Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕНИ И ПЕРСОНЫ В КОНТЕКСТЕ ВООРУЖЁННОГО КОНФЛИКТА НА ДОНБАССЕ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕНИ И ПЕРСОНЫ В КОНТЕКСТЕ ВООРУЖЁННОГО КОНФЛИКТА НА ДОНБАССЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
181
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архетипы / коллективное бессознательное / Тень / Персона.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Афонин Артём Александрович

: в статье рассматривается один из вариантов содержания архетипов Тени и Персоны этнических общностей современной Украины и Донбасса. Дана краткая историческая справка событий, предшествующих возникновению вооружённого конфликта, и приведены характерные психологические особенности архетипической наполненности двух этносов, проявившихся в этот период. Предложены шаги психологической самопомощи для сохранения психоэмоционального равновесия населения, основанные на психологическом содержании архетипов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕНИ И ПЕРСОНЫ В КОНТЕКСТЕ ВООРУЖЁННОГО КОНФЛИКТА НА ДОНБАССЕ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕНИ И ПЕРСОНЫ В КОНТЕКСТЕ ВООРУЖЁННОГО КОНФЛИКТА НА ДОНБАССЕ Афонин А.А.

Афонин Артём Александрович - ассистент, кафедра психологии, Луганский государственный педагогический университет, г. Луганск, Луганская Народная Республика

Аннотация: в статье рассматривается один из вариантов содержания архетипов Тени и Персоны этнических общностей современной Украины и Донбасса. Дана краткая историческая справка событий, предшествующих возникновению вооружённого конфликта, и приведены характерные психологические особенности архетипической наполненности двух этносов, проявившихся в этот период. Предложены шаги психологической самопомощи для сохранения психоэмоционального равновесия населения, основанные на психологическом содержании архетипов. Ключевые слова: архетипы, коллективное бессознательное, Тень, Персона.

В своё время доктор Карл Густов Юнг положил начало одноимённой аналитической психологии и ввёл в научный лексикон понятия коллективного бессознательного и архетипов. Вот что пишет сам Юнг в своей работе «Концепция коллективного бессознательного»: «Коллективное бессознательное представляет собой часть психики, которую в терминах отрицания можно отличить от личностного бессознательного по тому факту, что первое не обязано своим существованием, в отличие от последнего, личному опыту и, следовательно, не является индивидуальным приобретением. Если личностное бессознательное состоит в основном из элементов, которые одно время осознавались, но впоследствии исчезли из сознания в результате забывания или подавления, то элементы коллективного бессознательного никогда не были в сознании и, следовательно, никогда не обретались индивидуально, а своим существованием обязаны исключительно наследственности. Личностное бессознательное состоит главным образом из комплексов, тогда как содержание коллективного бессознательного составляют в основном архетипы.

Понятие архетипа, которое является неотъемлемым коррелятом идеи коллективного бессознательного, указывает на существование определенных форм психики, которые, как видится, присутствуют всегда и везде. В мифологических исследованиях их называют "мотивами"; в психологии первобытных людей они соответствуют концепции Леви-Брюля о "коллективных представлениях", а в области сравнительной религии они были определены Губертом и Мауссом как "категории воображения". Адольф Бастиан давно уже называл их "элементарными" или "первичными мыслями"» [1].

Таким образом, доктор Юнг развил идею Зигмунда Фрейда о целом пласте психологических процессов, не подконтрольных сознанию, объяснив базовую природу этих процессов, как имеющую общие для всего человечества корни.

Психологи вообще и психоаналитики в частности, получили как новый взгляд на проблему внутриличностного конфликта индивида, так и новый инструментарий в борьбе с данным феноменом. То есть, зная, какой архетип стоит за тем или иным бессознательным влиянием, можно лучше понять его природу и, следовательно, получить больше шансов привести клиента в психологическое равновесие.

В контексте данной статьи нас в первую очередь интересуют два противоборствующих архетипа -Тень и Персона. Персона - это социальное лицо человека, можно даже назвать Персону коммуникативным архетипом. Персона - это сложный полуосознаваемый комплекс моделей поведения, призванный упростить и оптимизировать социальное взаимодействие человека. Персона конформна, стремится к схожести с референтной группой, стремится говорить и поступать сообразно ей. Как было сказано выше, Персона в значительной степени осознаваема, хотя бы как правила хорошего тона, законопослушание, этикет и т.д. Человек может не знать, что речь идёт о Персоне, но он способен дать себе отчёт в наличии у него определённых социальных установок.

