Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ХАРАССМЕНТ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ХАРАССМЕНТ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
290
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИТЕСНЕНИЕ / ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клейберг Ю.А.

В статье представлен девиантологический аспект особенностей психологического притеснения (харассмента) в подростково-молодежных субкультурах, ориентированных на девиантное (криминальное) поведение. Раскрыта феноменология, представлены типологические признаки психологического притеснения в подростковомолодежных субкультурах и дана им характеристика. Особое внимание уделено механизмам формирования девиантного поведения у пострадавших подростков от психологического харассмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL HARASSMENT AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF DEVIANT BEHAVIOR

The deviantological aspect of features of psychological oppression (harassment) in the teenage and youth subcultures focused on deviant (criminal) behavior is presented in article. Disclosed phenomenology, presented typology signs of psychological harassment in juvenile and youth subcultures and given them a description. Particular attention is paid to the mechanisms of formation of deviant behavior for the injured teenagers from psychological oppression among adolescents affected by harassment.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ХАРАССМЕНТ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

условиях социальных изменений. / Отв. Ред. А.Л.Журавлёв. - М., 2009. - С.110-112.

4. Барсукова, О.В. Медиаобразование как фактор развития личности ребёнка в условиях трансформации информационного пространства // Вестник ТГТУ. 2011. Том 17, № 4 - С. 1111-1118.

5. Гураль С.К. Язык и мышление. Феномен «сложного» мышления // Язык и культура. - 2008. - № 3. -С. 5-12.

6. Обухова, Л.Ф. Теория П. Я. Гальперина — становление новой отрасли психологии // Культурно-историческая психология - 2010/4. - С. 4-10.

7. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1984. - Гл.3 - С.146-198.

8. Фрумкин, К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста. // Ineternum 2010. - №1. - Режим доступа: [http://nounivers.narod.ru/pub/kf_clip.htm] от 02.01.2012.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ХАРАССМЕНТ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДЕВИАНТНОГО

ПОВЕДЕНИЯ

Клейберг Ю.А.,

доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор (Московский государственный

областной университет, Москва)

PSYCHOLOGICAL HARASSMENT AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF DEVIANT BEHAVIOR Yu. A. Klayberg, Doctor of Psychological Sciences, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, (Moscow State Regional University, Moscow)

АННОТАЦИЯ

В статье представлен девиантологический аспект особенностей психологического притеснения (харас-смента) в подростково-молодежных субкультурах, ориентированных на девиантное (криминальное) поведение. Раскрыта феноменология, представлены типологические признаки психологического притеснения в подростково-молодежных субкультурах и дана им характеристика. Особое внимание уделено механизмам формирования девиа-нтного поведения у пострадавших подростков от психологического харассмента.

Ключевые слова: психологическое притеснение, подростково-молодежная субкультура, девиантное поведение.

ABSTRACT

The deviantological aspect of features of psychological oppression (harassment) in the teenage and youth subcultures focused on deviant (criminal) behavior is presented in article. Disclosed phenomenology, presented typology signs of psychological harassment in juvenile and youth subcultures and given them a description. Particular attention is paid to the mechanisms of formation of deviant behavior for the injured teenagers from psychological oppression among adolescents affected by harassment.

Keywords: psychological harassment, juvenile and youth subculture, deviant behavior.

Современные рыночные нововведения и катаклизмы, к сожалению, по многим позициям занизили социальную значимость самого субъекта рыночных отношений - человека (хотя декларируется совсем другое), что во многом определяется его адаптивностью к ситуациям рынка, умением зарабатывать деньги любым способом. Материальные ценности заполняют умы многих, они становятся все большей самоценностью и постепенно вытесняют духовные интересы из жизни человека. Статистика (в большей степени исследовательская, нежели официальная) свидетельствует о нарастающем кризисе духовности, интересов, ценностей, ориентиров в обществе и т.п.; наблюдается нарушение потребностей и интересов различных категорий граждан, растет насилие, жестокость, ущемление прав и свобод слабо защищенных слоев населения. В России появился современный социальный слой «обиженных людей» (the offended people), больше всего

страдающих от притеснения: старики, дети, пенсионеры и инвалиды, беспризорные и безработные, социальные сироты и бомжи, воспитанники интернатных учреждений и осужденные, почти все работники госбюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, работники культуры), то есть все те, кто имеет зарплату ниже прожиточного уровня или получает ее с большими задержками.

