметить, что с помощью его модели раскрывается детерминация преступного поведения как открытая динамическая система. Для прикладного использования знания особое значение имеет выделение системообразующего элемента данной системы, причинно детерминирующего ее внешнюю функцию [3], то есть выражает внутреннюю необходимость совершения преступного деяния. В качестве такого элемента выступает преступная цель, включающая в себя преступный способ достижения желаемого результата — криминальная целевая установка. Остальные элементы следует рассматривать с точки зрения их влияния на формирование указанной установки.

Важное значение имеет также понимание соотношения внутренних (личностных) и внешних факторов преступного поведения. А.Р. Ратинов верно отмечает: «Интегральная оценка личности и ситуации с точки зрения крими-ногенности позволяет представить их взаимодействие как взаимное подкрепление, усиление либо ослабление, погашение друг друга. Результат взаимодействия — правомерный или противоправный — зависит от характера сочетания и сравнительной интенсивности конкурирующих факторов различной модальности (направленности)» [7, с. 6-7].

Причинная связь внешних и внутренних факторов в порождении преступного поведения должна также рассматриваться в зависимости от степени развития криминогенной склонности личности. Степень ее развития задает характер детерминации преступного поведения. При высоком развитии такой склонности детерминация будет представлять собой ее актуализацию. В этом случае индивид проявляет инициативу в совершении преступления, ищет или создает условия для его совершения. При недостаточно зрелой склонности субъект может совершить преступное деяние при случайно возникших благоприятных или провоцирующих обстоятельствах, однако он не предрасположен осуществлять их поиск или создание. Низкая степень зрелости криминогенной склонности может проявляться в неопределенном или противоречивом отношении субъекта к преступному способу, что выражает недостаточную антикриминальную устойчивость личности. В этом случае внешние условия и воздействия других лиц, подстрекающих к совершению преступления, будут выступать исходной причиной преступного деяния.

Важнейшим аспектом рассмотрения психологического механизма преступного поведения является раскрытие уровневого строения психической деятельности, детерминирующей данное поведение. Диалектическое соотношение различных уровней психической деятельности определено Б.Ф. Ломовым [1, с. 226] и Я.А. Пономаревым [6, с. 13-37] в положениях о структурных уровнях организации психологического механизма поведения. Так, Я.А. Пономарев показывает, что механизм поведения представляет собой единство его

перво- и второсигнального компонентов, которое включает в себя иерархию плавно переходящих один в другой структурных уровней его организации.

Уровневое строение психической деятельности может также рассматриваться как сочетание сознательной и бессознательной (подсознательной) регуляции. В различные моменты данная психическая деятельность протекает при различной активности сознания и различной актуализации когнитивных, эмоциональных процессов и автоматизмов. Сознательная регуляция обозначается такими понятиями, как произвольная, преднамеренная, целесообразная, планомерная, рациональная,осознанно мотивированная, надситуативная. При ее доминировании ведущая роль принадлежит когнитивным процессам (понимания, мышления, воображения). Ее противоположность представляет подсознательная регуляция, которую обозначают непроизвольная, непреднамеренная, импульсивная, стереотипная, иррациональная, непосредственная и т. д. Она проявляется в актуализации оценочных стереотипов и автоматизмов, регулирующих действия, в качестве которых выступают инстинкты, рефлексы, привычки, навыки, стереотипы и др. Альтернативой когнитивных процессов выступает эмоциональная регуляция, которая в определенные периоды может являться доминирующей. В качестве ее внутренних детерминантов выступают чувства, в том числе эмоциональные отношения, эмоционально-оценочные установки, мотивообразующие эмоциональные переживания, настроения.

Основываясь на отличительных особенностях сознательной и подсознательной, первосигнальной и второсиг-

нальной, когнитивной и эмоциональной составляющих психической деятельности, можно условно выделить три структурных уровня психической регуляции поведения: интеллектуальную, эмоциональную и импульсивную. Эта дифференциация дополняет структурную схему психической деятельности, представленную в таких элементах психологического механизма поведения, как социальная перцепция, мотивообразование, целеполагание, выделяя возможные варианты протекания этих отражательнорегулятивных процессов. Уровневая модель психической деятельности также определяет необходимость учета в психическом складе личности тех свойств, которые актуализируются (реализуются) на каждом из этих уровней, детерминируя содержание и динамические особенности указанных психических процессов. Так, в интеллектуальной регуляции реализуются знания, представления, ценности, личностные принципы, содержательные и динамические особенности мышления индивида. В эмоциональной регуляции личностными детерминантами выступают чувства, отношения, эмоционально-оценочные стереотипы, моциональные установки, определяющие доминирующие настроения и эмоционально-мотивационные реакции (такие как обида, злоба, жалость и т. д.). На уровне импульсивной регуляции срабатывают указанные ранее автоматизмы как фиксированные психические образования, которые относятся к свойствам личности.

Таким образом, представленная модель психологического механизма преступного поведения позволяет более глубоко, системно и конкретно осуществлять его анализ в целях как научного объяснения, так и практического использования для психологической реконструкции преступных деяний при расследовании преступлений, проведении судебно-психологической экспертизы, оценки субъективной стороны преступления в уголовном судопроизводстве, а также разработки психологических рекомендаций по осуществлению исправительной и профилактической деятельности.

Литература

1. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. — М.: Форум-Инфра-М, 1998.

2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984.

3. Ломов Б.Ф. Системный подход и проблема детерминизма в психологии // Психол. журн. — 1989. — № 4. — С. 19-33.

4. Новый энциклопедический словарь. — М.: Большая российская энциклопедия, 2006.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1984.

6. Пономарев Я.А. К теории психологического механизма творчества // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. — М.: Наука, 1990.

7. Ратинов А.Р. Методологические вопросы психологического изучения личности преступника // Психологическое изучение личности преступника (методы исследования): сб. науч. тр. Всесоюз. ин-та по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. — М., 1976. — С. 5-22.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. — М.: Педагогика, 1989. — Т. 2.

9. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. — М.: Наука, 1966.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.