Тень - архетип, содержащий всё, что отвергается Персоной. Это достаточно асоциальный объём, наполненный социально не приемлемым содержанием. Социально не одобренные проявления сексуальности, агрессия, насилие, тирания, тоталитаризм и, вместе с тем, раболепие, трусость, предательство, крайний гедонизм и тому подобное, всё это может вмещать Тень.

Тень всегда противостоит Персоне, является её противовесом и это логично, так как разнозаряженные силы стремятся к противодействию и, если их заряды относительно равнозначны, устанавливают равновесие. Но, в большинстве случаев дело обстоит таким образом, что Персона и Тень находятся далеко не в равных условиях. Но в начале скажем пару слов о том, как же формируются Персона и Тень.

Доктор Юнг утверждает, что коллективное бессознательное индивида изначально включает незаполненные объёмы каждого архетипа и воспринимаемая человеком информация, безошибочно находя своё место, заполняет его, по мере взросления, образами, воспоминаниями, опытом, желаниями, относящимися именно к этому архетипу. Допустим, ребёнку читают сказку и в ней присутствуют, как положительные, так и отрицательные персонажи: Иван Царевич и Кощей Бессмертный, например. Так вот, бессознательное ребёнка распределит информацию следующим образом: все модели поведения, поступки, мысли и желания Ивана Царевича отправятся в Персону, а подобная же информация, касающаяся Кощея Бессмертного - в Тень. Иван Царевич - пример для подражания и поэтому, ему прямая дорога в социально приемлемый архетип. А Кощей Бессмертный - диктатор, узурпатор, нечистая сила и к тому же - похититель Василисы Прекрасной. Кощей демонстрирует крайне асоциальное поведение, он антипример, поэтому его образ наполняет собой Тень.

Далее в процессе взросления бессознательное продолжает разделять информацию, питающую Персону и Тень: герои - в Персону, злодеи - в Тень. Но, как сказано было ранее, Персона и Тень находятся не в равных условиях. Персона хоть сколько-нибудь осознаётся, а Тень, зачастую, полностью вытесняется на бессознательный уровень - слишком нелегко большинству личностей признаться даже себе самим в том, что кроме дружелюбной, приветливой, смелой и справедливой Персоны, они содержат в себе мрачную, агрессивную, хитрую и саркастическую Тень. Плохое, это где-то далеко, не во мне, во мне не может быть ничего, что серьёзно противопоставляло бы себя мне самому, думает человек. Но Тень продолжает действовать, сколько бы человек не считал, что её не существует.

Кроме этого, доктор Юнг считал, что архетип Тени не только индивидуальный психоконструкт. Тень, как и Персона, присутствует у любого народа, обладающего общей ментальностью. В свете этого, рискнём взглянуть на Донбасский вооружённый конфликт в свете данной теории. Уточню, что в предложенном анализе не рассматривается весомая экономическая или юридическая составляющая происходящих событий, так как нас интересует психологический аспект (ценности, установки, отношения и т.д.).

Итак, социально политическая обстановка на Украине, в преддверии вооружённого конфликта, сложилась не лучшим образом. Подавляющее большинство людей были не довольны властями, страна переживала социально-политический кризис. Однако, выход из данного кризиса виделся по-разному. Одна часть граждан Украины стремилась к интеграции с Евросоюзом, видя в этом последующее улучшение жизни посредством европейских законов. И эти же люди серьёзнейшим образом опасались Российской Федерации, как страны, создающей Таможенный союз, в котором им виделся диктат Москвы и потеря Украиной большинства возможных благ от вступления в Евросоюз.

Другая часть страны, в основном жители Юго-востока, регионов территориально граничащих с Российской Федераций, тяготели именно к Таможенному союзу, русскому языку и тесному сотрудничеству с Россией. И эти же люди крайне негативно относились к возможности вступления в Евросоюз, так как считали европейские ценности чуждыми, и опасались ухудшения взаимоотношений Украины с Российской Федерацией, что логично, ведь у многих жителей того же Донбасса родственники живут в России.