Подростковый и юношеский возраст, как наименее социально и психологически защищенный слой населения, чаще всего становятся объектом унижения и притеснения, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Это возраст «мятущийся», как сказал классик, окрыленный иллюзорной романтикой отношений, эпа-тажный, конфликтующий, постоянно находящийся в поиске альтернатив своего бытия, стремящийся к самореализации, востребованности, социальному и жизненному росту. Это время, в том числе, и брутальной адаптации1,

1 Брутальный (в современном понимании) - это суровость, черствость, жесткость характера, но не жестокость; бруталь-ность означает также подчеркивание и следование естественным, грубым формам поведения, когда человек не склонен при-

нимать во внимание моральные факторы человеческого поведения, а ориентируется только на природные инстинкты и считает их главными в поведении [3].

протестного поведения, амбициозного оппозициониро-вания несправедливости и критики, утверждения своих позиций, собственного «Я», а, значит, - притеснения других, менее динамичных, слабых, не опытных [3; 4; 5; 6; 7].

Однако, говоря о феномене «притеснение», заметим, что ни в зарубежной, ни в отечественной гуманитарной науке нет единой точки зрения на понятие «притеснение». Одни исследователи считают, что речь должна идти о любых видах агрессивного поведения человека, наносящего вред, ущерб другому человеку; другие - предлагают включить в это понятие все виды жестокости, насилия, садизма; третьи - различные виды одностороннего воздействия на живые существа с целью изменения их поведения и, таким образом, удовлетворения своих потребностей и достижения каких-то своих целей; четвертые - социальное реагирование на неблагоприятные раздражители и условия жизни, то есть своего рода протест против чего-то или кого-то (забастовки, митинги, терроризм, захват заложников, стратификация, наркомания, токсикомания, уход из дома, суицид и др.); пятые - как вид отклонения от социальной нормы поведения и т.д. [2].

Девиантологический анализ проблемы притеснения интересно начать с изучения подростково-молодежных группировок и субкультур, ориентированных на де-виантное и/или криминальное поведение. По молодежным субкультурам тоже нет единого мнения ученых. Однако в отечественных психологических публикациях (И.П. Башкатов, Т.В.Бурминской, О.С. Васильевой, B.C. Журавлева, C.A. Заваржина, Н.В.Кораблева, A.A. Реана, Н.Л. Со-шина, И.А. Фурманова и др.), эта проблема активно поднимается, и они связанна, главным образом, с изучением агрессии молодых людей.

Дело в том, что подростково-молодежные субкультуры представляют собой отдельную систему ценностей и моделей поведения, то есть ту относительно безопасную для подростка среду, в которой он может какое-то время сохранять и формировать свою индивидуальность. Подростковая субкультура - это некая попытка построить сообщество единомышленников и утвердить свой собственный стиль жизни, отличающийся как от детского, так и взрослого. Субкультуры не только дают возможность подростку, юноше установить свои правила и ритуалы, но и, как бы, разрешают ему те или иные способы проявления самовыражения, помогают преодолеть (или минимизировать) внутренний кризис самооценки подростка. Совершенно справедливо мнение Т.Д. Марцинковской (2013)о том, что психология субкультуры содержательно связана с идентичностью, жизненными целями и ценностями человека, а ее механизмом, как и при социализации, являются социальные и индивидуальные переживания человека к миру и своему месту в нем [9, с.14].

Но все же, подростково-молодежная субкультура часто возникает как объединение «притесненных», «отверженных», «иных» людей, которые не могут или не хотят вписываться в установленные базовой культурой нормативные рамки [3; 4; 5; 6; 7].

Молодежные объединения - это реальный специфический субкультурный кластер (от англ. cluster - скопление, объединение) - неформальные структурированные сообщества, территориально объединенные и имеющие общность интересов и деятельности. Такое понимание субкультурного кластера означает, что у него не внешняя, экзогенная, а внутренняя, эндогенная природа, у него

естественная социальная и психологическая природа, и поэтому он не может быть организован по чьему бы то ни было приказу, по команде сверху.

