Научная статья на тему 'Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка'

Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3389
404
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / PSYCHOLOGICAL COMFORT / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / PERSONALITY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боронина Елена Владимировна, Лепещенко Анастасия Евгеньевна, Сычева Елена Владимировна

На современном этапе развития образования и в связи с изменившимися условиями жизни важным моментом стал акцент внимания педагога на обеспечение комфортной среды в образовательном пространстве младшего школьника. В данной статье дан краткий обзор структурных составляющих комфорта школьника. Более подробно рассматривается понятие «психологический комфорт» обучающегося в контексте начального общего образования. Определены источники психологического комфорта, а также средства влияния. Предложена к рассмотрению система мер для достижения психологического комфорта на разных этапах урока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ НА УРОКЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА Боронина Е.В.1, Лепещенко А.Е.2, Сычева Е.В.3 Email: Boronina17131@scientifictext.ru

'Боронина Елена Владимировна — педагог-психолог, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области Астраханский колледж культуры и искусств;

2Лепещенко Анастасия Евгеньевна — учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани Гимназия № 3;

3Сычева Елена Владимировна - учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани Средняя общеобразовательная школа № 8, г. Астрахань

Аннотация: на современном этапе развития образования и в связи с изменившимися условиями жизни важным моментом стал акцент внимания педагога на обеспечение комфортной среды в образовательном пространстве младшего школьника. В данной статье дан краткий обзор структурных составляющих комфорта школьника. Более подробно рассматривается понятие «психологический комфорт» обучающегося в контексте начального общего образования. Определены источники психологического комфорта, а также средства влияния. Предложена к рассмотрению система мер для достижения психологического комфорта на разных этапах урока.

Ключевые слова: психологический комфорт, младший школьник, развитие личности.

PSYCHOLOGICAL COMFORT AT THE LESSON AS A CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF THE CHILD'S PERSONALITY Boronina E.V.1, Lepeshchenko A.E.2, Sycheva Ye.V.3

'Boronina Elena Vladimirovna - Pedagogue-Psychologist, STATE BUDGETARY VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE ASTRAKHAN REGION ASTRAKHAN COLLEGE OF CULTURE AND ARTS;

2Lepeschenko Anastasia Evgenievna - Primary School Teacher, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF ASTRAKHAN GYMNASIUM № 3; 3Sycheva Elena Vladimirovna - Primary School Teacher, MUNICIPAL BUDGETARY GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTION OF ASTRAKHAN SECONDARY SCHOOL № 8, ASTRAKHAN

Abstract: at the present stage of the development of education and in connection with the changed conditions of life, an important point was the teacher's focus on providing a comfortable environment in the educational space of the junior schoolchild. This article gives a brief overview of the structural components of the student's comfort. The concept of "psychological comfort" of the learner in the context of primary general education is examined in more detail. The sources of psychological comfort, as well as means of influence, are defined. The system of measures for achieving psychological comfort at different stages of the lesson is proposed for consideration. Keywords: psychological comfort, junior schoolchildren, personality development.

УДК 373.3

Важным условием эффективного обучения и повышения качества воспитания и развития личности младшего школьника является формирование комфортной среды на учебных занятиях. В руках преподавателей находится возможность создать особую атмосферу обучения, в которой ребята будут чувствовать себя в зоне психологического комфорта. В атмосфере уважения, понимания, и принятия их, какие они есть.

В психологии есть понятие «психологический комфорт» или «зона комфорта» - внутреннее состояние, в котором человеку требуется минимальное количество усилий для ощущения уверенности в своих силах и чувства внутренней защищенности [1, 32].

В современном мире педагоги и психологи акцентируют своё внимание на гуманизации образования, индивидуальном подходе к личности учащегося в образовательном процессе, создании в образовательном учреждении условий для формирования атмосферы психологического комфорта.

Об этом говорится в законе РФ «Об образовании» в статье 56 п. 3 «О прекращении трудового договора с педагогом в случае применения, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью обучающегося».

В статье 32 п. 3 мы читаем «Образовательное учреждение несет ответственность за качество образования своих выпускников». Таким образом, обе статьи указывают на особенности влияния психологического комфорта на состояние психики учащихся, на их желание учиться, а в итоге - и на успеваемость.

Какой смысл вложен в слово «комфорт»? Исходя из анализа различных источников, обоснование смысла данного понятия распространяется в основном на область материальных условий, а также бытовых благ. Оно заимствовано из английского языка и переводится как «удобство», «удобный».

Комфорт - довольно обширное понятие, которое подразделяется на психологический, интеллектуальный и физический комфорт [4]. Достижение единства данных критериев в образовательном процессе и является необходимым условием полноценного личностного роста учащихся.

Психологический комфорт — качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности.

К источникам психологического комфорта относятся организационно-коммуникативные условия внутришкольной среды, т. е. организация межличностных взаимодействий субъектов. Для системы «учитель-ученик» - это отношения в процессе совместной деятельности, которые характеризуются устойчивым положительным эмоциональным состоянием, обоюдными доброжелательными отношениями. В личностном смысле это выражается в эмпатическом принятии друг друга, активном слушании, доверии и т. д.

К средствам влияния на психологический комфорт можно отнести разнообразные формы занимательной деятельности на уроке; использование различных природных элементов в учебной работе; включение музыкальных композиций в структуру урока, а также речевых, пластических, мимических средств; создание атмосферы доброжелательности; использование определённых знаков внимания; дизайн интерьера, учитывающий особенности детей и создающий собственные традиции классного коллектива.