Информационная война начала набирать ощутимые обороты незадолго до начала Евромайдана в Киеве и заставила обратить внимание на предмет даже далёких от политики людей, особенно, когда протесты перестали быть мирными и начались захваты зданий, как в Киеве, так и в других областных центрах. Ответом на подобные действия сторонников евроинтеграции, стало протестное движение Юго-востока и в частности - Донбасса. Вначале протестующие поддерживали В. Януковича как законного президента. После его самоустранения все взоры окончательно обратились к России. Если до сохранения В. Януковичем своих президентских полномочий участники протестных движений Донбасса требовали соблюдения конституции Украины, её федерализации и закреплённого законом государственного статуса русского языка, то после прихода к власти в Киеве лидеров Евромайдана всё чаще стали звучать призывы к отсоединению Донбасса от Украины и присоединению его к Российской Федерации. К тому же, уход Крыма в состав России создал надежду, что Донецкая и Луганская области Украины тоже в скором времени станут субъектами Российской Федерации.

Информационная война бушевала, зашкаливал градус ненависти в социальных сетях, друзья становились врагами, а семьи распадались из-за полярных убеждений людей. Не удивительно, что ментальная Тень, в данных условиях, стала видна довольно отчётливо. Испытывая вполне объяснимый страх вследствие шаткого положения украинской государственности, сторонники европейских ценностей (Персона), явили на свет мрачный призрак из самых глубин коллективного бессознательного -нацизм. Факельные шествия, нацистская символика и Степан Бандера, как главный символ борьбы за украинскую независимость. На первый взгляд, это парадоксально. С одной стороны - европейские ценности, а ведь это в идеале - верховенство закона, демократические устои, развитая экономика и вообще, равенство всех рас и народностей (по крайней мере - задекларированное), и с другой стороны -заимствованный у нацистской Германии лозунг «Украина превыше всего», идеализация Украинской

повстанческой армии, воевавшей в годы второй мировой на стороне Вермахта, резко негативное отношение к представителям русской культуры. Вышеперечисленное как раз и является ментальной Тенью украинского этноса, собрание всего негативного и социально неприемлемого.

Социально-политический кризис на Украине был настолько серьёзен, что Персона европейских ценностей не справилась с ситуацией и на сцену, практически бесконтрольно вышла национальная украинская Тень, которую в данном контексте правильнее будет назвать - националистической. Таким образом, на основе анализа событий, можно заключить, что ментальная тень украинского народа - это пронацистски настроенный бандеровец, состоящий на службе у страны-гегемона, Германии или любой другой - не важно, лишь бы противостоять России.

Теперь проанализируем содержание Тени и Персоны у сторонников Русского мира. Мирный и не слишком политически активный Донбасс, в ответ на действия Евромайдана, испытал и выразил всю гамму сильных эмоций. Многие люди резко негативно отнеслись к предлагаемым реформам, а риторика «Революции достоинства» попросту вызывала ярость и самые серьёзные опасения как за судьбу страны, так и за собственную жизнь и благополучие.

Следует помнить, что Донбасское сопротивление представляло собой реакцию на действия Евромайдана, поэтому люди сразу же провели параллели с Великой Отечественной войной, сравнив политическую, а затем и военную агрессию новых правителей Украины с нападением Германии на СССР в июне 1941-го. Таким образом, коллективную Персону, как и коллективную же Тень сторонников Русского мира бессмысленно рассматривать вне данной аналогии.

Всё лучшее, что имело место в русской истории, пробудилось на персональном уровне, порой в самых фантастических сочетаниях. Люди, позиционировавшие себя, как казаки, успешно взаимодействовали с носителями марксистко-ленинских убеждений, а с последними превосходно находили общий язык во многих вопросах, современные сторонники идей Белого Движения, называвшие себя Деникинцами. Всех этих людей несомненно объединяла не только общая для всех угроза, но и великие деяния прошлого, с участием всех представителей перечисленных социальных групп и объединений, направленные на борьбу с врагом. Иными словами, коллективная Персона Донбасского сопротивления - это простой человек, труженик, который ненавидит войну, но умеет воевать при необходимости и который взял в руки оружие с единственной целью - отразить нападение.