По мнению ученых (И.П. Башкатов, А.В. Нелидова, К.Е. Игошев, Г.М.Миньковский, П.Е. Сидорова и др.), природа подростковых и молодежных субкультур складывается из трех составляющих:

1) биология возраста - морфофункциональные особенности («гормональный шторм»);

2) психология возраста - прежде всего, психологические новообразования, в частности, чувство взрослости, провоцирующее подростка на конкуренцию со старшим поколением, феномен «нормальности», стимулирующий необходимость в принадлежности к референтной группе, новый уровень самосознания, толкающий на самоопределение, поиск себя, своего места в мире;

3) социология - процессы взаимодействия с социумом, социализация, поиск и приобретение социальной идентичности.

Одним из основных факторов формирования субкультуры, а также присоединения к ней подростка, по мнению многих исследователей, в частности Я.И. Гилин-ского, является реальная возможность удовлетворения актуальных возрастных потребностей.

■ Потребность в обособлении, автономизации от взрослых. В субкультуре подросток обретает свободу от целого ряда ограничений (социальных, моральных, культурных).

■ Потребность в изживании конфликта со взрослыми, потребность в защите от подавления в семье автономности.

■ Потребность в самоактуализации, самоутверждении, реализации способностей, успехе.

■ Потребность в принятии социумом: в принадлежности к группе, референтной группе, в объединении с себе подобными, в защите группы.

■ Потребность в признании, преодолении комплекса неполноценности и субъективно неприемлемых черт характера.

■ Потребность в смысле, оригинально представленная в работах И.Ю.Борисова, А.В. Зинченко, М.В. Розина.

■ Потребность в получении удовольствий, новых ощущений.

■ Потребность в информации, доступ к которой подросток не получает в семье, школе.

Это наиболее важные потребности, которые подростки могут реализовать, приобщившись к субкультуре. Фрустрация любой из них не обязательно приводит молодого человека в субкультуру, многое зависит от целого ряда внешних обстоятельств и особенностей его личности.

Итак, что же такое психологическое притеснение (харассмент)? Это - социально-психологическое явление, проявляющееся в осознанном, мотивированном поведенческом акте человека или группы лиц, направленном на другого человека или группу, содержащем в себе угрозу причинения им вреда для удовлетворения своих корыстных целей, интересов, потребностей. Главной чертой харассмента является демонстрация доминирующего

положения (превосходства), самоутверждение, диктующие, в свою очередь, различия в правах и свободах демонстранта.

Согласно официальному определению ООН от 2008 года (ST/SGB/2008/5), «... 1.2 психологическим притеснением (харассментом) называется любое несоответствующее и нежелательное поведение, которое способно оскорбить или унизить индивидуума. Харассмент может выражаться в форме слов, жестов или действий, направленных на то, чтобы вывести из себя, унизить, оскорбить, запугать, смутить другого, либо создать непереносимую, унижающую, враждебную или оскорбительную рабочую среду.».

Притеснение в подростково-молодежных субкультурах является все же локально-групповым феноменом. Молодые люди, притесняющие других, образуют оппозиционно-доминирующие микрогруппы и используют притеснение для поддержания своего лидерского статуса. Притеснение в подростково-молодежных субкультурах опирается на такие индивидуально-психологические свойства их участников, как: доминантность, физическая и вербальная агрессивность, враждебность, уверенность в себе, подозрительность и др. Эти свойства выражены у молодых людей в разной степени, в результате одни участники становятся притеснителями, а другие - притесняемыми [6; 7].

В след за Н.В.Кораблевой (2008), мы рассматриваем психологическое притеснение как форму отношений между субъектами, которая предполагает совершение одной из сторон действий, ограничивающих права и свободы другой стороны, с целью занять доминирующее положение во взаимоотношениях (постоянное или временное) и извлечь из этого выгоду для себя [8].

В целом феномен «психологическое притеснение» трактуется как схожие по смыслу с понятиями «моббинг», «буллинг», «боссинг», «стаффинг», пришедшие к нам с Запада с середины 80-х годов прошлого века и активно используются в современном научном и обыденном обиходе. Подвергаются психологическому харассменту как отдельные индивидуумы, так и целые группы, и встречается не только в больших коллективах, но и в подростково-молодежных субкультурах, в том числе девиантоло-гической направленности.

Сразу замечу, что термин «подросток» нами используется инструментально и определяется возрастным интервалом от 13 до 21 года. По другим источникам подростковый возраст ограничивается 12-16 годами (Гвиши-ани, Лапин, 1989). По возрастному классификатору ЮНЕСКО, верхней границей подросткового возраста считается 21 год.

