3. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. Питер, 2005. 412 с.
4. Климов, Е. А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов.М.: МГУ, 2004. 197 с.
5. Крапивина, О.В. Эмоциональное выгорание как форма профессиональной деформации у пенитенциарных служащих: Дисс. ... канд. психол. наук / О.В. Крапивина. Тамбов, 2004. 200 с.
6. Орел, В. Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: Дисс. ... д-ра психол. наук / В.Е. Орел. Ярославль, 2005. 449 с.
7. Солодкова, Т.И. Эмоциональный интеллект как личностный ресурс преодоления синдрома выгорания и его развитие у педагогов: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук /Т.И. Солодкова. Иркутск, 2011.23 с
8. Ушакова, Т.А. Социально-психологические и индивидуально-личностные детерминанты состояния выгорания специалистов социальной работы: Дисс. ... канд. психол. наук / Т.А. Ушакова. Курск, 2009.197 с.
9. Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В.Д. Шад-риков.М.: Наука, 1982. -185 с.
Об авторе
Кузнецова А. А.-аспирант РГСУ, e-mail:[email protected] УДК-378.14
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИНЦИПОВ КОНСТРУИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ ЛИЦЕЕ
Н.В. Матяш, И.А. Афонин
В статье рассматривается проблема психологического анализа принципов конструирования и применения педагогических технологий образовательного процесса в современном муниципальном лицее. Ключевые слова: дидактический принцип, педагогический процесс, педагогическая технология, лицейское образование.
В широком смысле в отечественном психолого-педагогическом научном знании обучение понимается как процесс формирования личности современного школьника путем усвоения социального опыта и составляет один из важных источников психического развития. С.Л. Рубинштейн указывал, что обучение не может иметь стихийного и индивидуального характера, поскольку «деятельность человека и входящие в ее состав действия служат при разделении труда непосредственно для удовлетворения не личных, а общественных потребностей, действия человека, направляясь не на предметы, служащие для удовлетворения его потребностей, не могут возникнуть инстинктивно, а лишь в силу осознания зависимости удовлетворения личных потребностей от выполнения действий, направленных на удовлетворение общественных потребностей.» [3, с.40].
Методологическую направленность обучения составляет система его принципов, включающих теоретические психолого-педагогические обобщения требований к содержанию и организации обучения. Дидактические принципы - это основные положения педагогической теории и практики, определяющие успешность осуществления педагогического взаимодействия.
Принцип как основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения и т.д. в преломлении к педагогической практике содержит, в том числе руководящую идею, основные правила поведения, субъектные характеристики участников образовательного процесса т.д. Теоретические психолого-педагогические обобщения требований к содержанию и организации обучения нашли свое выражение в фундаментальных дидактических принципах, таких как социальной обусловленности и научности обучения, его практической направленности, систематичности и последовательности обучения, доступности, сознательности, активности и мотивированности обучения, комплексности, единстве обучения и воспитания, наглядности, субъектности и пр.
Дидактический принцип является исходным положением, которым руководствуются при конструировании и применении педагогических технологий. При этом В.А.Сластенин утверждает, что в настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса [5]. Педагогический процесс рассмотрен в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризуется совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствует наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника.
Основные направления конструирования современных теорий и технологий обучения, бази-
160
Вестник Брянского госуниверситета. №1 (2)(2012)
рующиеся на основных дидактических принципах, затрагивают изменение его содержания, изменение средств и методов обучения, изменение способов умственной деятельности. Современные отечественные (Л.В.Занков, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, В.В.Давыдов, А.М.Матюшкин, Н.А.Менчинская, Д.Н.Богоявленский, А.К.Маркова, В.В.Рубцов, А.В.Барабанщиков, В.В. Рубцов, И.А. Зимняя и др.) и зарубежные (Й.Лингарт, Дж.Брунер, Б.Скиннер) психологические концепции обучения рассматривают формирование знаний, умений и умственных действий на базе различных моделей существенных элементов учебной деятельности.
В зарубежных исследованиях также намечаются пути совершенствования системы обучения с помощью глобальных моделей. Например, в работе С.Штрауса выдвигаются семь базовых положений возрастной модели обучения, соотносимые с указанными выше принципами обучения: 1) необходимость углубленного развития преподаваемого в школе материала; 2) для обучения должно отбираться содержание, которое человек не может освоить на основании житейского опыта; 3) ребенок имеет множественную систему представлений о мире; 4) система представлений о мире состоит из отдельных подсистем, которые имеют собственные пути развития; 5) предлагаемые модели обучения должны соотноситься с существующим школьным обучением; 6) необходимо опираться на уже имеющиеся у ребенка знания; 7) на процесс обучения влияет социальный контекст [3].
В российском образовании в настоящее время приоритетными названы принципы гуманизации, демократизации, развития, вариативности [4, с.3], которые дают педагогическим коллективам учебных заведений возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по своей модели, учитывающей региональные условия.
Тенденции развития системы школьного образования связаны с социальными и экономическими преобразованиями в России, имеющими многомерные последствия для системы образования в целом, для лицейского образования в частности, как фактора формирования личности.
Теоретические проблемы организации образовательного процесса в лицеях отражены в работах Ш. А. Амонашвили, С.К. Бондаревой, В. П. Беспалько, Ю.В. Громыко, B.C. Лунева, Н.А. Патова, Т. Г. Синько, В. В. Серикова, А. Г. Каспржака, М. В. Левита и И. С. Якиманской и др. Как показал анализ исследований, современное лицейское образование, интегрировавшее лучшие педагогические традиции отечественных и зарубежных теоретиков и практиков, актуализирует такие дидактические принципы, имеющие психологический контекст, как:
Принцип ориентации на зону ближайшего развития в обучении и в воспитании. По мнению Л.С. Выготского, обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение идет впереди развития и в то же время опирается на него. С.Л. Рубинштейн, уточняя позицию Л.С. Выготского, отмечал: «Ребенок не развивается сначала и затем воспитывается и обучается, а развивается, воспитываясь и обучаясь» [7, с.498].