А что же с Тенью? История России, как и любой другой страны, включает в себя не только торжественные и героические, но и мрачные, ужасные события. Во время Великой Отечественной войны, Советским Союзом управлял Иосиф Сталин, известный своими жестокими законами и массовыми репрессиями. Не стоит забывать и того, что в Российской Империи присутствовали, не только Кутузов, Пушкин, Суворов, Достоевский, Ушаков, Лермонтов и прочие достойные люди, известные великими свершениями в жизни страны и мира, но и Аракчеев, Мазепа, Скоропадский, Керенский, Павел первый, Салтычиха, а также крепостное право, произвол чиновников и властей, а также рабское подчинение многих меньшинству. Донбасс близок России, как территориально, так и ментально. Однако Россия не однородна и включает то же самое Донское казачество - исконную вольницу, освобождённую от налогов и крепостного права, обязанного взамен служить военным интересам Империи. И Донбасс напрямую граничит с территориями Войска донского, а частично - на них находится. Вспомним также, что в Донецкие степи бежало множество людей, спасавшихся от крепостного права, были беглые каторжники, были просто свободолюбивые люди.

Таким образом, коллективная Тень народа Донбасса - это абсолютная вольница, независимая ни от кого, даже себе в ущерб, не желающая никому ни подчинятся, ни идти на компромисс. Полное презрение к любому государству и государственной власти, крайнее неприятие лиц олицетворяющих эту власть, в особенности - полицейских. Желание организовать Донбасс по-своему, при полном отсутствии понимания, как именно. Тень Донбасса - это бунтарь, который всегда против любой власти, иногда -против самого себя, осуществляющий сам процесс данного противостояния сталинскими методами.

Тень опасна, в первую очередь тем, что неосознанная, способна оказать настолько сильное влияние на всю психологическую сферу как личности, так и целого народа, если мы говорим о коллективной Тени. Но и уничтожить Тень невозможно, она - неотъемлемая часть структуры личности. Для того, чтобы исключить нежелательный перекос психики, Тень необходимо принять.

В условиях ведения информационной войны на территориях военного конфликта, повышению информационной психологической безопасности личности и сохранению психоэмоционального равновесия населения может способствовать не простой, но действенный приём психологической самопомощи по принятию индивидуальной и коллективной Тени. Вначале достаточно будет просто признать, что в каждом человеке присутствует некая асоциальная часть, но это наличие ни в коей мере не делает человека маньяком или убийцей. Далее, Тень следует изучить: что она включает в себя, почему именно это, чего она хочет и так далее. Если второй этап удался, то можно начинать третий -договариваться с Тенью. Она может быть непривычна, может быть неприятна или страшна, но это не какой-то там демон, который проник в личность, это следствие особенностей нашего онтогенеза и

филогенеза общества в целом. Поэтому, когда Тень начинает осознаваться хоть в какой-то степени, она становится гораздо менее опасной для личностной целостности. Договариваться же с Тенью, означает дать ей возможность проявляться, но под сознательным контролем в социально приемлемых видах.

Баланс между данными противоположностями, Тенью и Персоной, социальным и асоциальным, высвобождает поистине гигантское количество энергии. Карл Юнг сравнивал психику с государством: в любом государстве есть разнозаряженные силы, но пусть лучше они конфликтуют между собой в парламенте, нежели разоряют страну гражданскими войнами. Это и есть договор с Тенью.

Каким образом Рабочий (Персона) и Бунтарь (Тень) могут договориться между собой? Мы считаем, что результатом такого личностного баланса станет свободный гражданин, обладающий критическим мышлением, знающий и защищающий свои права мирным путём, находящийся в хоть сколько-нибудь равных и взаимовыгодных отношениях с государством и работающий над дальнейшей оптимизацией этих отношений.

Список литературы

1. Юнг К.Г. Человек и его символы: Пер. с англ. / Карл Густав Юнг, Мария-Луиза фон Франц, Джозеф Хендерсен и др. [Введ. Д. Фримана]. М.: Серебряные нити. СПб.: АСТ, 1997. 367 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.