Следует напомнить, что каждый поступок, каждая жизненная ситуация, в которой попираются и ущемляются естественные и социальные потребности подростков, оставляет негативный отпечаток на их дальнейшей жизни и приводит к ответным реакциям - агрессии, жестокости, насилию, притесняющему воздействию, направленному на других людей.

Особенностью, характеризующей психологическое притеснение в подростково-молодежных субкультурах девиантологической направленности, являются его типологические признаки, которые могут быть разделены, по нашему мнению, на шесть групп (у Н. Агазаде описаны че-

тыре группы, связанные с проблемами психического здоровья взрослых на рабочем месте [1]). Рассмотрим эти признаки и дадим им характеристику.

1. Запугивание. Характеризуется следующими свойствами: а) персонализация (от лат. persona - личность) - процесс обретения подростком общественно значимых (с точки зрения конкретной субкультуры), индивидуально-неповторимых свойств и качеств, позволяющих ему выполнять определенную социальную роль; б) генерализациия - прием обобщения, выделения основных типичных черт и характерных особенностей личности; в) чрезмерная придирчивость к внешности личности подростка (особенно новичка) или к его поступкам, а также к результатам исполнения требований лидера группы (актива); г) нападение - внезапное агрессивное действие против другого человека или группы людей с целью потеснить кого-то, причинить вред, силой захватить кого-то или что-то, либо доказать свое превосходство; д) агрессивная коммуникация - нападки на слабых, осуждение и насмешки в их адрес.

2. Унижение. Характеризуется следующими свойствами: а) патологическая лживость - так называемый синдром «Дюпре мифомании», мифотворческое воображение, неуемное фантазирование, переходящее в самозабвенное вранье; проявляется рассказами о собственных удивительных приключениях с присвоением себе чужих заслуг и титулов; при этом в сознании субъекта может стираться грань между вымыслом и реальностью; б) представление заведомо уничижительных заданий, поручений со стороны лидера (актива) группы, превышающих возможности индивида; в) непостоянство в общении - поверхностность общения, без особой смысловой нагрузки; неуверенность в себе; изменчивость стиля общения от настроения; г) искусственная недоступность - придуманный, искусственно созданный человеком собственный мирок; неспособность, а чаще - нежелание идти на контакт с окружающими; снобизм; неуважение; капризность; искусственная закрытость.

3. Блокирование. Характеризуется следующими свойствами: а) ипохондрия - сверхконтроль, привычка контролировать всё и всех вокруг себя; беспочвенная тревожность; желание переложить вину за свои проблемы на внешние причины, обвинить в своих бедах и ошибках не себя, других людей; б) ограничение доступа к информации - искусственный запрет, дозированный доступ к информации, представляющей ценность для ее владельца, доступ к которой ограничен по причине секретности и приближенности (или отдаленности) к лидеру группы; невозможность обмена информацией; в) ограничение доступа к имеющимся ресурсам в подростково-молодежных субкультурах - воля его лидера или актива; г) перегрузка работой - систематический прессинг более слабых участников подростково-молодежной группировки (субкультуры) на основе недовольства и страха перед санкциями лидера; частота использования штрафов; метод снижения активности сознания рядовых членов группы, основанный на возможности обработки

ими поступающей информации; д) манипулирование поручениями - скрытое управление членами группы; действия, поступки лидера с целью достижения им своих замыслов, интересов, потребностей за счет других членов группы (или в ущерб их интересам) в скрытой форме с целью выполнения нужных лидеру действий;

4. Изоляция. Характеризуется следующими свойствами: а) распространение слухов - сильных средств устной коммуникации, носящих преднамеренно негативный характер и используемых лидерами молодежных групп для обсуждения и осмеяния слабых или неугодных членов группы, благодаря чему лидер самоутверждается в группе для достижения своих корыстных целей; б) сговор -взаимная договоренность между отдельными членами группы о чем-то; злоупотребление доминирующим положением лидера или актива молодежной группировки по ужесточению санкция или взаимоотношений в группе в отношении неугодных членов; в) организационные препятствия - рассогласование действий внутри группы, основанные на предрассудках и предубежденности, а также злоупотреблениях лидера, его нарциссических наклонностях, примитивизме, подозрительности и недоверии к членам группы, а также заблуждениям, боязни риска, боязни критики, отсутствие способности быть организатором и руководителем молодежной группировки; г) создание помех для общения с другими членами группы - надуманное, ничем не обоснованное препятствие на установление и развитие контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемое эгоистическими потребностями и интересами лидера молодежной группировки; д) лишение поощрений - своеобразный воспитательный прием, мера дисциплинарного взыскания в виде лишения благ или привилегий за проступок или некачественно выполненную работу; запрет, игнорирование, бойкот [1];