На сегодняшний день, к сожалению, в образовательном процессе выявляются негативные направления: потеря интереса к приобретению знаний, снижение активности на уроке, частые пропуски учебных занятий, низкая культура поведения учащихся, конфликтные ситуации в урочное и внеурочное время. Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках приводит к нервным срывам. Согласно статистике, комфортно чувствуют себя в школе лишь 58% учащихся, 28% — часто конфликтуют с учителями и одноклассниками [6]. Это свидетельствует об отсутствии у современного школьника чувства безопасности и комфорта в образовательной среде, что противоречит одной из главных задач школы — создание психологического пространства, в котором было бы хорошо каждому ребенку.

Критериями такого психологического пространства должны быть соответственно и безопасная среда, и атмосфера психологического комфорта. Надо отметить особенность атмосферы психологического комфорта, которая должна обладать развивающим, психотерапевтическим и психокоррекционным эффектом, так как её основная цель - устранение различных психологических барьеров, неправильных защитных реакций, изменение направления расхода внутренней энергии с тревоги и борьбы на познавательную деятельность, творческую активность.

В развивающей системе обучения Л.В. Занкова, в современных образовательных системах принципу психологической комфортности учащихся определена главная роль. Этот принцип реализуется в устранении факторов, способствующих возникновению стресса у детей, в создании в учебно-воспитательном процессе атмосферы, способствующей раскрытию личных качеств, созданию ситуации успеха. Однако успех ребёнка в учебе не принесёт ему пользы, если этому способствовали страх наказания, подавление личности.

От психологической комфортности зависит и физическое состояние детей, так как постоянные стрессы и неврозы негативно сказываются на их здоровье. Поэтому важно не допустить у детей развития комплексов, неуверенности в себе, что бывает при разделении на группы: «хороший»/ «плохой», «умный»/«глупый». Каждый ребенок должен чувствовать признание учителем своего малейшего успеха, его веру в собственные силы и возможности, поддержку в трудной ситуации.

Ведь именно ситуация успеха создаёт данный эффект и позволяет ребёнку раскрываться в комфортной для него среде. Значит основная задача учителя состоит в принятии определенных мер по созданию психологического комфорта учащихся.

Так на организационном этапе урока можно использовать цветовое кодирование эмоционального настроения учащихся (например, красный - активность, зелёный - спокойствие, синий - уверенность в себе); образное кодирование (волна - умиротворение, солнышко - радость, энергия, деревце - стремление к новому); а также элементы психологического самонастроя («Я в классе. Я этому радуюсь. Я очень внимателен. Я многое запоминаю. Я всё замечаю. Мои мысли ясные. Я учусь с удовольствием. Я готов к работе. Я работаю»)/

Для снятия психологического напряжения, усталости в процессе урока целесообразно проведение минуток релаксации. Подобные формы показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, с неврозами, нарушениями характера [2, 3].

С этой же целью можно порекомендовать использовать методы, упражнения психогимнастики М.И. Чистяковой, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка [5].

Интеллектуальный комфорт - это удовлетворенность человека процессами своей мыслительной деятельности и ее результатами. В ходе учебного процесса интеллектуальный комфорт достигается за счёт удовлетворения потребности ребёнка получать новые знания в процессе разрешения им проблем и более сложных задач, чем те, с которыми он сталкивался ранее. Формированию интеллектуального комфорта на уроке способствует частая смена видов деятельности, высокий темп, формулировка учащимися желаемого для них результата, поддержка учителя, вера в свои силы, применение различных видов и методов работы (словесный, наглядный, аудиовизуальный, групповая работа, парная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа), использование методов, направленных на активизацию познавательной деятельности, творчества, развитию способности к самовыражению (метод свободного выбора - свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, взаимодействия, свобода творчества; активный метод - ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик в роли исследователя; метод, направленный на самопознание и саморазвитие интеллекта, эмоций, общения, выражения, самооценки и взаимооценки), внешняя и внутренняя мотивация. Все вышеперечисленные методы призваны пробуждать у ребёнка интерес к изучаемому материалу. Именно интерес пробуждает интеллектуальную и творческую деятельность человека.

Физический комфорт школьника характеризуется соответствием между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды.

Физический комфорт достигается организацией горячего питания в школе; соблюдением питьевого режима; соблюдением санитарно-гигиенических норм СанПина по освещению, проветриванию и температурному режиму в кабинетах; обязательным наличием физиологически благоприятных условий в учебном заведении (отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).

Делаем вывод. Если каждый педагог и среда образовательного учреждения в целом будет стремиться к формированию и развитию всех вышеперечисленных условий, то цель по организации психологического комфорта школьников будет достигнута.

Список литературы / References

1. Акимова М.К., Козлова В.Т. индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М.: Знание, 1992. 78 с.

2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. М.: ТЦ Сфера, 2003. 88 с.

3. Воробьёва О.А. Психолого-педагогический комфорт как условие воспитания гармонично развитой личности в образовательных учреждениях нового типа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/psikhologo-pedagogicheskii-komfort-kak-uslovie-vospitaniya-garmonichno-razvitoi-lichnosti-v-#ixzz5SZiowHrE/ (дата обращения: 29.09.2018).

4. Ниязбаева Н.Н. Психологическое обоснование обеспечения комфорта младших школьников в образовательной деятельности // Психологическая наука и образование, 2009. № 3. С. 1-18.

5. ЧистяковаМ.И. Психогимнастика. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 160 с.

6. Ярчевская Л. Ф. Педагогический совет «Психологический комфорт на уроке». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/pedagogicheskiy-sovet-psihologicheskiy-komfort-na-uroke-277862.html/ (дата обращения: 29.09.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.