Анализ современных работ по данной проблеме (Давыдов В.В., Фельдштейн Д.Б., Петровский А.В., Зимняя И.А., Обухова Л.И.) показывает, что, несмотря на то, что развитие охватывает все сферы личности в целом, в этом процессе могут быть выделены некоторые основные линии (стороны). В обобщенном виде можно назвать такие основные линии развития: развитие познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания); психологической структуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов и развитие их соотношения, освоение способов и средств деятельности); личности (направленности, ценностных ориентаций, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой) [2, с. 101].
Принцип обратной связи реализуется в учебных ситуациях, направленных на решение дидактических задач и проявляется в реактивных (речевых или неречевых) действиях участников образовательного процесса. В основу его положен психологический механизм восприятия, посредством которого одно лицо передает свои представления или ощущения относительно поведения другого лица. Обратной связью выступает всякая информация, прямая или косвенная, отсроченная или немедленная, которую человек получает от реципиента (или реципиентов), своего поведения, своего облика, сведений о самом себе. Получаемые посредством неё сведения позволяют, в частности, производить коррекцию, когда это оказывается необходимым в процессе обучения. Одной из важнейших задач, по мнению В.А.Сластенина, является предоставление возможности всем ученикам на каждом уроке сообщать о своем успехе, то есть на каждом уроке каждый ученик должен быть проверен по узловым знаниям учебного материала [5].
Принцип оптимального психического напряжения и для учеников, и для педагогов. Успешность в учебе обусловлена не только природными чертами школьника, а тем, насколько у него сформировались приемы и способы действий, соответствующие требованиям учебного процесса, с одной стороны, и индивидуальными проявлениями основных свойств нервной системы — с другой. Перегрузки ученика - плохо, недогрузки - также плохо. Ю.К.Бабанский подчеркивал, что ученик не развивается при недостаточном психическом напряжении [4].
Принцип максимального участия учеников в учебном процессе. Этот принцип предполагает
включение учеников на уроке в различные виды деятельности. В.И.Загвязинский называл его включение в деятельность [4]. У.Глассер определяет этот принцип как принцип терапии реальностью [8]. Избавление ребенка от негативных состояний психики, когда у детей срабатывают ограничивающие их развитие барьеры, дает принцип терапии реальностью. Включение ребенка в реальную деятельность позволяет не только эффективно развиваться, но и воспитывать ребенка. Через создание ситуации успеха и реальной деятельности в учебном процессе можно успешно достигать воспитывающих, развивающих целей с большой эффективностью.
Принцип объединение педагогов и учащихся едиными целями по созданию условий становления самоактуализирующейся личности. Г.И. Щукина отмечает, что принципы, цели, технологии не должны навязываться учащимся, а приниматься ими как реальные шаги, позволяющие актуализироваться в этом мире [4]. Целеполагание является смысло- и системообразующим компонентом любой деятельности. Наличие цели обуславливает направленность деятельности. В образовательном целе-полагании имеется диапазон уровней формулируемых целей - от целей-элементов до смысловых и перспективных целей. Лицейское образование, имеющее ярко выраженную специфику, ориентированную на гармоничное сочетание теоретической (интеллектуальной) и практической (прикладной) составляющих требует построения иерархии целей, обеспечивающих принятие адекватных решений.
Современная парадигма лицейского образования обладает возможностью активного использования инновационных педагогических технологий, позволяющих обеспечивать опережающую функцию образования. В отечественной педагогической науке существенный вклад в разработку проблем технологии обучения внесли Б.Ц. Бадмаев, А.А. Вербицкий, В.П. Беспалько, М.В. Кларин, В.М. Монахов, Н.Н. Никандров, В.А. Сластенин, Г.В. Селевко, Н.Ф Талызина, А.В. Хуторской и др. При этом одни авторы, рассматривая технологию обучения как средство гарантированного достижения целей обучения, подчеркивают, что технология всегда существует в любом процессе обучения и воспитания, и в этом отношении она развивает классическую дидактику. Другие исследователи рассматривают технологию обучения как последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач; планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса; строгое научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Базирующиеся на дидактических принципах инновационные технологии обучения и есть ответ дидактики на потребность естественных законов усвоения знаний, открытых психологической наукой, и именно они обеспечивают утверждение системы лицейского образования.
The article elucidates actual problems of psychological analysis of principles building and using educational technologies of educational process in modern municipal lyceum.
The key words: principle, educational principle, educational process, educational aim, educational activity, educational technology.
Список литературы
1. Антюхов А.В., Степченко Т.А., Фомин Н.В. Теория и практика инновационных технологий обучения студентов: монография М.: Педагогическое общество России, 2011. 322с.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2003.
3. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. М.: «Академия», 2011. 144с.
4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2т. Т.1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816с.
5. Сластенин В.А. Педагогика: учебник студ.высш.учеб.заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А.Сластенина. 9-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 576 с.
6. Рожков М.И., Байбородов Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2000. 256с.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2006. 720с.
8. Успенский В.Б., Чернавская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. М., 2003.176с.
Об авторах
Афонин И.А. - МБОУ «Брянский городской лицей № 27 им. Героя Советского Союза И.Е.Кустова», директор, кандидат педагогических наук, доцент.
Матяш Н.В. - Брянский государственный университет, заведующая кафедрой психологии, доктор психологических наук, профессор.