5. Остракизм. Характеризуется следующими свойствами: а) утрата доверия членами субкультуры. Процесс доверия членов молодежной субкультуры друг к другу проходит три основных стадии: расчет, опыт, тождество. При утрате доверия друг к другу происходит снижение приверженности субкультуре, возникает закрытость, исчезает готовность к взаимопомощи, возрастают конфликтность в целом и издержки лидера на контроль выполнения приказов, заданий и поручений, в частности; утрата взаимного уважения и доверия заставляет членов субкультуры занимать оборонительную позицию, защищаться друг от друга, сокращать частоту контактов, менять модели взаимодействия и общения; б) приписывание лидерами молодежных субкультур (стигматизаторами) кому-либо определенных, чаще всего негативных характеристик по формальным обстоятельствам в силу сложившихся традиций, «табели о рангах» в субкультуре или собственных психологических комплексов; стигмация, клеймение физическое или психологическое отчуждение; изгнание из социальной группы, субкультуры;

6. Аутсайдерство. Характеризуется следующими свойствами: подросток, не нашедший своего места в определенной субкультуре; не пользующийся доверием лидера; «слабак», неудачник; обладающий выраженными негативными чертами; отвергнутый группой сверстников, субкультурой в целом. В заключении отметим, что пока нам, взрослым, нечего противопоставить неорганизованным процессам социализации и повлиять на развитие событий в сфере молодежных движений, предложить такую альтернативу в масштабе государства, благодаря которой субкультуры будут завоевывать души подростков. Поэтому наиболее действенным представляется подход, анализирующий конструктивный потенциал подростково-молодежных субкультур, рассматривающий их как источник новых идей и ценностей, от понимания как интерпретации к пониманию как коммуникации.

Литература

1. Агазаде, Назим. Психологическое притеснение (ха-рассмент) на рабочем месте и проблемы психического здоровья, сопровождающиеся суицидальными тенденциями [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн.

- 2013. - № 3 (20). - URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 06.02.2015).

2. Сафронов, А.И. Социально-педагогическая профилактика притеснения несовершеннолетних: Авто-реф. дис.... кандидата педагогических наук [Текст] / А.И.Сафронов. - М., 2008.

3. Клейберг, Ю.А. Основы психологии девиантного поведения: Монография [Текст] / Ю.А.Клейберг. -СПб, 2014.

4. Клейберг, Ю.А. Копинг-стратегии родителей подростков-правонарушителей: Монография [Текст] / Ю.А.Клейберг, Е.А.Орлова, Ю.Л.Орлова; Под ред. Ю.А.Клейберга. - Тула, 2014.

5. Клейберг, Ю.А. Ювенальная девиантология и пространство досуга: взаимосвязь потенциалов [Текст]: материалы VIII Всерос. с междунар.уча-стием науч.-практ. конф. 5 декабря 2014. - Краснодар, 2014. - С.116-120.

6. Клейберг, Ю.А. Толерантность и деструктивная толерантность: понятие, подходы, типология, характеристика [Текст] / Ю.А. Клейберг // Общество и право. - 2012. - № 4 (41). - С. 329-334.

7. Клейберг, Ю.А. Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в сфере досуга: Автореф. дис. ... д-ра педагогических наук [Текст] / Ю.А. Клейберг. - СПб, 1995.

8. Кораблева, Н.В. Притеснение как социально-психологическое явление в группах девочек старшего подросткового возраста: Автореф. дис. ... кандидата психологических наук [Текст] / Н.В.Кораблева.

- Казань, 2008.

9. Марцинковская, Т.Д. Феноменология и механизмы формирования субкультуры: психологический подход [Текст] // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». - М.: МГОУ, 2013. - № 4. - С.5

Literature

1. Agazade, Nazim. Psychological oppression (harassment) on a workplace and the problems of mental health which are followed by suicide tendencies [An

electronic resource] // Medical psychology in Russia: electronic scientific journal. - 2013. - No. 3 (20). - URL: http://medpsy.ru (date of the address: 06.02.2015).

2. Safronov, A.I. Social and pedagogical prevention of oppression of minors: Abstract of thesis of dissertation... candidate of Pedagogical Sciences [Text] / A.I.Saf-ronov. - M, 2008.

3. Klayberg, Yu.A. Fundamentals of psychology of deviant behavior: Monograph [Text] / Yu.A.Klayberg. - SPb, 2014.

4. Klayberg, Yu.A. Koping-strategy of parents of teenage offenders: Monograph [Text] / Yu.A.Klayberg, E.A.Or-lova, Yu.L.Orlova; under the editorship of Yu.A.Klayberg's. - Tula, 2014.

5. Klayberg, Yu.A. Juvenile deviantology and space of leisure: interrelation of potentials [Text]: materials VIII of Russian with international participation research and practice conference. Dec. 5, 2014. - Krasnodar, 2014. -P.116-120.

6. Korableva, N. V. Oppression as the social and psychological phenomenon in groups of girls of the advanced teenage age: Abstract of thesis of dissertation ... candidate of psychological sciences [Text] / N.V.Kora-bleva. - Kazan, 2008.

7. Martsinkovskaya, T.D. Phenomenology and formation mechanisms of subculture: psychological approach [Text] // Bulletin of the Moscow State Regional University. Psychological Sciences series. - M.: MSRU, 2013. -No. 4. - P. 5-14.

ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ В РОССИИ В РАЗРЕЗЕ ПРОШЛЫХ И СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРИИ

Крашенинина Светлана Владимировна

кандидат псих. наук, психолог в/ч 44444, г. Балашиха

MILITARY PSYCHOLOGY IN RUSSIA IN THE CONTEXT OF PAST AND CONTEMPORARY THEORIES. Krasheninina Svetlana Vladimirovna, Ph. D., psychologist in/h 44444, Balashikha АННОТАЦИЯ

Статья посвящена изучению проблемы военной психологии. Выявлены этапы становления военной психологии в России, названы психологии, внесшие вклад в развитие науки. ABSTRACT

The article studies the problems of military psychology. Identified stages of development of military psychology in Russia, called psychology, contributed to the development of science. Ключевые слова: военная психология. Keywords: military psychology.

История развития военной психологии как отрасли психологической науки широко обсуждаемый вопрос в современном мире (Н.Д. Бутовский, М.И. Драгомиров, Г.А. Давыдов, С.В. Кудрявцев и другие). Военная психология развивалась и развивается с учетом особенностей военной деятельности, которая имеет экстремальный характер. В дискуссиях о развитии военной психологии были выявлены те же тенденции становления, что и общей психологии в нашей стране.

Анализ литературы показал, что военная психология в России прошла два этапа развития: эмпирический (IX - начало XIX века) и научный (середина XIX - начало XX века). Внутри этих этапов ученые выделяют периоды.

I. На раннем эмпирическом этапе предметом исследований служит внешняя, чувственно воспринимаемая форма явлений, само явление рассматривается как целостное и неделимое. На этом этапе выделяют несколько периодов эмпирических представлений. О них можно судить по произведениям устного народного творчества.

1. Облик былинного героя - воина богатырской дружины, его качества, побудительные мотивы, воинское мастерство, особенности ратного труда составляют начало развития военно-психологической мысли.

2. Обобщение психологических представлений происходит в связи с ростом потребности в них, обусловленном развитии одного дела. В древнерусской литературе 9 - 13 веков все произведения посвящены героическим событиям. К числу произведений, где происходит распространение психологических представлений на область дела, можно отнести «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве».

3. В последующем, с созданием регулярной армии в России потребность в психологических обобщениях приобретает практический характер. Поэтому военно-психологическая мысль начинает развиваться как система обобщений, непосредственно вплетаясь в практику обучения, руководства и боевой деятельности войск. Это были военно-психологические идеи передовых полководцев (Петра I, А.В. Суворов, П.С. Нахимов)

4. Период начала середины 19 века, связанный с большим боевым опытом русской армии на южных рубежах страны, в Средней Азии, отражением агрессии на Камчатке, Архангельске. Этот опыт позволил нашим передовым военным теоретикам и практикам говорить о разработке военно-психологических систем (Л.Н. Толстой, Н.Д. Бутовский, М.И. Драгомиров и другие).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.